Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Далеко от Лукоморья"
© Генчикмахер Марина

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 96
Авторов: 0
Гостей: 96
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Православный Календарь. Современный взгляд. Гл.2 ч.1 Злоключения Казанской иконы Божией Матери (Очерк)

                                 Глава 2 ч.1  
                    Злоключения Казанской  иконы  Божией матери
                    Переезды  Казань-Москва-Санкт-Петрбург-Рим…..?

        После 1612 г.  история  Казанской иконы  Божией Матери ставшей общерусской национальной  святыней, вследствие  ряда как исторических, так и чисто криминальных событий,  приобрела  запутанный детективный  облик.
        И чтобы  разобраться   в этих запутанных  хитросплетениях, в то числе и с вопросом,  где подлинник иконы, а где  копии (списки)  мы  рассмотрим в этой главе,  имеющихся  сведений  о Казанской иконе  начиная  с 1612г. В том числе о  местах ее пребывания  в России и заграницей, в разное время,  в порядке так сказать, перемещения и с соблюдением хронологии по каждому  из мест.

                                г.  Казань          С первой  главы мы знаем, что в 1579 список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному), как документальное подтверждения казанского чуда!  Дальнейшая судьба этого списка неизвестна.
        Но  оригинал  чудотворной иконы  продолжал  хранится Казанском Богородицком монастыре в  г. Казани построенном в Казани  по указу того ж Ивана Грозного.
          В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре  своей  бриллиантовою короной.
           В этом же году для Казанской иконы Божией Матери  был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор.
             В соборе этого монастыря и находилась Казанская икона вплоть до начала двадцатого века.
Но в 1904 году тогдашнюю православную Россию взволновало известие о похищении святыни.
         Преступление было совершено  в ночь с 28 на 29 июня 1904 года. Момент для кражи преступники выбрали очень удачно.
            25 - 28 июня 1904г. в монастыре находилась принесенная в город Смоленская икона Божией Матери.
По этой причине ежедневно совершались длительные праздничные богослужения. Но  28 июня Смоленская икона покинула монастырь, то наверно и ей бы не избежать беды.
           В начале третьего часа после полуночи послушница Татьяна Кривошеева, выйдя во двор монастыря, услышала приглушенные крики: «караул!», доносящиеся со стороны колокольни.
Татьяна разбудила нескольких работников, спящих на сеновале, и двух послушниц. Кричал, как оказалось, сторож монастыря Федор Захаров. Он был обнаружен запертым в подвале собора.
          Выйдя из подвала, Захаров сказал: «глядите скорее двери у церкви; несчастье у нас большое, - воры меня сюда посадили».
При осмотре западных дверей собора обнаружилось, что верхний замок сломан и лежит на паперти, а нижний цел.
Между створками двери была вставлена доска, в результате чего створки разошлись и образовали отверстие, через которое мог пролезть взрослый человек.      
         Внутренние деревянные двери, запертые с вечера на внутренний замок и задвижку, оказались открытыми!
          При осмотре самого собора были обнаружены исчезновение 2-х икон: чудотворного Казанского образа Божией Матери и иконы Спасителя.
Преступников привлекли надетые на иконах драгоценные ризы.
            На иконе Божией Матери их было две, нижняя - золотая и верхняя -жемчужная. Золотая, богато украшенная бриллиантами и другими драгоценными камнями, являлась даром царя Иоанна Грозного.
           Икона Спасителя также имела ризу, украшенную жемчугом и драгоценными камнями. Каждая из похищенных риз представляла большую ценность.
Кроме икон, преступники похитили также 365 рублей, взломав для этого ящики в свечных шкафах, в которых деньги хранились.
            Весть о похищении чудотворной Казанской иконы быстро облетела Казань.
            Преступников  нашли достаточно быстро. Но это небыло результатом эффективной  работы казанской полиции. Главная заслуга в этом принадлежал смотрителю Александровского ремесленного училища В. Вольману.
             Узнав о деталях преступлении, В. Вольман предположил, что оно могло быть совершено при помощи разжимных щипцов, заказанных у него в училище. Ими вполне можно было сломать замок наружной двери собора.
Эти щипцы 22 июня заказал в училище некий ювелир Максимов, якобы для развода золотых колец.
            После некоторых сомнений Вольман  2 июля заявил о своих подозрениях в полицию. Разысканный полицией, Максимов  после очной ставки с Вольманом и его помощником Андреевым сознался в том, что заказал щипцы по поручению своего давнего покупателя Федора Чайкина.
Полиция немедленно отправилась на квартиру, где проживали Федор Чайкин.
Однако Федора и его жены Прасковьи не оказалось дома. Застали на месте лишь мать Чайкиной, Елену Шиллинг и дочь, девятилетнюю Евгению.
            Оказалось, что Чайкин уехал за несколько часов до появления полиции, вместе с Прасковьей, на извозчике.
Тотчас были приняты меры к их разысканию и задержанию. Предпринятый наспех осмотр занимаемых подозреваемыми помещений ничего не дал.
Вскоре, в результате предпринятых полицией мер, стало известно, что Чайкины отплыли из Казани вверх по Волге на пароходе «Ниагара».
5 июля они были задержаны в каюте, прибывшей в Нижний Новгород «Ниагары».
              У задержанных оказались фальшивые паспорта на имя супругов Сорокиных.
Тем временем полиция произвела тщательные обыски на квартирах Максимова и Чайкина.
Жемчужины, найденные в результате обыска на квартире Максимова, а также изъятый          у него алмаз, были предъявлены монахине Варваре, состоящей многие годы при иконе.
          Монахиня опознала их как украшения с похищенной чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
             Более значительные результаты дал проводившийся в течение четырех дней тщательный обыск на квартире у Чайкина.
Лица, производившие обыск, обнаружили много драгоценностей, замурованных в печи и спрятанных в других потаенных местах.
Согласно данным следствия, были обнаружены во время обыска: «куски пережженной проволоки, 205 зерен жемчуга, перламутровое зерно, камешек розового цвета, обломок серебра с двумя розочками, 26 обломков серебряных украшений с камнями, кусочек золота, 72 золотых обрезка от ризы, завернутые в рукав платья, 63 серебряных обрезка ризы и венца, пластинка с надписью «Спас Нерукотворенный», серебряный убрус, смятый в комок, и другие подобные предметы».
             Из допроса Елены Шиллинг стало известно, что ее дочь, известная под фамилией Чайкина, состоит с Чайкиным в незаконном сожительстве и что настоящая ее фамилия Кучерова.
Важные показания дала дочь Кучеровой, девятилетняя Евгения. Она показала, что «накануне Петрова дня, поздно вечером, Чайкин ушел из дома вместе с Ананием Комовым, приехавшим за несколько дней перед тем в Казань, причем каждый из них взял с собой шпалеру (револьвер); а после того, проснувшись на рассвете, она увидела, что Чайкин рубил секачом (большим ножом) икону Спасителя, а Комов топором - икону Казанской Божией Матери.
           Разрубленные иконы были положены в железную печь, после чего бабушка (Елена Шиллинг) зажгла иконы.
От Чайкина она слышала, что перед кражей из Казанского монастыря он и Комов сидели на колокольне и были пущены в церковь сторожем, которому пообещали за это 100 рублей.
Она видела, как Чайкин и Комов резали похищенные ризы ножницами, а мать ее резала жемчуг. Она сама взяла камешек с Казанской иконы Божией Матери и подарила своей подруге Зое, а от своей матери получила с той же иконы ленточку».
8 июля 1904 года полиция задержала в селе Долженково, Обояньского уезда Курской губернии Ананию Комова. При этом у него были отобраны револьвер и золотой медальон с девятью жемчужинами.
             Изъятый у Зои камешек, ленточка, предъявленная Женей Кучеровой, и отобранный у Комова золотой медальон были опознаны монахиней Варварой как предметы, снятые с похищенной Казанской иконы Божией Матери.
На первом своем допросе Чайкин вел себя грубо и вызывающе. На вопрос о личности он ответил: «не знаю, фамилий у меня много -всех не припомню». На вопрос, какой придерживается веры: «какой хотите». Много рассказывал о совершенных им ранее преступлениях, явно бравируя ими.
          Елена Шиллинг дала показания относительно обстоятельств кражи. По ее словам, она утром 29 июля «впустила на квартиру Чайкина и Комова, которые принесли какие-то иконы.
Когда она спросила дочь: «Куда они ходили?», получила от нее ответ: «Молчи, не твое дело, ставь самовар». Шиллинг стала ставить самовар и видела, как Федор колол какие-то дощечки и клал их в печку, а что это было, она в точности рассмотреть не могла».
          Максимов также подтвердил факт сожжения икон. Он привел слова Чайкина, который на его вопрос о судьбе икон ответил: «Я порубил и побросал в печку, мать заставил сжечь; она сожгла и плакала, мамаша у нас плаксивая».
25 ноября 1904 года в здании Казанского окружного суда начался судебный процесс. Перед судом в качестве подсудимых предстали Варфоломей Стоян, Анания Комов, Федор Захаров, Николай Максимов, Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг.  
Первым четырем было предъявлено обвинение в похищении святых икон и денег из монастыря посредством взлома, а Кучеровой и Шиллинг - в укрывательстве этого преступления.
             В ходе судебного процесса виновность Стояна и Комова в похищении икон из собора была признана доказанной.
Максимова суд признал его виновным лишь в укрывательстве и сбыте краденного. Присяжные сочли неубедительными данные в пользу виновности Захарова.
          Постановлением суда Варфоломей Стоян осужден на 12 лет каторжных работ, а Ананий Комов на 10 лет. Николай Максимов приговорен к ссылке в исправительные арестантские отделения сроком на 2 года 8 месяцев. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг суд приговорил к 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Федор Захаров был оправдан.

           В деле о похищении иконы остались неясности. Например, не удалось узнать, кто из преступников прятался в соборе и открыл внутреннюю дверь. Осталось неизвестным и то, куда преступники спрятали бриллианты с похищенных икон.
Во время поисков бриллианты не нашли. Высказывались на суде и сомнения в факте уничтожения преступниками похищенных чудотворных икон.
Однако эти сомнения не были подтверждены сколько-либо весомыми аргументами.               Большинство присутствующих, видимо, пришли к тому же выводу, что и выступавший в качестве обвинителя товарищ прокурора Казанской судебной палаты Покровский. «Как ни тяжело, как ни безотрадно, но надо признать, что иконы сожжены», – заявил он в обвинительной речи.
           Итак, казалось бы,  следствие и суд установило, что икона уничтожена. Но, что, же тогда чтит и доныне РПЦ ?
.
            В ходе полицейского расследования  рассматривалась и другая  версия  судьбы иконы. Тут  речь пойдет о непонятной роли казанского купца Шевлягина
Потому, что  Чайкин  не раз уверял, толи, запутывая  следствие, толи, говоря полуправду, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная.
            Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.
           Говорили, будто  икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там, в частные руки.
В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной.
             Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось.
В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.
К этой интересной истории мы  вернемся в 3 части этой  главы. А пока  изучим другие важные моменты,  связанные с почитанием иконы Казанской Божией Матери

                                Москва             В официальной церковной историографии  утвердилась  главная версия, что ещё один  список с иконы был привезён из Казани в Москву, видимо, ополчением из Казани в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611.
Осенью 1612 ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава.
В память о сем событии было установлено сначала местное, а потом всероссийское празднование иконе 22 октября.
           Икона (список  с  оригинала), бывшая с ополчением, спустя некоторое время была помещена в собор во имя Казанской Божией Матери на Красной площади.
Первое известное упоминание относится к 1625 году — деревянная церковь, возведённая на средства князя Дмитрия Пожарского.
После пожара 1635 года был построен каменный храм на средства Царя Михаила Фёдоровича и освящён Патриархом Иосифом 15 октября 1636 года.

          С 1649 года по повелению царя Алексея Михайловича Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.
Храм стал одной из важнейших церквей Москвы: его настоятель занимал одно из первых мест в ряду московского духовенства.
            В 1801 году была сломана прежняя шатровая колокольня, и к 1805 году выстроена новая двухъярусная; с 1865 года был надстроен третий ярус.
В 1925—1930 под руководством архитектора Петра Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьёзная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращён первоначальный облик.
            Но  1936 году храм был уничтожен. На его месте в советское время был устроен общественный туалет.
Восстановлен в 1990—1993 по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК). Автором проекта стал архитектор О. И. Журин.
             Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) предоставлены правительством Москвы. Освящён Святейшим Патриархом Алексием II 4 ноября, в день московского празднования Казанской иконе.
Особо чтимая икона Божией Матери Казанская с мощехранительницей.
По одной  из версий  икона эта сохранилась во время коммунистического правления в России потому, что после закрытия и снесения  собора, была передана на хранение в Богоявленский  собор, что в Елохове.
             Данный  храм никогда не закрывался, и приобрёл особое значение в 1933г. в связи с размещением недалеко от него  канцелярии и резиденции митрополита Сергия.
И вскоре он стал Патриаршим Кафедральным — до 1991, когда таковым стал Успенский собор в Кремле.

            По другой,  икона оказалась нагло похищенной уже в  советские времена прямо из алтаря еще действовавшего до 1930г. Московского Казанского собора.
             По описи драгоценностей, которыми была украшена риза иконы Богоматери, на ней было 832 изумруда, около 600 бриллиантов, 300 яхонтов, масса других ценных камней, на ризе еще не вделанные в нее бриллиантовые золотые вещи, среди которых бриллианты величиной до 7 карат.
Исчезновение христианской святыни было выгодно большевикам, новая власть с особым рвением взялась искоренять основы старой России. И может быть, похищение  иконы было и неслучайным событием.

                      Санкт-Петербург
           Историками зафиксирован факт, что перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской Божией Матерью, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург.
Так что же это был за список (копия)?
           Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы  царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича.
         С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война.
           Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной.
            Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.
А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска».
Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.
             Но17 марта 1922 года для собора настал « черный день». Большевиками разобран   иконостас. Из собора было  изъято сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.
            Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у  властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор.  
Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.
Иконография
           Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии, возможно, она является списком с образа, хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.
Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.
          Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.
              Петербургская - Казанская  икона,  по мнению искусствоведов -московского письма, конца XVI столетия, близкая  по  времени копирования, к первому образу из Казани.
             (конец ч.1 Гл.2)

© Бровко Владимир, 23.08.2008 в 01:13
Свидетельство о публикации № 23082008011310-00075628
Читателей произведения за все время — 199, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют