Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 339
Авторов: 0
Гостей: 339
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Присоединение Крымского ханства к Российской империи и современная геополитика Гл.19 ч.2 (Очерк)

                          Глава 19 ч.2
             Рассмотрев в первой части этой главы основные моменты жизни и деятельности главных  исторических персонажей украинской истории действующих на протяжении 1660 по 1670годов, мы можем перейти к исследованию всего исторического среза этого времени, так сказать в динамике его развития.
             Сегодня читая ту или иную книгу или статью по истории Украины, к сожалению, зачастую ловишь себя на мысли, что историки и публицисты описывая в своих работах события в Украине, как бы вырывают их общего контекста европейской истории.
             Как будто ничего другого более важного в Европе не происходило, а если и происходило, то не оказывало своего влияния на жизнь в Украине.
             В связи с чем  автор попытается рассмотреть вопросы украинской истории в комплексе с другими историческими событиями, происходившими в то время в соседних странах.
            При этом в качестве иллюстраций тех или иных событий будут цитировать исторические труды, написанные в короткий промежуток времени, от событий в них описанных.
             Читая сейчас эти работы, несмотря на трудности восприятия тогдашнего литературного языка, чуствуеш, что эти события для авторов являются близкими, затрагивающими их жизнь и др. кровные интересы и тем самым они доносят до нас далеких и неблагодарных потомков, дух того времени.
             И этого самого, духа времени, нет в трудах других последующих с точки зрения науки более авторитетных историков.
            Такими «одухотворенными» по мнению автора, являются можно читать исторические труды  «КРОИНИКИ О ЗЕМЛИ ПОЛСКОИ», «ЛЕТОПИСЬ САМОВИДЦА»  и  «История Малой России» написанный. 1842-43г. украинским историком и этнографом Маркевичем Н.А.
            Оба первых исторических источников для облегчения понимания их содержания будут приведены в авторском переводе, поскольку написаны на староукраинском языке.
            Итак, начнем, 1660г. начался в Европе со смерти г. Гетеборге шведского короля Карл X Густав (р. 8.11. 1622)
            Шведский престол перешел к его сыну Карлу XI, который был настроен миролюбиво к Речи Посполитой. И поляки получили шанс прекратить войну на два фронта против Швеции и Московского царства.
            В развитие этой тенденции .03.05.1660г. между Речью Посполитой и Швецией подписан Оливский мирный договор, заключенный в Оливском монастыре близ Гданьска. Так завершилась первая Северная война.
            В итоге войны- Речь Посполитая потеряла большую часть Лифляндии и Эстляндии.
            Ян - Казимира отказался от прав на шведскую корону. Бранденбург стал независимым государством
            Но Речь Посполитая теперь смогла сосредоточится на войне с Московским царством! И надо признать, что после 1660г. в русско-польской войне (1654 - 1667) инициатива, а с ней и победы перешли на сторону Речи Посполитой.
            Но пока поляки перегруппировывали свои силы, другие европейские дипломаты продолжили свою работу и 27.05.1660г. был заключен Копенгагенский мир, завершивший Датское - шведскую войну (1658 - 1660).
Дании вернули её центральную часть. Швеция удержала свои приобретения в Скандинавии
            А что на Украине, вернее в Речи Посполитой? А там, у поляков новая победа над русскими!
            23.10.1660г. войска В.Б. Шереметева сдались у Чуднова на Волыни войскам поляков и крымских татар. Большинство попало в неволю в Крым.
            Сам В.Б Шереметев провел в плену 20 лет и был освобожден после заключения Бахчисарайского мирного договора между Россией и Османской империей
            А вот комментарий из «Летописи Самовидца»
-«И так cновa Украина вся осталась за королем польским, опроч Переясловля и Нежина и Чернигова з волостями, бо в тых городах воеводи зоставали.
            А в Переясловле  Яким Сомченко наказним гетманом присланный был, который одержался щире при его царскому величеству, любо и жолнирове войском с козаками и татаре, при Гуляницком на Заднипря пришовши, докучали; але постарому те три полка не давалися, а инные усе полки поздавалися, где и залоги стали были, и жолнирове зимовали тую зиму по инних полках, почавши от Прилуцкого по усей Украине».
            Московское царство, не смотря на поражения от поляков, тоже активизировало свои дипломатические усилия в Европе.
            Так в 1660г в Голландии, в г. Гааге открылось постоянное представительство Московского царства. По-современному можно сказать, что была основана главная резидентура московского царя!
            Но русско-польская война продолжалась и 24-26.09.1660 г. произошло новое большое сражение объединенных польских войск с русской армией у села Губарево.
            Это сражение еще называют Битвой на реке Басе — по совокупности боёв между русскими и польскими отрядами на реке Басе от 24 сентября до 10 октября 1660 года.
Местоположение битвы находится в современной Могилёвской области. Русская армия из 25 тысяч воинов состояла под руководством воеводы Юрия Долгорукова и противостояла польской армии, насчитывавшей 24 тысячи солдат, под руководством Стефана Чарнецкого.
            Первые стычки произошли между конницами обеих ратей и были более успешными для русской стороны.
            Полномасштабная битва разыгралась 28 сентября на большом поле вблизи села Губарево.
            При поддержке артиллерии, русская пехота предприняла успешную атаку на центр польских войск, которые понесли большие потери. Однако на флангах польская конница стала теснить русскую и в результате рассеяла её, что позволило ей окружить основные части русского войска. Однако русские продолжали биться, пока поляки не остановили нападения и не отступили.
            В конце дня обе стороны имели значительные потери.
Бои возобновились 10 октября, после того как русские воины получили подкрепление из 900 человек, возглавляемое Максимом Ртищевым.
            Армия Долгорукова смогла отразить нападение польских отрядов Паца, но развить успех так не удалось. Обе армии находились в состоянии пата и постепенное наступление зимы, будучи в разорённой местности, рассматривалось в обоих станах как опасность. Узнав о походе Ивана Хованского, поляки решили оставить пределы Баси. Долгоруков не имел указания от царя их преследовать и остался в ожидании подкреплений.
            Русские дипломаты даром время не теряли и понимая невыгодность войны на два фрота с Речью Посполитой и Швецией , уже 21.06.1661г. в Кардисе (ныне Кярде, Эстония)был заключен мирный договор между Россией и Швецией.
Заключен он в момент неудачи России в войне с Речью Посполитой.
Швеция обещала помощь в войне России с Речью Посполитой в обмен на все завоевания Москвы в войне 1656 - 1658. По договору восстановлены границы, установленные Столбовским миром 1617 года.
          Комментарий из « Летописи Самовидца» о положении в Украине  РОКУ 1661
          «У великий пост войска коронные уступили з Заднипра, зоставивши тилко Козаков пехоту, але и тих усех повиганяли з городов заднипрских, и знову усе Заднипря зостало в подданстві его царскому величеству, а Сомко гетманом меновался, любо радою необранный был.
          Задля чого гетман Хмелниченко хана з Криму зо всеми ордами затяг и Переясловле держал в облеженю з ордами и войском козацким и жолнирами, але своего не доказал, бо город Переясловле и инные оному не здавалися. А напотом на зиму привернул под Нижин, и хан стоял в селе Хорошом Озере, а Хмелницкий с козаками у селе Кропивной.
          И так не привернувши Заднипра, много полону побрали аж поза Стародубом, коло Мглина и у Московщине, и хан уступил по Богоявлению от Нежина посполу з Хмелницким».
         В самой Москве внутрение дела. так же были крайне неблагополучны и новый 1662год принес новые большие проблемы.
          25. 07.1662г. в результате выпуска в оборот медных денег в Москве вспыхнул "медный бунт".
         Фактически это был Первый «московский дефолт» выражаясь современным языком! Даже московский гарнизон под командованием князя Кропоткина присоединяется к восставшим.
         Но тем не менее, подтянувшиеся к Москве войсками бунт был подавлен. Погибло 7.000 человек.
        В 1662г. о себе заявила и еще одна новая беда для московского трона, но уже на задворках царства - началось Башкирское восстание, продолжавшееся в 1662-1664 годах.
        Конец 1662г. так же был печальным для московских властей.
        В ноябре 1662г. после осады польскими войсками под командованием короля Яна-Казимира был взят г. Вильно. Он был захвачен московскими войсками в 1661г. в ходе  Русско-польской войны 1654-1667 годов.
        Город защищал русский гарнизон под командованием воеводы Д.Е. Мышецкого.
        Эта история является ярким примером военных нравов и обычаев ведение войн тех времен и поэтому заслуживает более подробного рассказа. Для чего мы приводим отрывок из книги С.М. Соловьев «История России с древнейших времен» т.11
        «Потеряны были Гродно, Могилев, самая Вильна. В этой столице Литвы сидел воеводою стольник князь Данила Мышецкий только с 78 солдатами.
        Сам король осадил Вильну и отправил к Мышецкому литовского канцлера Паца и подканцлера Нарушевича с требованием сдачи, обещая для воеводы и всех ратных людей свободный выход к московским границам с казною и со всем имением.
Мышецкий отвечал, что сдаст город, если король позволит ему распродать весь хлеб и соль и даст ему под его пожитки 300 подвод.
        Король не согласился на распродажу хлеба и соли и обещал дать воеводе только 30 подвод
        Тогда Мышецкий объявил, что хотя все помрут, а города не сдадут. Король велел своему войску готовиться к приступу.
        Узнавши об этом от перебежчика, Мышецкий велел у себя в избе, в подполье, приготовить 10 бочек пороху и хотел, зазвавши к себе в избу всех солдат, как будто бы для совещания, запалить порох.
        Но солдаты проведали об этом умысле, схватили воеводу, сковали и выдали королю. Когда его привели к Яну-Казимиру, то он не поклонился: король, видя его гордость, не захотел с ним говорить сам, а выслал канцлера Паца спросить его, какого он хочет милосердия?
        "Никакого милосердия от короля не требую, а желаю себе казни", - отвечал Мышецкий. Его желание было исполнено; перед казнью читали сказку ( судебно-следственное дело- автор), что Мышецкого казнят не за то, что он был добрый кавалер и государю своему служил верно, города не сдал и мужественно защищался, но за то, что он был большой тиран, много людей невинно покарал и, на части рассекши, из пушек ими стрелял, иных на кол сажал, беременных женщин на крюках за ребра вешал, и они, вися на крюках, рождали младенцев.
       Перед смертью осужденный написал духовную, которую потом один монах доставил в Москву:
       "Память сыну моему, князю Ивану Даниловичу Мышецкому, да жене моей, княгине Анне Кирилловне: ведайте о мне, убогом: сидел в замке от польских людей в осаде без пяти недель полтора года, принимал от неприятелей своих всякие утеснения и отстоялся от пяти приступов, а людей с нами осталось от осадной болезни только 78 человек; грехов ради моих изменили семь человек: Ивашка Чешиха, Антошка Повар да Сенька подьячий - и польским людям обо всем дали знать.
       От этого стала в замке между полковниками и солдатами шаткость большая, стали мне говорить шумом, чтоб город сдать; я склонился на это их прошенье, выходил к польским людям на переговоры и просил срока на один день, чтоб в то время, где из пушек разбито, позаделать; но пришли ко мне начальные люди и солдаты все гилем, взяли меня, связали, заковали в железа, рухлядь мою пограбили всю без остатка, впустили польских людей в замок, а меня выдали королю и просили казнить меня смертию, а сами все, кроме пяти человек, приняли службу королевскую.
       Король, мстя мне за побитие многих польских людей на приступах и за казнь изменников, велел казнить меня смертию".
Приговор был исполнен поваром княжеским; тело казненного похоронено в Духовом монастыре.
       После в Вильне рассказывали, что многие люди видели, как обезглавленный воевода расхаживал около своей могилы».
       О зверствах русских войск в Вильно под командованием И. Мышецкого свидетельствует и следующая история о – втором патриархе Московском и всея Руси
ИГНАТИИ (1605—1606 гг.)
       Он был Греческого происхождения. Сначала был архиепископом на Кипре, затем жил в Риме. Прибыл в Москву в качестве посланца константинопольского патриарха на царское венчание Бориса Годунова.
      В 1603 г. стал епископом Рязанским и Муромским.
      В 1605 г. первым из русских архиепископов встретил Лжедмитрия в Туле как царя.
      После воцарения Лжедмитрия I собор русского духовенства отставил Иова от престола, единогласно избрав патриархом Игнатия.
      После убийства Лжедмитрия в 1606 г. собор иерархов лишил Игнатия не только патриаршего, но и святительского сана, отправив простым монахом в Чудов монастырь.
      В 1611 г., во время господства в Москве поляков, Игнатий был освобожден из монастыря и снова признан патриархом.
      Через несколько месяцев бежал в Польшу, поселился в Вильно и принял унию (т. е. при сохранении почти всех догм и обрядов православной церкви признал главенство папы римского). Публично отрекся от ортодоксального православия.
Впоследствии могила Игнатия была разорена (с целью ограбления) при взятии Вильно русскими войсками».
      Неспокойно было в 1662 году и на Украине. Вот что пишет по этому поводу «Кроники о земле Польскои»
      «Року 1662 Юрий Хмельницкий с казаками и с ляхами пошел за Днепр под г.Переясловл, добывал Переяслав, а узнав о приближении, князя Ромодановского с московским войском, отступил от Переяслава.
       Стал против Канева. Князь Ромодановский з воискомъ своим, притягши с Самъком, гетманом заднепрьским, разбили Хмельницкого, побили немало казаков, у Днепр нагнали, и казаки многие потонули.
       Хмелницкии с старшиною челнами попереплывали, всего отбЂгши, и ляхи з ними жь.
Осенью Юрий Хмелницкии приходил под Межигорский манастыр з татарами.
       И Киева не зачипаючи, у Вышгороде церковь разобравши, на дерево и на образах, за Днепр перевозились татарове, и по Заднепрью около Нежина, и инде повоевавши, А вернулся.
       Тогда ж татарин един, приплыл на образ Пресвятой Богородицы до Киева, любо и не хотелъ, а много их и в. Днепре потонуло.
       И в Кириловском  монастыре того ж часу церковь спалена, и келиї зь трапезою от тотарь попалены».
       А « Летопись Самовидца» дополняет эту информацию. РОКУ 1662
       «Уступуючи хан и Хмельницкий з Заднипра, зоставили Козаков у Арклееве и татар коло Арклеева, а же шкоди великие чинили по Заднепру, окольничий князь Григорий Григорьевич Ромодановский, скупивши войска, пошел ку Арклееву и тих татар погромил у Веремеевце, с которых мало увойшло за Днепр, бо той погром был зараз по Воскресении, и Арклеев узяли и спалили.
       Бо того ж року и лета гетман Хмельницкий, затягши орды часть и жолнеров, коммоника и пехота, и з усами полками своими переправивши Днепр, подступил под Переясловле и оного доставал час немалый, але ничего не вскурал, бо там было войско царское и казацкое при Сомку, которые можне  боронилися. Итого ж часу окольничий князь Ромодановский, скупивши войско и Нежинский полк при собе маючи, просто ку Переясловлю потянул з войском.
      Где татаре, припавши на свитанню под войско, под Пиратином узяли язика московских людей и сами наоко войско выдали, пришовши до войска, дали знати Хмельницкому о тих силах, которые идут на него.
      Що Хмельницкий, собою стривоживши, отступил от Переясловля и потянул ку Днепру под Канев и, не дойшовши Канева, над Днепром окопался, минувши Городище, противно села, к самому Днепру.
     А князь Ромодановский, пославши коммонником за тим подъездом татарским, за которым гонилисмо аж до самой Оржици, аже татаре, полегчившися, тую переправу перешли и, не чинячи жадного отвороту, уходили мимо Яблонев, где барзо злие переправи и мусило войско повагом ити, и переправивши Супой, сталисмо.
     Где посланци гетмана Сомка пришли, даючи знати об отходе Хмельницкого от Переясловля, за которым подъезд добрый выслали. А же дано от поезду знати, же рушил от Городища князь Ромодановский со всем табором ко Днепру мимо Переясловле, где и наказной гетман со всем войском вышел з Переясловля, и зкупившися з окольничим князем  Ромодановским, просто пошли тропою гетмана Хмельницкого.
     Аже Хмелницкий юже стал табором, окопавшиеся, выпер подъезд и гнал на полмили, але же войско ишло справ, казаки Хмельницкого назад уступили ку своему табору, бо юже татары, заставивши Хмельницкого, за Днепр переправовалися и пошли у свою землю.
     Где войско околничого князя Ромодановского и казацкое просто табором наближилося на табор Хмельницкого, як можно ся быти з гармати, и коменик казацкой з обоих сторон дал бой от поля, з тоей стороны, от бору.
     А Яким Сомко с пехотою Козаков своих, также и з московскою просто противно табору ишол, где великая война сточилася з обох сторон, которая тривала годин полтрети зиґарових.
    А напотом як наступил князь Ромодановский з коммонником ушикованим так копейным, райтариею, як и иним огнистим, зараз войско Хмельницкого тил подали, которое ся юже больше и поправить не могли, але мимо табор ко Днепру скочили, а иные з Хмельницким до бору.
    Що видячи пехота и тее в Днепр скочили, и так Днепр наполнили, же за людом мало и води знати было. А пехота немецкая, которой тысяча было, в углу табуру заперлись и не здалися, аж усех выбито.
    И так там згибло войска з руки Хмельницкого так козаков, як и ляхов тысячей болше двадцати, же аж от смраду трупу его к Днепру трудно было приступити, а Инной труп аж на Запорожье позаносило.
   Итак Хмельницкий люд погубил и табор совсем утратил, а сам не у великой купе на Черкасс увойшол. А иные казаки, которые переплыли Днепр, нагие до домов шили, а з жолнеров у Днепра были , а который переплыв, то и с тих мало хто увойшол.
   И так казаки Канев опановавши, многие шкоди чинили и в Корсуню и по иних городах, местах и селах».
   «Але тое щастя знову ся отминило, бо Хмельницкий гетман , прибивши в Чигирин, того ж часу послал по орду, где посланці застали готовую орду в полях, и зараз поспешил султан у килканадцять тысячей перебраной орды пришел до Чигирина.
  О чом уведомившися, стольник Приклонский рушил з Вужина к перевозу, и так оных напала орда, а оборонною рукою до самого перевозу ишли табором и мало що утратили.
  Тилко ж наш люд несталый, оставивши табор, у Днепр уплав пойшол, тилко гармати паромом перевезли, що татары аж у Днепр за москвою уганяли, але з берега стрилбою з гармат и дробною оных отбывали, бо вода мала на тот час была».
   Настал 1663  В январе Ю. Хмельницкий сложил полномочия гетмана и постригся в монахи.
   Вместо него стал Павел Тетеря, сторонник Речи Посполитой
                 « КРОИНИКИ О ЗЕМЛИ ПОЛСКОИ»
    «Року 1663-г Юрий Хмельницкий, здавши з себе гетманство, постригся у чернецы—в монастыре Иръденскомъ от Дионисия Балабана, митрополита киевского. А на его месте обранным, Павел Тетера зостал гетманом козацкимъ чигиринскимъ.
     Того ж року Ян Казимир, кроль польский в мясце октоврии з своими польскими войсками пошолъ за Днепръ в ИржищєвЂ пєрєвєзлъсА хотАчи знову ?т царА всє ЗаднЂпрє взАти.
     За Днєпромъ прибыл до кролА Павєлъ Тєтєра, гєтманъ козацкїй кролєвскїй з войскомъ своимъ козацкимъ и два салтаны з татарами
Кролъ зо всеми теми войсками по ЗаднЂпрю ходил.
     Иншїє ему города здавалисА, а иншїє нЂтъ. Ходилъ ажъ до Севска, города московского.
     Але тылко села и посад опустошили. Сулимко Ікозакъ и Волховцу Ставищъ до попроважєно Яблонского видсутнє Григории   Мальорку з царским людомъ Ткоторымъ Ууступилъ в?сєни православного панну великородную Ч?тишолъ Польской побрали рыдванами Пєтръ а користю добродЂйства а инших Дорошенко»
     18.06.1663г. И. Брюховецкой избран гетманом Левобережной Украины. Аким Сомко казнен по обвинению в измене.
    « КРОИНИКИ О ЗЕМЛИ ПОЛСКОИ»
    «На той раде особливо за помочи эпископа Мєфодия  и Василия Дворецкого и за старанием Ивана Брюховєцкого обрали казаки на гетманство Ивана Брюховєцкого, а иншихъ, которые Сомкову сторону держали, забивали, для того Сомко з полковниками своими утєклъ у город московский до Нежина, оттоль потом Василий Дворецкий, взявши І Якима Сомка и полковников его Василия Золотаренка, полковника неженского,  Силича, полковника черниговского, Шємрицкого, полковника лубєнского, Павла Кирила, асаулу полку Нижинского, Ананку, хоружого полку Нижинского и ШираА за росказанємъ Бруховєцкого, новообраного гетмана, якобы везти до царе [што имъ околничїй позволил, абы до царе гетман Сомко з полковниками своими ехалъ выводитисА, што єму противные задавали].
     Але иже они невинны были, сподиваючися, жє их царь не велит губите, для того не везши до царя в Борзне Василий Дворецкий, маючи россказанє  Ивана Брюховєцкого, гетмана Сомка, полковников єго и инших вышъ помєнєных казалъ постинати».
      Из «Летописи Самовидца»       РОКУ 1663
   «И так пришло войско от Тетери гетмана, и оный, не хотячи места згубити, здался, которого страчено, бо тие посланца от того паволоцкого попа до Бруховецкого удалися о помоч, але оный ничего не дал помочи Паволочи, зрушивши спод Нежина под Переясловле, и там стоял з войском у Креста, на которого татары приходили, але ничего не вскурали.
   И за другим разом татаре того ж лета вийшли, але казаки оных добре громили, нагнали у Днепр у Веремеевце, где их много потонуло, и ничего жадного ясиру не унесли. Гетман Бруховецкий, спод Переясловля рушивши, потягнул под Кременчук того ж лета под осень, где ставши, место Кременчуг спалив.
   Але стоявши немало, заставил замок целости, а с казаками уступил до Гадячого, а то для того, же узял ведомость, же король польский Ян Казимир, над сподиваня, на Украину простует на Браславе.
   Але наступованне королевское иные пакта помешало, бо король его милость зближил к Днепру и переправляться стал у Стайках, которому городки почали ся здавати: Воронки, Борисполь, Баришовка , и Инне до Остра.
   И у городе Остре король стал, зимовали, а войска по розных городах коло Нежина, бо усе городи поздавалися королю, опроч самих Переясловля, Нежина и Чернигова.
    Вступаючи в осень, о святом Семеоне , того лета за позволением его царского величества казал гетман Брюховецкой постинати гетмана Сомка и Васюту, полковника Нижинского, и полковника черниговского, и полковника переясловского, и полковника лубенского , есаулов и иных полковников заслано на Москву , которых на Сибирь заслано немало старшина казацкой, а которые позостали, то на пехоту запорожскую давали жупаны, борзо притуга великая на людей значних была».
    «Медный бунт» в Москве не прошел бесследно и в марте 1663г. царь Алексей Михайлович издал Указ об отмене медных денег, их скупке по низкой цене и изъятие из обращения.
     Следующий 1664г. принес для московских политиков неприятный сюрприз. На Запад, в Европу, сбежал знающий все московские тайны подьячий Григорий Котошихин
    Справка: Григорий Карпович Котошихин (или Кошихин; он же Иван-Александр Селицкий, ум. 1667) — русский чиновник Посольского приказа, перебежавший в Швецию и создавший по заказу шведского правительства обширное сочинение, являющееся важным источником по истории России XVII века.
    В конце 1650-х был писцом, а потом подьячим в посольском приказе.
Прикомандированный к посольству кн. Прозоровского и Ордина-Нащокина для заключения мира (Кардисского, 1661) со Швецией, К. играл при переговорах видную роль. Он вступил в сношения со шведским комиссаром Эберсом, которому, за денежное вознаграждение, сообщал копии с секретных инструкций, данных русским уполномоченным.
     В конце 1663 или начале 1664 г. К. был послан к стоявшей на Днепре армии кн. Черкасского кн. Прозоровского, для переговоров с поляками.
Сменивший Черкасского и Прозоровского воевода князь Юрий Алексеевич Долгоруков потребовал от Котошихина, чтобы он написал донос на его предшественников. Не желая исполнить этого требования и опасаясь мести Долгорукого, Котошихин бежал сначала в Польшу, потом в Пруссию и Любек и, наконец, в Нарву, откуда был отослан в Стокгольм.
     За границей он принял имя Ивана-Александра Селицкого, кроме того, отказался от православия и перешёл в протестантизм.
В Стокгольме он был принят на шведскую службу и причислен к государственному архиву. Здесь он написал сочинение о России в царствование Алексея Михайловича.
     С подачи русского правительства преследовавшего «предателя», но не сумевшего добиться его выдачи, он был обвинением по сфальсифицированным доказательствам в убийстве в хозяина дома, в котором он жили и по приговору суда, был обезглавлен в Стокгольме, в1667 г.
     Григорий Котошихин, оставивил нам чрезвычайно ценное и достоверное (как для шведской военной разведки тех лет и для современных историков) описание государственного устройства Московии. (http://hronos.km.ru/dokum/kotoshih1664.html)
     Нам, с учетом темы данной работы интересней всего будет, познакомится с двумя вопросами: что же собой представляла русская армия по состоянию на 1664г. и как была организована работа «Приказа Малой Русси», через который велось управление Украиной.
     Вот ответ на первый вопрос о «русской армии». Слова эти не зря взято в кавычки, русские воины по национальному признаку, как раз в этой армии и составляли в общем количестве процентов 25-30, а все остальные были или прямые иноземцы-наемники, или так называемые инородцы (татары, мордва и прочие черемисы), в придачу с вольными донскими казаками-разбойниками.
            Глава 9 «О воинских зборах».
     Как бывает со окрестными государствы нелюбье и война и в то время царь советует с патриархом, и с митрополиты и со архиепископы и с епископы, и с ыными болших монастырей властми, и говорит з бояры, что у него с ыным государем учинилось нелюбье, и хочет он тому государю мстити недружбу войною: и власти и бояре на такое дело с ним царем приговорят, и положат воинским людем збор со всего государства, столником, и стряпчим, и дворяном Московским, и жилцом, и дворяном и детем боярским городовым, и казаком, и стрелцом, и салдатом, и Татаром.
       И будет на которой войне лучится быти самому царю, и в то время смотря царь всех воинских людей, обирает себе полк изо всяких чинов людей и ис полков; потом учинит полки бояром, и околничим, и ближним людем, по своему разсмотрению.
       А когда он царь своею особою в войну не пойдет, и тогда посылает бояр и ближних людей, а с ними ратных людей, их выборные полки; такъже в прибавку выбрав из своих полков, посылает по своему разсмотрению.
       А бывают в царском и в боярских, на службе, столники и стряпчие и дворяня и жилцы, росписаны посотенно; и над всякою сотнею учинены головы сотенные из столников и из дворян, а у них порутчики и знаменшики ис тех же чинов, менших чинов люди.
        А хоругви у них болшие, камчатые и тафтяные, не таковы как рейтарские; трубачеи и литаврщики их же голов дворовые люди.
        А учения у них к бою против рейтарского не бывает, и строю никакого не знают, кто под которым знаменем написан и по тому и едет без строю.
        Да из столников же, и из стряпчих, и из дворян, и из жилцов, выбирает царь из своего полку добрых людей с 1000 человек, которым быти всегда к бою и не к бою при нем самом и для оберегания знамени его царского, да для всяких дел в розсылку ясаулов с 60 человек; а бояре и воеводы потомуж выбирают из своих полков, для чести своей и оберегания царского знамени, которые даютца им воеводам от царя, и для особых их боярских знамен, человек по сту, кого излюбят, да для всяких воинских розсылок ясаулов человек по 20, молотцов добрых.
        А бывают царские знамена у самого в полку и у бояр болшие, шиты и писаны золотом и серебром, на камке Спасов образ, или какие победителные чюдеса; а боярские знамена бывают таковы, что у Полской гусарии, разноцветные, долгие.
        Да в то ж время как бывает у царя смотр всем ратным людем, перед войною: и в то время у столников и у стряпчих и у дворян Московских и у жилцов росписывают, сколко за кем крестьянских дворов, и сметя против крестьянских дворов напишут за ними быти к бою людей их со всею службою, всяких чинов за человеком человек по 5 по 6 и по 10 и по 20 и по 30 и по 40, смотря по их животам и по вотчинам, кроме тех людей, которые с ними бывают за возами.
        А как прилучится бой, и тех их людей к бою от них не отлучают, и бывают с ними вместе под одним знаменем.
        2. Рейтарские полки; и в те полки в рейтары выбирают из жилцов, из дворян городовых, и из дворянских детей недорослей, и из детей боярских, которые малопоместные и беспоместные и царским жалованьем денежным и поместным не верстаны, такъже и из волных людей прибирают, кто в той службе быти похочет; и дают, им царское жалованье на год по 30 рублев денег.
        Да им же ис царские казны дается ружье, карабины и пистоли, и порох и свинец, а лошади и платье покупают сами; а чего в котором году того жалованья у них за хлебною дороговью не доставает, и им в полки посылают жалованье с прибавкою.
        А у которых дворян, и жилцов, и у недорослей, есть крестьянские дворы: и тем царского жалованья дают несполна; сколко за кем крестьянских дворов, и у таких из жалованья против крестьян вычитают, да им же на службе с ружьем велят быть с своим.
        А у кого на службе убьют лошадь, или умрет, и таким для покупки лошадей жалованье дается в полкех, по разсмотрению; а у ружья что попортитца или на бою отобьют, и в то число ружье дается иное в полкех же, по разсмотрению, а иным пожиточным людем велят купити на свои денги.
        Да в рейтары ж емлют с патриарха, с митрополитов, с архиепископов и епископов, и с монастырей, такъже з бояр и околничих и думных людей, которые останутся на Москве, а нигде не на службе и не в посолствах, такъже с столников и з дворян Московских и з городовых, которые от службы отставлены за старостью и за болезнью и за увечье и служеб им самим служити не мочно, такъже и со вдов и з девок, за которыми есть крестьяне, смотря по вотчинам и по поместьям, сколко за которым вотчинником и помещиком крестьян, со 100 крестьянских дворов рейтар, монастырской служка или холоп.
        А посылати властем и монастырем, и бояром и думным людем, и столником, и дворяном отставным, и вдовам и девкам, людей своих и служек на службу, на указной срок, со всею службою и с лошадми добрыми и з запасы с своими, смотря по службе, чтоб запасами и ничем были нескудны, и за ними за 5 человеки и за запасом по человеку, сверх тех указных людей.
         А кто рейтар, боярской служка или монастырской, побежит с службы, и их имая и бив кнутом велено высылати на службу, или на дороге поимав в полкех тем людем потомуж бывает наказание; а кого не сыщут, и за таких беглых людей емлют иных людей, да на них же бывает положена пеня великая, для того, отпущай на службу добрых людей верных и ничем бы был не скуден, и того для и иным неповадно будет с служеб бегать.
         А прибираючи тех рейтар полные полки, отдают иноземцом и Руским людем полковником, и бывает им учение.
         А бывают у рейтар началные люди, полковники, и полуполковники и маиоры, и ротмистры, и иные чины, розных иноземских государств люди; а Руские началные люди бывают у рейтар, столники, и дворяне, и жилцы, ученые люди иноземских же полков из рейтар и из началных людей.
         3. Стрелецкие полки, старые, на Москве и в городех, как о том писано выше сего; а вновь стрелецкие полки прибирают из волных людей, и жалованье им дается против старых стрелцов; и бывают в стрелцах вечно, и дети и внучата стрелцы ж по них.
         4. Полки салдатцкие, старые, издавна устроены житьем на порубежных местех, острогами, в двух местех к границе Свейского государства, Олонец, Сомро, погостами и деревнями, со всем своим житьем и з землею: и в воинское время емлют их на службу, и учинят к ним полковников и иных началных людей.
         А для оберегания пограничных мест, и острожков, и домов, оставливают их четвертую долю людей, и податей с них на царя не берут ничего; а когда войны не бывает, и тогда с них берут подати что и с ыных крестьян, по указу, по чему положено. А будет тех салдатов немалое число.
         Новые полки; и в те полки прибирают салдат из волных людей, и из Украинных и ис Понизовых городов, детей боярских, малопоместных и беспоместных; такъже и с патриарших, и с властелинских, и с монастырских, и з боярских, и всякого чину людей, с вотчинниковых и с помещиковых со ста крестьянских дворов салдат.
         Да в салдаты ж емлют всего Московского государства с крестьян, кроме Сибири, и Астарахани, и Казани: у которого отца два или три сына, или три брата живут вместе, а не порознь, и от трех емлют одного человека; а у кого четыре сына или четыре брата вместе, и от таких емлют двух, а у кого сыщется болши, и от таких болши и возмут; а у кого два или три сына или братья малые, и службы им салдатцкие служить не в мочь, и от таких людей не емлют, до тех мест, доколе подростут и годятца быти в службе.
          Да ис Казани и ис Понизовых городов собирают Татар, и Черемису, и Мордву, со 100 ж дворов.
          А прибираючи салдатов розные полки, отдают началным людем против того ж что и рейтар, и бывает им учение; а жалованья им даетца кормовых денег на месяц по 60 алтын человеку.
          Да салдатом же дается ис царские казны ружье, мушкеты, порох, фитиль, бердыши, шпаги, пики малые; а иным даетца шпаги и мушкеты и пики долгие; и те мушкеты, для нужного времяни, возят за ними на лошадях.
         А в нынешнюю службу, от лета 1651 года, за продолжением Полские войны, многие люди рейтары и салдаты, на боех и на приступех, и сидячи в осадех, и стояв долгое время под многими розными городами, з голоду померли: и збираны рейтары и салдаты, ежегод, со властей и с монастырей, и з бояр и со всяких чинов, с помещиков и с вотчинников, со 100 дворов крестьянских по конному человеку рейтару, с ружьем, да по салдату; да сверх того збираны рейтары и салдаты подвожды в году, не по один год, со 100 ж крестьянских дворов рейтар, а в салдаты с 20 дворов салдат.
         А збирают тех рейтар и салдат со 100 дворов крестьянских, а у кого столко числом крестьян не было, и с таких двух или 5 и десяти помещиков и вотчинников иманы денги, по розчету, за райтара по 30 рублев, за салдата по 20 рублев.
        А в котором году рейтаром и салдатом на службу посылок не бывает, роспущают их по домом; а в которое время надобны будут, и их велят поставить на Москве, или на службе, на срок, по прежнему.
        5. Драгунские полки; старые драгуны устроены вечным житьем на Украйне к Татарской границе, против того ж, что и салдаты к границе Свейского государства, а вновь драгунов берут с Украинных городов и с волостей, с торговых людей и с крестьян, которые живут за царем и за монастыри, против такого ж обычая, что и рейтаров и салдатов, и исполнивая полки придают их к райтаром в полки.
        А служба их, конная и пешая, против салдатцкого обычая, с мушкеты и з бердыши и с пики короткими и з барабаны; а знамена бывают у них двои, во время пешего строю салдатцкие знамена, а во время езды против салдатцких вполы; а жалованье дается им рублев по 12 человеку; а началные люди у них против того ж что и у рейтаров.
       6. Казачьи полки, старые ж; а устроены те казаки для оберегания порубежных мест от Полские границы, и тех казаков было до войны с 5000 человек, а ныне их немногое число; а учинены они в казаки из служилых людей, из рейтар и из салдатов, после прежних служеб, и даны им дворы и места и земля пахотная; а оброку царю и податей не платят никаких.
     А как они бывают на службе, и им жалованье дается погодно, против драгунов; а к бою служба их против рейтарского строю, знамена малые ж, своим образцом; началные люди у них, голова, атаманы, сотники, ясаулы, из дворян и из рейтарских началных людей.
    7. Донские казаки; и тех Донских казаков з Дону емлют для промыслу воинского, посылать в подъезды, подсматривать, и неприятелские сторожи скрадывать; и дается им жалованье что и другим казаком.
     А будет их казаков на Дону с 20,000 человек, учинены для оберегания Понизовых городов от приходу Турских, и Татарских, и Нагайских людей, и Калмыков.
     А люди они породою Москвичи и иных городов, и новокрещеные Татаровя, и Запорожские казаки, и Поляки, и Ляхи, и многие из них Московских бояр и торговые люди и крестьяне, которые приговорены были х казни в розбойных и в татиных и в ыных делах, и покрадчи и пограбя бояр своих уходят на Дон; и быв на Дону хотя одну неделю, или месяц, а лучитца им с чем нибудь приехать к Москве, и до них вперед дела никакова ни в чем не бывает никому, что кто ни своровал, потому что Доном от всяких бед свобождаютца.
    И дана им на Дону жить воля своя, и началных людей меж себя атаманов и иных избирают, и судятца во всяких делах по своей воле, а не по царскому указу
     А кого лучитца им казнити за воровство, или за иные дела и не за крепкую службу, и тех людей посадя на площади, или на поле, из луков или ис пищалей розстреляют сами; такъже будучи на Москве или в полкех, кто что сворует, царского наказания и казней не бывает, а чинят они меж собою сами ж.
     А как они к Москве приезжают, и им честь бывает такова, как чюжеземским нарочитым людем; а ежели б им воли своей не было, и они б на Дону служить и послушны быть не учали, и толко б не они Донские казаки, не укрепилось бы и не были б в подданстве давно за Московским царем Казанское и Астараханское царствы, з городами и з землями, во владетелстве.
     А посылается к ним на Дон царское жалованье, денежное, негораздо помногу и невсегда; а добываются те казаки на Дону на всяких воинских промыслах от Турских людей, горою и водою, такъже и от Персицких людей и от Татар и от Калмыков, и что кто где на воинском промыслу ни добудут, делят все меж собою по частям, хотя кто и не был.     Да к ним же Донским казаком из Казани и из Астарахани посылается хлебное жалованье, чем им мочно сытим быть; а иные сами на себя промышляют.
       8. Всем тем ратным людем денежное, годовое и месячное, жалованье собирают со всего Московского государства, с посадцких торговых и ремесленых людей, и царских сел и волостей, и со властелинских и боярских и помещиковых и вотчинниковых крестьян и з бобылей, по указу, против торговли и промыслу, по чему положат и по чему сами меж себя изверстают, сколко с кого что взяти с торговли и з земли.
       А для нынешние Полские и Свейские войны збирано со всего ж Московского государства, со всяких торговых людей, и с вотчинниковых и помещиковых крестьян и бобылей, сперва дватцатую денгу, потом десятую денгу, не по один год; а в 1662 м и 3 м годех собирали со всякого чину людей, которые писаны выше сего, пятую денгу серебряными денгами. А чего зборных денег на жалованье ратным людем недоставает, и то дают из царских Приказных и из городовых доходов.
       Таким же обычаем, и в прежние воинские времяна, десятая денга збирана ж со всего Московского государства с таких же чинов людей.
А как тое десятую денгу, или 20 ю и 5 ю, на них положат, а они кто хочет быти богобоязлив и души своей повредити не похочет, скажет по святой непорочной Еуангелской заповеди Христове в правду, что ему доведетца от промыслов и от животов, или от земли, дати 20 или  10 е или пятые денги столко и столко, и положит число: и ведаючи таких людей по их торговле и промыслом, что он сказал правду, и по его скаске столко с него и возмут.
      А которой человек, не боясь Бога и указу царского ослушався, скажет неправду, утаит многое, что ему доведетца дать столко и столко, и положит малое число не против торговли своей и промыслов, а товарыщи его торговые люди или крестьяне, ведая его торговлю и промыслы, скажут и положат на него что доведетца с него взяти столко числом: и по тому их приговору с него и возмут; а что он неправду скажет, по душе своей утаит многое, и тому не верят.
     Да для войны ж ратным людем собирают с патриарших, и властелинских, и монастырских, и з боярских, и всяких вотчинников и помещиков с крестьянских дворов, служилые хлебные запасы, рожь, муку, сухари, толокно, крупы, против того ж, по указу, по чему с которого двора доведется.
    А собрав те запасы, велят вести в порубежные городы, где прилучится быти войне, тем же помещиковым и вотчинниковым крестьяном, на кого что доведется; а з самых далних мест за запасы и за провоз берут денгами, по росчоту, сметясь против иных людей, кому во что запас и провоз станет. А мясо, и соль, и вино, посылается с Москвы с царского двора на подводах.
    И те хлебные запасы, рожь и муку и сухари, и толокно, и крупы, и мясо, и соль, и вино, будучи на службе в городех и в полкех роздают стрелцом, и салдатом, и драгуном, помесечно, по указу, чем кому в месец мочно прожить и кому что царь, или бояре, велят дати в продажу и в займы, или безденежно и без займов.
   9. А бояре и воеводы, и столники, и стряпчие, и дворяне, и жилцы, и началные люди, и рейтары, и казаки, запасаются на службу всякой своими домовыми запасами, у кого что прилучилось; а царских запасов им на службе никому не дают, разве когда бывает великая нужа и голод, и им ис царские казны даются небогатым людем запасы, в долг, понеболшому. А райтаром и казаком бывает нужа и голод, им для нужного времяни прибавливают денежного жалованья, по чему доведется.
   10. А когда лучится царю итти самому в войну, и бывает с ним в его полку всякого чину людей с 30,000 человек; да в полкех у розных бояр и воевод бывает тысечь по 20 и по 15 и по 10 и по 7 в полку.
    Да для войны ж и приступов бывают с царем и з бояры в полкех пушки, проломные, и полковые, и гранатные, со всякими наряды и з запасы: в царском полку с 200 пушек всяких, в боярских по 50 и по 80 пушек всяких, которые в стрелецких и в салдатцких и в драгунских полкех. А возят те пушки, и всякие пушечные запасы, и запасное всякое воинское ружье, на царских домовых лошадях; да для приступов же и подкопов и осадного времяни, за пехотою возят топоры, заступы, кирки и иные угодья, которые к воинским промыслам годятца.
     Да в полки ж берут на Москве и из городов хлебников, пирожников, мясников, квасоваров, со всякими их запасы, для продажи и поживления войск, человек по 50 и по 70 в полк; а жалованье им не даетца никакое. А велят им будучи на службе, те свои Московские товары, и которые купят и даром добудут в войне, продавати всякого чину служивым людем негораздо дорогою ценою, чтоб им от того было самим поживление, а воинским людем неистратно.
      11. А когда от войны бывает престатие: и тогда ратным людем, рейтаром, салдатом, драгуном, казаком и атаманом, Мордве, Черемисе, бывает роспуск всем по домом, кто где преж сего жил.
     А которые люди иманы в рейтары и в салдаты и в драгуны, люди боярские, и слуги монастырские, и всяких чинов людей крестьяне, а служили они царскую службу и нужду всякую терпели многие годы, такъже кто и одного году не служил, а взят в полон и был в полону хотя год: и тем которые служили многие годы, и которые были в полону, за многую их службу и за терпение, всякому воля где кто жить похочет, а старым бояром по холопстве и по вечности крестьянской дела до них нет, разве они сами к ним по прежнему итти похотят; а иных, по их челобитью, верстают в казаки и в драгуны, и дают им дворовые места и пашенную землю.
     12. А иноземцом началным людем бывает после службы указ: будет кто похочет остатца в вечной службе, и им жалованье месечной корм дается до веку их; а будет похотят ехать прочь в свои государства, и им дав жалованье на отпуске отпущают. А которые иноземцы раненые, и впред служеб им служити не мочно, и остатца похотят на Москве, такъже которые иноземцы бывают побиты, а после их останутца жены и дети: и тем раненым, и побитых людей женам и детем, жалованье дается на прожиток, помесечно, до веку их, въполы того жалованья, как им раненым и побитым давано что еще были здоровы; а которые жены после мужей своих, или дочери после отцов своих, повыдут за муж, и им кормовых денег болши того не дается.
     Такъже и Руские, всяких чинов люди, будут ранены тяжелыми ранами, и служеб им служити будет им не мочно, а прокормитися им будет нечем: и таких людей отдают и велят поить и кормить и одевать в монастырех, где кто сам быть похочет, до веку живота их, безденежно.
   А которых людей будучи на службе ранят тяжелыми и лехкими ранами: и тех людей, иноземцов и Руских, которым идут кормовые денги, такъже и рейтар и драгунов велят лечити доктором и лекарем царским, безденежно; да им же, за раны, Руским людем и иноземцом, небогатым, за рану и за службу даетца царского жалованья по 5 рублев человеку».
    Но это как говоорится теория. А вот описание данное Соловьевым С.М. о том, как «русская армия» воевала в 1662году!
«Смоленский воевода князь Петр Долгорукий, извещая государя об успехе, одержанном князем Данилою Борятинским над поляками при Благовичах (в Могилевском уезде), прибавляет:
"В Быхове хлебных запасов ничего нет, ратные люди едят траву и лошадей".
  В самом Смоленске на рынках не было хлебного привоза, потому что уездные люди, обмолотивши хлеб, ссыпали его в ямы, а солому жгли и никто не вез хлеба на продажу в город. Царь должен был грозить им за это жестоким наказанием безо всякой пощады».
     (Ну не кулаки ведь, ничего дождутся они еще отца всех народов И.Сталоина, будет им продразверстка и военный коммунизм, вместе с голодомором? - автор)
    «Грозя смоленским уездным людям наказанием за укрывательство хлеба, царь приказывал пустошить вконец другие уезды, не имея другого средства вредить усиливающемуся неприятелю.
     Так, в сентябре он послал указ Долгорукому отправить ратных людей в уезды Дубровинский, Оршанский, Копысский, Шкловский, Могилевский, Кричевский с тем, чтоб они забрали жителей, хлеб и скот, а сено и солому жгли без остатку, чтоб польским людям в зимнее время пристанища не было».
     ( А еще говорят нынешние историки, что тактику « вызженной земли» придумал  А. Гитлер?- автор)
    «Ратные люди исполнили охотно этот царский указ в надежде обогатиться добычею. Они подошли под Копыс, разбили неприятеля, сделавшего на них вылазку из этого города.
     Ходить на приступы было запрещено, чтоб не тратить людей, в которых чувствовался большой недостаток. Желая постращать жителей Копыса и принудить их к сдаче без бою, воевода Толочанов велел пускать в город гранаты, от которых загорелось два двора. Тут солдаты, ударив в барабаны, закричав ясаком, пошли на приступ.
Толочанов бросился к полковникам, крича, что на приступы ходить не велено; полковники отвечали, что солдаты пошли без их приказания, самовольно.
     Тогда воевода отправил полковников Вильяма Брюса и Николая фон Залена отвести солдат от города, послал с полковниками есаулов и дворян; но полковники, возвратясь из-под города, объявили, что солдаты их не послушали, поручиков и дворян перебили, полковника Брюса ранили по руке, фон Залена кирпичом в голову.
    Приступ не удался, солдаты были перебиты и переранены. Толочанов спрашивал возвратившихся с приступа, зачем они пошли без приказания?
Те отвечали: "Нам обухов не перетерпеть, мы всеми полками скажем, что нам велели идти полковники и начальные люди".
     Если слышались частые жалобы из Малороссии на побеги ратных людей, то в Белоруссии было то же самое: из отряда майора Дурова убежало 35 человек, у полковника Жданова 57, налицо осталось 564; у стрелецкого головы Колупаева не пошло на службу из Москвы 46 человек, ушло 128, налицо 209; у полковника Дефрома убежало 226 солдат, налицо 330 и т. д. Борисов еще с 1660 года находился в осаде; в 1662 году воевода его Кирилла Хлопов писал, что ратные люди беспрестанно бьют челом о соли, а ему дать им нечего и он боится, чтоб от них не сделалось чего-нибудь дурного, потому что они сильно скучают и изменяют, начали перебегать к польским людям.
   Смоленский воевода князь Петр Долгорукий доносил, что у него пороху и фитилю нет.
    В мае месяце из Кобрина вышел полковник Статкеевич с тем, чтоб стянуть литовские отряды, находившиеся в Полоцком, Витебском, Борисовском и Минском поветах, идти с ними в Оршу и стеречь, чтобы осажденные в Быхове и Борисове не получали из Москвы подкреплений и запасов; узнав, что из Смоленска к Быхову идут московские ратные люди с денежною казною и запасами, Статкеевич послал свое войско перенять их.
    В пяти верстах от Чаус, между реками Пронею и Басею, поляки Статкеевича встретились с русскими, бывшими под начальством иностранца, генерал-майора Вильяма
    Друмонта: в упорном бою 15 знамен старой королевской пехоты были истреблены все до одного человека, конницу победители топтали на 15 верстах и взяли в плен 70 человек. Но этот частный успех но мог переменить общего хода дел в пользу Москвы.
    Поляки знали, что пехота начинает перебегать из московских полков вследствие скудного жалованья, получаемого медными деньгами; что для предупреждения побегов солдат и стрельцов в Смоленске не пускают за городские стены; что иностранные офицеры недовольны опять вследствие плохого жалованья медными деньгами и насильственною задержкою в России; что солдаты бегут из самой Москвы и из полков украинских, бегут в степи и в Сибирь; что в Москве сам царь лично два раза упрашивал войско не покидать службы; что большая половина смоленской шляхты склоняется на сторону королевскую; что в самой Москве по причине медных денег дороговизна, голод и возмущения.
     В Литве, в местечке Виленах, в это время находилось 242 русских чиновных пленника, в том числе один стольник (князь Петр Иванович Хованский), 3 полковника, 2 стрелецких головы, 4 подполковника, 7 ротмистров, 2 майора, 8 капитанов, 15 поручиков, 11 прапорщиков, 103 человека дворян и детей боярских.
     Так как их содержали очень дурно, то царь считал своим долгом посылать к ним деньги, что еще увеличивало военные расходы: так, в начале 1662 года роздано было пленным в Литве 836 золотых червонных да взаймы, для нужды и голоду, дано 82 золотых. Кроме того, были пленные у короля, Чарнецкого и других сенаторов».
А вот как описывает работу «Приказа Малые Росии» Г. Котошихин
    «29. Приказ Малые Росии; а сидит в нем тот же боярин что и в Галицкой Четвери, а с ним дьяк.
    А ведомо в том Приказе Малая Росия, войско Запорожское казаки и городы Киев и Чернигов, с товарыщи, с того времяни как отлучилися они от Полского короля и учинилися в подданстве под царскою рукою.
   А доходов с тое Малые Росии не бывает ничего, потому: как царь принимал их под свое владенье в подданство, и он обещался им и чинил веру на том, что им быти под его владеньем в вечном подданстве по своим волностям и привилиям, как были они в подданстве у Полского короля, ни в чем не переменяя и волностей их не отнимая.
   А приговорено войску быти всегда готовым против его царских неприятелей, и для оберегания городов, по 60,000 человек; а собирати тому войску на жалованье денги с тамошних городцких посадцких и уездных людей.
   И ис той Малой Росии для всяких дел присылаются посланцы, от гетманов полковники, от полковников сотники и ясаулы и казаки, по 20 и по 30 и по 50 и по 100 человек, и дается им на Москве корм и питье царское и конской корм и дрова, поденно; а у царя они бывают у руки, и подносят листы от кого присланы, и те листы переписывают и потом указ и отпуск чинят; а на отпуске у царя бывают они у руки против того ж что и на приезде, и грамоты к       гетманом и к полковником и к сотником посылаютца за болшою государственною печатью, всереди титла царская пишетца короткая чернилом; а на отпуске дается им жалованье:
     полковником на платье по сукну да по отласу, или по камке, по 40 соболей во  сотником, и атаманом, и ясаулом, по сукну да по тафте, по 40 соболей в 50 рублев сорок, на   шапки по паре, по 10 рублев пара, денег по 20 рублев,
   казаком по сукну, по паре соболей по 5 рублев пара, денег по 5 рублев; и в дороге им корм бывает против того ж, что на Москве; а бывает таких присылок в году от гетманов и от всех полковников с 20, а всех полков болши 20.
   Такъже за службу посылается к гетманом и к полковником подарки, и к началным людям, сукна и камки и тафты и соболи, с столники, немалое число.
    Да с ними ж приезжают бити челом тех городов чернцы, и попы, и всякие люди, о вотчинах и о мелницах и о лугах и о церковном строении, вновь, или по старине, и им дают на то жаловалные грамоты, а на церковное строение денги и церковное одеяние; да им же идет корм и питье и даетца жалованье, смотря по человеку; а даетца им жалованье и поденной корм, для того, что еще они учинились в подданство внове, и тем бы их к вечному подданству постояннее приманить, а как в подданстве позастареют, и им такой чести и жалованья убудет».
    (Вот и вся суть московской внутреней политики того времени – подкуп и переманивание в подданство обещанием « бесконечной шары»!-автор)
    Но вернемся на Украину.
1663 - 1664 года о себе вновь напомнил бывший гетьман И. Выговский Он явно недовольный оказаным ему польским королем милостями и пожалованиями попробовал возглавить восстание на Украине против Речи Посполитой, но был арестован Тетерей и выдан полякам, которые его казнили за измену.
        « КРОИНИКИ О ЗЕМЛИ ПОЛСКОИ»
      Року 1664-г Сулимка, казакъ з Торговицы, вышол, назвался торговицким полковникомъ и почал урядников и старостъ панскихь забивати. Тымъ часом перевезся зь-за Днепра Маховскиї и Тетера, гетман козацкиї, которыї з королемъ ходили. За ними зараз Чарнецкиї, Маховскиі з Тетерою розбили Сулимково воиско.
Самого Сулимку, поимавши, стратили, и козаков его до пятисотъ и болеи наимавши, перед БЂлою Церковью постинали.
   Тогды ж Иоанна Выговского, воеводу киевского, за варту взявши, тои же Маховскиі и Тетера казали у Олховцу розстреляти для того, иж не ишол за королемъ на ЗаднепрЂе, але стоялъ у Фастове и якобы Сулимеце до бунтовь своею порадою и писмами помагал.
   Чарнецкии засъ, перевезшися з-за Днепра, в БЂлои Церкви, в Черкасах и в Корсуню многих людеи, и около Белои Церкви, и около Умани, около Черкасъ, около Становищъ и инде погубилъ.
   Становищ мЂста крЂпко добывалъ, там же и пострЂлень под Становищами, у БЂлои Церкви умерль.
   ТЂло его по Полскои поправоженю, а на его местце Яблоновского воеводою рускимъ и полнымъ гетманомъ учинено.
    Тогды ж Иосифа Тукалского, митрополита киевского, такжє Хмелницкого и Гуляницкого взято до Маборку, потомь выпущено.
Яблоновскии гды пришоль до Белои Црквь з воискомь, Ивань Бруховецкии, гетман заднЂпрскии, з црскими людми и з козаками, и з кольмыками ходил противь Яблоновского, воеводы руского, з кокотырым гды воину сточилъ, и упустилъ он до  Полскои.
    Из «Летописи Самовидца»  РОКУ 1664г.
   Становиско королевское в Остре месте, а Гуляницкий з Чернецким ходил городи приворочати, которим поздавалися уся Украина, бо ишол Богун наказним гетманом с козаками, которому ся здавали городи и зараз з ним до войска ишли, тилко Монастирище містечко не хотіло ся здати.
   И так впавши жолнирство с козаками, усе зграбовали, а инних в полон татаре побрали, що не могл оборонити полковник Писоцкий, которий, юже здавшися, з войском лядским был. И у Прилуце юже от гетмана Тетери залога стала, и туди вся дорога ляхам была на Ичню, Ніжин обежаючи.
   Того ж 1664 року король полскій Иван Казимир, перезимовавши в Остре и юже там надпустошивши, войска и татар до себе затягнувши, спотребу, на початку того року, великих мясниц, учинивши раду, не поишол под Ніжин, бо войска его царского величества немало било и замок осажен порядне. Также в городе козацтва много было: полк Нижинский и Зінковский и волости зогнание, и не хотячи, подобно, міста згубити, бо замку трудно узяти з людом его царского величества.
   И так зоставивши Ніжин, рушил войсками своїми королевскими на Олишевку, и пришовши до Солтиковой Дівице, над Десною рекою, которая не хотела ся здати и поклонити, приступом доставали, где немало жолнирской пехоти легло, килка дней достаючи.
    А осмотрівши фортецию, же моцна и люду немало военного при гетмані Бруховецком так козацкого, яко теж и московского, бо язика узяли, же оних с трудностю узяти, але до фолварков не допущают, рушил король з силами под Короп, где оному поклонилися, спод Коропа до Кролевца и Кроловец поклонился, в которих городах залоги свои король росказал класти , а сам простовал под Глухов, місто пограничное, которіе жадною мірою не хотели ся здати.
    Где стоял недель пять, розніе промисли чинячи, штурмуючи подкопами, и нечого не могли вскурати, тилко волости московские попустошили аж поза Корачевом, а города жадного не взяли. В том стоянню под Глуховом войска королевского , же зимний час, трудно стало на живность так самому войску, яко теж и коні зморени голодом, войско барзо ослабело.
     А тим часом войска его царского величества наближилися: околничий князь Григорий Григориевич Ромадановскій з полками ему врученними білагородскими притягнул в Батурин, а инніе бояре з великими силами стояли на [границе:] князь Куракин в Путивлю и боярин князь Куденекович Черкаский в Бранску .
                  
     Тилко ж тие князи не наступовали зряду на короля того, не знать для чого, а то, подобно, задля того, же еще под тот час князь Ромодановскій уряд менший мел на себе, околничим будучи, а тие князи боярами ближними зоставали и задля того до князя Ромодановского не купилися.
    О чом взявши язика, перво татаре почали уступати з Сивера, а напотом и король, собою стривоживши, спод Глухова вступил на Новгородок Сиверский, с которим князь Ромодановский и гетман Бруховецкий мели потребу в Переговци под Новгородком, а новгородци не пустили короля в город, але стоял король в монастире новгородском. А войско з войском на Десне спотикалося, бо юже король Десну переправил бил, а река юже почала псоватися — наступовало тепло.
    Где ежели бы тие сили с Путивля до князя Ромодановского наступили били, заледво би был король увойшол от Десни, а и так много войска потратил, з голоду найболше. Где надвое войско пойшло: воевода Чернецкий ку Чернигову потягнул, а король на Стародуб, простуючи ку Могилеву, на Белую Русь, где много люду потратил, бо от Бранска князь Яков Куденекович наступил.
    И так войско рвано , а звлаща же дорогою тисною простовали ку Кричову на Мглин, где з великою шкодою уступил король з Украини, болшой колотне начинивши, бо тие городи трудность мели великую, которые королеві поздавалися били, где много старшини Бруховецкій потратил.
    Того ж лета колмики ввишли на Україну перше , с которими Серко с козаками старший пошол полями, минувши татар и ляхов, аж в Белогородщину, на Буджак, и там села ханские повоевавши, повернули.
    Где на них напали татаре и Маховскій з жолнирами под Сараджином, и там тих колмиков розбито, где немало пропало колмиков и Козаков, а остаток з Сірком вишло на Україну.
Того ж року Чернецкій доставал Ставищ , а Стеблюв 7 узявши, татарам отдал, а Ставища оборонилися, где и Чернецкого забито, а на его месцу стал старшим Яблонскій над тим войском, которое отвернуло до Білой Церкви и так на зиму стали, а гетман Бруховецкій тую зиму стоял з войском у Каневі».
    1665 – 1676 Гетман Правобережной Украины Дорошенко Петр Дорофеевич (1627 - 1698).
Турецкий султан признал П. Дорошенко гетманом и взял над ним под свой протекторат и приказал крымским татарам помочь П. Дорошенко.
     При поддержки Турции и Крымского ханства Дорошенко пытался овладеть Левобережной Украиной. Тетеря бежал в Польшу
                    « КРОИНИКИ О ЗЕМЛИ ПОЛСКОИ»
      Року 1665 Іван Броховецкии Ђздил доХцря Але?Ђя Михаиловича.
Црь ему милость свою великою оказалъ, дал ему за жену Дарию, племенницу князя Юрия Долгорукого, з скарбомь великимь и учиниль ево бояриномь, то есть сенаторомь.
      Того ж року, гды тишильТетера до Полского и покинувши гетманство козацкое, козаки обрали себе за гетмана Опару, асавула.
      Тои недолго былъ гетманомъ, затягнулъ на поляков татарь, з татарами зишолся Опара под Лисянкою и, з ними трактуючи о воинЂ на ляховъ, старшому мурзЂ Каманбету штос прикрое ?тказал.
    Тот мурза, розгнивавшися, отдаль Опару полякомъ, а гетманомъ Петра Дорошенка наставил. ОпарЂ крол Казимерь казал голову оттяти.
                Из «Летописи Самовидца»  РОКУ 1665
«Гетман Бруховецкий зараз весною посилает своїх посланцов до колмицкой таши, затягаючи оних на войну, и ясиру ляхов оним посилал.
  Которих колмиков знайшли посланци Бруховецкого за Доном, бо на тот час зза Волъги перейшла часть колмиков в килкадесят тисячей з Мунчаком, своим старшим, и там кочовали. Которих колмиков вишло близко тисячи о святой Троици, которих ходило сот сем, а Козаков з ними тисяч полтори под Белую Церковь, где з Яблонским мілисмо потребу, власне, в обідную годину.
Где, Яблонский, убоявшися, табор наперед вислал з обозу зу Гребенников, а комонником спотикался разов два , але не додержав, мусил уступати ку Белой Церкви, потративши товариства немало значного, а колмиков тилко чотирох ранено, которые померли. Але Яблонского не пущено в Білую Церков, которую минувши, в Полщу пошол — так ся устрашили тих колмиков.
   Того ж лета, по святом Петре, с тими ж колмиками и Москвою и козаками гетман Бруховецкий ходил под Белую Церкву доставати города. Где нечого не вскуравши, вернувся и войско, збунтовавшися, розишлося, и колмики повернули у свою сторону.
Того ж року Опара из Медведовки обозвался старшим на гетманство и по орду послал, до которого татар немало вишло, и Опара на королевскую руку татар затягнул и городи знову привернул некоторые до себе.
    А же видячи татаре нестаток Опарин, а Дорошенко, который перше был асаулом при гетману Тетері, тут же будучи и при Опаре, старался о гетманство и солтана 9 перееднал.
Которого руку салтан з ордою держучи, призвавши Опару до себе з старшиною, казал Опару взяти, а Дорошенка дал гетмананом козакам.
   А того Опару солтан з иншими козаками старшиною отослал до короля, которого страчено з его товариством. И так скончалося гетманство Опарино.
   Того ж року, у спасов пост, гетман Бруховецкий, зобравши всіх полковников до Глухова и учинивши наказним полковника переясловского, сам з полковниками и инною старшиною пошол на Москву с поклоном его царскому величеству.
Которого на Москві вдячне принято и даровано честю боярства, и жону ему дано роду значного, а полковником дворянскую честь дано.
    Тилко писара войскового взято на Сібір, маючи на него ранкор, которій там пропал. И гетмана Бруховецкого с подтвержденіем чести гетманства отпущено з Москви, барзе ударовавши.
     Того ж року гетман Дорошенко, приворочаючи под свою власть, много городов попустошил з ляхами и ордою, бо жолнире людей стинали, а татаре в полон брали.
    И Браславле того ж року в облеженю держал, бо Браславле , будучи убезъпечоній на посилки его царского величества, держалися час немали, чверть року, у которих старшим был Дрозд.
     А же тих посилков дождатися не могли а великую налогу мели зо всех сторон от войск коронних и козацких, поддалися гетману Дорошенкові, которий узял старшого. Того ж часу и Рашкова доставал, и тое оному вдалось .
    И так пришовши до Чигирина, Дрозда стратил, а иншая старшина оборонною рукою з войском уступили за Днепр до гетмана Бруховецкого, которим становиска дано поза Десною.
      И так юже гетманов два козацких справовало: один на кролевскую руку, а другой на московскую руку, и Запорожже при его царском величеству держалися».
     1666.09 Крымские татары вторглись в Правобережную Украину
     1666 Смерть Мухаммеда IV, правителем в Крымском ханстве стал Адил Гтрей, брат Исмаила III. Назначен турецким султаном
     1666 – 1671 Правление в Крымском ханстве Адыла. Внутренне положение Крымского ханства при нем было неустойчивым, т.к. он начал гонения на непокорную знать
   1666г. новое крестьянское востание в Московском царстве.
Отряды донских казаков под предводительством Василия Уса опустошают окрестности Воронежа и Тулы. Отряды казаков активно пополняются воставшими крестьянами
   Року 1666 Маховскии з воискомъ полскимъ вышоль на Украину. Дорошенка, гетман козацкии, з своимъ воискомъ противь противь его пришоль до Умани, и татар себЂ на помочь затягнувши.
   Оттоль татаре з козаками побЂгши, за Виницею под Браиловомь полское воиско розгромили, самаго Махавского живцемъ взяли и инших много пограбили шляхты и шляхтянок з каретами и з гридванами, котрыи Ђхали до костеловъ на празникь свои
Рожества Хрства, не чуючи, не сподиваючися такого погрому.
  Тое справивши,  Дорошенко роспустилъ воиска казацкие додому и самъ вернулся до Чигрина. А татаре з великимъ полономъ и з коросю вернулися в свою землю.
   Из «Летописи Самовидца»        РОКУ 1666
«Гетман Бруховецкій повернул з Москви на початку того року зимою з достатками великими, бо цале отдал Украину, тоест людий тяглих, мещан, жеби отдавали всякое послушенство и ис плугов осип и чинш.
А зараз приболшено воевод по городах внов : в Прилуку, Лубны, Гадяч, Миргород, Полтаву, в Батурин, Глухов, Сосницю, Новгородок, Стародуб до тих воевод, которіез оставали в Києве, в Переясловлю и Нежине ; от которих то усех воевод по инших городах міли свої прикажчики вмісто подстаростих.
  Того ж року, зараз навесну, виехали от его царского величества списчики на усю Украину, которые переписовали усех людей на Украине, мешкаючих и по городах, и по селах: и синов хто мает, и хто чим пашет.
  И так вложили дань на людей тяглих от плуга волов осипи по осми осмачок, а грошей по пяти золотих.
  А знову, хто конми
© Бровко Владимир, 24.11.2008 в 23:43
Свидетельство о публикации № 24112008234303-00084401
Читателей произведения за все время — 210, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют