Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 276
Авторов: 0
Гостей: 276
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Православный Календарь. Современный взгляд. 21.08.2008г. Гл. 2 ч.2 Казанская икона Божией Матери в католическом "плену". (Очерк)

   Православный  Календарь. Современный  взгляд. Гл.2 ч.2
   История иконы Казанской Божией Матери в католическом  «плену»


         Много уважаемый читатель. Мы сейчас приступает к изложению самой  загадочной  части истории об иконе Казанской  Божией Матери!
         И эта  часть касается  той иконы,  которая,  в конце концов,  после всех своих злоключений,   оказалась  в распоряжении Римско-католической  церкви.

         Возможно, читатели из числа прихожан православной  церкви  слышали о чудотворной  Казанской  иконе,  которая хранилась  в личных покоях Папы Иоанна Павла II? Но слышать это одно. А располагать достоверной информацией  другое.

          Среди информированных  верующих было много споров о том, что это за икона, намоленный ли это список или явленный образ, чудом сохранившийся во времена  богоборческих революций и дерзкого святотатства?»
          Но мы не будем мучить читателя этим сложным вопросом и перейдем к  сути  нашего и исторического расследования.
         Первый раз эта икона появляется среди других ценнейших произведений искусства, выставленных большевиками для продажи, в 1920 (по некоторым источникам - в 1919) году.
          Сам факт похищения иконы  из Московского  Казанского собора описан в гл.2 ч.1.
          Но вот новые дополнительные  и очень  важные детали.
            В 1920 году известный ювелир и скупщик бриллиантов из Лондона Норман Вайс, приехал в Москву для покупки старинных ценных предметов, продаваемых большевиками.
           Сделка не состоялась. Сумму за икону запрашивали баснословную, а ни у него, ни у его хозяев денег для ее покупки не хватило.
            Где была икона следующие полтора десятилетия - точно не известно.
            Но  косвенные данные, свидетельствуют, что в 1928 г. эта икона была вывезена неизвестным  поляком, возможно, через Берлин в Англию.
              Не исключена возможность, что икона была вывезена из Советского Союза нелегально по заказу  тогож торговца драгоценностями  Норман Вайс
             Норман Вайс, приобретя чудотворный образ, сразу выставляет его на продажу.
            Однако задача продать икону оказалась весьма нелегкой. Несколько лет чудотворная Казанская икона не находила покупателя.
             Но в 1953г. в Англии  появляется   Фредерик Митчелл-Хеджес.
             Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес, исследователь, писатель,  путешественник, искатель авантюрных приключений, родился 22 октября 1882 года.
                  В своей автобиографии он описал, как, не достигнув еще и двадцати лет, уже был в составе геологической экспедиции в Арктику. Остро нуждаясь в деньгах для осуществления своих честолюбивых замыслов, он отправился покорять Америку.
            Самым серьезным его пристрастием было коллекционирование произведений искусства, в первую очередь, изготовленных из серебра
               Он то и приобрел икону  Казанской  Божией Матери, которая стала украшением его коллекции.
              Ф.А. Митчелл-Хеджес жил в замке Фарлей с 1953 по 1958 год и все это время активно, с точки зрения коммерции, рекламировав икону. Которая  получила  название в каталога русских икон как « "Казанская Богородица замка Фарлей".
               Первая официальная экспертиза  Казанского образа Богородицы, предпринятая  Сирилом Бантом, специалистом Великобритании по иконографии.
              Свою экспертизу и сопутствующие исследования он проводил как минимум 9 лет.
              Вот выдержка из  Акта экспертизы.
            "...Краски и дерево, на котором написана икона, абсолютно сохранились, что было доказано рядом рентгеновских снимков, и краски лишь смягчились с годами, только еще больше подчеркивая красоту и святость ликов.
             Это смягчение и потемнение красок, наступающее с веками, было причиной, почему и знаменитый оригинал иконы, о котором речь будет позже, получил в народе название "Черной Казанской Богородицы" (здесь я впервые встретил такое наименование этого списка Казанской иконы.
              Впоследствии оно было воспринято другими авторами и вплоть до начала 70-х использовалось в научно-популярной литературе).
              Эксперты сходятся во мнении, что икона принадлежит кисти выдающегося иконописца XVI века и что она представляет собой великолепный образец греко-русского стиля того периода».
              Однако проведенное  тщательное изучение всех данных, связанных с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, установили, что в замке Фарлей находится икона из Казанского собора в Москве"

              Мистер Бант был убежден, что явленная в 1579 году икона все время, вплоть до  1904 года, продолжала оставаться в Казани.
                Соответственно, образ, находившийся в Москве и попавший впоследствии, по его мнению, в коллекцию мистера Митчелл-Хеджеса, был хоть и чудотворной, но копией.
          Через некоторое время после смерти старого владельца икона была унаследована его приемной дочерью, мисс Анной.
          Чудотворная икона, как высокочтимый религиозный объект, считалась экспертами бесценной, поэтому ее новая владелица предложила Американской православной церкви купить ее только за стоимость драгоценных камней в окладе, равной, по мнению специалистов, $500,000.
           К делу о покупке  был  привлечен в качестве эксперта Н.Е. Андреев, который  провел сравнительный анализ трех основных Казанских икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт-Петербурге. В результате он пришел к определенным выводам.
             Вот  его заключение: "Образ Казанской Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее все-таки несколько иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т. е. 12 ? дюйма на 10 5/8 дюйма, или 31х27 см).
           Лик Богоматери прекрасен, :темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере.
          Лик Младенца в плохой сохранности, и на лике Богоматери нет поновления, как показывает царапина.
                   В глазах празелень черная, абсолютно круглая точка зрачка находится в центре радужки, прожилки глаз белые, под носом заметна празелень.
                 Нос подчеркнут полутонами, с празеленью под губой. Лик Младенца написан той же техникой, при этом верхние его веки отмечены белилами, глаза светло-зеленые, а зрачок - круглая черная точка в центре глаза.
                 Брови едва намечены. Мафорий Богоматери алый с черными описями складок, кайма мафория и две звезды его золотые. Чепец писан темной празеленью с золотыми орнаментальными полосами. Хитон Младенца зеленый, а алый гиматий писан киноварью, оба с золотым ассистом.
                   Нимбы прографлены одной линией. Фон темно-красный, поля - черные. Доска липовая, толщина ее 7/8 дюйма или 2,2 см: шпонки, которые отсутствуют, - две врезных встречных.
                 Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы. Лик Богородицы полнощекий, что также соответствует описанию украденной иконы как греческой"
            
                 Экспертиза завершалась утверждением, что ":если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси"
                    Кроме того, профессор Андреев сделал ряд дополнительных замечаний. Он констатировал, что из-за своего темного лика икона приобрела в Англии название "Черной Казанской Богородицы" и что, хотя оклад богатый, камни часто имеют трещины.
             Он также выразил уверенность, что риза святого образа, "несомненно, является работой конца XVIII века».
              
                Первоначально  владельцы иконы  предложили  купить ее представителям  русской православной  церкви в  США. Но  сделка с покупкой иконы не состоялась. НЕ нашлось  нужной суммы денег, да и вмешалась политика.
               Активная деятельность архиепископа Иоанна (Шаховского) и его соратников по популяризации «американской иконы Казанской  Божией  Матери» не могла не быть замечена за "железным занавесом" - в Москве.
            В 60-е годы в советской прессе, в основном в газете "Известия", появился целый ряд статей негативного содержания, направленных против кампании по сбору денег и ставивших под сомнение подлинность чудотворной иконы Казанской Божией Матери.
                      Во время пребывания святого образа в США было сделано еще несколько экспертиз иконы.
               Основным экспертным заключением, сделанным в США, , является заключение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи
            Ввиду особой важности этого документа автор  цитирует  его в полном объеме.
            "Икона написана на доске из липы, сильно искривленной возрастом, размером 10 5/8 x 12 ¼ дюйма.
             Доска из липы особого вида (несомненно, Tilia Grandifolia, обычно называющаяся крупнолистовой липой).
              Это очень ценное дерево Европы и России, его размеры достигают девяти футов в диаметре и 140 футов в высоту.
            Оно известно в истории и искусстве благодаря Аллее Лип (Унтер ден Линден) в Берлине, Германия.
            По моему мнению, икона не могла быть написана позже 1450 года по английскому календарю. Икона была предметом многочисленных тестов в Англии, включая рентгеновские тесты, которые показывают, что икона является подлинником, в целом не перезаписанным в позднее время.
             Мое исследование обнаруживает, что современных пигментов в картине нет, все пигменты в картине известны в древности. Указанные пигменты следующие...
              Темно-красный железнооксидный пигмент, возможно, смешанный с липой. Специальным образом обожженная или кальцинированная охра. Желтая охра. Белый кальциевый карбонат, возможно, со следами основы карбоната свинца.  
             Натуральный природный красный железнооксидный пигмент. Зеленый самородный карбонат меди, найденный в естественном виде в Уральских горах.
              Натуральные природные охры меняются в цвете от черного до светло-желтого и, когда они частично или полностью обжигаются или прокаливаются, получают много оттенков черного, коричневого, красного и желтого.
             Растворителем или связующим для краски было яичное масло из жидкого яичного желтка.
            Классический русский способ требует удалять пленку желтка свежего яйца, оставляя жидкий желток. Желток был слишком густым, чтобы писать им, поэтому в него добавляли (при возможности) каплю или две святой воды.  
            Эта смесь затем разводилась пивом (квасом), приготовленным из кислого русского ржаного хлеба.  
            Небольшое количество алкоголя в пиве способствовало перемешиванию яичного масла, воды и пивного крахмала. Технически это самый прекрасный растворитель в изобразительном искусстве.
             Натуральные природные пигменты истираются вручную в мелкий порошок. Цветные порошки смешиваются с яично-пивным растворителем и наносятся тонкими слоями. По высыхании, в течение короткого времени, эта краска становится практически нерастворимой и очень стойкой.
            Многие ювелиры изучали драгоценные камни и все согласились, что большинство из них очень древние.
            Исследование отмечает, что риза, в существующем сегодня виде, была специально приспособлена для большинства камней. Камни закреплены на месте и скреплены металлической основой и тяжелой передней оправой.
           Это делает трудным для ювелира должным образом изучить каждый камень, так как он не может видеть низ или глубину камня или прохождение луча света через камень.
          Несмотря на это, все согласились, что камни, без сомнения, древние. Ювелиры заявили, что цвета и раковины, видимые в четырех больших изумрудах слева от головы Богоматери и в двух - справа, указывают, что они происходят из библейских изумрудных шахт царя Соломона.
          Остальные изумруды, по их мнению, добыты в русских шахтах в Уральских горах. Сапфиры - хорошего качества, а один, около Младенца-Христа, является редкостью по своей прозрачности и бриллиантовому цвету.
         Рубины являются бирманскими рубинами, а алмазы - смешанного происхождения и смешанного качества, многие из них являются чрезвычайно старыми и изящными.
         Всего по счету имеется (на начало 1960-х годов - Д.Х.):
663 алмаза около 80 карат
158 рубинов около 35 карат
32 изумруда около 220 карат
6 сапфиров около 30 карат
и около 150 жемчужин, некоторые из них неправильной формы.

          За более чем восемь лет исследования этой иконы я много раз пытался опровергнуть ее возраст, ее ценность и ее идентичность, так как в этом состоит работа хорошего исследователя предметов искусства. Но мои исследования только больше и больше подтверждали невозможность опровергнуть подлинность этой иконы. Эта икона в своей целостности является величественным произведением искусства"

           Все эти неудавшиеся проекты и компании, вынудили архиепископа Иоанна (Шаховского) вернуть икону владельцам, после чего она содержалась в банковском сейфе Фрэнка Дорланда, управляющего делами Анны Митчелл-Хеджес в Америке.
            С 1970 по 1993 гг. иконой владеет Blue Army, Апостолат Святой Фатимы в США, место хранения - Фатима (Португалия)
           История  приобретения  иконы такова.
           В начале 1970 г. отец Карл Пацельт (Patzelt), ректор Российского Католического Центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско, узнал, что икону собираются продать частным лицам, выставив на аукцион.
           6 февраля 1993 года архиепископ Ньюарка  Теодор МакКэрри в письме в Ватикан к кардиналу Эдварду Кассиди докладывал, что трудная миссия, возложенная на него, полностью выполнена, и он срочно высылает документацию о передаче Святому Престолу прав собственности на чудотворную Казанскую икону.
        В подтверждение этого он выслал в качестве приложения несколько документов: дарственную на Казанскую икону Всемирного Апостолата Фатимы  Святому Престолу; общее решение  Исполнительного Комитета Всемирного Апостолата Фатимы о передаче прав собственности на икону Ватикану для использования чудотворного образа по усмотрению папы римского; письмо от архиепископа Ньюарка Его Высокопреосвященства Теодора МакКэррика, папского инспектора, подтверждающее право собственности Святого Престола на Казанскую икону и официально уведомляющее о возможности перемещения иконы из Domus Pacis в Фатиме (Португалия) в Ватикан, и документ, подтверждающий его полномочия
              Икону  1 марта 1993 года увезли из Domus Pacis в Лиссабон, а затем она была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола - в личных покоях папы Иоанна Павла II.
               Затем в  СССР,  пал коммунизм и контакты  с Ватиканом  в и гражданами РФ  приняли другой  характер. В Ватикан прибыла и была  принята делегация жителей  г. Казани, кульминацией чего стала личная получасовая аудиенция мэра г. Казани К. Исхакова у папы Иоанна Павла II
               Папа Иоанна Павла II признал, что икона - духовная собственность Русской православной церкви.
                В этом смысле икона всегда принадлежала России. Сегодня ускорить этот процесс может только одно - добрая воля обеих сторон и: переговоры. Переговоры продолжились и дали свой положительный результат. Вот официальное сообщение РПЦ.
                   «28 августа 2004 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.            
            Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Курский и Рыльский Герман, епископы Дмитровский Александр и Егорьевский Марк, клирики московских храмов.
             На богослужении присутствовали делегации Римско-Католической Церкви и Лютеранской Церкви Норвегии.
             Делегация Римско-Католической Церкви  привезла в Россию список Казанской иконы Божией Матери, который в течение последних 11 лет хранился в покоях Папы Иоанна Павла II.
            Накануне образ спецрейсом был доставлен из Ватикана в Москву. Вслед за безвозмездным возвращением подлинной чудотворной Тихвинской иконы Богородицы из США, куда этот образ был увезен после войны, воспоследовало нынешнее событие. Нынешнее возвращение списка Казанской иконы Царицы Небесной не сопровождается выдвижением каких-либо условий.
            Этот образ - один из списков чудотворной Казанской иконы, обретенной в XVI веке в Казани девочкой Матроной. По молитвам перед Казанской иконой Царицы Небесной было явлено множество чудес и исцелений. К заступничеству Пресвятой Девы в молитвах перед ее чудотворным образом прибегали православные в годы нестроений и войн.
             Но в начале XX века Казанская икона была утрачена: в ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев забрались храм, где она пребывала, и, ограбив его, унесли с собою и чудотворный образ. И хотя грабители были найдены, икона пропала бесследно: по признанию самих святотатцев в ходе следствия и суда, она была порублена и сожжена, а украшавший ее богатый оклад разорен и продан по частям.
              Согласно выводам экспертизы, проводившейся совместно представителями Ватикана, специалистами из Министерства культуры России и Церковно-научного центра "Православная энциклопедия", список, хранившийся в покоях Папы Римского, был исполнен в XVIII веке "под оклад" и, судя по богато украшенной ризе, являлся достоянием зажиточной семьи.
              Перед началом литургии доставленная из Ватикана икона была установлена на аналое справа от царских врат.
               Приветствуя по окончании богослужения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от имени Папы Римского Иоанна Павла II, председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, в частности, сказал: "Его Святейшество Папа Иоанн Павел II поручил нашей делегации передать от своего имени Вашему Святейшеству, а в Вашем лице и всей Русской Православной Церкви, древнюю святую икону Матери Божией "Казанская", ревностно почитаемую многими поколениями русского народа". Кардинал Вальтер Каспер также отметил, что Казанская икона Богородицы глубоко укоренена в сердце и истории этой страны как покровительница России и ее народа.
              Приняв список Казанской иконы и помолившись перед образом Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Алексий обратился к присутствовавшим с Первосвятительским словом. Поблагодарив членов делегации Римско-Католической Церкви и ее Предстоятеля Папу Иоанна Павла II за переданный образ Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх, в частности, сказал: "Сегодня Россия встречает один из чтимых списков                
             Казанской иконы Божией Матери. Этот образ совершил долгий и нелегкий путь по многим странам и городам. Перед ним молились православные верующие, католики, христиане других исповеданий. Долгое время его бережно сохраняли в Ватикане, и это возгревало во многих верующих-католиках любовь к Пречистой Деве Марии, к России и Русской Церкви, к ее культуре и ее духовному наследию. По воле Божией спустя годы этот честный образ возвращается домой".
               Предстоятель Русской Православной Церкви попросил передать Его Святейшеству Папе Иоанну Павлу II глубокую благодарность за принесенный дар. "Надеюсь, что он засвидетельствует твердое желание руководства Ватикана вернуться к искренним, взаимоуважительным отношениям между нашими Церквами - отношениям, которые были бы лишены недоброго соперничества, но наполнялись бы желанием по-братски помогать друг другу", - отметил Святейший Патриарх Алексий.
             Отныне России, всему народу Божию возвращено его исконное духовное достояние, и православные верующие приветствуют это событие как акт исторической справедливости.          
               Как стало известно, до принятия решения о постоянном месте пребывания этого образа он будет храниться в домовом храме рабочей резиденции Святейшего Патриарха в Чистом  переулке».

        Но не все так было благодушно и откровенно честно, как в вышеизложенной  информации. И не все  этому  событию  радовались.
             Вот  характерная  иллюстрация . Статья из Независимой  Газеты «Чудотворный образ как камень преткновения» от  2004-09-06 / Вера Постнова
             «С тех пор как Папа Римский Иоанн Павел II на минувшей неделе призвал свою паству в последний раз помолиться чудотворному образу Казанской Божией Матери перед отправкой иконы в Россию, в Казани с новой силой вспыхнули давние споры.
            Одни утверждают, что икона не вернется в столицу республики и что будто бы даже полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко прилагает усилия, чтобы икона, минуя Казань, отправилась в патронируемый им Дивеевский монастырь. Другие гадают, какие шаги предпримет казанский мэр Камиль Исхаков, чтобы вернуть икону на место обретения. Большинство склоняются к тому, что градоначальник сделает для этого все возможное.
             Думается, усилия президента Минтимера Шаймиева, Камиля Исхакова, госсоветника по политическим вопросам при президенте РТ Рафаэля Хакимова, предпринимаемые в течение последних четырех лет для возвращения иконы, не пройдут даром.
            В Казани очень хорошо услышали, что сказал в интервью журналистам патриарх Алексий II по окончании церемонии передачи иконы Московской патриархии: «С ее возвращения начнется возрождение России». Надо полагать, политики Татарстана не упустят возможности подчеркнуть свои заслуги в этом. В такой ситуации за ценой не стоят.
             Идея вернуть икону на место ее обретения возникла около четырех лет назад и принадлежит Рафаэлю Хакимову. Предложение своего советника обстоятельно осмыслил президент Минтимер Шаймиев, который попросил подключить к этой работе главу казанской администрации. Сам глава республики за все время кипения страстей вокруг этого проекта оставался в тени, не комментировал события и не делал никаких заявлений.
            Надо сказать, местная православная епархия поначалу осторожно отнеслась к данному проекту.
           А когда Ватикан назвал день передачи иконы, журналисты попросили архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия прокомментировать предстоящее событие.
          – А что они собираются передавать? Икона никуда из Казани не исчезала, – ответил владыка, смутившись, – а хранится в церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище...
           Между тем заявление Ватикана, прозвучавшее для всех неожиданно после почти годового затишья по поводу этой темы, поддержал председатель Духовного управления мусульман Татарстана муфтий Гусман, который входит в окружение президента Шаймиева, одобрившего возвращение православной святыни.
            Хотя для мусульман возвращение иконы, которой, как они считают, «их насильственно крестили» после завоевания русским царем Казанского ханства, является спорным вопросом.
          Госсоветник президента РТ Рафаэль Хакимов в беседе с корреспондентом «НГ» рассказал о реакции мусульман: «Стоило мне заговорить об иконе Казанской Божией Матери, как муфтий с упреком произнес: «Ты так стараешься, что скоро крест наденешь, а может, уже надел?!»
          Однако выступать с заявлениями от имени мусульман муфтий Гусман не может: Татарстан известен цивилизованному миру как образец межконфессионального согласия мусульман и православных.
         Другое дело общественно-политическая организация Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). Президиум ВТОЦ недавно обратился с открытым письмом к понтифику Римско-Католической Церкви.
            «Ваше Преосвященство! Вас пытаются втянуть в недостойные политические игры, – предостерегает Папу Иоанна Павла II президиум ВТОЦа. – Речь идет о так называемой «иконе Казанской Богоматери», вокруг которой раздуваются сомнительные страсти».
         Авторы письма даже не пытаются обозначить, в чем, на их взгляд, заключаются «недостойные политические игры» и «сомнительные страсти». Их задача – напомнить Православной Церкви о ее грехах перед Казанью, когда придет время конкретизировать адрес постоянного нахождения образа.
           Поэтому президиум ВТОЦ в письме предлагает понтифику «представить себе Варшаву XIX века, оккупированную войсками Российской империи. Там пытается обосноваться Русская Православная Церковь с целью ортодоксального прозелитизма среди поляков, приверженцев католицизма.
           И вот в один прекрасный день ортодоксальная миссия Московской Патриархии объявляет, что русская девочка Маша (Даша, Глаша etc.) нашла в городе православную икону. А это, дескать, знак свыше о том, что земля Привисленского края (так колонизаторы назвали часть Польши) принадлежит российской короне».
          Далее следуют параллели, подробный рассказ о завоевании и разрушении Казанского ханства, массовом истреблении, насильственном крещении и детальное изложение неизвестных не только историкам, но и самой истории фактов: «...колонизаторы ночью закапывали около татарского села икону или крест, наутро селяне сгонялись к этому месту, где в их присутствии выкапывали православный символ, объявляли «находку» чудотворной и свидетельствующей о принадлежности этих земель русскому государству».
          Правда, надо уточнить, что Казань, где был обретен чудотворный образ, никогда не была татарским селом, а была в то время и останется в истории столицей Казанского ханства.
          Сегодня утрачены многие ее страницы и, когда появилась крохотная возможность восстановить одну из них – историю обретения величайшей святыни Русской Православной Церкви, – была проделана огромная и кропотливая работа.
           На днях Камиль Исхаков, вернувшись из Москвы, где глава Казани принимал участие в церемонии передачи святыни, заявил журналистам, что «уже давно занимается реставрацией Богородицкого женского монастыря, где будет размещена икона».
            От всего огромного комплекса монастыря, неразрывно связанного с обретением, прославлением и почитанием чудотворной иконы, уцелели лишь Софийская церковь и двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, реконструкция которого потребует больших вложений. Таких средств у Казанской епархии нет, и все расходы берет на себя администрация татарской столицы. В последнее время в монастыре располагался филологический факультет Педагогического института. Сейчас заканчивается строительство здания, куда вскоре переедут филологи, а монастырское здание будет отреставрировано, и в нем могут поместить икону.
           А на Пасху и в Рождество образ предполагается выставлять в Благовещенском соборе Казанского кремля. Все это, разумеется, в том случае, если вопрос о возвращении иконы именно в Казань будет решен положительно.
           На месте обретения иконы Камиль Исхаков обещает возвести часовню и кельи монахов. Остается пока открытым вопрос с паломниками, хотя мэр заверил, что «грандиозный паломнический центр мы не планируем, но паломников без заботы не оставим».

© Бровко Владимир, 24.08.2008 в 14:02
Свидетельство о публикации № 24082008140240-00075717
Читателей произведения за все время — 205, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют