Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 325
Авторов: 0
Гостей: 325
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Свято-Богородицкий Леснинский женский монастырь – духовная цитадель русских эмигрантов ч.2 (Очерк)

Свято-Богородицкий Леснинский женский  монастырь
–  духовная цитадель русских эмигрантов
      (краткая история монастыря)
            Часть 2

    С  предыдущей  части мы  знаем, что Свято-Богородицкий  Леснинский  женский монастыря  начал своё существование в 1885 году как Православная женская община в селе (местечке)  Лесна на границе России с Австро-Венгрией ( географически это территория Польши –автор),   т.е через 10 лет после того, как местным православным, была возвращена чудотворная икона Божией Матери, найденная леснинскими крестьянами 14 сентября 1683 года в лесу и отнятая у православных католическим духовенством.
          В 1863 году паулины покинули Лесну, а в 1875 году костёл и Леснинская икона были переданы православным.
           Желая  укрепить православие в области, населённой католиками и униатами, преосв. Леонтий решил учредить там монашескую общину и передать ей во владение и храм, и икону.
          Но идею  основания православной женской обители, а затем на ее основе, женского монастыря реализовать неудалось, если бы преосвященный Леонтий не выбрал и не поручил  это дело московской  графине  Евгении  Борисовне  Ефимовской , известной ему, своими публикациями на богословские темы, православной педагогической деятельностью и желанием послужить Богу в монашестве. Она считала, что православное  воспитание и образование детей должно осуществляться  в монастыре.
           Е.Б. Ефимовская совместно с  верной подругой и соратницей дворянкой  Косаковской  Наталией  Григорьевной и приняли решение об учреждении Леснинской православной  женской  обители.
          Чтобы  понять,  почему две высокообразованные  и материально обеспеченные русские дворянки,  из высшего сословия,  отказавшись от обеспеченной  жизни и решили  создать православную  женскую  обитель, в  чуждой православной  религии  католической Польше,  нам надо,  прежде всего, ознакомится  с  их  биографиями.
         Но пред этим  небольшое, но важное отступление.
         Современному читателю наверно мало, что говорит  само понятие –православная  женская  община.
        А женские общины - одно из уникальных явлений в истории российского монашества.
        Женские общины первоначально возникали помимо воли государственной и церковной власти по инициативе самих женщин, и зачастую только спустя несколько десятилетий государство признавало их право на существование.
       Так, например, Дивеевская и Арзамасская Алексеевская общины Нижегородской епархии были признаны государством через 60 с лишним лет с начала своего фактического существования.
         К моменту признания в Арзамасской Алексеевской общине насчитывалось около 500 человек. Это явление в России было распространено только среди женской части общества.
       Жизнь в женской общине организовывалась по монастырскому уставу, но без пострижения.
        Женские общины впервые получили юридическое признание в 1842 г., когда были "приняты под покровительство Духовного и Гражданского начальств" и "высочайше утверждены" Нижегородские общины в Дивеево, Арзамасская Алексеевская и Зеленогорская (через 60 и более лет своего фактического существования).
             Все "женские общежития" в то время  жили по "Правилам", составленным митрополитом Московским Филаретом для аносинских сестер.
             Согласно "Правилам", общежитие являлось пристанищем для женщин из бедных семей ("отягченных бедностью").
           Все, что производилось сестрами, должно было передаваться в "общую пользу общежития".
            День начинался с восходом солнца и проходил в молитве и работе. Покидать общежитие без разрешения запрещалось.
            После захода солнца никого из посторонних принимать было нельзя.
           Строго запрещалось петь светские песни и читать светские книги. Сестрам предписывалось избегать суетных разговоров, ссор и гнева, соблюдать молчание во время общей молитвы и во все 4 поста исповедоваться и приобщаться Святых Тайн.
            Особенно стремительный рост женских общин и монастырей был связан с "высочайше утвержденным определением Синода" от 9 мая 1881 г., по которому не требовалось высочайшего разрешения на учреждение тех монастырей и женских общин, которые не испрашивали пособия от казны. Право учреждать такие общины и монастыри передавалось Синоду».
       Основательницы общины:
1. Московская графиня Евгения Борисовна Ефимовская (1850 - 1925)                Родилась 28 августа в Москве.
Закончила Московский университет. В 19 лет графиня Ефимовская блестяще сдала экзамен по русской литературе при Московском университете, и стала стать учительницей. У женщин того времени была только две возможности получить в России  высшее образование - стать учительницей  и доктором.
               Первую педагогическую практику Е.Ефимовская получила,  работая  светской учительницей в Велико-Будищском монастыре на Полтавщине.
               А затем, в Москве ею была, открыла школа для девушек из бедных семей. Она была знакома со многими писателями, сблизилась с семьей Аксаковых, являясь активной  сторонницей  популярной  тогда  идеи славянофильства. Увлекалась поэзией и ее стихи печатались  в журналах "Русский вестник", "Русь".
               В своей  педагогической  деятельности Е.Ефимовская  вместе с другим своим единомышленником С. А. Рачинским наряду  с общеобразовательным курсом, в преподавании делала упор на Закон Божий и историю Церкви.
               Сама Ефимовская  так же  углубилась в изучение богословских наук.
               По этим вопросам она вела обширную переписку с известными церковными иерархами: архиепископом Леонтием, архиепископом Амвросием, Митрополитом Антонием (Вадковским), епископом Антонием (Храповицким). Результатом этого сотрудничества, явился ее  печатный труд "О диакониссах". ЕЕ перу принадлежит и  ряд богословских брошюр.
               Взгляды Е.Ефимовской  на монашество выразились в статье "Монастырь и христианский аскетизм".
               По данной проблеме Евгения Борисовна опиралась на точку зрения святого  Иоанна Кронштадтского, наставлявшего ее в это время.
                Духовная писательница подчеркивала: побольше дела, поменьше самолюбования и возни с собой.  И сам Иоанн Кронштадский  так же одобрил  планы Е.Ефимовской  на создание  женской обители и впоследствии  оказывал ей посильную поддержку.
                  Но прежде чем прибыла из Москвы в Лесну, 20 октября 1885 года  Е. Ефимовская, посетила Оптинского старца Амвросия  (в миру Александр Михайлович Гренков, 1812-91 один из 6 известных мудростью оптинских старцев  впоследствии канонизированы  как святые),


           Вот примеры его нравственно-философских наставлений.
                 Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, — чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх.
Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение.
Креста для человека (т. е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит.  И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.
          Без благословения старца Амвросия в те годы  браться за исполнение своего смелого замысла - создать монастырь  нового  типа, «деятельный» (миссионерский – то есть такой, который вёл бы широкую просветительскую деятельность: строил бы школы, больницы, приюты, и сёстры работали бы в них браться  было  нельзя.
           Потому, что старец Амвросий   был не только широко известным в России и всеми почитаемым иноком, но и потому, что у него был опыт создания женских обителей, а это для Е.Ефиминской  было  решающим  аргументом.
         Старец свое  благословение дал: «Новый монастырь - по-новому и устрой».  
          Благословение  на  создание общины в Лесне дал и св. прав. Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев, 1829-1908).
     Краткая  справка:
     Иоа́нн Кроншта́дтский (собственно Ива́н Ильи́ч Се́ргиев, 19 (31) октября 1829, Сура, Архангельская губерния — 20 декабря 1908 (2 января 1909), Кронштадт) — священник Православной Российской Церкви, протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте; проповедник, духовный писатель. Член радикальной националистической организации «Союз русского народа».
            Был канонизован в Русской Православной Церкви заграницей в 1964; впоследствии, в 1990 году, Русской православной церковью.

           Реальность, с которой встретилась Евгения Борисовна по прибытии на  Холмщину, не  давала  никаких  надежд  на исполнение её планов.
         Местное население вопреки всем усилия  преосвящего Леонития ( см. ч.1 этой  работы –автор), состоявшее из униатов и католиков, относилось к православным враждебно.
        Первоначально община обосновалась в одном из зданий в здании бывшего католического монастыря – хлебном амбаре.
         Община не имела ни земельных угодий, ни капитала. Насельницы (их вначале было только пять (сестер) и несколько девочек-сирот.  
          Несмотря на трудности, графиня Ефимовская, вскоре постриженная в монашество с именем Екатерины, не теряла присутствия духа - сама убирала по ночам церковь (службы начинались в 4 утра), пела на клиросе, канонаршила, работала на ферме и в поле, ездила в Москву, где обходила кухни богатых купцов, добывая средства для пропитания сестёр и сирот.
          Непросто приходилось вести общину, где священником был отец Матвей. Подвижник, не щадящий ни себя, ни других, он начинал службы в четыре часа утра и требовал присутствия на них всех сестер.
           Начальное обустройство обители сопровождалось многими трудностями. Окрестные жители, настроенные враждебно к Православию, встретили монахинь с недоверием и неприязнью.
           Сестры  лишались  из-за отсутствия  средств нередко самого необходимого, но не унывали.
           Сами  заготавливали дрова, носили воду, топили печи, справляли всю черную работу. И когда кончались средства к существованию - твердое упование на Бога не покидало сестер. Община укреплялась молитвами, трудами и слезами. В 1889 году она насчитывала уже несколько десятков монахинь и началась  подготовительная  работа по преобразованию  в общежительный монастырь.
           26 августа 1889 года женская община обители была преобразована в Леснинский Свято-Богородицкий  общежительный монастырь, а инокиня Екатерина стала игуменьей
          Постепенно община приобретала известность, что увеличивало пожертвования, и наконец, Священный Синод и правительство стали субсидировать благотворительные начинания обители
2. Косаковская Наталья ГригорьевнаИгумения Нина
          Дочь председателя Виленского окружного суда поступила в монастырь в 1899 году, против воли отца, перед этим поставив на ноги после смерти матери братьев и сестёр.
           Пережив несколько тяжёлых операций из-за хронического туберкулёза спинного мозга, Матушка Нина с трудом передвигалась, но при этом обладала неисчерпаемой энергией и работоспособностью.
          Сначала она состояла  ризничей, но вскоре, в качестве казначеи, стала заведовать монастырской экономикой - от сельского хозяйства и строительства до больничного дела и благотворительности.
          В 1907 году, по ходатайству Матушки Екатерины, которая  желала уйти на покой и заниматься исключительно духовной деятельностью, казначея Нина была определена Священным Синодом в сан игумении, но обстоятельства сложились так, что монастырём пришлось управлять вдвоём до самой кончины Матушки Екатерины в 1925 году.
          Развитие монастыря  до революции 1917г.
          (Деятельный монастырь» (1889-1915) .

        26 августа 1889 году Леснинская  православная  женская  община была преобразована в Свято-Богородицком Леснинский женский  монастырь, кипела духовная и хозяйственная жизнь.
         Были разведены и устроены «правильнее» с точки зрения  садоводства, фруктовые сады, построены паровая  и ветряная  мельницы.
Были проведены работы по осушению  болота, создав таким образом леснинские пруды, и на них  поставили на  рыбоводство.
         Заведен так же  племенной скот, создано свиное, куриное и кроликовое хозяйства, и даже организовали коммерческое производство шелковичных червей.
        Так же были,  открыли всевозможные мастерские, кирпичный завод, макаронная фабрика, пекарня  и кондитерская. Сами  монахини так же вышивали, ткали холсты, иконы и чеканили.
        Был при монастыре и свечной завод, снабжавший своей  продукцией всю епархию.
        Все работы, не требовавшие мужской силы, производили сами сёстры, которые научились даже обслуживать ветку железной дороги, проведённую в Лесну!  
         Основанный при монастыре Сиротский приют и  основанная при нем школа, превратились в непрерывный цикл  учебных заведений для младшего, среднего и старшего возраста.
        Учительницами в них становились выпускницы девятилетней церковно-учительской семинарии, а учениками - приютские и окрестные дети.
       Были созданы различные профессиональные школы, в том числе - высшее сельскохозяйственное женское училище, куда тоже принимали местных жителей.
       В монастыре так же была  построена больница с амбулаторией для приходящих больных, аптекой и прекрасно оборудованной операционной.
        В фармацевтической  лаборатории, которой заведовал специалист, делали лекарства из трав, выращенных  в собственном ботаническом саду.
       Лечили в больнице и обеспечивали лекарствами и не только сестёр, но и всё окрестное население - безвозмездно.
        Настороженность и враждебность населения сменились на полное доверие к сёстрам.    
       Собственно Леснинский монастырь стал именно таким, каким его видела в своих мечтах графиня Ефимовская: «деятельным», крупнейшим в Холмско-Варшавской епархии культурным и просветительским центром.
       А если говорить с позиций  дня сегодняшнего, то этот монастырь был  непревзойденным  культурным и просветительским центром во всей в Российской империи. Нет ему  аналога и доныне.
          Хотя обитель весьма способствовала росту материального благосостояния Холмщины, основной смысл просветительской деятельности леснинских сестёр заключался, конечно, не в этом, а в заботе о духовной культуре народа.
          Жизненным центром Лесны был храм, точнее, несколько храмов, среди которых главными были великолепный собор, посвящённый Воздвижению Креста Господня (в этот день, 14 сентября, была найдена Леснинская икона), и храм Святой Троицы, построенный над целебным источником, который забил рядом с деревом, где нашли икону.
            Леснинский монастырь имел шесть храмов. Во-первых, главный, четырехпрестольный собор в честь Воздвижения Креста Господня, в котором находилась Чудотворная Икона Божией Матери. Здесь с правой стороны имелся придел во имя преподобного Сергия Радонежского и Леонтия Ростовского, с левой — придел во имя Афанасия игумена Брестского. Стоял в обители и храм в честь Святой Троицы, имевший внутри колодец, который образовался на том месте, где росла груша, в ветвях какой явился Чудотворный Образ.
             С одной стороны этого храма была пристройка с емкостями целебной колодезной воды и окошками, в которые ее отпускали прихожанам. С другой стороны Троицкой церкви тянулся ряд будочек-исповедален.
            Еще один храм — во имя мучеников Антония, Иоанна и Евстафия — был небольшим. В одном из монастырских домов находилась зимняя церковь во имя мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. А при сельскохозяйственной школе помещалась церковь в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Однако эти храмы не могли вместить всех молящихся по большим праздникам, на которых здесь иногда бывали десятки тысяч человек.
             Чтобы выйти из положения, игуменья  Екатерина основала своеобразный храм на монастырском лугу.
            На высоком каменном фундаменте, служившим склепом, поставили небольшую бревенчатую церковку со сплошными по стенам окнами. В ней был только алтарь и небольшие клироса для певчих.
          Через открытые окна службу видели далеко окрест, как и слышали священников. При выносе Святых Даров причащающиеся попарно поднимались к ним по одной боковой лесенке и спускались по другой. По сути дела, царил здесь распахнутый на все стороны алтарь, а куполом было небо.
             Праздники Воздвижения Креста Господня и Святой Троицы привлекали в обитель до 30 тысяч паломников, так что храмы не могли вместить всех, и службы совершались на открытом воздухе.
            Кроме того, Матушка Екатерина способствовала и созданию новых монастырей на Холмщине, посылая группы сестёр во главе с более опытными монахинями в окрестные сёла, где возникали новые «деятельные» обители.
         Монастырь пользовался особым вниманием и покровительством Августейшей Семьи.
           Государь Император и Государыня нередко приглашали Матушку Екатерину посетить их, жертвовали на развитие монастыря крупные суммы, а также сами нанесли с семьёй два визита в обитель.
           В 1915 году в монастыре было 500 сестёр и 700 детей. Монастырь имел подворья в Петербурге, Холме, Варшаве и Ялте
          Тем не менее, автор обращает внимание читателя  на тот факт, что территория  нынешней Польши, в то время  была  имперской окраиной и  появление там  нового и сильного монастыря  миссионерского типа   свидетельствует о том, что  монастырь был носителем русской идеи и русского языка.
          То есть наряду с  распространение православия  среди польско говорящего, коренного населения  насаждался и русский  язык.
           Просветительскую и благотворительную деятельность знали власть предержащие в Варшаве, Москве, Петербурге. Отовсюду леснинским сестрам шла помощь,  что от богачей и интеллигенции, что от простых верующих.
          С момента  основания Леснинской обители щедрым ее благотворителем был отец Иоанн Кронштадтский.
          Перед прибытием сюда в 1899 году всероссийского молитвенника тысячи народа стеклись в Лесну для принятия от него благословения.
            Он благословил тружениц обители на дальнейший подвиг и исцелил многих приехавших сюда больных.
            Тогдаже Св. Иоанн Кронштадтский  утверждал, что из Леснинской обители как из пчелиного улья будут вылетать рои.
            И в этом пророчестве по поводу монастыря, он не ошибся: в Краснотоке, Вирове, Теолине, Радечнице, Зодуленце, Кореце отпочковались от Лесны новые женские монастыри, а после  эмиграции  монахинь в Югославию и там образовывались из нее сербские женские обители.
          Исключительное внимание проявляли к Леснинскому монастырю Государь Император Николай II и Государыня Александра Федоровна.
           Августейшая чета особенно благоволила игуменье Екатерине, происходившей из рода Рюриковичей.
           Впервые Царственные супруги побывали в Лесне в августе 1900 года, о чем  газеты писали:
         “... После трапезы Их Величества подробно осматривали монастырские храмы и здания, наиболее продолжительное время, пробыв в школе, где от воспитанников и воспитанниц  приняли  изготовленные ими вещи: изящный пресс в форме токарного станка и три пары искусно изготовленных плетеных туфель, предназначенных для Великих княжон: Ольги, Татьяны и Марии.
          Многочисленная толпа народа все время неотступно провожала Царя и Царицу, окружив их тесным кольцом.
            Их Величества осмотрели красиво расписанную снаружи Воскресенскую церковь, построенную в русском стиле, и монастырскую больницу. А затем, прибыв к воротам, где стояло местное духовенство с чудотворной иконой Божией Матери, благоговейно приложились к этой прославленной и народом горячо почитаемой святыне.
           Отъезжая из Леснинского монастыря, Государь собственноручно изволил пожаловать Игуменьи Екатерине драгоценный крест, украшенный камнями, а на нужды монастыря еще 5. 000 рублей...”
           Государь с Государыней неоднократно посещали Лесну, где молились в монастырских храмах и пили воду из благодатного колодца на месте обретения Чудотворной Иконы.
           В Петербурге было открыто подворье Леснинского монастыря.
            Проникновенной взаимностью отвечали Императору с Императрицей монахини-леснянки.
          Во время революционных волнений 1905 года в Западном крае империи распространялись слухи, будто Царь с Царицей и сам отец Иоанн Кронштадтский отступили от православия, поэтому при якобы намеченном земельном разделе крестьяне, оставшиеся православными, земли не получат.
              Матушка Екатерина собрала депутацию заволновавшихся крестьян и повезла их в столицу за правдой. Они оказались в царском дворце вскоре после Пасхи и на аудиенции в кабинете Государя старший из крестьян “проверил” Августейшую чету возгласом:
— Христос Воскресе!
Государыня ответила, как положено:
— Воистину Воскресе.
Старик обратился к Государю:
— Правда ли, что ты, Царь-батюшка, уже неправославный?
Государь Николай Александрович перекрестился и сказал:
— Нет, это враги нашей Церкви и Родины распространяют такие слухи. А я как был, так и буду верен православной вере.
         В своем рескрипте выдающейся настоятельнице Леснинской обители игуменье Екатерине 12 октября 1907 года Государь писал:
            “Мать Игумения Екатерина! Покинув мир и посвятив себя служению делу Божию, вы в 1885 году возымели намерение основать в селении Лесна Седлецкой губернии церковную женскую общину для достижения религиозно-просветительных и благотворительных задач в среде местного населения...  
         Ваш добрый пример нашел себе ревностных последовательниц, и трудами их, по образцу Леснинской общины, уже созданы две общины — Вировская и Радечницкая, впоследствии также обращенные в монастыри, и монастыри: Теолинский, Краснотокский и Березвяческий. Все они, будучи проникнуты общим единодушным настроением, делают в крае истинно-христианское православно-русское дело, служа твердым оплотом к укреплению веры и русского народного самосознания...”
        В 1908 году, собираясь принять схиму, матушка Евгения сложила с себя настоятельство и передала его своей верной соратнице, незаменимой помощнице, казначею монастыря матери Нине.
        Перед Первой мировой войной в Леснинском монастыре было свыше четырехсот монахинь и ста служащих, на попечении которых находилось 700 детей, начиная с полугодовых малышей.
        В 1915 году русские войска отошли за реку Буг — монастырю тоже пришлось эвакуироваться вглубь Империи.
     (конец 2 части)

[b]

© Бровко Владимир, 07.09.2008 в 01:09
Свидетельство о публикации № 07092008010900-00076958
Читателей произведения за все время — 642, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют