В одно утро оделся он да вышел из дому. А путь лежал на другой конец села в пекарню. Может согласится Пекарь Михасика в ученики взять. Выслушал Пекарь мальчика и говорит:
- От чего ж не научить тебя доброму делу. Молоко да яйца есть у меня в достатке. Да, только мука у меня закончилась. Ступай к мельнику Мукуличу. Добудь муки.
Недалече до мельницы было, Михасик вскоре уже с мельником сговаривался.
- Помоги мне мешки с зерном в короб засыпать, откуда оно на жернова сыпется. Стар я стал, тяжело мне.
Помог Михасик Мукуличу засыпать зерно. Запустил мельник большие каменные жернова, и вскоре была у мальчика в руках котомка с мукой.
Принял Пекарь муку, а Михасику сказал:
- Масло из подсолнухов нужно для блинов. Ступай на маслобойню к тетушке Семечке, попроси масла.
Тетушка Семечка встретила Михасика ласково:
- Хороший ты сын, Михась, доброе дело затеял. Есть у меня готовые, хорошо прожаренные семечки. Сейчас под прессом выдавим из нее свежее масло для тебя.
С полным глечиком ароматного масла вернулся Михасик к Пекарю.
- Молодец, - похвалил тот мальчика, - а сейчас, ну-ка, попробуй вот эту сковороду поднять.
Взялся Михасик за сковороду, а поднять не может! Тяжела чугунная блинница.
- Иди к кузнецу, попроси выковать тебе сковороду по руке, - велел Пекарь.
В кузне было дымно и жарко. Удивился, увидев мальчика, седовласый кузнец:
- Что за диво такое?! Чего тебе в кузне понадобилось, малец?
- Хочу я для матушки на масленицу блинов сам напечь, да сковорода уж больно большая да тяжелая, не поднять мне ее. Сделай, пожалуйста, сковороду мне по руке, - попросил кузнеца Михасик.
- Для доброго дела и я постараться не против! – ответил кузнец и принялся за работу.
И вскоре вручил мальчику небольшую сковороду – и не тяжелую, и не легкую, а в самый раз! Да еще ручку кузнец к ней приделал для удобства.
- Славная, удобная, - похвалил принесенную Михасиком сковороду Пекарь, - вот теперь можно и к учебе приступить.
Перво-наперво велел Пекарь мальчику руки вымыть, фартук одеть, да у иконы Богородицы благословения молитвой попросить.
- Хороший блин начинается с правильно подготовленной сковороды, - начал урок Пекарь, - сначала вымой свою сковороду с золой, потом натри ее солью и родниковой водой ополосни.
Все выполнил Михасик и принес чистую сковороду мастеру.
- Молодец, - похвалил Пекарь, - теперь на огне ее прокалить надо, чтоб все плохое выжгло.
Михасик поставил сковороду на плиту и немного подождал, потом спросил Пекаря:
- А как понять, что готова сковорода?
- А вот смотри, - Пекарь капнул водой на горячую сковороду, - видишь, капельки прыгают по ней? Значит, можно уже и масла налить чуток, а потом убрать с огня, чтобы остывая, масло всю сковороду пленочкой затянуло. Вот такая сковорода ни одного блина не испортит.
- А теперь тесто будем делать? – проявил нетерпение Михасик.
- А как же? Вот буду говорить, а ты выполняй! – улыбнулся Пекарь, - возьму чистую глубокую миску, поставь сверху сито, насыпь в него две кружки муки, да просей ее в миску. Так-так-так, молодец. Теперь ложкой для чая зачерпни немного соли и добавь в муку, теперь очередь сахара. Его по-боле надобно. Суповой ложкой черпни два раза. Перемешай все вместе. Молодец! Возьми ковш и разбей туда одно яйцо. Вот тебе пружинка-венчик, крути ею в ковше размешивай яйцо, чтоб хорошо смешались желток с белком. Трудно это с непривычки, но уж потрудись.
Не сразу получилось у Михасика справиться с непослушной пружинкой, но он не сдавался, и вскоре все у него получилось так, как велел мастер.
- Молодец, - похвалил его Пекарь, - теперь влей в яйцо половину кружки молока, размешай, а потом добавь столько же воды. Сейчас вливай осторожно жидкость в муку и вот этой веселкой перемешивай.
Трудно было Михасику, но справился он и с этой задачей.
- Видишь, комковато у тебя получилось, - оценил работу мальчика мастер, - это не беда. У всех новичков всегда так вначале получается. Тут навык и сноровка нужна, а они с опытом придут.
- Мастер, а как же от этих комочков избавиться, а то ведь и блины невкусные получатся, - огорченно спросил Пекаря Михасик.
- Тут надо снова пружинкой-венчиком потрудиться! Она все комочки разобьет! – мастер взял в руку пружинку-венчик и показал Михасику, как надо разбивать комочки в тесте, - видишь, и не стало комочков. Что теперь с тестом делать, знаешь?
- Можно уже и блины печь? – предположил мальчик.
- Немного торопишься, - улыбнулся Пекарь, - чтобы блины к сковородке не прилипали, надо в тесто налить три суповых ложки масла и хорошо его с тестом смешать.
Все сделал Михасик, как мастер сказал.
- Молодец, - похвалил Пекарь, - хорошее тесто у тебя получилось. Ставь сковородку свою на огонь, капелькой воды проверь ее готовность.
Волновался Михасик, когда половником наливал на готовую сковороду свой первый блин, оттого, наверное, и блин получился не круглый, не во всю сковороду. Но ничего не сказал Пекарь, только улыбался в усы, наблюдая за учеником.
- Мастер, а когда нужно переворачивать блинчик? – спросил Михасик, внимательно глядя на пекущийся блин.
- А вот смотри, сырое тесто потемнело немного, подсохло. Бери вот эту широкую лопаточку, - дал Пекарь Михасику деревянную лопатку, - осторожно поддень край блина и быстро переверни лопатку, а блин упадет на сковороду.
Попыхтел-попыхтел мальчик, но справился с непокорным блином, и тот показал свой румяный бочок.
- Первый блин – пекарю на зубок, - улыбнулся мастер, помогая ученику снять горячее солнышко со сковороды.
Михасик разделил свой первый блин пополам и предложил половинку мастеру.
- Ну, как тебе блинок? – спросил Пекарь, съев свою долю.
- Вкусный! – ответил мальчик с улыбкой.
- Значит, продолжай, а я буду помогать, - протянул мастер Михасику половник.
Пока не закончилось тесто в миске, пек мальчик блины. И с каждым новым блинным солнышком, снятым со сковороды, все ловчей и ловчей получалось у него, все меньше помогал ему мастер.
- Спасибо тебе, мастер, за твою науку, - в пояс поклонился учителю Михасик, когда последний блин покинул сковороду, - а этими блинами угости детей своих.
- Хороший ты ученик, - улыбнулся Пекарь, - и вот мое тебе последнее слово. Не верь людям, когда говорят «первый блин комом». Когда все сделаешь правильно, да не поленишься и не поторопишься, все блины будут круглые и вкусные.
А в первый день масленицы проснулся Михасик, раньше матушки. Навел теста да напек замечательных блинов. Блинный дух-то матушку и разбудил. Удивилась она, отведала сыново приготовленье и прослезилась.
- Что ж ты плачешь, маменька, - спросил ее Михасик.
- Радуюсь, что сынок вырос, - ответила мать и крепко поцеловала сына.