Была ли все-таки истинная причина, как бы искра из которой "возгоралось пламя ненависти" у Диоклетиана к христианам, что и послужило, затем в 303 году началом тотальной "операции по ликвидации христианства" как такого на территории подчиненной Римской империи?
Чтобы разобраться в этом вопросе надо обратить внимание на следующие обстоятельства о первопричине гнева императора Диоклетиана на христиан изложенные на двух православных сайтах: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1439.htm и http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5032/32337/422827/423044/423045/423339
В первом из них идет речь о Анфим Никомидийский (+ 302), епископ, священномученик. Память 3 сентября, 28 декабря
«Пострадал во время гонения на христиан при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане (284-305).
И тут для нас ценная информация – вот она первопричина! «Преследования христиан особенно обострились после того, как в Никомидийском императорском дворце случился пожар. Язычники обвинили христиан в умышленном поджоге и проявили по отношению к ним неслыханную жестокость»- автор).
Дале просто яркий пример создания типового жития, для типового святого По современном, как бы текст представление к высшей государственной награде:
«Так, в одной только Никомидии в день Рождества Христова было сожжено в храме до двадцати тысяч молящихся. Однако эти бесчеловечные действия не устрашили христиан: они твердо исповедовали свою веру и принимали мученическую смерть за Христа
В праздник Рождества Христова 302 года, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20000 христиан, император послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися. Однако все присутствовавшие поклониться идолам отказались.
Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший богослужение епископ Анфим, епископ Никомидийский, крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Тайн. Все 20000 молящихся скончались в огне. Епископу Анфиму удалось скрыться.
Епископ Анфим по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Оттуда он обращался к христианам с посланиями, в которых убеждал их твердо держаться святой веры и не страшиться мучений.
Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима.
Через некоторое время Максимиану все же удалось узнать, где находится святой Анфим, и он послал за ним отряд воинов.
На пути повстречался сам епископ. Воины не узнали святого, но он позвал их к себе, угостил обедом, а затем открыл, что он и есть тот, кого они ищут. Воины не знали, что делать, хотели оставить святого и сказать императору, что не нашли его. Епископ Анфим не терпел лжи и не согласился на это.
Воины уверовали во Христа и приняли святое крещение. Но при этом святитель все же заставил их исполнить приказание правителя. Когда епископ Анфим явился к царю, тот приказал принести орудия казни и положить перед ним. "Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? - спросил святитель. - Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего".
Тогда царь распорядился жестоко мучить святого и усечь мечом. Епископ Анфим до последнего вздоха радостно славил Бога, за Которого сподобился пострадать в 302 году».
Другой источник немного дополняет картину трагедии 7 января 302 года! «СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНФИМ, ЕПИСКОП НИКОМИДИЙСКИЙ, И С НИМ ФЕОФИЛ ДИАКОН, ДОРОФЕЙ, МАРДОНИЙ, МИГДОНИЙ, ПЕТР, ИНДИС, ГОРГОНИЙ, ЗИНОН, ДОМНА ДЕВА И И ЕВФИМИЙ»
«Священномученик Анфим, епископ Никомидийский, и с ним другие мученики пострадали во время гонения на христиан при императорах Диоклитиане (284 - 305) и Максимиане (284 - 305).
Преследования христиан особенно обострились после того, как в Никомидийском императорском дворце случился пожар. Язычники обвинили христиан в умышленном поджоге и проявили по отношению к ним неслыханную жестокость.
Так, в одной только Никомидии в день Рождества Христова было сожжено в храме до двадцати тысяч молящихся.
Однако эти бесчеловечные действия не устрашили христиан: они твердо исповедовали свою веру и принимали мученическую смерть за Христа.
Так, страдальчески скончались в то время святые Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и Горгоний. Одни из них были усечены мечом, другие - сожжены, засыпаны землей или утоплены в море.
(Очень важный факт - признание церковью того, что не все 20 000 христиан были убиты (путем сожжения в Никомедийском соборе), а расправы были и в других местах г. Никомедии и ее окрестностях, там, где собственно были найдены христиане в тех условиях применялась тот или иной вид казни – автор)
Зинон, воин, за смелые обличения императора Максимиана был побит камнями, а затем обезглавлен.
Тогда же погибла от рук язычников бывшая жрица, святая дева Домна, и святой Евфимий, которые заботились о том, чтобы тела святых мучеников были погребены.
Епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии.
Оттуда он обращался к христианам с посланиями, в которых убеждал их твердо держаться святой веры и не страшиться мучений. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима.
Через некоторое время Максимиану все же удалось узнать, где находится святой Анфим, и он послал за ним отряд воинов. На пути повстречался сам епископ. Воины не узнали святого, но он позвал их к себе, угостил обедом, а затем открыл, что он и есть тот, кого они ищут. Воины не знали, что делать, хотели оставить святого и сказать императору, что не нашли его.
Епископ Анфим не терпел лжи и не согласился на это. Воины уверовали во Христа и приняли святое Крещение.
Но при этом святитель все же заставил их исполнить приказание правителя. Когда епископ Анфим явился к царю, тот приказал принести орудия казни и положить перед ним. "Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? - спросил святитель. - Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего". Тогда царь распорядился жестоко мучить святого и усечь мечом. Епископ Анфим до последнего вздоха радостно славил Бога, за Которого сподобился пострадать (+ 302).»
Был ли пожар в императорском дворце мы не знаем. История не по всей вероятности не сохранила для нас эти документы, хотя римляне, все свои судебные решения с юридической стороны оформляли документально и очень тщательно.
Тут или архивы не сохранились, или христианская церковь при решении вопроса о канонизации сразу 20 000 святых великомучеников не искала подлинные документы и умышлено завысила цифру погибших, приписав сюда всех жертв гонений на христиан в 303-304годах, или светские историки еще не докопались до римских архивов.
Хотя все же кое-что опубликовано.
Четыре эдикта, изданные Диоклетианом, в отношении христианам один другого жесточе, имели целью истребить христианство. Но проблема в том, что они опубликованы латынью и никто из современных истериков не удосужился их перевести и опубликовать на русском языке, для так сказать массового изучения.
Подаются только пересказы содержимого.
Вот к примеру:
1-й эдикт:
Все богослужебные собрания христиан запрещаются; христианские храмы должны быть разрушены; списки Священного Писания должны быть отбираемы и сожигаемы (особенность гонения);
все содержащие христианскую веру лишаются своего достоинства и гражданских прав;( а это было сильнее смерти, это была политическая смерть. В таком случае лицо становилось варваром!- автор
у христиан-рабов отнимается навсегда надежда на освобождение;
при суде над христианами дозволяются пытки и не принимаются со стороны их никакие жалобы;
(А это как в 33-37 годах СССР боролись против «врагов народа»! Недаром видно И. Сталин учился в Тифлисской духовной семинарии. Знал «отец народов» как искоренять крамолу –автор)
2-й эдикт: всех представителей и вообще духовных лиц заключать в темницу христиан.
3-й эдикт Требовать, чтобы они принесли жертвы идолам; кто принесет, тех освободить от заключения, а кто останется непреклонным, тех мучить жестокими пытками;
4-м эдиктом все христиане поголовно были осуждены на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от христианства.)
Пущены были в ход всевозможные пытки и казни, и не задумывались ни перед какою жестокостью.
Как видим один эдикт не мог остановить распространения христианства и нужно было последовательно расширять и ужесточать кары и круг наказуемых!
Но вот что самое интересное!
У пунктуальных римлян был Назначен был срок для существования христианства (в смысле полной его ликвидации) (языческий праздник Терминалий 23 февраля 303 г.).
(Очень, кстати знакомая в истории дата, как для советского человека»
– Незабыли? Это день Красной армии или же по новорусскому - День защитника Отечества! –автор)
А вот описание того как брали штурмом христианскую церковь в Никодимии 7 января 302 года!
«На самом рассвете этого дня, отряд воинов окружил никомидийский храм: двери храма были выломаны, священные книги сожжены, драгоценности разграблены — и весь храм разрушен до основания.
После этого начались такие ужасы, которых невозможно изобразить.»
"Если бы у меня, — пишет современник гонения Лактанций, — были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, которые претерпели верующие."
Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных снова лечили, чтобы мучить; мучили в одном месте от десяти до ста человек в день без различия пола и возраста.
"Я сам был очевидцем этого, — говорит историк Евсевий, — так, что железо притуплялось и ломалось, и сами убийцы, утомившись, поочередно сменяли друг друга."
Так оказывается небыло никакого сожжения христиан в Никомейском соборе ( храме, церкви), он был просто взят штурмом легионерами Диоклетиана разграблен разрушен!!!
, Но не Максимианом Геркулием, который находился в это время в своей резиденции в Риме.
Да христиан убивали, но в других местах Никомедии и совершенно другими способами, чем массовое сожжение, и кто подсчитал их количество, что появилась цифра в 20 000!!!
И поскольку тема очень серьезная и как бы бросает тень на репутацию православной церкви, в смысле на некачественный подбор кандидатов в святые великомученики, авто все же хоте привести найденные им в трудах разных римских историков в том числе и церковных упоминания о событиях в Никомедии и гонениях на христиан во время правления императора Диоклетиана! (http://www.krotov.info/yakov/5_hist/01/10_general_IV.htm)
Берем 302 год : Начало Гонения на манихеев
31 марта 302 (Барнс Галерий ):
«Диоклетиан, в целом не одобрявший религиозное разномыслия, издает эдикт проконсулу Африки предписывающий сжигать живьем лидеров манихеев вместе с их сочинениями, рядовых манихеев обезглавливать или, если они люди со статусом, ссылать на копи, конфискуя всех имущество.
Среди аргументов, оправдывающих гонение - всякая новизна, ставящая под сомнение то, что установили древние раз и навсегда, есть преступление.
Однако к христианам Диоклетиан относился мягче: когда он был в Антиохии осенью 302 г. диакон Роман демонстративно громко нарушил рутинный обряд жертвоприношения в суде, был арестован, приговорен к сожжению, но ограничились тем, что вырвали ему язык и лишь 17 ноября 303 г. он был сожжен.
Диоклетиан, возмущенный извращениями христиан, на зиму уехал в Никомедию.»
А кто такие. МАНИХЕИ и почему в отношении и них римские императоры первыми в отношении христианских общин начали путь гонений хорошо сказано на (http://www.bibliotekar.ru/encSekt/68.htm)
«В IV в. в Римской империи появляется секта МАНИХЕЕВ, основанная на дуалистическом мировоззрении и близкая к гностический учениям, которая приобретет особое значение в последующие века.
Название этой секты происходит от имени ее основателя -полулегендарного Мани (ок.21б - 276). Он родился в Ктесифоне (Персия), в секте сектантов-"крестильников", примыкавших к гностическим общинаммандеев. В силу этого Мани рано познакомился с эзотерическими учениями.
Какое-то время он был христианским пресвитером.
Черпая понемногу из разных источников, он выработал свою христианско-гностическую доктрину и под именем Параклеита начал проповедовать новое учение при дворе персидского царя Шапура I. Со своими проповедями он обошел многие города и страны, добрался до границ Индии и Китая, где познакомился с даосами и буддийскими монахами.
Именно в это время он угодил в рабство, откуда его выкупила богатая вдова. Этот факт биографии (возможно, вымышленный) так подействовал на воображение его последователей, что они прозвали своего пророка "сыном вдовы", а вскоре так же стали называться и сами сектанты. На какое-то время Мани совершенно исчез из них
поля зрения, удалившись в пещеру, где питался одной травой.
В конце царствования Шапура I Мани вновь возвратился в Персию, где в марте 276 г. был распят по наущению местных магов. Последний факт биографии
принес мятежному проповеднику ореол мученичества.
Мани приписывают несколько религиозных трактатов, из которых наибольшей популярностью у манихеев пользовались "Книга гигантов" и "Шахнуракано", которых он изложил свои космогонические представления.
Учение Мани пессимистично, т. к. излагает идею об изначальности и
непреоборимости зла, которое является началом столь же самостоятельным и
исконным, как и добро.
Связывая зло с материей, а добро со светом и духом, Мани, однако, не считал тьму или материю следствием угасания света; в манихействе царство тьмы как равное противостоит царству света.
Мировая история - борьба света и тьмы, добра и зла, Бога и дьявола. Человек
двойственен: творение дьявола, он сотворен все же по образцу небесного "светлого первочеловека".
Евангельский Христос был лже-Христом. Настоящий Христос не воплощался и не сочетал в себе естеств Бога и человека. После Христа был прислан Мани - параклет (утешитель) - главный из посланцев Царства Света.
Основополагающее принципы манихейства: защита души от всякой телесной скверны, самоотречение и воздержание, постепенное преодоление пут материи окончательное освобождение заключенной в человеке Божественной сущности. Здесь Мани вплотную приблизился к индобуддистским представлениям о конечном слиянии освобожденной души с Абсолютом. Столь же сходны с буддистскими налагаемые на манихеев запреты: мясо, вино, чувственные удовольствия и т.п..
Последователи Мани делились на два резко разделенных класса: «избранных" и "слушателей".
Последние только обязывались воздерживаться от идолопоклонства, лжи, волхвования и пролития крови, тогда как жизнь "избранных" была опутана бесчисленными табу. Община "избранных" строилась на принципе пятиступенчатой иерархической пирамиды. На вершине находились "учители кротости", затем шли "сыны видения" - епископы, "сыны разума" - пресвитеры, "сыны тайны" и аудиторы. Августин называет 12 учителей и 72 епископа, остальных "избранных" было также не очень много.
Культ манихеев отличался строгостью, простотой и состоял из молитв и песнопений. Это обстоятельство облегчало тайное распространение учения секты. Основная мистерия "сынов вдовы" посвящалась распятому вероучителю и приходилась на март.
Позднее, под влиянием христианства, манихеи стали справлять обряды, похожие на крещение и причащение, что еще более помогло им приспособиться к обрядам официальной церкви.
Сектанты, спаянные строгой дисциплиной и тайными ритуалами, выступали
под знаменами изначального христианства, которое будто бы хотели
восстановить во всей его чистоте.
Но римская церковь сразу же ополчилась на сектантов, пришедших из Персии. Кодекс, принятый при римском императоре Феодосии I (379 - 395), наполнен многочисленными законами, против манихеев, которых преследовали по всей империи. В конце IV в. манихеи появились в Испании и на севере Африки.
Мать византийского императора Анастасия I (491 - 518) покровительствовала сектантам. В этот период манихеи распространились по всей Византии, но последовавшие вскоре гонения заставили их уйти в подполье.
Переменив название, место и эмблематический язык, секта манихеев дальнейшем распространилась по Болгарии (богомилы), Ломбардии (патерийцы), Франции (катары, альбигойцы и пр.), соединилась с сарацинами, открыто вела войну с императором, и последователи ее погибали тысячами в сражениях и на костре. От ее столетнего ствола произошла так называемая ересь Гуситов и Виклифитов, проложивших путь протестантству.
Действительно, в мрачные Средние века возникли бесчисленные секты, связанные общим договором, существование которых только тогда становилось очевидным, когда зловещий свет горящего костра запылает в темноте, в которой они скрываются.
Священный язык манихеизма был очень известен и основан несогласии голосов и идей, называющемся в пифагорейской фразеологии "гармонией сфер", фразеологии, устанавливающей связь между мистическими степенями и эмблематическими сферами посредством условных выражений и образов. Известно, что альбигойцы и патерийцы узнавали друг друга посредством знаков.
Один провансальский патериец, бежавший в Италию в 1240 г., повсюду встречал дружеский прием, обнаруживая себя братьям посредством условных фраз.
Он повсюду находил секту прекрасно организованной, с церквами, епископами и
самыми деятельными проповедниками, которые наводняли Францию, Германию и
Англию.
Манихейский язык, кроме того, был аскетический, любящий и христианский; но неофит, вступивший в секту, увлекался за пределы и постепенно отчуждался от папской церкви.
Таинства имели в виду главные цели - руководить неофитом, сначала нечувствительно изменяя его прежние мнения и наклонности, а потом, постепенно обучая его условному языку, который, будучи сложен и разнообразен, требовал много времени на изучение.
Но не все допускались до высших степеней. Те, которые "возвращались назад" или не могли отказаться от прежних идей, оставались всегда в церкви и не были вводимы в святилище. Это были простые христиане и искренние слушатели, которые, из усердия к реформе, часто подвергались смерти. Но не возвращавшиеся назад посвящались во все таинства, которые необходимо было знать самым верным членам секты.
Разрушение Рима и основание небесного Иерусалима, о которых говорится в
Апокалипсисе, были главною целью стремлений секты».
А от себя, хочу добавить, что встретив, где нибудь, в том числе и в Интернете очередного «Воина Света» вы, отбросив всю лжеромантику, должны понимать, что перед Вами современная реинкарнация манихейства и ничего более.
Теперь снова о 23 февраля 303 года: В этот день был первый эдикт Диоклетиана против христиан. И тут мы впервые сталкивается с подлинным описанием событий в Никомедиской церкви, правда не 7 января 302 года, а 23 февраля 303года!»
«Барнс Галерий стал упрашивать Диоклетиана начать гонение: (Но не Максимиан Геркулий – автор). Была так же продела тщательная подготовка!
были опрошены губернаторы и военачальники,
оракул Аполлона в Дидиме,
и наконец праздник терминалий 23.2.303 выбрали днем истребления христианства.
Видимо, далеко не все чиновники поддерживали гонений.
Традиционно против христиан были городская аристократия и придворные.
Против и ученик Плотина Порфирий (р. 233). Он написал книгу “Против христиан” в 15 ккн., утверждая, что христианство несовместимо с цивилизацией - варварство, отступничество от отеческой религии.
Ну и самое интесное – автор)
«На заре 23 февраля 303 года префект преторианцев вместе с трибунами, генералами, чиновниками финансового ведомства пришел в христианскую церковь в Никомедии.
Двери были взломаны, собраны и сожжены списки Библии.
24 февраля эдикт против христиан был вывешен.
Некто Еветий (Евет?), христианин хорошего положения, сорвал эдикт и разорвал, причем издевался над сказанным в эдикте о победах над готами и сарматами.
Он был казнен по обвинению в государственной измене в тот же день (сожжен заживо).
Эдикт объявлял незаконными собрания христиан для богослужения, предписывалось разрушить все церкви и все частные дома, где найдут Библию или церковную собственность.
Все списки Библии и богослужебных книг предписывалось сжечь, собственность церкви конфисковать в пользу государства.
Христиан, которые отказывались отречься, лишали всякого официального статуса и привилегий (если у них таковые были), христиан, состоявших на государственной службе (вольноотпущенников) обращали в рабство.
Эдикт подчеркивал, что каждый, что обращается с иском в уголовный или гражданский суд, должен, прежде всего, совершить жертвоприношение богам - это был удар для христиан, у которых была какая-то собственность.
Городские магистраты обязывались истреблять христиан. Особых наказаний не вводилось, предполагалось, что виновных будет обезглавливать либо казнить более жестоко.
Так, что отдельные чиновники могли вводить эдикт с различной степенью жестокости. Проконсул Африки и прэзес Нумидии предпочли более жесткий вариант, истребляя христиан и их храмы. - Оптат 3,8
В Нумидии губернатор Милевиса Валерий Флор устраивал дни возжигания ладана, которые многим христианам стоили жизни. (он был губернатором этой части Нумидии до 20.11.303). Барнс )
Теперь новая информация о пожаре в императорском дворце!
«В конце февраля случился загадочный пожар в царском дворце; христиане и язычники сваливали вину друг на друга.
Галерий обвинил христиан. Диоклетиан лично возглавил расследование (которое ничего не дало) и суд на христианами из числа своих придворных: евнухи Дорофей и Горгоний и др.
Погром в Никомидии продолжался по крайней мере до 24 апреля 303 г., когда обезглавили епископа Анфима и ее пятерых мучеников.
Но казнили не всех, ученый священник Лукиан прожил в заточении еще несколько лет, арестованный весной 303 свящ. Донат был пытан, но к смерти не приговорен и выжил, был освобожден в 311.
Через 16 дней случился новый пожар. Галерий уехал из Никомедии, Диоклетиан позднее тоже уехал в Рим праздновать виценалии и персидскую победу.
Он праздновал и свое 20-е, и 1--е цезарей, но в Риме ему не понравилось: он привык к атмосфере сервильности, а в Риме нужно было изображать гражданина и магистррата, а не самодержца. Он пережил затем тяжелую болезнь, подорвавшую его силы».
«На Западе эдикт 23.2.303 оставался единственным легальным основанием гонений, и в августе 304 на Сицилии еще по нему казнили - акты Евпла. Констанций на своей территории тоже разрушал церкви. На Востоке Диоклетиан и Галерий ужесточали репрессии.
Весной или летом 303 протесты против императоров в Мелитене и Сирии вызывали волнения - и новый эдикт об аресте христ. духовенства.
Тюрьмы не могли вместить арестованных. В Африке Максимиан поощрял ужесточение гонений!!! ( НО в Африке же а не Никомедии же – автор)
Практически не зафиксировано озлобление масс против христиан, что еще бывало при Деоклитиане.
Противники христианства среди городской аристократии и импер. чиновников.
Они радовались и чистке 299 г., и последующей. Они доказывали, подобно Цельсу, что хр-во интеллектуально недостойно - сочинение Порфирия, ученика Плотина - Против христиан в 15 кнн., хр-во несовместимо с цивилизацией (примечательно, что христиане не доказывали, напротив, что совместимы - не сознавая, что несовместимы, и, во всяком случае, с этой цивилизацией - что впереди создание хр-кой цивилизации).
Порфирий подчеркивал, что христианство уголовное преступлении.
Порфирий писал в Италии, на Востоке антихристианский трактат написал Соссиан Иерокл, викарий диоцеза Востока затем губернатор Вифинии (“Любящий Истину” - трактат, причем обращенный к христианам, а не против христиан - оп. в Сирии до начала гонений.
В 303 г. Иерокл в качестве члена императорского консилиума уговаривал Диоклетиана начать преследования. В Никомидии он с энтузиазмом вел гонение. ( Так вот кто убивал христиан в Никомедиии!!! – автор)
Ну и в качестве эпилога! Как видим церковная версия событий повязанных с массовыми гонениями на христиан в г. Никомедии в 302 304годах не соответствует объективно установленным, даже с помощью нашего поверхностного анализа.
Спрашивается. Кто виноват, что на протяжении почти более чем 1700 лет прихожан христианской церкви церковные иерархи сознательно вводят в заблуженя?
Известный современный русский теолог Яков Кротов называет это «БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ: ИСТОРИИ- МАНИПУЛЯЦИИ ИСТОРИЕЙ»
«История как поиск прецедентов, доказательств в прошлом, претендует быть арбитром, разрешать споры, но ничего не разрешает и никогда страсти не успокаивает.
Все равно решает всё сила, а не аргументация, и аргументы "от прошлого" выглядят убедительными лишь, когда подкреплены полицией.
Иногда, впрочем, к истории взывают, чтобы убедить тех, кому прошлое важно именно как "святыня".
Но ведь такие люди не слабы духовно, а извращены духовно. Мы втягиваемся в зависимость от якобы "слабых".
История драгоценна именно тем, что это жизнь реальных людей, и поэтому любящие историю люди - историки - страдают, когда история делается предметом идеологических споров, когда её делают идолом - большим или разбирают на множество маленьких идолов-аргументов.
Данная работа может и не совершена, но была проделана автором для поиска точной истины, что бы понять к чему пришла современная религиозная мысль к началу 21 века в отношении того или иного вопроса церковной истории.
В данному случае факта однодоменного убийства 20 000 христиан в 302 году в г. Никомедии.
Изучая, различные источники как убедился сам читатель можно придти к неутешительному выводу: современные религии (и, прежде всего христианство и особенно православная его ветвь) сильно деградировало, потеряло первозданную свежесть и «истинность», став лишь прибежищем людям неспособным верить «по настоящему», видящих лишь материальный оплот веры и безоговорочно, принимающий церковную историю, написанную со многими грубейшими ошибками.
Что же касается выводов в умышленной фальсификации истории о 20 000 святых великомучеников с Никомедии, то сделать определённый вывод трудно, ведь с одной стороны, находится мертворожденная версия событий 302-304 годов, подающаяся теперь как несомненное христианское « чудо» и « торжество» христианской религии, а с другой, стороны, православная церковь не желающая пересмотреть свою историю и тем самым исправить вопиющие ошибки, допущенные предшествующими поколениями священнослужителей и церковных историков.
Ну, и наконец, для самых любознательных, - чистая теория вопроса, но она поясняет некоторые вопросы исследуемой темы.
: Канонизация (гр. ;;;;;;;;;;, лат. canonizatio, от гр. ;;;;; в значении “список, каталог“), причисление усопшего подвижника к лику святых.
В качестве определенной процедуры канонизация святых оформилась в относительно позднее время и при этом не во всех церковных традициях.
А как было с вопросом Канонизации в Древней Церкви
В древней Церкви канонизации как таковой не было.
Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти.
С развитием почитания святых подобное признание выражалось во внесении имени святого в диптихи и мартирологи; собирание актов мучеников, столь важное для жизни Церкви в IV-VI вв., видимо, не было непосредственно связано с вопросом о признании или непризнании их святости.
В принципе, для верующих первых веков христианства и раннего средневековья святость была очевидностью, “сияющий белизной сонм избранных” (Григорий Турский) был явлен церкви как данность: проблема доказательства святости, чрезвычайно значимая для христианского сознания в новое время, для раннего периода была неактуальна.
Правда, Африканская Церковь устанавливает в IV в. различие между признанными и не признанными святыми (inter vindicatos et non vindicatos), однако речь шла не столько о признании святости, сколько об установлении православия усопшего подвижника – это было существенно в силу того, что свои мученики были и у еретиков, и нужно было отличать подвижников, скончавшихся в православии, от тех, кто принял мученическую кончину, не отказавшись от ереси.
Т.е восстановившаяся в Никомедии при императоре Константине, который сам впоследствии был признан христианским святым, христианская церковная «столичная» община, в память о гонениях на христиан, в Никомедии, за несколько столетий, после вышеописанных событий, приняла решении, о канонизации так называемых «20 000 святых – великомучеников никомедийских»! Которых никто не подсчитывал и цыфра взята, как говорится из потолка!
А все последующие поколения верующих, восприняли это решения без перепроверки, как истину в последней инстанции