Мы с Иришкой не без трепета угадали появление ее симптомов у Егора... Признаться, мы были несколько не готовы; она застала нас врасплох, а мы… Мы просто не сумели противостоять. Мы, конечно, понимали, что рано или поздно это могло и даже должно было произойти… Но так скоро, так интенсивно!.. Мы почему-то самонадеянно ждали, не разглашали очевидного, не слушали советов со стороны, не придавали всему серьезного значения. Это даже казалось милым… забавным… Но очень скоро обнаружилось, что все происходящее не имитация и никакая не симуляция… Начавшись с маленьких приступов, она одолевала сына все больше и больше, и совсем скоро охватила всего малыша. Тут мы уже были бессильны, слишком малое зависело от нас, наше «попустительство» сделало свое дело… Егора стало сложно узнать. Все что мы могли ему дать и все, что от нас требовалось, – лишь постоянная эмоциональная поддержка… Быть может, кто-то из вас скажет, что я сгущаю краски, запугиваю и нервирую читателя, но каждый, кто прошел через это, думаю, понимает серьезность, ответственность и, во многом, переломность момента… Момента, когда у вашего ребенка обнаружилась и развивается… самостоятельность.
Словно тонкий росток, появившийся из крошечного зернышка и пробивающий сухую корку земли, самостоятельность зарождается в ребенке, прокладывает себе путь, жаждет обязательного выхода, формируется, крепчает, пускает проворные корни, становится все более заметной. Это «деревце» будет расти и сопровождать малыша на протяжении всей его жизни. При должном уходе и благоприятном климате - оно уже вскоре начнет «плодоносить», станет нужным и незаменимым подспорьем своему «хозяину» и всем окружающим. Понимание этого – пока еще не задача ребенка (хотя с каждым днем он все больше и больше приближается к этому), но уже наверняка задача «самостоятельного» родителя.
Казалось бы, еще вчера наш малыш был беззащитным «несмышленышем», но в районе двух лет его самостоятельность принялась громко заявлять о себе, вытягивая за собой целую вязанку прочих фундаментальных личностных качеств. Характер Егора начал раскрываться под иным углом, появились первые признаки осознания им «собственного я». Теперь все чаще и чаще в нашей квартире раздается непререкаемое «сам!» и максимум, до чего удается сторговаться в сложных случаях – это позиция «вместе».
Признаюсь, именно в это волшебное время, для меня наиболее осязаемым стало чувство «глины», человеческого материала, чувство какой-то повышенной ответственности. То, что находится в моих, быть может не самых умелых руках, может стать чем угодно, но стать именно сейчас, потом, позже, будут лишь шлифовка и окраска. Но это все «поверх», помимо, основное – именно сейчас. Главное – не упустить, не сплоховать, не позволить себе вялости и нерешительности. Необходимо лишь нащупать грань между помощью, невмешательством, ответной реакцией, наглядной демонстрацией, доброжелательностью и журением. Возможно, все это не слишком просто. Возможно, детская самостоятельность несколько обременительна – пока что она не облегчает жизнь, а напротив делает ее труднее. Но я знаю, что совсем скоро ситуация изменится с точностью до наоборот.
Пока же, всякое действие родителей Егор пытается примерить на себя, старается не сплоховать, продемонстрировать эту самую самостоятельность, а вместе с тем свою взрослость и состоятельность. Я не без удовольствия замечаю в нем первые признаки настоящей мужской упертости, логического мышления, смекалки и изобретательности. Он уже может наверняка понять, чего ему хочется и когда, соизмеряет свои желания-возможности с обстоятельствами и принимает ответственное решение. Умываться, чистить зубы, одеваться и раздеваться, пылесосить, наводить порядок, мыть посуду, пользоваться бытовыми приборами – все эти действия требуют лишь небольшой помощи, а если быть точнее – лишь поддержки и корректировки со стороны мамы и папы. Про пользование горшком и ловкое сокрытие всех возможных следов в случае «непредвиденной аварии» - я вообще молчу.
Осваивание новых действий и даже целых областей деятельности поставлено Егором на поток. В этом плане сын является неутомимым тружеником. Но ему совсем не сложно, укрепляя свою самостоятельность, он, всего лишь навсего, играет. В его возрасте - все легко и просто! Неловкое копирование и подражательство в силу многократного повторения и заучивания, обнаруживает очертания смысла, приобретает внятную цель; а все эти безудержные инициативы, когда и в помине нет ни умения, ни сколько-нибудь существенной настойчивости постепенно перерастают в целеустремленность и осмысленные отказы от предлагаемой помощи. Эти отказы очень наглядно демонстрируют двуединую роль самостоятельности в процессе становления личности. С одной стороны – это физическая возможность и умение выполнять какие-то действия; с другой, но не менее важной, стороны – это некое моральное обязательство, ответственность и оценка своим действиям… или их отсутствию. Егор уже безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо. И что делать плохо – это, как ни крути, не наш вариант.
Как только новое действие становится доступным, отношение к нему моментально меняется (как у самого ребенка, так и у нас, взрослых). Для Егора оно становится обыденностью (иногда даже нежеланной), а мы, родители, просто перестаем умиляться этим славным и неловким попыткам, восторгаться успехами сына. Мы все теряем к этому интерес и переключаемся на покорение «новых высот».
Вообще, развитие самостоятельности у ребенка интересный, завораживающий и какой-то очень естественный процесс. От родителей требуется не так уж и много – легонько сдвинуть этот процесс с исходной точки. Это очень просто! Точно так же, как опустить бумажный кораблик в весенний ручеек. Дальше все начнется само собой! Каждый родитель вправе сам выбрать, или даже почувствовать то необходимое, что послужит катализатором… Что же касается нас - мы с самых пеленок стараемся предоставлять Егору право выбора (одежды, игрушки, еды, мультфильма и т.д.), интересуемся его мнением и учитываем это мнение при принятии своих родительских решений, учим договариваться, идти на компромиссы… Впрочем, в этом деле у каждого, пожалуй, свои взгляды и секреты. А самое главное, как мне кажется, – просто уважать ребенка как личность и подавать ему своими действиями наглядный пример. И тогда наверняка, в очередном порыве самостоятельности любая девочка заявит, что когда вырастет – станет Мамой, а мальчик – Папой…