В предыдущих частях мы рассмотрели личности важных и теоретически возможных кандидатов на Патриарший посох которые в борьбе за Патриаршество опираются, прежде всего, на ныне власть предержащих Российской Федерации В.Путина и его команды. Их можно назвать картотечными кандидатами.
Но РПЦ на сегодня располагает и особой личностью, которая по своему влиянию и церковному весу в принцыпе равна всем вместе вышеназванным кандидатам!
И чтобы не интриговать загадками читателя я назову личность этого церковного иерарха.
Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии (Поярков Владимир Кириллович)
Страна: Россия
Дата рождения: 22 сентября 1935 г Дата хиротонии: 26 декабря 1965 г Дата хиротонии: 26 декабря 1965 г Дата хиротонии: 26 декабря 1965 г Дата пострига: 10 октября 1959 г День ангела: 15 июля
Биография:
Родился 22 сентября 1935 года в городе Ярославле в семье служащих.
С 1946 года состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.
В 1953 году, завершив среднее образование, поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по 1-му разряду.
9 октября 1956 года во время обучения в 4 классе Семинарии в академическом храме во имя св. Иоанна Богослова поставлен во чтеца епископом Старорусским Сергием (Голубцовым).
В 1957 году поступил в Ленинградскую Духовную Академию.
10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской Духовной Академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.
4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) в Князь-Владимирском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеродиакона.
1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеромонаха.
В 1961 году в Патриаршем Богоявленском Соборе на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I возложил на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник.
7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля — правом ношения палицы.
21 февраля 1963 года — возведен в сан архимандрита в Ярославском Кафедральном соборе членом Священного Синода архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым).
25 ноября 1965 года решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.
25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской Духовной Академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры — архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела Внешних Церковных Сношений.
20 марта 1969 года — назначен епископом Тульским и Белевским с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.
18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая — 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.
27 апреля 1972 года удостоен Святейшим Патриархом Пименом сана митрополита.
30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела Внешних Церковных Сношений, постоянным членом Священного Синода.
16 апреля 1976 года в связи с празднованием 30-летия Отдела Внешних Церковных Сношений, удостоен Святейшим Патриархом Пименом права ношения двух панагий.
11 июня 1977 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, постоянным членом Священного Синода.
Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Ювеналий:
15 августа 1960 года назначается референтом Отдела Внешних Церковных Сношений и переводится для обучения в Московскую Духовную Академию.
Летом 1960 года участвует в качестве наблюдателя в составе делегации Русской Православной Церкви на Экуменической Ассамблее европейской молодежи в Лозанне и затем проходит курсы для студентов-богословов в Экуменическом институте в Боссе (Швейцария).
Работая в Отделе внешних Церковных сношений, одновременно в 1961/1962 учебном году преподает Священное Писание Нового Завета в Московской Духовной Семинарии.
С 1961 года по 1983 год — участник III, IV, V, и VI Ассамблей Всемирного Совета Церквей.
16 июля 1962 года — назначается настоятелем храма во имя святых Константина и Елены в Тегеле (Западный Берлин) и редактором журнала Среднеевропейского экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия).
21 февраля 1963 года — назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
В 1964 году возглавил первую после революции 1917 года паломническую делегацию РПЦ, посетившую Святой град Иерусалим и Святую Гору Афон, Иорданию, Сирию, Ливан, Грецию и Израиль.
22 декабря 1964 года — освобожден от должности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и назначен заместителем Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.
В 1967-1970 гг. — поручается окормление приходов Японского благочиния. В сентябре-октябре 1967 года совершил поездку в Японию для детального ознакомления с жизнью благочиния. 7 октября 1967 года по докладу епископа Ювеналия о поездке в Японию принято решение Священного Синода об упразднении благочиния и восстановления деятельности Православной Духовной Миссии в Японии.
С 28 октября по 28 ноября 1968 года совершена вторая поездка в Японию. Во время пребывания в Японии состоялся первый собор клира и мирян Духовной Миссии в Японии, на котором было принято воззвание к клиру и мирянам Японской Православной Церкви, находившимся в расколе с Русской Православной Церковью. Устроение церковной жизни в Японии завершилось дарованием Русской Православной Церковью в 1970 году автономии Японской Православной Церкви и созданием Патриаршего подворья в Токио.
С 1968 года — принимал участие во всех Всеправославных совещаниях в составе делегации Русской Православной Церкви.
С 13 по 28 марта 1969 года посетил Грецию и Святую Гору Афон, где вел переговоры о пополнении монахами Русского Пантелеимонова монастыря.
10 апреля 1970 г. Священный Синод поручил епископу Ювеналию временное управление Патриаршими приходами в США и Канаде. В связи с провозглашением автокефалии Православной Церкви в Америке и упразднением экзархата Московского Патриархата епископ Ювеналий в мае-июне находился в США и занимался устроением церковной жизни в приходах Русской Православной Церкви в США, оставшихся в юрисдикции Московского Патриархата.
С 16 по 22 октября 1978 года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на интронизации Предстоятеля Римской Католической Церкви Папы Иоанна Павла II в Ватикане, Италия.
С 1973 года по 1990 год возглавлял делегации Русской Православной Церкви на собеседованиях с представителями «Паке Кристи Интернационалис».
18-20 ноября 1979 г. по приглашению Предстоятеля Православной Церкви в Чехословакии Блаженнейшего Митрополита Пражского Дорофея посетил Православную Церковь в ЧССР.
С 24 по 28 августа 1989 года находился с рабочим визитом в Риме, Италия.
В мае 1990 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на торжествах 20-летия автокефалии Американской Православной Церкви.
С 11 по 21 ноября 1991 года участвовал в работе 5-ой экуменической встрече «Миссия и евангелизация Европы» в Сантьяго де Кампостелла, Испания.
С 20 мая по 2 июня 1992 года принимал участие в юбилейных торжествах в Свято-Тихоновской Духовной Семинарии в США.
10 ноября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II направлен в город Ригу для обсуждения церковных вопросов с руководством Латвийской Республики.
С 31 марта по 4 апреля 1993 года участвовал в двусторонних переговорах представителей Константинопольского и Московского Патриархатов в Стамбуле, Турция.
С 21 по 28 января 1995 года во главе делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях представителей Русской Православной Церкви и Епископальной Церкви США в Америке.
Со 2 по 4 января 1996 года во главе делегации Русской Православной Церкви, по приглашению Патриарха Константинопольского Варфоломея, посетил Стамбул, Турция.
С 8 по 10 марта 1996 года участвовал в переговорах с Патриархом Сербским Павлом в Белграде, Югославия.
Со 2 по 4 апреля 1996 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в переговорах с делегацией Константинопольского Патриархата в Цюрихе, Швейцария.
С 29 июля по 2 августа 1996 года возглавлял делегацию Русской Православной Церкви, участвовавшую на похоронах Блаженнейшего Парфения III, Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки в Александрии, Египет.
21-24 декабря 2000 года возглавлял делегацию РПЦ на погребении Блаженнейшего Патриарха Диодора I.
15-17 сентября 2001 года возглавлял делегацию РПЦ по случаю интронизации новоизбранного Патриарха Иерусалимского Блаженнейшего Иринея I.
С 7 по 9 декабря 2001 года во главе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в торжествах, посвященных 50-летию дарования Автокефалии Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Праге, Чехия.
2 декабря 1977 года — назначен членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества на Руси.
23 декабря 1980 года — назначен Заместителем Председателя Юбилейной Комиссии по подготовке к торжественному празднованию и проведению юбилея 1000-летия Крещения Руси.
14 апреля 1981 года согласно поданному прошению был освобожден от должности председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.
С 1993 по 1998 — член правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II и членов его семьи.
С 1995 по 1998 гг. — председатель комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя в городе Москве.
Митрополит Ювеналий в минувшие годы являлся:
Членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.
Членом Советского комитета защиты мира.
Членом Общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир.
Членом Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество.
Членом Совета Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами.
Членом Президиума Советского комитета солидарности стран Азии и Африки.
Вице-Президентом Общества СССР-США.
Заместителем председателя Правления Общества СССР-Кипр.
Вице-Президентом Общества дружбы СССР-ФРГ.
Членом Советского комитета поддержки народов Вьетнама, Лаоса и Кампучии.
Членом комитета советской общественности по правам человека и международному гуманитарному сотрудничеству.
Членом Российского Палестинского общества при АН СССР.
Членом Правления Фонда культуры РСФСР.
Членом комиссии СССР по делам ЮНЕСКО.
В настоящее время Митрополит Ювеналий является:
Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви (с 30 мая 1972 года);
Митрополитом Крутицким и Коломенским (с 11 июня 1977 года), управляющим Московской епархией,
Председателем Синодальной комиссии по канонизации святых (с 11 апреля 1989 года);
С 1993 года сопредседатель оргкомитета по подготовке и проведениию Дней славянской письменности и культуры.
Ученые степени, звания
4 июня 1961 года Ученым Советом Московской Духовной Академии присуждена ученая степень кандидата богословия за кандидатское сочинение «Внешние сношения Русской Православной Церкви с 1944 по 1970 годы» по кафедре История Русской Православной Церкви.
Почетный член Ленинградской Духовной Академии (с 9 октября 1973 года);
Почетный член Московской Духовной Академии (с 13 февраля 1974 года);
Доктор богословия «Honoris causa» православного богословского факультета в Прешове, Чехословакия (18-20 ноября 1979 г).
Образование:
Ленинградская духовная семинария.
Московская духовная академия; кандидатская диссертация на тему «Внешние сношения Русской Православной Церкви в период с 1917 по 1944 г.».
Место работы: Синодальная Комиссия по канонизации святых
(председатель комиссии)
Место работы: Новодевичий женский монастырь
(Руководитель)
Научные труды, публикации:
Третья Христианская Мирная Конференция в Праге. ЖМП, 1960 г., № 10, с. 27-32;
Христианская Мирная Конференция молодежи в Праге. ЖМП, 1960 г., №11, с. 35-40;
Встреча молодых христиан Европы в Лозанне. ЖМП, 1960 г., № 10, с. 63-70;
Доклад на Первом Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге 1348 июня 1961 г. ЖМП 1961 г., № 8, с. 55-58;
Встреча представителей Русской Православной Церкви с участниками Всемирного форума молодежи. ЖМП, 1961 г., № 9, с. 27-28;
«Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». ЖМП, 1964 г., № 2, с. 20-22; №6, с. 15-20;
Речь при наречении во епископа Зарайского 25 декабря 1965 г. ЖМП, 1966 г., №2, с. 1244;
Речь при открытии Консультации представителей Церквей — членов ХМК, Христианских и Экуменических советов и Региональных комитетов ХМК, апрель 1966 г. ЖМП, 1966 г., № 5, с. 34-39;
Речь на приеме в честь участников Консультации. ЖМП, 1966 г., № 5, с. 39-40;
О завершении стадии Второго Ватиканского Собора. ЖМП, 1966 г., № 3, с. 62-70;
Роль Кипрской Православной Церкви в национально-освободительном движении киприотов до провозглашения Республики. ЖМП, 1969 г., № 3, с. 39-46;
Проповедь на экуменическом богослужении в Севилье, 16 июня 1971 г. ЖМП, 1971 г., №8, с. 58;
Речь на открытии сессии Рабочего комитета ХМК в Москве 20-23 марта 1973 года. ЖМП, 1973 г., № 5, с. 35-36;
Доклад на сессии Комитета по продолжению работы ХМК в Загорске 25-28 мая 1973 года. ЖМП, 1973 г., № 8, с. 38-43;
Доклад на открытии III Богословского собеседования между представителями Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Загорске 4 июня 1973 года. ЖМП, 1973 г., № 8, с. 60-62;
Речь на заседании Рабочего Комитета ХМК в Москве. ЖМП, 1973 г., № 5, с. 35-36;
Доклад, произнесенный на сессии Комитета по продолжению работы ХМК. ЖМП, 1973 г., № 8, с. 38-43;
Письмо, направленное госпоже Ноуэлл Джонсон, в связи с 100-летием дня рождения X. Джонсона. ЖМП, 1974 г., № 3, с. 40;
Выступление на встрече религиозных участников Второй Ассамблеи за безопасность и сотрудничество в Льеже (Бельгия) 29 апреля 1975 года. ЖМП, 1975 г., № 7, с. 32;
Обращение к участникам заседаний Комиссии ВСЦ по участию Церквей в развитии. ЖМД 1975 г., № 8, с. 72;
Доклад на торжественном заседании, посвященном 30-летию ОВЦС МП в Троице-Сергиевой Лавре 6 мая 1976 года. ЖМП, 1976 г., № 7, с. 17-21;
Доклад на расширенном заседании Подготовительного комитета Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве в марте 1976 года. ЖМП, 1976 г., № 6, с. 42-46;
Интервью корреспонденту ТАСС об итогах V Генеральной Ассамблеи ВСЦ в Найроби 23 ноября — 10 декабря 1976 года. ЖМП, 1976 г., № 2, с. 55;
Приветственное послание юбилейному Конгрессу общества «Кипр — СССР», посвященному 60-й годовщине Великого Октября. ЖМП, 1977 г., № 7, с. 5;
Доклад на заседании Международного подготовительного комитета Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 28 сентября 1976 года. ЖМП, 1977 г., № 1, с. 44-48;
Доклад на заседании Международного подготовительного комитета Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 15-17 марта 1977 года. ЖМП, 1977 г., №5, с. 39-42;
Выступление на открытии Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 6 июля 1977 года. ЖМП, 1977 г., № 8, с. 28-29;
Слово на отпевании Высокопреосвященнейшего митрополита Никодима в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде 10 сентября 1978 года. ЖМП, 1979 г., № 4, с. 33-34;
Доклад на заседании представителей Церквей из СССР и США по разоружению в Женеве 27-29 марта 1979 года. ЖМП, 1979 г., № 6, с. 33-40;
Слово, произнесенное на заупокойном богослужении в Успенском храме Новодевичьего монастыря в связи с годовщиной кончины Митрополита Никодима. ЖМП, 1979 г., № 12, с. 25-26;
Доклад, произнесенный на консультации представителей Церквей из СССР и США по разоружению. ЖМП, 1979 г., № 6, с. 33-40;
Речь при вручении диплома доктора богословия Православного богословского факультета в Прешове. ЖМП, 1980 г., № 3, с. 43-47;
Слово в пасхальную ночь после заутрени. ЖМП, 1980 г., № 6, с. 28-30;
Слово, произнесенное в Богоявленском соборе города Коломны по случаю празднования 600-летия Куликовской битвы. ЖМП, 1980 г., № 12, с. 12-13;
Слово, произнесенное в Успенском храме города Богородицка, Тульской епархии, по случаю празднования 600-летия Куликовской битвы. ЖМП, 1980 г., № 12, с. 1344;
Выступление на IV Всесоюзной конференции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. ЖМП, 1981 г., № 6, с. 49-50;
Статья «Мир можно обеспечить только общими усилиями». ЖМП, 1983 г., № 1, с, 50-51;
Статья «Мир можно обеспечить только общими усилиями». ЖМП, 1983 г., № 2, с. 65-67;
Статья «К образованию новой Комиссии Советского комитета защиты мира». ЖМП, 1984 г., №3, с. 47-49;
Доклад: «Межрелигиозный вклад в решение ближневосточных проблем», произнесенный на заседании Российского Палестинского общества при Академии наук СССР. ЖМП, 1985 г., № 4, с. 59-60, № 5, с 51-54;
Книга «Человек Церкви» — к 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы. Москва, Московская епархия, 1988 г.;
Книга «Человек Церкви» (второе издание) к 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы. Москва, Московская епархия, 1999 г.;
Книга «От сердца к сердцу» к 25-летию управления Московской епархией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Из архипастырского проповеднического опыта. Москва, «Раритет», 2002г.;
«Канонизация святых в XX веке». Сборник материалов и докладов митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых. Москва, издательство Сретенского монастыря, 1999 г.;
«Канонизация святых в Русской Православной Церкви», выступление митрополита Ювеналия на XII Международных Рождественских Образовательных чтениях по теме
«Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». 25 января 2004 года Москва, Государственный Кремлевский дворец. Москва, Московская епархия 2004 г.;
Доклад Митрополита Ювеналия по канонизации святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 3-8 октября 2004 года в Храме Христа Спасителя.
Награды:
Церковные:
Награжден орденами:
Православных Церквей: Александрийской — Святого Апостола и Евангелиста Марка, Антиохийской
— Святых Апостолов Петра и Павла, Иерусалимской
— Великим Крестом; Русской — святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени,
преподобного Сергия Радонежского I степени,
преподобного Серафима Саровского I степени,
святого благоверного князя Даниила Московского I степени, юбилейной Патриаршей грамотой в ознаменование 2000-летия Рождества Христова,
В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе награжден Святейшим Патриархом Алексием II Орденом свт. Иннокентия Иркутского II степени и Юбилейной Грамотой.
Патриаршей грамотой и памятным знаком в ознаменование 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, Патриаршей грамотой Кафедрального Собора Храма Христа Спасителя в ознаменование завершения воссоздания всероссийской святыни; Грузинской — святой равноапостольной Нины I степени;
Болгарской — двумя орденами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени, святого преподобного Иоанна Рыльского; Польской — святой равноапостольной Марии Магдалины; Чехословацкой — орденом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени; Финской — орденом Святого Агнца, Синайской — орденом святой великомученицы Екатерины; Элладской — медалью святого апостола Павла.
Государственные:
Награжден орденом Дружбы народов (1985 г.), в 1988 году Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, 11 августа 2000 года Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина награжден орденом Почета.
Медалями и грамотами Всемирного Совета Мира, Советского Комитета Защиты Мира, почетной медалью и грамотой Советского Фонда Мира, почетной грамотой Президиума Советского комитета солидарности, награжден медалью Советского Комитета солидарности стран Азии и Африки, Российского Палестинского общества при АН СССР, в 1995 году Администрацией Московской области награжден Почетной Грамотой за большой вклад в миротворческую деятельность и духовное возрождение Московской области, медалью «В память 850-летия Москвы», 22 октября 1999 года удостоен знака отличия «За заслуги перед Московской областью».
В 2000 году удостоен звания почетный гражданин города Подольска и награжден почетным знаком «За заслуги перед городом» высшей степени г. Подольска. В 2002 г. присвоено почетное звание «Почетный гражданин Московской области» и награжден знаком отличия «За заслуги перед Московской областью», 19 августа 2002 года присвоено звание «Почетный гражданин города Коломны», награжден медалью Министерства юстиции «За укрепление уголовно-исполнительной системы».
4 сентября 2004 года присвоено почетное звание «Почетный гражданин города Дмитрова». 18 сентября 2004 году присвоено почетное звание «Почетный гражданин Подольского района».
12 ноября 2004 года за большой личный вклад и активное участие в работе многих общественных организаций митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий был награжден нагрудным знаком МОООП «За содружество».
21 сентября 2005 года награжден высшей наградой Еврейской автономной области — почетным знаком «За заслуги перед Еврейской автономной областью». 26 декабря 2005 года губернатор Московской области Б.В.Громов наградил митрополита Ювеналия почетным знаком «За полезное», которого Владыка был удостоен «за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций в связи с 40-летием епископского служения».
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) в околоцерковных кругах также негласно получил прозвище -«Красный директор»
Очевидно потому , что он вот уже 28 лет управляет самой большой в России епархией — 1013 приходов.
В его епархии восстановлены практически все разрушенные большевиками церкви, активно строятся новые.
При этом церкви строятся именно там, где они нужны верующим: в Подмосковье почти нет пустующих приходов, а за это подмосковное духовенство готово на руках носить своего владыку.
Его Высокопреосвященство окончил Ленинградскую семинарию и академию во времена служения на Ленинградской и Ладожской кафедре митрополита Никодима (Ротова), выдающегося богослова XX века
Биографическая справка:
Митрополит Никодим (в миру — Борис Георгиевич Ротов; 15 октября 1929 д. Фролово Кораблинского р-на Рязанской обл. — 5 сентября 1978, Ватикан) — епископ Русской Православной Церкви; с 9 октября 1963 года митрополит Ленинградский и Ладожский. С 1960 по 1972 председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии
Внешнеполитическая деятельность
Возглавлял делегации Московского Патриархата на Всеправославных Совещаниях 1961, 1963, 1964 и 1968 годов.
Сыграл ключевую роль в переговорном процессе, в результате которого было урегулирован канонический статус — с точки зрения Московского Патриархата — Митрополичьего Округа в Северной Америке (Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке): последней была дарована автокефалия Патриаршим и Синодальным Томосом в 1970, учреждавшим Автокефальную Православную Церковь в Америке.
Летом 1962 начало меняться отношение к Папе Римскому руководства СССР. «Советские дипломаты и спецслужбы начали наводить мосты для контактов с Ватиканом, глава которого в тот период — „красный папа“ Иоанн XXIII также старался наращивать мирные усилия.
Во время конфиденциальной встречи в августе 1962 в Париже секретаря Комиссии по содействию христианскому единству Й. Виллебрандса с Никодимом (Ротовым) выяснилось, что «Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском Соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом».
В сентябре 1962 в интервью французскому журналисту Жану Гулье Патриарх Алексий говорил о близости Церквей «друг другу в области вероучительной и литургической». Статья Non possumus была официально объявлена частным мнением её автора А. В. Ведерникова.
27 сентября — 2 октября 1962 Й. Виллебрандс официально посетил Москву[18], где 30 сентября «присутствовал в церкви Петра и Павла в Лефортове за литургией, которую совершал архиепископ Никодим»;
10 октября Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателей, определив состав делегации: протоиерей Виталий Боровой и архимандрит Владимир (Котляров)[20].
12 октября 1962, совершенно неожиданно для всех прочих поместных православных Церквей, делегация РПЦ отбыла из Москвы в Рим на первую сессию Собора, открывшегося 11 октября[21].
Протопресвитер Сергий Голованов пишет: «Тайным условием Никодима было отказ Ватикана от критики внутренней политики в СССР, в первую очередь религиозной несвободы, и прекращение моральной помощи религиозным диссидентам (имелись в виду подпольные епископы и священники УГКЦ).
Визиты Никодима в Рим странным образом совпадали с волнами гонения на религиозных диссидентов в СССР, в том числе на украинских греко-католиков.
На вопли русских эмигрантских газет: „Куда не доехал красный танк, туда дошел красный митрополит!“ уже никто не обращал внимания».
В 1963 в Риме начались переговоры между Ватиканом и СССР об установлении дипломатических отношений. В них участвовали посол СССР в Риме С. П. Козырев и кардинал Беа.
Как и первая аналогичная попытка в средине 1920-х, переговоры закончились безрезультатно из-за нежелания советского руководства облегчить положение верующих в СССР.
№ сентября 1978г. Никодим прибыл в Ватикане во главе делегации Русской Церкви по случаю интронизации папы римского Иоанна Павла I.
5 сентября, в 10-м часу утра во время аудиенции у Папы, на которую митрополит Никодим пошёл, невзирая на то, что, по свидетельству очевидцев, выглядел очень уставшим, с ним случился сердечный приступ — мгновенная остановка сердца. Приступ произошёл, когда Никодим представлял Папе архимандрита Льва (Церпицкого).
«Папа прочитал отходные молитвы и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь кардинал Иоанн Вилло.
Смерть Никодима породила конспирологическую версию об отравлении русского митрополита ядом, предназначенным в кофе якобы понтифику (Иоанн Павел I через 22 дня также умер).
Прощание было и в Риме, отпевание в Ленинграде.
Высказывания Замечательна его апология «коммунистического атеизма»:
«Объективное изучение атеизма показывает необходимость строгого различения мотивов, приводящих к атеистическому мировоззрению.
Мы знаем, что атеизм коммунистический представляет собой определенную систему убеждений, включающую в себя моральные принципы, не противоречащие христианским нормам.
Другой атеизм — кощунственный, аморальный, возникающий из желания жить «свободно» от божественного закона Правды, существовал преимущественно в недрах старого общества и чаще всего возникал на почве праздной и развращенной жизни имущих классов. Христианство действительно считает смертным грехом атеизм второго типа, но по-иному смотрит на атеизм коммунистический»
Объем данной работы не позволяет больше углублятся в тему митрополита Никодима и ее учении, но все же кратко надо сказать следующее.
Из-под крыла Никодима вышла целая плеяда видных церковных деятелей, поддерживающих между собой тесные связи.
Они восприняли от митрополита Никодима не только стремление к активному участию в общественной деятельности, но и «государственнические» взгляды, идею о необходимости тесного сотрудничества государства и церкви.
Идея создать структуру синодальных отделов по образу и подобию государственных министерств принадлежит именно им.
При этом каждое церковное ведомство должно было иметь прямой контакт с соответствующим гражданским.
«Никодимовцы» — прямые соратники владыки Ювеналия.
В СМИ можна найти следующую информацию:
«Источник в РПЦ добавляет: «Между прочим, я бы к «никодимовцам» отнес и митрополита Минского Филарета, патриаршего экзарха Белоруссии.
Хотя он и выпускник Московской духовной школы, но епископскую карьеру начал именно под крылом митрополита Никодима в Ленинградской епархии. И митрополиту Ювеналию, я так думаю, если понадобится, минский иерарх окажет всецелую поддержку».
Если победит Ювеналий: аппарат РПЦ превратится в органы исполнительной власти с полным набором министерств, а коалиция «никодимовцев» с митрополитом Филаретом может стать основой для «православного СНГ».
Чтобы закончить разговор о митрополите Ювеналии хочу привести в сокращеннорм виде его интервью «Новой газете» 2008-02-06 / Леонид Бамблевский
«Отдать себя служению Церкви...»
«Мало крестить людей, надо учить их тому, как жить по Евангелию», убежден митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
– Понимаю, что, возможно, это сугубо личный вопрос.
Расскажите, что подвигло вас оставить мир и принять монашество?
– Исходя из того, что уже было мною сказано, на этот вопрос можно ответить кратко: горячее желание отдать себя служению Церкви оказалось сильнее привязанности к миру.
– В начале вашего служения Церкви вас направили в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Это ваш первый опыт служения вне границ нашего государства. Фактически вы там представляли не только Русскую Православную Церковь, но и страну. Что вам больше всего запомнилось из этого жизненного этапа?
– До назначения в Иерусалим я был редактором журнала «Голос Православия» на немецком языке и служил приходским священником в храме святых Константина и Елены в Западном Берлине.
Там я был меньше года. Получив следующее назначение, я спрашивал, почему меня не сразу послали в Святую Землю. И услышал такой своеобразный ответ: «Вас нужно было сделать сначала маленьким начальником, дабы посмотреть, останетесь ли вы таким, каким были, или изменитесь. Опыт оказался удачным, и теперь вас можно сделать главой духовной миссии».
Что касается моих впечатлений, то я до сих пор храню самое сильное и неизгладимое воспоминание, которым я уже неоднократно делился в печати. Повторю его. Когда я впервые поклонялся Гробу Господню, я сам себе сказал, находясь в кувуклии (пещера гроба Господня. – «НГР»):
«Большего счастья я уже нигде и никогда не смогу ощутить. Теперь можно и умирать». Но Господь после этого дал мне, как видите, долгую и насыщенную жизнь.
– На протяжении многих лет вы возглавляли Отдел внешних церковных сношений. Тогда при вашем непосредственном участии активно развивался межхристианский диалог, экуменическое движение. Однако сегодня все чаще можно услышать мнение, что это неправильно и всякое общение с другими конфессиями нужно прекратить. Владыка, по вашему мнению, начатый диалог нужно развивать, сохранять или вовсе выйти из него?
– Вспомните первосвященническую молитву, произнесенную перед крестными страданиями Господом нашим Иисусом Христом: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:20-21).
В своей речи при наречении во епископа я указал, что отныне моей постоянной заботой будут единство и мир. Отказаться от поисков путей христианского единства для меня равносильно тому, чтобы пойти против воли Христа и собственного обещания, данного при принятии архиерейского служения.
– Вы – правящий архиерей одной из крупнейших епархий РПЦ. Не секрет, что в наследство от советской власти Церкви достались разрушенные храмы и монастыри. Расскажите, как происходит процесс возрождения культурных и духовных ценностей в епархии?
– Ни в Тульской епархии, где я служил, ни в Московской, слава Богу, в советский период при мне не был закрыт ни один храм.
Когда же положение Церкви в нашей стране изменилось, мы в Московской епархии не потеряли ни одного дня. Все мои силы были направлены на церковное возрождение. Вот современная епархиальная статистика: сейчас в епархии 24 монастыря, 1271 храм, причем 253 вновь построенных; более 1200 клириков.
Однако нашей целью было не только открытие и реставрация храмов, но и возобновление всех форм социального служения, которые были традиционно присущи Церкви на протяжении всей ее истории. И сегодня я с радостью вижу, как возрождение православия духовно сплачивает народ.
Нынешние задачи, с моей точки зрения, в основном сосредоточены в сфере просвещения и воспитания. Мало крестить людей, надо объяснять им суть нашей веры и учить их тому, как жить по Евангелию.
– Вы возглавляете Синодальную комиссию по канонизации святых. На наших глазах всего за несколько лет были причислены к лику святых сотни новомучеников и исповедников российских. Что еще делает Церковь для увековечения памяти подвижников ХХ века. Что, на ваш взгляд, должны для этого делать государство и общество?
– Этот вид церковного служения также гармонично развивается, наравне с другими направлениями, о которых я уже сказал. Прославление святых помогает заниматься и просветительской деятельностью. Мы издаем жития святых угодников, строим храмы, посвященные их памяти.
Уже становятся доброй традицией местные праздники, в дни памяти новомученика или собора святых, подвизавшихся в том или ином церковном округе епархии. Епархиальная богослужебная комиссия разрабатывает службы новопрославленным святым.
Среди прихожан распространяется литература, рассказывающая о подвиге новомучеников, о трагической и героической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке, о высоком духовном смысле мученичества за Христа, о непреложности Господня обетования о том, что Церковь «не одолеют врата ада» (Мф. 16:18).
Что касается государства, то, я думаю, оно реально увидело и поняло, что вера Христова несокрушима. Государство нуждается в помощи Церкви для поднятия нравственности, для укрепления в народе духа согласия и единения. И мы через традиционные формы церковного служения участвуем в таком сотрудничестве, не требуя ничего для себя.
– Сейчас предлагается вводить предмет «Духовно-нравственная культура» в школах. Насколько это актуально и своевременно? Стоит ли вводить эту дисциплину как обязательную или можно ограничиться факультативом?
– Конечно, мы были бы рады, если бы вводился любой предмет, имеющий религиозное содержание.
Но нужно учитывать современную обстановку. Еще не изжит атеистический дух в нашем обществе. Если нет возможности в максимальной форме исполнить наши устремления, то нужно, по крайней мере, не отступать от достигнутого и сохранять факультативное преподавание. Всего в Московской области знания о православии в той или иной форме преподаются в 1289 образовательных и иных учреждениях.
Отмечу, что помимо нашей деятельности в общеобразовательных школах работа ведется при церквах в воскресных школах. Их у нас в епархии более 760.
Многообразная образовательная деятельность помогает укреплению семьи и нравственности, да и общей культуры в обществе. Можно сказать, что Церковь в сфере образования движется поступательно вперед. Со своей стороны смиренно замечу, что Московская епархия не остается в стороне от такого развития событий.
– Владыка, мир течет и изменяется, несмотря ни на что, Церковь меняется тоже. Каковы основные ориентиры развития Русской Православной Церкви на ближайшее будущее?
– Говоря о жизни Церкви, нужно учитывать, что есть вечные неколебимые истины и есть конкретные формы служения в условиях, связанных с обстоятельствами времени.
Можно сравнить древнюю принадлежавшую апостолам лодку, с которой Господь обращался к Своим слушателям, и современные электронные средства передачи информации, с помощью которых проповедь Слова Божия доставляется в любую часть земного шара.
На ближайшее будущее основной задачей Церкви является духовное просвещение и нравственное возрождение России.
(конец 4 части)