Хотя старшему поколению этот поэт известен меньше, чем Маяковский (корни – в его «непролетарской» политической позиции), но перед революцией Северянин пользовался намного большим успехом. Его выступления казались не скандальными (как у соратников ВМ), а, скорее, пикантно-эпатажными. В общем, дамы их очень любили… В т.ч., дамы, в поэзии понимающие – например, Цветаева.
Творчество Северянина удобно разделить на два этапа – дореволюционный и послереволюционный. Кажется, что стихи этих периодов написаны совершенно разными людьми: эпатажным, демонстративно-самовлюблённым, играющим красивыми словами-блёстками баловнем славы, – и чутким, лиричным, грустным поэтом, певцом неброской природы и скромных радостей.
В этом туре попробуем имитировать стихи «дореволюционного» Северянина. Что в них бросается в глаза?
Эпатажность – довольно странная, Северянин как бы свысока, озорно посмеивается над читателем: «Жаждешь: ‘Сделайте мне красиво’? – Пааажалста!». (А эпатажность ВМ, скорее, – «Что, не нравится? Так подавись ещё!»).
«Радостность»: мир блестит и ликует, мир – бриллиант, мир – летящий в руки цветок, мир – фарс, мир – взрыв шампанского (совсем не похоже на мрачный, гротескный, «душемучительный» и враждебный мир раннего ВМ).
«Гиперболизация» собственного «я» (похоже на дореволюционного ВМ, хотя «оправдывалось» другими соображениями).
Любовь к аллитерациям. Любовь к «иностранному» звучанию слов, к звуку «э» (или – «е» и «ё» в тех словах, где они похоже на «э»). Вспомните – ВМ, наоборот, любил раскатить «р»…
«Красивость», картинность образов (чего ВМ не любил, – он предпочитал гипертрофированную эмоциональность). Образы у Северянина не имеют фантасмагоричности находок Маяковского, они проще, привычнее. Но при этом Северянин (как и ВМ) успешно избегал затёртости, предсказуемости, презирал тупое следование расхожим «образцовым» канонам.
Использование довольно точных рифм, редкость составных рифм, отсутствие разносложных рифм (в отличие от ВМ, обожавшего их в молодости). Отсутствие белого стиха и верлибра.
Всегда – чёткий, «правильный» ритм (в отличие от ВМ), нелюбовь к дольнику и прочим «послаблениям».
Частое обращение к твёрдым формам (в противоположность ВМ, который их принципиально презирал).
Словотворчество (аналогично ВМ).
Страсть к новомодным словам и «техногенным» образам – автомобиль, самолёт, дирижабль, синематограф… (как и у ВМ). Частое именование их на иностранный манер.
Традиционность оформления стиха, строгое деление на строфы с законченной мыслью в каждой, никаких разбиений строк, лесенок и отступов, любимых Маяковским.
В общем, читайте сами, – уловить специфику «Северянинского» звучания довольно легко, но для этого надо его читать… Перечисленные выше «пункты» – только пометки, на что обратить внимание при самостоятельном чтении.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Ссылки (примерно равноценные наборы произведений):
На Litera.ru
На Stihi-rus.ru
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Итак, цель конкурсантов – написать стих, максимально имитируя манеру Игоря Северянина в дореволюционный период. Желательно учесть как технику, так и особенности лексики и образного ряда. Т.е., цель – всё та же, амбициозная: «попробовать допрыгнуть» до уровня классика, «вжиться» в его творчество, написать не пародию на конкретный стих, а нечто новое, «всерьёз», что не было бы «белой вороной» в сборнике поэта.
Темой стиха является с детства памятное «В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето».Т.е., лето, закат, … – а дальше сами придумаете.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
К участию в конкурсе допускаются все зарегистрированные на сайте авторы.
Каждый участник имеет право подать одно произведение (плюс, при желании, – несколько вне конкурса). Текст работ размещается в соответствующей ветке форума мастер-класса. Не возбраняется их редактирование (до истечения срока подачи): главное – не скорость отклика, а качество. Но произведение, отредактированное после окончания срока подачи, с конкурса снимается.
Члены жюри могут подавать произведения только вне конкурса.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Сроки подачи работ: c 1 января 2009 по 31 января 2009.
Работа жюри: 4 февраля 2009 –24 февраля 2009.
Объявление результатов: 27 февраля 2009.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Состав жюри:
Алексей Порошин
Андрей Злой
Бочаров Дмитрий С
Вера Подакина
Ирина Акс
Константин Нестеренко (Грифон)
Любовь Сирота
Михаил Левин
Секретарь жюри – Наталья Ирга
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Победитель конкурса определяется по общей сумме набранных баллов. Если по какой-либо причине судья не проголосовал за автора, отсутствующая оценка вычисляется как среднее арифметическое от оценок остальных судей.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Премии: 1-я – 2000 баллов, 2-я – 1200 баллов, 3-я – 800 баллов.
При числе участников до 6 (включительно) присуждается только 1-я премия, 7-12 – 1-я и 2-я премии, 13 и более – все три премии.
Произведения-победители на страничках авторов помечаются значками соответствующих наград.
Удачи!
P.S. Напоминаем, что ещё не закончен приём работ в конкурс твёрдых форм (до 15 января). Ждём Ваши лимерики. Но – просьба! – постарайтесь соответствовать теме: «1-1=0».