ч.1
С учетом результатов дискуссии, что стоялась после прочтения «Вступления» к работе «Йешуа из Ноцрата и его апостолы», автор понял, что пока читающая аудитория не в полной мере владеет основными - вехами верейской истории и поэтому дальнейшее изложение темы по сути, без сжатого экскурса в историю как государства Израиль, так и Палестины как географической территории будет неполным.
В этой части автор попытается расскать о том, как евреи сумели выжить среди вавилоцев и египтян, как сумели защитится от греков мирового завоевателя А.Македонского и принесеной им греческой кульуры, и как евреям удалось вновь постороить и потерять государственность, попав, под протекторат Римской империи.
Мы в школе или вузах изучали в той, или иной степени полноты, мировую историю, в разрезе от 1300 до н.э. до 100 г. н.э, но оглядываясь на те годы, автор отмечает, что мы могли в учебниках прочесть о появлени и первых государств в Месопотамии, Вавилоне, древних и не очень греках, великом А.Македонском, Древнем Риме и его Цезарях, Спартаке, Юлии Цезаре, Древнем и Новом Египте и их фараонах, Клеопатре, но ничего не знали о евреях и их непростой и сложно переплетеной с мировой, своей еврейской истории.
Поэтому вначале предлагаю читателю поновить свои познания в форме простого сравнительно-хронологического обзора с небольшими коментариями по особо важным моментам.
ГРЕКО РИМСКИЙ ПЕРИОД 1300 г. до н.э. – 100 г. н.э.
1200 до 1100 г. до н.э.
Арийские племена вторглись в Грецию /
Евреи под игом Египта
Времена Ахилла. Осада Трои. /
Моисей вывел евреев из египетского пленения. Евреи осели в Палестине.
1100 до 800 г. до н.э.
Эолийские, ионийские и дорические племена проникают в Грецию через Балканы. / Эпоха Судей. Цари Давид и Соломон. Разделение Палестины на Израиль и Иудею.
800 до 700 г. до н.э.
Времена Гомера. Греки становятся известными под названием «эллинов». Варвары основывают Рим. /
Век пророков. Израильское царство разрушено ассирийцами.
700 до 600 г. до н.э.
Зарождение греческих городов государств («полисов») /
Иошияху – царь Иудейский. Времена Иеремии.
600 до 500 г. до н.э.
Эллины разрушают критскую и эгейскую цивилизацию. Римляне разрушают культуру этрусков. /
Вавилоняне завоевывают Иудею, уводят евреев в плен. Персы побеждают вавилонян, разрешают евреям вернуться в Палестину.
500 до 400 г. до н.э.
Начало греко персидских войн. Битвы под Марафоном и Саламином. Возникновение Римской республики. /
Второй исход евреев их Вавилона. Реформы Эзры и Нехемии.
400 до 300 г. до н.э.
Расцвет Македонии. Александр Великий побеждает персов. В результате самнитских войн римляне становятся хозяевами Италии. /
Евреи под греческим господством и эллинским влиянием. Первый контакт с Западом.
300 до 200 г. до н.э.
Распад империи Александра на монархии Селевкидов и Птолемеев. Первая и вторая Пунические и Македонская войны превращают римлян в господствующую силу Средиземноморья. /
Перевод Библии на греческий язык
а) Царство Птолемеев. Занимает земли Египта и Палестины. Под управлением династии Птолемеев до 30 г. до н.э., когда аннексировано римлянами. /
Палестина под владычеством Птолемеев с 300 до 200 г. н.э. Имеет самоуправление, возглавляемое превосвященниками.
Б) Царство Селевкидов. Занимает земли Малой Азии и Вавилонии. Покорено римлянами в 67 г. до н.э. / Палестина отобрана Селевкидами у Птолемеев в 198 году до н.э. Восстание Маккавеев.
200 до 100 г. до н.э.
Распад греческих городов государств. Победа римлян над Ганнибалом. В результате третьей Македонской войны римляне покоряют Грецию. /
Маккавеи утверждают в Палестине династию Хасмонеев. Раздоры между фарисеями и саддукеями.
100 до 1 г. до н.э.
Римляне завоевывают Восток, вторгаются в Британию, становятся владыками мира. Эпоха Цезаря. Конец Римской республики. /
Палестина завоевана римлянами (63). Рождение Йешуа из Ноцрата вошедшего затем в мировую историю под именем Иисуса Христа. Ирод Великий – царь евреев.
Исходя из названия работы нас должны бы интересовать только период еврейской истории с 1 года уже нашей эры, но объективность, требует от нас вернутся от этой даты лет на 200 назад, во времена когда Маккавеи утверждают в Палестине династию Хасмонеев и там начинаются религиозные раздоры между фарисеями и саддукеями.
Выделение и коментирование этого периода поможет неподготовленному читателю понять, истоки возникновения христианства и расстановку политических сил в Иудеи начальном периоде служения Иисуса Христа и его апостолов.
С момента создания Александром Македонским своей империи, развити там передовой по тому времени науки и культуры, последние постепенно стали проникать и в страны Ближнего Востока.
Еврейские лидеры (первосященики) являвшиеся и одновремено админиситративными руководителями еврейского народа, неустанно стали призывали евреев не поддаваться соблазну свободной эллинистической культуры, ее гедонизму и особено философии культа наслаждений.
И хотя греческая философия в конце концов, в своей основе небыла воспринята еврейским обществом, но она все же оставила в еврейской культуре свои следы.
Причем евреи, не принимая греческие культурные и философские ценности, тем не менее их хорошо освоили.
Греки, в свою очередь, заимствовали у евреев свои же идеи, но уже в измененном еврейскими мудрецами-талмудистами виде.
В результате и получилось то, в Греции входившей в то время в состав Римской империи, впервые окончательно оформилось, новое религиозное течение получившее название «христианство», которое постепено захватило и западную часть Римской империи, основав там новую церковную организацию с центром в Риме.
Но пока вернемся к А. Македонскому. Историки досих пор не обьяснили тот факт, почему евреи долго воевшие со всеми своими соседями (вавилонянами, египтянами и прочими) , не стали воевать с А.Македонским и даже заключили с ним собюз.
В 332 г до н.э. иерусалимский Первосвященник сам возглавил процессию, направившуюся приветствовать Александра завоевателя, воска котрого уже осадили Иерусалим!
Такая встреча Македонскому понравилась. И он даровал евреям политическое и религиозное самоуправление.
После смерти А. Македонского его полководцами империя была разделена на три части.
Антигон захватил Грецию, Селевк – Малую Азию и Сирию, Птолемей – Египет и Палестину.
Правители династии Птолемеев во внутренние дела палестинских евреев не вмешивались. Их интересовала лишь исправная уплата дани.
Евреи по прежнему вели автономный образ правления и обладали при этом широким самоуправлением. Административную власть как и при А. Македонском в осуществлял первосвященник.
Но чтобы первосвященник не узурпировал власть, его контролировал Синедрион.
Вот мы и впервые встретились с этим уникальным органом государственного управления. Поэтому мы на нем остановимся больше в учетом того, что и И.Христа так же судил СИНЕДРИОН!
Это учреждение выступало сразу в двух ролях – сената и верховного суда.
В Синедрион избирались представители знатных семей, ученой и интеллектуальной элиты.
Когда Синедрион выступал в качестве верховного суда, он собирался в составе 71 члена;
В роли обычного суда, рассматривающего важные преступления, он состоял из 23 судей;
Для гражданских дел и незначительных обвинений ограничивались тремя судьями.
Тут автор обращает внимание читателя, что за четыре столетия до н.э. евреи разработали юридическую систему, которая исходила из признания человеческого достоинства и равенства всех перед законом. Откройте любую современную европейскую Конституцию и вы найдете там этиот принцып.
Раввины рассматривали законы как орудие справедливости.
Неправедные законы считались безнравственными.
Процедура обвинения и суда над обвиняемым у них напинаем современную европейскую:
Привлеченный к суду считался невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.
Он имел право на защиту и беспристрастный суд.
Он имел право вызывать свидетелей, допрашивать своих обвинителей и давать показания по собственному делу.
Его нельзя было заставлять давать показания против самого себя или привлекать по двум обвинениям сразу.
Будучи обвиненным, он имел право апелляции в случае выявления дополнительных обстоятельств дела.
Но как бы ни спокойно не жилось евреям в Палестине при Македонском и его наследника эллинизация евреев началась. Сначала она затронула их язык, манеры, привычки, обычаи. Затем она стала влиять на мораль, этику и религию.
В результате каждодневного делового общения евреи начали перенимать греческие имена. Евреи стали говорить в обиходе по гречески.
Многие евреи из числа населявших города сменили свои традиционные одеяния на греческие туники. А еврейские интеллектуалы поддались идеям греческих философов.
Ортодоксальные же евреи по прежнему считали этих философов( что греческих, что своих доморощенных) самым опасным злом – даже более опасным, чем греческие куртизанки.
Из всех греческих философов наибольшее осуждение у ортодоксов заслужили эпикурейцы. Они были циниками: учили, что боги не вмешиваются в людские дела.
Они утверждали, что человек должен избавиться от таких предрассудков как понятия преступления и воздаяния. На свете не существует ни морали, ни аморализма – одно лишь наслаждение.
Хотя влияние эллинизма и было угрожающе велико большинство евреев все же противостояло ему.
Лагерь антиэллинистов держался на двух идеологических основах.
Первой был авторитет и влияние Моисеева закона, который до сих пор воспринимался как священный.
Второй основой была глубокая вера в грядущее возрождение Давидовой династии.
Мало помалу эти чувства сплотили антиэллинистов в что то подобие современной политической партии, сторонники которой получили название «хасидеев» или благочестивых.
Партия хасидеев, первоначально сложившаяся как движение протеста направленное против участия евреев в греческих пирах и попойках, постепенно обратилась против эпикурейцев в частности и всего греческого вообще.
По мере того, как под ее знаменем собиралось все больше и больше людей, эта первоначальная «партия» а скорее общественый союз, приобретала все большую политическую силу. В конечном счете, она сыграла решающую роль в грядущих событиях. За влияние в Палестине началась новая длительная война между потомками А. Македонского. В течение 100 лет селевкиды и птолемеи боролись за контроль над Палестиной и конце концов, один из селевкидов – Антиох III, прозванный Великим, сумел подчинить ее себе.
Поначалу Антиох продолжал придерживаться той же политики, что и прежние правители Палестины.
Он даже предоставил евреям еще более широкие права, поскольку они проявили ярко выраженную склонность к самоуправлению.
Однако его второй сын, Антиох Эпифан, вступивший на трон в 176 г. до н.э., эти доводы не принял.
Антиох Эпифан полагал, что программа эллинизации, начатая его отцом должна распространяться и на евреев.
Результатом была затяжная война, принесшая неожиданные результаты.
В империи Селевкидов каждая провинция обычно управлялась специально назначенным наместником в Палестине, пользовавшейся определенным самоуправлением, эту роль играл первосвященник, назначаемый царем по рекомендации самих евреев.
Эллинизированная еврейская аристократия считала выгодным для себя помочь Антиоху в его планах эллинизации Палестины.
С помощью интриг и подкупов им удалось убедить Антиоха назначить первосвященником лидера сторонников эллинизации священнослужителя Ясона. Ясон за 12 месяцев добился того, чего Птолемеи и Селевкиды не могли добиться в течение 100 лет.
При его активном содействии языческие обычаи проникли в пределы самого Храма. В Святая Святых Храма были установлены статуи греческих богов, а еврейские священники, одетые в греческие туники, совершали в их честь греческие обряды.
Атлетические соревнования обнаженных еврейских юношей стали обычным зрелищем во дворе Храма. Еврейские посланцы присутствовали на языческих празднествах.
Разгневанные и возмущенные евреи – представители всех социальных слоев – стали массами стекаться под знамена хасидеев.
Руководители хасидеев, подобно пророкам 500 лет назад осуждали разнузданность нравов и подражание идолопоклонникам. Дальнейшие события зная предыдущую еврейскую историю не трудно было предугадать.
Когда по Палестине прошел слух, что Антиох погиб в битве с римлянами, вожди хасидеев решили воспользоваться счастливым случаем и начали вооруженное восстание.
Чиновников и священнослужителей, назначенными Антиохом, сбрасывали со стен Храма в тридцатиметровую пропасть. За людьми последовали статуи.
Затем началось систематическое избиение всех мало мальски известных эллинизаторов. Партия хасидеев таким кровавым путем захватила власть в стране.
К сожалению, слухи о смерти Антиоха оказались ложными. И он замирившись с римлянами решил, ударить по евреях.
Он вывел свою армию из Египта и двинул ее против Иерусалима.
Там, взяв город штурмом, он перебил десять тысяч жителей без различия их партийной принадлежности.
В Храме были вновь воздвигнуты языческие статуи.
К ним приставлены новые священнослужители и чиновники.
Подобно Александру Македонскому, который призвал евреев переселяться в греческие города, Антиох призвал язычников переселяться в Иерусалим , тем самым он пытался растворить еврейское население города.
Как дополнительное наказание Антиох – запретил обряд обрезания и празднование субботы.
Новое восстание стало неотвратимым и ачалось оно в г. Модиин где был еврейским священик Маттитьяху убил правительственного чиновника.
Антиох приказал сурово наказать виновных.
Но как говорят евреские историки все еврейское население Палестины поднялось на защиту Маттитьяху, возглавлявшего со своими пятью сыновьями это восстание.
Их прозвали Маккавеями – от еврейского слова, означающего «молот», после того как сражение за сражением они наносили «удары молотом» по селевкидским армиям.
Так началась война нового типа – первая в истории мира религиозная война.
Вначале Антиох не придавал особого значения этому восстанию.
В 164 г. евреи разбили армию Антиоха и освободили Иерусалим.
Храм был очищен от языческих идолов и заново посвящен Яхве. Этому событию посвящен праздник Ханукка.
Война с Селевкидами продолжалась двадцать пять лет.
Евреи, уставшие от четвертьвековой борьбы, заключили мир, но на условиях политической независимости.
В итоге, казалось бы, безнадежной войны, был достигнут неожиданный результат – снова в Иудее было создано еврейское царство.
В 143 г до н.э., к моменту восстановления Иудейского царства, евреи существовали уже 1857 лет.
Но с наступлением мира, у евреев снова начались религиозные дискуссии, поскольку значительное число евреев, в особенности богачи и аристократы, под влиянием авторите греческой науки и искусства были уже не против умеренного эллинизма, лишь бы только он не означал полного вытеснения иудаизма.
В результате дискусий в обществе «партия хасидеев» распалась на три непримиримые группы, по сути новые «парти- союзы – ессеев, фарисеев и саддукеев. Если говорить о кратко, то:
Ессеи, не питали никакого интереса к политике, отстранялись от всякой светской деятельности и полностью погрузились в религиозное созерцание.
Со временем они образовали свои религиозные общины в которых развили мессианское учение, идеи которого сыграли решающую роль в деяниях Иоанна Крестителя и Иисуса.
Фарисеи («сепаратисты»). Это так называемые антиэллинисты в партии хасидеев, которые не разделяли крайних взглядов ессеев и их стремления уйти от жизни, обособились поэтому в свою в партию
Саддукеи . Это эллинисты, которые присоединились к хасидеям только перед лицом общей опасности, и теперь образовали собственную партию –
С течением времени взаимная враждебность фарисеев и саддукеев становилась все сильнее и в конце концов вылилась в открытый конфликт.
Парадоксальной стороной этого конфликта было то, что саддукеи были либералами в политике и консерваторами в религиозных вопросах.
Фарисеи, напротив, были консерваторами в политике и либералами в религиозном плане.
Саддукеи отстаивали допророческую форму иудаизма – с Храмом, первосвященником и жертвоприношениями.
Фарисеи выступали за синагогу, раввина и молитву, то есть за послепророческую концепцию иудаизма.
Саддукеи вербовали сторонников из священнических и аристократических кругов, фарисеи – из рядового большинства
В политике саддукеи выступали как просвещенные либералы, считая, что даже изрядная доза эллинистической культуры не повредит ни их стране, ни их религии.
Вот почему когда Иисус начал проповедовать в Иерусалиме, саддукеи видели в нем не радикала, а фарисея.
Фарисеи, со своей стороны, считали саддукеев консерваторами, ессеев зелотами, а себя либералами.
Они выступали против эллинизма, поскольку это была чуждая культура.
В то же время они были не прочь развивать свой собственный, еврейский политический и культурный либерализм. Они верили в необходимость религиозной эволюции.
Они подчеркивали значение нового «Устного Закона», выросшего из толкований Моисеева закона.
Распри между обеими партиями начались после того, как последний из Макавееев - Шимон был убит своим зятем в г. Иерихоне.
Сын Шимона Иоханан Гиркан объявил себя и царем и первосвященником.
Это вызвало недовольство в его собственной партии фарисеев.
Иоханан Гиркан нанимал иноземных наемников, чеканил монеты со своим именем.
Он осквернил гробницу царя Давида, изъяв из нее три тысячи талантов серебра.
Фарисеи были так разгневаны, что потребовали от него отказаться от звания первосвященника.
В свою очередь, разозленный Иоханан переметнулся к саддукеям и вдобавок ввел еще несколько эллинистических новшеств.
Разрыв между фарисеями и домом Хасмонеев расширился.
К 135 г до н э Иоханан раздвинул границы Палестины, присоединив к ней земли языческой Галилеи и Идумеи!
Силой оружия он обратил покоренных идумеян и галилеян в иудаизм. И тем самым как мы сейчас знаем задним умом, положил под царский трон да и всю последующую историю две мины замедленого действия.
Из Идумеи вышел один из величайших гонителей еврейства – царь Ирод, проклинаемый евреями, но удостоенный их историками эпитета «Великий».
А в Галилее спустя 150 лет начал свои проповеди и обрел своих первых учеников –апостолов Иисус Христос.
Но история продолжалась. Убийствами братьев и матерей и цареубийством отмечен путь к трону сына Гиркана - Аристобула I. Аристобул был ревностным саддукеем.
Ему наследовал его брат – Александр Яннай.
Яннай был деспотичным и вспыльчивым правителем. С помощью иноземных наемников ему удалось зажать страну в железный кулак.
Он еще более расширил границы государства. Теперь оно доходило до тех границ, которые имело при царе Давиде.
Во времена Янная конфликт между фарисеями и саддукеями достиг высшей точки и началась уже гражданская война.
Фарисеи обратились за помощью к селевкидам. Те откликнулись на призыв вторжением своих армий.
Когда опасность миновала, Яннай отомстил фарисеям за их заговор.
Месть его была одной из самых кровавых в истории. Подробно об этих событиях можно прочитать в Библии. К счастью для Палестины, правлению Янная вскоре наступил конец.
В 78 г. до н.э. ему наследовала его жена Александра. Несмотря на кратковременность правления Александры (78–69 гг.), оно успело у еврейских историков заслужить название «золотого века».
Ею были введены важные социальные реформы. По совету своего брата раввина, она основала общедоступные начальные школы и сделала начальное образование обязательным для всех еврейских мальчиков и девочек.
За сто лет до рождения Христа, в мире сплошной безграмотности, еврейский народ в своем крохотном государстве практически решил эту проблему.
Но Александра была ревностной фарисейкой. Стоило ей взойти на престол, как наступил черед саддукеев почувствовать на себе всю тяжесть мстительной ненависти.
И новая катастрофа не замедлила последовать.
Поскольку царица не могла занимать должность первосвященника, Александра назначила на эту должность своего старшего сына – фарисея Гиркана.
После смерти матери Гиркан захватил также и царскую власть.
Его брат, саддукей Аристобул, возглавил восстание против узурпатора. С помощью священнических кругов Гиркан был низложен. .
Поддерживаемый соседними набатеями, Гиркан отнял у брата царский трон. Аристобул обратился за помощью к римлянам.
А тут и судьба распорядилась так, что как раз к этому времени (67 г. до н.э.) римляне во главе с Помпеем з авершили завоевание Сирии.
Их войска оказались у границ Палестины. Римляне приказали Гиркану оставить трон, и удалиться из страны. Власть снова перешла к Аристобулу..
Гиркан не смирился с поражением и обратился к Помпею, требуя восстановления своей законной власти.
Аристобул сделал то же самое, ссылаясь на то, что он законный претендент.
Помпеи выслушал всех и поступил по своему. В 63 г до н.э. он вторгся в самостоятельное царство Маккавеев, покорил его и назвал Юдеа (Иудея).
Спустя 80 лет после завоевания независимости внуки первого хасмонейского царя своими руками разрушили политическую самостоятельность еврейского государства,.
Борьба за свободу , закончилась поражением.
Господство Рима над Иудеей началось при самых неблагоприятных для евреев обстоятельствах.
Саддукей Аристобул выступил против Помпея, тогда как фарисей Гиркан подчинился ему.
Поэтому Помпей назначил Гиркана первосвященником, а также этнархом Этнарх – римское звание для правителя покоренного народа Иудеи.
Кроме того, он назначил идумеянина по имени Антипатр политическим советником новоиспеченного этнарха. Этим он положил начало трагедии еврейского народа в период римского господства.
Успешный для Гиркана исход этой борьбы значительно усилил влияние Антипатра на политическую жизнь. .
В 43 г до н.э. Антипатр был отравлен своими родственниками.
Но ему наследовал его сын Ирод.
Ирод был достойным учеником своего отца.
Поняв, в Риме власть полностью перешла к императору Октавиану, Ирод направился в Рим и там он с одобрения Октавиана занял еврейский трон.
Первым поступком Ирода в новом звании было убийство Гиркана.
Затем он выдал римлянам Аристобула, которого они отправили в Рим и там отравили.
Династию Хасмонеев, ступившую на трон в ореоле славы, ожидал бесславный конец.
Ирод вернувшись в Иудею с помощью римских легионов в 37 г. до н.э. захватил Иерусалим.
Антигон, а вместе с ним еще 45 членов Синедриона, обвиненные в бунте, были казнены.
Наконец Ирод добрался до трона Иудеи и прочно на нем утвердился….
(конец 1 части)