О чем умолчали или не знали авторы канонических Евангелий.
Обручение и свадьба Марии и Иосифа.
Тайна непорочного зачатия
Из предыдущей части постоянный читатель помнит, что при достижении Мариам-Марии 14-17 лет, Иерусалимский Первосвященник, принял решение о выдаче ее замуж!
Причем, тут, снова появляется в очередной раз, в нашем рассказе появляется неустановленный в смысле «имени и звания Ангел» рассказавший (вернее внушивший) Первосвященнику, каким путем ему нужно найти для Мариам-Марии «номинального мужа ( хранителя девства)». Не знаю как тогда, но даже сейчас, это звучит крайне необычно, если не странно! Зачем мужчине такая жена?
Если следовать далее, ориентируясь на описания христианских церковных историков и писателей то следует красивая «легенда» о расцевшем посохе, который принадлежал 80-летнему жителю г. Назарет, (провинция Галилея Иудейского царства, находившегося под протекторатом Римской империи-автор) - Иосифу.
Этот Иосиф, был знатного рода, но не богат. Овдовев, вел праведную жизнь, имел от первого брака уже взрослых детей, и, несмотря на свой преклонный, даже по нашим современным оценкам, пенсионного возраста, еще продолжал заниматься плотницким мастерством.
Но, было тут, кроме появления Ангела и еще одно маленькое чудо, так сказать дополнительный признак избранности Иосифа. Для самых неверующих в чудеса!
«Кроме того, что жезл ( деревянный посох -автор) расцвел, на нем сидела голубица, которая вспорхнула в воздух и стала виться над головой Иосифа. Подав жезл Иосифу, Первосвященник сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». ( С точки зрения тогдашних еврейских законов установленный Моисеем, это полная ахинея! Ну не мог Первосвященик такое сказать!- автор)
«Иосиф возразил, что у него есть дома взрослые сыновья, что он станет посмешищем для людей, если возьмет к себе в дом столь юную девицу.
Но первосвященник сумел уговорить его не противиться Божьей воле, и тогда же произошло обручение.
По преданию, Пречистая Дева была сильно опечалена решением священников. Трудно ей было расставаться с храмом, но ей было откровение от Бога, чтобы Она не боялась идти в дом Иосифа, праведного старца, Ее обручника.
Иосиф Ей был назначен не как муж, а как хранитель Ее святыни и заботливый ее служитель».
Но со стороны, все должны были думать, что Мария и Иосиф живут в обыкновенном браке, тогда как Ее девство оставалось по-прежнему ненарушенным!
«Вот Мария рассталась с Иерусалимом, где невино, в священной обстановке протекло Ее детство и отрочество. Иосиф повел Ее за собой в Галилею, в ничтожный, маленький Назарет, на жизнь, полную труда и лишений, на скромную долю.
И не знал никто тогда, что этим исходом Девы Марии в Назарет начинался ряд поразительных и великих событий, которые должны были перестроить жизнь вселенной.
Поселившись в Назарете, Дева Мария не изменяла образа жизни, к которому привыкла в Иерусалиме.
По-прежнему молитвы и рукоделия делили между собой все Ее время. Обстоятельства доставили Ей большую работу, которая требовала Ее особенного внимания.
Священники иерусалимского храма задумали сделать новую завесу пред «Святая Святых» и поручили работу нескольким непорочным девам из племени Давида.
Работа была распределена по частям между девами метанием жребия, и на долю Девы Марии достался «червлен» и «настоящая багряница»...
И вот после посещения для этого дела Иерусалима Пречистая Дева опять в Назарете, в тишине в молчании сосредоточенной души Своей в таинственных, неясных предчувствиях чего-то великого, подходящего все ближе и ближе..».
И, тут это самое, великое и ближнее, скоро дало о себя знать!!! Да еще как!
Тут, уважаемые читатели, мы подошли к очень острому, для христиан всех видов конфессий и церквей вопросу, неутихающему в спорах на протяжении последних 2000 лет – а именно к вопросу об обстоятельствах рождении Иисуса Христа.
В связи с тем, что автор не имеет богословского образования, а вопрос очень важный, то им для расскрытия заявленной темы, в качестве основы, был взят труд авторитетного, православного богослова: епископа Мефодий (В. Н. Кульман, 1902-1974) «Святоотческое толкование на Евангелие от Матфея».
И по ходу изложения теста этой работы, мы будем комментировать, те или иные доводы или факты, на которые ссылается этот признанный церковный богослов.
Итак, приступим….
Откровение тайны Праведному Иосифу (1:18-25).
«Приступая к повествованию об обстоятельствах Рождества Христова, св. Матфей говорит: Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом — Евангелист не сказал Девы, но просто — Матери, дабы было понятнее.
А обручение в те времена состояло в договоре между родителями жениха и невесты, а если их не было в живых, — между их ближайшими родственниками.»
Евангелисты не говорят, как именно произошло обручение Матери Божией с Иосифом, но церковное предание сохранило об этом такие сведения.
Пресвятая Дева, приведённая Своими родителями в трёхлетнем возрасте в храм Иерусалимский, пребывала там до четырнадцатилетнего возраста.
В то время все еврейские девушки, побуждаемые надеждой рождения обетованного Спасителя, считали величайшим несчастьем оставаться девственницами.
Но Пресвятая Мария по глубокому смирению Своему не позволяла Себе и думать о такой надежде и, возлюбив Бога всей душой, дала обет всегдашнего девства; это видно из Её слов Архангелу: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лук.1:34).
Она не могла бы сказать так, если бы не дала обет девства. Между тем Её св. родители уже умерли, позаботиться о Ней должны были первосвященники и священники храма, где Она пребывала.
Узнав о Её обещании Богу остаться девою, они пришли в затруднение: как поступить с Нею?
Они считали грехом принуждать Её к нарушению обета, но в то же время считали и неприличным, чтобы взрослая девица жила в храме.
В недоумении они обратились с молитвою к Богу, и Бог открыл им, чтобы они нашли достойного человека, который под видом супружества оставался хранителем Её девства.
Для этого были избраны двенадцать мужей из рода Давидова, в числе которых был и Праведный Иосиф.
По преданию, ему было в то время восемьдесят лет. Первосвященник отобрал у всех избранников жезлы и положил те на ночь в алтаре Господнем.
Наутро оказалось, что жезл Иосифа расцвёл, подобно древнему жезлу Аарона. Так праведный старец, древодел из Назарета, стал обручником Пресвятой Девы».
Тут мы прервемся, и зададим сами себе риторический вопрос:
«А как в действительности обстоял вопрос об обручении и заключении брака у евреев, времен 10-1 г. д. н.э.?
Для разъяснения этого интересного и сложного вопроса мы обратимся к Еврейской электронной энциклопедии». (http://www.eleven.co.il/article/10722) составленной авторитетными специалистами.
Иудаизм рассматривает брак как наиболее желательный статус человека и видит в нем социальную институцию, созданную Богом во времена творения.
Согласно Библии, целью брака являются взаимопомощь между мужчиной и женщиной (Быт. 2:18), их плотская близость (Быт. 2:24) и продление и увеличение рода человеческого (Быт. 1:28).
В библейский период брак обычно совершался по воле родителей (Быт. 21:21; 24; 28:2), но иногда спрашивали и согласия невесты (Быт. 24:5; 58); не были редкостью и браки по любви (Быт. 29:20; Суд. 14; I Сам. 18:20).
Запрещались браки между определенными категориями людей. Браки с не евреями имели место, но во Второзаконии (7:3, 4) они объявляются запретными из опасения, что через их посредство проникнут обычаи идолопоклонства, а в книгах Эзры и Нехемии — из опасения ассимиляции евреев среди окружающих их народов (Эз. 9–10, особ. 9:2, 19; 10:10–11; Нех. 10:31, 13:23–25).
Плодовитость в браке считалась великим благом (Быт. 9:1, 7; 13:16; 22:17; Пс. 127:3–5; 128), бездетность — трагедией и позором (Быт. 30:1, 23). Если гармония между супругами нарушена (особенно в случае измены жены), брак, может быть, расторгнут разводом (Втор. 24:1–4).
Талмуд ( уже принятый на время действия описываемых событий – автор) усматривает в безбрачии противоестественное состояние; грешит не тот, кто женат, а неженатый, ибо он «проводит все дни свои в греховных мыслях» (Кид. 29б), живет «без радости, без благословения, без блага» (Иев. 62б) и не является мужчиной в полном смысле слова (там же, 63а);
Сексуальное желание не является порочным или постыдным; регулируемое и контролируемое браком, оно служит благим целям, ибо без него «никто не смог бы создать дом, жениться и родить детей» (Быт. Р. 9:7).
Брак настолько важен, что мужчине разрешается продать свиток Торы (см. Сефер-Тора), чтобы жениться (Мег. 27а), а женщине лучше терпеть несчастливый брак, чем оставаться незамужней (Иев. 11За; Кид. 7а). Брак не должен заключаться ради денег (Кид. 70а).
Мужчина должен искать жену с мягким характером, тактичную, скромную и трудолюбивую (Сота 3б);
желательно также, чтобы она была приблизительно того же возраста, что ее будущий муж (Иев. 44а; Санх. 76а, б),
имела сходное социальное происхождение (Кид. 49а),
была красивой (Бр. 57б; Иома 74б),
происходила из уважаемой семьи (Та‘ан. 4:8, ББ. 109б) и чтобы отец ее был сведущ в законоучении (Псах. 49б).
Мужчина должен обязательно видеть свою будущую жену до обручения с ней (Кид. 41а).
Оптимальным возрастом мужчины для вступления в брак считалось 18 лет (Авот 5:21). Оптимальный возраст девушки для вступления в брак не указывается, но когда ей исполняется 12 лет, отец должен начать думать о подыскании ей жениха (Санх. 76а).
В браке муж получает право на ишут (супружеские обязанности) своей жены, но не на ее личность, и берет на себя обязанность обеспечивать ее пищей и одеждой и делить с ней ложе.
Муж обязан к самоотвержению, дабы обеспечить жену и детей всем необходимым (Хул. 84б).
Если муж и жена ведут себя достойно по отношению друг к другу, Бог пребывает с ними; плохие же отношения между супругами уподобляются пожирающему их огню. Обе стороны должны стремиться возвысить свой брак путем взаимного внимания и уважения.
Добрачные прелиминарии.
Согласие мужчины и женщины вступить в брак скреплялось — а в кругах, строго придерживающихся ортодоксальной традиции, скрепляется и по сей день — актом помолвки, известным в талмудическом праве как шиддухин. ( Это то что в Евангелиях называется –Обручением- автор)
Акт шиддухин определяется как взаимное обещание мужчины и женщины вступить в брак, а также как изложение условий (тнаим), связанных с предстоящим браком.
В просторечии, в отличие от юридической терминологии, обряд помолвки называется эрусин (в правовом смысле эрусин или иначекиддушин является составной частью обряда бракосочетания;
Талмудические и раввинистические авторитеты считали киддушин без предшествующего обряда шиддухин проявлением распущенности и предписывали наказывать бичеванием мужчину, вступающего в брак без совершения этого прелиминарного обряда.
Сам по себе шиддухин не имеет непосредственного влияния на личный статус сторон в предстоящем браке и рассматривается лишь как предпосылка к созданию их нового статуса.
Тнаим обычно представляют письменный документ, в котором указываются время и место предстоящей свадьбы и финансовые обязательства сторон, в том числе приданое (недунья) невесты или время, в течение которого ее отец обязуется содержать молодых, а также сумма (обычно 50% суммы приданого, Ш. Ар., ЭхЭ. 51), которая подлежит уплате в качестве штрафа (кнас) стороной, нарушившей без достаточных оснований обещание вступить в брак (от обычая составления такого документа происходят два названия обряда помолвки на идиш: тнаим шрайбн, буквально `писание условий`, и кнасмол, буквально `штрафная трапеза`).
Во время составления тнаим обычно разбивают тарелку, что является своего рода параллелью к разбиванию бокала при обряде бракосочетания.
Несмотря на то, что с точки зрения Галахи помолвка имеет второстепенное значение, она осталась важной частью всего института брака.
Между помолвкой и бракосочетанием жених и невеста обменивались подарками (сивлонот): жених обычно посылал невесте одежду или украшения, а она в ответ посылала ему новый таллит или вышитый ею мешочек для таллита.
Церемония бракосочетания. Можно полагать, что вступление в брак уже в библейский период сопровождалось какой-то церемонией.
Однако Библия не приводит описания таковой, упоминая о ней лишь мимоходом. Из этих упоминаний, тем не менее, можно понять, что бракосочетание обычно сопровождалось многолюдным пиршеством (Быт. 29:22), которое продолжалось семь дней (Суд. 14:12) и сопровождалось особыми песнями (Пс. 78:63).
Частью брачной церемонии была демонстрация покрытой кровавыми пятнами одежды, в которую невеста была одета в свою первую брачную ночь, как доказательство того, что она вступила в брак будучи девственницей (Втор. 22:15, 17). В некоторых восточных общинах этот обычай сохранялся до новейшего времени».
И тут сразу напрашивается вопрос: « А как Мариам-Марии удалось избежать этого обязательного обряда?»
Автор оставляет этот вопрос без ответа, но далее расскажет, как на него вопрос отвечают православные богословы? А пока продолжим изучение еврейского брачно-семейного законодательства.
«В талмудический период сформировался канон церемонии бракосочетания, в основном сохранившийся до настоящего времени.
Согласно этому канону, бракосочетание состоит из двух актов: киддушин(или эрусин) и ниссуин. Акт киддушин, в результате которого стороны перестают пребывать в холостом состоянии, сам по себе не дает правовых последствий изменения личного положения сторон.
Для достижения этого требуется акт ниссуин. Талмудическое законодательство устанавливает три способа осуществления актакиддушин, а именно: кесеф (буквально `деньги`), штар (`контракт`) ибиа (`сожительство`).
Первый способ состоит в том, что жених в присутствии двух правомочных свидетелей дает невесте деньги или их эквивалент (в наше время это обычно гладкое кольцо) и произносит при этом (в случае обручения кольцом) обручальную формулу: Харей ат мекуддешет ли бе-таба‘ат зо ке-дат Моше ве-Исраэль — «Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля».
Акт передачи денег или надевания кольца означает, что жених выражает желание сделать невесту своей женой, а невеста принятием того или другого выражает согласие стать его женой.
По второму способу, жених в присутствии двух правомочных свидетелей вручает невесте письменный контракт, содержащий, помимо имен сторон и других данных, слова «Ты посвящаешься мне этим договором по закону Моисея и Израиля». Невеста, принимая этот документ, выражает свое согласие стать женой договаривающейся стороны.
Третий способ осуществления акта киддушин состоит в том, что мужчина обращается в присутствии двух правомочных свидетелей к женщине со словами: «Ты посвящаешься мне этим сожительством по закону Моисея и Израиля» и уводит ее в их присутствии в отдельное помещение.
Тем самым их сожительство, факт которого удостоверяется, дает им статус супругов. Хотя, с правовой точки зрения, этот вид также признается законным, законоучители предписали наказывать прибегающих к нему бичеванием (Кид. 12б; Ш. Ар., ЭхЭ. 26:4, 3:1).
Сама церемония бракосочетания протекает следующим образом. Она начинается с подготовки брачного контракта — ктуббы.
Поскольку форма ктуббы является строго стандартной, обычно брачный контракт приносится уже готовым (часто печатным), и в нем лишь проставляется сумма, которую муж будет обязан выплатить жене в случае расторжения брака.
Затем жених особым символическим актом, называемым киньян(буквально `приобретение`), берет на себя обязательства, перечисленные в ктуббе.
Киньян совершается таким образом: жених берет из рук раввина, ведущего обряд, предмет, имеющий определенную минимальную ценность, обычно носовой платок, поднимает его и возвращает его раввину.
После этого свидетели (а в Израиле и ряде общин диаспоры также и жених) подписывают ктуббу.
Затем присутствующие провожают жениха туда, где его ждет невеста.
Он опускает фату на ее лицо, и в это время раввин произносит слова благословения, которое было дано Ревекке: «Сестра наша! Да родятся от тебя тысячи тысяч» (Быт. 24:60).
Этот обряд называется на идиш бадекен ди кале (буквально `накрывание невесты`); у сефардских евреев его нет. В некоторых общинах отец невесты возлагает после этого руки на ее голову и произносит благословение: «Да уподобит тебя Бог Рахили иЛие».
После этого отец жениха и отец невесты (или двое других мужчин из числа родственников или друзей, если жених или невеста сироты) ведут жениха к хуппе, под которой он стоит лицом в сторону Иерусалима, а в Иерусалиме — лицом в сторону Храма.
Затем невесту приводят к хуппе ее мать и мать жениха, несущие зажженные свечи (если мать невесты или жениха умерла, ее роль обычно исполняет одна из родственниц).
В случае отсутствия специальной хуппы-балдахина (символизирующего шатер жениха, куда невеста приводилась в древние времена для совершения обряда киддушин) над головой жениха и невесты двое или четверо из собравшихся мужчин простирают таллит.
Когда невесту ведут к хуппе, раввин (или кантор) возглашает благословение жениху и невесте. У ашкеназов принято обводить невесту семь раз вокруг жениха прежде, чем она станет возле него. После того, как невеста становится справа от жениха, раввин иногда произносит проповедь.
Лишь затем начинается собственно бракосочетание. Раввин произносит бенедикцию над бокалом вина и особую бенедикцию обручения (биркат эрусин).
Отец жениха передает бокал жениху, и тот отпивает немного вина. Мать невесты передает бокал невесте, и та тоже пригубливает вино. Во многих общинах бокал жениху и невесте передает раввин. Затем жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты и произносит формулу киддушин (см. выше). Поскольку, во избежание могущих возникнуть затем недоразумений правового порядка, он должен произнести эту формулу с абсолютной точностью, принято, что ее произносит медленно и отчетливо раввин, и жених повторяет ее слово за словом. (Принятый в некоторых реформистских / и консервативных общинах США обряд «двух колец», при котором невеста также дает кольцо жениху и произносит формулу киддушин, вызывает галахические сомнения.)
После этого раввин или кто-либо из гостей, кому хотят оказать честь, читает вслух ктуббу. Во многих общинах читают арамейский оригинал с переводом основного содержания на разговорный язык общины. В Израиле часто дают краткий перевод ктуббы на иврит. После чтения ктуббы раввин произносит над бокалом вина семь свадебных бенедикций (шева брахот).
Во многих конгрегациях принято наделять гостей честью поочередного чтения этих бенедикций. Затем отец невесты дает жениху отпить из бокала, мать жениха делает то же с невестой.
После этого в большинстве общин жених разбивает правой ногой бокал или, чаще, специально подготовленный для этой цели стакан (в некоторых общинах он делает это после произнесения формулы киддушин). Затем (в тех общинах, где это принято) раввин произносит биркат-коханим.
После этого новобрачных отводят в отдельное помещение, где они — чаще всего лишь на несколько минут — остаются наедине и обычно впервые едят после поста. Этот обычай носит название ихуд (буквально `уединение`).
На этом брачная церемония завершается, и после нее начинается свадебная трапеза.
Права и обязанности вступивших в брак. Согласно Галахе, муж имеет десять обязанностей по отношению к жене и детям от брака с нею:
• обеспечить жену средствами существования;
• давать ей одежду и жилье;
• сожительствовать с ней;
• обеспечить исполнение денежного обязательства, взятого на себя в брачном контракте;
• обеспечить жене медицинское обслуживание и уход в случае болезни;
• выкупить ее, если она будет взята в плен;
• обеспечить похороны и установку надгробного памятника, если жена умрет до него;
• обеспечить ее средствами к существованию после его смерти и правом жить в его доме, пока она остается вдовой;
• обеспечить содержание после его смерти дочерей от их брака до их обручения или совершеннолетия;
• обеспечить наследование сыновьями, вдобавок к их законной доле состояния отца, суммы, указанной в брачном контракте, если жена умрет до смерти мужа.
Права мужа по отношению к жене включают:
• использование труда жены;
• право на ее случайные заработки или найденные ею материальные ценности;
• право пользования ее имуществом и доходами от него;
• право наследовать ее состояние.
Запрещенные браки.
Браки, запрещенные еврейским религиозным правом, делятся на две категории:
1. запрещенные и недействительные;
2. запрещенные, но действительные.
К первой категории относятся:
• браки, являющиеся кровосмесительными согласно законам Торы, а именно: брак с матерью, с дочерью, с внучкой, с сестрой (как полной, так и единоутробной и единокровной), с сестрой отца или матери, с женой брата отца, с женой сына, с мачехой, с сестрой жены (недействителен при жизни последней даже после развода с ней), с вдовой брата (за исключением левиратного брака) или с его разведенной женой, с бабушкой, матерью, дочерью и внучкой жены;
• брак с замужней женщиной;
• брак с нееврейкой. Аналогичны, хотя и не идентичны абсолютно, запреты этой категории для женщин.
Вторая категория запрещенных браков (запрещенные, но действительные) включает сожительства, запрет которых восходит либо к Торе, либо к Талмуду. Ниже приводятся примеры таких запретов:
1. замужняя женщина, вступающая в сожительство с другим мужчиной, становится запретной как для мужа, так и для прелюбодея, даже после развода или смерти мужа. (Некоторые раввинистические авторитеты придерживаются мнения, что хотя в целях наказания такая женщина является запретной для любовника, все же, если они поженились, нельзя принуждать его развестись с ней);
2. разведенная женщина, вышедшая замуж вторично и снова ставшая незамужней (путем развода со вторым мужем или вследствие его смерти) является запретной для первого мужа;
3. кохен не может жениться на разведенной. Плод такого брака именуется халал(а);
4. еврейка не может вступить в брак с мамзером и еврей — с мамзерет;
Это очень важный вопрос для нашего дальнейшего исследования: МАМЗЕ́Р ( ж. р. мамзерет), согласно Галахе — рожденный (рожденная) еврейкой в результате кровосмесительной связи (Лев. 18 и 20; Иев. 21а–22а; Майм. Яд., Хилхот ишут 1:5–6; подробней см. или измены мужу с другим евреем, а также во втором браке с евреем, если первый брак расторгнут не по обряду, предписанному Галахой.
Мамзер упоминается в Пятикнижии лишь однажды:
«Да не войдет мамзер в общество Господне, и поколение десятое его не войдет в общество Господне» (Втор. 23:3).
На основании этого предписания Галаха запрещает родниться с мамзерами и их потомками (Иев. 8:3), хотя амора Шим‘он бен Лакиш полагает, что с потомками мамзерет после десятого поколения разрешается вступать в брак (Иев. 78б).
Этимология слова мамзер не выяснена. В Септуагинте оно переведено в книге Второзаконие как «сын блудницы», а в книге пророка Зхарии (9:6) — как «чужое племя». Раши (к Зх. 9:6) толкует его как «чужой народ», а Нахманид (к Втор. 23:3) как «чужой для братьев своих, неизвестно от кого произошедший».
Наказания, определяемые Галахой повинным в кровосмесительной связи или в адюльтере, суммированы Маймонидом в Хилхот иссурей биа (1:1–8). Галаха, ограничивая права мамзеров в сфере супружества и допуская их браки только между собой или с прозелитами, во всем остальном считает их равными другим евреям. Талмуд даже утверждает, что мамзер — ученый предпочтительнее первосвященника-невежды (Хор. 3:8).
5. женатый человек не может вступить в брак с другой женщиной, пока действителен его предыдущий брак. Такой второй брак, совершенный вопреки запрету, действителен, но стороны обязаны развестись;
6. во избежание сомнений относительно отцовства могущего родиться ребенка, запрещается жениться на разведенной женщине или вдове до прошествия 90 дней со дня ее перехода в положение разведенной или вдовы, а также на беременной женщине; запрещается также жениться на кормящей матери, пока ребенку не исполнится 24 месяца.
Правовые последствия запрещенных браков тоже разделяются по соответствующим категориям.
С точки зрения религиозного права, брак, запрещенный Торой как кровосмесительный, не влечет за собой юридических последствий для сторон:
поскольку их брак недействителен, им нет необходимости разводиться.
Дети от такого союза считаются мамзерами.
Брак замужней женщины с другим мужчиной, хотя он и недействителен, требует развода женщины не только с мужем, но и с другим мужчиной. В случае запрещенного, но действительного брака, любая сторона имеет право требовать развода. Сторону, отказывающую в выдаче развода, можно законным образом принудить к этому.
Положение ребенка от запрещенного, но действительного брака будет таким же, как положение того из родителей, кто запретен для брака.
Так, ребенок, рожденный от брака, в котором одна из сторон является мамзером, будет также мамзером; дочь халала будет халалой, и ей будет запрещено выйти замуж за кохена.
Раввинистические законоположения подробно рассматривают последствия недозволенных браков и с точки зрения еврейского гражданские права.
Случаи запрещенных и недействительных браков четко отличаются от случаев браков запрещенных, но действительных.
В отношении последних различаются те случаи, когда муж при вступлении в брак не знал, что женщина является для него запретной, и те, когда он сознательно вступил в запрещенный брак».
«Одна из Десяти заповедей Библии — запрет вступать в половую связь с замужней или обрученной с другим мужчиной женщиной (ниуф; Исх. 20:13; Втор. 5:17), что рассматривается, наряду с остальными половыми преступлениями, как скверна (Лев. 18:20; Чис. 5:13).
В книге Бытиесупружеская измена жены названа великим грехом (20:9), она наказывается смертью изменницы и ее любовника (Лев. 20:10; Втор. 22:22–24).
Наказание за это, упоминаемое в книге Второзаконие 22:24 (ср. Иех. 16:40; 23:46–47), — побитие камнями, а в книге Бытие 38:24 (ср. Лев. 21:9) — сожжение.
И еще один очень важный для нашего исследования вопрос!!!
«Сокрытие от мужа факта потери девственности до брака приравнивалось к измене (Втор. 22:13–21).
В отличие от других ближневосточных сводов законов, которые также предписывали смертную казнь за измену мужу, однако рассматривали измену как оскорбление мужа, Библия видит в браке освященный Богом союз и считает измену жены оскорблением не только мужа, но и самого Бога (Быт. 20:3–6; 39:7–9 и другие).
Поэтому такой проступок не подлежит человеческому прощению.
Если муж подозревает жену в измене, однако не располагает доказательствами, женщину испытывают «горькой водой» (Чис. 5:14–31).
Испытание, осуществляемое священником представляет собой род «Божьего суда»: женщина должна выпить «горькую воду» (вода, в которую подмешана земля с пола скинии); если жена изменила мужу, ее живот должен вспухнуть, а если нет — этого не произойдет.
Согласно Талмуду, смертный приговор неверной жене и ее любовнику может быть вынесен лишь в том случае, если они были предварительно предостережены от совершения преступления (Санх. 41а).
В отличие от Библии, требующей побития камнями и сожжения, талмудические авторитеты предписывают удушение как более гуманный вид казни (Сифра 9:11; Санх. 52б и другие).
Измена мужа сама по себе не считается преступлением.
Такой взгляд основывается на разрешении Библией многоженства и на древней концепции, согласно которой мужчина приобретает себе жену за деньги и потому располагает исключительным правом на нее (см. Брак; Моногамия и полигамия; Приданое).
Однако супружеская верность сравнивается с непоколебимой верностью Израиля своему Богу, а супружеская измена — с поклонением другим богам (см.Идолопоклонство; Иер. 2:23; 3:1; Иех. 16:1; 23:1 и другие).
Еще один важный вопрос: «А как в Иудеи относились к изнасилованию женщин и его последствиям?»
Изнасилование необрученной девушки, согласно библейскому законодательству, не считалось особо тяжким преступлением:
насильник обязан был уплатить отцу изнасилованной 50 шекелей серебром в качестве выкупа за невесту и взять ее в жены, причем без права развестись с ней в будущем (Втор. 22:28–29).
Талмуд, обязует насильника также выплатить девушке компенсацию за нанесенный ей физический и моральный ущерб (Кт. 42а-43б).
Однако, если девушка отказывается от брака, насильник освобождается от обязанности жениться на ней (Кт. 39б)» .
Автор, не напрасно уводит читателя в глубь древних еврейских законов, кстати до ныне действительных и обязательных для исполнения, для всех ортодоксальных евреев!
Потому что сейчас настало время обсудить и еще одну версию о происхождении Иисуса Христа.
Вносящий, в противовес принятой в христианстве версии о непорочном зачатии Мариам-Марии, более земное, объяснение тайны ее беременности!
Речь пойдет о Иисусе, бен Пантире. Вот что нем можно узнать с разных энциклопедий»-«Иисус, сын Пантиры» или Пантеры) — один из вариантов обозначения Иисуса из Назарета в еврейских текстах.
В талмудической литературе I в. н. э. нет упоминания об Иисусе.
В более поздних частях Талмуда и в Мидраше Иисус упоминается в связи с полемикой против христианства и христологических истолкований ТаНаХа, однако эти упоминания весьма немногочисленны.
Талмуд, упоминая Иисуса, называет его «Бен Пантира» или «Бар Пандира» («сыном Пантиры (Пандиры)»), но ничего не сообщает по этому поводу.
При этом есть существенные сомнения по вопросу о том, действительно ли они относятся к Иисусу христианства (например, они датируют время его жизни II веком до н. э., то есть на полтора столетия раньше Иисуса из Назарета).
Ориген (Против Цельса, I 32-33) приводит антихристианский рассказ Цельса (II в.) о рождении Иисуса Марией от солдата (римского?) по имени Пантера.
По версии Отцов церкви, Пантера — один из родственников Иисуса по линии Иосифа.
(Отметим, что в языке того времени «сын» может означать также «племянник», «родственник-сирота, взятый на воспитание» и т. п.)
С распространением христианства весь еврейский народ начинают изображать в церковной литературе как народ-богоубийцу; жестокие преследования средневековья приводят к тому, что образ Иисуса в сознании евреев становится символом бедствий народа и в еврейском фольклоре приобретает все более отрицательные черты. Это нашло свое выражение в средневековом фольклорном памфлете «История о повешенном / Тольдот Иешу» (XII в.).
Согласно этому памфлету, смысл имени «сын Пантиры» в том, что Иисус рожден еврейкой Марией от внебрачной связи с неким развратником Пантирой.
По законам Торы они должны быть преданы смерти: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев.20:10)»
Так же, есть и мусульманская версия об обстоятельства рождения Иисуса Христа.
Ее к стати очень избегают в своих обсуждениях христианские богословы, а нам неискушенным в тонкостях богословия, в целях объективности изложения материала будет крайне полезно ознакомится с мнением мусульман.
Тем более, что она утверждает, что Иосиф таки развелся с Мариам-Марией и отправил ее с новорожденным ребенком в дом к родителям!
Итак: « Иса́ (араб. — мессия в исламе, посланник Аллаха и Его слово, один из пяти крупных пророков (другие - Нух, Ибрахим, Муса, Мухаммад).
В Коране по значимости уподобляется Адаму.
В Новом Завете он описан под именем Иисус Христос. По представлениям мусульман, Исе была ниспослана священная книга Инджиль.
Рождение Исы Непорочность Марьям
Пророк Иса был зачат и появился на свет, минуя закономерные этапы рождения любого человека, ибо был сотворён без отца.
«Поистине, перед Аллахом Мессия Иса Адаму подобен, Которого Он сотворил из праха, Потом ему сказал Он: «Будь!» — и стал он. 3:59»
Бог ещё до его рождения на свет сообщил через Своих ангелов его матери, Мариам о многих чудесных особенностях её будущего дитя и благую весть о том, что он ниспослан ей.
«Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека.
Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». Марьям 19:16»
Иса и слово от Бога Одной из особенностей пророка Исы является то, что он назван «слово от Бога».
«Ведь Мессия, Иса, сын Мариам, — посланник Бога и Его слово, которое Он направил Мариам, дух от Него» (Сура «Ан-Ниса’а», 4:171)
Выражение «слово от Бога» употреблено в Коране лишь в отношении пророка Исы. Бог сообщил праведной Мариам имя будущего дитя ещё до того, как он появился на свет.
Все люди на земле получают своё имя от родителей, тогда как положение пророка Исы было иным:
Бог нарёк его Словом от Себя, даровав ему имя «Иса Мессия» (на греческом, Иисус Христос). Это одно из ясных знамений того, что пророк Иса был рождён твореньем, отличным от иных людей.
«Когда Иса рождался, Мариам подошла к стволу пальмы, не в силах терпеть родовые схватки, и воскликнула: «Как бы я хотела умереть до этого и быть навсегда забытой!»
Тогда (Иса) воззвал из лона: «Не печалься, твой Господь сотворил возле тебя ручей. Так потряси ствол пальмы — на тебя посыплются свежие финики.
Теперь ешь, пей и возрадуй взор свой. Если же увидишь какого-нибудь человека, то скажи: „Воистину, я дала Милостивому обет поста и не стану сегодня говорить ни с кем“». (Сура «Мариам», 19:23—26)»
Когда праведная Мариам вернулась в родительский дом вместе с ребёнком, младенцем пророком Исой, люди не позволили ей хоть как-либо объяснить произошедшее с ней.
Народ измыслил ужасающую клевету на Мариам и, строя свои предположения и подозрения, обвинил праведную женщину в совершении недостойного и постыдного деяния.
Мусульмане считают, что в настоящее время Евангелие, которое Всевышний Бог ниспосылал Своим внушением Пророку Исе (Иисусу), сохраняет за собой лишь имя, тогда как подлинный текст его исчез.
Христианские источники с течением времени подверглись многим исправлениям и искажениям. Таким образом, мы не можем почерпнуть из них подлинные Божественные откровения о пророке Исе (Иисусе)»
Закончив разбор информации об иудейских брачных законах, и всех основных версия объясняющих факт беременности Мариам-Марии, внимательный читатель, может заметить, что в канонических евангелиях которые описывают обручение Марии и Иосифа, есть очень много важных пробелов, и опять возникает мысль, что авторы канонических Евангелий, хотя и были, как утверждают христианские богословы учениками Иисуса Христа, но плохо разбирались в вопросах заключения евреями брака период с 10 по 1 века до .г.э. и вообще, во всех других вопросах связанных с браком и семьей.
Ну, а теперь, зная истинное положение, дел с еврейскими законами о браке, давайте снова вернемся к труду епископа Мефодий - «Святоотческое толкование на Евангелие от Матфея». И уже вооружившись боле-менее необходимыми знаниями, начнем читать…
«Прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого…
Некоторые толкователи, приводя эти слова Евангелиста Матфея, понимают их в прямом смысле: сочетались, значит “стали жить вместе.”
На это указывают и слова Ангела во сне Иосифа: Не бойся принять Марию, — и выражение Евангелиста об Иосифе: и принял Жену свою. Ясно, что Евангелист хочет сказать, что прежде, нежели они сочетались браком.
Весьма выразительно говорит Евангелист: оказалась имущею во чреве.
Так говорят обыкновенно только о происшествиях неожиданных, особенных.
А чтобы никто не спрашивал, как оказалась Она имущею во чреве, св. Матфей тут же прибавляет: от Духа Святого, — то есть силою и наитием Всесвятого и Всемогущего Духа».
(Далее следует очень убедительный довод для читателей- автор)
«Не спрашивай, каким именно образом Дух Божий образовал Младенца во чреве Девы.
Можем ли мы, жители земли, объяснить сию тайну, непостижимую для самих Ангелов? Довольно сказать, что это чудо совершил Дух Божий.
Зачатие Иисуса Христа Девою от Духа Святого есть чудо Божие, полное непостижимых тайн.
Непостижимо, как Невместимый, Вездесущий вмещается в утробе. Непостижимо, как всё Содержащий рождается от Жены. Непостижимо, как Дева рождает и остаётся девою. Непостижимо, как Деву можно назвать Матерью. Непостижимо, как Рождённый Ею произошёл от семени Давидова. Всё это — тайны Божии. Верь тому, что открыто, и не старайся постигнуть то, о чём умолчано.
Но почему же не прежде обручения, а после него Пресвятая Дева зачала во чреве?
И ещё позволительно спросить: если Мария дала обет Богу, обет всегдашнего девства, для чего же Богу было угодно, чтобы Она была обручена мужу?
Здесь сокрыта тайна особого Божия промышления о Деве-Богоматери. Бог не хотел, чтобы при самом Рождении Иисуса Христа Иудеям стало известно, что Он родился от Девы.
Такие св. Отцы, как Афанасий Великий, Василий Великий и Иоанн Дамаскин, говорят, что Богу было угодно сокрыть тайну воплощения Сына Своего от диавола, чтобы он не узнал, что Пресвятая Мария и есть Та Самая Дева, о Которой предсказал Исаия Пророк: …се, Дева во чреве приимет и родит Сына(7:14).
Если бы тогда Иудеи узнали эту тайну, то по наущению диавола осудили бы Пресвятую Марию, как блудницу, по закону (Второзак. 22:23) и побили бы Её камнями.
Если они были готовы побить камнями Иисуса Христа только за то, что Он исцелял в субботу, то что бы сделали, если бы услышали, что Дева рожает?
Если сам праведный обручник Её возымел сомнения касательно Её чистоты, то как могли принят эту тайну Иудеи, род лукавый и извращённый?
И, не зная этой тайны, неверующие во Христа не хотели называть Его сыном Давидовым, а назвали сыном Иосифовым.
Потому-то тайна и была сокрыта до времени, сокрыта под обручением Девы Иосифу, который, познав из Божия откровения эту тайну, стал с благоговением служить Деве.
В нём Она имела Своего покровителя и помощника в нужде, особенно в скорбные дни бегства в Египет.
Но послушаем, как Иосиф познавал эту тайну Божию.
После благовещения Архангела Пресвятой Деве Она совершила путешествие к родственнице Своей, праведной Елисавете, у которой провела около трёх месяцев».
Тут мы снова вынуждено перервем епископа Мефодия и расскажем о родственнице Мариам-Марии –праведной Елисавете!
Вот информация с сайта Православие.ру. (http://days.pravoslavie.ru/Life/life1453.htm)
Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя ГосподняИоанна.
Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Праведные супруги, "поступая по всем заповедям Господним беспорочно" (Лк. 1, 5 - 25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим.
Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который "будет велик пред Господом" (Лк. 1, 15) и "предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (Лк. 1, 17).
Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.
Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали.
Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.
Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия.
Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский.
Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна.
Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони.
В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын.
Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 35)».
Убить священника в тогдашнем Иерусалиме по приказу царя Ирода I Великого могли, но не в помещении Иерусалимского храма! Поскольку во первых:
Такие действия были бы признано святотацтвом связанным с осквернением Храма, который « является местом служения Богу, где осуществляются регулярные церемонии и жертвоприношения.
Это также место, где каждый (в том числе и нееврей) мог приблизиться к Богу и принести искупительную или благодарственную жертву.
Храм -место проявления Славы Божией (Шехины). А такие действия наказывались немедленой казней виновного или виновных в этом деянии!
Во- вторых: у воинов или их начальника, небыло права войти в Иерусалимский храм в то, место где якобы был убит Закарая:
« По степени святости порядок частей Храма следующий:
Святая святых (Кодеш а-кодашим или Двир) — наиболее священное отделение Храма, в котором помещался Ковчег Завета[20]. Туда не входил никто, кроме первосвященника, который совершал там обряд воскурения раз в году, в Йом Киппур.
Святилище (а-Кодеш или Хейхал) — наибольшее отделение Храма, где происходила основная храмовая служба и из которого проход вёл в Святая святых. Здесь находились: Менора, Стол хлебов предложения и Жертвенник воскурения.
Притвор (,Улам) — западное отделение Храма, которое отделяло святое от мирского и служило вестибюлем. В Скинии эта часть отсутствовала.
Вокруг здания Храма ограда определяла территорию храмового двора (Хацер или Азара), где помещались жертвенник всесожжения имедный умывальник.
Храмовая служба
Правом служить в Храме обладали священники (коэны) — потомки Аарона.
Левиты же исполняли должности певчих, привратников, хранителей храмового имущества и казны; они также прислуживали священникам во время храмовых ритуалов.
Царь (иудейский) обладал священным статусом в Храме, однако, в отличие от священников, он не мог входить в Хейхал и воскурять фимиам».
А Закария если верить вышеприведенной информации с сайта РПЦ МП был убит как раз в Хейхале!
Вышепривееный отрывок так же подтверждает доводы автора, изложенные в 3 части этой работы, о том, что Закария небыл Первосящеником!
И поэтому не мог вводить Мариам –Марию в Иерусалимский храм и тем более в «Святая святых» как сам туда не имел доступа!
К тому же, как мы уже знаем Закария был женат на Елисавете родной сестре матери Мариам-Марии –Анне, и был хорошо знаком как с ее мужем Иоакимом, так и с остальными действующими лицами этой истории!
Что, еще больше укрепляет мнение о сговоре в тайной общине первых иудохристиан, которой очевидно и руководил священник Иерусалимского храма Закария. И это подозрение делает для нас сомнительным описываемые в христианской литературе истории как о введения Мариам-Марии в храм, так и все последующие истории, происходившие с Мариам-Марией , вплоть до смерти Закарии!
Но продолжим о Елисавете: далее тоже много интересного….
«Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.
Святой пророк Захария и праведная Елисавета, жена его из рода Аронова, сестра Анны, матери Пресвятой Девы Марии, жили во дни Ирода, царя Иудейского.
Оба они были праведны пред Богом. Захария был первосвященник и пророк. При торжественном событии введения Девы Марии он, по Божию научению, ввел ее во святая святых. Святой апостол и евангелист Лука говорит о них: Были праведны оба пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам, Господним беспорочно (Лк. 1, 6).
Плодом супружеской праведности Захарии и Елисаветы был честный и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.»
Как видим, это уже второй случай вмешательства Святого Духа в процесс деторождения в среде первых иудохристиан.
Первой случай был у престарелых Анны и Иоаким, потом, лет через 10-15, таким же, чудесным образом, забеременела и родила ее родная сестра Елисавета, а затем уже дочь Анны – Мариам-Мария, аналогичным путем забеременела и родила Иисуса Христа!
И все как бы сейчас сказали под покровительством и руководством священника Иерусалимского храма Закарии.
Но, пока продолжим чтение невероятной истории «праведной Елисаветы»:
«Когда Пресвятая Дева в 40 день по рождении Спасителя пришла в храм Божий для законного очищения, то, по преданию, именно Захария принял Ее с Предвечным Младенцем и поставил в храме на месте, назначенном для дев.
Книжники негодовали, но Захария исповедал, что Дева сия хотя и стала Матерью, но не перестала быть чистою Девою.
Ирод, царь Иудейский, опасаясь, что Младенец Христос отнимет его царство, осудил на побиение всех новорожденных в Иудее.
Вспомнил он также и об Иоанне, так как события, которыми сопровождалось рождение его (Рождество Иоанна Предтечи празднуется 24 июня вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Однако посланные Иродом убийцы не нашли святого Иоанна в доме Захарии.
Когда начались в Вифлееме безбожные убийства детей, святая Елисавета, взяв Иоанна, тотчас же поспешно отправилась в высочайшие горы пустыни (в это время святой Захария находился в Иерусалиме, исполняя чреду служения своего).
Сокрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его защитить их. И когда с высоты гор она увидела приближающихся воинов, то возопила, обратившись к каменной скале: "Гора Божия! Приими матерь с чадом!" И тотчас расступилась гора, приняла Елисавету с Иоанном внутрь и, таким образом, скрыла их от настигавших убийц. Так воины, не найдя искомого, возвратились к пославшему их с пустыми руками.
Тогда Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать ему: "Отдай мне сына твоего".
Святой Захария ответил: "Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю".
Ирод сильно разгневался и снова послал к Захарии оруженосца сказать ему, что если он не выдаст сына, то умрет сам.
И пришли к нему воины, свирепые, как звери, готовые совершить повеление беззаконного царя и с яростью говорили священнику Божию:
"Где ты скрыл своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего".
Захария на это мужественно ответил: "Вы убьете тело мое. Господь же примет мою душу".
И тотчас убийцы, исполняя беззаконное повеление, устремились с яростью на святого и убили его между церковью и алтарем (Мф. 23:35). Пролитая кровь его, впитавшись, осталась на мраморе и сделалась как камень, во свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения.
Между тем Елисавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, пребывала в расступившейся горе. В ней, по Божьему повелению, образовалась для них пещера; вблизи нее явился источник, и выросла финиковая пальма, полная плодов. Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево преклонялось, — когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось.
По прошествии сорока дней после убиения Захарии, святая Елисавета преставилась в упомянутой пещере.
С того времени святой Иоанн питаем был ангелом до своего совершеннолетия, хранимый до дня явления своего израильскому народу.
Так хранила и покрывала рука Божия святого Иоанна, да предыдет он перед лицем Господним духом и силой Илииной, и уготовит путь Ему, грядущему спасти род человеческий».
Но вернемся к Мариам-Марии, она проживает с Иосифом в г. Назарете и вдруг, находясь в состоянии беремености, о которой еще не знал ее муж Иосиф, совершила поездку в г. Эйн-Керемом находящемся в 6-7 км. от Иерусалима, до которого с Назарета было 3-4 дня пути тяжелого и опасного пути.
Когда Мариам-Мария, прибыла, то Елисавета уже была на 6-м месяце беременности.
Ни в одном Евангелии не описаны детали путешествия, но можно быть уверенным, что Мариам-Мария сама, в те опасные и смутные времена, не могла совершить это далекое путешествие. Ей нужен был и транспорт и сопровождающие.И как на всю эту затею реагировал ее муж Иосиф?
Причем поехать к тетке Елисавете, Мариам-Марию «уполномочил» не кто иной как сам архангел Гавриил.
Сообщивший Мариам-Марии так же накануне и о рождении от Нее Спасителя.
«Это путешествие Мариам-Мария по мнению христианских богословов: «предприняла, чтобы разделить радость со своей родственницей, о беременности к-рой Она узнала от архангела (Лк 1. 36), и еще раз удостовериться в предстоящем ей чудесном материнстве, «возводя ум от рождения естественного к сверхъестественному» (Ioan. Chrysost. Peccata fratrum non evulganda VIII // PG. 51. Col. 361).
Когда Она вошла в дом и приветствовала Е., то у последней «...взыграл младенец во чреве» и она «...исполнилась Святого Духа», под действием Которого произнесла приветственную речь-пророчество, где назвала Марию «Матерью Господа» и прославила Ее веру в обещанное чудесное рождение Сына (Лк 1. 41-45).
По словам блж. Феофилакта Болгарского, «пророчественные слова Елисаветы к Марии были слова не Елисаветы, а младенца; а уста Елисаветы только послужили ему, подобно как и уста Марии послужили Сущему в утробе Ее - Сыну Божию.
Ибо Елисавета тогда исполнилась Духом, когда младенец взыграл во чреве; если бы младенец не взыграл, она не пророчествовала бы» (Theoph. Bulg. In Luc. // PG. 123. Col. 707-708).
Как отмечает один совр. исследователь, Е. «отвечает лишь на приветствие, тогда как еще не рожденный Иоанн реагирует непосредственно на присутствие Ии-суса... То, что она говорит является результатом боговдохновенной интерпретации движения еще не родившегося ребенка, как это видно из стиха 44» (Nolland. 1998. P. 79).
Дева Мария ответила Е. торжественным поэтическим гимном: «величит душа Моя Господа...» (Лк 1. 46-55). Погостив в доме Захарии и Е. ок. 3 месяцев, Мария возвратилась в Назарет. Немного спустя Е. родила сына, к-рого, по указанию ангела (Лк 1. 13) они с мужем назвали Иоанном».
А теперь, уважаемый читатель, пришло время расскать о том самом Ангеле, что являлся Иоакиму и Анне, Закарии, Мариам-Марии, ее тетке Елисавета. Что это за таинственное существо?
Если говорить кратко, и с точки зрения ортодоксальных евреев, то мы имеем дело с неким ангелом по имени с ГАВРИЭЛЬ ( что означает- Сила Бога), применительно же к христианской классификации, то мы имеем дело с Ангелом, имеющим чин Третьего лика (низшая иерархия). Она тоже делится на три подгруппы:
« Начальства (Начала) (архонты), др.-греч. ἀρχαί, лат. principates (Рим 8:38; Еф 1,21; Кол 1:16) — им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
Архангелы (начальники ангелов), др.-греч. ἀρχάγγελοι — Михаил (Откр 12:7) — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
Ангелы, др.-греч. ἀγγελοι — наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6).
Ангел (др.-греч. ангелос «вестник, посланец») — духовное разумное бесполое существо, выражающее волю Бога и обладающее нечеловеческими умениями и возможностями. Библия называет Ангелов служебными духами Евр.1:14.
Греческое слово ангелос — прямой перевод ивр. \\ мал’а́х с тем же значением, от архаичного корня «посылать», засвидетельствованного в угаритском языке; напрямую из иврита заимствано арабское слово мала́к.
Согласно еврейской традиции, ангелы принадлежат к мужскому полу и не имеют крыльев. Они являются скорее, как внутренние водители, а не как действующие извне силы.
Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь трое названы в Ветхом Завете по имени: Михаэль, Гавриэль и Рафаэль. Остальные четверо, Ориэль, Регуэль, Сариэль и Иерахмиэль, упоминаются в апокрифической литературе (Книге Еноха). Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль.
Способности ангелов Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:
Быть невидимым для физического зрения;
Способность к полёту в духовном;
Способность к проявлению в материальном: Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
Видение через время, видение, как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
Способность уничтожать целые города;
Свободная воля выбора;
Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме»
А вы уважаемые читатели когда-нибудь встречались в своей жизни с ангелами?
Если да, то хотелось бы чтобы Вы поделились с читателями об этом своем опыте, в комментарии к этой работе.
Закончив в Елисаветой, и ее чудесной «беременностью», а так же прояснив вопрос об ангеле Гаврииле, мы продолжим чтение труда епископа Мефодия Он нам очень важен, как путеводная нить нашего исследования.:
«Этих трёх месяцев (время путешествия Мариам-Марии к своей тетке Елисавете и обратно было, конечно, достаточно, чтобы обнаружились признаки зачатия, и прежде других заметил это праведный Её обручник.
“Можно себе представить, — говорит архиеп. Иннокентий Херсонский, — толкователь слова Божия, что произошло в душе у старца Иосифа, когда он увидел Её, обручённую ему Деву, непраздною!
Воистину, он имел тогда ‘бурю помышлений сомнительных, ‘ как выражается Церковь в акафисте Богородичном.
”Буря эта была тем мучительней, что он хорошо знал прежнюю равноангельскую жизнь своей Обручницы, сам согласился быть хранителем Её девства и доверял Ей всем любящим сердцем своим. “Может быть, он сто раз не верил очами своим; начинал думать и бросал мысль. Везде искал разрешение сомнений и нигде не обретал его.
‘Можно бы вопросить Саму Деву, но что вопрошать?’ — мыслил кроткий старец. Зачем смущать и терзать вопросами Ту, Которая и без того должна страдать душою, видя его страждущим?! Ожидать, что Она сама раскроет тайну? Но и Она молчала.” Она молчала потому, что Её тайна была тайной Божией. Как открыть Царёву тайну без воли Царя?! (Тов. 12:7).
Мария молчала, потому что молчал Сам Господь. “Ему, Господу-Сердцевидцу, известно наше страдание — помышляла Она. — Если найдёт нужным, Сам поднимет завесу, Сам снимет с нас тяжёлый крест; а не нужно сие, то будет нести его! Отец не оставит Своего Сына, а Сын не оставит Своей Матери.”
При этом Она могла думать, что не уверит жениха, если скажет ему об этом необыкновенном деле. Напротив, может огорчить его, подав мысль, что прикрывает совершённое преступление. Если и Сама Она при благовестии Архангела судила по-человечески:
“Как будет это, если Я мужа не знаю?” (Лук. 1:34)), то ещё более усомнился бы Иосиф, особенно, если бы услышал об этом от Неё. Итак, “Иосиф видит в Марии то, чего не ожидал и чего понять не может, но молчит и не вопрошает Её. Мария видит Себя в опасности подвергнуться тяжкому подозрению и даже осуждению, но молчит и не открывает Своей тайны.” В самом деле, что же оставалось делать Иосифу.
Он имел, конечно, право обличить Марию всенародно, предать Её строгости закона Моисеева, но такая строгость была совершенно противна и кроткому нраву Иосифа, и тому уважению, которого вполне заслуживала Пресвятая Дева своими равноангельскими нравом и жизнью.
А оставить всё дело без внимания было противно закону и совести праведного старца, отвращавшегося от всякого потворства нечистот. Что же делает, наконец, святая и кроткая душа?
Иосиф же, наречённый по обречению муж, муж Её, будучи праведен и, не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её, будучи прямодушен и правдолюбив, как верный исполнитель закона, и исполненный всякой добродетели, не хотел всенародно предать Её позору перед синедрионом, верховным иудейским судилищем, хотел тайно отпустить Ее».
( Интересно как он мог это сделать, согласно вышеприведенным, тогдашним иудейским законам?- автор)
«Не хотел добрый старец подвергать Марию не только строгому наказанию по закону, но и стыду и огорчению в глазах знакомых и соседей, и решился разойтись с Нею тайно, без огласки, без формальностей, которых требовал закон, когда подавалось разводное письмо (Второз. 24:1): так он берёг Её честь и безопасность!
Можно было обойтись без огласки, ибо обручение не считалось равным браку и формальностей, особых не требовало.
Не сказал Евангелист: “восхотел Ее изгнать,”— но отпустить. Так Иосиф был кроток и добросердечен!
Сердце праведника уже предчувствовало Христовы заповеди, по которым надлежит иметь око чистое и не судить да несудимым быть. (Мф. 6:22; 7:1).
Но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне…
Как только мысль отпустить Деву утвердилась в душе старца, явился ему Ангел, может быть, тот самый, который благовествовал Пресвятой Деве Её бессемянное зачатие, — Архангел Гавриил.
А во сне потому, что благопокорливая душа старца не имела нужды в более чудесном явлении наяву, да и разительное согласие сновидения с его душевным состоянием уже ручалось за то, что это не был пустой сон, но откровение Божие. В самом деле, его смущение было сокровенною тайною его души, и никому не поведал он этой тайны, а размышлял только с собой и от Самой Девы пытался скрыть своё смущение. И вот о чём он только в уме помышлял, вдруг слышит от Ангела. Вполне ясно, что Ангел пришёл говорить от Бога, ибо Бог один ведает тайны сердечные.
Притом же его добрая душа готова была на всё, только бы кто указал, как выйти из затруднения, не подвергая опасности обручённую ему Деву.
Но почему же Ангел не явился раньше? Зачем было попущено это смущение святой души обручника Приснодевы? Затем, чтобы он не обнаружил неверия, подобно праведнику Захарии, отцу Предтечи, чтобы с ним не случилось то же, что случилось с Захарией. Легче поверить, когда дело очевидно.
Но вместе с Иосифом, страдала душой и Пресвятая Дева. Не могла же Она не заметить его туги сердечной. И в то же время как он старался облегчить своим молчанием Её затруднительное положение и искал средства прекратить своё затруднение. Она таилась не только с явною для Неё опасность обличения, но, как объясняет св. Златоуст, “с опасностью суда и смерти.”
Наконец, невольным подозрениями Иосифа, не унижается ли, не уничижается ли Сам зачатый в чреве Её Господь наш?
Итак, почему же так медлил Господь просветить Своего Праведника и спасти Ту, в Которой — спасение мира? Отвечаем на это словами одного любомудрого архипастыря, (Иннок., еп. Херс). “Для чего Сын Божий, — говорит он, — оставив престол славы, подобно последнему из сынов человеческих, вселился в утробу Приснодевы?
Для того чтобы сделаться жертвою за грехи наши, претерпеть казнь, нами заслуженную, и таким образом примирить нас с Божиим правосудием. Что же удивительного, что Он ещё во чреве Матери, ещё до рождения уже внемлет крест на Себя, крест уничижения, который потом будет нести до самого конца Своей земной жизни?”
А для Пречистой Матери Его и для мнимого отца Его Иосифа это испытание было благопотребно, чтобы предохранить их от помысла превозношения. “Святая Дева соделывается Матерью Бога Слова. Св. Иосиф должен вскоре наречься отцом Его: какая великая честь, слава для обоих!
А вместе с сим какая великая опасность для смирения, этого основания для всех добродетелей!
Выражение “ублажат Меня все роды” (Лк. 1:48), вновь могло появиться и в уме Марии, и в воображении простосердечного Иосифа, но не всегда в той чистоте, в какой представилось Ей среди святого восторга при свидании с праведною Елисаветой.
И вот против этой опасности превозношения Промыслом Божиим воздвигается мрачная, но крепкая ограда — искушение подозрения. Не до помыслов земной почести было теперь Той, Которая за мнимое несоблюдение чести не могла без смущения взирать на хранителя Своего девства! Не до самомнения будет и св. старцу, когда он, получив вразумление свыше, вспомнит, с каким подозрением взирал он на Пренепорочную Деву! Между тем оба они, страдая от этого искушения, приобщались страданиям Самого Господа Иисуса Христа.”
Но вот искушение миновало, явился Иосифу во сне Ангел Господень.…и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, Жену твою.
Иосиф был простым древоделом, но Ангел именует его потомком, даже сыном Царя Давида и этим напоминает ему, что он — законный наследник обетования, данного Давиду, его праотцу, о рождении Спасителя. “Иосиф, сын Давидов!” Какое дружелюбное и в то же время вразумляющее выражение!
Потомок славного Царя Давида! — как бы так говорит Ангел, — зачем ты так смущаешься? Чего ты боишься? Ты боишься оскорбить Бога тем, что держишь в доме эту подозреваемую в прелюбодеянии? Конечно, если бы не это подозрение, то ты и не подумал бы отпускать Её? Не бойся же, Она чиста и при в чём не повинна. Я бы не назвал Её твоею женою по обручению, если бы Она не сохранила Своего девства. Не бойся же принять, то есть ввести в дом, Ту, Которую ты уже мысленно отпустил от себя. Её поручает тебе Бог, поручает не для брака, а для того, чтобы ты был Её хранителем (так потом Господь поручил Мать Свою возлюбленному ученику Своему, Иоанну, когда страдал на кресте). Видишь, я знаю тайну души твоей смущённой.
Верь же и слову моему: вспомни, что из рода Давидова, к коему ты принадлежишь, должен произойти Царь славный, Спаситель мира. Вспомни, что Он, по пророчеству Исаии, должен родиться от Девы.
Итак, довольно предавался ты мрачным мыслям, довольно терзался и страдал душой! Узнай же истину, отложи страх и возрадуйся: Родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Родившееся в Деве Марии, То, что так смущает тебя, не от человека, а от Бога. Обручённая тебе Дева родит Сына, и ты, хотя и не отец, дашь Ему имя; но не то, что ты желал, а которое я принёс тебе для Младенца свыше от Самого Бога. Имя же — Иисус, что значит Спаситель. Это, а не какое-либо другое имя приличествует рождающемуся Младенцу, потому что Он будет Спасителем Мира, ибо Он спасёт людей Своих: не только Свой избранный народ, народ Израиля, но и всех верующих в Него и именующихся Его именем. Спасёт их не от видимых врагов, от которых могут избавить и люди, а от грехов их; (Ин. 17:2-6), от грехов и от смерти вечный, от чего никто из людей не может избавить. Вот, что значит сладчайшее имя Господа нашего — Иисус.
Имя, принесённое с неба и истолкованное не человеком, но Ангелом Господним! Поистине, нет име