Вот, что сообщается в официальной польской истории Леснинской Божия Матери, культ которой был возрожден в католической Польши и продолжает в настоящее время развивается:
«После получения независимости в храм вернулись монахи паулане.
После длительных поисков в 1926 году, был отыскан образ, скрытый в монастыре сестер Бенедиктинок в Ломжи.
Допросы показали, что последний епископ католического Янова – Бениамин Сзимански, большой почитатель самой Святой Девственницы, предусматривая политические репрессии после восстания 1867г., скрыл оригинал Матери Божьей Леснианской от русских властей в монастыре г. Ломжи, в боковом алтаре.
Епископ умер, единственная посвященная аббатиса монастыря также, и как бы след иконы пропал, если бы не интенсивные поиски.
Поэтому в 1927г. было принято решение о восстановлении культа Леснинской иконы Божией Матери.
И вот 22 мая 1927 г. вышла из Сиедлеца необычная процессия, сам епископ вместе с толпой верных пешком принесли замечательный образ к Лесной.
Процессия шла 3 дня, от 22 до 25 сентября 1927г.
В торжестве возвращения Божьей Матери принимало участие около 30 тысяч лиц.
Востановленный Леснинский храм стал любимым местом культа для жителей Холмщины, а Леснинская Божия Матерь оплотом их веры и единства с церковью.
В дальнейшем культ Божьей Матери развивался в Лесной еще больше.
Так в августе 1963r в знак почитания икона была украшена 2 папскими коронами и торжественную коронацию иконы, осуществил кардинал Стефан Висзински, тогдашний Польский примас.
Особенное оживление культа Божьей Матери отмечается с 1980 года.
К иконе Матери Божьей Леснианскией паломничают люди со всей Польши, доверяя ей свои хлопоты и жизненные проблемы».
В 1981 году был утвержден специальный формуляр для храма с присвоением через Апостольскую Столицу иконе Божьей Матери нового названия – Мать Единства и Веры.
В 1983 г. в Лесной было отмечено 300-летие появления Божьей Матери.
По этому случаю в 1984г. святилище Леснянское было поднято в ранг Малой Базилики.
Таким образом, возникает двойственное, и пока неразрешимое противоречие!
Леснинские сестры утверждают, что подлинная икона Божией матери все время хранилась в их монастыре и сейчас там находится. И это не оспаривается ни одной из православных конфесий.
Поляки в свою очередь заявляют, что они владеют подлинной иконой Леснинской Божией Матери и подтверждают его документами, свидетельствами очевидцев и т.п..
И католическая церковь активно пропагандирует культ Леснинской иконы Божией Матери – «Мать Единства и Веры».
И сели не равные. Авторитет Римско-католической церкви и насельницы женского монастыря принадлежащего к Русской истинно православной церкви.
Для тех, кто впервые узнает о ее существовании -краткая справка:
Русская Истинно-Православная Церковь (другое ее название – Катакомбная Церковь) как ветвь Поместной Российской Церкви организационно начала свое формирование в кон. 20-х – нач. 30-х гг. ХХ в.
Она образовалась в результате отказа большинства епископата и духовенства Русской Церкви от сотрудничества с коммунистическим богоборческим режимом в СССР, на что пошла прообновленческая группа, возглавляемая митрополитом Сергием (Страгородским).
В результате учиненного митр. Сергием под руководством ОГПУ-НКВД раскола, в СССР с того времени существовали параллельно официальная (“советская” или “красная”) церковь, которая в 1943 г. по приказу Сталина была оформлена в “Московский патриархат”, и независимая от богоборческого режима Истинно-Православная Русская Церковь (ИПЦ).
Последняя в результате жестоких репрессий и преследований вынуждена была перейти на нелегальный способ служения, отчего у нее появилось другое название – Катакомбная Церковь.
Но вернемся к продолжении непростой истории русского Свято-Богородицкого Леснинского женского монастыря.
В начале Второй мировой войны Хоповской обителью завладели хорватские солдаты бывшие союзниками немцев. Эксплуатировавшим и притеснявшим сестёр, пытавшимся изгнать их из Хопово осенью 1942 года.
Весной следующего года, притеснения начались уже от коммунистически настроенных сербских партизан, которые сожгли обитель, выгнали сестёр и пытались даже утопить их в реке.
В 1943 году немецкие оккупационные власти с целью защиты монастыря от партизан, эвакуировали сестёр в Сербию.
Прибыв в Белград, они сначала были в карантине в богословском общежитии, а потом их переселили на окраину города и поместили в двух комнатах старческого дома.
Жизнь сестёр в Белграде была бедной и трудной - и во время и после войны, под властью коммунистов.
Старенькие и немощные пряли шерсть и вязали, оставаясь дома, а более сильные работали прислугами в русских и сербских семьях, ухаживали за больными, давали уроки и пекли просфоры для всего Белграда, отдавая заработок на содержание обители.
В 1944 году сёстры перебрались в центр города, в богословское общежитие, где пережили несколько страшных бомбардировок.
Потом началась тяжёлая жизнь под властью югославских коммунистов, которые несколько раз пытались выгнать сестёр из общежития.
Обитель продолжала существовать, пользуясь большой любовью и русских, и сербов и сохраняя монастырский устав в безбожной стране.
В монастыре ежедневно служили молебен перед чудотворной Леснинской иконой о помощи всем скорбящим и гонимым.
Жизнь насельниц отягощалась ещё и тем, что за ними был установлен надзор полиции.
В дальнейшем, рассорившись с советскими коммунистами, сербские власти стали преследовать и высылать в СССР сначала русских советофилов, а потом и всех русских без разбора.
Престарелая игуменья Нина, до самой своей кончины в 1949 году, мужественно сопротивлялась властям, и монастырь был прибежищем для тех, кому коммунисты угрожали тюрьмой в Белграде или вывозом в СССР.
Монастырские хроники так описывают случаи заступничества, и помощи сестрам со стороны Божией Матери.
«Во все годы скитаний, с самого момента отъезда с Холмщины в 1915 году, Леснинская икона всегда была с сёстрами.
В самых, казалось бы, отчаянных ситуациях, когда монастырю грозило уничтожение, а самим сёстрам - смерть, они молились перед чудотворной иконой, и Царица Небесная всегда приходила на защиту. Таких ситуаций было много.
В канун Покрова 1942 года хорваты хотели выгнать сестёр из Хопово и уже отвезли некоторых на станцию, но оставшиеся в монастыре провели ночь в молитве, и наутро пришёл приказ немецких властей: всех вернуть в монастырь.
С тех пор неизменно весь монастырь причащается в день Покрова Пресвятой Богородицы, в память чудесной защиты Божией Матери.
В среду на Страстной в 1943 году обитель сожгли и во время пожара бессовестно ограбили сербы-коммунисты, но храм, иконы и церковную утварь удалось спасти, а сестёр вывезли и приютили православные сербы из соседнего села.
Весной 1944 года общежитие, где жили сёстры в Белграде, по их молитвам, уцелело среди страшных разрушений в обширном районе во время американских бомбардировок.
При выезде из Югославии в августе 1950 года, Леснинскую икону едва не отняли коммунисты - дважды: в Белграде и на границе страны, но по горячим молитвам сестёр, которые готовы были отказаться от переезда, если икона не поедет с ними, совершалось чудо и на древнюю икону налепляли пропускной билет».
Смерть игуменьи Нины, (похороненной в Белграде) и возникшая опасность в 1949 году-высылки монахинь из Югославии в СССР выдвинула на первый план, новую талантливую и мужественную руководительницу монастыря..
После смерти игуменьи Нины в 1949г., третей игуменьей монастыря стала княгиня Нина Николаевна Львова (после принятия монашеского сана матушка Феодора).
О ней известно, что после гибели в ходе Первой мировой войне мужа, княгиня вначале 1920-х поступила в монастырь, с благословения митрополита Антония (Храповицкого).
Разнообразные таланты и незаурядные административные способности монахини Феодоры, а она была одарённым музыкантом, знала разные рукоделия, и даже занималась пчеловодством, обеспечили ей успешное двадцатилетнее руководством Хоповским детским приютом.
В то же время, умение сочетать эти таланты и способности с высокой духовной жизнью, сделали её надежной руководительницей и матерью -игуменьей, на чьи плечи, легла задача руководства монастырём, в тяжёлое послевоенное время в коммунистической Югославии, а затем начальный период жизни во Франции.
И в 1950 году ей удалось спасти сестёр и святыню монастыря от репатриации и найти для них пристанище в Фуркё под Парижем.
Прибыв в Париж, сёстры сначала поселились у гостеприимных католических монахинь, а в декабре 1950 года - в доме, арендованном в местечке Фуркё под Парижем.
При доме, был небольшой каменистый участок земли, на котором вскоре возник огород с грядками клубники и кустами малины. Постепенно появились куры, козы и пасека.
Сёстры шили облачения, плели чётки, писали иконы, делали свечи из своего воска, пекли просфоры и брали другие заказы.
В Белграде богослужение совершалось без иконостаса, а в Фуркё был походный иконостас, присланный из Швейцарии Леонтием, епископом Женевским.
Хозяева предоставили монастырю церковь.
В Фуркё постепенно уходили из жизни старые монахини, своим подвигом сохранившие монастырь при немцах и при коммунистах в Югославии и перенесшие традиции русского монашества во Францию.
Под мудрым руководством игуменьи Феодоры, новые послушницы воодушевлялись примером старших, и традиционный лик монастыря сохранялся неизменным.
Традицию, родившуюся в Хопово - быть «уголком старой России», монастырь сохранил и во Франции. Сердечное участие монахинь ко всем, кто обращался к ним, и конечно, чудотворная икона Божией Матери привлекали в Фуркё множество паломников из разных стран Европы.
Однако, переездом в Фуркё, странствия монастыря не завершились. Вскоре хозяева предложили сёстрам либо выкупить дом, либо покинуть его.
Игуменья Феодора в середине 1960-х приложила много сил к тому, чтобы купить для монастыря имение в Провемоне и обосноваться в нём.
Несколько лет собирали средства и вели переговоры об условиях продажи. Дело кончилось тем, что хозяева отказались продавать дом, и в 1965 году леснянки начали поиски нового пристанища.
Два года поиски продолжались безуспешно, но игуменья Феодора и сёстры твёрдо верили, что Божия Матерь, сохранив их от опасностей двух мировых войн и коммунистического гнёта, Сама укажет место, где им пребывать.
Так и случилось. Проезжая весной 1967 года по сельской дороге в Нормандии, монахини увидели на перекрёстке статую Божией Матери и поняли, что здесь находится избранное Владычицей место их нового пристанища.
Её чудесной помощью, пожертвования поступали из всех приходов Зарубежной Церкви, и вскоре сёстры купили старинное поместье Провемон, в котором был большой дом, много служб, обширный парк с прудом и речкой, и - главное - большая церковь, правда, католическая.
В сентябре 1968 года Владыка Антоний, архиепископ Женевский и Западно-Европейский, торжественно освятил церковь, принявшую к тому времени православный облик.
В Провемоне, как и в Фуркё, монахини устроили огород, фруктовый сад и пасеку. Радуясь деревенской тишине собственного поместья, сёстры в то же время горевали, что из-за удалённости от Парижа они потеряют контакт с русскими эмигрантами.
Но этого не произошло, наоборот, количество гостей увеличилось: большая монастырская гостиница дала возможность принимать паломников не только из Франции, но и из других стран.
В 1976 году Матушка Феодора умерла и похоронена у главного храма обители. в Провемоне.
Четвёртой игуменьей Леснинского монастыря стала монахиня Магдалина, в миру графиня Нина Павловна Граббе,
Ее характеризуют как исключительно способную к наукам. Она, ещё в России, окончив гимназию в совершенстве владела: русским, сербским, английским и французским языками и много занималась самообразованием, особенно богословием.
Матушка Магдалина поступила в монастырь в Белграде в конце Второй мировой войны и сразу же стала вносить серьёзный вклад в обеспечение монастыря, получая плату за частные уроки.
Среди её учеников был сын французского консула, что дало ей возможность достать визы для нескольких русских и тем спасти их от высылки в СССР, а потом вывезти во Францию весь Леснинский монастырь.
Благодаря глубоким познаниям в патристике, литургике, истории Церкви и умению передавать свои знания интересно и доступно, Матушка Магдалина имела духовных чад всех возрастов, национальностей и общественных сословий..
Игуменья Магдалина была знатоком святоотеческой литературы и аскетики.
Высоко ценя её знания, духовенство епархии советовалось с ней по богослужебным и пастырским вопросам, за помощью к ней обращались переводчики святоотеческих памятников.
Скончалась она в 1987 году от рака. Могила её находится у главного храма в Провемоне
После кончины Матушки Магдалины архиепископ Антоний назначил игуменьей монастыря казначею Афанасию (в миру Елену Павловну Гуттенберг), чьё игуменство совпало с падением советской власти, и в монастырь стали приезжать паломники и послушницы из России, ценя традиции дореволюционного русского женского монашества, утраченные на родине.
Первые впечатления монашеской жизни она получила в Марфо-Мариинской обители в Москве, куда попала в раннем детстве из тюрьмы, где оказалась с матерью-дворянкой после ареста отца, офицера царской армии, вскоре расстрелянного большевиками.
Немецкие родственники матери выписали их обеих в Германию, и там Елена получила образование, а потом работала в киноиндустрии.
Побывав дважды замужем и вырастив двух сыновей, она поступила в монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании, но постоянная угроза войны и отсутствие духовно руководства побудили её оставить Святую Землю, и с благословения архимандрита Корнилия из монастыря преп. Иова Почаевского в Мюнхене она поступила в Леснинский монастырь, переехавший тогда в Провемон.
Благодаря знанию иностранных языков и опыту канцелярской работы, она сначала помогала казначее монастыря, а потом и сама стала казначей.
Игуменья Афанасия правила монастырём всего шесть лет, будучи уже в преклонном возрасте и слабого здоровья, к тому же вскоре после назначения игуменьей она заболела раком и ушла на покой в 1993 году. Скончалась она в 1999 году и похоронена на монастырском кладбище.
В эти годы совершилось церковное прославление преп. Амвросия Оптинского, с чьего благословения монастырь был создан, и прошёл Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, постановивший прославить свят. Иоанна Шанхайского, который много помогал Леснинскому монастырю и благословил покупку имения в Провемоне.
В 1993 году, владыка Антоний отпустил тяжело заболевшую игуменью Афанасию на покой, назначив шестой леснинской игуменьей монахиню Макрину, регентшу и уставщицу монастыря.
Игуменья Макрина, (в миру Мавра Карповна Холмова) , родилась в 1937 г. на Псковщине.
Покинув СССР во время Второй мировой войны, семья Холмовых чудом избежала насильственной послевоенной репатриации из Германии и уехала в Марокко, где Мавра получила среднее образование и работала портнихой.
Она с благоговением относилась к католическим монахиням, которых изредка встречала во французской колонии, но думала, что гонения на Церковь в СССР полностью уничтожили русское православное монашество.
И вдруг в их город приехал православный священник и спросил в русской церкви, не желает ли кто-нибудь из девушек посвятить себя служению Богу в монашестве.
Ответом Мавры стали хлопоты о заграничном паспорте для отъезда во Францию, в Леснинский монастырь.
В Фуркё Мавру встретила непривычная жизнь, которая казалась райской тем, кто пережил войны и гонения, но на самом деле была нищенской и тяжёлой.
Кроме других послушаний, сестра Мавра сразу же получила послушание на клиросе и вскоре стала регентом.
В 1960 году, в день св. великомученика Артемия, когда отмечалось 75-летие монастыря, свят. Иоанн Шанхайский постриг её в рясофор. В мантию её постригли в Провемоне, в день праздника иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте», в чью честь Владыка Иоанн выстроил собор в Сан-Франциско.
Матушка Макрина хранит в обители леснинские традиции и порядки Владыки Иоанна, его свободный и творческий подход к уставу, отчего богослужения действительно являются сердцевиной, средоточием монастырской жизни.
Росту авторитета Леснинского монастыря способствовал и Владыка Серафим.
В том же 1993 году он поселился при Леснинской обители. Епископ Серафим (в миру протоиерей Игорь Дулгов, 1923-2003), занял Западно-европейскую кафедру РИПЦ. При этом епископ Серафим пожелав именоваться «епископом Леснинским».
Это было впервые в истории Русской Церкви, когда епископскую кафедру нарекли в честь женского монастыря, что смутило многих, и титул Владыке Серафиму вскоре поменяли на «Брюссельский и Западно-Европейский», но монастырь он не оставил, и для леснинских сестёр навсегда остался своим.
Пребывание Владыки Серафима в Провемоне привлекло к монастырю многих его духовных чад и любимую им молодёжь.
Владыка помогал сёстрам принимать паломнические группы и членов молодёжных организаций из всех стран русского Зарубежья, а в последние годы - и из России.
Он принимал участие во Втором Архиерейском Соборе, состоявшемся в монастыре в 1994 году, а также в духовных и церковно-певческих съездах, которые проводились при монастыре ежегодно с 1996 по 2000 годы.
В ноябре 2003 года владыка Серафим умер. Погребён он на монастырском кладбище в Провемоне, среди любимых им леснинских сестёр.
(конец 3 части)
(В качестве анонса. В четвертой части читатель узнает, как живет монастырь в настоящее время. Почему он считается духовным центром русской эмиграции.
Над какими вопросами богословия и насущного бытия работают сестры. Почему с каждым годом в монастырь прибывает все больше паломников? И почему посетив Францию с туристической визой, лучше побывать в Леснинском монастыре, чем поехать в Диснейленд...)