Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 221
Авторов: 0
Гостей: 221
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Православный календарь. Современный взгляд Икона Божией Матери «Знамение» - Защитница Великого Новгорода ч.1 (Очерк)

Православный календарь. Современный  взгляд
Икона  Божией Матери «Знамение» - Защитница Великого Новгорода
                 ч.1

     10 декабря 2008г. Русская православная  церковь  чтит икону Божией Матери «Знамение»,  имеющему,  еще и другое историческое название - «Защитница Великого Новгорода»
   Проанализировав  распостраняемую в  печатных  изданиях РПЦ   информацию о  данной  иконе  и причинах ее почитания,  можно  узнать следующие общие, но важные сведения:
   «Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил.
Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.
   Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так, стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
   В этот год соединенные силы русских удельных князей — Владимирского, Смоленского, Рязанского, Муромского, Полоцкого, Переяславского и Ростовского, — возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского Романом, подошли под стены Великого Новгорода.
   Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их.
На третью ночь архиепископ Новгородский Илия, молившийся перед образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал глас:
  «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных».
   Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.
Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы.
   Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
    В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября).
      Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконев России, написал на этот праздник два канона.  
              На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным  Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице.
В 1352 году по молитве пред этой иконной получали исцеление пораженные чумой.
              В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.
               Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
      Взирая на святые иконы Пресвятой Девы, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру».
      Как видим, церковными писателями специализирующихся в РПЦ в написании подобных работ, перед рядовым читателем,  выстроена    «стройная картина  подлинного  «чуда», основанного в свою очередь на реальных исторических событиях - спасения Великого Новгорода  от  захвата  войском   Великого князя  А. Боголюбского.  
       Поэтому  мы  так же  в первой части  этой работы   мы попытаемся разобраться   к  истории  вопроса и  более   детально   вникнуть   в  исторические   события  имевшие место  в  Великом Новгороде.
      Что же нам достоверно известно?:
       Во- первых: год  чуда 1170;
       Во- вторых: место: Великий Новгород;
       В- третьих: главные  действующие лица: архиепископ Новгородский  Илия;  
       Инициатор  нападения  на  Великий  Новгород - Великий князь Андрей  Боголюбский;
       В четвертых:  Чудотворная  икона Божией  Матери «Знамение»,   относится  к  одному  из  канонических типов  написания   икон: — Благословляющий  Божественный Младенец  —« Спас-Эммануил».
         Но на  каких же  документах церковные писатели   основывают свои доводы  о  Чуде?  
        И тут  надо  добавить и пятый   пункт. Письменный  источник, на котором основываются церковные историки и писатели представляет собой  так  называемое «Сказании о битве новгородцев с суздальцами».
        Это  исторический  документ,   составлен  спустя  более 200  лет  от описываемых событий.
        И, тем не менее,  прежде  чем  перейти   к  дальнейшему  исследованию  «Новгородского чуда  за 1170г.»  предлагаю  читателю, самому  ознакомится  с  этим  «первоисточником»  церковной истории.
        Так, по мнению автора, неподготовленному  читателю, будет лучше ориентироваться  в сложных  исторических  хитросплетениях,  как  предшествовавших «Чуду», так и происшедших  после него, но наложивших свой  отпечаток на  данное событие. (источник-http://nesusvet.narod.ru/ico/books/nov_suzd/)
             « Сказание о битве новгородцев с суздальцами»
СЛОВО О ЗНАМЕНИИ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ГОД 6677 (1169)
           «Свершилось это знамение великое и преславное чудо от иконы святой Богородицы в Новгороде.
            Так ведь жили новгородцы: землями, которые им Бог даровал, владели по своей воле, и князя у себя держали по своему выбору. Был же у них тогда князь Роман Мстиславич, внук Изяслава.
             И вот в это время не захотели двиняне давать дань Новгороду, а перешли под власть князя Андрея Суздальского.
             Новгородцы же послали на Двину сборщиком дани Даньслава Лазутинича, а с ним от каждого конца по сто мужей. И, услышав об этом, князь Андрей послал против них своих мужей — рать в тысячу пятьсот человек. И перехватила эта рать новгородцев на Белоозере, и началась битва.
            И помог Бог мужам новгородским, и убили они из полка Андреева восемьсот воинов, а остальные разбежались. А у новгородцев пало пятнадцать мужей.
            И из-за этого князь Андрей разгневался на Новгород и начал рать готовить. Сам же он тогда разболелся и послал сына своего Романа на Новгород со всем войском суздальским, а с ним пошли князь Мстислав со смолянами, а со своими князьями торопчане, муромцы, рязанцы, переславцы, и со всеми князьями вся земля Русская.
              И было всех князей семьдесят два. Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая.
              И, сетуя горько, молились они милостивому богу и пречистой его матери, святой госпоже богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня.
              Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так:
              «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святой Богородицы, и вынеси ее на острог, воздвигнутый против супостатов».
               И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь святой богородице, матери божьей.
               Когда же наступило утро, повелел Иоанн быть собору духовенства и поведал всем о том видении. Они же, слышавше об этом, прославили бога.
               И послал архиепископ дьякона своего со всем клиром, чтобы принесли икону на собор.
               И пошел дьякон в церковь святого Спаса, и поклонился иконе святой Богородицы, хотя ее взять; и не стронулась икона с места своего. Тогда дьякон возвратился и поведал архиепископу о случившемся.
               Блаженный же архиепископ Иоанн, слышав это от дьякона своего, поспешно встал с места своего и пошел со всем святым собором, и с ним множество народа. Вошел он в церковь господа нашего, спасителя Иисуса Христа, и, подойдя к иконе госпожи нашей, пречистой богородицы, и преклонив колени, начал молиться, так говоря:
                «О премилостивая дева, госпожа богородица, владычица, пресвятая дева пречистая! Ты — упование наше, и надежда наша, и заступница града нашего, стена, и покров, и прибежище всем христианам.
                На тебя ведь надеемся мы, грешные. Молись, госпожа, сыну своему, богу нашему, за город наш, не предай нас врагам нашим ради грехов наших, но услышь, госпожа, плач людей своих и прими молитву рабов своих, избавь, госпожа, город наш от всякого зла и от супостатов наших».
                 И когда сказал он это, начали петь канон молебный, а после шестой песни канона начали кондак петь «Заступница христиан  безупречная».
                 И в это время икона сама сдвинулась с места своего. Люди же, увидев это, со слезами воскликнули: «Господи, помилуй!»
                 Архиепископ же взял ее своими руками, и передал двум дьяконам, и повелел нести ее перед собой, а сам пошел вослед со всем святым собором, свершая канон. Люди же толпились, идуще вослед. И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь святой Богородицы на Десятине.
                  А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы   поделили — какая какому городу достанется.
                 И вот, когда наступил шестой час, начали  наступать на город все русские полки.   И полетели на город стрелы, словно дождь проливной.
                Тогда икона по божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слезы от иконы, и подставил он под них фелонь свою.
                О великое, внушаюшее трепет чудо! Как это может произойти от сухого дерева? Не слезы ведь это, но проявила она тем знак своей милости: так ведь молилась святая богородица сыну своему и богу нашему за город наш, чтоб не отдал он его в поругание неприятеля.
                Тогда господь бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам святой богородицы: обрушил гнев свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее,  когда  провел  Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил.
               Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.
               Так минула слава суздальская и честь, Новгород же избавлен был от беды молитвами святой богородицы.
               Святой же архиепископ Иоанн учредил праздник светлый, и начали праздновать всем Новгородом,— все новгородцы, мужчины, женщины и дети,— праздник Честного Знамения святой богородицы.    Богу нашему слава».

            Из текста сказания, мы  узнаем  следующую важную информацию:
            В 1170г. в Великом Новгороде  княжил призванный туда  новгородцами -  Роман Мстиславович, внук великого князя  Изяслава.
            Спор между  суздальским князем А. Боголюбским  и  Великим Новгородом  был важный и возник  на почве  поднятого   по вине «двинянями» бунта. Они самовольно вышли  из юрисдикции  Великого Новгорода  и согласия  великого князя  А. Боголюбского   перешли в его подданство.
         Летом 1179г. из Великого Новгорода к «двинянам» на Белоозеро  был направлен воинский  отряд (около 500 человек) во  главе   со   сборщиком  дани  Даньславом   Лазутиничем.
           Великий князь А. Боголюбский не согласился  с этим  «наездом» чужих сборщиков  дани»  на  свои владения  и послал на поддержку «двинян»,  вооруженный отряд,  численностью 1500  человек.
В районе  Белоозера,  оба  отряда  встретились, и  в бою,  суздальцы  были разбиты, потеряв  убитыми и ранеными около 800  человек.
Но мы,  очевидно под влдияним церковных пистателей, увлекшись  повествованием о «чуде»  упустили  важное обстоятельство.
Не  рассказав  современному  читателю, о том,  что  же  представлял  собой   Господин Великий Новгород»  на 1170г.?
            А тут была  первая  русская  Республика! В истории ее  принято называть «Новгородская республика»  с центром в Новгороде. Этот  период  длился  с 1136 по 1478года  
             Начало  республиканского  периода  в  истории  Великого  Новгорода  связывают  с  изгнанием   новгородского  князя  Всеволода  Мстиславича  новгородцами  в 1136 году.
            В январе 1478 года Новгородская республика прекратила своё существование в связи с присоединением Земли Новгородской к Московскому княжеству Иваном ΙΙΙ.  
Политическое устройство Новгородской республики.
             Главным  органом управления Новогородской  Республики было Вече — собрание части мужского населения города.
              Оно обладало широкими полномочиями («общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя, судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.
            После первого удачного похода на Новгород  (1471) Иван III принудил новгородцев  «ставить архиепископа на Москве».
            В результате второго похода (1478), вече было уничтожено, как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву.
           Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем  из близлежащих княжеств, как правило, Владимиро-Суздальские князья.
           Функциями князя были гражданский суд, и оборона, во время войны он также был главным военачальником.
           Князь отвечал за защиту части Новгородской земли. Резиденция  князя   c 1136 года была, вероятнее всего, за городом, сейчас это место называется «Рюриково городище».
            Исполнительная власть была в руках посадника, первого гражданского сановника, председателя народного вече.
            В их функции входило: сношения с иноземными государствами, суды и внутреннее управление.
          Во время исполнения своих обязанностей они назывались степенными (от слова «степень» — помост, с которого они обращались к вече).
           При отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого. Тысяцкий был предводителем новгородского ополчения, а также в его обязанности входило : сбор налогов, торговый суд.
           Помимо этих административных должностей и веча, существовал Совет господ — своеобразная  новгородская  высшая  палата.
           В состав совета входили: архиепископ, посадник, тысяцкий, кончанские старосты, сотские старосты, старые посадники и тысяцкие.
          Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.
          С XV века фактическим главой Совета господ, а также республики, становится новгородский архиепископ.
           В его руках находилась городская казна, он ведал внешней политикой государства, приобрёл право суда, а также следил за торговыми мерами веса, объёма и длины.
            Окружённый земляными валами, Великий Новгород раскинулся на обоих берегах Волхова своими пятью концами: Загородским, Неревским, Людиным на Софийской стороне и Славенским и Плотницким на Торговой. Каждый конец Новгорода имел своё вече и делился на две сотни. Сотни делились на улицы.
            Соответственно, во главе их стояли кончанские, сотские и улицкие старосты. Во время войны каждая улица, сотня и конец составляли свою военную часть, входившую в ополчение.
          Принимая  во внимание, что  главная  фигура «новгородского чуда» 1170г.  это архиепископ Илия,   считаю необходимыми так же  дать о нем краткие сведения:
          Иоанн (в миру Илья) (ум. 7 IX 1186 г.) — архиепископ Новгородский, автор поучений, был священником церкви св. Василия в Новгороде.
          28 марта 1165 г. был поставлен новгородским епископом (с 1167 г. архиепископом).
           Совершил поездку по церковным делам в Киев, а в 1172 г. — во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Юрьевичем Боголюбским.
           При И. в Новгороде было возведено много церквей. Перед смертью постригся под именем И., похоронен был в Софийском соборе в Новгороде, где в 1439 г. были открыты его мощи. Собором 1547 г. И. был канонизирован. На архиепископском престоле ему наследовал его брат Гавриил (архиепископ в 1186—1195 гг.).
              Вот такой,  расклад сил был в  Новгорода, на  начало  его осады  в  1170г.

            Также, для  полноты исторической  картины  событий конца 1169 - начала 1170г.г.  неподготовленному,  читателю,   необходимо хотя бы   кратко  рассказать  чем жила  Киевская Русь  в то далекое от нас время (838 лет  назад)  и что собой  представлял  князь А. Боголюбский?
           А он  был не просто рядовым, удельным,  суздальским князем, и только стал  Киевским великим  князем, но от  в русской   церкви  получил титул  «Святого, благоверного».

            Андрей I Боголюбский (около 1111—29 июня 1174) — сын Юрия Владимировича Долгорукого  и   половецкой   княжны,  дочери  хана  Аепы Осекевича.
            Домашнее имя Китай. Князь Вышгородский в 1149, 1156. Князь Туровский, Пинский и Дорогобужий в 1150—1151.
            Вопреки воле отца - Ю. Долгорукого,  занимавшего с 1149г. периодически 3 раза, Киевский  великокняжеский  престол,   покинул  дарованою   ему  вотчину  г.Вышгород  и с 1155 года  и  обосновался  во  Владимире.
             Содействуя  развитию  феодальных   отношений,  опирался   на   дружину, а также на владимирских  горожан; был связан с торгово-ремесленными  кругами Ростова и Суздаля.
             Юрий  Долгорукий не хотел признавать симпатий Андрея  Боголюского. к Ростовско-Суздальской земле: по требованию Юрия ростовцы и суздальцы целовали крест младшим сыновьям его Михаилу и Всеволоду, а Андрею., как старшему (старший брат Андрея. - Ростислав умер в 1150 г.), Юрий предполагал оставить Киев.  
              Но едва скончался Юрий Долгорукий  (умер в 1157 г.),  крестное   целование   было нарушено, ростовцы и суздальцы  "задумавше вси, пояша Андрея, сына его старейшего и посадиша и в Ростове на отни столе и Суждали, занеже белюбим всеми за премногую его добродетель, юже имяше преже к Богу и ко всем сущим под ним".
             Андрей  Боголюбский  впервые на  церковном поприще  отличился в 1155г. когда привез в Суздальскую землю икону Вышгородской Божьей Матери, получившую в последствии   название  Владимирской,  фактически   выкрав   ее  с  г. Вышгорода.
              Вот  как  это  описано  у  Н.И.Костомарова :
             «Была  в  Вышгороде  в женском  монастыре  икона  Св. Богородицы, привезенная из Цареграда,  писанная,  как   гласит  предание, Св. Евангелистом Лукою.
              Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место.
              Взять ее явно было невозможно,  потому, что жители не позволили бы этого.
              Андрей Боголюбский задумал похитить ее, перенести в суздальскую землю, даровать, таким образом, этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землею почиет особое благословение Божие.
              Подговоривши священника женского монастыря Николая и диакона Нестора, Андрей Боголюбский  ночью  унес  чудотворную икону из монастыря и вместе с  княгинею и  соумышленниками,  тотчас после того,  бежал  в суздальскую землю. История с кражей чудотворной  иконы  была  со временем замята.
              После смерти Ю. Долгорукого  ( в 1157г.)  Андрей  Боголюбский как старший  сын, стал князем владимирским, ростовским и суздальским. Вступил на престол в 47 лет.
             С 1159г.  Андрей  Боголюбский  упорно боролся за подчинение Великого Новгорода своей власти.  И одновремено  вёдет  сложную военную и дипломатическую «игру» среди князей  в Южной Руси. Которую можно  условно  назвать  «Изменения в политическом строе Киевской  Руси».
              В то время  как  все  русские  удельные  князья  до  Андрей Боголюбского добивались  Киевского великокняжеского  престола, А. Боголюбский,  впервые за историю Киевской  Руси,   изменил   порядок   княжеского  престолонаследия.
             «До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием  старшим  киевским  столом.  Князь, признанный старшим  среди  родичей, обыкновенно садился  в  Киеве;  князь, сидевший в Киеве, обыкновенно  признавался старшим   среди  родичей:  таков был порядок, считавшийся правильным.
               Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда.
               Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти. Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и её князь стал в небывалое к ней отношение.
            До сих пор князь, который достигал старшинства и садился на киевском столе, обыкновенно покидал свою прежнюю волость, передавая её по очереди другому владельцу.
            Каждая княжеская волость была временным, очередным владением известного князя, оставаясь родовым, не личным достоянием.
            Андрей, став великим князем, не покинул своей Суздальской области, которая вследствие того утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя, и таким образом вышла из круга русских областей, владеемых по очереди старшинства»
             Так же Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. В Ростовской земле было два старших вечевых города — Ростов и Суздаль.
              Андрей не любил ни того, ни другого города и жил в маленьком Владимире на Клязьме, где не были в обычае вечевые сходки.
             Желая править единолично Андрей погнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр.
            Стольным городом он избрал пригород Владимир на Клязьме, а жил большею частью в близлежащем от него Боголюбове. А. желал не только возвысить Владимир над старыми городами своего княжества, но и создать из него второй Киев.
            Почти сряду после избрания в князья А. заложил во Владимире (в 1158 г.) каменную церковь во имя Успения Пресв. Богородицы, одарил ее селами и дал десятину от стад и от торговых пошлин.
           Деятельность Андрея по отношению к южной Руси оценивается историками как попытка  «переворота  в политическом строе Русской земли».
          Около 1160г. А. Боголюбский  предпринял неудачную попытку разделить русскую церковь на две митрополии.
          За этими  событиями А. Боголюбский нре  забывает о Великом Новгороде. Когда в 1160 г. в Новгороде «сел» враждебный Андрею Святослав Ростиславич, он. послал сказать новгородцам:
         "Будь вам ведомо: хочу искать Новгорода добром и лихом".
          Эти грозные слова заставили новгородцев изгнать Святослава и принять в князья Андреева племянника Мстислава.  
          В следующем 1161 г. А. Боголюбский  помирился  с отцом Святослава, Ростиславом,  князем  Киевским,  и  по  уговору с ним посадил Святослава в Новгороде вопреки желанию новгородцев.
         В 1164  А. Боголюбский  совершил победоносный поход на волжских болгар.
         Ссора  между внуками  Мстислава Великого дала повод Андрею Боголюбскому вновь вмешаться в дела Южной Руси.
         В 1168 г. Мстислав Изяславич из Владимира Волынского занял Киев и посадил в Новгороде своего сына Романа.  Мстислав Изяславич претендовал на "старейшинство" среди князей. Но его домогательствам тотчас   воспротивились   двоюродные  братья  Ростиславичи  из Смоленска.
                В помощь Ростиславичам,  Андрей Боголюбский послал сына Мстислава с войсками. Это была сборная армия   11-ти  русских князей с их дружинами и ратью.
                Союзники призвали половцев и в 1169 г. взяли "копьем" (приступом) Киев. Два дня суздальцы, смоляне и половцы грабили и жгли "мати русских городов". Множество киевлян были уведены в плен.
                В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. Половцы же под конец подожгли Печерский монастырь.
             "Митрополия" Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. [1]
             «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая», после чего отдал Киев в удел своему брату Глебу, а сам, поселившись во Владимире Залесском принял титул «великого князя».
               А.Боголюбский  не пожелал сам жить в разореном   Киеве,  а отдал его младшему брату Глебу. Это пренебрежение к Киеву было тогда событием  первостепенной  политической  важности, показавшим, что центр русской  государственности  переместился на север, в область Верхней Волги.
                Разделавшись с Киевом, Андрей Боголюбский  последовательно,  хотел разделаться  и с  Великим Новгородом. где вопреки его воле княжил Роман.
               И вооруженый  конфликт  между  сборщиками податей,  был прекрасным поводом,  для начала  новой  войны  против Великого Новгорода.
            (конец   первой   части)

© Бровко Владимир, 16.11.2008 в 05:43
Свидетельство о публикации № 16112008054304-00083408
Читателей произведения за все время — 205, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют