– духовная цитадель русских эмигрантов
ч.4
Тихая, рамереная жизнь монахинь Свято-Богородического Леснинского женского монастыря продолжала вплоть до 17 мая 2007г.
В этот день был подписан «Акт о каноническом общении Русской Православной Церковью Зарубежом и Русской Православной Церковью Московского Патриархата».
Принятие этого решения буквально взорвали тихую, размереную, устоявшуюся за 80 летний период , жизнь православных в Западной Европе и Севрной и Южной Америке.
И существенно повлияла на жизнь и дальнейшее развитие Леснинского монастыря, поскольку монахини во главе с игуменьей Макриной не признали этот документ, и вышли из РПЦЗ.
Чтобы неподготовленный читатель мог понять логику действий Леснянских сестер, надо в качестве дополнительной информации, что такое РПЦЗ и другие православные конфесии за границей Российской Федерации? И как русское православие «дожилось» до такого разброда и шатания?
Итак, Русская Православная Церковь заграницей (слитное написание заграницей — в соответствии с уставными документами РПЦЗ) — с 17 мая 2007 года самоуправляемая часть Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Возникла в 1920-е годы как русская православная эмигрантская церковная организация, вышедшая из административного подчинения Московскому Патриархату вследствие революции 1917 в России и гражданской войны; объединяла ряд епископов Православной Российской Церкви, оказавшихся в изгнании и эмиграции, которые не пожелали подчиниться Временному Патриаршему Синоду во главе с митрополитом Сергием (Страгородским), считая его несвободным в своих решениях в условиях атеистических и политических гонений на церковь и находящимся в порабощении у большевистского режима.
В СССР рассматривалась властями и официальной пропагандой как контрреволюционная, антисоветская монархическая «эмигрантская религиозно-политическая группировка»; в литературе Московского Патриархата обычно именовалась «карловацким расколом».
Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте.
Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, сергианство, экуменизм. Всегда с крайней враждебностью относилась к «латинству» (римо-католичеству).
В послевоенные годы в богословии и идеологии РПЦЗ получила развитие концепция катехона; роль «Удерживающего» в смысле веры, отводилась преимущественно русским царям, что послужило одним из обоснований для канонизации в РПЦЗ ( первыми в православии!) последнего русского монарха в 1981 году.
В РПЦЗ были переработаны традиционные принципы канонизации в лике мучеников — первоначально, бежавшим из СССР протоиереем Михаилом Польским, который, исходя из признания «советской власти» в СССР по существу антихристианской, полагал «новомучениками российскими» всех православных христиан, убиенных представителями государственной власти в СССР и Советской России; притом, согласно такой трактовке, христианское мученичество смывает с человека все ранее бывшие грехи.
И вот 17 мая 2007г., после длительных и зачастую тайных переговоров, от основной массы прихожан зарубежной церкви, в московском Храме Христа Спасителя Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ, гласящий, что «Русская Православная Церковь Заграницей пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
Но все красиво и празднично выглядело только в официальных отчетах РПЦ, а в действительности среди православных ранее числившихся за РПЦЗ начался массовый отток в другие самостоятельные церковные объединения и организации. Причем «уходили» не только рядовые прихожане, а митрополиты, епископы и прочий церковный клир
Вот характерные примеры:
Украина. Правящий архиерей Таврической и Одесской епархии РПЦЗ епископ Агафангел (Пашковский) и ряд клириков отказались признать вхождение в состав Московского Патриархата, в связи с чем, епископ Агафангел был запрещён в служении Архиерейским Синодом РПЦЗ.
15 июня 2007 официально было распространено Заявление епископа Ирийского Даниила, викария Председателя Архиерейского Синода, окормляющего единоверцев, гласящее, что епископ Даниил полагает «союз с Московской Патриархией пока что преждевременным»; Сам же Даниил говорил следующее:
«Я всегда приветствовал улучшение отношений между Русской Православной Церковью Зарубежной и Московской Патриархией, но я не сторонник объединения нашей церкви с Московской Патриархией.
Мы были независимыми около восьмидесяти лет, и у нас есть новая миссия: сделать Православие доступным людям Рассеяния и приобщить к Православию новых обращенцев. В то время, как Московская Патриархия может признать нашу независимость я опасаюсь, что они могут ее уничтожить и захватить нас полностью.
Некоторые из тех, кто против такого объединения говорят, что Московская Патриархия лишена благодати или Апостольского преемства, но я никогда этого не говорил. Однако я нахожу союз с Московской Патриархией пока что преждевременным.
Если нам предстоит быть захваченными и подчиненными Москве, то я предпочитал бы окончить свою жизнь прежде этого».
Говоря современным языком, епископ Данил прямо обвиняет РПЦ Московского Патриархата, в рейдерском захвате РПЦЗ, после узких кулуарных переговоров с высшими чинами РПЦЗ и отказывается этот факт признать и подчинится.
Часть православных приходов, отвергших Акт, перешли в юрисдикцию греческой Архиепископии Константинопольского Патриархата и Русской Истинно-Православной Церкви (Лазарь (Журбенко)). В том числе и монахини Леснянского монастыря, но об их точке зрения будет далее.
Другая часть приходов, отвергших Акт, созвала собрание своих представителей, на котором определила состав Временного Высшего Церковного Управления Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ) во главе с епископом Агафангелом (Пашковским)
Как отмечают сами клирики РПЦЗ, после Акта смысл существования РПЦЗ как административно обособленной структуры в рамках РПЦ становится совершенно неясен, а ситуация с течением церковной жизни в Северной Америке, где существует признаваемая Московским Патриархатом и некоторыми иными Церквами в автокефальном статусе Американская православная церковь, противоречит каноническим нормам и обычаям.
В интервью, опубликованном 14 мая 2008 года, нареченный Первоиерарх РПЦЗ Илларион (Капрал) признал, что к сожалению, у некоторой части клира и паствы нет доверия к иерархам Русской православной церкви.»
Но кроме РПЦЗ, в Противовес сталинской РПЦ в самом СССР существовала и Катакомбная церковь.
Катакомбная церковь это собирательное название тех представителей российского православного духовенства и православных общин, которые в 20-е годы XX века вышли из-под юрисдикции Московского патриархата, обвинив его в сотрудничестве с советскими властями, и заняли нелегальное положение.
Основатели Катакомбной церкви
Среди основателей Катакомбной Церкви традиционно выделяют митрополита Иосифа (Петровых), архиепископов Феодора (Поздеевского) и Андрея (Ухтомского).
Вокруг них сформировались, соответственно, движения «иосифлян», «даниловцев» и «андреевцев», состоявшие из части архиереев, духовенства и мирян, не признавших Декларацию митрополита Сергия 1927 года о лояльности церкви по отношению к советской власти. Так же «истинно-православные» часто называли себя «тихоновцами», по имени патриарха Тихона, не признавшего советской власти.
Социальную основу его составляли крестьяне -единоличники, отказавшиеся вступать в колхозы и, как правило, подвергавшиеся раскулачиванию и ссылке в Сибирь. Подавляющее большинство единоличников исповедовали взгляды «истинно-православных» и находились под влиянием катакомбного священства и проповедников.
Общим во взглядах различных катакомбных групп было стремление их членов как можно меньше контактировать с советским обществом и государством. Катакомбная церковь очень напоминала раннее старообрядчество.
Священников, не признававших Декларацию митрополита Сергия, продолжали репрессировать, они не могли легально осуществлять церковные службы.
В результате собрания проходили подпольно, в условиях строгой секретности. Преследования «истинно-православных» продолжались с разной интенсивностью все годы Советской власти — прежде всего в годы коллективизации, сталинизма, а затем в 60-х годах, после хрущевского указа 1961 года о борьбе с тунеядством.
По нему были сосланы и посажены тысячи «истинно-православных», отказывавшихся официально устраиваться на работу (и, как правило, работавших по договорам). Де-факто кампания по борьбе с тунеядством и была направлена, прежде всего, против разного рода раскольников (от старообрядцев до баптистов).
В 1961—1962 годах были арестованы почти все активные члены «катакомбных» общин.
На ссылке большинство «истинно-православных» продолжали отказываться от официального трудоустройства, что вело к суду и отправке в лагерь.
Там отказ от работы, как правило, приводил к фактически бессрочному заключению в карцер — что привело к гибели множества людей.
К началу 70-х годов большинство оставшихся в живых «истинно-православных» вышли на свободу — однако движение было обескровлено.
К 1990-м годам не осталось в живых ни одного «катакомбного» архиерея, чьё преемство восходило бы к епископату указанных общин и не подлежало бы сомнению.
Однако и смысла в секретном положении уже не было. Когда гонения полностью прекратились, все адекватные церковные «катакомбники» вышли из тени и открыто исповедовали Православие.
Сохранившиеся же «катакомбники» примкнули к другим юрисдикциям (в основном к РПЦ МП и к РПЦЗ), некоторые существуют на акефальном положении.
Сегодня большая часть «катакомбных» общин не связана друг с другом и какими-либо зарегистрированными церквями, объединяясь лишь вокруг своих наставников.
Общая численность «катакомбных» общин в РФ сейчас на 2008 год, насчитывает несколько тысяч человек.
В настоящее время к Катакомбной церкви себя относят: Русская Катакомбная Церковь Истинно Православных Христиан, Российская православная автономная церковь, Истинно-православные христиане-федоровцы, Русская Истинно-Православная Церковь, Российская Автокефальная Истинно-Православная Церковь, Истинно-Православная Катакомбная Церковь, Истинно-Православная Церковь (Московская митрополия), Российская Истинно-Православная Церковь (Московская архиепископия), Православная Российская Церковь (Истинно Православная Церковь), Православная Российская Церковь (Высшее церковное управление), Апостольская Православная Церковь и ряд других общин.
Исторически, большинство из них не являются «катакомбниками», так как преемственно связаны либо с РПЦЗ, либо с различными группами, отколовшимися от Московского Патриархата.
Также, о своей подлинной преемственности от оригинальной Катакомбной церкви заявляет Русская Катакомбная Церковь Истинно Православных Христиан, однако факт её преемства от «андреевских» иерархов ставится под сомнение представителями некоторых остальных юрисдикций. Представители РКЦ ИПХ считают это клеветой и высказывают аналогичные обвинения в адрес своих оппонентов.
Вот на фоне таких непростых политических событий появилось и заявление Леснинских сестер.
«Заявление сестер Леснинского Свято-Богородицкого монастыря РПЦЗ о переходе монастыря под омофор РИПЦ»
19.04/02.05.2007г.
Дорогие о Господе благодетели и друзья нашего монастыря! Христос Воскресе!
Оповещаем Вас, что под праздник Преполовения, 19.04/02.05.2007г., наш монастырь принят под омофор Русской Истинно-Православной Церкви.
Начиная с вечерни праздника мы поминаем Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского, Председателя Архиерейского Синода, как нашего правящего архиерея.
Многим из вас хорошо известно наше несогласие с объединением РПЦЗ и Московской Патриархии и наше нежелание следовать такому пути. Наше решение было принято не легкомысленно, но после долгого размышления, со многим советом, после многих молитв, скорбей и слёз.
Искренне и от всего сердца благодарим всех многочисленных друзей и доброжелателей, самых разных направлений, из самых разных юрисдикциях, выразивших нам в эти последние месяца поддержку и пытавшихся помочь нам прийти к правильному решению в избрании нового пути для монастыря. Мы понимаем, что наше решение может быть неприемлимым для вас.
Просим вас поверить, что мы поступили по совести, что по другому решить не могли, чтобы не предать наше прошлое и наших покровителей, учителей и предшественниц.
Мы никого за собой не зовём, никого не осуждаем, никого не считаем "безблагодатными" или "вне Церкви". Наше время действительно сложное и лукавое и очень трудно безпристрастно разобраться и в чем-нибудь определиться, и мы не считаем себя вправе судить тех, кто решили эти вопросы по другому. Большинство сестёр поддержало наше решение. Никого не принуждали к этому. И сёстрам, решившим иначе, мы поможем устроиться в других монастырях.
Некоторые из вас выражали опасения о той или иной юрисдикции, обращая наше внимание на недостатки, ошибки или нарушения различных иерархов.
Поясняем, что мы выбирали не архиереев лично симпатичных нам, но Церковный Организм и Путь, наилучшим образом и наиболее последовательно хранивший и продолжавший учение и традиции РПЦЗ.
Одновременно со слухами о нашем неприятии соединения с Московской Патриархией в последние месяцы ходили слухи о немедленном переезде монастыря в Россию.
Действительно, со времени появления наших приходов в России и поступления к нам сестёр из России, мы начали думать о возможности открытия там подворья и предпринимали шаги в этом направлении.
Об этом молились и мечтали наши матушки, сознательно сохранив наш монастырь русским, с церковнославянским богослужебным языком и традициями, и мы надеемся в будущем открыть хотя бы маленький скит в России.
С другой стороны, мы сознаём весь риск и все опасности, связанные с жизнью и устройством какого-либо дела в современной России, особенно для неопытных инностранцев, и никак не думаем бросать всё в Провемоне и насильно везти сестёр в неведомый край.
Мы намерены продолжать нашу монашескую жизнь в стенах нашей обители по мере наших сил и возможностей.
Многим известны сложности, связанные с юридическим оформлением нашего имения. Храм, дома и земля в Провемоне официально принадлежат т.н. "Обществу Друзей", в котором состоят духовенство и миряне разных юрисдикций: все, кроме сестёр монастыря. Мы не исключаем, что наш пребывание в ИПЦ может привести к притязаниям на это имущество, к тяжбам, к юридическим и финансовым неприятностям.
Многие адвокаты и нотариусы неоднократно нас уверяли, что, так как монастырь в течение многих лет платил налоги на недвижимость от своего имени и на свои средства содержал имение, оно фактически принадлежит нам и выселить нас невозможно. Но, конечно, неопределенное положение волнует сестёр, и мы просим вашей поддержки и ваших молитв.
Со дня своего основания, в инославной среде, на окраинах России, наш монастырь был открыт для всех, искавших истину и путь к Богу, и таким монастырём, Бог даст, останется навсегда.
Все паломники к нашим святыням, в первую очередь к нашему чудотворному образу Леснинской Божией Матери всегда будут желанными гостями, и всех мы готовы принять по мере возможностей и в соответствии с нашим монашеским уставом.
В вопросах об участии в нашей богослужебной жизни и в церковных таинствах мы будем руководствоваться указаниями наших архиереев.
В новых условиях наша жизнь неизбежно изменится. Мы не знаем, сможем ли мы служить Божественную Литургию каждый день, так как пока только один о. иером. Евфимий (Трофимов) остаётся с нами.
Мы намерены продолжать совершать весь богослужебный круг, но вынуждены будем считаться с меньшим количеством сестёр и с необходимостью обеспечивать монастырь материально. Финансово монастырь достаточно обеспечен, но пожертвования всегда являлись большим подспорьем, и мы совсем не знаем, на какую помощь и пожертвования мы можем надеяться в будущем.
Когда женская обитель в Сан Франциско отделилась от РПЦЗ, сестёр обвинили в похищении средств, пожертванных именно на м онастырь Зарубежной Церкви, а не на них лично.
Мы смеем надеяться, что нам жертвовали с желанием поддержать монашествующих, независимо от их юрисдикционной принадлежности.
Смиренно просим Ваших молитв за нас на нашем новом пути. Вл. Мит. Филарет, считавший наш монастырь своей летней резиденцией, заповедал нам "хранить, что имеем".
Этот завет мы и стараемся исполнить. Недавно почивший Вл. Мит. Виталий, дважды созывавший архиерейские Соборы в стенах нашей обители, окончил свои дни в изгнании и нищете, и мы не страшимся подобной участи.
Ощущение всегдашнего Покрова Пресвятой Богородицы в Её святом образе, хранящееся у нас письмо св. прав. Иоанна Кронштадтского с обещанием не оставлять наш монастырь, явление свят. Иоанна Шанхайского смотрителю его часовнис напоминанием о необходимости помочь Лесне, недавнее известие об обретении нетленных мощей нашей основательницы, приснопамятной Игумении Екатерины, вселяют в наснадежду и укрепляют в вере о попечении и молитвах за нас на небе. Просим и ваших святых молитвах за нас грешных.
С глубокой благодарностью и всегдашней любовью о Господе,
Игумения Макрина с сестрами
А вот официальная реакция воссоединевшейся части РПЦЗ с РПЦ в 2007г. монахиням «бунтовщицам». Этот документ похож на развед. доклад, типа Юстас ( Штирлиц) – ЦЕНТРУ (НКВД-ГПУ-МГБ-КГБ г.Москва)
«СЕСТРЫ ЛЕСНИНСКОГО БОГОРОДИЦКОГО МОНАСТЫРЯ (РПЦЗ ЗАЯВИЛИ О ПЕРЕХОДЕ В ЮРИСДИКЦИЮ РИПЦ
Москва, 8 мая 2007 г.
2 мая 2007 г. насельницы Леснинского Богородицкого монастыря (Провемон, Франция) выступили с заявлением о переходе своей обители, находящейся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), в ведение так называемой Русской истинно-православной церкви (РИПЦ), главой которой является Тихон (Пасечник), именующий себя «архиепископом Омским и Сибирским».
Причиной перехода послужило нежелание сестер обители подчиниться решениям IV Всезарубежного Собора РПЦЗ (май 2006 г.) и Архиерейского Собора РПЦЗ (май 2006 г.) о восстановлении единства Поместной Русской Православной Церкви.
Леснинский Богородицкий монастырь основан в 1885 г. в местечке Лесна (современная Польша). После революции 1917 г. обитель была эвакуирована в Бессарабию, затем в Югославию, а в 1950 г. во Францию.
Главная святыня монастыря – Леснинская икона Божией Матери (XVII в.). В настоящее время обитель возглавляет игумения Макрина.
«Архиепископ Омский и Сибирский» Тихон (в миру Пасечник Леонид Алимпиевич), родился в 1948 г. в Казахстане. В 1970 г. окончил Харьковский инженерно-строительный институт.
С 1985 г. проживает в Омске. Был женат. Воцерковление его проходило в омской катакомбной общине. В 1993 г. овдовел.
В 1998 г. принял постриг в рясофор с именем Тихон и с одновременным рукоположением во иеродиакона. В 1999 г. епископом Ишимским и Сибирским Евтихием (РПЦЗ) рукоположен во иеромонаха и назначен в омский приход.
В 2000 г., после октябрьского Собора РПЦЗ, перешел в не признанную никем РИПЦ. (Иное название РИПЦ: «лазаревская» ветвь РПЦЗ (В) – самоуправляющееся объединение епархий РПЦЗ (В) в странах бывшего СССР; Синод РИПЦ создан в 2002 г. по благословению находившегося на покое первоиерарха РПЗЦ митрополита Виталия (Устинова; † 2006), в том же году отменившего свое решение.)
В 2002 г. Тихон (Пасечник) рукоположен во «епископа Шадринского» «архиепископом» Лазарем (Журбенко; † 2005), который к тому времени был запрещен в священнослужении Архиерейским Синодом РПЦЗ (1995).
В июне 2003 г. Тихон (Пасечник) стал «епископом Омским и Сибирским», в июле 2005 г. – главой РИПЦ»
А вот комментарий от пресс-центра РПЦЗ. Тут уж без военной выдержки и сухости.
Сами, находясь в разбрате, склоках и борьбе за имущество и пожертвования прихожан, в разрыве ранее единой РПЦЗ на «карманные» церкви, называется, отвели, называется «душу» обвинив леснинских монахинь почти во всех смертных грехах».
"В Церкви, и только в Церкви возможен подлинный, открытый, соборный диалог"
Епархиальный Совет Западно-европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей выступил с обращением по поводу перехода Леснинской обители в так называемую "Русскую истинно-православную церковь".
В обращении его авторы еще раз оповестили священнослужителей и паству Русской Православной Церкви Заграницей о том, что, "к великой скорби всех чад Русской Церкви, сестры Леснинской обители покинули ограду Церкви и ушли в раскол, присоединившись к полностью неканоничной группе – так называемой "Русской истинно-православной церкви со своим архиепископом Тихоном".
Печально, что их решение готовилось в молчании, отмечается в документе. ….
Епархиальный Совет призвал всех верных чад Русской Православной Церкви Заграницей горячо молиться о возвращении сестер Леснинской обители в лоно Матери-Церкви: "Пресвятая Дева, Чудотворная Икона Божьей Матери Леснинской оказывается теперь в плену нечестивых раскольников. Захват ими нашей любимой обители очевиден.
Переход в другую законную церковную "юрисдикцию" сопровождался бы отпускной грамотой от правящего архиерея
Но об этом не ходатайствовали ни игуменья монастыря, ни духовник. Поэтому вы можете сами судить, что таким образом монастырь уходит от Церкви, а не "переходит" в другую Церковь".
Авторы документа расценивают происшедшие в Леснинской обители события как ее захват (вот уж действительно как в русской пословице, вор или по современному «рейдер» первый кричит держи вора – автор) : для этого им "стоило только соблазнить нескольких монахинь с надеждой получить Чудотворную Икону, ограду, территорию, имущество находящегося во Франции уже более шестидесяти лет монастыря".
В обращении подчеркивается, что монастырь в течение более чем полувека жил "благодаря постоянным молитвам, трудам, попечительству бесчисленного количества русских эмигрантов, которые берегли эту обитель как зеницу ока" и процветал, "давая всем чадам Русской Православной Церкви Заграницей, особенно в Западной Европе, возможность посещать то место, которое являлось для них духовным сердцем всей нашей епархии".
Текст обращения заканчивается призывом ко всем православным: "Просим молитв всех верных о вразумлении заблудших сестер и верим, что Пресвятая Богородица не допустит, чтобы Ее Чудотворный Леснинский Образ оставался в руках раскольников, попирающих само понятие о Церкви Христовой".
Но пока американские прихожане молятся за монахинь Леснинского монастыря, а руководство РПЦЗ разрабатывает планы по захвату монастыря под свое начало и согласовывает их, с соответствующими управлениями ФСБ, нам пришло время рассказать читателям о его повседневной современной жизни.
И понять, почему сюда так влечет паломников?
Вот выдержки и работы Т.Веселовой «Лесна - русская странница» http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=11405
Сегодня наша собеседница - казначея Богородице-Леснинского монастыря во Франции, бакалавр искусствоведения монахиня Евфросиния (Молчанова).
Всегда ощущала себя русской
- Матушка Евфросиния, вы родились в Нью-Йорке. В каком возрасте вы осознали, что вы русская? И каков был ваш путь в монастырь?
- Русской я была и ощущала себя всегда, а по-английски заговорила только в детском садике.
Большую роль в моей жизни сыграла церковная школа, куда мы пошли в четыре года и учились до шестнадцати лет….
Занятия проходили каждую субботу с девяти часов утра до трех часов дня.
Преподаватели в нашей школе были очень хорошие, работали безвозмездно - настоящие подвижники.
В те годы учебные пособия в большинстве своем были дореволюционные либо обычные советские учебники. У меня была та же азбука, по которой учились наши сверстники в Советском Союзе. Но в нашей школе преподаватели заклеивали те страницы, где был портрет Ленина.
Помню, как однажды я из любопытства расклеила страничку, смотрю, там, на картинке какой-то дядя держит детей за ручки. Я спросила маму, кто это. Она ответила: «Это злой дядя, который убивал батюшек», - и заставила меня немедленно заклеить страницу.
С азбукой и букварем легко было справиться, сложнее - с учебниками для старших классов. Ксероксов в то время не было, и потому их переписывали наши учителя, родители, приходские батюшки, заменяя те предложения, где упоминались слова «пионеры», «партия»... Это был колоссальный труд.
- А кто из духовенства были вашими наставниками?
- Активное участие в нашем духовном воспитании принимал Архиепископ Филарет (Вознесенский), будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Он был первым моим духовником. Владыку я запомнила со дня его приезда в Нью-Йорк. …..
Еще мы очень любили отца Владимира Шатилова. Мы подробно изучали историю Ветхого и Нового Завета, церковную историю, Вселенские Соборы, церковнославянский язык, все праздники, очень подробно изучали Литургию.
Поэтому когда я пришла в монастырь, то прослыла «богословом». А ведь это - благодаря нашей церковной школе.
Таких школ, как наша, в Нью-Йорке было пять. Но наша школа была самой большой - около ста учащихся. …….
- Когда вы впервые задумались о служении Богу?
- На многих из нас - тогда еще детей - оказал большое влияние Владыка Филарет. В те годы он каждое лето ездил в Леснинский монастырь во Францию, отзывался о нем как о старом добром русском монастыре. …..
Там, в монастырях (на Святой Земле – автор), я впервые увидела молодых сестер и поняла, что монастырь - это не просто благочестивый старческий дом, но реальная возможность служить Богу.
Но до воплощения в жизнь моей мечты прошло несколько лет. За это время я побывала и в Гефсиманском монастыре на Святой Земле, и в греческих обителях, заканчивала искусствоведческий факультет Колумбийского университета. Но какой конкретно монастырь выбрать - все еще не знала.
- Как же вы попали в Лесну?
- На это была воля Божия. Казалось бы, когда я приехала в Леснинский монастырь, обитель находилась не в лучшем состоянии. А мне как-то сразу там понравилось: службы шли чередой, соблюдался распорядок дня, словом - все было так, как того требует монастырский устав.
И я поняла, что мы, молодые, нужны в монастырях, ведь самой молодой в то время была наша нынешняя игуменья матушка Макрина. Поехала в больницу к матушке Магдалине, попросила ее благословения и дала обет, что к Успению буду в монастыре. И как раз за два дня до Успения на следующий год, завершив образование, приехала и вот уже двадцать пять лет тружусь в обители.
- Как долго в зарубежных монастырях послушницы ждут пострига?
- Это зависит и от человека, и от ситуации. Раньше, например, в монастыри поступало много благочестивых вдов, и их постригали довольно быстро.
Другое дело - молодые послушницы. Я пришла в монастырь в двадцать два года, спустя три с половиной года меня постригли в рясофор, а в мантию только в тридцать лет. И этот постриг, должна сказать, считался рекордно быстрым. В наших монастырях к желанию принять монашество относятся очень серьезно.
За годы, проведенные в обители, я имела возможность много наблюдать за вновь пришедшими трудницами и послушницами.
Могу сказать, что если человек серьезно настроен духовно, если у него сносный характер, он может легко продержаться в монастыре года два: разобраться в себе, в жизни - и почти каждому человеку время пребывания в монастыре пойдет на пользу.
И только после этих лет, когда новизна восприятия исчезает, человек начинает задумываться, действительно ли монашество - это его путь, действительно ли этот монастырь - его дом. И прежде чем давать согласие на постриг, надо спросить себя, понимаешь ли ты, что ЭТО будет каждый день все годы твоей жизни, что все ЭТО - навсегда.
С монашеством нельзя играть, нельзя шутить. Человек должен отдавать отчет себе и Богу в том, что делает. Он должен понимать, что постриг, особенно в мантию, - это завершение определенного этапа в жизни человека. И монашество - это свидетельство завершения одного жизненного этапа и начала иной жизни.
- Сколько сейчас монахинь в Леснинском монастыре?
- Всего в нашей обители около двадцати монахинь и послушниц. Самой старшей – девяносто два года, а самой молодой – двадцать шесть. Большинство - русские или, что гораздо чаще, русского происхождения, но родившиеся уже за границей. Одна из русских - наша матушка игумения Макрина.».
А вот рассказ современного паломника в Леснинский монастырь. (Православие.Ru) Беседу вела Ирина ЯКОВЛЕВА
«Леснинский женский монастырь находится в живописном местечке Провемон недалеко от Парижа.
Побывавшая в нем петрозаводчанка Галина делится своими впечатлениями об обители, привлекающей исключительное внимание русских людей, которым суждено жить и молиться на чужой земле.
- Расскажите о насельницах монастыря?
- В момент моего паломничества в обители было 22 сестры вместе с послушницами.
Некоторые из них приехали из Воронежа, Курска, Украины, есть мать и дочь из Прибалтики.
Сестра Анна – англичанка, у нее медицинское образование. Она ухаживает за больными. Есть старенькие монахини из Германии по происхождению русские, дети эмигрантов.
Мать Ефросиния, правая рука игуменьи родом из Америки. В пять лет ей стало известно, что она русская.
Получив высшее образование, работала в одном из Нью-Йоркских музеев, но замуж не выходила, так как всегда мечтала о монашеской жизни.
Есть совсем молоденькая девушка, послушница Василисса. Ожидая в аэропорту самолет, чтобы лететь, домой после паломничества в Леснинский монастырь, она читала книгу о святителе Николае Чудотворце, и так зачиталась, что самолет улетел без нее.
Так и осталась пятнадцатилетняя девчонка в монастыре с великой радостью, испросив материнское благословение уже по телефону.
Некоторые из сестер по-русски говорят с трудом, но все богослужение в храме совершается на церковно-славянском языке.
А где сейчас находится чудотворная Леснинская икона Божьей Матери?
- В церкви, по виду католической. К сожалению, власти не позволили установить на ней крест. Каждый вечер икону переносят крестным ходом и с пением в домашнюю церковь, находящуюся в главном здании обители.
- Как вас приняли в обители?
- Сначала я работала в саду, а потом на кухне.
Попала я в монастырь во время Петрова поста. На обед часто подавали чечевичную каша, из крупы, напоминающей гречку, помидоры, зелень, иногда мед.
Некоторые пользуются добротой и гостеприимством матушки, и порой подолгу живут в монастыре, скрываясь от полиции, если, например, у кого-то просрочены документы.
Здесь очень теплые отношения и между сестрами. Я на себе испытала эту любовь, когда, работая в саду, растянула руку. За мной так заботливо ухаживали. Каждого здесь накормят и кров предоставят. Меня поразила атмосфера нелицемерной любви. Даже если кто-то из сестер проявляет порой нерадение, все разрешается любовно.
- Кто из священников окормляет обитель?
- В монастыре два священника: отец Николай – духовник и отец Христо, болгарин по происхождению.
- На какие средства живет обитель?
-Только на пожертвования, в основном, русских эмигрантов. Раньше в обители был большой огород. Но со временем его пришлось уменьшить, так как здоровых и молодых среди насельниц становилось все меньше.
Но до сих пор в обители есть сад, в котором растут яблоки, груши, малина. В монастырском хозяйстве есть пожертвованный благодетелями автомобиль и небольшой трактор, с помощью которого сестры вывозят мусор.
Продукты в основном закупаются на рынке. В большие праздники сестры продают, сделанные ими вручную свечи, четки и разное другое рукоделие.
- В чем, на ваш взгляд, своеобразие Леснинского монастыря?
- Судьбы сестер трагические, многие из них попали в эмиграцию совсем маленькими.
Кое-кто родился уже на чужбине. Я слушала их рассказы со слезами на глазах и удивлялась, как же они любят Россию и болеют за нее.
Мне кажется, что миссия Леснинской иконы Божьей Матери – быть в изгнании, нести свет Православия инословным и согревать сердца людей, оторванных силой обстоятельств от Родины»
В заключение автор считает уместным особо остановится на насельнице Леснинского монастыря, выполняющей там обязанности садовника – эмигрантки из России - Вознесенской Юлия Николаевны.
Чем интересен нам будет монастырский садовник? А тем, что Юлия Николаевна известный русский писатель. Вот ее краткая биография:
Родилась в Ленинграде в 1940г. Подлинная фамилия Юлия Николаевна Окулова. Училась в Театральном институте, после рождения сына учебу прекратила. В 1960-70-е — видная участница неофициального культурного движения, поэт.
Участвовала в организации акции 14 декабря 1975 г. на пл. Декабристов (Сенатской), в ряде демонстраций и голодовке протеста художников-нонконформистов.
Проводила литературные вечера в своей комнате в коммунальной квартире. В июня 1976 года участвовала в подготовке первого номера журнала «Часы» (стр. 303).
Стихи публиковала в журналах «Часы», «37» (стр. 297), «Мария», в самиздатских журналах «Грани», «Третья волна», «Вестник РХД», «Посев» (в т.ч. и статьи).
Впервые была арестована в 1976 г. за изготовление антисоветских надписей в Ленинграде, отпущена. В декабре того же года была вновь арестована и приговорена к 5 годам ссылки в Коми. За нарушение режима ссылки (посещение Ленинграда) получила в 1977 г. два года лагерей. В 1979 г. участвовала в издании первого в СССР феминистского альманаха «Женщина и Россия», в подготовке журнала «Мария».
В 1980 г. эмигрировала. В настоящее время живет во Франции, печатается в России.
Является атором очерках "Записки из рукава" (1979), "Женский лагерь в СССР" (1980), "Ромашка белая" (1982), книге "Женский декамерон" (1987), основанных на документальном материале, рассказывает об унизительном положении женщин в советских лагерях. А так же Повести "Звезда Чернобыль" (1987)
Но ряд ее книг «Мои посмертные приключения» и «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» и «Паломничество Ланселота» выдержали несколько изданий, стали бесспорными бестселлерами в России и во всем мире. В своем творчестве, развивающемся на ниве православного предания, мировой философии и литературы, Вознесенская по новому и дерзко анализирует наше прошлое. Без страха заглядывает и в будущее.
Как писатель Вознесенская, безусловно, человек острого взгляда и проницательного ума, позводляющие ей браться за очень непростые, но вечные темы.
А вот «Как и почему Вознесенкая Ю.Н. написала книги о православной религии, читатель узнает из интервью самой писательницы.
«Феномен Юлии Вознесенской»
Юлия Вознесенская родилась в 1940 году, русская писательница, диссидентка. В 1976 была приговорена к 5 годам ссылки. В 1980 эмигрировала в Германию. Последние годы живет в Леснянской Свято-Богородицкой женской обители во Франции.
— Юлия, вы говорите об очень серьезных вещах, о последних временах, о смерти в таком «легком жанре», часто даже с юмором, и всюду выдерживаете удивительно бодрый тон. Как вам это удается?
— Я ненавижу расслабленность, характерную для современной западной литературы.
У меня есть категорическое убеждение, что в состоянии уныния, опьянения, расслабления человек не имеет права заниматься творчеством. И как бы талантливо и виртуозно человек ни писал при этом, его унылое состояние души, переданное читателям, зачеркивает всю ценность его творений.
К сожалению, унылое и бесплодное мировоззрение насаждается сейчас и в православной среде. Я убеждена, что это зараза, с которой нужно бороться.
Из-за этого я и заставила себя вернуться к писательству. Я уже бросила это занятие, стала считать его бесплодным. Пять лет ничего не писала. Все эти годы я жила в Леснинском монастыре во Франции.
И там я встретилась с матушкой Афанасией. Она мне рассказала о реальном посмертном испытании, которое она пережила во время клинической смерти.
Я ей сказала: «Матушка, это надо записать». Она принесла мне тетрадку, где история эта была записана. Я ей сказала: «Матушка, вы так хорошо рассказываете, но пишете вы очень плохо».
— «Тогда ты напиши».
— «Благословляете?»
— «Благословляю». И так я стала писать «Посмертные приключения».
Хочу сказать, что теперь я всю свою жизнь до монастыря оцениваю, как жизнь «в минусе», в том числе и диссидентство, и все, написанное до монастыря.
А в художественном смысле я ориентировалась на К.С. Льюиса, его «Письма баламута» и «Хроники Нарнии».
— Теперь у вас тысячи благодарных читателей, особенно среди молодых людей. Но я знаю и монахов, которые читали ваши книги ночи напролет, даже во время подготовки к экзаменам в Духовной академии...
— Думаю, это неслучайно. Потому что за моими книгами в жанре «фентэзи» скрывается Лесна, мой любимый монастырь.
В «Кассандре» все герои имеют прототипов. Все матушки, игуменья монастыря, дядя Леша, его жена, дети — со всеми я встретилась в Лесне.
Там я получила свое новое писательское призвание.
Что я только ни пыталась там делать: вышивала покровы, разводила сад, построила часовенку-киот в лесу.
Но призвание к монашеству — это редчайшее дарование, и мне стало понятно, что все эти послушания другие могут сделать лучше меня, а я должна писать, поскольку занимаюсь этим всю жизнь.
И, честно говоря, я питаю надежду искупить новыми книгами все написанное мною прежде.
— Ваши книги очень бодрые, я бы даже сказала радостные, несмотря на страшный сюжет: первая — о встрече с адскими силами после смерти, вторая — о воцарении воплощенного зла на земле.
И еще они о том, что именно христианство очеловечивает человека и что любовь спасает в любых обстоятельствах. Даже после смерти.
— Только в христианстве человек становится самим собой. Вся моя жизнь была борьбой за свободу, за истину, за человека. И я верю, что «кончается всегда все хорошо». Потому что я видела и вижу множество чудес в этой жизнью
— Я знаю, что в последнее время вы написали еще несколько книг, которые ждут выхода в свет. О чем они и в каком жанре написаны?
Это «Паломничество Ланселота», продолжение «Кассандры»
— И, конец в ней хороший — это конец света. Но ведь нам обещано, что все хорошо кончится. Апокалипсис хорошо кончается.
Поэтому и все наши маленькие истории хорошо кончаются. Хотя мы иногда не хотим этого видеть».
(Беседовала Людмила Ильюнина)
Книги Ю.Н. Вознесенкой можно найти и бесплатно скачать здесь:
«Мои посмертные приключения»
Если кратко сказать о книге, то это получится так: «Что такое мытарства души, что ждет нас после смерти, какие искушения подстерегают нас – об этом рассказывают «Мои посмертные приключения» – собрание крупиц духовной мудрости и опыта многих людей».
А если боле пространно, надо признать, что книга очень интересная и познавательная. Ее надо прочесть всем, кто задумается о смысле жизни на земле и своем посмертном существовании.
Она – не подделка с "Божественной комедии", а новая повесть о судьбе одной души.
Повествование ведется через призму одной личности дает книге ощущение личного рассказа: мои посмертные приключения.
Наиболее талантливо и ярко описаны бесы, мытарства и ад. А уж Ад и вся остальная "темная сторона" получились очень изобретательно и живо.
Особенно – ад, его разные, переменчивые обличья: от трудового концлагеря до глазурного курорта. Действительно, если вдуматься, это все – один и тот же ад, безбожная пустота, лишь внешне чем-то прикрытая. И никаких кипящих в котлах грешников!
А вот новое - возможность посмертного покаяния в аду – вопрос спорный с точки зрения церковного учения о изменяемости и неизменности участи души до дня Страшного Суда.
Также является новым и утверждение, что существует – пограничная "обитель" между раем и адом, где размещаются "нерешенные души" которые молятся и ведут монашеский образ жизни. Вот, ссылка на книгу.
http://www.koob.ru/voznesenskaya_y_n/moi_posmertnie_priklucheniya
Остальные вышеназванные книги Вознесенкой, сильно отличаются от «Моих посмертных приключений». Это уже похоже футуристические романы - повествующие о временах господства на земле Антихриста Лжемессии.
«Путь кассандры или Приключения с макаронами»
http://www.litportal.ru/genre216/author4118/download/book18227.html
«Паломничество Ланселота
http://nikolsky.w777w.ru
Ну и наконец, для тех, кто намеревается посетить Францию, даю на всякий случай координаты монастыря. Может, кто лично из Хайвеевцев там побывает и сможет дополнить этот очерк, своими личными, свежими впечатлениями.
COUVENT DE LESNA
1, rue du Moulin
Provemont, 27150 Etrepagny, FRANCE
Тел: 33 (2) 32 55 82 66; факс: 33 (2) 32 27 31 75