Конкурс «Волшебство Новогодней ночи» закончился.
Давайте, подведем его итоги. К какому мнению пришло наше уважаемое жюри? Его мнение, оказалось, опять-таки очень разнообразным. Мне пришлось выбирать из предложенных жюри кандидатур на первое, второе и третье места, самой. Выбор был довольно непростым. К чему я пришла, об этом чуть позже, а пока - давайте, предоставим слово одному из членов жюри, в номинации проза.
Итак, слово предоставляется: Валерию Панину.
Обзор произведений представленных на конкурс «Волшебство Новогодней ночи» Дамы и Господа, прозаики!
Мне первый раз в жизни доверили судить хоть и небольшой, но всё же конкурс. Был чрезвычайно горд и преисполнен собственной важности… Пока не получил для работы ленту произведений… Тем не менее, долг есть долг, а посему – приступаю. На конкурс в номинации «Проза» поступило пять произведений, из которых необходимо было выбрать три, достойные занять, соответственно, I, II и III места. Вот тут у меня и произошла заминка. Дело в том, что, по моему разумению, авторы работ не затруднились задуматься над заданием и внимательно прочитать условия конкурса. А оно – это задание – было очень коротким, но от этого не стало более простым. Даю свой первый вывод: из пяти представленных произведений лишь одно почти полностью соответствует и заданию, и условиям конкурса «Волшебство Новогодней ночи». Еще два произведения с большой натяжкой можно признать соответствующими заданию и условиям. Второй вывод таков (он, кстати, относится и к другим, проводимым на «Графоманов.НЕТ», конкурсам): авторы портала проявляют минимум уважения к устроителям конкурсов вообще, и к этому конкурсу в частности. Третий вывод: удивительная неспособность авторов правильно подбирать названия. У некоторых произведений их вообще нет! Серьезный рецензент такие материалы даже рассматривать не стал бы. Но я рецензент-новичок, до серьезности мне еще далеко, а посему внимательно, в меру своей испорченности рассмотрел все, что было представлено. А увиделось мне следующее: авторы не то, чтобы безграмотны, но явно не утруждали себя элементарной вычиткой своего произведения. Очень многие фразы составлены стилистически неграмотно, надумано или, как говорит Сол Кейсер, «так не говорят». А всего лишь – надо было читать фразы вслух, и тогда вся «лажа» вылезла бы наружу. В какой-то мере такая небрежность есть тоже неуважение к жюри. Ну это, так сказать, общие для всех конкурсантов ошибки, а теперь, с вашего позволения приступлю к краткому обзору произведений-финалистов. Предупреждаю: обзор на 1000% субъективный, и никто не обязан считать его незыблемым и непререкаемым. Начну с лучшего и – по убывающей. Татьяна Акопова «Новый год» И сразу название. Оно ничего не выражает, не отражает сущности хорошего, доброго, я бы даже сказал, мягкого содержания полудетской сказки. Тем не менее, данное произведение (единственное из всех представленных) полностью соответствует заданию конкурса. Хороший законченный сюжет, почти легкое повествование (хотя для детей нужно и можно сделать его еще более легким). Что покоробило – обилие пунктуационных ошибок (пропущенные запятые, дефисы, неправильно оформленная прямая речь и тому подобное). Ариадна Радосаф «Муза» Рассказ романтичный, несколько наивный и надуманный, но определенное очарование в нем есть. Явно написан не для этого конкурса, так как даже привязка к Новогодней ночи отсутствует. Однако есть некая загадочность и таинственность, даже флер. Как и в предыдущем произведении, здесь сюжет четко очерчен и основная мысль просматривается хорошо. Нехорошо то, что автор недостаточно владеет изобразительным языком. Ветер, который хочет «просвистать» запоздалого пешехода, не есть правильное и точное определение. Или: «А что, если…» Шальная мысль, вечная провокация. Чья?» Слово «провокация» здесь явно неуместно, нужно другое. Или: «Светло-карие глаза тихо улыбались и излучали доброту, блестящие волосы, тем не менее, были рыжими, как у ведьмы , а вся дама была совершенно невероятная, легкая, порывистая и одновременно вызывающая умиротворение и нежность, как маленький безобидный щенок». Хорошее описание, применительно к даме, но как безграмотно составлено предложение! Ужас! И почему «…блестящие волосы, тем не менее, были рыжими…»?! Что, разве рыжие волосы никогда и ни у кого не бывают блестящими, а только в этот волшебный вечер и только у этой загадочной дамы? У вас, Ариадна, в начале рассказа герой назывался «человеком», а после вдруг стал Игорем. Надо бы что-то одно. Есть в рассказе и другие смысловые нестыковки. Надежда Сергеева (сударушка) Без названия Почему, Надежда, без названия? Лень придумать было? Не буду скрывать, что этого автора я знаю основательно, поэтому и заявляю, что сюжет этой полусказочной истории также писался не для этого конкурса. Из всех финалистов он менее всего подходит и по заданию конкурса, и по его условиям. Но в нем есть оригинальный сюжет, непроходные образы. Автор уж точно владеет богатством и изобразительностью нашего «великого и могучего» языка, хотя и не всегда к месту его употребляет. Главный недостаток – неграмотность все в том же пунктуационном плане. А происходит это не от общей безграмотности, а от привычки писать в рецензиях и отзывах, нисколько не заботясь о правилах грамматики русского языка. «А, и так сойдет!» Уверяю всех: не проходит. Привычка – большое дело. На этом – все! Кого обидел, простите, хотя от вашей обиды мое мнение не изменится. С уважением…
Предлагаю Вашему вниманию еще один обзор члена жюри - Лидии Александровой (Чернокнижница)
Обзор прозаических работ конкурса "Волшебство новогодней ночи"
Ну что сказать, господа?
Хреновый нас ожидает Новый Год.
По крайней мере, если судить по конкурсным работам. С новогодними чудесами у нас, похоже, полный швах. Мелковато мыслим, граждане, оказывается. Если те истории, что описаны (слово-то какое многозначное!) в конкурсных работах, всерьез воспринимаются их авторами как новогодние чудеса, то самое время задуматься о духовной выживаемости нации. Потому как нация, мечтающая о такой фигне в Новый Год, вряд ли долго протянет. А кони, которые она вскорости двинет, будут явно из упряжки Деда Мороза.
О том, что в отечественной прозе у нас дела обстоят, мягко говоря, не слишком хорошо, я догадывалась давно. Что они еще хуже в области малой прозы, тоже не было для меня секретом. Но чтоб настолько!
В первую очередь хочется отметить общую бестолковость и едва ли не беспредметность предложенных работ. Сложилось ощущение, что авторы мучительно терзали собственную фантазию в попытках создать нечто приемлемое. Фантазия поднатужилась-понапружилась и выдала нечто. Не осуждаю за это, горюю, и вас к тому же призываю.
Во-вторых и в-вечных. Грамотность!!! Уважаемые конкурсанты, я охотно допускаю возможность очепяток, западающих клавиш, старых мониторов, на которых ни хрена не видно и прочие заслуживающие внимания обстоятельства. Но когда вы произведения с подобными шероховатостями просто выкладываете в сеть – одно дело, а когда заявляетесь на конкурс – совсем другое. По моему скромному разумению, конкурсные работы должны быть отредактированы и вычитаны более тщательно. Добавлю, что если бы я подала в суд документ с ошибками вроде тех, что обнаружила в конкурсных работах, меня бы колесовали, четвертовали, сожгли в котельной и прахом из пушки выстрелили в сторону школы, где я училась.
Создалось отчетливое ощущение, что конкурсанты бессовестно схалтурили. Есть буквы, буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения – и вперед, на винные склады. Посему пожелание: досточтимые господа и господухи, коли чувствуете, что лепите что-то нелепое (сама не поняла, что написала!), не торопитесь вы в калашный ряд ради галочки.
Теперь предметно по пунктам.
Татьяна Акопова «Новый Год»
Тема «из лесу елочку (в данном случае – ежика) взяли мы домой» стара, как мир. Что касается внеурочного пробуждения зимнеспящих персонажей, то об этом уже прекрасно рассказала Туве Янссен, лучше пока никто не сделал.
Так что римейк не удался.
Кроме того, катастрофическое множество пунктуационных ошибок мешает читать и сильно раздражает. Рекомендую автору учебник русского языка Розенталя, там раздел пунктуации прекрасно изложен.
Ариадна Радосаф «Муза»
Без нареканий к стилю и грамотности – все довольно гладко, четко и динамично. Вот только окончание истории оставило в некотором недоумении: скомканный он получился и… полуфабрикатный, что ли… Как будто автору стали неинтересны персонажи, и он постарался поскорее от них отвязаться. Как будто автор набросал черновик для более зрелого и продуманного произведения.
Попробуйте развить мысль, должно получиться интересно!
Larisa Koval-Sukhorukova
Забавно, однако совершенно безотносительно к конкурсной тематике. По всему видать, что миниатюра написана не специально на конкурс, а взята старая заготовка. Слегка подрихтована напильником в конце, чтобы соответствовала теме и выпущена в прицельный полет на конкурсную ленту. Добро, если бы отрихтовано было как следует, чтоб с темой хоть как-то перекликалось, а то ни в… кхм… звизду, ни в Красную Армию. Это как раз тот случай, когда фантазия автора, как ни тужилась, ничего путного по теме изобрести не смогла. Как соотносится замечательный любовник с гормональными задвигами с новогодними сказками – лично мне не совсем понятно. Впрочем, у меня довольно странные представления о жизни вообще и о литературе в частности…
Надежда Сергеева (Сударушка)
Надежно. Добротно. Хорошо. И хотя не совсем новогоднее, но определенно зимнее настроение налицо. Так захотелось хрусткого снега под ногами, морозной ночи и снежинок размером с тарелку – ловить и рассматривать, пока не растает… С грамотностью тоже все в порядке, так что на общем фоне исключительный респект и уважуха автору.
Суван Надеждин «Состояние ожидания чуда»
Вот он, луч света в темном царстве! Я уж и не надеялась…
Проблемы с пунктуацией у автора, конечно, есть. И проблемы солидные. Но я готова их простить за легкий слог, отличную словосочетаемость (мое личное понятие, характеризует созвучность слов в предложении), хороший юмор и, самое главное, динамичность основной части повествования. В конце правда, автор слегка забуксовал и как-то неряшливо завершил повествование: словно в тетрадке по чистописанию у самых полей кляксу поставил.
В целом же это лучшая прозаическая работа конкурса.
Господа, чем добросовестнее мы будем относиться к любому выходящему из-под наших перьев (клавиатур, диктофонов, карандашей и те де) продукту, тем достойнее будет выглядеть отечественная современная литература в глазах наших с вами читателей! Давайте будем немного честнее с самими собой!
Ну, и с Новым Годом, что ли?)))
Поскольку по представленным работам в номинации поэзия, из жюри опять никто не решился высказаться, (представленное ниже Вашему вниманию мнение о конкурсных работах Ксении Вороновой (Каркуша), обзором не является)) то это придется делать мне самой. И говорить я буду, лишь о тех работах, которые отобрали наши уважаемые судьи.
Хочу сказать сразу, что читала конкурсные работы, и думала, что Валерий все же прав - никакого уважения к условиям конкурса, лишь бы отписаться.
Из 24 представленных работ лишь одна (какой ужас!!!) имеет соответствия всем условиям конкурса. Я говорю о работе Лютель Эдер "В ожидании".
Лютель Эдер
В ожидании...
Ожиданием сказки и чуда
Зимний воздух пронизан насквозь...
Новогодние сосенки всюду
Улыбаются в окнах...
Мороз
Не решается шибко буянить –
Дарит ветра приветственный взмах...
Снежно-вьюжная радости память
Белым мехом лежит на ветвях
И возможностью призрачной дразнит –
Что желанья исполнить не прочь –
Уж такой удивительный праздник!
Уж такая волшебная ночь!
И мечтой колдовской и крылатой,
Над реальностью вскинув мосты,
На последнем ударе курантов
Дверь откроется медленно...
Т Ы ? !
Не каждому автору (я говорю только об участниках конкурса) под силу написать так чтобы я поверила в реальность исполнения новогодней мечты, да еще строго по теме конкурса. Некоторые из Вас, не приложили даже и минимальных усилий. Просто срифмовали такие слова, как: снег, мороз, и Новый год. Ну, в общем, что тут говорить. Присоединяюсь к мнению Лидии Александровой (Чернокнижница), как наиболее совпадающему с моим.
Ниже, как я и обещала, представляю Вашему вниманию отчет Ксении Вороновой (Каркуша).
Это не обзор, а небольшой отчет о том, почему в качестве лучших стихотворений конкурса я выбрала те, о которых расскажу ниже.
В конкурсе «Волшебство Новогодней ночи», в котором я имею честь быть членом жюри, много интересных неординарных стихотворений. Я выбрала три, на мой взгляд, самые интересные.
Импонировало стихотворение Сергея Щеглова «Мороз вечерний смёл в лукошко...»
…Свернётся кот клубочком в ноги,
устанет сказка от дремот.
На пни присели у дороги -
И Старый Год, и Новый Год…
Оно такое уютное, домашнее, теплое. Реально чувствуется и тепло жарко натопленной печи, и мурлыканье кота, и заснеженная сказка за окном. Нравится, что автор, не заплетая косы из зауми», просто, сердечно, бесхитростно передал настроение. В поэзии вообще ценю четкость и простоту (кажущуюся или естественную) образов. Стихотворению Сергея я отдала трелью позицию в конкурсе.
«В ожидании...» Лютель Эдер
Это стихотворение покорило тем, что мы называем обыкновенным чудом. Чудом любви, простого человеческого счастья. Мастерски передана влюбленность лирической героини, ее восторженность и вера в сказку. Этому стихотворению я отдала вторую позицию в конкурсе.
…И мечтой колдовской и крылатой,
Над реальностью вскинув мосты,
На последнем ударе курантов
Дверь откроется медленно...
Т Ы ? !
Для первого места я отобрала стихотворение Натальи Абашеевой «Перед праздником» исключительно благодаря его энергетике. А еще нарисованная автором картинка настолько выпукла, что, кажется – её можно потрогать.
Года проносятся стрелой,
За летом вновь приходит осень.
Весна вертушкой озорной
Ручьями распускает косы.
Нас время учит быть мудрей,
Мы вряд ли побежим по лужам.
И в небо сизых почтарей
Уж не поднимем свистом дюжим.
Но в праздник Детства, в Новый год,
Так хочется мне стать ребенком. …
….И вновь поверить в чудеса,
Чуть-чуть сойти с ума, наверное,
Чтоб громко крикнуть небесам
Свое желанье сокровенное…
Стихотворение настолько энергетически заряженное, что эту энергетику едва сдерживает выбранный автором размер, который кое-где в стихотворении хромает. Но за «харизму» стихо (если можно так выразиться) я отдала ему первую позицию.
Хочется еще отметить, как несомненно удачную находку, акростих Ларисы Коваль-Сухоруковой про сказочного Ы и стихотворение «Еловые лапы» Татьяны Мирошниковой. Всем спасибо. Было приятно «жюрить» такую праздничную тему. С наступающим Новым годом всех авторов и организаторов конкурса!!!
И вот, полные итоги прошедшего конкурса:
Места по номинации проза распределились следующим образом:
1 место - работы - победителя нет
2 место - Акопова Татьяна «Новый год»
3 место - Ариадна Радосаф «Муза»
Места по номинации поэзия распределились следующим образом:
1 место - Лютель Эдер "В ожидании"
2 место - Николай Хлебников «Играя Деда-Мороза»
3 место - Сергей Щеглов (без названия)
Администрация ЛитО “Феникс” благодарит всех авторов, и спонсоров, за участие в конкурсе и поздравляет Вас с Новым Годом, и также поздравляет победителей!
Автор конкурса Nika Safo