Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Я могла бы родиться кошкой"
© Станишевская Анастасия

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 75
Авторов: 0
Гостей: 75
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

О критике бедном замолвите слово (Литературные манифесты)

29 ноября сего года, вошедшее в историю нашего портала, как день «Манифеста Зои Ли», положило начало целой серии взаимосвязанных событий, которые внесли определённое разнообразие в привычный уклад нашей с вами «портальной жизни» и послужили верным доказательством тому факту, что вопросы, поставленные в вышеназванном Манифесте, чьему бы перу он ни принадлежал, достаточно актуальны и злободневны, и упираются, прежде всего, в вопрос того, что нужно сделать, чтобы большая часть произведений, публикуемых на портале, являла собой не окололитературные экзерсисы, а интересные серьёзные работы – качественные по уровню и оригинальные по содержанию.

За прошедшие со дня публикации Манифеста десять дней высказался каждый, кто имел что-то сказать по этому поводу – кто-то в виде Манифестов, критических обзоров и разборов, а кто-то в виде рецензий к этим разборам. Не промолчали ни Главный редактор, ни Константин Нестеренко, ни Андрей Злой, ни Сол Кейсер, ни Майк Зиновкин, а администраторам сайта пришлось в срочном порядке начать разработку  Правил размещения критических обзоров на Главной странице.

Кто-то тут же отреагировал на это решение, как на введение цензуры, запрещение свободы слова и угрозу демократии. По этому поводу я бы хотела высказать несколько собственных соображений. Во-первых, демократия – суть народоправие, а сайт является частным, поэтому вряд ли вообще правомочен вопрос об угрозе демократии, как таковой. Во-вторых, не стоит путать «критические обзоры» с критическим «разборками» и возможностью сводить с кем-то счёты, либо, напротив, заниматься – пусть даже в столь узких кругах, ограниченных посетителями портала, каким никаким, но пиаром. Под видом литературных «Манифестов» и «Критических обзоров» на Главной странице может оказаться материал любого рода, в том числе и тот, что скомпрометировал бы имидж и самих авторов, и всего портала в целом. Поэтому выражать возмущение подобным решением администрации сайта – значит не понимать очень простых моментов.

Кое-кто из наших авторов, лишившихся возможности напрямую размещать свои собственные «критические обзоры» на Главной странице без соответствующего статуса и согласования с литературной редакцией, возмутился настолько, что даже выставил на своей собственной авторской странице ультимативное заявление об уходе с сайта, и призыв за собой других, оскорблённых отсутствием демократии, авторов. Что можно сказать на этот счёт? Каждый волен воспринимать позицию руководства портала, так, как подсказывает разум. А разум, видимо, иногда забывает, что в чужой монастырь не идут со своим уставом. Если же смотреть глубже, то эта позиция вовсе не являет собой радение за свободу слова. Она являет собой элементарное опасение превратиться в объект критики без возможности отплатить той же монетой. И здесь я хочу вплотную подойти к разговору о самой критике и критических обзорах, помимо которых ещё существуют различного рода литературно-художественные анализы текстов, которые не стоит смешивать с понятием критики. Критика направлена на выявление недостатков, если таковые присутствуют, и на выявление достоинств, если таковые присутствуют. Анализ же выявляет – не что «хорошо» или что «плохо», а «как именно». На сайте есть несколько критиков, чьи имена уже приводились выше, и они выполняют свою задачу, не жалея на это ни сил, ни времени. Господин Тюренков, добровольно разобрав два стихотворения, признался, что на этом он «иссяк», и я прекрасно его понимаю. Со стороны всё видится легче, чем оно есть, особенно то, что касается работы со словом. Именно не «сочинения», а «работы».  Что там – сел, почесал за ухом, над одним посмеялся, другое похвалил, и готово. Именно тот, кто подходит к критике с таких позиций, может начать выказывать определённое недовольство, если критика была направлена в его адрес, или, точнее выражаясь, в адрес его творений и произведений. Это вполне объяснимая с точки зрения психологии ситуация, но это вовсе не означает, что каждый «раскритикованный» должен после этого метать камни в огород критика и искать в этом благородном занятии поддержки со стороны. В «Ла Скале» и по сей день сфальшививших теноров забрасывают гнилыми помидорами, а в нашей ситуации гнилые помидоры начинают лететь от сфальшививших теноров в освиставших их зрителей. Это, разумеется, натянутая аналогия, но она содержит в себе долю истины. Пусть наша сцена – не  «Ла Скала», но если вы готовы выставлять свои произведения на всеобщее обозрение, будьте готовы и к помидорам, и к чему угодно, особенно если претендуете на соответствующие статусы. Литература, как и любое искусство, не терпит фальши, а критики – это те, кто способен определить, как сильно вы сфальшивили. И для того, чтобы определить эту фальшь, от критика не требуется совершенного владения предметом. Виссарион Белинский  не написал за свою жизнь ни одного художественного произведения, но его критические статьи входят в сокровищницу мирового искусства. Приводя его собственные слова, я скажу – «Мне не нужно быть поваром, чтобы определить на вкус, пересолена ли яичница». Это к сведению тех авторов, которые упрекнули меня в том, что я беру на себя смелость разбирать поэтические произведения, являясь «прозаиком», а не поэтом. Не проводя никаких параллелей между собой и Белинским, я смело проведу параллель между собой и яичницей. Чувство вкуса во мне развито более чем достаточно, господа. И если я вижу перед собой слабое стихотворение, я сначала вижу именно это, и только после этого я могу – в случае необходимости - начать досконально разбираться в собственных ощущениях и выяснять, в чём слабость данного стихотворения и почему оно не вызывает во мне глубоких внутренних ощущений. Ощущения могут быть и обратными, в случае с хорошими стихотворениями, но всё они основываются на внутреннем восприятии, которое, к сожалению, развито далеко не у всех. Поэтому и возникают разногласия в отношении одних и тех же стихотворений. Если редакция сайта оценивает соответствующим образом мои литературные произведения, и, при этом, доверяет мне в отношении моих критических взглядов, я могу сказать только одно – всем тем, кто не согласен с этими взглядами – напишите собственные обзоры, предоставьте их редакционной коллегии, кто знает – может быть и ваше мнение покажется интересным. Плюрализм в таких вопросах ещё никому не вредил. И чем больше мнений, как уже высказался один из моих предыдущих рецензентов, тем лучше и для сайта, и для пишущих на нём авторов. Единственное, что следовало бы заметить, критиковать за неправильно расставленные ударения, невыверенный ритм и несоблюдение метрических размеров – означает не «критиковать», а выискивать технические недочёты, каковыми могут «страдать» даже самые сильные произведения. Поэзия основана на ассоциативном мышлении. Мне нужна от стихотворения картина, которая создаётся в моей голове. Если я вижу перед собой не картину, а набор слов, я вижу то, что не имеет к поэзии ни малейшего отношения. Рисуют же эту картину и художественные образы, и те технические приёмы стилистического, лексического и фонического порядка, которые сопряжены с данными произведениями и которые можно приравнять к различным техникам в живописи. Меня не волнует, нарисована ли картина маслом, или углём, или пастелью, или это смешанная техника, меня волнует идея картины и впечатление, которое она оставляет в моём сознании. На этом основывается любое искусство, и в любом искусстве на несколько шедевров и определённое количество образчиков высокого толка приходится масса посредственного и становящегося невостребованным материала. Критиковать этот «невостребованный» материал – не самая благодарная задача, если не сказать по-другому – критика в данном случае вообще бессмысленна, поскольку она не воспринимается ни бесталанными создателями подобных произведений, ни иже с ними. В данном случае я хочу оговориться и сказать, что рассуждаю в общем, а не в применении к нашему сайту. Но и из общих рассуждений всегда можно сделать конкретные выводы. Помимо этого, мне бы хотелось заметить, что во избежание дальнейшего недовольства в собственный адрес, впредь я буду заниматься не критическими обзорами, для которых на сайте уже существуют несколько достойных критиков, чьему мнению доверяют куда больше, чем моему, а литературным анализом тех произведений, которые представляют определённый художественный интерес и соответствуют моему представлению о том, что можно назвать поэзией.

© Косатка Реги, 09.12.2008 в 10:56
Свидетельство о публикации № 09122008105629-00086189
Читателей произведения за все время — 168, полученных рецензий — 5.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Алина Марк
Алина Марк, 09.12.2008 в 11:12
Блеск!
Кроме того, что очень актуально - еще и исполнено совершенно великолепно)

АльКА)

Косатка Реги
Косатка Реги, 09.12.2008 в 11:14
АльКА! Спасибо!!! Начинаем заниматься по-серьёзному!
Вера Подакина
Вера Подакина, 10.12.2008 в 00:37
Регина, я совершенно согласна с Алиной в том, что исполнено великолепно :о))
Ваше критическое слово ассоциируется у меня с фехтованием мастеров клинка - смертельный свист острейшего лезвия, рассекающего тонкий луч на россыпь солнечных зайчиков, стремительность и неподражаемое изящество отточенных движений..
Каждый Ваш обзор приносит мне ни с чем не сравнимое удовольствие :о))

Жду с нетерпением продолжения :о))

Косатка Реги
Косатка Реги, 10.12.2008 в 01:05
Спасибо!) Между прочим, занималась в детстве фехтованием - недолго правда - с полгода, но рефлексы остались)Так и подмывает запеть:

"Вжик! Вжик! Вжик! Кто на новенького?!
Вжик! Вжик! Вжик! Уноси готовенького!"

Это Миронов пел в каком-то фильме, да?

Вера Подакина
Вера Подакина, 10.12.2008 в 01:26
Ага :о))

Готовеньких уже унесли, новеньких еще в избытке...
Пускай не ослабеет Ваша рука и не затупится перо.
Удачи :о))

Олег Любошенко
Олег Любошенко, 12.12.2008 в 10:35
Как я рад!.. "..литературным анализом тех произведений, которые представляют определённый художественный интерес и соответствуют моему представлению о том, что можно назвать поэзией. " Вот это будет уже действительно интересно! Отдаю Вам все свои баллы для скорейших публикаций на Главной.
В добрый час!

Косатка Реги
Косатка Реги, 12.12.2008 в 17:22
Спасибо, Олег! Уже "проанализировала" один. Осталось пять.  Постараюсь не затягивать. На предмет всего остального - сейчас напишу Вам в личном порядке.
Максим Стемпор
Максим Стемпор, 13.12.2008 в 22:31
Привет, Лааль! Поздновато прочитал, тут уж извиняй, но кое-что, чёрт подери, меня задело.

"...и соответствуют моему представлению о том, что можно назвать поэзией."
Не слишком ли смелое высказывание для человека, который понимает, что такое "слово"?!! Стихи есть, но что можно назвать поэзией (вопрос, конечно, очень размыт, как и любой ответ на него)? И тут надо быть осторожным не столько в публикациях (бумага всё стерпит!), сколько в собственных ощущениях.    

Косатка Реги
Косатка Реги, 13.12.2008 в 23:39
Привет, привет, мрачный Скальд! Я не уверена, что я способна быть осторожной в собственных ощущениях))) Что касается вопроса о поэзии, тут каждый решает для себя. Для меня поэзия - это литературно-художественный текст, выполняющий определённые эстетические функции, и способный, в силу своих образных, метафорических, стилистических, фонических и Бог знает каких особенностей, вывести меня на определённое время из состояния душевного равновесия. Не в плане - "ну и бред", а в плане "зацепило и проняло". На это я и буду ориентироваться в своих последующих обзорах. Не в следующем, поскольку там тоже задействован "метод случайного отбора", а в тех, что пойдут за ним.
Сергей Щеглов (мемориальная страница)
Regina... доброго Вам здравия...
Читаю, читаю... очень хочется спросить -
не почему Вы обзоры делаете, а зачем?
а если точнее то - Вам лично Зачем это нужно?
Спасибо.
Оксана Картельян (Каркуша)
Уважаемая Регина, а где можно прочесть пособие для начинающих поэтов, о которых вы меня уведомили?
Оксана Картельян (Каркуша)
Нашла...

Это произведение рекомендуют