Монастырь в эмиграции.
Но настали тяжкие времена и в тихую и мирную, жизнь Свято-Богородицкого Леснинского женского монастыря и планы игуменьи Екатерины, вмешалась война.
И не просто война, а Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных военных конфликтов в истории.
В Российской империи эту войну (между 1914-1917г.г.) называли Второй Отечественной, а также неформально — германской; затем в СССР — империалистической войной.
Но вышла из войны Россия уже республикой, хотя в виду большевистского переворота в октябре 1917г., войну эту проиграла полностью и незамирившись до конца, попала в новою, уже Гражданскую войну…
Непосредственным же поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским студентом Гаврилой Принципом, который являлся членом тайной организации «Млада Босна», борющейся за объединение всех южнославянских народов в одном государстве.
Война разворачивалась на двух основных театрах военных действий — в Западной и Восточной Европе, а также на Балканах и в Северной Италии, в колониях — в Африке, в Китае и даже в Океании.
В 1914 году все участники войны собирались победить путем решительного наступления, никто не ожидал, что война примет затяжной характер, и что не одна империя в итоге престанет существовать.
Инициатор войны Германия отправила основные силы на западный фронт, надеясь быстрым ударом разгромить Францию, а затем разделаться с ее союзницей Россией. Всвязи с чем 01 августа 1914г. Германия объявила войну России.
Чтобы понять патриотический порыв населения и российской армии и флота, накануне этой войны, хочу в качестве иллюстрации, привести один официальный документ.
В связи с объявление Германии войны 01 08.1914г. адмирал Н.О. Эссена обратился к личному составу Балтийского флота с приказом. Вот этот документ. Он был зачитан перед строем на всех кораблях и в частях Балтийского флота:
"Офицеры и команда!
С этого дня каждый из нас должен забыть все свои личные дела и сосредоточить все свои помыслы и волю к одной цели – защитить Родину от посягательства врагов и вступить в бой с ними без колебаний, думая только о нанесении врагу самых тяжелых ударов, какие только для нас возможны.
Война решается боем. Пусть каждый из вас напряжет все свои силы, духовные и телесные, приложит все свои знания, опыт и умение в день боя, чтобы наши снаряды и мины внесли бы гибель и разрушения в неприятельские боевые строи и корабли.
Неприятель имеет большую силу и опыт – наши ошибки, наши слабые стороны он немедленно использует, – надо стремиться, чтобы их было меньше.
Помните, что единственная помощь, которая должна оказываться друг другу в бою, заключается в усилении атаки противника, напряжении с целью нанести сильнейшие удары ему, используя для этого все свои силы и боевые средства.
Да исполнит каждый из нас величайший долг перед Родиной – жизнью своей защитит Ее неприкосновенность и да последует примеру тех, которые двести лет назад с Великим императором своими подвигами и кровью положили в этих водах начало нашему флоту
Адмирал фон-Эссен".
Но, события на войне развивались своим чередом. И постепенно патриотический порыв утих. В очередной раз забросать немцев «шапками» не удалось…
В первый год войны «победы» были на стороне Германии и ее союзников.
4 августа германские войска вторглись в Бельгию и Люксембург, 13 августа была взята крепость Льеж, 20 августа был занят Брюссель, а 24 августа взята крепость Намюр.
14-24 августа состоялось пограничное сражение на французской границе в Арденнах, а также у Шарлеруа и Монса.
В нем франко-английские войска потерпели крупное поражение, и немцы продолжили вторжение во Францию, подойдя на расстояние 50 километров к Парижу.
В сентябре 1914 произошла первая битва на Марне, в которой французам удалось переломить ход боевых действий и отбросить немецкие войска на фронте от Вердена до Амьена на 50-100 километров назад, чему способствовала переброска нескольких германских корпусов с Западного фронта в Восточную Пруссию против вторгшихся туда русских армий. После этого произошел так называемый бег к морю — установление линии фронта до Северного моря.
На восточном фронте произошло два крупных сражения: Восточно-Прусская операция 1914 года и Галицийская битва.
На сербском фронте дела шли для австрийцев неуспешно. Несмотря на большое численное превосходство, им удалось занять находившийся на границе Белград только 2 декабря, но 15 декабря сербы отбили Белград и выбили австрийцев со своей территории.
Перезимовав и перегрупировав силы в мае 1915г. германо-австрийские войска, сосредоточив превосходящие силы в районе Горлице, прорвали русский фронт. Об этом не любят писать русские историки, что дореволюционные, что нынешние. Но факт разгрома русские войск остается фактом.
После этого началось «общее стратегическое отступление» русской армии из Галиции и Польши.
23 августа 1915 Николай II принял на себя звание Верховного главнокомандующего, назначив Николая Николаевича командующим Кавказским фронтом. Начальником штаба ставки верховного главнокомандующего был назначен М. В. Алексеева.
Тогда, же было принято решение об эвакуации из Польши, всех органов власти, государственных предприятий и т.п.
В эвакуацию, решили отправить и весь Свято-Богородицкий Леснинский женский монастыря со всеми монахинями, и сиротами-воспитаниками, дабы не подвергать их тяготам войны и оккупации.
И, само собой разумеется, монахини поехали в эвакуацию с главной своей святыней - Леснинской иконой Божией Матери. Чудотворную икону разместили на Санкт-Петербургском подворье монастыря, но все сёстры не могли там разместиться.
Пришлось разделится. Одни нашли приют в Новодевичьем Воскресенском монастыре, а другие в Свято-Иоанновском.
Еще часть монахинь уехали в «глубокий тыл» - Понетаевский монастырь Нижегородской губернии.
Когда в Петербурге в феврале 1917 года произошло отречение Николая II и власть в Российской республике перешла в руки Временного правительства сестры, находившиеся в Петроградских монастырях, решили перебраться из центра «революции» в спокойную и « солнечную» Бессарабию.
17 августа 1917 года все находившиеся в Петрограде монахини уехали в Кишинёвскую епархию, по приглашению Владыки Анастасия, епископа Холмского, уже там обосновавшегося.
Он предоставил леснянкам Шапкинский монастырь на реке Днестр в Бессарабии.
Вначале жизнь сестер там протекала мирно, но с развалом румынского фронта начались грабежи.
Когда установилась румынская власть, грабежи прекратились, но возникли новые сложности: власти потребовали, чтобы сёстры приняли румынское подданство и чтобы церковная служба шла на румынском языке.
Не желая согласиться с этими требованиями, руководительницы монастыря матушки Екатерина и Нина предпочли увезти сестёр в Сербию (Напоминаю, с 1907 по 1925 год монастырём руководили две игуменьи: Матушка Екатерина была духовной воспитательницей сестёр, а Матушка Нина – администратором - автор).
Переезд в Сербию стал возможным благодаря приглашению сербского короля Александра и сербских церковных властей. и состоялась.
Осенью 1920 года на речной барже, 62 леснинские монахини, прибыли в Белград, вывезя с Бессарабии свою главную святыню Икону Божией Матери.
Им сначала предоставили во владение Кувеждинский монастырь, а потом - древний монастырь Хопово, на Фрушкой горе, в котором они спокойно прожили больше 20 лет, до Второй мировой войны.
Несмотря на трудности эмигрантского существования в Сербии, леснянкам удалось восстановить в изгнании некоторые из своих традиций: в 1920 году в Хопово открылся сиротский приют, за 20 лет через любящие руки хоповских сестёр прошло более 500 детей.
Обитель стала пополняться новыми послушницами - и русскими, и сербками.
Надо отметить, что приглашая русских монахинь, в том числе и леснинских сестер в Сербию, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви надеялся на их помощь в восстановлении женского монашества в Сербии, исчезнувшего за время турецкой оккупации.
В Хопово родилась и новая традиция, определившая главную задачу монастыря на многие годы в изгнании, - стать духовной опорой и «уголком отечества» для русских эмигрантов.
Непосредственный свидетель этих событий Митрополит Евлогий Георгиевский в своей книге «ПУТЬ МОЕЙ ЖИЗНИ» так описал этот период жизни монастыря.
«Прибытие Леснинского монастыря имело для Сербии большое значение. Дело в том, что сербское женское монашество уже давно умерло.
За последние века в Сербии не было ни одного женского монастыря, и сербы стали считать это вполне нормальным явлением. "Наши сербские женщины неспособны к монашеству", – говорили мне некоторые сербы из мирян. Действительность это суждение опровергла, монашество возникло вновь, лишь только появились женщины, способные к организации монастырей.
Монастырь в Хопове, куда направили леснинских монахинь, был отдан им не в собственность, а на правах пользования церковным имуществом; так велось хозяйство и в других монастырях в Новой Сербии, т.е. в областях, которые достались Сербии после войны.
Хозяйственной эксплуатацией их ведал эконом, представитель патриархии. Монахини работали в виноградниках, садах и огородах. Часть доходов оставалась в монастыре для удовлетворения потребностей монашеского общежития, все остальное отсылалось в патриаршую казну. Монастыри в Сербии рассматривались как доходная статья. Это положение дела сказывалось на подборе: во главе обителей стояли обычно хозяйственные, деловые монахи.
Хопово быстро сделалось центром духовно-религиозной жизни. Монастырь стал привлекать паломников, потянулась к нему сербская и русская, главным образом интеллигентная, молодежь.
О.Алексей Нелюбов, священник обители (мой земляк-туляк), пастырь прекрасной духовной жизни, привлекал в Хопово многих и вскоре стал любимым духовником притекавших в Хопово молодых интеллигентных паломников и паломниц. М.Екатерина, просвещенная и глубоко религиозная игуменья, всегда умела влиять и воодушевлять молодежь, и к ней тоже потянулись юные души, взыскующие руководства на путях духовной жизни».
«К сожалению, экономическая система управления монастырем ограничивала м.Екатерину и расширяться ей было трудно.
Она приняла в Хопово несколько сербок. Создалась сербская группа во главе с сербкой м.Меланией; вследствие разности понятий и нравов слиться с русским монашеским ядром сербки не смогли, к ним примкнуло несколько русских монахинь, и обособившаяся группа основала новый монастырь "Кувеждин", сербский.
Одновременно стараниями епископа Досифея в Нишской епархии организовались кое-где маленькие сербские монастырьки. В одном из них подвизалась м.Диодора, круглый год ходившая босиком. Отсюда женское монашество перекинулось в другие епархии – словом, погибшее в Сербии женское монашество ожило».
Матушка Екатерина скончалась в 1925 году. Похоронена она в Хопово, где в 1946 году её мощи были обретены нетленными.
И с этого времени и до 1949г. все тяготы настоятельства несла на своих старческих плечах неутомимая и в тяжком недуге игуменья Нина (у неё был хронический туберкулёз спинного мозга).
Ради объективнотсти, надо отметить, что в результате Первой мировой войны и крушения Российской империи Польша, наконец, стала независимой страной!
И тут наша история с обретением иконы Леснинской Божией Матери получила новое неожиданное продолжение.
Вот, что сообщается в официальной польской истории Леснинской Божия Матери, культ которой был возрожден в католической Польши и продолжает в настоящее время развивается:
«После получения независимости в храм вернулись монахи паулане.
После длительных поисков в 1926 году, был отыскан образ, скрытый в монастыре сестер Бенедиктинок в Ломжи.
Допросы показали, что последний епископ католического Янова – Бениамин Сзимански, большой почитатель самой Святой Девственницы, предусматривая политические репрессии после восстания 1867г., скрыл оригинал Матери Божьей Леснианской от русских властей в монастыре г. Ломжи, в боковом алтаре.
Епископ умер, единственная посвященная аббатиса монастыря также, и как бы след иконы пропал, если бы не интенсивные поиски.
Поэтому в 1927г. было принято решение о восстановлении культа Леснинской иконы Божией Матери.
И вот 22 мая 1927 г. вышла из Сиедлеца необычная процессия, сам епископ вместе с толпой верных пешком принесли замечательный образ к Лесной.
Процессия шла 3 дня, от 22 до 25 сентября 1927г.
В торжестве возвращения Божьей Матери принимало участие около 30 тысяч лиц.
Востановленный Леснинский храм стал любимым местом культа для жителей Холмщины, а Леснинская Божия Матерь оплотом их веры и единства с церковью.
В дальнейшем культ Божьей Матери развивался в Лесной еще больше.
Так в августе 1963r в знак почитания икона была украшена 2 папскими коронами и торжественную коронацию иконы, осуществил кардинал Стефан Висзински, тогдашний Польский примас.
Особенное оживление культа Божьей Матери отмечается с 1980 года.
К иконе Матери Божьей Леснианскией паломничают люди со всей Польши, доверяя ей свои хлопоты и жизненные проблемы».
В 1981 году был утвержден специальный формуляр для храма с присвоением через Апостольскую Столицу иконе Божьей Матери нового названия – Мать Единства и Веры.
В 1983 г. в Лесной было отмечено 300-летие появления Божьей Матери.
По этому случаю в 1984г. святилище Леснянское было поднято в ранг Малой Базилики.
Таким образом, возникает двойственное, и пока неразрешимое противоречие!
Леснинские сестры утверждают, что подлинная икона Божией матери все время хранилась в их монастыре и сейчас там находится. И это не оспаривается ни одной из православных конфесий.
Поляки в свою очередь заявляют, что они владеют подлинной иконой Леснинской Божией Матери и подтверждают его документами, свидетельствами очевидцев и т.п..
И католическая церковь активно пропагандирует культ Леснинской иконы Божией Матери – «Мать Единства и Веры».
И сели не равные. Авторитет Римско-католической церкви и насельницы женского монастыря принадлежащего к Русской истинно православной церкви.
Для тех, кто впервые узнает о ее существовании -краткая справка:
Русская Истинно-Православная Церковь (другое ее название – Катакомбная Церковь) как ветвь Поместной Российской Церкви организационно начала свое формирование в кон. 20-х – нач. 30-х гг. ХХ в.
Она образовалась в результате отказа большинства епископата и духовенства Русской Церкви от сотрудничества с коммунистическим богоборческим режимом в СССР, на что пошла прообновленческая группа, возглавляемая митрополитом Сергием (Страгородским).
В результате учиненного митр. Сергием под руководством ОГПУ-НКВД раскола, в СССР с того времени существовали параллельно официальная (“советская” или “красная”) церковь, которая в 1943 г. по приказу Сталина была оформлена в “Московский патриархат”, и независимая от богоборческого режима Истинно-Православная Русская Церковь (ИПЦ).
Последняя в результате жестоких репрессий и преследований вынуждена была перейти на нелегальный способ служения, отчего у нее появилось другое название – Катакомбная Церковь.
Но вернемся к продолжении непростой истории русского Свято-Богородицкого Леснинского женского монастыря.
В начале Второй мировой войны Хоповской обителью завладели хорватские солдаты бывшие союзниками немцев. Эксплуатировавшим и притеснявшим сестёр, пытавшимся изгнать их из Хопово осенью 1942 года.
Весной следующего года, притеснения начались уже от коммунистически настроенных сербских партизан, которые сожгли обитель, выгнали сестёр и пытались даже утопить их в реке.
В 1943 году немецкие оккупационные власти с целью защиты монастыря от партизан, эвакуировали сестёр в Сербию.
Прибыв в Белград, они сначала были в карантине в богословском общежитии, а потом их переселили на окраину города и поместили в двух комнатах старческого дома.
Жизнь сестёр в Белграде была бедной и трудной - и во время и после войны, под властью коммунистов.
Старенькие и немощные пряли шерсть и вязали, оставаясь дома, а более сильные работали прислугами в русских и сербских семьях, ухаживали за больными, давали уроки и пекли просфоры для всего Белграда, отдавая заработок на содержание обители.
В 1944 году сёстры перебрались в центр города, в богословское общежитие, где пережили несколько страшных бомбардировок.
Потом началась тяжёлая жизнь под властью югославских коммунистов, которые несколько раз пытались выгнать сестёр из общежития.
Обитель продолжала существовать, пользуясь большой любовью и русских, и сербов и сохраняя монастырский устав в безбожной стране.
В монастыре ежедневно служили молебен перед чудотворной Леснинской иконой о помощи всем скорбящим и гонимым.
Жизнь насельниц отягощалась ещё и тем, что за ними был установлен надзор полиции.
В дальнейшем, рассорившись с советскими коммунистами, сербские власти стали преследовать и высылать в СССР сначала русских советофилов, а потом и всех русских без разбора.
Престарелая игуменья Нина, до самой своей кончины в 1949 году, мужественно сопротивлялась властям, и монастырь был прибежищем для тех, кому коммунисты угрожали тюрьмой в Белграде или вывозом в СССР.
Монастырские хроники так описывают случаи заступничества, и помощи сестрам со стороны Божией Матери.
«Во все годы скитаний, с самого момента отъезда с Холмщины в 1915 году, Леснинская икона всегда была с сёстрами.
В самых, казалось бы, отчаянных ситуациях, когда монастырю грозило уничтожение, а самим сёстрам - смерть, они молились перед чудотворной иконой, и Царица Небесная всегда приходила на защиту. Таких ситуаций было много.
В канун Покрова 1942 года хорваты хотели выгнать сестёр из Хопово и уже отвезли некоторых на станцию, но оставшиеся в монастыре провели ночь в молитве, и наутро пришёл приказ немецких властей: всех вернуть в монастырь.
С тех пор неизменно весь монастырь причащается в день Покрова Пресвятой Богородицы, в память чудесной защиты Божией Матери.
В среду на Страстной в 1943 году обитель сожгли и во время пожара бессовестно ограбили сербы-коммунисты, но храм, иконы и церковную утварь удалось спасти, а сестёр вывезли и приютили православные сербы из соседнего села.
Весной 1944 года общежитие, где жили сёстры в Белграде, по их молитвам, уцелело среди страшных разрушений в обширном районе во время американских бомбардировок.
При выезде из Югославии в августе 1950 года, Леснинскую икону едва не отняли коммунисты - дважды: в Белграде и на границе страны, но по горячим молитвам сестёр, которые готовы были отказаться от переезда, если икона не поедет с ними, совершалось чудо и на древнюю икону налепляли пропускной билет».
Смерть игуменьи Нины, (похороненной в Белграде) и возникшая опасность в 1949 году-высылки монахинь из Югославии в СССР выдвинула на первый план, новую талантливую и мужественную руководительницу монастыря..
После смерти игуменьи Нины в 1949г., третей игуменьей монастыря стала княгиня Нина Николаевна Львова (после принятия монашеского сана матушка Феодора).
О ней известно, что после гибели в ходе Первой мировой войне мужа, княгиня вначале 1920-х поступила в монастырь, с благословения митрополита Антония (Храповицкого).
Разнообразные таланты и незаурядные административные способности монахини Феодоры, а она была одарённым музыкантом, знала разные рукоделия, и даже занималась пчеловодством, обеспечили ей успешное двадцатилетнее руководством Хоповским детским приютом.
В то же время, умение сочетать эти таланты и способности с высокой духовной жизнью, сделали её надежной руководительницей и матерью -игуменьей, на чьи плечи, легла задача руководства монастырём, в тяжёлое послевоенное время в коммунистической Югославии, а затем начальный период жизни во Франции.
И в 1950 году ей удалось спасти сестёр и святыню монастыря от репатриации и найти для них пристанище в Фуркё под Парижем.
Прибыв в Париж, сёстры сначала поселились у гостеприимных католических монахинь, а в декабре 1950 года - в доме, арендованном в местечке Фуркё под Парижем.
При доме, был небольшой каменистый участок земли, на котором вскоре возник огород с грядками клубники и кустами малины. Постепенно появились куры, козы и пасека.
Сёстры шили облачения, плели чётки, писали иконы, делали свечи из своего воска, пекли просфоры и брали другие заказы.
В Белграде богослужение совершалось без иконостаса, а в Фуркё был походный иконостас, присланный из Швейцарии Леонтием, епископом Женевским.
Хозяева предоставили монастырю церковь.
В Фуркё постепенно уходили из жизни старые монахини, своим подвигом сохранившие монастырь при немцах и при коммунистах в Югославии и перенесшие традиции русского монашества во Францию.
Под мудрым руководством игуменьи Феодоры, новые послушницы воодушевлялись примером старших, и традиционный лик монастыря сохранялся неизменным.
Традицию, родившуюся в Хопово - быть «уголком старой России», монастырь сохранил и во Франции. Сердечное участие монахинь ко всем, кто обращался к ним, и конечно, чудотворная икона Божией Матери привлекали в Фуркё множество паломников из разных стран Европы.
Однако, переездом в Фуркё, странствия монастыря не завершились. Вскоре хозяева предложили сёстрам либо выкупить дом, либо покинуть его.
Игуменья Феодора в середине 1960-х приложила много сил к тому, чтобы купить для монастыря имение в Провемоне и обосноваться в нём.
Несколько лет собирали средства и вели переговоры об условиях продажи. Дело кончилось тем, что хозяева отказались продавать дом, и в 1965 году леснянки начали поиски нового пристанища.
Два года поиски продолжались безуспешно, но игуменья Феодора и сёстры твёрдо верили, что Божия Матерь, сохранив их от опасностей двух мировых войн и коммунистического гнёта, Сама укажет место, где им пребывать.
Так и случилось. Проезжая весной 1967 года по сельской дороге в Нормандии, монахини увидели на перекрёстке статую Божией Матери и поняли, что здесь находится избранное Владычицей место их нового пристанища.
Её чудесной помощью, пожертвования поступали из всех приходов Зарубежной Церкви, и вскоре сёстры купили старинное поместье Провемон, в котором был большой дом, много служб, обширный парк с прудом и речкой, и - главное - большая церковь, правда, католическая.
В сентябре 1968 года Владыка Антоний, архиепископ Женевский и Западно-Европейский, торжественно освятил церковь, принявшую к тому времени православный облик.
В Провемоне, как и в Фуркё, монахини устроили огород, фруктовый сад и пасеку. Радуясь деревенской тишине собственного поместья, сёстры в то же время горевали, что из-за удалённости от Парижа они потеряют контакт с русскими эмигрантами.
Но этого не произошло, наоборот, количество гостей увеличилось: большая монастырская гостиница дала возможность принимать паломников не только из Франции, но и из других стран.
В 1976 году Матушка Феодора умерла и похоронена у главного храма обители. в Провемоне.
Четвёртой игуменьей Леснинского монастыря стала монахиня Магдалина, в миру графиня Нина Павловна Граббе,
Ее характеризуют как исключительно способную к наукам. Она, ещё в России, окончив гимназию в совершенстве владела: русским, сербским, английским и французским языками и много занималась самообразованием, особенно богословием.
Матушка Магдалина поступила в монастырь в Белграде в конце Второй мировой войны и сразу же стала вносить серьёзный вклад в обеспечение монастыря, получая плату за частные уроки.
Среди её учеников был сын французского консула, что дало ей возможность достать визы для нескольких русских и тем спасти их от высылки в СССР, а потом вывезти во Францию весь Леснинский монастырь.
Благодаря глубоким познаниям в патристике, литургике, истории Церкви и умению передавать свои знания интересно и доступно, Матушка Магдалина имела духовных чад всех возрастов, национальностей и общественных сословий..
Игуменья Магдалина была знатоком святоотеческой литературы и аскетики.
Высоко ценя её знания, духовенство епархии советовалось с ней по богослужебным и пастырским вопросам, за помощью к ней обращались переводчики святоотеческих памятников.
Скончалась она в 1987 году от рака. Могила её находится у главного храма в Провемоне
После кончины Матушки Магдалины архиепископ Антоний назначил игуменьей монастыря казначею Афанасию (в миру Елену Павловну Гуттенберг), чьё игуменство совпало с падением советской власти, и в монастырь стали приезжать паломники и послушницы из России, ценя традиции дореволюционного русского женского монашества, утраченные на родине.
Первые впечатления монашеской жизни она получила в Марфо-Мариинской обители в Москве, куда попала в раннем детстве из тюрьмы, где оказалась с матерью-дворянкой после ареста отца, офицера царской армии, вскоре расстрелянного большевиками.
Немецкие родственники матери выписали их обеих в Германию, и там Елена получила образование, а потом работала в киноиндустрии.
Побывав дважды замужем и вырастив двух сыновей, она поступила в монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании, но постоянная угроза войны и отсутствие духовно руководства побудили её оставить Святую Землю, и с благословения архимандрита Корнилия из монастыря преп. Иова Почаевского в Мюнхене она поступила в Леснинский монастырь, переехавший тогда в Провемон.
Благодаря знанию иностранных языков и опыту канцелярской работы, она сначала помогала казначее монастыря, а потом и сама стала казначей.
Игуменья Афанасия правила монастырём всего шесть лет, будучи уже в преклонном возрасте и слабого здоровья, к тому же вскоре после назначения игуменьей она заболела раком и ушла на покой в 1993 году. Скончалась она в 1999 году и похоронена на монастырском кладбище.
В эти годы совершилось церковное прославление преп. Амвросия Оптинского, с чьего благословения монастырь был создан, и прошёл Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, постановивший прославить свят. Иоанна Шанхайского, который много помогал Леснинскому монастырю и благословил покупку имения в Провемоне.
В 1993 году, владыка Антоний отпустил тяжело заболевшую игуменью Афанасию на покой, назначив шестой леснинской игуменьей монахиню Макрину, регентшу и уставщицу монастыря.
Игуменья Макрина, (в миру Мавра Карповна Холмова) , родилась в 1937 г. на Псковщине.
Покинув СССР во время Второй мировой войны, семья Холмовых чудом избежала насильственной послевоенной репатриации из Германии и уехала в Марокко, где Мавра получила среднее образование и работала портнихой.
Она с благоговением относилась к католическим монахиням, которых изредка встречала во французской колонии, но думала, что гонения на Церковь в СССР полностью уничтожили русское православное монашество.
И вдруг в их город приехал православный священник и спросил в русской церкви, не желает ли кто-нибудь из девушек посвятить себя служению Богу в монашестве.
Ответом Мавры стали хлопоты о заграничном паспорте для отъезда во Францию, в Леснинский монастырь.
В Фуркё Мавру встретила непривычная жизнь, которая казалась райской тем, кто пережил войны и гонения, но на самом деле была нищенской и тяжёлой.
Кроме других послушаний, сестра Мавра сразу же получила послушание на клиросе и вскоре стала регентом.
В 1960 году, в день св. великомученика Артемия, когда отмечалось 75-летие монастыря, свят. Иоанн Шанхайский постриг её в рясофор. В мантию её постригли в Провемоне, в день праздника иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте», в чью честь Владыка Иоанн выстроил собор в Сан-Франциско.
Матушка Макрина хранит в обители леснинские традиции и порядки Владыки Иоанна, его свободный и творческий подход к уставу, отчего богослужения действительно являются сердцевиной, средоточием монастырской жизни.
Росту авторитета Леснинского монастыря способствовал и Владыка Серафим.
В том же 1993 году он поселился при Леснинской обители. Епископ Серафим (в миру протоиерей Игорь Дулгов, 1923-2003), занял Западно-европейскую кафедру РИПЦ. При этом епископ Серафим пожелав именоваться «епископом Леснинским».
Это было впервые в истории Русской Церкви, когда епископскую кафедру нарекли в честь женского монастыря, что смутило многих, и титул Владыке Серафиму вскоре поменяли на «Брюссельский и Западно-Европейский», но монастырь он не оставил, и для леснинских сестёр навсегда остался своим.
Пребывание Владыки Серафима в Провемоне привлекло к монастырю многих его духовных чад и любимую им молодёжь.
Владыка помогал сёстрам принимать паломнические группы и членов молодёжных организаций из всех стран русского Зарубежья, а в последние годы - и из России.
Он принимал участие во Втором Архиерейском Соборе, состоявшемся в монастыре в 1994 году, а также в духовных и церковно-певческих съездах, которые проводились при монастыре ежегодно с 1996 по 2000 годы.
В ноябре 2003 года владыка Серафим умер. Погребён он на монастырском кладбище в Провемоне, среди любимых им леснинских сестёр.
(конец 3 части)
(В качестве анонса. В четвертой части читатель узнает, как живет монастырь в настоящее время. Почему он считается духовным центром русской эмиграции.
Над какими вопросами богословия и насущного бытия работают сестры. Почему с каждым годом в монастырь прибывает все больше паломников? И почему посетив Францию с туристической визой, лучше побывать в Леснинском монастыре, чем поехать в Диснейленд...)