В. Асмус так же и не упоминает о убийстве 20 000 христиан в г. Никомедии в 302 году!
Только бегло упомянув о «наличии против дворца императора в малоазиатском городе Никомидии, где Диоклетиан имел свою резиденцию, возвышалась большая христианская церковь».
Вот тут для нас встает и другой не менее важный и интересный вопрос:
А насколько большая ( по вместимости) была церковь в г. Никодимии?
Это важный вопрос, поскольку историками РПЦ доводится до сведения своих прихожан следующая информация:
«В праздник Рождества Христова 302 года, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20000 христиан, император послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися.
Однако все присутствовавшие поклониться идолам отказались. Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший Богослужение епископ Анфис (память 3 сентября) крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Тайн.
Все 20 000 молящихся скончались в огне.»
Из этого вытекает, что храм вмещал 20000 человек.
Тут так же возникает и новый связанный с предыдущим вопрос:
А могла ли быть построена такая церковь в те времена?!
Потому, как в таком случае, Никомидийская церковь должна быть по размерам в полтора раза больше чем нынешний Иссакиевский собор в г.Ст. Петербурге, расчитаный только на 14 тысяч молящихся.
И прошу учесть тот факт, что Иссакиевский собор является третьим в мире среди христианских храмов, по вместимости, после католического собора апостола Петра в Риме и англиканского собора апостола Павла в Лондоне!
Вот и получается, что мы имеем можно сказать скрытое историей « чудо» архитектуры!
И это в еще полностью языческой Римской империи!
Спрашивается, да кто ж дал денег христианам и особенно разрешил постройку такого величественного собора прямо перед дворцом всесильного Рымского императора Диоклетиана!
Этот собор должен был бы быть самой большой постройкой в городе и о нем наверно бы написали римские историки!
Но никакого упоминания о Никомидинской церкви нет. Про храм богини Кибелы есть, а про христианский храм нет, не говоря уже о женском монастыре.
А вот пришло время, и разобраться с монастырем! Тем более женским да в начале 302 года.
И тут снова автор задет риторический вопрос: «А существовали ли женский монастырь в Никомедии или хотя бы ее пригороде?
Тут, вот ведь какая история, что первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников -мужчин (3-4 вв. в Египте)!
Но для объективности процитирую солидный по размерам отрывок из книги О.М. Ленцевич « ЖЕНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В АНТИЧНОМ ХРИСТИАНСТВЕ: МОНАШЕСТВО И МУЧЕНИЧЕСТВО»
« Первой исторически достоверной личностью среди отцов-пустынников считается Антоний (251—356 гг.). Свою сестру он отдает на попечение девам, и вскоре она становится начальницей и учительницей.
В ее общежитии девы руководствуются наставлениями Антония. Сам же аскет 20 лет провел уединенно в пустыне, а образ его жизни, как утверждает автор "Жития Антония" Афанасий Александрийский, повлиял на формирование «иноческих обителей» (Athan. Vita Antonii).
На самом деле вряд ли Антоний был первым и единственным. Но в источниках не встречается более ранних примеров.
Хотя А.И. Еланская предполагает, что первым отшельником являлся Павел Фивейский (234—347 гг.) [5, c.12], который во время гонения Деция ушел в Аравийские горы, где и прожил в одиночестве. Похоронил его Антоний, впервые посетивший Павла в 270 г.
Отшельники и отшельницы уходили от мира, запирали себя в пещерах и гробницах, оставались в пустынях (еще ученица Павла Фекла долгое время жила в пустыне на горе близ города Селевкия.
Однако факты женского анахоретства единичны и не дают права утверждать, что для женщин первая стадия формирования монашества играла существенную роль.
Одна из первых христианских женских общин была основана в Низибийской пустыне (Месопотамия) диакониссой Платонидой. Жилищами для дев здесь были пещеры.
Эта община к 300 г. насчитывала уже 50 человек и отличалась очень строгим уставом: пищу девы принимали один раз в день, в пятницу не занимались никаким трудом, а с утра до вечера молились, пели и читали Святое Писание [6, c.130].
После смерти основательницы (308 г.) во время «великого гонения» это поселение было уничтожено.
Однако многие исследователи считают основательницей пустынножительства для жен и дев преподобную Синклитихию.
После смерти богатых родителей она продала свое имущество и поселилась в гробнице родственников вместе со слепой сестрой. Носила одежду философoв: черную хламиду и головное покрывало, которое опускалось на лицо при виде мужчин.
Вскоре вокруг нее стали собираться женщины, которых она объединила в общину, основанную у города Александрия в Египте.
Ее поучения, отрывки из которых записывались дошли, до наших дней В них — размышления девы о нестяжании, болезни, страхе согрешить, о нерадении монахов, сердечном смирении, человеческих помыслах.
В поучениях прослеживается одна интересная закономерность: свое общежитие Синклитихия называла киновией.
А если учесть, что основание собственно киновитийного монашества относится лишь к 20-м гг. IV в., (свое общежитие отшельница основала на рубеже III—V вв.), то александрийская подвижница в некотором роде предвосхитила Пахомия.
Но первенство может заключаться только в употреблении термина, которому был позднее придан общеупотребительный смысл. В подтверждение данной гипотезы польский историк-религиовед Я.В. Ковальский утверждает, что египетский аскетизм касался прежде всего мужчин, а восточная монашеская литература была решительно антифеминистской [7, s.371-372].
Еще в середине IV в. было очень мало женщин, которые проводили бы свою жизнь в специальных общинах. Большинство из них давали обет девства (разрешенный с 17 лет) и продолжали жизнь в доме родителей.
Об этом говорит нам «Послание о девстве» Афанасия Александрийского, которое он посвятил вопросам образа жизни таких дев.
Им предписываются смирение, воздержание, послушание, пост, молитвы, пение псалмов, дела милосердия. Они должны также носить специальный наряд: черную верхнюю одежду и головной убор без бахромы, полностью покрывающий все участки тела. Свой обет и образ жизни девы не должны были афишировать, чтобы избежать греха тщеславия.
Подобные рекомендации дает Иероним в письме к Евстохии. Он советует ноннам — посвященным девственницам — не посещать дома вельмож, не знакомиться со светскими женщинами, слушать родителей, общаться только с постящимися и молящимися женщинами, бодрствовать ночью, питаться умеренно, много читать, не быть гордыми и тщеславными, не общаться с монахами-ремоботами, которые живут в городах и замках и не признают над собой никакого начальства (Epist. 21).
Официальное оформление христианского киновитийного монашества приходится на начало IV в.
Местом его рождения считается Египет. Но сирийский писатель Aфраат (23 его поучения написаны в промежутке между 336/337 и 345 гг.) описывает еще одно довольно своеобразное явление аскетической жизни персидских христиан сирийского происхождения — как женщин, так и мужчин:
"вместо детей они получают имя, лучшее сыновей и дочерей, и вместо воплей дочерей Евы они поют песни Жениха.
И тогда как брачный пир дочерей Евы продолжается семь дней, ваш жених не удалится вовек”.
Афраат называет их “дочерьми завета”. Наряду с “сынами завета” они выступают как самостоятельно развившийся клерико-монашеский институт.
В документе, изданном антиохийским патриархом Игнатием Ефремом II Рамани в Риме в 1899 г. — Acta Sanctorum Confessorum Guriae et Shamonae exarata sуriara lingua a Teophilo Edesseno anno Christi 297 эта должность (bhâth Q’уâmâ) выделяется параллельно с монахинями [9, c.418], что дает право утверждать об них неидентичности.
Союзы сынов и дочерей завета в Сирии находились под управлением епископа.
Они носили специальные траурные одежды. Правила эдесского епископа Роббулы указывают, что они не жили в монастырях , а, скорее всего, в домах своих родителей или же отдельно со своими родственниками по духу (№54); они не давали обета бедности, и в случае необходимости о них должны были заботиться священники и диаконы (№ 44); с другой же стороны, им запрещалось жить с мирянами (№ 37) [9, c.426-430].
Анализ сирийских источников позволил Анатолию сделать вывод, что сыны и дочери завета “дают нам соединительное звено аскетизма первых трех веков, всегда жившего в церкви, с отшельничеством и собственно-монашеской жизнью”
Эта гипотеза, довольно весомая, естественно, имеет право на существование.
Но нельзя забывать, что это явление описывалось только применительно к сирийской церкви начала IV в. и не имеет адекватных аналогов в других восточных провинциях и на Западе.
Очевидно, в Сирии монашество развивалось автономно, и, по утверждению Г.В. Флоровского, не имело египетских корней [10]. В то же время образ жизни дев эпохи Афанасия Великого дает некоторую возможность провести параллели с сирийскими отшельницами.
Последним этапом формирования античного христианского монашества стали киновитии. Первая была организована на берегу Нила в Тавенне в районе 320— 325 гг. Пахомием.
Через несколько лет там же, на противоположном берегу реки, в месте Мень для его сестры Исидоры была основана женская обитель. К середине IV в. она насчитывала около 400 сестер (Pallad. Laus. 34).
Вообще Пахомием были организованы 7 мужских и 3 женских общины.
На первых порах они занимались в основном хозяйственной деятельностью. Женщины Тавенны ткали лен и шерсть. В своем распорядке дня они руководствовались правилами, которые Пахомий разработал для мужских обителей.
Одно из них касалось непосредственно женщин: “Никто не должен ходить в женский монастырь, чтобы посетить там кого-нибудь, исключая определенных на сие старцев и назначенных на служение монахиням” (Pachom. Reg. 49).
Как видно, мужчины, скорее всего, в женском монастыре выполняли некоторые работы, с которыми женщинам было трудно справиться. Встречи с мужчинами инокиням запрещались. Их могли навестить только родственники.
Беседы с ними проходили в присутствии настоятельницы. А священник и диакон посещали женский монастырь только по воскресеньям на время службы.
Публия (ум. в 363 г.), диаконисса антиохийской церкви, собрала вдов и дев и вместе с ними проводила подвижническую жизнь [6, c.175-180]. Мать Василия Великого Эммилия (ум. в 368 г.) и сестра Григория Нисского Макрина (ум. 379) жили в монастыре и занимались, по всей вероятности, воспитанием девочек. Они построили обитель в пустынной местности [6, c.207-226].
Известной фигурой в истории женского монашества стала римская вдова Павла.
Во время своего паломничества в Вифлеем, куда она отправилась с дочерью Евстохией около 385 г., она строит мужской, а затем и женский монастырь (объединив три ранее созданные женские общины), где проводит 20 лет (Hieron. Epist. 88).
В открытии женского монастыря Павле помогала другая богатая римлянка, Мелания Старшая.
Образ жизни в этой обители описывает Иероним, который был настоятелем мужского монастыря . Строгая дисциплина, затворничество и бедность, рукоделие, забота о ближних и общее богослужение — основные принципы этих общин.
Иерусалим стал центром монашества уже под влиянием Запада во второй половине IV в. Вообще монашество на Западе — более позднее явление. И все исследователи сходятся во мнении, что образцами западных обителей стали монастыри Востока. Но Л.Х. Офм выделяет в римской церкви IV в. Специфические женские домонашеские формы аскезы.
Это римские аристократки, члены “аскетических дамских кружков”, духовным руководителем которых был Иероним в римский период его жизни (382-384 гг.) [2, c.62]. Элитарный характер монашества в Италии подчеркивает и Я. В. Ковальский [7, s.384].
В это же время известна и первая женщина на Западе, давшая обет монашества. Ею была римлянка Марцелла, которая под влиянием проповеди Афанасия Александрийского основала женскую общину, посвятила себя помощи бедным и погибла от ран, нанесенных ей воинами Алариха во время взятия и падения Рима.
В 386 г. Павла пишет Марцелле, своей подруге, письмо из Вифлеема, где к этому времени она уже основала женскукю общину.
Вероятно, «Общество женщин» было создано Марцеллой около 380 г. В него вошли состоятельные римлянки, давшие клятву: "подавлять в себе естественные желания и побуждения, отказываться от жизненных благ и удовольствий посредством принятия временных или постоянных обетов целомудрия, бедности и послушания" [14, c.53].
К концу IV в. женское монашество как на Востоке, так и на Западе приобрело массовый характер».
Исходя из этого получается, что на 302г. женское монашество только зарождалось в самых примитивных формах и только на окраинах империи, в частности в Египте, Месопотамии или Иерусалиме, но никак ни на территории нынешней Турции, где находится г. Никомедия!
И отсюда следует неприятный для православия, но единственно верный вывод, о том, что в январе 302 г. небыло в Никомидии или в ее пригороде, женского монастыря, где бы спасались игуменья Агафия и святая Феофила!
Не говоря уже о том, что для сжигания, одновремено, 20 000 верующих, в каменном соборе размера Иссакиевского собора, требуется такое количества горючего материала - дерева, которое не воможно было бы собрать со всей провинции Никомедия!
Да и где находится братская могила жертв этих «никомедийских» масовых убийств?
А то, что происходило в 302 г. в Никомедии, и что могло послужить основанием для возникновения церковной легенды об убиении 20 000 христиан, читатель узнает в следующей части.
( конец 2 части)