Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 261
Авторов: 0
Гостей: 261
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

НИКОМЕДИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ. Правда и вымысел. (Очерк)


                                                          
        28 декабря по церковному календарю православная  церковь  почитает память сразу о 20000 святых великомучеников!
       Это уникальный  случай, когда одновременно  святыми были признаны   20000 христиан!
        Согласно церковной  терминологии этот день называется так: «Святые 20000 мучеников: Гликерий, Зинон, Феофил, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Индис, Горгоний, Петр, Евфимий, Секунд, Никострат, Агафия, Домна, Феофила, Антония и иные»
        Казалось бы, столь чудесное и удивительное событие должно было очень тщательно  и подробно исследовано церковными историками, дабы  сберечь и донести о нем память,  нам неблагодарным потомкам.
         По этому  вопросу  на различных сайтах, так или иначе  ориентирующихся и финансируемых  РПЦ  можно найти многочисленную информацию о  этом событии. Вот  для примера один характерный  образцов: (http://days.pravoslavie.ru/Life/life3189.htm) http://www.pravmir.ru/article_3660.html, http://days.pravoslavie.ru/Life/life1439.htm и др. Если взять за основу, первое, а оно не очень отличается от всех остальных церковных версий, то получается  следующая картина  этого важного для  православия  исторического события.
          В начале IV века император Максимиан (284 - 305) приказал разрушать христианские храмы, сжигать Богослужебные книги и лишать всех христиан гражданских прав и должностей.
        В это время епископом города Никомидии был святой Кирилл, который проповедью и жизнью способствовал распространению христианской веры, так что многие из сановников императора были тайными христианами.
        Во дворце императора жила языческая жрица Домна. В отсутствие Максимиана она прочла  Деяния апостолов  и Послания апостола Павла.
        Сердце ее загорелось желанием познакомиться с христианским учением.
        При содействии некоей юной христианки Домна тайно пришла к епископу Кириллу в сопровождении верного слуги, евнуха Индиса.
Святой Кирилл огласил их, а затем оба приняли святое Крещение.
       Домна стала помогать бедным: она раздала свои драгоценности при помощи Индиса, раздавала она и пищу с царской трапезы.
       Узнав о необычном образе жизни Домны и Индиса, начальник евнухов, ведающий царским столом, заточил обоих и морил их голодом, но они получали подкрепление от Ангелов и не пострадали.
      Чтобы больше не жить вместе с язычниками, святая Домна притворилась безумной.  
      Тогда ее и Индиса удалили из дворца, и она поселилась в девичьем монастыре у игумений Агафии. Вскоре игуменья одела ее в мужскую одежду, остригла ей волосы и отпустила из монастыря.
      Тем временем император вернулся и приказал повсюду разыскивать бывшую жрицу Домну.
      Снаряженные для этого воины достигли обители и разорили ее. Сестры были брошены в темницы, преданы на мучения и поругание, но ни одна из них не подверглась осквернению.
      Отданная в публичный дом, святая Феофила помощью Ангела Господня и там сохранила девство: Ангел вывел ее из блудилища.
      Однажды император устроил на  городской площади жертвоприношение языческим богам.
      Когда началось окропление толпы кровью жертвенных животных, христиане стали уходить с площади.
      Видя это, император разгневался, но не дал воли своим чувствам, ибо внезапно поколебалась земля.
      Через некоторое время Максимиан вошел в церковь и приказал отречься от Христа; за отказ он обещал сжечь церковь и умертвить христиан.
      Христианский пресвитер Гликерий ответил ему, что христиане никогда не отрекутся от своей веры, какие бы мучения им ни грозили.
       Сдерживая гнев, царь вышел из церкви, а через некоторое время велел привести пресвитера Гликерия на суд.
        Палачи истязали мученика, который не переставал молиться и призывать Имя Господа. Будучи не в силах склонить святого Гликерия к отречению, Максимиан приказал его сжечь.
        В праздник Рождества Христова 302 года, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20000 христиан, император послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися.
        Однако все присутствовавшие поклониться идолам отказались. Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший Богослужение епископ Анфим  крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Тайн.   Все 20 000 молящихся скончались в огне.
        Среди них находились игуменья Агафия и чудом спасшаяся из притона святая Феофила. Епископу Анфиму удалось скрыться? ( Наверно  воспользовался тайным   поземным ходом- автор)
        Максимиан считал, что он уничтожил всех христиан Никомидии, но вскоре узнал, что их еще много, что все они по-прежнему исповедуют свою веру и готовы умереть за Христа.
         Император задумал с ними расправиться. По его приказу схватили полководца Зинона, всенародно  обличившего царя за нечестие и жестокость.
         Зинон был жестоко избит и, наконец, обезглавлен. Заключили в темницу евнуха Индиса, идольского жреца, за отказ участвовать в языческом празднестве.
         Между тем святая Домна укрывалась в пещере и питалась растениями.
         Гонение на христиан продолжалось. Были брошены в темницу наместник Италии Дорофей, Мардоний, Мигдопий диакон и несколько сановников.
         Епископ Анфим укреплял их, посылая к ним послания. Одно из посланий было перехвачено у диакона Феофила.
         Домогаясь узнать о епископе, его подвергли пыткам, но святой мученик выдержал все муки, не открыв ничего.
        Тогда вместе с ним казнили и тех, к кому обращался епископ в послании.
        Когда святая Домна вернулась в город, она долго плакала на пожарище, сожалея, что не сподобилась умереть со своими сестрами.
        Затем она пошла на берег моря. В это время рыбаки вытянули сетями из воды тела мучеников Индиса, Горгония и Петра.
        Все еще одетая в мужскую одежду, святая Домна помогала рыбакам тащить сети, и они оставили ей тела мучеников.
        С благоговением глядела она на святые останки; особенно ее радовало, что она увидела тело своего духовного друга - мученика Индиса.
         И после погребения она не отходила от дорогих ее сердцу могил, ежедневно совершая перед ними каждение.
         Когда императору рассказали о неизвестном юноше, который воздает почести могилам казненных христиан, тот приказал отрубить этому юноше голову. Вместе с Домной был казнен и святой мученик Евфимий»
         Вот такая  церковная  версия  этой  священной  с точки  зрения современной нам РПЦ,  истории! Но  после прочтения этой истории,  возникает  ряд важных вопросов, на которые служители церкви не дают ответ, как обычено  ограничиваясь цитированием заранее изучено в семиминариях и академиях вышеизложенной  версии.
        
        В связи с этим, нам  остается  самим  разобраться. А для этого нужно провести   анализ вышеизложенных событий, для чего  обозначим  место и круг действующих лиц,  чтобы  затем, опираясь на сохранившиеся  о них исторические данные в светских и церковных письменных исторических источниках доступных широкому  круг читателей и попытается восстановить  события  в Никомедии на Рождество 302года !
       Итак, приступим: Место действия:  г. Никомедия, 302 год. На это вовремя  Никомедия  столица  восточной части Римской империи. Если верить церковным источникам то    Никомидии уже была соборной церковь,  вмешавшая 20000 человек и даже  женский монастырь!
      Теперь  определимся с действующими лица:
император Максимиан (284 – 305)
епископ города Никомидии святой Кирилл
языческая жрица Домна
евнух Индис
игуменья женского никомедийского монастыря  Агафия
святая Феофила
христианский пресвитер Гликерий г.Никомедия
епископ Анфим
Вот  вроде и  все. Но по ходу мы будем  уточнять этот список «героев» и «преступников»!
     Определившись  с этим мы  сможем теперь  перенестись в Никомедию. Благо, что она и сейчас  существует.
    Вот что удалось собрать об   этом городе  в разных  энциклопедиях:
   «Никомидия (или Никомедия, Νικομήδεια, ныне Исмид, İzmit, также известен как Kocaeli), город в Малой Азии (ныне в Турции), в северо-восточном углу залива (sinus Aslacenus), образуемого Мраморным морем, в 100 км. восточнее Стамбула.  Население 195699 жителей (данные 2000 г.).
   По одним источникам построение Никомидии относится к 264 г. до н.э.; свое имя город получил от царя Вифинского Никомеда ]
   По другим же источникам  Город был основан в 712 году до н. э. и изначально назывался Астакос или Ольвия. Да это та самая  Ольвия,  выходцы  из которой  впоследствии основали колонию  с аналогичным названием на берегу Черного моря на территории нынешней Украины.
   После разрушения город был заново отстроен в 264 году до н. э. царём Вифиниии Никомедом I, переименован ее Никомедию и стал одним из важнейших городов Малой Азии  Благодаря своему выгодному положению Никомидия достигла при вифинских царях цветущего состояния. Римский писатель Плиний Младший в письмах к Траяну говорит о многих памятниках Никомидии, ходатайствует об устройстве здесь водопровода, об открытии канала между внутренним озером и Никомидийским заливом, о постройке храма Кибелы – Великой  Матери  богов и  здания Сената.
    Поскольку у нас  в исторических героях фигурирут  языческая жрица Домна то очевидно она и была  главной  жрицей  храма Кибели в Никомедии, раз жила в императорском дворце.
    Тут так же необходимо  небольшое отступление, чтобы кратко рааскать  современному читателю о культе  богини Кибелы.
  «Первоначально эта фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии (особенно у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии).
  Через посредство греческих колоний в Малой Азии культ Кибелы рано проник и в Грецию, где она была отожествлена с критской матерью Зевса, Реей, и обыкновенно называлась «великой матерью богов».
  Богиня требовала от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в восторге и экстазе, когда жрецы наносили друг другу кровавые раны, а неофиты оскопляли себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини.( Вот почему   друг жрицы  Домны  Индрис  -назван  эвнухом!- он тоже был  жрецом Кибелы- автор)
Культ Кибелы в Риме был введён в 204 до н. э. в конце Второй Пунической войны, в период активной экспансии Рима на восток.
   Cогласно изречению «Сивиллиных книг», торжественно был перевезен особым посольством древний символ культа богини, темноцветный камень (вероятно, метеорит), из её храма в Пессинунте.
  С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов.
   Самим римлянам сначала  было запрещено принимать участие в обрядах культа Кибелы;  распространяться  между  ними  он  начал  лишь   во  времена  Империи.
  Особенно много народу привлекали искупительные жертвы Кибеле: тавроболии и криоболии (посвящение в культ путём орошения бычачьей или бараньей кровью). Культ Кибелы слился с чисто римским представлением о богине посевов и жатвы».
Но продолжим рассказ  о Никомедии. В 74 году до н. э.  город перешёл под власть римлян и стал столицей провинции Вифиния.
  Никомидия из за своих климатических условий  была любимым местом пребыванием римских полководцев и императоров, когда они совершали походы на Восток.
   В 286 г. н. э., когда император Диоклетиан ввёл тетрархию (четверовластие), он сделал Никомедию восточной столицей Римской империи.
   Никомедия оставалась восточной (и более важной чем Рим) столицей империи до того, как Константин Великий  разбил Лициния в 324 году.
   Последующие 6 лет Никомедия была фактической столицей империи Константина, пока он не провозгласил близлежащий Византий «Новым Римом» (впоследствии Константинополь, ныне Стамбул).
    В это время в Никомедии было построено много христианских храмов и дворцов.
    В это время Никомедия приобрела большое культурное значение, её называли «Афинами в Вифинии». Расположенная на путях из Малой Азии на Балканы, она была крупным торговым и ремесленным центром и сохранила своё значение даже после переноса столицы в Константинополь.
   Никомедия прославилась также своими святыми: более 100 христианских святых именуются Никомедийскими[1]:Трофим Никомедийский, Евсевий Никомедийский, Каллиста Никомедийская, Никомедийские мученики, Вавила Никомедийский и его 84 ученика и другие.
   Турки в 1337 году, завоевали Никомидию, разрушив стены и истребив большую часть города. переименована затем в Измит «.

   Разобравшись с краткой историей  города Никомедии, и тем самым  подготовившись к дальнейшему изложению, мы по логике  церковных историков,  должны сразу и  были перейти к главному «негативному» герою нашего исторического  расследования.
   Помните -«В начале IV века император Максимиан (284 - 305) приказал разрушать христианские храмы, сжигать Богослужебные книги и лишать всех христиан гражданских прав и должностей».
   Если  безоговорочно поверить этому, то  вся вина в  убийстве 20000  христиан Никомедии,  возложена на Максимиана Геркулия, Марка Аврелия Валерия -  римского  императора в 286—305, 307—308 гг.( Род. ок. 250 г. + 310 г).
   Не думаю, что  современый читатель,  вот так сразу  вспомнит о императоре Максимиане!
   Хотя  тех из читателей  которые смотрели  фильм «Гладиатор»  могут представить Максимиана, как  полководца «Максимуса»!
   Только вот судьба у Максимиана  сложилась лучше  судьбы  уготованной голливудскими сценаристами для Максимуса, хотя и так же трагически!
   Но если бы нерестись в тогдашний РИМ, то его жители  давали бы такую  характеристику Максимиану Геркулию:    
  «Великому, непобедимому и отважнейшему из всех предшествующих принцепсов императору Цезарю Марку Аврелию Валерию Максимиану Благочестивому, Счастливому, Непобедимому Августу, консулу в 4-й раз, отцу отечества, проконсулу»
  Такую надпись нашли современные археологи  под статуей императора Максимиана  и сделал ее государственный  муж «Септимий Валенцион, превосходительный муж, исполняющий обязанности префектов претория, светлейших мужей, преданный его воле и величию» - короче по современному это  прокурор и начальник тайной полиции в одном лице!
  Так что же мы  знаем на сегодня об этом императоре? Как он стал императором? Где он был в  302 году? Что в конечном итоге  вообще  происходило в Римской империи  в период времени с 286 по 303 года  нашей эры? И кто  виновен с  уничтожении 20 000  христиан!
  Точку  зрения современной православной церкви мы  знаем, но давайте обратимся  к  светским историческим  источникам:
  Вначале откроем  книгу: «Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия». Константин Рыжов. Москва, 2001 г, где  читаем:
  Максимиан Геркулий, Марк Аврелий Валерий Римский император в 286—305, 307—308 гг. Род. ок. 250 г. + 310 г.
  Геркулий происходил из сельской местности в Паннонии. Он родился недалеко от Сирмия в семье поденщика.
  По свидетельству Аврелия Виктора, Геркулий был необузданного нрава, отличался сластолюбием  и  тупоумием (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; . Евтропий же называет его мужем жестоким, склонным к свирепости и коварству, недружелюбным и совершенно нерасположенным к добру»
   Даже лицо его будто бы выражало свирепость (Евтропий: 9; 27). Но, так или иначе, он был хорошим и умным воином!
    В 285 г. император  Диоклетиан  поручил  Геркулию, который был его старым другом, войну в  Галлии против разбойников-багаудов. К этому времени багауды сделались настоящим бедствием для римлян: они опустошили много полей и даже пытались штурмовать города.
   Это те самые ныне смешные  мультяшные ныне герои Остерикс и Обеликс!- автор)  Наделенный неограниченными полномочиями, Геркулий повел против разбойников упорную войну: частью рассеял врагов, частью захватил в плен и в скором времени всех усмирил.
   В 286 г. Диоклетиан сделал Геркулия своим соправителем с титулом Августа. о власть ему были отданы Африка и Италия (Виктор: «О Цезарях»; 49).
   В 297—298 г.  Геркулий подавил восстание в Киренаике.
  В 305 г. Диоклетиан уговорил Геркулия уйти в частную жизнь, а дела государственные передать более молодым — Констанцию и Галерию, бывшим до этого Цезарями.
   Геркулий последовал его совету с большой неохотой и в один день с Диоклетианом сложил с себя в Медиолане знаки императорского достоинства (Евтропий: 9; 23, 27).
   Он поселился в Лукании, но, как показали дальнейшие события, только ждал повода для того, чтобы вновь вернуть себе власть.
   В 306 г. преторианцы в Риме, учинив бунт, избрали императором Максенция, сына Геркулия.
  Узнав об этом, Геркулий поспешил в Рим. Он убеждал в своих письмах и Диоклетиана принять обратно оставленную власть, но тот только посмеялся над этим (Евтропий: 10; 2). Вместе отец и сын повели войну против Фявьия Севера, соправителя Галерия».
  Как видим  много интересной информации  о Максимиан Геркулий, но ни слова об массовом даже  по масштабам  Римской  империи убийстве   20 000 христиан в Никомедии!
Обратимся  к другому  источнику: Федоровой Е.В. Императорский Рим в лицах. Ростов-на-Дону, Смоленск, 1998. Он дополняет  предыдущую информацию.
Максимиан Геркулий. Соправитель Диоклетиана Максимиан как император имел официальное имя Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август и прозвище Геркулий (что означает «происходящий от Геркулеса»).
  Максимиан Геркулий, как и Диоклетиан, был человеком неглупым, но гораздо менее гибким и более свирепым.  
  Если Диоклетиана называли отцом золотого века, то Максимиана Гсркулия прозвали отцом железного века.
  Лактанций так отзывается о нем: «Поскольку Максимиан Геркулий владел Италией, сердцем империи, а к ней прилегали богатейшие провинции Африка и Испания, то он не был столь ревностен, как Диоклетиан, в охране своих богатств, размеров которых ему хватало.
   А когда он нуждался в дополнительных средствах, то не было у него недостатка в очень богатых сенаторах, против которых с помощью тайных доносов выдвигались обвинения, будто они домогаются  императорской власти, так что постоянно  цвет  сената истреблялся» (Лакт. О см. гон. VIII). ( Как видим у  Максимиана Геркулия были  другие заботы кроме как  преследования  христиан – автор).
  1 мая 305 г. Максимиан Геркулий отрекся от власти вместе с Диоклетианом, которому стоило, однако, больших трудов уговорить его сделать это.
  В 306 г. Максенций, сын Максимиана, захватил власть в Риме и был провозглашен императором с титулом цезаря. Максимиан тотчас отправился в Рим, чтобы стать его соправителем.
  Но сын не пожелал поделиться с отцом вожделенной властью. Тогда старый император покинул Рим и переехал к цезарю Константину в Галлию. Молодой честолюбец хорошо принял его, признал старшим августом, за что соответственно сам получил титул августа.
  В знак скрепления союза Максимиан отдал свою дочь Фаусту в жены Константину; свадьба состоялась 31 марта 307 г.
   Однако тесть и зять не поладили: первый жаждал как можно скорее броситься в бой за власть над Римской империей, а второй не хотел торопиться и рисковать, желая в будущем власти только для себя.
  В конце концов неугомонный Максимиан, истомившийся от ожидания и бездействия, вернулся в Рим, где попытался отогнать от власти своего сына Максснция, но успеха не достиг и был выдворен сначала из Рима, а потом вообще из Италии.
Изгнанник, терзаемый бешеной энергией, метнулся в Иллирию к Диоклетиану, надеясь уговорить его внязаться в борьбу за власть, но тот наслаждался спокойной жизнью на берегу моря и отказал самым решительным образом: в 308 г. неудачнику Максимиану снова пришлось заявить о своем отречении от власти».

  Уже как видим мы  чуть больше узнали  о Максимиане и даже есть указание на то, что:.
   «Если Диоклетиан был человеком терпимым и преследовал христиан только из соображений политических, то Максимиан, грубый и звероподобный, ненавидел их лютой ненавистью и изощрялся в жестокостях», что якобы  уже  почти заставляет нас  поверить, что да  Максимиан идействительно виновен, как утверждает  РПЦ в  масовыъ убийствах христиан!.
   Но объективность заставляет нас  подробнее  изучить и упомянутого  выше императора Диоклетиана.
  «Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (Diocletianus), прозванием Iovius (245-313) (имя при рождении - Диокл) - римский император с 20 ноября 284 по 1 мая 305. Политический и экономический реформатор.  
   Родился в 245 в Далмации в семье вольноотпущенника; службу в армии начал простым солдатом. Выдвинулся при императоре Пробе, став наместником провинции Мезия; при императоре Нумериане командовал его вооружённой охраной, а после смерти Нумериана в 284 году был провозглашён императором.
   Для укрепления центральной власти Диоклетиан в 286 назначил своим соправителем Максимиана, назвав его вторым августом.
   В 293 разделил империю на 4 части (тетрархии), придав в помощь августам двух младших соправителей - цезарей Гая Галерия и Констанция Хлора (отца Константина Великого).
   Максимиан Геркулий управлял Африкой, Испанией и Италией, Констанций Хлор - Галлией и Британией, Галерий - Иллирией, Фракией, Македонией и Грецией, а сам Диоклетиан стал управлять восточной частью империи.
    Вся империя была поделена на 12 диоцезов, объединявших 101 или 120 провинций, территории которых не совпадали с прежними.
    Столицей оставался Рим, но резиденции правителей находились (одновременно) в Никомедии (Диоклетиана), Сирмии (Галерия), Медиолане (Максимиана) и Трире (Констанция Хлора).
     Воцарение Диоклетиана завершило т.н. кризис третьего века в Риме.
     Он установил твердое правление и устранил фикцию, согласно которой император был лишь первым из сенаторов (принцепсом), и объявил себя полновластным правителем.  
     Диоклетиан усилил армию, увеличив её численность за счёт рекрутских наборов до 450 тыс. чел. Одна часть легионов постоянно стояла в определённых пограничных районах, другая перебрасывалась по мере надобности.
     Диоклетиан жестоко подавил восстания народных масс и сепаратистские движения в провинциях: в 285-286 - багаудов в Галлии, в 290 - мавританских племён в Африке, в 294-295 - узурпатора Ахилла в Египте, в 297 - узурпатора Каравсия в Британии.
     Диоклетиан и его соправители отразили нашествия племён карпов и языгов на Дунае, франков и алеманнов на Рейне, вели удачные походы против персов (в 286-287 и 296-298), в результате которых римляне укрепили своё влияние в Армении и Иберии и захватили часть Месопотамии.
    Диоклетиан упорядочил налогообложение, учредив прямой поземельно-подушный налог в натуральной форме, что отражало натурализацию экономики; пытался наладить финансы, введя полноценную монету; боролся со спекуляцией, издав в 301 эдикт о ценах.
    Диоклетиан расширил власть земельных магнатов над зависимым населением и в то же время возложил на них ответственность за сбор налогов и за поставку рекрутов; издал ряд эдиктов в пользу мелких и средних землевладельцев (предусматривавших, в частности, расторжение сделки купли-продажи земель, ранее проданных за бесценок).
    Особо стоит вопрос о отношении Диоклетиана  к христианам.
    Первые девятнадцать лет его правления отмечены только «мученичеством» среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни.
   Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии, якобы «возвышалась большая христианская церковь».
    Но, под конец своего царствования, под влиянием Галерия, Диоклетиан возобновил жестокое гонение на христиан.
    В течение одного года 303-304 он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений.
     Сначала происходит конфискация церковного имущества.
Прежде всего, конфисковывались церковные здания. Кроме того, от духовенства требовалось выдавать священные сосуды и священные книги.
     Христианская  церковь противилась этому и тех, кто не выдавал священных книг и сосудов, подвергали репрессиям, а тех, кто выдавал — считали падшими — об этом Церковь судила так же  довольно строго.
     Гонения развивались дальше, и от конфискации святынь и церковной собственности скоро перешли к арестам и казням духовенства.
     Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах, или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богадельни, тоже считались клириками.
     Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.
     ( Очень все это  напоминает события  1918-1922 г.г. в Советской  России – видно  руководящие большевики, хорошо знали  церковную историю и сами ничего не выдумывали, а отделив  церковь от государства и по примеру  Диоклетиана подвергали  ее  уничтожению и разграблению- автор)
     Не все части империи в одинаковой мере были затронуты гонениями.
     В той части империи, которой управлял Констанций Хлор, (Галлия и Британия) христиан было сравнительно немного, и гонения здесь, из-за того, что сам Констанций сочувствовал христианству, носили самый поверхностный характер.
    Они ограничивались конфискацией зданий, причем эта конфискация была вовсе не повсеместной. На востоке, где было значительно больше христиан, гонения имели куда более кровавый характер.
    Среди пострадавших мучеников была и супруга Диоклетиана, Александра, бывшая  тайной  христианкой. Ее память Церковь отмечает 23 апреля.  Как видим и тут римляне не делали ни для кого исключения!
    В разгар гонений на христиан Диоклетиан вместе с Максимианом 1 мая 305 внезапно добровольно отрекся от власти.
    Евтропий так рассказывает об этом:  «Но когда Диоклетиан под тяжестью лет почувствовал невозможность управлять Империей, он уговорил Геркулия уйти в частную жизнь, а дела государственные передать более молодым «.
    Лактанций же рассказывает, что Галерий вынудил тяжело заболевшего Диоклетиана и Максимиана Геркулия отказаться от верховной власти, причем последнему пригрозил войной в случае отказа
    После удаления Диоклетиана на покой, государственная система, которую он с большим тщанием создавал, рухнула. Начались гражданские распри, занявшие ройным счетом два десятилетия.
    Доходило до того, что в разных частях империи действовали семь разных императоров, которые по большей части не признавали друг друга.
    В этот смутный момент на историческое поприще выходит император  Константин, в последствии св. Константин,  которому предстояло совершить глубочайший переворот в церковной истории.
   Диоклетиан жил последние годы в поместье в Салоне (современный Сплит). Умер в 313 году».
  Такой подробный  анализ биографии  Диоклектина  был нам  необходим, во первых для  введения  читателя  в курс  тех политических событий  в Римской империи  что имеют для  нас важное значение и во вторых для того чтобы показать в подробностях истинное  положение вещей,  кто  и чем и как  там правил.
   И оказывается:
   Первое, что в Никомедиии столице Восточной части Римской империи  правил  император Диоклетиан, а император Максимиан Геркулий который  управлял Африкой, Испанией и Италией и его резиденция находилась в Риме, а не в Никодимии.
   Второе: Антихристианеские  эдикты  в отношении преследования  христиан  издал  не кто иной, как император Диоклетиан,  но  годом позже,  чем массовое  убийство в Никодимийском храме 20 000  христиан (по церковной версии это  Рождество Христово 302 года, т. е по нашему исправленному календарю  7 января)!
   Третье –ни один светский, хоть  древний, хоть современный историк  не  сообщает нам о факте  убийства в г. Никодимии 7 января 302г.  при нахождении там  императора Диоклетиана  20 000  христиан.
   Но ,мы  в нашем рассказе использовали  только  так сказать светские источники , а теперь обратимся  к церковным может там есть ответ на  наши вопросы.
Вот книга Прот. Валентин Асмуса. История Церкви. Лекция 4.
   «Завершение периода гонений на Церковь отмечено особенно страшными, дотоле невиданными преследованиями христиан. Чтобы понять, почему это случилось, нужно хотя бы немножко представить, что являла собой Римская империя во второй половине III-го — в начале IV-го века.
  В третьем веке Империю постиг жесточайший кризис. Все было поколеблено, а особенно страшной была ситуация на границах: с севера наседали германцы, с востока персы. И те, и другие враги грозили империи разрушением, и чтобы отразить эту опасность, она должна была сконцентрировать все свои силы.
   И в этом, т. е. в деле спасения империи как таковом, христиане полностью были на ее стороне. Они понимали, что империя, даже в ее языческом облике, — это те внешние рамки, в которых не только возникла, но и продолжает более или менее нормально существовать, насколько возможно, нормально существовать в перерывах между гонениями, христианская Церковь.
  Гибель империи очень легко может стать не только гибелью культуры, но и самой Церкви. Возможная гибель империи воспринимается как некая эсхатологическая катастрофа.
   Но империя, для того, чтобы защититься от врагов, меняет свой характер: она превращается, как теперь сказали бы, в государство тоталитарного типа.
   Государство не в интересах эксплуататорских классов, как сказал бы марксист, но в своих собственных интересах берет под контроль всю жизнь общества.
  Государство предпринимает более энергичные военные усилия, и потому расширяется воинская обязанность. Оно предпринимает огромные финансовые усилия, и потому растет управленческий аппарат.
   Государство берет под свой контроль всю экономическую жизнь: каждый человек прикрепляется к своему сословию и к своему рабочему месту. Историей позднеримской империи всегда интересовались социалисты, и действительно, там был элемент социализма, но это, так сказать, крепостной социализм.
  Усиливается также и идеологический диктат государства. Языческая религия во все большей степени навязывается всем слоям населения.
   С 284 г. во главе империи стоял император Диоклетиан, и почти двадцать лет он правил, не трогая или почти не трогая христианской Церкви.
   Первые девятнадцать лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни.
   Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в малоазиатском городе Никомидии, где Диоклетиан имел свою резиденцию, возвышалась большая христианская церковь.
   И вот под самый конец своего царствования, в 303г., Диоклетиан воздвигает гонения на христиан.
   В течение одного года 303-304 он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений.
    Сначала происходит всего-навсего конфискация церковного имущества (эта конфискация напоминает события в нашей стране в 20-х годах и впоследствии). Прежде всего, конфисковывались церковные здания.
    Кроме того, от духовенства требовалось выдавать священные сосуды и священные книги. Один из епископов был рад, что он обманул гонителей, и вместо священных книг выдал им еретические книги, которые для сведений хранились у него.
    Но несравненно чаще ситуация была более острой, потому что тех, кто не выдавал священных книг и сосудов, подвергали репрессиям, а тех кто выдавал — считали падшими — об этом Церковь судила довольно строго.
    Между прочим, во время Диоклетиановых гонений было уничтожено несравненно больше христианских книг, чем впоследствии, в христианскую эпоху, книг языческих — по приговору церковных судов, потому что языческие книги, уничтоженные христианами, можно пересчитать по пальцам одной руки, в то время как язычники истребляли вообще все христианские книги.
    Гонения развивались дальше, и от конфискации святынь и церковной собственности скоро перешли к арестам и казням духовенства.
    Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах, или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богодельни, тоже считались клириками. Что же представляла собой Церковь в это время?
     Не нужно думать, что Церковь уже успела духовно покорить большинство населения Римской империи. Хотя в некоторых местах христианизация была почти всеобщей, например, в некоторых районах Малой Азии или в Египте, в других местах верующих было еще очень немного: поместная Церковь могла, например, состоять из 10 человек или около того.
      Но надо сказать, что не все части империи в одинаковой мере были затронуты гонениями.
      Дело в том, что Диоклетиан, который вообще был реформатором, создал новую систему разделения империи и престолонаследия. Он образовал коллегию из четырех правителей — старших и младших.
       Они назывались августами и кесарями и получали в свое правление ту или иную часть империи. Один из этих соправителей, Констанций Хлор (отец Константина Великого) управлял Галлией (современная Франция) и Британскими островами.
        В этой части империи христиан было сравнительно немного, и гонения здесь, из-за того, что сам Констанций сочувствовал христианству, носили самый поверхностный характер. Они ограничивались конфискацией зданий, причем эта конфискация была вовсе не повсеместной.
             На востоке, где было значительно больше христиан, гонения имели куда более кровавый характер. Таких страшных преследований история христианства еще не знала.
        В разгар гонений Диоклетиан отрекся от власти. После его удаления на покой, государственная система, которую он с большим тщанием создавал, рухнула. Начались гражданские распри, занявшие ройным счетом два десятилетия. Доходило до того, что в разных частях империи действовали семь разных императоров, которые по большей части не признавали друг друга. И вот в этот смутный момент на историческое поприще выходит св. Константин, которому предстояло совершить глубочайший переворот в церковной истории». (Но это уже другая  история – автор).
          А мы  видим с вышеизложенного текста, и церковный  историк  просто ограничивается пересказом информации полученной  из трудов   древних  римских писателей!
          Этот современный нам  церковный историк  так же утверждает, что гонения  начались только в начале 303 года и начал их Диоклетиан, в остальных частях  Римской империи  гонения были, но не таких масштабов как на территории подвластной  Диоклетиану, а не Максимиану Геркулию.
            В. Асмус так же и  не упорминает о  убийстве 20 000 христиан в г. Никомедии в 302 году!
           Только  бегло упомянув о «наличии против дворца императора в малоазиатском городе Никомидии, где Диоклетиан имел свою резиденцию, возвышалась большая христианская церковь».

         ( конец 1  части)

© Бровко Владимир, 18.01.2009 в 23:17
Свидетельство о публикации № 18012009231751-00091547
Читателей произведения за все время — 153, полученных рецензий — 1.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Алла Мирова
Алла Мирова, 18.01.2009 в 23:41
Безупречный стиль, безупречная логика, высокая эрудиция.
Благодарю.

Это произведение рекомендуют