Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 267
Авторов: 0
Гостей: 267
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Александр Пушкин и Фаддей Булгарин ч.2 (Очерк)


                                                            
          Ф.Булгарин после увольнения из армии, не смотря на боевые заслуги, находясь в крайне стесненных  жизненных обстоятельствах, в виду отсутствия всяческих средств  к  жизни в Санкт-Петербурге вначале перебрался в Варшаву,  а затем в Париж, где  и, надышавшись воздухом  свободной Франции, и вспомнив, что он  поляк, вступил во французскую армию Наполеона Бонапарта! Верне в состав          Польского легиона,  наемных войск Франции. После чего участвовал в походе  французской армии в Испанию. О посещении этой  страны Ф. Булгарин, потом оставил потомкам подробную книгу.
         История  же  Польских легионов  во Франции, а их было в разные исторические периоды  несколько, впервые началась в 1797г.  Но  комплекктовались  легионы  на идейной основе! Как добровольческие польские воинские формирования, создававшиеся в целях борьбы за восстановление независимости  Польши.
           В 1806—1807г.г.  Наполеон Бонапарт  создал 2 северных легиона (8 тыс. человек) под командованием генерала Ю. Зайончека и Г. Володкевича.
           Всего в 1797—1807 через Легионы  прошло около 35 тыс. человек, часть которых составила костяк польской армии герцогства Варшавского (1807—1814),  а часть осталась на французской службе (около 8 тыс. человек) в т. н. Польско-итальянском легионе.
            В 1812 г. Ф. Булгарин в составе Армии Герцогства Варшавского участвовал в походе французской армии в Россию. Легион в то время  входил  в корпусе маршала Удино, действовавшего в Литве и Белоруссии против графа Витгенштейна.
           В ходе  российской кампании Ф. Булгарин за боевые  заслуги  был награждён высшей наградой Франции орденом Почётного легиона, получил чин капитана.
            В 1814 г. во Франции был взят в плен и отправлен в Пруссию, откуда, после размена пленных, вернулся в Варшаву
             Этот факт историками  недостаточно  исследован и во все времена  использовался  противнками Ф. Булгарина для его дискредитации в русском дворянском обществе.
            Обвинения  основывались на то, что поскольку  Ф. Булгарин, будучи дворянином  и подданным  Российской империи  принимал участие в войсках противника, против русских войск, но за это небел, привлечен  ни к какой ответственности.
             О причине реабилитации Ф. Булгарина в России историками и историографами  не приведено в их трудах  никаких  данных.  Возможно,  была амнистия?
             Автору  удалось  разыскать  воспоминания очевидцев  разговора  императора Александра I c Ф. Булгариным. « В Грузине Булгарин был в августе 1824 г., по-видимому, в связи с хлопотами о разрешении издавать газету «Северная пчела».
             По слухам, ходившим среди петербургских литераторов, Александр I. «не так-то милостиво принял Фаддея.
Он сделал ему неожиданный вопрос: для чего в 1812 или 1813 году служил он против России?
  — «Малешенек  после  батюшки  остался», — отвечал Фаддей с лицемерною харею.
      "Вот как худо оставаться без родителей, — сказал  император, обратясь к какому-то мальчику,— попадешь в дурное сообщество и забудешь самые священные обязанности!"» (письмо А.Е. Измайлова к П.Л. Яковлеву от 5 ноября 1824 // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1978. Т. 8. С. 161 — 162; автор письма пересказывал слышанное им от // С 441 П.П. Свиньина)
         Но это было позже, а  вернувшись с  заграницы в 1816 г.  Ф. Булгарин возвращается в  Санкт-Петербург, но не найдя  применения своим силам и талантам  затем переехал в г.Вильно.
Там управлял близлежащим имением своего дяди и тут  начал публиковаться, в основном анонимно, на польском языке, в виленских периодических изданиях «Dziennik Wileński», «Tygodnik Wileński», «Wiadomości Brukowe».
           Интенсивно общался с местными либеральными польскими литераторами и преподавателями Виленского университета, входившими в Товарищество шубравцев («бездельников»; 1817—1822).
           В январе 1819 г. Ф. Булгарин стал даже его почётным членом; после отъезда из Вильно поддерживал с шубравцами тесные контакты.
В 1819 г. Булгарин окончательно селится  в Санкт-Петербурге, где  заводит  связи в столичных  литературных  кругах. Тут он  познакомится с Н. М. Карамзиным (1819), Н. И. Гречем (1820), К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым и Н.   А. Бестужевым, В. К. Кюхельбекером, А. С. Грибоедовым, А. О. Корниловичем с которыми у него устанавливаются  дружеские и деловые отношения.
          В Санкт-Петербурге  развернулась его  официальная литературная и издательская деятельность.
          В 1819—1820 гг. анонимно или под криптонимом публикует стихи, очерки, воспоминания в петербургской газете на польском языке «Ruski inwalid czyli wiadomości wojenne» (польская версия «Русского инвалида»; (1817—1821) .
           В 1820 г. появляются первые публикации Булгарина на русском языке (обозрение польской словесности в «Сыне отечества»), вступает в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».
          На первых порах активно пропагандирует  польскую культуру, пишет статьи по истории и литературе Польши, переводит польских авторов. Печатает "Краткое обозрение польской словесности" и "Избранные оды Горация",


           Участвует  в выпусках альманаха «Полярная звезда». Писал статьи, военные рассказы, путевые записки, очерки, сказки, исторические повести и романы.
             Вершина литературной карьеры Булгарина — роман «Иван Выжигин» (Санкт-Петербург, 1828)  который стал первым в России бестселлером (всего было продано более десяти тысяч экземпляров).
Роман «Иван Выжигин» был настолько популярен, что, по желанию читателей, Фаддей Венедиктович написал его продолжение «Пётр Иванович Выжигин» (Санкт-Петербург, 1831).
           Именно завистью к своему успеху у читающей публики он объяснял злобу со стороны собратьев по перу, таких как Пушкин, Лермонтов и других.
Вот примеры такой  конструктивной критики. По выражению В.Г.Белинского «успех… только минутный», так как при своем появлении в некоторой мере отвечали потребности русского общества в повестях и романах из русской жизни.
         А.С. Пушкин заметил: "Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию: и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных".
           Но была и еще одна причина «ненавидеть» Ф.Булгарина отдельными представителями «золотой»дворянской  молодежи, к коим  можно смело причислить   молодого А.Пушкина и  не менее  юного и дерзкого  М.Лермонтова,  был  факт службы Ф.Булганина попеременно в двух войсках, враждебных друг другу, не только в военном плане, а и идеологически,  должен был и являлся  в глазах русских дворян позорящим Ф.Булгарина на всю его жизнь.
           И  Ф. Булгарину   пришлось, до конца своей  жизни, вести  свою последнюю и главную войну – литературную.
Ф.Булгарина о  своих литературных противниках отзывался так :
«Не знаю никаких партий, ни личностей в литературе, я  без робости иду по избранному мною пути, принимая охотно и с благодарностью советы и замечания и смеясь от чистого сердца эпиграммам, хотя  бы они  были  написаны лично для меня»
          Второй   важной, но уже боле скрытой  причиной нападок  на Ф. Булгарина  было, то, что с его появлением в Санкт-Петербурге, он заявил о себе как  новатор журналист,  удачливый  в делах и финансовых оборотах, от реализации своей печатной продукции.
           Ф. Булгарин  привлекал читателей  и  в целом образованное  часть российского общества, тем, что уде с самого начала  литературной карьеры ориентировал свои труды на массового читателя и коммерческий подход к литературе.
          Такой подход  был для того времени  новацией, но большинством  литераторов из дворян  воспринимался негативно.
Сами же статьи и др. работы Ф. Булгарина  в отличии от  других  литераторов  отличались занимательностью материалов,  нравоописательностью и полемической заостренностью.
Вот пример заслуженной оценки: Александр Бестужев-Марлинский в статье «Взгляд на старую и новую словесность в России» (1823) отзывался о нём так:
Булгарин, литератор польский, пишет на языке нашем с особенной занимательностью.
         Он глядит на предметы с совершенно новой стороны, излагает мысли свои с какой-то военной искренностью и правдой, без пестроты, без игры слов.
          Обладая вкусом разборчивым и оригинальным, который не увлекается даже пылкой молодостью чувств, поражая незаимствованными формами слога, он, конечно, станет в ряд светских наших писателей.
           Как литературный критик Б. выступал против А.С.Пушкина, Н.В.гоголя, В.Г.Белинского и реалистического направления 30-40-х годов, которое он назвал в одной из своих полемических статей натуральной школой («Северная пчела», 1846, № 22, с. 86).
И они как мы видим,  отвечали ему  своими нападками!
             Издательская  деятельность:
В 1822 г. Ф. Булгарин начал издавать петербургские журналы:
«Северный архив» (1922г.)
«Литературные листки» (1823г.)
Альманах «Полярная звезда» (1823-1825г.г.)
        Автобиографическая книга « Воспоминание об Испании» 1824г.
Ф.Булгарину  так же принадлежит слава первого издателя русского театрального альманаха «Русская Талия» (1824г.)
В этом альманахе  был впервые  опубликованы отрывки  из «Горе от ума» Ф.Грибоедова, а затем Грибоедов полностью доверил эту  работу Булгарину «Горе мое поручаю Болгарину. Верный  друг Грибоедов. 5 июня 1825г.»
Литературная  карьера  Ф.Булгарина  как  мы  видим,  развивалась  стабильно и успешно.
           Наибольшую я бы  сказал всероссийскую известность он приобрел как издатель полуофициальной  газеты « Северная  пчела.  Газета сначала выходила три раза в неделю, а потом и ежедневно! Что для того времени было большим успехом.
           И что особенно важно,  с позиций  дня сегодняшнего Ф. Булгарин  первым стал  размещать в своих издания  рекламу. Делалось это в  форме  помещения  различных  фельетонов,  описывая  которые  редакция  рекламировало то или иное торговое заведение или ресторан! Получая за это  «немалые деньги»!
          В 1822—1829 гг. издаёт журнал «Северный архив» (с 1825 г. совместно с Н. И. Гречем) и выпускаемые в качестве приложения к нему «Литературные листки» (1823—1824), в 1825—1839 гг. соредактор и соиздатель Греча по журналу «Сын отечества», с 1829 г. объединённого с «Северным архивом» и выходящего под названием «Сын отечества и Северный архив».
Основным девизом  Ф. Булгарина были слова : «Лучше писать, что немецкий сапожник  расквасил себе рыло, чем догадки и рассуждения о судьбах царств!»
        Тиражи  «Северной  пчелы» доходили  до 10 000  экземпляров, а годовая подписка на составляла 50 рублей! Особой популярностью  газета пользовалась у чиновников. Один из современиков Булгарина писал: « что провинциальные чиновники ничего не читают кроме « Северной  пчелы», в которую веруют как в Священное писание».
          Так же литературные противники Ф. Булгарина (других у Ф. Булгарина  небыло, ибо он  не  гулял и не соблазнял чужих жен и невест как А.Пушкин, навоевавшись, не участвовал в  движении декабристов и  был, как бы  было уместно сказать примерным и законопослушным гражданином)  неофициально утверждали, что после поражения декабристов  в 1825г., с созданием императором Николаем I  так называемого «III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии» Ф. Булгарин  стал сотрудничать  со служащими этой тайной политической полиции, намекали на то,  что Ф. Булгарин  стал « осведомителем».
         Но  довести факт сотрудничества Ф. Булгарина  с тайной полицией, не удалось ни него современникам, ни другим историкам, в том числе и в советское время, когда   эти архивы   впервые были открыты.
         В заслугу  Ф. Булгарина можно отнести и тот факт, что он стал первым  русским  писателем-фантастом. Опередив  в этом  наверно самого Жуль Верна.    Читатель сам сможет, убедится,  ознакомившись со списком самых известных  работ  Ф. Булгарина.
       Произведения
       Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в ХХIX веке (1824)
Фантастически-утопический очерк Булгарина "Правдоподобные небылицы, или Странствования по  свету в двадцать девятом веке" (1824) считается первым в русской литературе описанием путешествия во времени.
Невероятные небылицы, или Путешествие к средоточию Земли (1825)
Громкую славу и коммерческий успех принес Б. его нравоописательный, авантюрный роман Иван Иванович Выжигин (1828) В 1829 году издал роман Иван Иванович Выжигин, являющийся первым в русской литературе романом, послужившим также предшественником "Мёртвых душ", "Двенадцати стульев" и других т.н. плутовских романов.
Петр Иванович Выжигин" (4 ч., Спб., 1831);

Сцена из частной жизни в 2028 году (1828)

Эстерка (исторический роман; 1828)

Мазепа (исторический роман; 1834)

Дмитрий Самозванец (исторический роман; 1830)
Романы Б. «Дмитрий Самозванец» (1830), «Мазепа» (ч. 1-2, 1833-1834) по мнению соотечественников, носят псевдоисторический характер и изобилуют мелодраматическими эффектами.
Но хочется спросить: «А как  сейчас пишут  сегодняшние писатели? И не считается  ли псевдоисторизм в погоне за сенсацией и мелодраматические  эффектами  ключами к  успеху современных литераторов?

Воздушный шар Архипа Фаддеича, или Утешение в горестях (1830)

Дух-фон Визина на нижегородской ярмарке (1834)

Где раки зимуют (1836)

Отрывок из статистических и этнографических записок, ведённых глухо-немо-слепым путешественником во время пребывания его в безымённом городе, лежащем в неоткрытой поныне стране (1836)

Разговор в царстве мёртвых (1836)

Похождения Митрофанушки на Луне (1837)

Издал под своим именем сочинение Дерптского профессора Н. А. Иванова: "Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях" (6 ч., Спб., 1837),
Памятные записки Чухина (1841)

Беглая мысль (1842)

Метемпсихоза, или Душепревращение (1842)

Путешествие к антиподам на Целебный остров (1842)
Письмо жителя кометы Белы к жителям Земли (1843)

Письмо жителя кометы Белы к тому же самому жителю Земли (1843)

Предок и потомки (сатирическая повесть; 1843)

         Первые сибирские воздухоплаватели (1845)
       В целом можно  сказать, что  Булгарин. был автором многочисленных сочинений ( всего 173 тома, к-рые были им "написаны и изданы.
             Одновременно с литературными занятиями, Булгарин. Служил с 1826г по 1831г.г.  сначала в министерстве народного просвещения, потом –с 1844  получает должность члена-корреспондента  специальной комиссии конозаводчества, с которой  увольняется  в генеральском чине – действительно  статского советника!
              Литературная его деятельность прекратилась в начале 1857 г., а  умер он 1 сентября 1859 г. на своей даче "Карлово", близ Дерпта. Полное собрание его сочинений вышло в 7 частях в Спб.,
         1839 - 44. Биография, написанная его многолетним сотрудником Н. Гречем - в "Русской Старине"1871 г.
   О себе на конец  жизни Ф. Булгарин  сказал так :» Могу сказать, в глаза зависти и литературной  вражде, что все грамотные  люди в России  знают о моем существовании! Много сказано, но это сущая, правда!»
Но кто же перекрыл славу Ф. Булгарина как писателя и журналиста в русской литературе? Этого человека звали В. Г. Белинский

Краткая справка: В.Г. Белинский 30.5(11.6).1811, Свеаборг, - 26. 5(7.6). 1848, Петербург. Русский литературный критик, публицист.
Отец Белинского. - флотский лекарь, затем уездный врач.
       В 1816 семья переехала в г. Чембар (ныне г. Белинский) Пензенской губернии.
          В 1822-24 Б. учился в Чембарском уездном училище, в 1825-28 в Пензенской гимназии (не окончил).
           В 1829 поступил на словесное отделение Московского университета. Участвовал в студенческом литературном "Обществе 11 нумера", читал здесь свою антикрепостническую романтическую драму "Дмитрий Калинин", чем навлек на себя гонения.
          В 1832 был исключен из университета.
          В 1831   заявил  впервые о себе как  критик. В журнале "Листок" Б. опубликовал стихи "Русская быль" и рецензию на "Бориса Годунова" А. С. Пушкина.
          Писал он и о Ф. Булгарине, что  тот « не имея  фантазии, вовсе чуждый дара творчества.. заменил целью  художество, сатирою- верность действия, карикатурою характеры и образы».
И если до 1917 года  мало считались с мнением В.Белиского, то после прихода  коммунистов к власти имя В. Белинского было взято на вооружение  советской пропагандой.
И раз В. Белинский  писал, что это плохо, значит  это плохо.
А  Ф.Булгарин   еще и с великим А. Пушкиным  конфликтовал, так тем более гад и стукач! И все  книги и память о Ф. Булгарине была спрятана  в  спецхраны! До 1991года!
          Напомню, что в СССР с конца 1970г. существовала  проблема с выпуском художественной литературы. И вот в это время издательство «Художественная литература» издает произведения Виссариона Белинского в девяти томах тиражом в 100 тыс. экземпляров! Каждый том его критических произведений выходил в объеме 900—1000 стр. .
           Эта работа не место для рассказа обо всех  думах и мыслях  В. Белинского, но несколько  объективных  штрихов  о его деятельности, образе жизни и прогнозах о судьбе   рецензуемых  произведений, и предсказаний  будущего того или иного автора,  не помешают читателю понять отношение Белинского к критике.
            Из воспоминаний  молодого М.Бакунина о молодом В.Былинском? Для  тех, кто не знает кто такой  М. Бакунин  справка
Михаи́л Алекса́ндрович Баку́нин (30 мая (18 мая) 1814 года, село Прямухино Новоторжокского уезда Тверской губернии, Российская Империя — (1 июля (19 июня) 1876 года, Берн, Швейцария) — русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества.
           «Бакунин признался Белинскому, что в молодые годы был подвержен плотской слабости и занимался онанизмом.
Белинский не стерпел и доказал Бакунину, что превзошел его даже в нравственном падении: " Итак, узнай то, что я так упорно ото всех скрывал, вследствие ложного стыда и ложного самолюбия - я был онанистом и не очень давно перестал им быть - года полтора или два».
         Время по - своему расставляет исторические персонажи. Виссарион Белинский предсказывал Петру Павловичу Ершову бесславный конец!
           Справка: (1815 - 1869), уроженец Сибири; образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии.
Печатал стихотворения в "Библиотеке для Чтения" Сенковского и в "Современнике" Плетнева .
        Известность доставила Ершову сказка "Конек-Горбунок", написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 т. "Библиотеки для Чтения" 1834 г., с похвальным отзывом Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин , читавший ее в рукописи. "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить", - сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым - говорил он - Ершов "обращается как с своим крепостным мужиком".
         Вслед затем она вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала 7 изданий;
А В. Белинский  пишет: « что его сказку " Конек - Горбунок " забудут вскоре после издания, зато другие произведения будут помнить десятилетия». И что же сказку Ершова  дети читают с интересом и сейчас!
          Особо стоит оношение В. Белинского к писателям украинцам, так и вообще к  украинскому  народу.
           В. Белинский не признавал украинцев как народ, последними словами поносил казаков, Тараса Шевченко.
Раскроем «Статьи о народной поэзии». Читаем:
          «Что же касается до малороссиян, то смешно и думать, чтоб из их, впрочем, прекрасной, народной поэзии могло теперь что-нибудь развиться: из нее не только ничего не может развиться, но и сама она остановилась еще со времен Петра Великого; двинуть ее возможно только тогда, когда лучшая, благороднейшая часть ее малороссийского населения оставит французскую кадриль и снова примется плясать тропака и гопака, фрак и сюртук переменит на жупан и свитку, выбреет голову, отпустит оселедец, — словом, из состояния цивилизации, образованности и человечности (приобретением которых Малороссия обязана соединению с Россией) снова обратится к прежнему варварству и невежеству...
Племя может иметь только народные песни, но не может иметь поэтов, а тем менее великих поэтов: великие поэты являются только у великих наций».
«Содержание «Тараса Бульбы» взято из сферы народной жизни,.. вся повесть, исключая разговоров действующих лиц, написана литературным языком, каким никогда не может быть язык малороссийский, сделавшийся теперь провинциальным и простонародным наречием».
         В каждом томе современные русские составители вместили подробный комментарий. На эти украиноненавистнические высказывания Белинского на ст. 605 четвертого тома даются следующие пояснения:
          «Обстоятельства, непосредственно связанные с бескомпромиссной борьбой критика против доктрины «официальной народности», обусловили чересчур категорическое отношение Белинского к украинскому языку и литературе. К тому же малая изученность этой проблемы в теоретическом плане лишила критика возможности опереться на авторитетные исследования».
           А вот рецензия Белинского  в 1841 г.  на работу украинского поэта и писателя Е.Гребинка:
             «Малороссийский язык действительно существовал во времена самобытности Малороссии и существует теперь — в памятниках народной поэзии тех славных времен. Но еще не значит, чтоб у малороссиян была литература: народная поэзия еще не составляет литературы»;
            «Теперь чистый малороссийский язык находится преимущественно в одних книгах. Следовательно, мы имеем полное право сказать, что теперь уже нет малороссийского языка, а есть областное малороссийское наречие..
              А малороссийское наречие одно и то же для всех сословий — крестьянское. Поэтому наши малороссийские литераторы и поэты пишут повести всегда из простого быта и знакомят нас только с Марусями, Одарками, Прокипами, Кандзюбами, Стецьками и тому подобными лицами...
            Жалко видеть, когда и маленькое дарование попусту тратит свои силы... Хороша литература, которая только и дышит, что простоватостию крестьянского языка и дубоватостию крестьянского ума!»
              Далее, рецензия Белинского на труд Николая Маркевича «История Малороссии», т.5, :
               «Малороссия никогда не была государством, следовательно, и истории, в строгом значении этого слова, не имела... Малороссияне всегда были племенем и никогда не были народом, а тем менее — государством. Казаки знали в жизни только два рода наслаждения: резню и горилку».
              Письмо к критику Анненкову (т.9, стр. 689):
«Наводил я справки о Шевченке и убедился окончательно, что вне религии вера есть никуда негодная вещь.
Вы помните, что верующий друг мой (Бакунин. — Г.М.) говорил мне, что он верит, что Шевченко — человек достойный и прекрасный.
         Вера делает чудеса, творит людей из ослов и дубин, стало быть, она может и из Шевченки сделать, пожалуй, мученика свободы.
           Но здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца, а сверх того, горького пьяницу, любителя горилки по патриотизму хохлацкому.
Этот хохлацкий радикал написал два пасквиля — один на государя императора, другой — на государыню императрицу.
           Я не читал этих пасквилей, и никто из моих знакомых их не читал (что, между прочим, доказывает, что они нисколько не злы, а только плоски и глупы), но уверен, что пасквиль на императрицу должен быть возмутительно гадок по причине, о которой я уже говорил. Шевченку послали на Кавказ солдатом.
           Мне не жаль его, будь я его судьей, я сделал бы не меньше. Я питаю личную вражду к такого рода либералам...»
             Критик не читал произведений Шевченко! Потому что не умел читать на «малороссийском наречии».
            Но утверждал, что Шевченко «осел, дурак и пошлец». Одним словом,  ценный  кадр  для советского агитпропа «критика» их критики тоже не читали осуждаемых  работ, опальных  писателей.
            И в  заключение  еще  одна «рецензия  « В. Белинского  уже о М. Лермонтове. (т.9, стр. 476):
             «Вот тебе несколько новостей: М. Лермонтов убит наповал, на дуэли.           Оно и хорошо: был человеком беспокойным и писал хоть хорошо, но... безнравственно». «Оно и хорошо», что убили великого русского поэта, злорадствовал  В. Белинский.  Это «критик»  рецензировал произведения, не читая их и признан  великим критиком!
         И как же можно после  этого верить его оценкам, данным    150 лет спустя, в том числе и о работах Фаддея  Булгарина?.
             (конец 2 части)

© Бровко Владимир, 22.10.2008 в 02:19
Свидетельство о публикации № 22102008021934-00081497
Читателей произведения за все время — 378, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют