Итак, продолжаем тему претендентов на патриархий посох!
С кандидатом №1 митрополитом Кирилом мы уже познакомились.
Но как говорится жизнь продолжаются, и страсти вокруг выбора Патриарха накаляются! Вот некоторые сообщения из СМИ.
24.12.2008 21:01 : Избирать нового Патриарха Московского и Всея Руси тайным голосованием рекомендовал Священный Синод Русской православной церкви
Его заседание прошло сегодня в Москве. Синод также рекомендовал Архиерейскому собору определить тайным голосованием трех кандидатов на патриарший престол.
Эти пожелания еще предстоит утвердить 25-26 января на Архиерейском соборе, который будет предшествовать Поместному собору, назначенному на 27-29 января.
Предполагается, что интронизация нового патриарха состоится 1-го февраля следующего года.
Из чего следует, что предыдущие голосование за кандидатуру Патриарха небыло тайным как того требуют церковные каноны? Хотя и поздно, но это хороший признак, демократии в управлении внутрицерковной жизни.
Еще ранее была опубликована другая информация.
18.12.2008 02:09 : Более ста архиереев Русской православной церкви отвечают уставным требованиям к кандидатам в патриархи
«Более ста архиереев Русской православной церкви отвечают уставным требованиям к кандидатам в патриархи, сообщил зам.главы Отдела внешних церковных связей Всеволод Чаплин.
Устав, в частности, говорит о том, что это должен быть архиерей РПЦ не моложе 40 лет, должен иметь высшее богословское образование и достаточный опыт управления епархией, сказал Чаплин.
Напомню, процедура избрания патриарха будет определяться Архиерейским собором 25-26 января следующего года.
Тот же Протоиерей Всеволод Чаплин Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата отдельно дал СМИ интервью под названием:
«Церковь должна оставаться местом для душевного труда» AIF.RU
Опубликована: 18 декабря 2008 16:32:37
Но прежде небольшое предостережение. Которое необходимо помнить, читая нижеприведенное интервью.
Читатели ознакомившиеся с моей работой « Спецоперация «Патриарх» началась!», уже знают, что со времен СССР этот отдел не что иное как «крыша» для спец.агентов КГБ СССР для нелегального проникновения в капиталистическое окружение.
Но может что-то изменилось в работе этого отдела сегодня?
Это врядли. Что б там прошли изменения, необходимо было бы покаяться. В грехах! И отдел подлежал полному расформированию и ликвидации.
Но этого не последовало. Из чего следует однозначный вывод ОВЦС по прежнему подотдел новой российской спец. службы. На сегодня это в РФ ФСБ.
Но на тем не менее , нам будет интересно мнение представителя это одиозного отдела РПЦ который исходя с распоряжения ФСБ соизволил, пообщался с Интернет-аудиторией «Аргументов и фактов» и ответил на вопросы о выборах нового Патриарха, о месте церкви в современной жизни.
Но прежде как всегда немного о В. Чаплине. Мы не знаем, в каком звании он числится в ФСБ, но то, что он работает на него, остается все меньше сомнений.
В качестве одного из доказательств вышеприведенного утверждения привожу следующий « Стучащие в терновнике. А судьи кто? "Пиар-менеджер" РПЦ протоиерей Чаплин вызван в Преображенский суд "стукачом и агентом КГБ" Бычковым, который "выгнал жену с маленьким ребенком в мороз из дому" Оригинал этого материала
© "Trud.ru", 29.08.2006
Стучащие в терновнике
«Протоиерей Всеволод Чаплин вспомнил примечательный эпизод, случившийся на европейском межхристианском собрании, участником которого он был. Известная лютеранская правозащитница горячо призывала церковные общины очиститься от тех, кто сотрудничал с коммунистическими спецслужбами. А отец Всеволод встал и уточнил: - Не вижу разницы с теми, кто сотрудничал со спецслужбами западными. Давайте и ими займемся! Ответом на его реплику было гробовое молчание.
Реакция вполне понятна. Попытки уличить Русскую Православную Церковь в ее связях с КГБ давно звучат как текст шлягера, в смысл которого не вслушиваются и не вдумываются.
Потому что, если вдуматься, то картина окажется весьма далекой от привычной схемы, а может быть, и прямо ей противоположной.
К примеру, одно время в ходу были в качестве улик почерпнутые из чекистских архивов "клички" или "оперативные псевдонимы" священнослужителей, что будто бы доказывало их принадлежность к спецслужбам.
Хотя такие клички могли даваться и объектам слежки, то есть не только тем, кто "стучал", но и на кого "стучали". Получалось как в анекдоте: то ли он украл, то ли у него украли. Такая путаница выгодна, конечно, тем, кто заинтересован в подрыве репутации Русской Церкви любыми способами.
Но еще и тем, кто становился обличителем, чтобы не оказаться разоблаченным.
Так что тут возможны весьма неожиданные метаморфозы. И тот, кто уже привык примерять на себя терновый венец жертвы режима, вполне может оказаться самым обычным стукачом.
- В советской России количество "внедренных" людей - обычно мирян - было чрезвычайно мало,- считает отец Всеволод.
- Почти все они покинули Церковь, когда перестали находиться "на задании". Впрочем, некоторые священнослужители действительно "стучали" на собратьев - кто по злобе, кто для устранения конкурентов, кто ради сведения личных счетов. И вот это, в отличие от естественного контакта, который Церковь должна поддерживать с любой властью, на самом деле является грехом.
Однако сей грех не исчерпывается советским временем: он был при царях, он совершается сейчас (и в России, и на Западе), он, наверное, будет всегда. Всегда, пока власть прислушивается к доносам.
( Тоесть дорогие православны Вы стучали раньше, и продолжайте стучать и далее – ФСБ только сэкономит на работе добровольцев- автор)
Это размышление протоиерея получило неожиданное продолжение.
Спустя время в прямом радиоэфире отец Всеволод резко высказался в адрес одного из наиболее активных критиков Московской Патриархии.
А тот в ответ публично пообещал подать в суд на священника. Не дожидаясь, когда обещание будет исполнено, протоиерей Всеволод Чаплин предложил провести словесный поединок в эфире популярной радиостанции. Противник на дуэль не явился.
Предложила свои услуги для выяснения отношений в прямом эфире другая программа. Опять отказ.
Однако огласка конфликта свою роль сыграла и привела к совсем уж скандальному повороту сюжета.
С публичными заявлениями выступили люди, которые провели в советские времена немало лет в тюремном заключении за веру. Известный религиозный деятель и правозащитник Александр Огородников. Священник Борис Развеев. Они были духовными сподвижниками отца Александра Меня. И теперь утверждают, что этот самый критик нынешних церковных порядков и несостоявшийся дуэлянт был в свое время заслан в Церковь спецслужбами для осуществления провокаций.
"Впервые я услышал о нем от отца Александра Меня в 1974 году, - вспоминает Александр Огородников. - Первое, что он мне сказал: опасайтесь его, не реагируйте на его предложения - он стукач, агент КГБ".
А отец Борис Развеев утверждает, что был арестован в 1981 году именно по доносу этого человека: "Меня посадили на четыре года за антисоветскую агитацию... Если он суд намеревается организовать, пусть организует, и тогда я приеду на суд: заявление, которое он написал на меня, естественно, в моем деле есть".
Впрочем, состоится ли после всего этого такой суд, сказать теперь трудно. А ведь интересным мог бы получиться процесс.
Оригинал этого материала © "Московский комсомолец", 16.08.2006
Ну а теперь видение ОВЦС о выборе нового ПА триарха и вообще о развитии дальнейших событий в РПЦ!
Слово В. Чаплину;
« - Какими качествами, характеристиками должен обладать будущий Патриарх?
- Как сказано в уставе, кандидатом может стать архиерей Православной Церкви, ему должно быть не меньше 40 лет.
Он должен иметь добрые свидетельства от внешних сил, с которыми Церковь взаимодействует, ( это наверно от Президента Медведева и Премьер Министра Путина и своего прямого начальника с от ФСБ? – автор) обладать высшим богословским образованием, быть приверженным каноническому порядку.
Должен иметь достаточный опыт управления епархией. У нас есть более 100 архиереев, которые отвечают этим критериям, из них и будет сделан выбор через волю Церкви и действие Духа Святого.
- Хотелось бы узнать, каким путем происходит выдвижение кандидатов.
Желающие сами выдвигают свои кандидатуры или кандидатуры выдвигаются другими участниками собора?
- Процедура избрания Патриарха будет определяться Архиерейским Собором 25-26 января следующего года, а затем утверждаться Поместным Собором, который откроется 27 января.
Вот тогда будет ясно, как будут выдвигаться кандидаты.
( Т.е. проклитические шулеры от РПЦ еще не готовы к тасованию предвыборной колоды?
А как же апостольские правила и каноны о выборах Патриархов в христианской церкви?
Они что не в счет – автор)
Не думаю, что кто-то выдвинет себя сам, но участники Соборов получат возможность выдвигать кандидатуры.
Очень скоро Церковь изберет своего нового Патриарха. Я считаю безнравственным обсуждать сейчас, когда чтится память недавно скончавшегося Патриарха Алексия, те или иные кандидатуры и пытаться вносить в Церковь чуждый ей дух светских избирательных кампаний.
Для Церкви важно сохранить мир и братолюбие в период междупатриаршества.
Сейчас некоторые светские группы влияния и СМИ пытаются намеренно спекулировать на сплетнях и слухах относительно кандидатов на Патриарший Престол, провокационно и в разделяющем духе ставят вопросы о том, кто станет будущим патриархом.
И, к сожалению, ярким примером этого является заголовок, который был придуман Интернет-редакцией для этой конференции (заголовок конференции поначалу звучал, как «Кто будет следующим Патриархом?» - Прим. ред.).
Я с уважением отношусь к «АиФ», но считаю постыдным выдержанный в духе желтой прессы этот заголовок - «Кто возглавит РПЦ?». Протестую против него всей своей душой. Считаю, что это пример того, как не нужно относиться к избранию Патриарха, и надеюсь, что другие СМИ не будут повторять этот отрицательный пример.
Для церковных же людей сегодня очень важно не дать увлечь себя слухами и сплетнями, которые обсуждаются в некоторых кругах, и любой ценой поддерживать добрые отношения друг с другом.
Так, кстати, и происходит. Я вижу, что сейчас люди, в том числе те, кого в прессе упоминают в качестве кандидатов, стараются поддерживать друг с другом особенно добрые отношения, стараются друг друга не обидеть, не подтолкнуть к разделяющим действиям, поддерживают друг друга. Это еще раз вселяет уверенность в том, что Церковь в духе мира и православной нравственности сможет избрать того Патриарха, которого благоволит избрать Бог.
- Каким-то образом будет ли учитываться мнение зарубежной православной церкви в выборе?
- Она будет представлена и на Поместном Соборе, и на Архиерейском Соборе. Так что ее мнение вполне будет учитываться.
- Многие отмечают небывалый подъем церкви за годы патриаршества Алексия Второго, возникла ли идея его канонизации в чине святителя? Если да, то когда это может произойти, ведь известно, что церковная традиция предполагает определенный промежуток времени, между смертью человека и его канонизацией?
- Святейший Патриарх Алексий был уникальным человеком, он навсегда вошел в историю Церкви как символ и деятель церковного возрождения, небывалого в истории. Нигде и никогда не открывалось столько храмов и монастырей за такое короткое время. Нигде народ, утративший веру, не возрождался духовно столь явственно.
Православные люди всегда будут чтить память Святейшего Патриарха Алексия. Многие убеждены, как и я убежден, что сейчас он уже молится на нас у Престола Божия. В то же время Церковь выдерживает определенный исторический период до обсуждения вопроса о причислении человека к лику святых. Как правило, этот срок составляет 50 лет. Думаю, что это разумный срок. Плоды трудов каждого из нас проявляются подчас не сразу - иногда даже через несколько поколений. Именно поэтому Господь произносит окончательный суд о человеке не сразу после кончины, а после общего воскресения всех мертвых. Вот почему и Церковь проявляет определенную выдержку в вопросе о канонизации.
- Отец Всеволод, что будет с имуществом Святейшего Патриарха Алексия, в том числе домашними животными, книгами, дневниками, облачениями, самой резиденцией в Переделкине? Когда и кем решится судьба его наследия?
- Создана комиссия по приему имущества. Ее возглавил архиепископ Евлогий. Пока все кабинеты опечатаны. И вот уже при следующем Патриархе судьба имущества будет определяться. Церковное имущество принадлежит церкви, личное имущество может быть передано по закону родственникам, но его очень немного. Как и все монашествующие, Святейший Патриарх в основном пользовался имуществом, принадлежащим Церкви.
- Имеет ли значение национальность для священнослужителя?
- Есть в нашей Церкви люди самых разных национальностей. Вселенское Православие вбирает в себя многие народы, и наша Церковь, Русская, тоже многонациональна. Кстати, слово "Русская" в ее названии относится не к этнониму «русский», а к понятию "Русь", объединяющему разные народы. Это историческое понятие.
В нашей Церкви есть славяне и не славяне, русские, украинцы, белорусы, молдаване, гагаузы, крещеные татары, японцы. Так что, конечно, в Церкви есть и должны быть люди разных национальностей, но их единство во Христе несоизмеримо выше и значимее национальных чувств.
Наш Святейший Патриарх происходит из рода, имеющего немецкие корни, но живущего в России много столетий. Его семья приехала в Эстонию из Санкт-Петербурга. Так что я не понимаю вообще, почему некоторые люди обвиняют его в нерусскости. Это был русский человек по своему мироощущению и по своим корням.
- Как Вы думаете, не будет ли закономерным продолжением взятого церковью просветительского курса, курса активного взаимодействия церкви с государством и нерелигиозными организациями, избрание Патриархом именно руководителя Отдела внешних церковных связей? И как Вы думаете, какую роль в православной церкви, какую миссию должен нести Отдел внешних церковных связей?
- Патриарха Господь изберет. ( Вот уж поистине это одна из вершин КГБиского фарисейства- автор) Противно духу Церкви, ее природе пытаться вести вокруг нее предвыборные кампании. Господь знает имя нового Патриарха уже сейчас, ведь Он находится над временем.
Конечно, избрание всегда совершается Церковью, людьми, которые ее составляют, но ими руководит Дух Святой. Поэтому в Божием ведении уже есть это решение, но каким будет - сегодня мы не знаем, предсказывать его довольно безнравственно, особенно когда еще так жива память о почившем Патриархе.
Конечно, нужно продолжать делать все, что делал Святейший Патриарх Алексий.
Он никогда не останавливал тех, кто хотел делать благое дело и просил на это благословения. Он иногда не соглашался с некоторыми методами, старался очень интеллигентно и мудро подправлять различные действия, но он никогда не говорил «нет» людям, которые делали Божие дело.
Это могли быть церковно-общественные инициативы и культурное творчество, издательские и научные проекты. Все их Святейший Патриарх благословлял и поддерживал, понимая, что в Церкви есть место для разных людей. Все, что делается сейчас, важно. Важно строительство храмов, ведь в крупных городах их меньше, чем нужно. Нужно развитие общественной миссии Церкви, православной культуры, нужно развитие богословской мысли.
Думается, что особенно важно развивать духовное просвещение, церковное учительство, назидание человеческих душ. Делать это мы должны всегда - не только священники, но и православные миряне, доступным нам способом. Такая миссия, которая смогла бы каждого желающего сделать настоящим православным христианином, сегодня очень нужна. Конечно, Церковь будет ее развивать. И в этой миссии Отдел внешних церковных связей активно участвует, одновременно поддерживая отношения нашей Церкви с другими Православными Церквами и с внешним для нее миром - светским, инославным, иноверным.
- Как вы считаете, что должна делать православная церковь, чтобы стать ближе и понятней для своих прихожан. Может ли и должна ли церковь что-то делать для того, чтобы вести православное просвещение при храмах?
- Когда говорят, что религиозное образование нужно ввести в воскресных школах, эти люди лукавят, поскольку у Церкви были отняты десятки тысяч школьных зданий, и сейчас воскресные школы - обычно 2-3 комнатки, и, естественно, туда могут войти 20-30 детей, и то они будут сидеть на головах друг у друга. Отсутствие технических возможностей сильно сковывает.
Поэтому и говорим, что нужно больше заниматься просвещением людей через СМИ, через разные высокотехнологичные формы обучения и через то, что в светских школах государственных была возможность по добровольному выбору учеников и их родителей изучать основы той религии, к которой принадлежит конкретная семья.
- Наш читатель считает своим духовником митрополита Смоленского и Калининградского Кирила, так как именно его книга «Слово пастыря», его выступления по телевидению привели меня в православную веру.
Можно ли считать Кирилла его своим духовником или правильней найти духовника, с которым бы была возможность обсуждать все вопросы в вере и который мог бы наставить в конкретной ситуации?
- Все-таки духовник - человек, с которым общаешься лично. Прежде всего это предполагает личную исповедь и получение прямого пасторского совета. Заочного духовничества в нашей Церкви не принято. Можно читать книги, но я бы посоветовал вам найти священника, приходского или монастырского, которому вы могли бы регулярно исповедоваться и могли бы регулярно задавать вопросы, которые касаются разных сторон вашей жизни.
- Всеволод Анатольевич расскажите, как Вы пришли к вере?
- Чуда не было. Я пришел в храм практически случайно и понял, что там и останусь. Я знал религию только из школьных учебников, где были крупицы веры. Эти тексты, образы, достаточно любопытные, дали мне первые знания о вере, о христианстве. После этого почти случайно пришел в храм и понял, что там останусь и через несколько дней активно вошел в церковную жизнь. Через несколько месяцев я крестился. Мне было 13 лет.
- В ряде духовных семинарий проводят платное обучение. Считаете ли Вы это допустимым, и не противоречит ли это заветам Христа?
- Я сейчас достаточно далеко оторвался от мира духовных школ, с тех пор мало знаю, что происходит в духовных школах. Может быть, где-то есть платное обучение, но в большинстве образование остается бесплатным, выплачивается стипендия, дается одежда, дается питание. Возможно, иногда просят сделать какой-то вклад, но если у студента нет возможности, его не выгонят. Есть более светские по своей структуре духовные вузы, университеты и институты, которые предлагают богословские знания вместе со светскими знаниями. Если же это церковное заведение, как правило, существует норма, что образование является бесплатным. И отсутствие средств не может быть основанием для отчисления.
- Почему церковь не эволюционирует вместе в человечеством? Не пора ли перейти на русский язык?
- Такую идею предлагают сейчас, но я думаю, что уроком для нас должен быть опыт католической церкви, где точно так же многие призывали к тому, чтобы максимально упростить богослужение, сделать храмы комфортными, превратить их в нечто подобное клубам и ресторанам, где люди расслабляются, и все это обосновывалось разговорами о том, что в такие храмы люди будут охотнее ходить. Но из таких храмов люди уходили. Если превращать богослужение в расслабление, а храмы - в клубы для комфорта, они не будут исполнять своего предназначения.
Люди приходят, чтобы духовно расти, меняться, перекраивать свою жизнь, отказываться от греховных привычек. Поэтому храм - всегда место покаяния, углубленной молитвы, где нужно делать над собой усилие. Именно поэтому попытка облегчить богослужение принципиально ошибочно. И все, кто это реализовывал, скоро сталкивались с тем, что люди из таких общин уходили. Вполне возможны определенные исправления текстов, некоторые из них могут делаться со временем более понятными, это делалось уже и до революции.
Не думаю, что нашей Церкви нужно отказываться от церковнославянского языка, хотя определенные исправления могут иметь место. Выучить язык не так сложно, понимать смысл основных слов может быть достаточно легко. Самое главное, что Церковь должна оставаться местом, которое требует душевного и интеллектуального труда. Без этого она утратит не только важную часть предназначения, но и свою привлекательность».
Вот видите все вроде бы красиво и даже местами демократично. Но В. Чаплин в ОВЦС не один такой умный! Там есть и другие корифеи. И вот Вам читатель новые откровения из ОВЦС:
«В ОВЦС считают неправомерным выдвижение митрополита Владимира на Патриарший престол»
В ОВЦС назвали неправомерным выдвижение предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) на Патриарший престол, сообщает Newsru.com.
"Митрополит Владимир – достойная фигура, но по форме выдвижение этой кандидатуры неправомерно, – приводит газета слова замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерея Всеволода Чаплина. – Я удивлен, что представители УПЦ сделали это заранее".
Пресс-секретарь Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский в разговоре с "Коммерсантом" назвал решение украинского епископата "импульсивным".
А диакон Андрей Кураев заявил, что выдвижение митрополита Владимира в кандидаты на Патриарший престол не в интересах самого украинского епископата: "Он не может себе позволить отпустить митрополита Владимира в Москву, особенно в нынешней политической ситуации на Украине.
При существующих отношениях с государственной властью, Украинской Православной Церкви просто нелогично выпроваживать единственного консолидатора нации". (Русская линия)
Ну и в заключение обратимся к церковному праву.
Как оно регламентирует выборы Патриарха в православной церкви?
Цыпин Владислав протоиерей. Церковное право.
Глава: 35. ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ «УСТАВУ» 2000 ГОДА
35.1. Поместный Собор. В «Уставе Русской Православной Церкви», принятом Архиерейским Собором 2000 года, 2-я глава посвящена Поместному Собору.
«Устав» признает за Поместным Собором высшую власть в области вероучения и канонического устроения Русской Цер¬кви. При этом, в отличие от положения прежнего «Устава», сроки созыва Поместного Собора не регламентируются самим «Уставом» - принимать соответствующее решение предостав¬ляется Архиерейскому Собору.
В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси или Местоблюстителем и Священным Синодом.
Как это было и прежде, Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, избираемых в количестве и порядке, определяемых Архирейским Собором.
Ответственность за подготовку Поместно¬го Собора «Устав» возлагает на Архиерейский Собор, который вносит на утверждение Поместного Собора программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру Поместного Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора. В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом или Местоблюстителем и Священным Синодом, предложения о программе, повестке дня, регламенте заседаний и структуре Поместного Собора утверж¬даются Архиерейским Собором, заседание которого в обяза-тельном порядке должно предшествовать Поместному Собору. Членами Собора являются епархиальные и викарные архиереи Русской Церкви по своему положению.
Процедура избрания на Собор представителей от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Архиерейским Собором, а в исключительных случаях - Священным Синодом с пос¬ледующим утверждением Архиерейским Собором.
Поместному Собору «Устав» предоставил власть истолковы¬вать учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания при сохранении вероучительного и канонического единства с Поместными Православными Церквами; решать канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви; хранить чистоту православной веры, христианской нравственности и благочестия; утверждать, изменять, отменять и разъяс-нять свои постановления, касающиеся церковной жизни; ут¬верждать постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству.
Поместный Собор также канонизирует святых; избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания; определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством; выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности.
Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, а в отсутствие Патриарха - Местоблюститель Патриаршего Престола.
Кворум Собора составляет 2/3 его членов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов - членов Собора.
Поместный Собор утверждает повестку дня, программу, регламент проведения заседаний и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора Президиум, Секретариат и формирует рабочие органы.
Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха или Местоблюстителя) и 12 членов в архиерейском сане.
Предыдущий «Устав» предусматривал меньшее число членов Президиума - 8. Президиум руководит заседаниями Собора. Секретариат Собора состоит из секретаря в архиерейском сане и двух помощников - клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора рабочими мате¬риалами и за ведение протоколов заседаний.
При этом протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и секретарем.
Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов. Президиум, секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет. Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; координация всей деятельности Собора; рас¬смотрение процедурных и протокольных вопросов; админист¬ративно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.
«Все архиереи - члены Собора - составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев.
В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые име-ют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковно¬го мира и единства. Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного опреде¬ления» (П. 13).
Подобное положение в «Уставе» 1988 года отличалось тем, что давало аналогичную власть Архиерейскому Совещанию лишь в случае голосования в нем за отмену принятого пол¬ным составом Собора решения квалифицированным большин¬ством в 2/3 голосов, а не простым большинством. В результате этой новации епископат приобрел контроль за ходом дел, рассматриваемых Поместным Собором.
Открытие Собора, в соответствии с «Уставом», и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной Литургии или другого уставного богослужения. Заседания Собора возглавляются Председателем или, по его предложе¬нию, одним из членов Президиума Собора. «В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать уча¬стие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случае они не имеют права участвовать в голосова¬нии. Предложение о проведении закрытого заседания впра¬ве вносить члены Собора» (II. 16). При этом избрание Патриарха Московского и всея Руси проводится на закрытом заседании.
Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных регламентом.
Если имеет место равенство голосов при открытом голосова¬нии, перевес дает голос Председателя.
При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование. Все официальные документы Собора подписываются Патриархом или Местоблюстителем, а также членами Прези¬диума и секретарем. «Постановления Собора входят в силу сразу после их принятия» (II. 19).
35.2. Архиерейский Собор. Архиерейский Собор, которому посвящена 3-я глава «Устава», является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церковью и состоит из епархиальных архиереев, а также викарных епископов, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Новация, в сравнении с положением «Устава» 1988 года, заключается в том, что прежде ректоры всех духовных школ (а не только академий) в епископском сане являлись членами Архиерейского Собора.
Викарные епископы, «имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами» (III. 1), - это те архиереи, которые, будучи по титулу викариями Московско¬го Патриарха, управляют приходами Русской Церкви на ка¬нонической территории Американской Православной Церкви, где, естественно, не могут существовать епархии Русской Церкви, каковыми в настоящее время являются епископ За¬райский, Управляющий приходами Московского Патриархата в Соединенных Штатах, и архиепископ Каширский, Управляющий приходами в Канаде. Ранее таковые викарные еписко¬пы не были членами Архиерейского Собора. Все остальные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архи¬ерейского Собора без права решающего голоса.
Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси или Местоблюстителем и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года, а также в преддверии Поместного Собора и в исключительных случаях.
Прежний «Устав» предусматривал двухлетнюю периодичность в созыве Архиерейских Соборов. По предложению Патриарха и Священного Синода или 1/3 членов Собора - епархиальных архиереев - может быть созван внеочередной Архиерейский Собор, который в таком случае собирается не позднее, чем через 6 месяцев после соответствующего синодального реше¬ния или обращения группы архиереев к Патриарху Москов¬скому и всея Руси и Священному Синоду. Ответственность за подготовку Архиерейского Собора несет Священный Синод.
На Архиерейский Собор «Устав» возложил следующие обязанности:
хранение чистоты православного вероучения и норм христианской нравственности; принятие Устава Русской Православной Церкви и внесение в него изменений и дополнений; хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви; решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов;
канонизацию святых и утверждение богослужебных чинопоследований; компетентное истолкование святых канонов и иных церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; определение характера отношений с государственными органами;
поддержание отношений с Поместными Православными Церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий, а также определение их границ и наименований;
создание, реорганизация и ликвидация Синодальных учреждений;
утверждение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом Русской Православной Церкви.
Согласно «Уставу», в преддверии Поместного Собора Архиерейский Собор вносит предложения по повестке дня, программе, регламенту заседаний и структуре Собора, а также по процедуре избрания Патриарха Московского и всея Руси, если таковое избрание предполагается. На Архиерейский Со¬бор возлагается наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора; суждение о деятельности Священного Синода и Синодальных учреждений; утверждение, отмена и внесение изменений в законодательные деяния Священно¬го Синода; создание и упразднение органов церковного управ¬ления; установление процедуры для всех церковных судов; рассмотрение финансовых отчетов, представляемых Священ¬ным Синодом, и одобрение принципов планирования предсто¬ящих общецерковных доходов и расходов; утверждение но¬вых общецерковных наград.
В соответствии с «Уставом», Архиерейский Собор являет¬ся церковным судом высшей инстанции. Предыдущий «Ус¬тав» провозглашал таковым Поместный Собор. Архиерейский Собор «правомочен рассматривать и принимать решения: в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси; в последней инстанции: а) по разногласиям между двумя и более архиереями; б) по каноническим проступкам и вероучительным отступлениям архиереев; в) по всем делам, переданным ему общецерковным судом для окон¬чательного решения» (III. 5).
Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель.
Президиум Архиерейского Собора не избирается, его составляет Священный Синод.
Президиум несет ответственность за руководство Собором, он предлагает повестку дня, программу и регламент Собора, вносит предло¬жения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы.
Секретарь Архиерейского Собора избирается из числа членов Синода. Секретарь несет ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоко¬лов. Протоколы подписываются Председателем Собора и чле¬нами Синода.
Открытие Архиерейского Собора, как и Поместного, и его ежедневные заседания, согласно «Уставу», предваряются совершением Божественной Литургии или другого соответствующего уставного богослужения.
Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Священного Синода. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права ре-шающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и го¬сти. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом.
Решения на Соборе принимаются простым большин¬ством голосов открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговоренных регламентом. Как и на Поместном Соборе, когда при открытом голосова¬нии голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя, а в случае равенства голосов при тайном голо¬совании проводится повторное голосование. «Никто из архи¬ереев - членов Архиерейского Собора - не может отказать¬ся от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признается Собором уважи¬тельной» (III. 13).
Кворум Собора составляют 2/3 иерархов - его членов. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия.
35.3. Соотношение полномочий Поместного и Архиерейско¬го Собора.
Главная новация положений «Устава» 2000 года относительно Поместных и Архиерейских Соборов заключается в таком перераспределении их полномочий, когда Архиерейский Собор, оставаясь низшей инстанцией, чем Поместный Собор, перестает быть во всем подчиненным ему органом, как это было ранее!.
Он становится высшей судебной властью Русской Церкви, он один и окончательно принимает «Устав» и вносит в него изменения, только он полномочен принимать окончательные решения по делам церковного управления, за исключением избрания Святейшего Патриарха, и, наконец, только те решения Архиерейского Собора подлежат утверждению со стороны Поместного Собора, которые носят вероучительный или канонический характер.
Таким образом, в новом «Уставе» была решена вполне актуальная проблема, связанная с необходимостью канонически правомерного уточнения компетенции Архиерейских и Поместных Соборов.
В предыдущем «Уставе» Архиерейский Собор был поставлен в подчиненное положение по отношению к Поместному Собору, несмотря на то, что канонически Архиерейскому Собору принадлежит ничем не умаленная полнота власти в Поместной Церкви.
Для такого перераспределения функций Поместного и Архиерейского Соборов были бесспорные канонические основания.
Ведь каноны, по существу дела, знают исключительно собор епископов области, другими словами, Поместной Церкви.
Так, 19-е правило IV Вселенского Собора гласит: «Посему определил святый Собор, согласно правилам святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправля¬ли все, что откроется».
Как уже сказано ранее, 8-е правило Трулльского собора изменило периодичность в созыве Соборов, но нисколько не коснулось их состава:
«Но как по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето».
Тот же исключительно архиерейский состав Собора предусмотрен в 6-м правиле VII Вселенского Собора и 14-м правиле Карфагенского Собора.
В 27-м правиле Карфагенского Собора речь идет о том, чтобы на Соборах Африканской Церкви, епископат которой был особенно многочисленным (насчитывал многие сотни ар¬хиереев), каждая митрополия была представлена не всеми епископами, но особыми представителями, при этом, конеч¬но, непременно в епископском сане:
«Подтвердити подобает на сем святом Соборе, чтобы по правилам Никейского Собора ради церковных дел, которыя нередко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем собор, на который бы все, занимающие первыя в областях кафедры, присылали от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собра¬ние могло иметь совершенное полномочие».
Об исключительно епископском составе Соборов говорят также 14, 87, 141, 142-е правила Карфагенского Собора; 40-е правило Лаодикийского Собора гласит:
«Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти, или вразумлятися ко благоустроению Церкви, и прочее.
Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит, разве аще по болезни ос-танется».
Одним словом, всюду, где в канонах идет речь о Соборе, подразумевается Собор Архиерейский.
Каноны не предусматривают Соборов, в которых бы участвовали пресвитеры, диаконы и миряне.
Вопрос о составе Собора обсуждался у нас в церковной печати в начале XX века, когда в 1905 году подготовка к созыву Собора стала главной церковной темой. Тогда по этому вопросу обнаружились разногласия. В ходе полемики с глу¬боким разбором вопроса о составе Поместного Собора выступил архиепископ Финляндский Сергий (будущий Патриарх), который писал, что «Книга правил» не содержит никаких узаконений для участия клириков и мирян в областных соборах. Однако ради церковного мира он считал допусти¬мым призвать для участия в предстоящем Соборе клириков и мирян:
«Но, - отмечал он при этом, - нужно поставить это участие так, чтобы оно не разрушало... основного принципа канонического строя».
Реальная конструкция Поместного Собора 1917-1918 го¬дов в целом соответствовала проекту, обозначенному в бро¬шюре архиепископа Сергия. На Собор были призваны и епископы, и клирики, и миряне, но принятие решений на нем было поставлено под контроль Епископского Совещания.
Поскольку правомочность решений Поместного Собора обусловлена санкцией на них со стороны участвующего в Соборе епископата Поместной Церкви, в новом «Уставе» Архиерейское Совещание может отменить решение, принятое полным составом Поместного Собора не голосами 2/3 присутствующих архиереев, как это было предусмотрено предыдущим «Уставом», а простым большинством.
Прежнее положе¬ние не давало епископату полноты контроля за ходом собор¬ных деяний. Ведь отменить решение, принятое Собором в полном составе, в соответствии с ним, не могли 2/3 еписко¬пов минус один голос, даже если принятое решение на засе-дании Поместного Собора прошло простым большинством, хотя бы и в один голос. Благодаря внесенному исправлению, епископат вернул себе канонически обоснованный контроль за исходом деяний Поместного Собора.
Здесь уместна будет и такая историческая справка. Хотя Поместный Собор 1917-1918 годов известен самым широким участием в обсуждении всех стоявших перед ним вопросов клириков и мирян, между тем, ход соборных деяний поставлен был на нем под эффективный архиерейский контроль.
Соборный «Устав» предусматривал, что вопросы догматического и канонического характера и все важные решения, после их рас¬смотрения полным составом Собора, в любом случае подлежа¬ли утверждению на Совещании епископов. При этом Совещание епископов не возвращало документ на повторное рассмотрение полным составом Поместного Собора, но вносило в него, какие считало необходимыми, поправки и принимало опреде¬ления в окончательном виде.
По существу дела законодатель¬ные полномочия Совещания епископов при Соборе 1917-1918 годов были выше, чем полномочия полного состава Собора, и принцип полноты ответственности епископата за Церковь со¬хранялся в полную меру при том, что количественно на Соборе архиереи составляли менее 1/5 его участников.»
Как видит уважаемый читатель с толкование церковного права, дела обстоят гораздо сложнее, чем с толкование любой из Конституций, чем так любят занимайся нынешние политики!
Автора этой работы, вышеприведенный материал заставил задуматься над вопросом :
А в каком историческом измерении пребывает православная церковь, если до сих пор руководствуется такими вот правовыми положениями?
«Но как по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето».
( конец 2 части)