Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 278
Авторов: 0
Гостей: 278
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Иешуа из Ноцрата и его апостолы ч.2 (Очерк)

                    ч.2
            Хордос I Великий  29-й Царь Иудеи
                (реконструкция биографии)

     Никакого Ирода I история  еврейского народа  не знает. Его имя на иврите -   переводится как:  Хордос. В латинском языке, на котором переведена католическая Библия, он значится как  Herodus, Ге;родус.
    А вот только  в русском языке Хордос  стал Иродом, - от традиционной  среднегреческой передачи. Но поскольку в русскую церковную и  светскую  историю, он вошел не под своим подлинным именем, а  под греческим переводом, то и мы  будем  придерживаться этой  трактовки.

     Майкл ГРАНТ  писал: «Жизненный путь Ирода, известного под титулом Великий, отмечен удивительным сочетанием смелых авантюр и успехов на государственной стезе и драматических событий и катастроф в личной жизни.
     В то же время трудно назвать равного по его положению  исторического персонажа, который был бы объектом такого множества неверных и путаных оценок.
Именно во время его царствования закладывались предпосылки христианства, это был исторический период, непосредственно предшествующий рождению Иисуса Христа.
     Вполне вероятно, что Христос родился еще при жизни Ирода. Согласно одной из самых устойчивых легенд нашего мира, Ирод узнал о его рождении от восточных мудрецов, сообщивших о рождении в Вифлееме Царя Иудейского.
    "Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф. 2, 16).
     Избиение младенцев - это все, что большинство людей когда-либо слышали об Ироде Великом и от этой легенды утвердились о нем в негативном  мнении.
После повествования Матфея об избиении младенцев авторы Нового Завета продолжают создавать проблемы для биографов Ирода, предпочитая голословно употреблять имя, Ирод применительно к трем различным лицам, одно из которых, по существу, не  носило этого имени.
     Честолюбивым же  желанием Ирода было дать иудеям спокойствие и процветание в собственной, стране, сохранив сотрудничество с Римской империей и ее покровительство.    Этой задаче он посвятил свою жизнь, и, поскольку был одарен выдающимися способностями, достигнутое им превзошло все разумные ожидания.
     Однако  если  судить по двум окончившимся страшным разгромом восстаниям иудеев на протяжении 150 лет после его смерти - их евреи называют Первой и Второй римскими войнами, - задача, которой посвятил себя Ирод, оказалась практически невыполнимой», но уже не по его вине..
     При жизни он очень много сделал и для римлян, и для греков, и для иудеев. Для римлян он был самым преданным из подвластных союзников.
     Для греков и других он был благодетелем и создателем вряд ли здесь превзойденных по масштабам общественных сооружений.
     В Иудеи в других частях Римской империи с благодарностью вспоминали о нем долгое время после его смерти, ведь для всего иудейства он построил Иерусалимский храм, превзошедший храм Соломона. Он тратил огромные деньги. Но распоряжался средствами так умело, что, не прибегая к грабительским налогам, оставил после себя богатую страну».
Закончив с вступлением,  перейдем к изложению основных моментов  биографии Ирода I Великого.

103 - 76 гг. до н.э. Царствование царя Александра Янная. Дед Ирода Антипас становится правителем Идумеи.
76 - 67 гг. Царствование царицы Александры Саломеи. Отец Ирода Аптипатр поддерживает первосвященника Гиркана II.
73 г. Родился Ирод. Но историки часто не задаются  вопросом,  а где родился Ирод? А это факт, имел как для него,  так и для исследователей его биографии  важное значение.
    Ирод был выходцем не из столичного Иерусалима.  Он прибыл из Идумеи, что на южной оконечности Иудейского государства. У Идумеи и Галилеи, что находится  на севере  Израиля  и считается родиной  Иисуса Христа не было ничего общего,  разве что та и другая лишь недавно стали иудейскими и что иудеи  в  равной  мере их презирали.
Идумея, родина Ирода, область, лежавшая к югу от Иерусалима и Вифлеема.
     С центром в городе Хеврон, она раскинулась у юго-восточного края Центрально-Палестинского горного хребта переходящего затем в пустыню.
Идумеяне - потомки ветхозаветных эдомитян. Но Эдом не достигал на севере Хеврона.  В это время как раз  настала гибель  царства Иуды от рук Вавилона и последующее изгнания и рассеивания евреев. Эти события позволили эдомитянам расширить свои владения на север до Хеврона, не менее чем на 20 миль к югу от Иерусалима.
    И там  они остались после   уступки   нескольких городов вернувшимся в дальнейшем  иудеям,  а территория, на которой они осели, стала известна как Идумея.
Древнееврейские историки писали,  что,  мол, эдомитяне подбивали вавилонян к разрушению Иерусалима. Но действительности эта ненависть глубже, ибо, как пишут те же  древнееврейские историки, жители Эдома отказались пропустить через свою землю самого Моисея!
    Тем не менее Автор Второзакония (VII  век до н.э.) призывал народ иудейский не питать  отвращения  к  эдомитянам, ибо они были братьями - верно, язычниками, но, как и сами иудеи,  ведущими происхождение   от Авраама и говорившими на семитском языке, в такой же мере родственном ивриту, как и арабскому.
Жена Антипатра  и  мать Ирода имела аристократическое происхождение, звали ее Кипра.
    Она родом из иудейской семьи, поселившейся в Аравии. Поэтому, когда злейший враг Ирода назвал его полуиудеем, насмешка соответствовала - или почти соответствовала – истине поскольку  мать Ирода была  уроженкой  – могущественного по тем временам  Набатейское царство.
    Оно соседствовало с Иудеей вдоль всей ее восточной границы, там, где теперь находятся юго-запад Сирии и Иордания, а также вдоль южной границы, где Иудея не доходила, как ныне, до Эйлатского (Акабского) залива, а заканчивалась у южной оконечности Мертвого моря.
    Населяли это Набатейское царство, арабы по происхождению и языку, хотя их надписи свидетельствуют, что официальным и литературным языком был у них другой семитский язык, арамейский (родственный арамейскому, ходившему и в самой Палестине). Сначала они кочевали, но затем основали столицу в Петре, на полпути между Мертвым морем и Эйлатским заливом.
    Но скоро  при Иуде Маккавее (166 – 160 Иудея снова стала независимым государством,  а затем племянник Иуды Иоанн Гиркан I силой обратил идумеян в иудаизм и приказал им совершить обрезание.
Однако поскольку идумеяне были обращены в веру, их допуск внутрь ограды Иерусалимского храма  согласно религиозной традиции не должен был вызывать сомнений.
    Особо подчеркивалось  полноправие  новообращенных, "пришедших укрыться под крылом Божиим".
    Одним   из  наследственных  племенных  вождей  идумеян был дед Ирода Антипас. Антипас  занимал   важный   пост, поскольку Идумея считалась важной пограничной зоной на рубеже арабского мира.
63 г. Помпей захватывает Иерусалим и назначает Гиркана II этнархом (князем), а Антипатра  отца Ирода главным министром.
57 г. Габиний делит Иудею на пять административных округов.
49 г. Гражданская война между Помпеем и Цезарем.
48 г. Убийство Помпея после битвы при Фарсале.
47г. Гиркан II и Антипатр помогают Цезарю в Египте. Их должности подтверждаются.
           В 47 г. до н. э. отец Ирода I, Антипатр II, как правитель Иудеи назначил сына правителем Галилеи.
           Ирод I, подавив там восстание против Антипатра II, казнил без суда повстанцев, за что был привлечен к суду Синедриона. А повстанцы  эти были не простые  разбойники!
     "Ирод, как деятельная натура, скоро нашел случай выказать свои дарования. Атамана разбойников Иезекию, опустошавшего окраины Сирии, он поймал и казнил, а также истребил многих из его шайки - подвиг, который снискал ему великую признательность сирийцев.
      В селах и городах прославлено  было имя Ирода, как спасителя страны и водворителя мира и порядка" (Иосиф Флавий. Иудейская война).
Но действительно ли они были "разбойниками", не могло ли у них быть других целей?
      Нельзя забывать  то, что в еврейской истории  Иезекия (Хизкия) - националистически   настроенный политический агитатор - в некоторых  еврейских кругах считается  национальным героем, в традициях самого Иуды Маккавея.
Таким полвека спустя стал родной сын Иезекии (Иуда Галилеянин – апостол  Иисуса Христа).
          Ирод   за свой первый  «подвиг» будучи привлеченным  к суду Синедрионе ,  попытался вначале  запугать судей, представ перед ними в окружении вооруженных телохранителей, но безуспешно, и  вынужден был бежать от угрозы смертного приговора в Сирию, где римский наместник назначил его правителем Келесирии  (Самарии) с резиденцией в городе Шомрон  
          Самария была землей, где исповедовали собственную разновидность фундаменталистского апокалипсического иудаизма, которой по сей день придерживается группа семейств.
Самаритяне признавали только первые шесть книг Библии и почитали не Иерусалимский храм, а алтарь на горе Гаризим (его Иоанн Гиркан I разрушил в 128 г. до н.э.).
          Бог, говорили иудеи, наслал на самаритян львов, потому что они не воздавали ему должных почестей, а правоверные иудеи сторонились их не только из-за религиозных заблуждений, но и потому, что те были потомками чужеземцев, которых поселили там ассирийские цари.
          Когда в V веке до н.э. некоторые из потомков изгнанных иудеев вернулись на родину, их предводитель Неемия запретил браки с самаритянами из-за их расовой нечистоты, и даже теперь,  еврейские  путники, предпринимающие поездки между Галилеей и Иудеей, все еще часто предпочитают  совершать длинный утомительный объезд, нежели проезжать через Самарию.
         Тем не менее, это назначение  позволило Ироду, как римскому чиновнику безбоязненно возвратиться в Иерусалим, и Антипатру II с трудом удалось удержать сына от мести судьям.
         Ок. 47 г. Брак Ирода с Дорис.
44 г. После убийства Цезаря в Ирод I примкнул к Кассию, и  проявил  рвение  в  сборе  налога, которым  Кассий  обложил  население  Иудеи.
         В 43 г. до н. э. Антипатр II был отравлен Малихом, одним из приближенных Гиркана II, возможно, с его ведома.
           Ирод I и его брат Пцаэль обратились к Кассию с жалобой на Малиха, и последний был убит.
           В том же году племянник Гиркана II, Антигон II, претендовавший на престол Иудеи, вторгся в Галилею, однако Ироду I удалось нанести ему поражение. Гиркан II, опасавшийся мести племянника, видел теперь в Ироде I своего спасителя.
      42 г  состоялась, как потом оказалась роковая  для Ирода  помолвка  с Мариамной I, и  развод с прежней женой Дорис; О Дорис известно, что она  была спорного происхождения; вполне вероятно, она, как и сам Ирод, происходила из знатной идумейской семьи.
     Дорис родила ему сына. Отдельные представители иудейской мысли того времени к разводу относились отрицательно, но, согласно Второзаконию, мужчине разрешалось расторгать брак.
      Дорис с сыном выслали из Иерусалима. Отныне, что вполне естественно, они были крайне озлоблены. Им разрешалось появляться в городе только по большим праздникам
        В Риме  тоже все не спокойно. Брут и Кассий кончают жизнь самоубийством после поражения от Антония и Октавиана в Филиппах.
         В 41 г. до н. э. прибывший на Восток Марк Антоний, несмотря на протесты противников Ирода I, назначил его и его родного брата  Пцаэля тетрархами Иудеи при Гиркане II.
         В следующем году Антигон II с помощью парфян вторгся в страну, захватил Иерусалим и осадил дворец Хасмонеев, где укрывались Ирод I, Пцаэль и Гиркан II. Гиркан II и Пцаэль были хитростью пленены.
         Пцаэль покончил с собой (или был убит), а Гиркана II увезли в Вавилонию.
         Ироду I с семьей удалось бежать в Масаду. Оставив семью в крепости под охраной своего брата Иосефа, он отправился в Рим, где по ходатайству Марка Антония и Октавиана сенат объявил его царем Иудеи и обещал поддержку против Антигона П.
        Набрав наемные войска, Ирод I безуспешно пытался захватить Галилею.
        Пройдя затем побережьем в Эдом, он отбросил части Антигона II, осаждавшие Масаду. Тогдаже Ирод примерно в январе 38 года до н.э. двинулся в Галилею и в пургу захватил главный город провинции Сепфорис (Зиппори).
         Затем он взялся за считавшуюся невыполнимой задачу подавления отрядов антиримского  прохасмонейского движения сопротивления, "разбойников", как называет их Иосиф Флавий.
       Они обитали в недоступных пещерах в отвесных скалах над Арбелой (Арбель) к северо-западу от Галилейского моря, но Ирод напал на пещеры, спустив на железных цепях вместительные подъемники с солдатами, державшими железные кошки и горящие головни. Таким путем все  «партизаны» были уничтожены
           Война длилась два года с переменным успехом, и Ирод I, не надеясь своими силами овладеть Иерусалимом, обратился за помощью к Марку Антонию, который ввиду окончания Парфянской войны смог послать в Иудею значительные силы.
      Они прибыли как раз вовремя, чтобы справиться с волной несчастий. Брат Ирода Иосиф II, напавший вопреки приказу на Иерихон, потерял много римских и иудейских солдат и погиб сам; в Галилее продолжались мятежи, вынуждая к распылению сил.
      В конечном счете, благодаря огромным усилиям Ирода, армию Антигона под командованием   его военачальника Паппа отогнали в направлении Иерусалима, а в начале зимы произошла решающая битва у Исаны (Бург-эль-Исане) в 21 миле от столицы.
Битва закончилась полной победой Ирода. В самом кровавом столкновении этой войны погиб командующий войсками противника, и лишь вьюга помешала довести преследование до конца.   Странно конечно читать про снежную вьюгу в  солнечной Палестине,  где растут пальмы, финики и апельсины, но оказывается и такое  было!
      Вот что писал Иосиф Флавий об этой битве:
"Под вечер, когда Ирод отпустил своих утомленных друзей на отдых, он, по солдатскому обычаю, разгоряченный еще от боя, отправился в баню. Его провожал один только слуга.
      Не успел он войти в помещение бани, как мимо него пробежал неприятельский солдат, вооруженный мечом, за ним появились другой, третий и еще некоторые. Они спасались от побоища в этой бане: вооруженные и объятые ужасом, здесь прятались; вид царя вывел их из оцепенения: трепеща от страха, они пробежали мимо него, безоружного, ища глазами выход.
Случайно здесь не оказалось никого, кто мог бы их задержать, а Ирод был уже рад тому, что так счастливо отделался. Таким образом, они все разбежались"
           Весной 37 г. до н. э. после пятимесячной осады объединенная армия римлян и Ирода I взяла Иерусалим.
           Римская армия состояла из 11 легионов, 6000 всадников и многолюдных отрядов сирийских наемников; собственные силы Ирода, вероятно, насчитывали 30 000 человек.
          Но город представлял собой лабиринт стен с многочисленными опорными пунктами.
            На овладение внешней стеной ушло полтора месяца. Еще две недели понадобились на захват второй стены, и тогда у Антигона остались только храм и верхний город.
           Наконец, после почти пятимесячной осады, храм и верхний город взяли штурмом, и началась обычная в таких случаях резня и грабеж.
Ирод пытался ее остановить, и ему удалось ввести собственные войска на территорию храма, и, если бы он отдал святилище на разграбление римлянам, резня не закончилась бы никогда.
Но римский военоначальник Соесий считал неразумным приказывать солдатам прекратить мародерство.
       Однако организованный Иродом раздел добычи, причем значительная доля досталась римлянину, наконец, убедил его, и римская армия покинула город..
Иерусалим  пал в августе или сентябре 37 года..
         Антигон II был захвачен и позднее казнен римлянами.
          В том же году Ирод I женился на внучке Гиркана II Мариамне, надеясь, что родство с домом Хасмонеев изменит отношение евреев к нему как к чужаку, сыну эдомитянина.
         Установив,  наконец, полный  контроль над страной, Ирод I так же казнил и  45 членов, а их собственность конфискована в пользу победителя Синедриона, сторонников партии Хасмонеев, подорвав, таким образом, политическую силу Синедриона и превратив его лишь в религиозный суд, не оказывавший, по-видимому, никакого влияния на практическое законодательство.
        Ирод I присвоил себе право назначать первосвященников, ставя и смещая их по своему произволу..
« От всех этих мер, включая уничтожение врагов Ирода, из всех слоев иудейского населения больше всех пострадали саддукеи.
     Одна из множества теорий связывает их с именем Садока, верховного жреца времен Давида и Соломона, поскольку именно храм был центром их власти. Считая себя единственными законными толкователями Священного Писания - устные предания не представляли для них интереса, - они верили, что храмовые обряды важнее любой ученой казуистики вокруг Закона.
      Отвергая предопределение, они признавали за человеком свободу выбора и способность изменить историю.
      Их сравнительно мало интересовали вопросы морали; не реагировали они и на широко распространенную веру в загробную жизнь, ибо не могли найти в священных книгах подтверждение воскрешения тела, сохранения души или дня Страшного суда.
Их влияние покоилось исключительно на наследственной власти духовной аристократии, и теперь победа Ирода нанесла ей смертельный удар.
     Из членов совета, уцелевших после учиненной Иродом бойни, самые влиятельные представляли еще одну часть иудейского общественного мнения - фарисеев. Во время осады двое главных фарисеев Гиллель и Шаммай старшие выступили за то, чтобы открыть Ироду ворота.
      Название "фарисей" было предметом такого же множества предположений и домыслов, как и "саддукей"; чаще всего истолковывают его происхождение от слова, означающего "отделение", то есть разрыв со всем грешным или нечистым.
Сами они предпочитали более скромное название - "хаберим", означавшее "равные" или "товарищи".
      Фарисеи возложили на себя высокую обязанность излагать и толковать  Закон, утверждая, что он распространяется как на жизнь нации, так и на личную жизнь.
       Однако в противоположность саддукеям они считали, что Господь на горе Синай передал Моисею не только писаный Закон Торы, но и Закон неписаный, известный (примерно со времен Ирода) как "предания старины" или "предания старцев", который исходил из божественных уст и должен храниться и передаваться будущим поколениям.
       Фарисеи черпали поддержку не в храме - стихии саддукеев и жрецов, а в синагогах - прежде всего местах изучения Закона.
        Хотя вряд ли можно утверждать, что синагоги созданы фарисеями, они все больше использовались ими для направления мыслей иудеев.
        В вопросах религии они придерживались прогрессивных взглядов, стремясь, и это на самом деле так, противодействовать эллинизирующим упрощениям, но понимали, что лучше всего это делать путем адаптации веры к современным практическим потребностям, поскольку они утверждали, что люди имеют право изменять любой закон.
        В основном это были миряне, главным образом из средних слоев, стремящиеся получить образование и жаждущие приобщения к вере. Им помогали в этом деле не имеющие духовного сана правоведы (соферим - книжники).
        Фактически многие книжники сами являлись фарисеями. Книжники решали, что нужно для практического применения Закона на все случаи жизни; насчитали своим делом с помощью дополнений и вольных умозаключений выискивать в Торе более глубокий смысл.
         В наилучшие для них времена фарисеи совсем не были нудными педантами, напротив, хотели превратить религию в источник радости.
    Они отвечали широко распространенным настроениям своего времени, подчеркивая личный характер религии, рассуждая на темы греха и морали, о воскресении из мертвых и о вознаграждениях и карах в загробной жизни.
    Их толкования называли льстивыми, а их самих ханжами, фальшивыми учителями лицемерия.    Позднее строгое соблюдение ими буквы Закона, в том виде, как его толковали более педантичные представители, привело в ярость Иисуса - отсюда неблагоприятное для фарисеев определение в наших нынешних словарях.
       Они, в свою очередь, осуждали Иисуса, потому что он, сам являясь фарисеем, пренебрегал их правилом, предусматривающим, что толкования Законов Моисеевых, как данных свыше, должны устанавливаться не по приказанию, а путем выработки единого мнения.
Но существовало и радикальное крыло фарисейства: тот факт, что "фарисей" означает также "отделенный", подсказывает, как этот смысл можно повернуть в политических целях и тогда такое определение уже означает несогласие или вообще отделение.
       Экстремистски настроенные, верившие в приход Мессии фарисеи стали объединяющим ядром для тех, чьи национальные надежды и чаяния привели их к вере в грядущий золотой век под царским покровительством рода Давидова.
       Еврейское слово "машиа", по-гречески "Христос", означает "помазанный": некто святой, царь или священник, имеющий доступ к Богу.
       В иудаизме, хотя и усиливалось представление о чем-то более божественном, сверхъестественном, общее поверье сводилось к тому, что явится царь из рода Давидова и силой подавит врагов народа.
       Такая вера вспыхивала всякий раз, когда приходилось плохо. "Если бы, - говорил Бен Гурион, - мы не унаследовали от пророков мессианскую мечту о спасении, страдания еврейской диаспоры привели бы к ее вымиранию".
       Более того, со времен вавилонского пленения в VI веке до н.э. в более ранние книги пророков вставлялись многие новые ультрамессианские пассажи.
Затем пришли  хасмонеи  и те, кто их поддерживал, сочли благоразумным допустить, что в конечном счете Мессия может вести происхождение и не от Давидова дома, а по левитской линии Аарона, как утверждал о себе новый царский дом; и вообще известное место в Числах (Числ. 24, 17) можно толковать таким образом, что Мессией может явиться и священник, и лицо несвященнического звания.
      Но были еще и ессеи, видимо отколовшиеся от фарисеев в начале II века до н.э.  
Известно, что Ирод благоволил и ессеям; утверждали, что он приписывал им сверхъестественные силы.
       Иосиф  Флавий тоже верил в их пророческий дар. Он пишет, что, когда Ирод был еще ребенком, один из духовных глав ессеев, Менаем (Менахем), дружески шлепнув его по попке (вольность, на которую потом мало бы кто осмелился), заметил, что тот будет великим царем, но плохим человеком.
Однако главной причиной, по которой Ирод благоволил ессеям, был их неизменный обычай воздерживаться от неповиновения политической власти, на деле доходивший до утверждений, что ни один правитель не получает власть кроме как по Божьей воле.
     По этой причине, говорит нам иудейский автор Фило, они никогда до его дней, то есть до I века н.э. не вступали в конфликт ни с одним правителем Палестины, каким бы деспотичным он ни был.
      Такая пассивная позиция не могла не привлечь внимания Ирода. Говорят, он даже освободил ессеев, как и фарисеев, от присяги на верность ему, поскольку такая мирская клятва противоречила их принципам».
      Но продолжим о Ирод I. Он  хранил верность Антонию до победы над ним Октавиана  Августа, а затем сумел снискать расположение последнего и в его правление достиг вершины своего могущества.
          Царство Ирода I включало все территории Хасмонейского царства, а также примыкавшие к северо-восточным границам районы Келесирии.
          Находясь в политической зависимости от Рима, Ирод I, однако, располагал полной автономией в вопросах внутренней политики.
          По образцу восточно-эллинистических монархий Ирод I учредил свой Совещательный совет, в который, как и на высшие административные должности, назначались эллинизированные евреи и даже чужестранцы.
      Армия Ирода I была по преимуществу наемной, набиравшейся из фракийцев и галлов.
      Поощряя  греческие элементы и эллинистические круги в стране, Ирод I стремился включить царство в орбиту римско-эллинистической культуры и тем самым укрепить политическую связь с Римом.
      Но события  в Иудеи шли своим чередом и зачастую вопреки воли и стараниям Ирода I.
       37-й или 36 г. Аристобул III становится первосвященником вместо Ананеля.
   36 г. Убийство Аристобула III.
  "... Казалось, Ирод на время уладил свои семейные неприятности. Но он недолго был свободен от подозрений, как это обычно бывает после примирения, потому что, судя по прежним попыткам Александры, у него имелись основания опасаться, что, если представится возможность, она попытается свергнуть его правительство.
Поэтому он приказал ей не покидать своего дворца и самой ничего не предпринимать, и, поскольку было установлено тщательное наблюдение, ничто, даже подробности личной жизни, не избегало его внимания.
     Все это постепенно приводило ее в ярость и еще больше возбуждало ненависть, ибо женской спесью она обладала в достатке и ее до глубины души возмущали эта слежка и подозрительность. По ее убеждению, хуже, чем лишиться свободы и при всех внешних знаках почтения провести остаток жизни в неволе и страхе, ничего не было. Поэтому она написала Клеопатре, изливая горькие жалобы на свою судьбу и умоляя о помощи.
Клеопатра посоветовала ей тайно бежать с сыном в Египет.
      Эта идея Александре понравилась, и она задумала следующее. Приказала изготовить два гроба якобы для перевозки покойников и вместе с сыном поместилась в них, приказав посвященным в замысел слугам вынести их ночью из дворца.
      Оттуда был открыт путь к морю, где ждал корабль, готовый доставить их в Египет. Но ее слуга Эзоп неосторожно проговорился одному из ее друзей, Саббиону, думая, что тот был посвящен в план.
     Узнав об этом, Саббион - ходивший во врагах Ирода, поскольку его считали одним из заговорщиков, замышлявших отравить отца Ирода Антипатра, - увидел возможность, если донесет, изменить отношение к себе Ирода и рассказал царю все о заговоре Александры.
Царь дал событиям развиваться своим путем, а затем накрыл ее во время бегства.
Но он простил ей этот проступок, потому что, если бы даже хотел, не решился применить к ней строгих мер, так как ненавидевшая его Клеопатра не позволила бы довести дело до предъявления обвинений - он изобразил великодушие, простив ее якобы по своей доброте, а не по другой причине.
      Однако оставался преисполнен решимости любой ценой убрать с пути Аристобула, но считал, что ему удастся лучше скрыть мотивы, если будет действовать не сразу после данного случая.
      Когда наступил Праздник кущей - у нас он особенно соблюдается, - царь подождал несколько дней, пока весь народ предавался веселью. Но именно закипавшая в его груди зависть, порожденная этим празднованием, толкнула его на то, чтобы ускорить осуществление своих намерений. Облаченный в священнические одеяния семнадцатилетний Аристобул, взошедший на алтарь для принесения подобающих случаю жертвоприношений, был прекрасен, ростом выше своих сверстников, словом, вся внешность его свидетельствовала о благородном происхождении.
      Люди стихийно потянулись к нему, вспоминая при этом о добрых деяниях его деда - Аристобула. Они постепенно обнаруживали чувства одновременно радости и боли, выкрикивая в его адрес добрые пожелания, смешанные с молитвами, так что любовь толпы становилась очевидной, а выражение чувств, учитывая наличие царя, слишком импульсивным.
       В результате всего этого Ирод решил осуществить свой замысел в отношении юноши. После праздников они гостили у Александры в Иерихоне. Ирод держался с ним весьма дружелюбно, уговаривал выпить, подлаживался под молодежные игры.     Поскольку, естественно, было очень жарко, скоро вместе с другими они пошли прогуляться к купальням (их, довольно больших, было несколько вокруг дворца), чтобы освежиться после полуденного зноя.
       Сначала они смотрели, как купались некоторые слуги и друзья (Ирода), потом Ирод уговорил юношу присоединиться к ним. К тому времени темнело. Несколько друзей, как было приказано, как бы затеяв игру, окунули его под воду и держали, пока он не захлебнулся.
Вот таким путем разделались с Аристобулом... " (Иосиф Флавий. Иудейские древности.)
В результате  этих событий Ирода  по распоряжению императора вызвали в Лаодикею отчитаться о случившемся.
      Мы не знаем, собирался ли царь отрицать убийство Аристобула или же оправдываться, ссылаясь на политическую необходимость, но Антоний вообще отказался выслушивать официальные обвинения.
Напротив,  в  трибунале по судебным делам он пригласил Ирода сесть рядом и щедро его угощал.
      Но чтобы Клеопатра забыла об обиде, Антоний счел благоразумным посоветовать Ироду сделать подарок.
      34 г. Газа передается Клеопатре; Клеопатра приезжает к Ироду.
«Царица Клеопатра VII, подобно Ироду в Иудее, всеми силами стремилась вернуть своему царству прежнюю славу, так как она ясно понимала, что единственный путь лежал через сотрудничество с главными римскими вождями.
      Но поскольку она была женщиной, ее способы отличались разнообразием. Она не только сотрудничала с Цезарем, но и стала его любовницей, а в последнее время получила в любовники и Антония. Она намеревалась склонить последнего к расширению Египта до его прежних размеров.
      Однако Клеопатра оказала ему радушный прием. Он сказал царице, что хочет добраться до Рима, хотя уже наступила осень, когда моряки обычно избегают выходить в море. Клеопатра пошла ему навстречу и предоставила корабль для поездки.
       После трудного плавания по бурному морю, Ирод добрался до Родоса, где построил еще один большой корабль. Он, конечно, мог и зафрахтовать, но ему нужен был предлог потянуть время, чтобы выведать обстановку через римских друзей.
      Прибыв  в Рим, Ирод рассказал Антонию, другу своей семьи, обо  всем,  что  происходило  на  Ближнем Востоке. Тогдаже Антоний познакомил его с  Октавианом.
Очень быстро  Антоний и Октавиан представили его римскому сенату. Поручителями выступили оратор и покровитель искусств Мессала и администратор, и адмирал Атратин.
Потом встал Антоний, доказывая, насколько важной будет помощь Ирода с фланга в планируемой им, Антонием, кампании по изгнанию парфян из Сирии.
      И Антоний предложил восстановить Иудейское царство, временно прекратившее существование после понижения Гиркана в 63 году до звания этнарха, и высказался за то, что царем быть Ироду. Сенат единогласно проголосовал за предложение.
Другой важной стороной римского решения, с точки зрения общественного мнения в Иудее, было то обстоятельство, что царская власть отныне должна отделяться от первосвященства.
       Ирод  не мог стать первосвященником, поскольку не вел свою родословную от дома Аарона,  ранее обладавшего монополией на это место, и не происходил из хасмонейской семьи, впоследствии перенявшей сей пост». .
     32 - 31 г. Первая  еврейско-арабская война. Очень интересный эпизод еврейской истории, особенно с учетом  современной  истории государства Израиль.
Начал ее ник то иной, как Ирод, по распоряжению Антония.
«Набрав значительный хорошо оснащенный контингент, он уже готовился лично прибыть с ним к патрону, когда от Антония пришло сообщение, чтобы он повернул на арабов. Итак, не забыв послать денег и провизии, он, как было приказано, повернул и двинулся на арабов.
      Затруднения с арабами возникли из-за земель, которые их вынудили уступить Клеопатре, включая богатый битумом участок Мертвого моря. Ирод, как помните, согласился взять на себя обязанность собирать доходы с этих земель и передавать их Клеопатре.
Но теперь арабский царь Малх перестал выполнять свои обязательства по платежам, поэтому Антоний и приказал Ироду пойти походом на арабскую территорию и силой оружия собрать долги.
      За этим планом,  по мнению историков, стояла  Клеопатры, поскольку она старалась  держать Ирода подальше от лагеря Антония. Более того, чтобы получить должное, от Ирода требовалась победа, но Клеопатра, приняв особые меры предосторожности, чтобы победа не была решающей, направила войско с приказом помешать Ироду добиться слишком большого успеха.
       Действия Антония, пославшего Ирода против Малха, посеяли семена будущих осложнений, ибо подрывали основу самой идеи государств - клиентов Рима, к категории которых принадлежали и Иудейское, и Арабское царства.
       Римляне не имели намерения давать подобным государством возможность иметь собственную внешнюю политику, а о том, чтобы они воевали друг с другом, вообще не могло быть и речи.
       Верно, Ирод приступил к этим действиям исключительно по просьбе Антония. Однако такая акция, предпринятая лишь из-за того, что арабы заупрямились в денежных делах, полностью сводила на нет их статус клиента. Еще хуже, что приказ Антония напасть на арабов очень плохо сказался на психологии Ирода: тот возомнил, что свободен напасть на них, когда ему будет угодно; и впоследствии, как увидим, именно так он и поступал.
Ирод перешел Иордан и вторгся на арабскую территорию (31 г. до н.э.).
           Сперва он добился неплохого успеха у Диума, вероятно современного Телл-эль-Асхари на юго-западе Сирии, за Голанскими высотами.
          Но потом, продвигаясь дальше, потерпел поражение у Канафы в Авранитиде (Ауран). Ставка Ирода была захвачена, его самого вынудили отступить за Иордан и прибегнуть к тактике партизанской войны.
            Чтобы выиграть время, он послал к арабам делегацию для мирных переговоров. Кроме того, весной 31 года произошло серьезное землетрясение, унесшее жизни тысяч людей и уничтожившее бесчисленное множество скота.
          Иудейские войска, находившиеся на равнине, не пострадали, но арабы, думая, что те понесли большие потери, предали посланников Ирода смерти.
          Боевой дух иудеев пал, но Ироду удалось восстановить порядок. Затем он перешел Иордан и повел войска вверх по длинному ущелью к центру арабской провинции - Филадельфии, ныне Амману, столице Иорданского королевства. На холмистой равнине к югу от города Ирод одержал важную победу, и арабскому царю Малху, в конце концов, пришлось пойти на выполнение финансовых обязательств.
           Известно также, что он присвоил Ироду, который отчасти сам был арабом, почетный титул.»
      30 г. Октавиан наносит поражение Антонию и Клеопатре при Акции; казнь Гиркана II;.  Самоубийство Антония и Клеопатры.
         Ироду повезло на удивление больше. Более того, приближалось время, когда Ирод мог снова оказаться Риму  полезным.
          Октавиан собирался вот-вот двинуть войска на Египет, чтобы навсегда покончить с Антонием и Клеопатрой и затем аннексировать страну, превратив ее в богатый придаток Римской империи под своим личным управлением.
         Когда он высадился в Птолемаиде в Финикии, Ирод уже находился там с  подарками, обильными запасами продовольствия и подготовленными для Октавиана и его соратников.
. Ирод сопровождал Октавиана обратно в Антиохию с радостным сознанием, что пережил ненавистную царицу; а переживет он ее на 26 лет.
       Вследствии  его союза с императором Октавианом   царство Ирода теперь расширилось  почти до размеров,   достигнутых еще при эхасмонейских монархах.
       Ирод становился самым важным неримлянином во всем Средиземноморье.  Хвалебные надписи свидетельствуют, что он с одобрением принял титул "филоромайос" - "приверженец Рима" - и добавлял к нему определение "филокайзар" - "поклонник Цезаря", ибо так звали преемника Цезаря Октавиана.
Как монарху-клиенту Ироду было присвоено официальное звание "друга и союзника римского народа".
29 г. Казнь Мариамны I и  вот почему это случилось
      К моменту  выхода замуж за Ирода I  Мариамна не только принадлежала к царскому роду, но и была красавицей, и Ирод, неравнодушный к женской красоте, влюбился в нее по уши.
      Правда, опять же со слов еврейских историков Мариамна подстрекаемая своей матерью Александрой,  не отказывалась от рискованного удовольствия высказывать, Ироду I когда считала нужным, неприятные истины?
28 г. Казнь матери Мариамны Александры.
28-й или 27 г. Учреждение  еврейских олимпийских игр в честь победы римлян при Акции.
27 г. Начало строительства Себасты (Самарии). Названа в честь Октавиана, который теперь назван Августом (Себастосом).
Ок. 27 г. Брак Ирода с самаритянкой Малфаке.
25 г. Воинская часть Иродовой армии присоединяется к римскому походу на юго-запад Аравии.
Ок. 25 г. Срыв брака, намечавшегося между сестрой Ирода Саломеей II и арабским главным министром Силлеем.
23 г. Начало строительства дворца; брак Ирода с Мариамной II, ее отец Симон назначается первосвященником; Август дарует Ироду территории Трахонитиды, Батанеи и Авранитиды (Юго-Западная Сирия).
       Тут самое время  оставить на  политику и рассказать читателю о других сторонах  деятельности   Ирода I
        Ирод I основал в Иерусалиме  первые театр и ипподром, а также строил великолепные общественные сооружения (портики, театры, акведуки и т. п.) в дар греческим   полисам  в  Сирии, Малой Азии, на островах Эгейского моря.
         Ирод I оказывал денежную поддержку гимнасиям в Греции, а его пожертвования на устроение Олимпийских игр принесли ему почетное звание их пожизненного председателя.  
        Это то чем так любят   ныне  заниматься разные  «олигархи»,  вкладывая  в спорт  деньги, приносящие им еще большие деньги! Но Ирод I  их все равно перегнал!  Пожизненным  Председателем  Олимпийских  игр в наше время еще никого не избирают!
        В восточных провинциях империи Ирод I считался одним из могущественных властителей, и  греческие писатели наделили его титулом «Великий».
         Небольшое поселение на морском побережье было превращено Иродом I в роскошно отстроенный греческий город с обширной гаванью, названный в честь римского императора Кесарией.
         Для укрепления внутренней власти и защиты от вторжений извне Ирод I восстановил или построил ряд крепостей: Антонию, Геродион, Кипрос близ Иерихона, Масаду, а также Михвар и Геродион в Заиорданье.
          По приказу Ирода I были возведены царские дворцы в Иерусалиме и других городах страны.
          Апогея строительная деятельность Ирода I достигла в реконструкции и расширении Храма в Иерусалиме, который из относительно скромного строения превратился в одно из самых величественных монументальных сооружений Древнего Востока.
          Ирод I осуществлял строительство в форме общественных работ, что давало источник пропитания многочисленным рабочим. Его поселенческая деятельность способствовала решению проблемы безземельных жителей деревень.
           В голодный 25 г. до н. э. Ирод I распределял среди нуждающихся продовольствие, одежду и семена, а также дважды снижал налоги.
          22 - 21 г. Ирод в Митилене у Марка Агриппы; сыновья Ирода Александр III и Аристобул IV едут в Рим для учебы.
          20 г. Август в Сирии, дарует Ироду Улафу, Паниаду и должности в Сирии, отвергает жалобы Гадары. Брат Ирода Ферора назначается тетрархом Переи (Трансиордания).
         19 г. Начало реконструкции Иерусалимского  храма.
         18 г. Празднества по случаю завершения храмового святилища.
         17 г. Вторая поездка Ирода в Рим, возвращается с сыновьями.
         Ок. 17 г. Фарисеи и эссеи освобождаются от принесения присяги Ироду.
        15 г. Поездка Марка Агриппы по Иудее.
         14 г. Ирод с Марком Агриппой в Малой Азии, подарки городам и помощь иудейской диаспоре.
13 г. Старший сын Ирода Антипатр II едет с Марком Агриппой в Рим, везет с собой первое завещание Ирода в пользу Антипатра.
12 г. Смерть Марка Агриппы;  Ирод  с  сыновьями у Августа в Аквилее. Ироду даруется  половина  доходов от медных рудников на Кипре. Мятеж в Трахонитиде при поддержке арабов.
10 г. Освящение Иерусалимского храма.
10-й  -  9 г. Освящение Кесарии Приморской. Вторая арабская война. Утрата доверия Августа.
     «Положение достигло предела в 10  году до н.э. когда Ирод официально обвинил Силлея перед лицом нового наместника в Сирии Гая Сенция Сатурнина и прокуратора провинции.
    Сатурнин, надежный и способный военачальник, зарекомендовал себя свойственной старым временам суровостью. Они с коллегой дали Силлею 30 дней на то, чтобы вернуть подданных Ирода и выплатить долг. Силлей не выполнил обязательств, и Ирод получил от "окружения"   Сатурнина и прокуратора полномочия принять меры к нарушителям.
      В результате Ирод пошел походом на арабскую территорию, где захватил главную крепость бунтовщиков Раипту (вероятно, Галаат-эр-Рабад в Аджлуне, на северо-западе Иордании).
      Пытавшийся освободить крепость арабский отряд был отбит, а его командир Насеб, родственник Силлея, погиб.  Ирод с победой вернулся домой с пленными и добычей и приказал подкрепить  Трахонитиду, поселив там три тысячи идумеян, которых позднее усилил, разместив в соседней Батанее 500 конных лучников - вавилонских иудеев.
        Но в отношении полученных Иродом из Сирии распоряжений возникло серозное недоразумение.      Или же, получив разрешение напасть, он истолковал его слишком вольно; его поход на арабов, видно, был более внушительным и причинил больше ущерба, чем ожидалось или считалось допустимым.
Во всяком случае, Август, узнав в Риме о случившемся, пришел в ярость.
         К великому несчастью для Ирода, в имперской столице как раз в это время находился сам Силлей.
Август после проведенной поверки жалобы на Ирода  изменил свое отношение к нему где-то в  9 году до н.э.
Последствия  были   ошеломляющие.  Август  в   весьма резких тонах написал Ироду,  давая   понять, что если до того он считал его другом, то   отныне будет относиться к нему как к простому подданному.
         Несмотря на все это, отношение народа к царю было неприязненным, а то и прямо враждебным. Немалую роль в этом сыграли нравы эллинизированного двора Ирода I, типичные для восточно-эллинистических деспотий с их бесконечными династическими интригами.
         Частая смена жен (Ирод I имел 15 детей от 10 жен), происки наложниц и евнухов создавали  атмосферу,  при которой  придворные   легко использовали  подозрительность и жестокость скорого на расправу царя в корыстных целях.
         В Ироде I народ видел не только чужеземного ставленника и разрушителя традиционных институтов, но и узурпатора-цареубийцу.
          За четыре  дня до смерти Ирод I завещал ( третье завещание) престол Архелаю и назначил тетрархами при нем Ирода Антипу и Ирода Филиппа I (умер в 34 г. н. э.).
Ок. 7 г. Мнимое посредничество Эврикла из Спарты в семейных делах Ирода.
7 г. Суд в Берите над сыновьями Ирода Александром III и Аристобулом IV и их последующая казнь.
7-й или 6 г.  Фарисеи отказываются приносить присягу Августу и Ироду.
Ок. 5 г. Вероятная дата рождения Иисуса Христа в Вифлееме.
4 г. Подавление демонстраций учащихся; суды в Иерихоне. Казнь Антипатра; четвертое и последнее завещание Ирода в пользу его сыновей Архелая II, Антипы II и Филиппа; смерть Ирода.
         Обстоятельства смерти Ирода I
«…болезнь  Ирода  приобрела  весьма  серьезный  оборот. У Иосифа Флавия  содержится описание поистине ужасных симптомов - распухшие ноги гноились, в гениталиях завелись черви. Правда, достоверность этих злорадных описаний вызывает сомнения.
     Есть разные диагнозы современных  врачей  о наличии  у Ирода I заболевания -  рак кишечника,  диабет, цирроз печени, или артериосклероз т.п.
Сам же Ирод I  борясь с болезнями,  был занят  составлением своего завещания. Он твердо решил, что окончательное устройство дел должно быть таким, что никому нельзя было бы его изменить.
    И в качестве первого шага он приказал немедленно выдать всем солдатам наградные, чтобы после его смерти они следовали его приказам.
Затем, по возвращении в Иерихон, он предпринял исключительный шаг - приказал немедленно явиться к нему всем знатным иудеям со всех концов страны.
    Однако когда они прибыли, он всех до одного арестовал, превратив иерихонский ипподром в подобие лагеря для интернированных. Так что  тут  чилийский генерал  Пиночет не был оригинальным, в превращении стадиона в лагерь для политических заключенных..
Пока Ирод отдавал последние распоряжения своей сестре Саломее и ее мужу, пришло письмо от направленных им к императору посланников.
    Он послал их с сообщением о провинности своего старшего сына Антипатра и теперь узнал, что Август признал справедливость выдвинутых против Антипатра обвинений.
     Рабыню Акмею, сочинявшую по поручению Антипатра фальшивые письма, казнили. Однако что касалось самого Антипатра, император оставил решать самому Ироду, казнить ли этого злодея или всего лишь изгнать.
Поначалу послание на короткое время приободрило Ирода. Но скоро:
"Так как страдания его опять возобновились со страшной силой, он в изнеможении захотел съесть чего-нибудь и потребовал себе яблоко и нож. Раньше он обыкновенно сам срезал с яблок кожу и ел плод, нарезав его небольшими кусочками. Взяв нож и оглянувшись, он вдруг вздумал пронзить себя им.
Он, наверное, привел бы это намерение в исполнение, если бы не его двоюродный брат Ахиав, схвативший его за руку.
   Он громко закричал, и сейчас же по всему дворцу раздались крики и громкие стенания, как будто царь уже умер.
Ввиду этого Антипатр, убежденный в смерти отца, воспрянул духом, рассчитывая теперь выйти на волю и немедленно захватить в свои руки царскую власть.
    Он тотчас вступил в переговоры с тюремщиком, обещая ему большую награду сейчас и впоследствии и указывая на то, что теперь наступил момент действовать решительно.
   Однако тюремщик не только не склонился на просьбы Антипатра, но и весьма красноречиво сообщил царю о его планах. Ирод, который и раньше не был расположен к сыну, услышав это сообщение тюремщика, громко возопил и стал биться головой об стену, несмотря на то, что лежал уже при последнем издыхании" (Иосиф Флавий. Иудейские древности. Ч. II. С. 194 - 195).
   Опершись на локоть, он из последних сил крикнул, чтобы немедленно послали телохранителей с приказом убить Антипатра. Приказ был выполнен.
В этот последний момент Ирод снова вызвал смятение среди своего окружения, в очередной раз, изменив завещание.
   В этом четвертом, и последнем, завещании - отпрыски самаритянки Малфаке по-прежнему на переднем плане, но один из них, Антипа II, бывший главным наследником по третьему завещанию, передвинулся на ступеньку вниз, чтобы стать тетрархом Галилеи и Переи, тогда как старший брат, восемнадцатилетний Архелай II, оказался выше его.

    Ирод скончался в конце марта или в начале апреля. Прошло 36 лет с тех пор, как римляне провозгласили его царем, и 33 из них он фактически правил Иудеей.
Тело его, при короне и скипетре, траурная процессия сопровождала 24 мили до Геродиума, выбранного им для своего погребения.
Гроб из чистого золота был усыпан драгоценными камнями и задрапирован в порфиру. За гробом шли все оставшиеся в живых сыновья и родственники. Далее с копьеносцами во главе шла армия, а за ней фракийцы, германцы и галаты; следом с благовониями шли 500 человек домашних рабов и свободной прислуги.
     P.S  Волнующий  христиан вопрос: Об избиении  Иродом младенцев в Вифлиеме  , вынесен  автором  в соответствуюшие место данной работы и там  будут рассмотрен   более  подробно.
                         ( конец 2 части)

© Бровко Владимир, 29.01.2009 в 02:19
Свидетельство о публикации № 29012009021947-00093078
Читателей произведения за все время — 173, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют