-Вам кого? – спросила Елена.
-Вы ведь Лена? Елена Терентьева? – тихо спросила женщина.
-Да, это я, - не пыталась скрыть удивление Елена, - мы знакомы?
-Фамилия Онишко вам что-нибудь говорит? – внимательно смотрела на хозяйку гостья.
-Вы…, - Елена еле вздохнула, - вы его мать?
-Да, дочка, это я. Можно войти? – молодая женщина молча отступила в квартиру, открыв шире дверь, впуская пожилую.
Закрыв за гостьей дверь, Елена жестом пригласила ее в комнату и лишь в комнате смогла заговорить:
-Матрена Федотовна, вот уж не ожидала, что вы когда-нибудь придете ко мне. Тем более спустя столько лет!
-Он обидел тебя, дочка, но прошу тебя, выслушай меня, пожалуйста, - Матрена Федотовна присела на край дивана, - ты ведь не забыла его, я вижу. Да, и то, что ты помнишь, как меня зовут, хотя он нас не знакомил, тоже в его пользу.
-Если вы пришли говорить о нем…, - начала, было, Елена, но гостья ее перебила:
-Да, о нем, вернее, о вас.
-Нет больше такого понятия как «мы», - нервно проговорила хозяйка, опускаясь в кресло.
-Лена, он все эти годы обижался на тебя и был уверен, что в вашем разрыве виновата ты, - тихо сказала женщина, беря Елену за руку.
Елена с трудом сдержалась, чтобы не вскочить:
-Я?! Да он мне ничего не объяснил! Обещал прийти и не пришел, не позвонил. От посторонних людей я узнала, что он вообще уехал из города! – Елена вновь пережила старую обиду, - я так ждала его, так любила!
-Я ведь не знала ничего о том, что случилось. Всегда знала о вашей дружбе в детстве, потом, когда ты уехала, он радовался каждому твоему письму. Знаешь, уходя в армию, он мне заявил, что после армии сразу поедет к тебе. А когда узнал, что ты у нас в институт поступила, был очень счастлив и об этом мне в каждом письме писал, - Матрена Федотовна промокнула глаза платочком.
-К чему сейчас вспоминать прошлое? Зачем все это ворошить? – Елена старалась сдержать готовые прорваться слезы.
-Я это к тому сейчас вспоминаю, что сказать хочу, он тебя очень любил тогда! Но нашелся человек, который позавидовал его любви, - горько вздохнула старая женщина и продолжила, - слишком открыто радовался тогда Вовка, приехав в отпуск, что снова встретился с тобой, что ты простила ему его желание остаться в армии и поступать в военное училище. От счастья своего он подвоха-то и не заметил.
-Какого подвоха? – спросила Елена, понимая, что сейчас узнает то, что мучило ее столько лет.
-В тот вечер, когда вы встретились и Вовка, ошалевший от счастья, ушел с тобой, черная зависть охватила … Андрея, и он задумал подлость, - тяжело было матери говорить.
-Андрей? А при чем тут ваш старший сын? – Елена удивленно взглянула на нее.
Матрена Федотовна молчала, собираясь с духом. Потом подняла на Елену глаза и сказала:
-Позавидовал он, что у Вовки с тобой все хорошо, что любите друг друга. Ведь он-то расстался тогда с Людмилой, бросила она его, ушла к другому.
Елена начала догадываться:
-Андрей что-то сказал Володе плохое про меня?
Мать кивнула.
-Меня дома не было, сестра заболела, я к ней ушла. Если бы я знала, что он такое брату сказал…, а Вовка ему поверил…. Ну, не мог же он подумать, что его родной брат с его другом сговорятся вас разлучить! – заплакала женщина.
-Это с Толиком, что ли? И что же такого страшного они сказали Володе, если он решил расстаться со мной без всяких объяснений? – события той осени становились яснее, но боль не уходила, и Елена, заново ее переживая, готова была заплакать, но изо всех сил сдерживалась.
-Лена, дочка, они Вовке сказали оба, что были твоими любовниками, - сквозь слезы проговорила гостья.
-Но ведь я с Андреем даже знакома не была! – воскликнула Елена.
-А Толик-то был знаком с тобой, и мстил тебе за что-то, я уж не знаю за что, - вздохнула женщина.
-За то, что ему отказала, когда он пытался за мной ухаживать, - чуть слышно проговорила Елена.
-Вовка тогда словно с ума сошел! На следующий же день собрался, в часть уехал. А через три месяца вернулся, выгнали его за пьянку. Пьяным подрался с кем-то. Первое время из дома не выходил, боялся тебя нечаянно встретить. А потом от Толика узнал, что ты к матери вернулась….
-Я не могла оставаться там. Слишком больно было одной ходить по улицам, где мы с ним ходили вместе. И я уехала, - прервала гостью Елена.
-Вовка тебя ни на день не забывал! Спал с твоей фотографией под подушкой, - Матрена Федотовна снова заплакала.
-Что же помешало ему приехать ко мне и во всем разобраться? – спросила Елена.
-Обида. Не мог он простить тебе того, что ты спала с его братом! Он же не знал, что это неправда. Узнал он правду месяц назад, а помогла ему ты, - гостья внимательно смотрела на хозяйку.
-Но ведь вы сказали, что его нет в городе, - опустила взгляд Елена.
-Я ведь тоже считала тебя виноватой до твоего звонка месяц назад. Но, поговорив с тобой, услышав твой плач, поняла, что что-то не так. Я поговорила с Вовкой о тебе. Господи, с какой болью он рассказывал! А когда я ему передала твои слова и сказала, что ты плакала, он закаменел. А через два дня подрался с Андреем и прямо на работе ударил Анатолия, потому что они сознались, что наврали, когда Вовка их прямо спросил о тебе, - Матрена Федотовна смотрела на Елену внимательным взглядом и ждала ее ответа.
-Матрена Федотовна, скажите, зачем вы сейчас ко мне приехали? Ведь это не с левого на правый берег приехать, а в другой город, - Елена хотела сейчас только одного, остаться наедине, чтобы понять, что происходит у нее в душе.
-Леночка, плохо ему. Боюсь я за сына. Как бы чего не наделал. Он на работе отпуск без содержания взял и сидит в квартире как сыч. Ни с кем не общается. Меня еще терпит, но молчит! - слезы снова покатились из глаз гостьи.
-Он пьет? – жестко спросила Елена.
-Я его пьяным не видела. Каменный он какой-то стал, безразличный. Может и пьет, да видимо не пробирает его. Но ведь так долго нельзя. Я у него нашла твой адрес и приехала. Лена, только ты можешь Вовку вытащить, только твоя любовь спасет его, - женщина с мольбой смотрела на Елену.
-А вы уверены, что я захочу спасать? – Елена встала и подошла к окну.
-Ты, Леночка, сердце свое спроси. А в том, что ты все еще любишь моего сына, я, как в самой себе, уверена. Иначе бы ты не позвонила месяц назад, - встала рядом с ней Матрена Федотовна.
-Я просто решила с ним проститься и выйти замуж, - проговорила Елена.
-Я опоздала? – спросила ее мать, обняв за плечи.
Елена опустила голову:
-Я дала слово, но заявления мы еще не подавали.
-Но ведь ты любишь моего Володьку! Не делай ошибки, не выходи замуж за нелюбимого, - воскликнула Матрена Федотовна.
-А он? – подняла голову Елена, - он любит меня? Я ему нужна? Если бы любил, то, прежде всего, Владимир тогда пришел бы ко мне, чтобы узнать, правда ли то, что ему сказали.
Елена заплакала, а Матрена Федотовна обняла ее и гладила по спине, успокаивая:
-Мужчины по своей сути собственники, и если кто-то проявляет повышенное внимание к объекту их любви, тем более, так, как это сделал Андрей, они не в состоянии принимать верные решения. В гневе, в обиде они делают глупости, а потом стесняются признать их.
-Мне от этого не легче, - всхлипнула Елена, - Матрена Федотовна, сейчас я ничего вам сказать не могу. За эти годы мы изменились. И он, и я. Изменилась ли вместе с нами наша любовь? Повзрослела ли она?
-Когда же сможешь принять решение? Страшно мне за Володьку, - с болью в голосе проговорила гостья, печально глядя на Елену.
-Если я решу, приеду, но так сразу… нет, не могу! Он был обманут родным братом, а я обижена тем, кого очень любила. Мне трудно забыть и трудно простить, - Елена перестала плакать и говорила спокойно и уверенно.
Матрена Федотовна вздохнула:
-Я понимаю тебя, дочка. Но все же надеюсь, что мы скоро увидимся.
Елена закрыла дверь за нежданной гостьей и прислонилась спиной к двери. Старая боль, вынырнув из глубин памяти, захлестнула ее. Вместе с нею поднялась из самого дальнего уголка души и прежняя любовь. Еще вчера Елена была готова отдать свое сердце другому, но сейчас… после этого визита…. Много лет причина разлуки была для нее тайной, лишавшей ее сна и покоя. А теперь, узнав, что любимый был так жестоко обманут из зависти и мести, она не знала, на что решиться. Гордость шептала ей: «Он тебя предал, поверил навету, значит, и не любил!». В ответ любовь молила: «Ты же без него жить не можешь! Прости и беги к нему! Спаси свою любовь, пока еще это возможно!». Елена прошла в комнату, и окружающий мир перестал для нее существовать. Рядом были только любовь, которая звала, и обиженная гордость, которая проклинала. Елена не отвечала на телефонные звонки. Не подходила к двери. Ночь она провела без сна.
-Дома он, спит, - Матрена Федотовна вложила в руку Елене ключи.
-Пьяный? – спросила она.
-Запаха я не учуяла и бутылки не видно нигде. Накурено, правда, хоть топор вешай, - женщина внимательно смотрела на Елену, чувствуя ее сомнения.
-А если он не захочет меня видеть? – тихо спросила Елена, - вдруг я зря приехала?
-Не думай об этом, дочка! Любит он тебя, а сам к тебе не поехал только из боязни увидеть тебя с другим. Иди, - женщина чуть подтолкнула Елену к подъезду.
Елена осторожно открыла дверь квартиры и вошла. Права была Матрена Федотовна, уже в прихожей ощущался терпкий запах не одной пачки выкуренных сигарет. Елена прошла в комнату. Хозяин лежал на диване, лицом к стене. На столике рядом стояли пепельница и тарелка, полные окурков, две пустых и начатая пачки. Даже на полу возле дивана был пепел и окурки.
Елена решительно подошла к балкону и распахнула его, так же настежь открыла окно. Пройдя на кухню, открыла окно и там.
Почти час Елена наводила порядок в квартире, но ни ее шаги, ни шум пылесоса не разбудили хозяина. Он только недовольно ворчал сквозь сон.
Елена нашла в ванной освежитель воздуха, и хвойный аромат прогнал остатки табачного марева.
Сварив кофе, Елена принесла две чашки в комнату, поставила их на столик и присела на диван. Она протянула руку и взъерошила волосы спящему. Потом ее рука прикоснулась к давно не бритой щеке, но Елена с удовольствием провела ладонью по щетинкам. Почувствовав прикосновение, Владимир заворочался и повернулся к ней лицом, но не проснулся. Елена склонилась к нему и прикоснулась к его губам легким поцелуем и прошептала:
-Ты звал меня, любимый, я пришла!
Сквозь сон Владимир ответил на поцелуй и простонал:
-Чудесный сон, я не хочу просыпаться! Любимая, не уходи!
Елена улыбнулась и зашептала ему прямо в ухо:
-Я уйду, если ты немедленно не проснешься, Володя!
Владимир резко сел на диване и удивленно смотрел на нее:
-Ты? Ты не во сне? - он обнял ее и стал осыпать поцелуями лицо, - Леночка, любимая, откуда ты взялась?
Елена счастливо засмеялась:
-Из твоего сна. Ты разве не рад?
Владимир крепко прижал ее к себе и прошептал:
-Я тебя никуда не отпущу теперь. Как же я тосковал без тебя! Особенно, когда понял, что я болван, что я сам от тебя отказался! Прости, Леночка, прости, родная!
-Не надо о грустном, Володя. Мы снова вместе, мы любим друг друга, и больше нас не разлучит никто, - Елена приникла к его груди и не замечала счастливых слез.
-Милая, скажи, как ты здесь оказалась? Кого я должен благодарить за твое появление? – шептал Владимир, не выпуская любимую из объятий.
-Свою мать. Она приехала ко мне и сказала, что тебе плохо без меня. И вот я здесь. Она мне и ключи от квартиры дала, чтобы я сама тебя разбудила, - улыбаясь, проговорила Елена.
-Это ты… моя Лена… любимая… я, наверное, еще не проснулся, стоит проснуться, и ты пропадешь! Сколько раз так было уже! – взяв в ладони лицо любимой, прошептал Владимир.
-Тебе доказать, что я не привидение, а живая? – лукаво спросила Елена, просовывая руки Владимиру под рубашку и коготками легонько царапая обнаженную грудь.
Глухой рык вырвался из горла Владимира, он вскочил с дивана, подхватил Елену на руки и закружился с ней по комнате:
-Лена, Лена, Лена….
Остановившись в центре комнаты, Владимир осторожно поставил любимую на ноги и обнял.
-Ты теперь и навсегда моя, и только моя, - проговорил он, уткнувшись в ее волосы.
-Ты должен мне кое-что пообещать, милый, - чуть отстранилась от него Елена.
-Все, что ты хочешь! – воскликнул Владимир, опять притягивая ее к себе.
-Я прошу тебя, не только люби меня, но и верь, что я люблю тебя, и мне никто кроме тебя не нужен, - произнесла Елена, глядя в глаза любимому.
-Милая, своим неверием я оттолкнул тебя! Неужели ты думаешь, что я хочу, чтобы это повторилось? – нежно глядя на нее, ответил он.
-Я люблю тебя, - прошептала Елена, не опуская взгляда.
-Я люблю тебя, - услышала она в ответ, отвечая на поцелуй.
А на столике остывал забытый кофе….
*
Матрена Федотовна осторожно вошла в квартиру. Ее встретили тишина и утренняя прохлада, проникающая в комнаты через настежь открытые окна. Тихонько она прошла по коридору и приоткрыла дверь в спальню. Владимир и Елена спали, крепко обнимая друг друга. Их лица светились любовью и счастьем.
-Вот и славно, - подумала она, закрывая дверь, - пусть ничто и никто больше не разлучит вас. Наученные разлукой берегите свою любовь.