МЕНЯТЬСЯ.
Тем зимним вечером Мике исполнилось пятнадцать, и она встретила ведьму.
Ведьма сидела у подъезда на деревянном табурете, уперев большие толстые локти в колени, лузгала семечки и смотрела на серое небо. В полутора метрах от нее начиналась дорога, машины сновали туда-сюда, проезжали мотоциклы, снег по краям дороги был грязным, мокрым и набухшим, а бурая жижа из-под колес автомобилей летела во все стороны. На все это ведьме было наплевать - она смотрела на небо и лузгала семечки.
Мика остановилась на третьей снизу ступеньке и зачарованно разглядывала ведьмину метлу. Толстое древко темно-шоколадного цвета покрывали сплошь мелкие трещины и глубокие царапины.
Ведьма обернулась. К нижней губе - потрескавшейся от мороза и ветра - прилипла шкурка от семечки.
-Хорошая сегодня погода, - сказала ведьма.
Мика спустилась на одну ступеньку ниже.
-Вечером пойдет снег, - сказала ведьма, - а завтра будут такие морозы, что ни одна кошка на улицу носа не покажет.
Закинув в рот несколько семечек, она принялась с хрустом их грызть. Мика никогда не видела настоящих ведьм, но подозревала, что у них нет больших подбородков, толстой шеи и лилового синяка под глазом. У этой, однако же, все вышеописанное присутствовало. Правда, если приглядеться, можно прийти к выводу, что когда-то давно ведьма была красива. Очень красива. Старость, морщины, лишний вес и пожелтевшая кожа не могли скрыть удивительные черты лица, изогнутые брови, большие изумрудные глаза...
-Что-то настроение у тебя не ахти, - заметила ведьма, сплевывая в грязь под ногами, - в день рождения так нельзя себя чувствовать.
Мика удивленно открыла рот.
-А откуда вы?.. - начала было она, но вовремя опомнилась. Перед ней же сидит самая настоящая ведьма.
-Пятнадцать лет, это очень хороший срок, - сказала ведьма, - этакая ступенька в жизни - для кого-то скользкая, для кого-то - нет. Кто-то перешагнул и не заметил. А кто-то задумался. Еще бывает, кто-то поскользнется и покатится кубарем на самое дно. Так-то вот.
Мика спустилась еще на одну ступеньку ниже. Настроение действительно было не очень. Утром в школе она увидела, как Витя уходит домой с Маринкой, несет ее же портфель, да еще и держит ее за руку. За руку!! И это притом, что Маринка полная дура! Красивая, да, но ведь дура же! В общем, настроение было испорчено с самого утра, а за ним не заладился день, и вот уже приближался вечер, а настроение и не думало улучшаться. Не спасал положение даже мамин пирог (а мама умела печь пироги, это факт). Чтобы хоть немного развеяться, Мика вышла на улицу. И увидела ведьму.
-Дура-дурой, а мальчика увела, - сказала ведьма, поправляя цветной халат на огромной груди, - потому что мальчики на ум не смотрят. Они смотрят на хорошее личико и на красивые ножки.
-Я что-то вслух сказала? - испугалась Мика.
Ведьма улыбнулась - по-настоящему по-доброму - и покачала головой.
-Нет, не сказала. По твоему лицу видно, что из-за мальчишки проблема. Плюнь на него и дело с концом. В день рождения грустить нельзя.
-А как тут не грустить, если вы все точно сказали? И ведь за руку держал! И улыбался! И портфель нес! Ну, как же так!
Мика осеклась. Ведьма внимательно смотрела на девушку, даже семечки лузгать прекратила. Ветерок шевелил ее черные, словно уголь, волосы, закрывая ими то левый, то правый глаз попеременно.
-У ведьм есть одно негласное правило, - сказала ведьма, выдержав секундную паузу, - между нами, так сказать. Вообще-то нам не положено обмениваться дарами с людьми. Знаешь, если бы мы могли просто так взять и обменять ласку на нежность или зоркость на логическое мышление, тогда бы вокруг меня всегда толпами вились бы всевозможные моральные уроды. Мы не можем обмениваться просто так. Но один раз можем сделать исключение. В день рождения. Она сделала паузу, - как, например, сейчас.
-Но ведь дни рождения... они бывают каждый день, - осмелилась произнести Мика, - у многих людей. Как же вы тогда?..
-Я похожа на старую дуру?
Ведьма встала с табуретки - легко и изящно, словно и не было у нее огромного живота, больших ног и тройного подбородка. Ростом она оказалась чуть выше Мики, едва ли на полголовы. От ведьмы пахло молоком и сеном.
-Я похожа на старую дуру, которая обменивается со всеми направо и налево? - спросила она вкрадчиво.
И Мика вдруг подумала, что ей следовало бы испугаться. Но она не испугалась. Даже наоборот - какое-то странное чувство противоречия возникло в груди, вспыхнуло горячим огоньком, подобралось к горлу и выскочило:
-Раз вы мне это сказали, значит хотите со мной обменяться? Верно?
-Не люблю, когда дети грустят в свой день рождения, - пожала плечами ведьма, - это неправильно.
-А на что вы... хотите обменяться?
Глаза ведьмы сверкнули изумрудом.
-А что у тебя есть? - спросила она, закидывая в рот семечку.
Мика развела руками. Честно говоря, она не подозревала, на что можно обмениваться с ведьмами.
-А вы... вы что предлагаете?
-Ведьмы не предлагают, ведьмы дают то, что человеку необходимо, - проворчала ведьма, - еще не встречала ни одного человека, который бы остался недоволен. Мы можем заглядывать в будущее и легко предугадать, кем станет человек, поэтому предлагаем ему стопроцентный вариант.
-И что же мне нужно? - Мика прищурилась, подивившись собственной наглости. Но с другой стороны - сегодня ее день рождения! Да и ведьма сама предложила обмен. Тут уж теряться нельзя... а еще можно будет завтра похвастаться подругам, мол, общалась с самой настоящей ведьмой, да еще и выменяла кое-что...
Ведьма потеребила подбородок и прищурилась.
-Тебе нужна красота, - наконец, сказала она, - это в первую очередь. Ты симпатичная девочка, но не красивая. Мальчики на таких не смотрят. Так, окинут глазом и пойдут дальше, вот и все.
-Красота, - произнесла Мика.
А ведь верно. Стоя по вечерам перед зеркалом, разглядывая себя с ног до головы, Мика не раз и не два приходила к мысли, что она совсем не красива. Симпатична - да. В меру. Но не более того. Ноги как-то слишком коротки, бедра - чрезмерно широкие, талия не проглядывается... а эти острые скулы и горбинка на носу??
-Красота!
Ведьма потерла ладони, стряхивая шелуху от семечек.
-Я сразу увидела, что тебе не хватает, - сказала она, - ты хочешь, чтобы тебя любили. Ты хочешь стать красивой.
-Наверное, так и есть, - согласилась Мика, подумав, - я тоже об этом думала. Я хочу, чтобы меня любили... и вы действительно можете сделать меня красивой?
-Я же ведьма, - сказала ведьма.
-А... что я должна дать вам взамен?
-Гордость, - сказала ведьма.
-В каком смысле?
-В прямом. Я недостаточно гордая, знаешь ли. Вечно делаю какие-то поступки, после которых чувствую себя глупо. Всегда хотела немного прибавить, быть горделивее... а у тебя гордости много, даже через край. Хочу собрать лишку, снять то, что выпирает. Думаю, это будет достойный обмен.
-Вы считаете, что у меня много гордости? - переспросила Мика.
-С избытком, - заверила ведьма, - ты даже не почувствуешь разницы. Зато красоту увидишь уже завтра.
-И... как выглядит процесс обмена? Это не больно?
Ведьма пожала плечами:
-Тебе нужно только согласиться.
-А потом?
-Только согласиться, я же говорю.
-Ну, тогда, наверное, я согласна.
И в следующее мгновение ведьма щелкнула пальцами.
Если бы в дальнейшем у Мики спросили, что она чувствовала в момент обмена, она бы не смогла ответить. Потому что не чувствовала ничего. В зеркале на нее смотрела все та же пятнадцатилетняя девушка с острыми скулами и широкими бердами... но в то же время она вдруг стала замечать, что мальчики в классе начали обращать на нее внимание. Причем, почти все мальчики сразу. Внимание захлестнуло Мику волной неслыханного удовольствия. Мальчики вдруг оказались вокруг и в огромных количествах. Некоторые (она слышала), дрались из-за нее после уроков. Другие кидали в почтовый ящик открытки с признанием в любви и оставляли у дверей скромные букеты цветов.
В конце концов, Мика решила, что ее красота ей самой незаметна. Ведь есть же такое свойство - когда не замечаешь изменений, если каждый день видишь свое отражение в зеркале? Может быть, она изменилась не столь радикально, чтобы самой обратить внимание. А, может, все дело было в возрасте. После пятнадцати девочки начинают превращаться в девушек - и Мика вполне естественно приняла в дар всю красоту, которой наделила ее ведьма.
К восемнадцати годам она была самой красивой девушкой в классе. На выпускном вечере ей достался именно тот парень, которого она хотела. И он не очень-то сопротивлялся, когда в половине пятого утра оказалось, что они стоят вдвоем на площадке под мостом, глядя в темную воду реки, и Мика грациозно стягивает с него рубашку. Впоследствии никто не сопротивлялся - ни мужчины, ни женщины.
В девятнадцать Мика поступила в Университет Международных Отношений. Достаточно было одеть покороче юбку и блузу с широким вырезом, чтобы без труда сдать все экзамены (Мика опасалась за реакцию пожилой женщины из деканата, сидевшей на истории, но волнения оказались напрасными - женщина не сводила с Мики восхищенного взгляда на протяжении всех сорока трех минут). Да и учиться было несложно. Особенно сложные предметы, на которые не хватало ни ума, ни денег, Мика отрабатывала по легкой схеме: переспать с лектором несложно, нужно всего лишь перешагнуть через свою гордость. А гордости с недавних пор у нее было несколько меньше, чем у других людей.
В двадцать один Мика вышла замуж. Ее муж обладал хорошими связями, много зарабатывал и, доучившись, Мика позволила себе не устраиваться на работу. Впрочем, детей она тоже не хотела. Мужа Мика не любила, просто желание хорошей жизни накладывает свой отпечаток.
В двадцать два у нее появился любовник - сосед по лестничной площадке (тоже, между прочим, неплохо зарабатывающий и немного более симпатичный, чем муж).
В двадцать три муж застал Мику с любовником в их собственной квартире, схватил табуретки и с такой силой ударил Мику по голове, что она потеряла сознание.
Очнулась Мика в больнице, смутно осознавая, где находиться.
В нос ударил резкий запах лекарств и хлорки. В окно без занавесок светило бордовое солнце заката. Голова ее была перевязана и жутко болела.
В палате она лежала одна. Еще две койки были пусты и заправлены.
Между кроватей мыла пол ведьма.
Только это была другая ведьма. Моложе, красивее. Морщины еще не одолели ее прекрасное лицо, а глаза также светились изумрудами.
-Когда-то давно я тоже обменяла свою гордость на красоту, - сказала ведьма, выжимая тряпку. Грязные струи воды стекали по ее запястьям.
Мика хотела спросить, откуда ведьме известно, но не могла открыть рот. Кажется, муж сломал ей челюсть.
-Да по тебе, дорогуша, видно, - отозвалась ведьма, словно читала мысли, - я тоже была так выглядела. Без гордости, знаешь ли, долго не проживешь. Если ее совсем нет. Если осталось немного, тогда жить можно. Многие так живут, затолкав гордость куда подальше. Справляются, знаешь ли.
-Не живут, а существуют, - сказала Мика.
Ведьма внимательно посмотрела на девушку.
-Верно говоришь, - произнесла она, - именно существуют. Вот что я тебе скажу. Если бы у меня стоял выбор, я бы не красоту выбирала, а ум. Красота, знаешь ли, не очень ценится. Отдавать свою гордость за то, что на тебя будут пялиться мужики, свистеть в спину и сигналить автомобилисты - не уж, извольте. Вот ум, это дело. Умные люди везде нужны. Ум и стоит дороже. Обычно, когда я произвожу обмены, я предлагаю людям ум. Потому что мозги, на самом деле, это самое лучшее, что есть в человеке.
-А что вы хотите взамен?
-Вообще-то, я не обмениваюсь просто так, - повела бровью ведьма.
-Да-да, я знаю. У меня должен быть день рождения...
-Не в этом дело. Просто некоторые люди мне нравятся, а некоторые нет.
-А я...
-Ну, скажем так, я бы могла дать тебе немного ума. В обмен на твое общество.
-На мое - что?
Ведьма присела, выудила из ведра тряпку и принялась протирать под кроватью.
-У тебя же есть общество. Круг знакомых и друзей. Я люблю общаться с людьми, и мне частенько не хватает общества. Хожу, вот, болтаю сама с собой, о чем не знаю. Я бы дала тебе ума, а ты бы дала мне свое общество. Я думаю, это был бы равноценный обмен.
Ведьма наклонилась еще ниже, выгребая из-под кровати забытую кем-то пачку сигарет.
-И вы тоже щелкните пальцами и все?
-Ну, мне потребуется твое согласие... для начала.
-Наверное... Наверное, я согласна.
Ведьма улыбнулась. Изящная улыбка красивой и умной женщины.
А затем она щелкнула пальцами.
...Не сказать, чтобы Мика поумнела как-то быстро. Вернее, сама она ничего подобного не заметила. Светлые мысли не наполнили ее голову идеями. Просто, лежа на больничной койке, согнув колени и обхватив руками бедра, Мика решила, что пора завязывать со странной жизнью жены богатого и нелюбимого мужа. Пора браться за ум.
К слову сказать, муж был с ней солидарен. Он появился через несколько дней с букетом шикарных роз - но это было не признание в любви и даже не способ попросить прощения. Муж хотел, чтобы Мика не обращалась в милицию. В обмен на это он обещал ей скорый и безопасный развод. Подумав, Мика пришла к выводу, что это самый лучший выход из ситуации. С любовником она тоже завязала. И не потому что получила табуреткой по голове, а потому что просто не хотела больше непонятный отношений.
Стоило выписаться из больницы, как оказалось, что вокруг нее пустота. Все друзья, коллеги и просто знакомые, возникшие в период замужней жизни, внезапно потеряли к ней интерес. Впервые за много лет Мика подумала о том, что, по сути, у нее никогда и не было настоящих друзей. Может быть, в школе, да и то до того момента, как она встретила ведьму. Друзья нынешние оказались пустышками, полностью зависимыми от ее бывшего мужа. Мика развелась - и они уплыли по течению туда, где лучше.
Вскоре Мика нашла себе новую работу - маркетологом в одной фармацевтической фирме. Работа ее устраивала - Мика работала в одном кабинете с пожилой молчаливой женщиной. Они сидели спина к спине и целыми днями общались по телефону с клиентами. Иногда пили чай или кофе.
Через месяц Мика решили продать квартиру и переехать поближе к месту работы. Новую квартиру она купила в новом спальном микрорайоне, на девятом этаже, с окнами, выходящими на местное озеро, на запад. Вид был красивый. Вечерами, после работы, Мика выходила на балкон, закуривала сигарету и долго наблюдала как заходящее солнце скользит лучами по ровной глади озера. В эти минуты она понимала, что одиночество - это странное и волнительное чувство. Оно зарождалось где-то в груди, растекалось по всему телу, пока не заполняло все сознание. И в момент полного и абсолютного одиночества, Мика была также полностью и абсолютно счастлива. Она и подумать не могла, почему раньше не задумвалась отом, как легко быть счастливым.
К зиме она пошла на повышение, став главным менеджером, и уже сама управляла двумя девушками, сидящими в кабинете и общающимися с клиентами. Одна из девушек - огненно рыжая болтушка с большими зелеными глазами, напоминала Мике ее саму, какой она была много-много лет назад. Одиночества в ее жизни не стало меньше - у Мики появился собственный кабинет и собственный компьютер, но в кабинет не заглядывали друзья или подруги. Да и Мика и сама ловила себя на мысли, что не нуждается в общении. Ей было удивительно легко общаться со своим внутренним я. Она много размышляла, много наблюдала и открыла для себя удивительный мир книг. Оказалось, что в книгах кроется столько интересных мыслей, что читать высказывания других людей - это очень увлекательно. И Мика погрузилась в чтение, словно дорвавшиеся до любви подростки. Книги захватили ее целиком, наполнили ее мир разнообразием и общением, мыслями и диалогами, хитросплетениями сюжетов и новыми вселенными.
Мика читала на работе, читала по дороге домой, а вечером, после ужина, она садилась в кресло, зажигала настольную лампу и читала, читала, читала... иногда, отрываясь от книги, она обнаруживала, что наступило утро, тогда она шла на работу и снова читала в транспорте.
Иногда по вечерам Мика курила на балконе и размышляла о том, что одиночество - это неплохо. Променяв свое общество на ум, Мика, видимо, приобрела много больше, чем потеряла.
Иногда она задумывалась над тем, что было бы, если бы она оставалась красивой и глупой. И не находила ответа.
А иногда (но это уже совсем непродолжительный период времени, так, секунда-другая) Мика чувствовала какую-то ноующую боль в груди. Словно чувство утраты чего-то ценного, неуловимого...
Она снова поднялась по карьерной лестнице, став заместителем директора. А через несколько лет директор ушел на пенсию, назначив ее главной.
Время одиночества бежало. Морщинки тронули прекрасное Микино лицо. А непрочитанных книг оставалось еще очень много.
А уколы в душе стали чаще.
И как-то раз, стоя на балконе, Мика смотрела на заходящее солнце и вдруг подумала о том, что ведьмы, должно быть, самые счастливые на свете. У них есть все, что нужно для счастья - и ум и общество и красота. А, может быть, наоборот? Постоянно меняясь с людьми, она каждый раз приобретают что-то новое, и не успевают насладиться одними чувствами, примеривая на себе чувства иные.
В этот момент она вдруг поняла, что уколы утраты в ее душе - ничто иное, как стремление приобрести что-то новое. Она захотела обмениваться... чувствами. И меняться.
Солнце ушло за горизонт, на небе высыпали звезды и взошла полная луна. Задумавшись, Мика смотрела на небо цвета переспелой сливы, и вдруг увидела несколько движущихся точек. Это были не птицы. Это были ведьмы. Они летели куда-то по своим делам - одинокие, красивые, умные. Видимо, им было совершенно наплевать на этот мир. Видимо, они были счастливы.
И, поддавшись неожиданному порыву, Мика ухватилась за бетонную перегородку балкона - холодную и шершавую - и попыталась встать.
-Я тоже хочу с вами! - закричала она, - эй!
Ведьмы не слышали ее. Они пролетали над озером. Одна придерживала рукой остроконечную шляпу. Другая держала подмышкой ноутбук.
-Я тоже ведьма! - в отчаянии закричала Мика, перекидывая ногу через перегородку балкона. Воздух наполнил ее легкие, она захлебнулась неожиданным порывом ветра.
-Я тоже... ведьма! Посмотрите на меня! - она встала, широко раскинув руки. Ветер растрепал ее волосы, забрался под платье. Он окутал ее своими объятиями.
Одна из ведьм заметила Мику и помахала ей рукой. А еще она улыбнулась.
-Я хочут лететь с вами! - закричала Мика, - я хочу быть ведьмой! Я хочу жить много лет! Я хочу успеть прочитать те книги, которые не прочла! Увидеть жизнь, которую не увидела! Я тоже хочу меняться!! Меняться, да!
Теперь уже все ведьмы увидели ее и заулыбались.
Они пролетели над озером и поднялись выше, намереваясь пролететь над домом Мики.
Ветер настойчиво, словно свирепый любовник, рвал на ней платье. Ведьмы уже почти скрылись над крышей.
Отчаяние наполнило ее душу. Она подумала о том, что если сейчас не успеет за ними, за улетающими ведьмами, то будет еще много-много лет ощущать уколы утраты своей души.
А этого так не хотелось!
-Подождите! - закричала Мика. - я с вами!
И прыгнула.
Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"партитура" "Крысолов"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Именинники
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 509
Авторов: 0 Гостей: 509
Поиск по порталу
|
Автор: Александр Godcatcher Матюхин
© Александр Godcatcher Матюхин, 21.11.2008 в 15:57
Свидетельство о публикации № 21112008155732-00083998
Читателей произведения за все время — 128, полученных рецензий — 0.
Оценки
Голосов еще нет
РецензииЭто произведение рекомендуют |