Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 359
Авторов: 0
Гостей: 359
|
Мои заметки о «графомании» вызвали несколько неожиданную реакцию критиков. Кстати, я бы все-таки предпочла обидному термину «Графомания» какой-нибудь другой, например – литературная самодеятельность, любительское версификаторство. Графомания – это все-таки диагноз. Википедия утверждает, что Графомания (от греч. γραθο — писать и греч. μανία — безумие, исступление) — болезненное влечение и пристрастие к усиленному и бесплодному писанию, к многословному и пустому, бесполезному сочинительству. А если человек психически вполне адекватен, в том числе и в отношении своих литературных опытов, то он поэт-любитель, начинающий стихотворец, несерьезный версификатор, кто угодно – но не графоман! Так вот, по меньшей мере три человека, работающих в жанре литературной критики, приняли мои заметки на свой счет! Почему-то им показалось, что я в принципе против критических статей и разборов. Возможно, я неясно выразилась. А может быть, просто пришло время поговорить об этом явлении – КРИТИКЕ. Что ж, попробую сформулировать свое отношение к данному жанру. Итак, начнем с того, что литературная критика – это в первую очередь литературное произведение. Приняв на свой счет мой призыв оставить в покое литературу невысокого художественного уровня, а равно и ее создателей, критик Сол Кейсер справедливо замечает: «Нонсенс! почему Вы не рассматриваете меня как такого же графомана от критики?! Почему мне не позволено делать в рецензиях то, что я сочту нужным?» Отвечаю: никому я ничего не берусь «позволять или не позволять», да и кто вообще вправе диктовать поэту: «не пиши про любовь, пиши про природу», а критику – «не исследуй Петрова, займись Сидоровым»? Тут я абсолютно последовательна: любой человек вправе писать сколь угодно плохие стихи, рассказы и даже романы на любую тему, а также сколь угодно плохие критические статьи об этих произведениях. Ну, а что до меня… Вспоминается эпизод, описанный Довлатовым: «голубчик, купите по дороге, если не трудно, баночку маслин, и сардины – такие, знаете, марокканские… если только Вас не затруднят эти расходы… - Что Вы, абсолютно не затруднят, потому что я не куплю ни того, ни другого». Так вот, меня ничуть не огорчает наличие в природе как плохой литературы, так и критики этого явления – по аналогичной причине: я не читаю ни того, ни другого. И все мои дальнейшие рассуждения – это лишь общие соображения по теме, nothing personal. Думаю, что после столь длинного вступления я могу перейти к сути вопроса, не рискуя опять быть превратно понятой. Начну с того, что любое критическое произведение, как вектор, имеет направление: снизу вверх, либо сверху вниз, либо – по горизонтали (естественно, с множеством «диагональных вариаций»). Критике «снизу вверх» нас всех учили в школе: мы писали сочинения по книгам Толстого и Гоголя, учились анализировать («автор хотел сказать»), подмечать литературные приемы, восхищаться мастерством, мы даже иногда смело выражали свое несогласие с автором – но с тех же позиций: снизу вверх. Если что-то в разбираемом произведении (рифма ли, или построение фразы, или пунктуация) шло вразрез с усвоенными ранее правилами – мы старались объяснить и оправдать увиденное, подходили с точки зрения той эпохи (мол, в то время именно так и говорили), в конце концов - пересматривали правила. Как-то не приходило никому в голову сказать: «занемог – не мог – это однокоренные слова, так что рифма эта никуда не годится»». Это уже потом, став взрослыми, мы стали позволять себе такие вольные суждения: меня смешит обычная манера «ценителей» находить бездну смысла даже в описках «великих». Все – люди, все пишут что-то хорошо, что-то – не очень. У поэта, может, головка бо-бо после вчерашнего, зуб ноет, а стих в редакцию – сдай… У Пушкина четверть собрания сочинений – стишата в альбомы знакомых. Недопитый бокал отставил, почесал пёрышком кудри – черкнул экспромтик. И шуточный рисуночек рядом набросал. Без черновиков, думая о картах или женских прелестях хозяйки дома. А «пушкиноЕды» теперь диссертации пишут, в дебри лезут, словесами мудрёными сыплют, ссорятся… Глубину шедевра нам раскрывают. Сам поэт дико бы хохотал над «толковаиями» каприза его пера (Андрей Злой). Критика «сверху вниз» – это краткие замечания учительницы литературы Марьиванны под сочинением двоечника Вовочки (две строчки красными чернилами, краткое резюме, чтоб папаше ясно было, за что на сей раз следует выдрать юного сочинителя). Ну, или похвала – но с тех же позиций. Яркий пример - Виктор Топоров. Критика «по горизонтали» – это серьезные размышления о художественном произведении, восхищение или неодобрение – но «на равных». Пример такой критики – статьи Белинского. А если говорить о дне сегодняшнем, то это – серьезные комментарии под произведениями автора, которого комментатор уважает, или критические заметки о том, что критик считает литературой. Это могут быть и совершенно разгромные заметки, камня на камне не оставляющие от произведения или от всего творчества какого-то автора – но при этом критикующий все-таки не ставит критикуемого в позицию «нерадивого ученика». Утверждая, что Куняев – не поэт, критик этот все-таки вряд ли напишет что-нибудь вроде «Станиславу Юрьевичу следует поучиться грамматике, хотя бы заглядывать в словарь на предмет ударений». Как-то он, критик этот, иначе сформулирует свое отношение к слову оборотЕнь (из патриотического стихотворения «для тебя – территория, а для меня...»), жестче – но не с позиций Марьиванны. Даже если критик справедливо не подозревет наличия у этого автора таланта, он все-таки в курсе, что означенный стихотворец окончил Литинститут, посещал семинар Светлова и вообще не исключено, что образованнее этого самого критика. А если бог талантом обидел – так этому горю не поможешь, Светлов не научил – и мы не научим. На какую критику обижаются авторы? Ну, начнем с того, что умные и достаточно уверенные в себе – не обижаются ни на какую. Даже на явные личные выпады какого-нибудь «хама трамвайного». Даже на абсолютно несправедливые придирки. А уж за справедливые замечания – обычно бывают искренне благодарны, сколь бы резко и невежливо они ни были высказаны. Обижаются обычно те, кто по умолчанию принимает правила игры: я – Вовочка, а критик – Марьиванна. Психологи называют это «детской позицией». Ребенок убежден, что ему позволительно шалить, капризничать, лениться, отлынивать – а Взрослый обязан быть справедливым, терпеливым, снисходительным, наказывать только по заслугам, Взрослый не имеет права ошибаться, он должен прощать ребенку истерики с воплями «я тебя ненавижу!» и топанье ногами – а сам никогда не орать и ногами не топать. Обижаются на критику «сверху вниз» как раз те, кто априори признает за критиком право на такую позицию. Парадокс: они требуют к себе уважительного отношения, как к равным собратьям по перу – при этом произведение под названием «критическая статья» готовы разнести в пух и прах без малейшего уважения (а уж тем более – снисхождения) к ее автору. То есть пытаются «поменяться ролями», ибо твердо усвоили: либо ты начальник – я дурак, либо – наоборот. Самая частая реакция обиженного на критику автора – это «сам дурак»: обиженный читает произвения критика, например, его стихи, и уличает его в недостаточном мастерстве. Я в таких случаях предлагаю такую аналогию: подали Вам в ресторане переперченный суп и недожаренную картошку, а в ответ на Ваше недовольство сердитая официантка строго замечает: да кто Вы такой, чтоб судить, сами-то хоть яичницу поджарить сумеете? Ну, допустим, не сумею, но чтоб судить о качестве блюда – необязательно быть шеф-поваром, достаточно быть просто едоком! Причем сами критики, столь недовольные подобными выпадами «критикуемых», как ни странно, оказавшись на их месте (или всего лишь заподозрив, что оказались на их месте) – зачастую ведут себя точно так же! Еще не зная, что мое эссе о «графоманах» никоим образом не относится к ее творчеству (у меня алиби: я на момент написания статьи не читала ни одного ее произведения!) критик Regina публикует ответную статью: http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/78883/ Главный аргумент – все тот же: госпожа Акс недовольна чужими критическими статьями (Regina тогда еще не знала, что отнюдь не о ее статьях речь) – а сама-то означенная госпожа разборы делать не умеет, вот, мол, полюбуйтесь. В надежде набраться соответствующего опыта по части того, как сделать свои статьи и обзоры менее посредственными, я зашла на страницу «Конкурс твёрдых форм «Традиция». Тур 1: Обзор (Ирина Акс)»: http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/78830/ – пишет Регина. Привожу несколько характерных для данного обзора высказываний (далее – весьма посредственные цитаты из моего обзора, ничего существенного) Что ж, друзья мои, может, мне и вправду «завязать» с критиканством, поскольку посредственность моих обзоров на фоне того, как это должно выглядеть в идеале, просто вопиёт, и умиротворённо уйти на покой с томиком Ролана Барта подмышкой? То есть – тот самый классический прием: может, я и не лучший в мире критик, но на фоне госпожи Акс – трижды Белинский. (Что, между прочим, не сложно: госпожа Акс – критик и вовсе никакой, ее гуманитарное образование ограничилось школьными уроками литературы, а литературной критики она не только не пишет, но практически и не читает). Критик Грифон комментирует мою статью «в защиту любительской литературы» так: если у Вас критический потециал имеется - а после того вышеизложенного в этом можно не сомневаться - то кто Вам мешает дополнить нашу работу развитием тем, которые, на Ваш взгляд,освещены недостаточно или вообще не поднимаются? Любезный Грифон, даже если и есть у меня некий потенциал (что вряд ли), то меньше всего мне интересно тратить его на посредственные обзоры посредственности (а хороших мне не написать – образования не хватит). Так что на занятую вами нишу я никоим образом не претендую! И шанса «спровоцировать» меня на «грифоно-обзор», чтоб потом сказать: ага! да она в сто раз хуже! – у вас практически нет. Какая критика имеет право на жизнь – «вертикальная» или «горизонтальная»? На мой взгляд – любая. Каждая занимает свою нишу, делает свое дело. И школьные сочинения «снизу верх», и нравоучительные разгоромы «сверху вниз». И, разумеется, настоящая серьезная критика – разговор равного с равным. Должны ли критические статьи быть качественными и высокопрофессиональными? Да никому они ничего не должны! Дилетантские упражнения в остроумии на материале, который изначально смешнее любой пародии, имеют ничуть не меньшее право на жизнь, чем сам критикуемый материал! И, между прочим, востребованы. Стоит ли читать всю эту критику? А это – дело вкуса. Вот если Вы, дорогой Читатель, добрались до этого места моей статьи – значит, кто-то все-таки читает даже и такие сугубо дилетантские тексты. А если не добрались, или просто благоразумно пропустили всю середину – я не обижусь: сама знаю, что три строфы внятного текста – мой «потолок». Ну вот, пожалуй, и все, что я думаю о жанре литературной критики.
Свидетельство о публикации № 17012009064900-00091310
Читателей произведения за все время — 722, полученных рецензий — 13.
Оценки
Рецензии
Таки все так, Ириш. :0) Я, правда, себя за "уверенную в себе" не всегда почитаю. Да и роли критика для себя не хочу: работы очень много, хуже, чем стихотворение писать, а дивиденты - сомнительны. Зачем этим народ занимается,- сказать трудно. Но в одном с тобой на 100% согласна: критическая статья - литературное произведение, требующее таланта, сноровки и специального склада ума; да и знания для этого нужны специальные, чтоб чуши не писать и не позориться. Я б не рискнула. :0) С теплом, Марина
Спасибо, что осилила текстик :) Ну, зачем люди пишут критические ститьи (по крайней мере, зачем я это делаю - подозреваю, и остальные по той же причине) - это вполне очевидно: это такая же потребность сформулировать письменно свои мысли и ощущения по поводу чужого текста, как и та, что заставляет творить в других жанрах. В конечном итоге - разобраться в себе. У кого-то получается лучше, у кого-то - совсем никак, все точно так же, как и с любыми другими жанрами. И когда поэт яростно обрушивается на не очень умелого критика за то, что тот о его творчестве написал, хочется сказать на это: да за то, что Вы, любезный, о Солнце написали, оно должно было Вас уже испепелить восемь раз!
Ирина, скажите честно, Вам что кроме как обсуждением критиков, больше заняться нечем? Я здесь, хоть и не такая звезда, как Вы, а вон нашла ведь себе занятие. Конкурсы провожу. Так и Вы, оставьте людей в покое, а то скоро на сайте вообще никого не останется, кроме ред.совета (их-то Вы, я думаю, критиковать не станете). Nika Safo ("Фрося", которую Вы искали)
Ирина, я и не сомневалась, что Вы не ответите мне. Хи-хи..кто я такая? Верно, я Вас поняла? Только вот, из-за ваших "манифестов" уже один (точнее одна) критик ушла с портала. Вам это ни о чем не говорит? Может, пора остановиться? Как Вы думаете?
Как раз сейчас отвечаю на комментарии, вот и до Вас очередь дошла. У меня создалось впечатление, что Вы не читаете моих текстов, а сочиняете их самостоятельно - и потому видите в них не то, что сказано, а что-то противоположное. Я утверждаю, что нет особого смысла кого-либо поучать и воспитывать, учить писать и т.п. (отдельной статьей - уточняю, что эта моя позиция распространяется и на литкритику). Я не называю имен, не громлю ничьих критических произведений, призваю всех адекватно реагировать на любые замечания в свой адрес - а вы мне на это отвечаете, что мне "кроме как обсуждением критиков, больше заняться нечем" и призваете: "оставьте людей в покое". Боже мой, да кого ж я побеспокоила-то? Какой-то критик ушел с портала - едва ли виной тому мои скромные заметки. А если это так, то какой же он после этого критик? Небось он-то сам своими критическими работами немало народу куда больнее задел, чем я его - своим вполне логичным утверждением, что и критические статьи тоже бывают посредственными (и имеют полное право быть таковыми!)
Я очень внимательно дочитала сие творение, до того места, где Вы обсуждаете при всех, личные качества критика Лааль Джандосовой. Дальше читать не стала, ибо мое терпение лопнуло. Дочитала позже. В ремарке же пишите, что "Я не называю имен". Получается, Вы лжете самой себе, как минимум. Далее, Вы там же пишите: "Какой-то критик ушел с портала - едва ли виной тому мои скромные заметки. А если это так, то какой же он после этого критик? Небось он-то сам своими критическими работами немало народу куда больнее задел" Да, верно, и чего Вам об этом задумываться? Ну ушел и ушел, значит сам виноват? А Вы вообще хорошо читали, что писали благодарные читатели в ответ на те самые манифесты автора Regina? Думаю, что не читали совсем, раз так о ней судите. Она даже не стала отвечать Вам на этот манифест, а просто ушла. Так что, делайте выводы сами.
Кругом обман... Вроде написано - "Два слова о критике", а в реальности - этих слов гораздо больше, чем два...
Так ведь напиши я в заглавии честно: "длинный и маловразумительный текст не совсем понятно о чем" - кто ж такое откроет! Обложка должна отвечать законам рекламы :) А за читателя я спокойна: он из этой статьи именно два слова и прочтет (кто - по диагонали, кто - два в начале, два в конце): такого размера тексты в наши дни мало кто осилит :)
Читать - это не писать, так что статью вполне можно осилить... Вот вынести что-нибудь полезное из прочитанного - сложнее, ибо мыслительный процесс всегда требует некоторого напряжения, что приводит, при отсутствии должной изоляции сознания, к поражению током. Отсюда и состояние читательского паралича.
Так что на занятую вами нишу я никоим образом не претендую! И шанса «спровоцировать» меня на «грифоно-обзор», чтоб потом сказать: ага! да она в сто раз хуже! – у вас практически нет.Ира, дорогая, не скромничайте, у Вас прекрасно написанные обзоры, по крайней мере несколько последних. Это что качается стиля и аналитической составляющей. Возможно, я не совсем согласен по сути сказанного - но я не привык навязывать собственное мнение людям с уже сложившимися принципами. Единственно, мне несказанно удивительно читать Ваши подозрения в мой адрес. Критике ВИП-авторов я всегда был только рад, и абсолютно убежден, что чем ее больше- тем лучше для портала. Что касается "занятой мной ниши" - готов вручить ее лично Вам в любую минуту, если Вас заинтересует вакансия "почетного ассенизатора портала". Всегда Ваш, Константин.
*прошу прощения за опечатку во второй строке, "каСается", конечно же. К.Н.
Дорогой Константин, судя по тому, что тон Ваших реплик изменился ("Иру, дорогую" я как-нибудь переживу) Вы наконец поверили, что я абсолютно ничего против Вас лично не имею и мое к Вам отношение вполне дружелюбно. Еще раз официально это подтверждаю. В чем заключаются мои "подозрения в Ваш адрес" - я так и не поняла. Это - единственная моя статья, которая хоть как-то относится лично к Вам (в одном абзаце), и "заподозрила" я Вас только в одном: что Вы, точно так же как Лааль, ошибочно приняли мои слова на свой счет (точнее, на счет своих разборов), и поспешили обидеться и перейти в наступление. То есть отреагировали в стиле Ваших худших клиентов. И не обрадовались Вы не критеке ВИП-авторов в целом, а предполагаемой критике (которой, повторюсь, не было) конкретного ВИП-автора - литкритика Грифона. Если это не так и я на ваш счет ошиблась - приношу официальные извинения. Кстати: Вы не знаете, что это за персонаж - Константин НестерВенко? Что-то подсказывает мне, что это - не Ваша запасная страница, а совсем иное явление природы. Это уже было на портале ЧХА, когда параллельно с Солом Кейсером гуляли по порталу и хамили какие-то Сол Крейсер, Солл Кейсер и еше пяток масок. По-моему, умышленно создавать ник, похожий на ник другого человека - не очень-то комильфо. Но если Вас это не задевает - пусть развлекается.
На вопросы, заданные мне, я ответил Вам в личку, но хотел бы сказать вот еще о чем. Ирина, у любого присутствующего на портале автора есть свои симпатии и антипатии. Волей-неволей они проявляются в его произведениях, какими бы те ни были, и, естественно, влияют на читателей в той или иной степени. Порой позитивно, порой наоборот. На данном этапе прямым следствием Вашего манифеста явился уход Регины(Лааль Джандосовой), и это - уже влияние не на читателей, а на весь портал, поскольку основным критиком портала в последнее время являлась она. После происшедшего дискутировать с Вами по поводу чего бы то ни было не имею ни малейшего желания.
Честно говоря, я не очень понял для чего это написано. Если декларируется nothing personal, то почему этот самый переход на личности происходит? Кто подразумевается под авторами "сколь угодно плохих критических статей"? Если эта страничка открыта "исключительно для конкурса Точка Разлома", то смогу ли я, если решу принять участие в конкурсе, расчитывать на объективность одного из членов жюри? Пока, к сожалению, не уверен...
Под авторами "коль угодно плохих статей" не подразумевается никто конкретно, это - ответ Солу Кейсеру (чьи статьи я никак не считаю плохими), уличившему меня в непоследовательности: мол, стихам я оставляю право быть любыми - а от критика требую, чтоб его статьи были непременно "супер". А это не так. Ваше предположение о моей "возможной необъективности" меня, честно говоря, огорчило: по-моему, я до сих пор не давала повода заподозрить меня в пристрастности и "засуживании-подсуживании" исхлдя из личных отношений с автором. Хотя, конечно, я субъетивна, как любой живой человек: что-то мне нравится, а что-то - нет. Но потому и позвал Сол в жюри настолько разных людей, чтоб чьи-то личные предпочтения не повлияли на общий итог.
А вот мне было очень интересно прочитать данный манифест. Потому что - все по делу. И по поводу того что - "Причем сами критики, столь недовольные подобными выпадами «критикуемых», как ни странно, оказавшись на их месте (или всего лишь заподозрив, что оказались на их месте) – зачастую ведут себя точно так же!" - в самую точку! Поддерживаю Вас и желаю быть сильной в споре с такими "зубрами" которые, тут же, в рецензиях Вас критикуют...)) С уважением, Сергей.
По-моему, от плохой критики гораздо больше вреда, чем от плохой поэзии или прозы. Плохая проза или поэзия никому не мешают, их можно просто не читать, но мало у какого автора хватит силы воли не прочесть критическую заметку на собственную вещь. Любому неопытному автору пустые придирки очень мешают и сбивают с толку. Сказать, что критика - это такая же литература, все равно, что сказать, что вши или блохи - такие же животные. Нет, не такие же, это животные-паразиты.
От плохой критики, по-моему, вреда ничтожно мало по сравнению с плохой поэзией или прозой. Потому что прочтет ее в лучшем случае критикуемый автор (и то не каждый, ибо кое-кто - "ниасилит"), причем мешают придирки именно "неопытному автору", тут Вы правы, а автору сложившемуся - не более чем забавно. Ну, испортили настроение одному человеку на один день, подумаешь, ему ж могли и в автобусе нахамить. А Асадов портит вкус уже третьему поколению наивных пэтэушниц... а современная эстрада... ох, да что тут говорить, ясно же!
В том, что в литературе и на эстраде процветает безвкусица виноваты не авторы, а те, кто их рекламирует и раскручивает. Сами по себе их "творения" ничьего внимания не привлекли бы. Да, Вы правы, автору сложившемуся критика не помеха, а вот автора начинающего (и возможно талантливого) критикой очень легко "забить", так что он, вообще, будет бояться что-либо публиковать и в лучшем случае, продолжит писать "в стол". Разве от этого мало вреда? Происходит такая селекция: в литературный мир пробиваются в конце концов не самые талантливые авторы, а самые "толстокожие".
Ирина, Вы пишете - "меня ничуть не огорчает наличие в природе как плохой литературы, так и критики этого явления – по аналогичной причине: я не читаю ни того, ни другого". Замечательно. Но вот вопрос - как Вы узнаёте, что читать?
как Вы узнаёте, что читать? - хороший вопрос :) Примерно как "как Вы узнаете, что заказать в тайском ресторане, в котором Вы впервые". Есть рекомендации людей, которым я доверяю (это и личные друзья-знакомые, и литераторы, чье мнение ценю), а есть и личный опыт - но при этом "чтобы понять, что бифштекс тухлый, необязательно съедать весь кусок" (с) Я давно рассталась с детским правилом "откусил - доешь до коца". Со стихами проще всего: раскрыл книжку наугад, прочел случайную вещь (две, от силы три) - и понял, есть ли смысл читать дальше. Прозу - так же: полстраницы прочел из середины - и либо берешься читать, либо назад на полку ставишь.
Значит, выезжаете за чужой счёт? Пусть, мол, друзья-знакомые сначала схавают, а мне - расскажут. Значит, критика - это бифштекс, проза - салат, а поэзия - компот. На мой взгляд, подобная кулинарная (и прочая другая) образность способствует только смакованию хорошего - в критике и в критике критики. Правильно ли называть вкусное вкусным, даже если при этом подавился. И нужно ли молча прожёвывать тухлый кусок бифштекса, с ним же глотая обиду, ни слова не обратив к официанту. Нет плохой критики - есть либо некомпетентная, либо необъективная. Необъективность - это, как известно, порождение любви или ненависти. А некомпетентность - хоть очевидна и демонстративна, и сводится к неверной расстановке приоритетов, - весьма и весьма полезна (разумеется, не в широком применении, но на уровне того же литературного сайта - вполне). Всё остальное - чванливость. И даже не хочу догадываться, свойственна ли она - Вам.
Александр, Вы таки правы. Хотите - чванливостью назовите, хотите - снобизмом, но я и не отрицаю, что, не будучи профессионалом-искусствоведом ни в одном виде искусства и не обладая избыточным досугом, я предпочитаю "выехать за чужой счет" при выборе. Ведь самой-то прочесть все, что понаписано, и посетить все выставки и концерты-спектакли, все клубы и рестораны Питера (а тем паче Нью-Йорка) - двух жизней не хватит!!!!
Ирина! Я согласен со многими положениями Вашего эссе. Вместе с тем не могу не заметить, что объективной критики не может быть по определению. В основном, вся она субъективна, т.к. на восприятие произведения критиком влияет все: не удачно построенная фраза, не к месту употребленное слово, неуклюжий образ. В конце концов, фото автора или избранный им символ. Кстати, В.Г.Белинский, на которого Вы ссылаетесь, был не безгрешен. Я был бы вам очень благодарен, если бы Вы направили свой критический и язвительный взгляд на чистоту русского языка в произведениях авторов. Сколько слэнга, "ботанья по фене", матерщины, которая употреблена для эффекта раскованности и вседозволенности на виртуальных страницах. Многие слова и фразы я не понимаю, т.к. они построены на жаргоне. И не важно, на интернетовском или дворовом. Не потому, что я его не знаю, а не хочу знать. Языковая энтропия ужасает. Мы теряем язык. Большинство авторов по-прежнему из России или из Украины. Даже они не всегда понимают друг друга. Скоро, видимо, будет как в Америке - после каждой недопонятой фразы: pard(on) me! Sorry! А какая грамматика! Ударения! С уважением, Леонид.
Да, и еще. Пожалуйста, меньше доверяйте своим респондентам. Читайте и сами. Я понимаю, что Вам жалко тратить свое время, но доверяя, пусть даже и самым уважаемым, можно и что-либо пропустить. Опять-таки в силу субъективности.
Леонид, Вы правы 100 раз: чье угодно мнение субъективно. Но вот попросил меня сын прочесть «Опричника» горячо нелюбимого мною Сорокина - плююсь, а читаю, ибо сын хочет обсудить со мной эту вещь. Нередко сама натыкаюсь - случайно! - на интересных авторов (среди них Ирина Нисина, Мария Тернова, Григорий Салтуп). Я был бы вам очень благодарен, если бы Вы направили свой критический и язвительный взгляд на чистоту русского языка в произведениях авторов - это вряд ли. Потому что начав читать произведение, написанное «не вполне по-русски», я его не дочитываю - так о каком же критическом взгляде можно говорить? Я - не критик, я - «потрбитель» :))))
Забавно. Очень жаль, что только сегодня обратил внимаие на этот текст. Забавно и до боли знакомо. Практически со всем согласен, хотя в своей критике исповедую презумпцию таланта: любой автор считается гениальным до тех пор, пока не докажет мне обратного. А вам, Ирина, в утешение напомню старый анекдот о расценках в парижском борделе: - Собственно акт: 5 франков. - Наблюдение за актом: 50 франков. - Наблюдение за наблюдающими акт: 500 франков. Мы, критики, наблюдаем за авторами, которые, в свою очередь, наблюдают за жизнью. Какова мораль? МЫ СТОИМ ДОРОЖЕ! :)
ага! если еще принять во внимание, чт сами авторы, в свою очередь, вместо наболюдений за жизнью заняты постмодернистскими интертекстуальными вывертами, наблюдая не за жазнью, а за произведениями предшественников, рак Вы стоите все 500 франков!!!
кстати, самое смешное - это комментарии ко всем моим "критическим статьям" на этой страничке :)
ну, а что...имеете право... я "за"... забвение всё отсортирует... доброго здоровья!
Спасибо, Владимир! Мне польстил Ваш интерес к моим критическим обзорам прошлых лет, и я восстановил многие работы, которые было сгоряча удалил после одного бурного обсуждения. Любопытно было бы узнать Ваше мнение.
(с улыбкой до ушей...) зашёл, чисто случайно...не маякнуло на моей странице...но теперь понял свою ошибку... а я их только читать начал... но предыдущий ответ, был не вам, а автору статьи, через которую вышел на ваши обзоры... честно?.. поражён...титанический труд, мягко сказано...а когда глянул на горизонт обзора, извиняюсь, - офигел! геракл со своими мифами коз пасёт... но читал их не потому что... а чтобы не быть похожим, есть у меня такая "скверная" манера... это очень хорошо, что вы выставили обзоры...челу пишущему, кому необходимо, а мне интересно, и "вкуснятина" тут, как всегда, под обзором... нет ничего прекрасней живого диалога, любого... в глупых, ты отражаешься, умные тебя отражают... до встречи... доброго здоровья!
Доброго времени, Ирина :) Это же надо, как я удачно зашла! ;) Сейчас как раз тема критики опять на пике. Мне в этой статье понравилось почти всё, и осилила её я без труда, скорее, с интересом :) И ведь написана она давно, а не утратила актуальности ;) О некоторых апектах мне трудно судить, потому что недостаточно опыта и специальных знаний, но тухлый бифштекс от свежего отличить смогу. :)И хоть меня иногда удивляет, кому редсовет даёт статусы и кого он пестует, это именно оттого, что я - тоже потребитель, а не критик. И, как и все, субъективна в чём-то :) В спорных случаях не иду на таран, а предпочитаю переспросить, уточнить. Для себя извлекла много полезного из этой статьи. Спасибо! ^_^
Спасибо, Алена! Статьи мои на этой страничке - это в основном "разговор с самой собой", и в большинстве своем к данному конкретному сайту отношения не имеют (ну кроме откровенного хулиганства "про клонов" и обзора на заказ - для ЛИТО Арго). Тем забавнее читать комменты :) Вот это наверное убрать бы надо (о покойных - или хорошо, или ничего, а Топоров недавно умер) - но я потеряла пароль от этой странички... http://grafomanam.net/works/172602 Хотя Гандельсман, слава богу, жив и в добром здравии - а я тут в основном его задеваю, а не Топорова :) А та статья моя интереса на сайте не вызвала, ибо ни Топоров, ни Гандельсман в этой нашей песочнице не копошатся. Народ попытался найти скрытый намек на Фо, Голушко и еще кого-то, разочаровался не найдя - и пошел себе мимо :)))
Увы, в последнее время стало модным "искать скрытые намёки"... Но я вижу положительный эффект в другом: статья будоражит, и это хорошо для сайта в целом. Толчок дан, мысли закрутились, а дальше будет зависеть от самих "мыслителей", и пенять потом будет не на кого ;) Поэтому - дополнительные спасибы :)
Спасибо за полезную статью!
Здравствуйте, Ирина. Ох, уж, эта вечная проблема -критики "идут в бой" на графоманов. Кто же из них станет победителем? А хотелось, чтобы творчество. Очень полезная статья, на мой взгляд. К сожалению, в ней не нашлось места - "о культуре взаимоотношений оппонентов". Профессиональный критик - учитель, он ответственен за свои слова, направленные в адрес автора. К тому же, он должен нести культуру людям и не забывать об этом. Можно много говорить о культуре отношений. Но всё, что создано творчеством, должно выглядеть изящно. С уважением. Валерий Новиков.
Это произведение рекомендуют
|