Казанская икона Божией Матери Гл.1 ч.1
Сегодня 21 августа 2008г. Русская православная церковь чествует чудотворную икону Казанской Божией матери.
История появления иконы в Московском царстве времен Ивана Грозного, ее явленные «чудеса» и обстоятельства ее прославления РПЦ изложена в разных исторических источниках по-разному. В связи с этим автор предлагает читателю свое видение этого исторического вопроса.
Ну а что мы знаем об этой иконе? Где находится г. Казань и кто такой Иван Грозный мне кажется хотя и смутно, но знают все еще со школьных времен.
Перед исследователем, есть два пути, пойти по той тропике, что из век в век, идут историки РПЦ и или попытаться разобраться в этом вопросе, основываясь на объективно установленных обстоятельствах.
Для тех, кто предпочитает первый путь, читать далее, автор не рекомендует. И не потому, что он собирается вознести хулу на чудотворную икону и тем самым оскорбить религиозные чувства, кого либо из истинно верующих православных. Такой цели автор не преследует.
А предостережение, касается того, что может быть его версии, кому-то субъективно покажутся неприемлемыми. В таком случае втор готов в частной переписке обсудить возникшие разночтения.
Для тех, кто хочет узнать историю этого сложного вопроса, мы продолжим.
Вот энциклопедические сведения о предмете исследования.
«Казанская икона Божией Матери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской Церкви.
После пожара в Казани в 1579, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне Онучиной явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте действительно была найдена икона.
День явления Казанской иконы — 8 июля по Юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.
На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней, а после и игуменьей которого стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа).
Уже в XIX не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в казанском Богородицком монастыре.
29 июня 1904 из Богородицкого монастыря икона была похищена. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин 28 лет.
Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных.
Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также, что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам».
С тех пор ( с 1904г.) прошло 84 года, а история иконы Казанской Божией матери, отнюдь не прояснилась…..
Поэтому давайте пойдем хронологическим путем и год, за годом, век за веком, попытаемся разобраться в этом сложном вопросе.
Что же происходило в Московском царстве в 1579г?
Кто сразу может припомнить? А время было страшное, можно сказать беспредельное…
Московское царство вело Ливонскую войну.
Россия давно стремилась к выходу к Балтийскому морю и расширению своих территорий в Прибалтике, где находилась Ливонская конфедерация государств. Богатые ливонские города, выступавшие в роли торговых посредников между Россией и Западом, препятствовали росту русской торговли.
Ливонское государство было внутренне непрочно из-за национальных и социальных противоречий, господства выходцев из Германии над коренным населением.
Поводом к Ливонской войне послужил отказ от уплаты Волынским орденом дани России.
В январе 1558г русские войска вторглись в Ливонию и стали стремительно продвигаться вперед.
В 1564г русская армия терпит ряд поражений, неудачи в войне были усилены изменой князя Курбского, который командовал войсками. Литва подписывает с Польшей
Люблянскую унию (союз), объединившись в государство – Речь Посполитую. А мирный договор между Польшей и Турцией создал опасность образования широкой антирусской коалиции.
В 1575 году южнорусские границы не подвергались татарским набегам, что изменило военную ситуацию в Восточной Европе. Наступившее в Речи Посполитой бескоролевье ослабило силы государства и отвлекло его от ливонских дел.
Россия же прилагала новые усилия к отвоевыванию у шведов замков в Ливонии.
В ходе двух военных кампаний в 1575-76гг русские заняли приморские крепости Пернов и Апсаль и овладели почти всем морским побережьем между Ревелем и Ригой.
Успехи русских в Прибалтике во второй половине 70-х годов были недолгими.
Трон Речи Посполитой занял князь Стефан Баторий. Все еще ослабленное государство подверглось вторжению русских войск, которые заняли несколько крепостей и мелких замков, но не решились осаждать Ригу.
Но как только Грозный вернулся в Москву, самые крупные из завоеванных крепостей пали. Стефан Баторий собрал значительные силы и бросил их в наступление.
В 1579г шведы вторглись в Новгородскую землю, король Стефан Баторий с 40-тысячной армией взял Полоцк и несколько других городов, осадил Великие Луки. Полоцк был взят после четырехнедельной осады и сожжения деревянных стен крепости.
Великие Луки, будучи второстепенной крепостью, были не готовы к нападению.
Осада, а затем пожар в Великих Луках вынудили оставить город. Шведский флот обстрелял и сжег предместья Нарвы и Ивангорода, затем шведский корпус высадился в Ревеле и приступил к осаде Нарвы.
Во время двухнедельной осады шведская армия понесла большие потери и отступила. Успехи Батория в Полоцке и Великих Луках ободрили военную кампанию и после тщательной подготовки шведы вторглись в Карелию, захватив крепость Корелу.
Целью очередного наступления короля был Псков.
И в 1581г Баторий уже со 100- тысячной армией подошел к Пскову и осадил его. Город был хорошо подготовлен к обороне, здесь сосредоточили многочисленную артиллерию, запасы снаряжения и продовольствия.
Штурм потерпел неудачу, и армия перешла к длительной осаде. Войска короля не были готовы и отступили, неся большие потери.
В 1582г было заключено Ям-Запольское перемирие на 10 лет, но пункт о Нарве так и не был включен в текст договора.
Ливонскую войну Россия проиграла, потеряв крепости Нарва, Ям, Копорье, Иван- город, сохранив лишь участок Балтийского берега с устьем Невы.
Война, длившаяся 25 лет, стоившая огромных жертв, разорившая страну, закончилась безрезультатно. Поражение в войне поставило государство в исключительно трудное положение.
Параллельно с Ливонской войной Иван Грозный, для внутренней политики приготовил своим подданным, особый «подарок» -ввел Опритчину.
Иван Грозный после провала в двух ливонских кампаниях везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряженная обстановка. Соратники советовали установить диктатуру и сокрушить оппозицию с помощью террора и насилия.
В начале декабря 1564г царь с семьей под охраной и в сопровождении огромного обоза выехал из Москвы в Александровскую слободу.
В январе следующего года он направил две грамоты: первая - «гневная» - была адресована митрополиту Афанасию, а вторая – «слезная» – «посаду, всем людям». Он обвинял бояр, приказных в изменах, а митрополита - в пособничестве боярам и заверял посадский люд, что на них не гневается и опале не подвергнет. Бояре оказались между двух огней – царем и народом.
Московский народ единодушно поддержал государя, и бояре вынуждены были просить царя вернуться на престол. Представители митрополита и бояре выехали в слободу, царь допустил к себе духовных лиц и заявил, что его решение окончательно.
Но потом «уступил» слезным молениям. Вожди думы, которых привели во дворец под охраной, просили царя сложить с них гнев и править, как ему «годно».
И когда Иван потребовал предоставления ему чрезвычайных полномочий, бояре ответили покорным согласием.
2 февраля 1565г Иван Васильевич торжественно вернулся в Москву и объявил об учреждении опричнины («опричь» – кроме, особо) для «охранения» своей жизни.
Далее он заявил о передаче Московского государства в управление Боярской думы и присвоении себе неограниченных полномочий – без совета «опаляться» на непослушных бояр, казнить их, отбирать в казну «животы».
В опричнину, подвластную царю, вошли 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны – Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина, Старая Руса, Каргополь, Соль Галицкая и Вычегорская, Суздальский, Вяземский и Можайский уезды.
Здесь была своя Боярская дума, приказы, опричное войско. Остальная территория была названа земщиной, где сохранялись старые порядки во главе с боярами.
Чтобы обеспечить опричников землями, из опричнины насильственно выселялись бояре- вотчинники, дворяне, приказные люди.
Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано опричное войско сначала из одной, а затем из 5000 человек.
Следуя писцовым книгам Казани можно заключить, что в ссылку попало примерно 180 человек, около 2/3 ссыльных носили княжеский титул.
На втором году опричнины в Москву прибыло великое посольство из Польши для ведения мирных переговоров. Земской собор высказался против «уступки» ливонских земель и решено было завершить окончательное завоевание Ливонии.
Это требовало дополнительного финансирования, что влекло введение новых налогов, и царь вынужден был вернуть из ссылки многих князей. Члены собора утвердили введение чрезвычайных налогов для продолжения войны, но потребовали отмены опричнины.
Прекращение казней и уступки царя породили надежду на полную отмену опричнины.
Но это не входило в «планы» И.Грозного. Он, не располагая уликами против заговорщиков, сам составил списки предполагаемых заговорщиков. «Изобличив» таким образом заговорщиков, Иван разгромил «заговор» ссылками и казнями, и начался трехлетний период кровавого террора.
В это время, кстати, И. Грозный затребовал все официальные и хранившиеся в Москве записи летописей и больше не вернул их Посольскому приказу. Тем самым было положено конец многовековой традиции русского летописания.
Новые казни вызвали резкий протест духовенства, и митрополит Филипп долго беседовал с царем, пытаясь убедить упразднить опричнину, и затем произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и свиты.
Иван был в ярости: «Я был слишком мягок к вам, но теперь вы у меня взвоете!". Протест Филиппа был симптомом окончательного падения престижа царя в земщине. Филиппа судили в присутствии Боярской думы и высшего духовенства.
И хотя он отрицал все обвинения, но ему был вынесен приговор о сожжении, замененный Грозным на вечное заточение в монастырской тюрьме.
К тому «горю» добавилась и новая беда -голод! Неблагоприятные погодные условия в 1568-69 годах губили урожай. Цены на хлеб поднялись в 5-10 раз, голодная смерть косила население городов и деревень.
Вначале 1569г немногочисленный литовский отряд при загадочный обстоятельствах захватил неприступную Изборскую крепость.
Затем последовал разгром Новгорода с массовыми казнями горожан. Тех, кто уцелел из видных горожан (около 2-3 тыс.) были выселены около 2-3 тыс. горожан.
Новгород перерос в новое московское дело, «Я вас еще не истребил, а едва только начал, но постараюсь всех вас искоренить, чтобы и памяти вашей не осталось!» говорил И.Грозный московским боярам.
Царь, оправдывал деяния войска необходимостью искоренить измену и это вело к неслыханным злоупотреблениям. Кровавые погромы, разбои, доносы и беззакония были возведены в ранг государственной политики и в конечном итоге деморализовали саму опричнину.
А тут снова новая беда! Да еще какая! В 1571г крымский хан Давлет-Гирей напал на Москву, учинил погром и сжег столицу. Опричное войско не смогло защитить город, чем сильно оскандалилось пред лицом народа.
После сожжения Москвы правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричнины.
Последним достойным завершением опричных деяний явился царский указ 1572 года о запрещении употреблять самое название опричнины.
Эта мера служила своеобразной оценкой опричнины со стороны Грозного. К тому же, боясь нежелательной критики опричных порядков, указ принуждал всех к молчанию.
Но казни продолжались еще долго и после отмены опричнины.
Угроза новой опричнины появилась, когда в 1575г Грозный вторично отрекся от престола и посадил на трон служилого казанского татарского хана Симеона Бекбулатовича.
Грозный подает челобитную своему ставленнику о введении чрезвычайного положения.
Грозному понадобился примерно месяц на формирование новых опричных владений и новой гвардии, он также забрал в «удельную» казну царскую корону и другие регалии. Публичные казни, осуществленные через месяц после «отречения», произвели тягостное впечатление на современников.
Царь довершил разгром того боярского круга, который управлял опричниной в конце ее существования.
Татарский хан пробыл на троне около года. Грозный полагал, что услуги хана могут ему еще понадобиться и «отставил» его с почетом, отправив на княжение в Тверь.
Вот в таком « мире» и жило все Московское царство, и как тут действительно не появится очередной спасительной и чудотворной иконе!
Хотя и до этого в Московском царстве были отмечены подобные явления «чудесных икон».
Вот, для примера, взять хотя бы явление в 1569 году, псковскому юродивому Тимофею, чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии», теперь называемой «Святогорской иконы Божией Матери» к появлению культа которой был прямо причастен псковский наместник князь Токмаков Юрий, пытавшийся таким образом обезопасить себя от «праведного гнева» ИванаГрозного. ( См. «Православный Календарь. Современный взгляд. Где находятся Святые горы? Гл.2 ч.1(http://h.ua/story/116569/»).
Но все вышеописанное, это как исторический фон времени появления Казанской иконы. А сама история появления Казанской иконы Божией Матери такова.
В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство.
Современному читателю трудно представить, как И.Грозный покорял Казанское ханство.
Для тех же, кто хочет узнать правдивую историю, как завоевания Казанского ханства, так и жизнь и судьбу митрополита Гермогена, автор отсылает к своей работе «Присоединение Крымского ханства к Российской империи и современная геополитика» гл.4 « Как русские Казань брали!» (http://h.ua/story/57851/).
А мы продолжим рассказ об истории появления Казанской иконы.
Вот одна из версий: «В 1579 г. т.е. через 27 лет после покорения русскими войсками Казани) страшный пожар опустошил город.
Начался он в доме купца Онучина.
После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.
Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным.
Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города, в сопровождении огромной толпы народа, направилось к дому Онучиных.
Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось.
Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан.
Митрополит передал икону о. Ермолаю, наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ».
Вторая версия: «Икона явилась в г.Казани в 1579г. по указанию Богомотери, через восмилетнюю девочку. Икона найдена была в земле, под печью сгоревшего дома, завернутая в старое сукно. На месте ее явления впоследствии был выстроен женский монастырь». ( книга «Православный календарь до 2018г.» Белгород.2008г.
Третья версия. «Летом 1579 года в Казани был страшный пожар, половина города обратилась в пепел. Девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, явилась во сне икона Божией Матери, потом ей приснилась Сама Богородица и сказала, что Ее икона находится в земле, там, где до пожара находился дом родителей девочки, и велела передать это архиепископу и воеводам.
Девочка сразу побоялась об этом рассказать, но потом поведала все своей матери. Мать не обратила внимания на слова дочери.
Тогда Матроне опять приснился сон: Божия Матерь приказывала рассказать о Своем явлении. Мать снова не послушала девочку. Но вслед за этим последовало новое явление, уже грозное.
Однажды во время дневного сна Матрона чудесным образом было перенесена на середину двора и здесь явилась ей та же икона Божией Матери.
От Ее лика исходили огненные лучи. Матрона услышала голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих о том, чтобы достали Мою икону из недр земли, она явится в другом месте. Ты же лишишься жизни».
Матрона упала на землю и долго лежала так. Затем, придя в себя, позвала мать и со слезами просила ее передать о видении архиепископу и воеводам. Та сначала не хотела, но дочь сказала: «Если тебе угодно, чтобы я умерла, то не ходи».
Тогда мать пошла с дочерью к городским воеводам. Они только рассмеялись.
Пошли к архиепископу – тот также не внял словам девочки. А она плакала и просила мать. Тогда мать решила сама рыть землю на месте своего сгоревшего дома. Копала долго и безуспешно.
Узнав о явлении, многие люди пришли помогать – перекопали весь двор, но икону не нашли. Тогда девочка взяла заступи начала копать в месте, где была печь в сгоревшем доме.
И скоро, к великой радости своей, Матрона обнаружила что-то, завернутое в кусок сукна.
Сукно развернули – там оказалась икона Божией Матери с Младенцем. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла.
Весть об этом облетела весь город. Архиепископ Иеремия, узнав о событии, тотчас поспешил с крестным ходом во главе собора духовенства, сопровождаемый огромным стечением народа.
Архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении своего неверия». (автор версии протоиерей Василий Швец).
Версия четвертая Сайт. «Православие в Татарстане» (http://www.kazan.eparhia.ru/temples/priories/kazkobogkiymonr/)
«История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины - нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.).
Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ.
Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома.
В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную поблизости от места обретения образа Богородицы.
В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже - Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году».
Итак, налицо явные противоречия между всеми четырьмя версиями: Сходится только что место появления г. Казань, и девочку звали Матрона.
Расхождение в возрасте, социальном положении отца толи богатый купец, толи обычный стрелец. А так же тот факт, что митрополитом в Казани был Иов или Иеремия, а священник Ермоген (Гермоген) упоминается только в одной версии. Многовато несостыковок для столь почитаемой иконы исторических нестыковок, однако!
Но, оказывается, есть другой важный исторический документ, безусловно принимаемый в РПЦ, но составленный через 15 лет после явления иконы.
Это «Повесть о явлении чудотворной иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии бывшем в Казани граде составленная смиренным Ермогеном, митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 (1594г.)».
«Столь предивное чудо соделалосъ милостивным посещением народа нашего Творцом всякого благого, Господом нашим Иисусом Христом, и Родившей Его Пресвятой и Преблагословенной Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марией явлением пречудной и чудотворной Иконы в преславном граде Казани, что возмогу ли, будучи недостойный и недостойные уста имея, проповедати таковое!
……………………….
«Было же так. В год 7087 (1579) при Державе благочестивого и христолюбивого благоверного Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси Самодержца, и при его благородных царевичах князе Иване Ивановиче и князе Феодоре Ивановиче, ныне же Божиею благодатию - Государь Царь и Самодержец всея Руси, и при Архиепископе Казанском Иеремии месяца Июня в 23 день в память святой мученицы Агрипины был пожар в новопросвещенном граде Казани по прошествии двадцати шести лет от завоевания города.
Загорелось в полдень около церкви Святителя Николая, называемого “Тульский”, во дворе одного царского воина Даниила Онучина; и остались лишь небольшая часть посада, половина града близ соборной церкви и двор Архиепископа. Большая часть посада и все торги, обитель Боголепного Христова Преображения и двор Великого Князя, увы, - все огонь всеядец пожрал и попалил, и небытию предал.
Люди же христолюбивые, верою не отпавшие, но познавшие свои согрешения к покаянию обратились и начали созидать церкви Божий и свои дома.
И Божиею милостью место иноязычное и новопросвещенное просвещалось святыми церквями и Божествеными учениями.
Язычников же неверных во граде много было, и вер много было - и стало им в пересуды и посмеяние истинная православная вера; источника же целебного во граде не было тогда.
А иноязычные, неверием одержимые, в сердцах своих уничижали нас, не ведая Божией милости и силы. Видели окаянные Божие милосердие к нам, наказание это как милость, но не ведали сего. Он ведь как Отец чадолюбивый, милуя нас, наказует за наши согрешения, очищая грехи наши.
Человеколюбец Бог, видя терпение людей Своих и веру их, посмеяния и поношения вокруг живущих иноверцев, не терпел поношения и хуления на святые иконы, да не говорят язычники - где есть Бог "их, в Которого веруют, да заградятся уста, говорящих неправду, и да исчезнет и забудется жидовское и бусурманское свирепство и их пустословное хуление, и да искоренится элоплевельное еретическое ученые, но да укрепится и просветится истинная христианская, греческого закона, православная вера правым учением Господа нашего Иисуса триста и святых Его учеников и Апостолов, и Богоносных отец и всех святых, утвердивших православную веру Христову, и научивших веровать во Отца и Сына и Святого Духа, предстательством и молением Заступницы нашей Царицы и Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, предстоящей Сыну Своему и Богу нашему.
Ныне в это последнее время, по благодати Божией, нам показано праведное и всесветлое солнце и, как Едем затворенный отверзся, явил Господь от земли пресветлую Икону Своим человеколюбным смотрением, источник неизчерпаемый, - в земле сокрытую, чудотворную икону Матери Своей, а нашей Царицы и Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, - честной Ее Образ Одигитрии и Свой человеколюбный Образ.
Откуда же праведный гнев Свой испустил, оттуда же, близ того места, на расстоянии броска камня показал светящий благодатью луч и источник исцелений.
Явила себя Богородичная Икона таковым образом. Не показала Владычица Образа Своего ни святителю града, ни начальнику властей, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу.
Но открыла Свое сокровище, чудный Свой Образ источник неисчерпаемый, приходящим с верою, - десятилетней девице, именем Матрона, дочери одного человека из простецов, служившего на войне стрельцом.
Явилась чудная и пресветлая Икона Богородичная этой девице после пожара в том же году и месяце.
Начав являться той девице, пресветлая Икона Божией Матери, велела ей пойти во град и поведать о Иконе Богородицы, которую видела, Архиепископу и воеводам, чтобы они, придя, извлекли бы Образ Пречистой Богородицы от земных недр, в указанном ей месте, где потом и было обретено это честное сокровище дорогого бисера - чудная Икона Богородичная.
Девица была юной и не понимала повеления, боялась поведать о нем; а мать, выслушав дочь свою, ее словам не придала никакого значения.
После этого неоднократно являлась Матроне в видении пресветлая и чудотворная Икона, повелевая ей без сомнения поведать об этих видениях. Девица не- один раз, но многожды говорила матери своей о явлении чудной той Божественной Иконы.
Однажды случилось девице той спать в полдень, и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Икона Богородицы страшным огненным образом, испуская поразительные и огненно пресветлые лучи, так что ей казалось будто эти сияющие от Иконы пресветлые лучи сожгут ее.
И был устрашающий голос от Образа, сказавший девице: “Если не поведаешь о словах Моих, и не пойдешь взять от земных недр Мой Образ, Я на другой улице явлюсь или в другом граде, а ты же будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей.” Девица от страшного такого видения сильно ужаснулась, омертвела и лежала так немало времени.
Но вот возопила она громким голосом к матери своей, чтобы шла та и поведала Архиепископу и правителям града о чудной и пресветлой Иконе Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, передав ей все слова, слышанные ею от пресветлой Иконы, а также указала место явления Иконы.
Мать девицы быстро пошла во град к воеводам, и поставила перед ними свою дочь, повелев ей самой рассказать обо всем с нею случившемся. Девица поведала им слова, которые слышала от пречудной и великолепной Иконы, и указала место явления.
Они же одержимые неверием сказанному девицей о Иконе, не придали тому никакого значения. Мать же ее прослезилась, и взяв дочь, отправилась к Архиепископу. Те же слова передала девица Архиепископу и указала место, чтобы он повелел обрести святую Икону. Но и Архиепископ не внял ее словам, отослав ее ни с чем.
Их приход был в седьмой час дня, обрели же чудный и пресветлый Образ Богородицы в том же году после пожара в час двенадцатый после пожара восьмого июля в день памяти святого великомученика Прокопия.
Это было так. Вернулась та жена к дому своему и стала рассказывать всем людям о чудной Иконе, которую видела дочь ее.
Народ удивлялся этой вести, но расходился, не придавая значения их словам. Жена взяла лопату, и придя к указанному месту, стала долго копать, не находя искомого. Стали и другие люди копать, и уже вскопали все то место, и ничего не нашли.
Девица Матрона начала копать на месте где была печь, также и другие с нею, и выкопав немногим более двух лактей, О чудо, явилась чудотворная Икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии вместе с Превечным Младенцем Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом.
На той чудной Иконе был рукав однорядки вишневого сукна, самый же чудотворный Образ чудно сиял светлостью как будто был написан новыми красками. Земная грязь не коснулась чудного Образа, это мы сами видели. Девица взяла пречистый Образ со страхом, трепетом и радостью, и поставила его на том же месте». ( Важная деталь! Найденная икона была небльшого размера и помещалась в рукав мужского верхнего кафтана –однорядки- автор)
«Бывшие здесь люди возопили, неумолкающе проповедая о явлении этой Божественной Иконы. Вскоре собралось здесь безчисленное множество благочестивого народа, со слезами вопившего: "Владычица, спаси нас".
Послали весть Архиепископу и к начальствующим во граде, что обрели Богородичный святой Образ. Архиепископ повелел звонить в колокола и пошел крестным ходом со всем освященным собором с воеводами и множеством народа на то место, где обрели чудную Икону Пречистой.
Увидев Образ Пречистой как новый пречудно светящийся дар, сильно удивился, потому что такого извода Образа нигде не видел.
Недоумевая, охваченный страхом и радостью, он стал молиться с плачем, прося милости и прощения своего неверия. Также и воеводы с плачем просили милости для согрешивших неверием и нерадением к чудотворному Образу Пречистой.
Весь народ града собрался на это дивное и Божественное чудо, веселясь душею со слезами и радостью, возсылая хвалу Богу и Богородице об обретении многобогатого и безценного сокровища.
Я же, будучи недостойным, со страхом и радостью прикоснулся к чудотворному тому Образу, взял его с деревянной подставки, подложенной на том месте, где была в земле та чудная Икона.
По повелению Архиепископа народ пошел с нею и с прочими святыми Иконами и честными Крестами в ближайшую церковь Святого Николая Тульского. И там по совершении молебного пения, Архиепископ со всем освященным собором и воеводами, со всем множеством православных мужей вместе с их женами и детьми, идущих во след святых икон, пошли во град с новоявленной чудотворной Иконой.
Бесчисленное множество народа теснилось на пути, напирая друг на друга, чуть ли не по головам шли они к чудотворному Образу, стремясь прикоснуться его.
Я по повелению Архиепископа, ради такого множества народа медленно шел с чудотворной Иконой, и теснящийся народ не мог отклонить меня ни направо, ни налево, потому, что нес я пречудный и чудотворный Образ Носящего всю тварь и Его Богоматери; в тот час Икона Пречистой Богородицы чудо показала».
Но это как говорится все поздняя «литературная» обработка.
А что за человек был Гемоген?
Вот, как он нем, написано в книге. В. Богуславского "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004
«Гермоген (в миру Ермолай) - патриарх Московский. Род. ок. 1530. О его молодых годах известно немного: польск. военачальник А. Гонсевский располагал письменным свидетельством о нём, взятым у одного моск. священника, по словам которого в молодости Г. был «в казаках донских».
Впервые упом. как священнослужитель уже в 50-летнем возрасте в качестве попа одной из казан. церквей, затем постригся там же в монахи и стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани.
По словам современников, Гермоген был «словесен и хитроречив, но не сладкогласен», «нравом груб», «прекрут в словесех и возрениях».
С введением в России патриаршества (1589) в сане архиепископа послан руководить Казанский епархией. Активный проводник политики насильственной христианизации нерус. населения Поволжья. Гермоген заявил себя ревностью к православию.
В казанской земле были крещеные инородцы, только по имени считавшиеся христианами; чуждые русских, они водились с своими одноплеменниками татарами, чувашами, черемисами, жили по-язычески, не приглашали священников в случае рождения младенцев, не обращались к духовенству при погребениях, а их новобрачные, обвенчиваясь в церкви, совершали еще другой брачный обряд по-своему.
Другие жили в незаконном супружестве с немецкими пленницами, которые для Гермогена казались ничем не отличавшимися от некрещеных.
Гермоген собирал и призывал таких плохих православных к себе для поучения, но поучения его не действовали, и митрополит в 1593 г. обратился к правительству с просьбой принять с своей стороны понудительные меры. Вместе с тем его возмущало еще и то, что в Казани стали строить татарские мечети, тогда как в продолжение сорока лет после завоевания Казани там не было ни одной мечети».
По обычаю о происходящем надо было докладывать царю - доложили. С иконы сделали точную копию и направили в Москву. И Казанская икона стала прославляться по всей России
(конец 1 части)