Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 254
Авторов: 0
Гостей: 254
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Православный Календарь. Современный взгляд. Смоленская икона Пресвятой Богородицы. Правда и вымысел.Гл.2 ч.1 (Очерк)

Глава 2 ч.1
       Смоленская икона Пресвятой Богородицы. Правда и вымысел.
  В первой главе, уважаемый читатель, мы  разобрались с  утверждением РПЦ, что Смоленская  икона Пресвятой Богородицы - «…. представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом  Лукой».
          Оказалось, что Св.Лука никогда не писал и не мог писать, ни одной  иконы Богородицы. А приписываемые ему в церковной литературе, заслуги первого иконописца, и в связи с этим покровителя всех художников,  является  только красивой легендой!
          Так же было установлено,  что Смоленская  икона Пресвятой Богородицы  не является  списком (копией)  с иконы «Одигитрии Влахернской»  которая  в данное время  хранится  в Третьяковской  галерее.
          Тем не менее, не взирая, на явно халатное, отношений  РПЦ к изучению истории данной иконы, мы  попробуем  разобраться  до конца.
          К сожалению  штатные «историки» РПЦ  отделались от  любопытных прихожан  следующей  «глубокомысленной» сентенцией - «Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен.
          При каких обстоятельствах эта икона появилась на  Руси, не сохранилось достаточно ясных сведений». То есть, помощи от официальных толкователей, официальной истории РПЦ и ее святынь,  нет никакой!
          Тем не менее, если порыться  в  разных  исторических источниках, то налицо появляется несколько версии о происхождении  иконы.
         Согласно одному из русских церковных сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою  свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого.
          Казалось бы все правильно! Сам византийский император  подарил дочери чудодейственную икону.
         Но не так все тут просто. Потому как не Константин Порфирородный правит  Византией в это время, а Константин IX Мономах.          Личность этого византийского императора заслуживает более детального ознакомления.
          Константин IX Мономах (по другому счету Х или XI; Мономах — фамильное имя, ок. 1000 - 11 января 1055) — византийский император (11 июня 1042 — 11 января 1055).
          В царствование Романа III Аргира (1028—1034), которому Константин приходился зятем, он был приближен к императорскому двору, понравился императрице Зое, возбудил этим опасения придворных, как возможный жених Зои и претендент на престол после смерти Романа, и при воцарении Михаила IV Пафлагонянина (1034—1041) был отправлен в ссылку в Митилину, на о-ве Лесбос, где и прожил все царствование Михаила IV и Михаила V (1041—1042).
          После свержения Михаила V Мономах был вызван в Константинополь, где женился на Зое и был коронован императором. Константин был примерно на 20 лет моложе жены, а к моменту брака ей было уже за шестьдесят.
         До 1050 г. он царствовал совместно с Зоей и её сестрой Феодорой, а с 1050 г., после смерти Зои — совместно с Феодорой, которая и стала его единоличной преемницей после кончины Константина в январе 1055 г. от воспаления лёгких.
       Легкомысленный, жадный до наслаждений Константин не интересовался государственными делами, которые не расстраивались совершенно только благодаря прочности византийского бюрократического механизма.
       Явная связь Константина с представительницей могущественного аристократического рода Склиров, Склиреной,  жившей во дворце и в торжественных случаях занимавшей первое место после Зои и Феодоры, повела к интригам со стороны родственников Константина, недовольных возвышением рода Склиров, и со стороны приверженцев Македонской династии, опасавшихся свержения Зои и Феодоры и женитьбы Константина на Склирене.
           Восстание полководца Георгия Маниака, личного врага Склиров (1042—1043), было подавлено войсками, посланными Константином под начальством евнуха Стефана Севастофора.
          Последний, в свою очередь, скоро был отправлен в ссылку, обвиненный в намерении возвести на престол правителя приевфратской провинции Мелитины, Льва Лампроса, который был ослеплен и умер от истязаний.
           В 1047 г. вспыхнуло восстание Льва Торнака, вокруг которого сгруппировалась македонская партия и к которому примкнули почти все македонские города. Лев осадил столицу, но должен был отступить; многие из его приверженцев ему изменили, он был захвачен хитростью и ослеплен.
          Так же неудачны были два дворцовые заговора и покушения на жизнь Константина в 1050—1051 гг.
          При Константине IX, за несколько месяцев до его смерти, христианская церковь окончательно раскололась на католическую и православную.
          В 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария.
           Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.
           В 1043 имел место последний поход Киевской Руси (единственный после крещения) на Константинополь — Русско-византийская война 1043 года.
           Им командовал сын Ярослава Мудрого Владимир Ярославич. О причинах похода ведутся споры.
           Армия Руси потерпела полное поражение, Константин IX получил контрибуцию.
            Вероятно, в знак заключения мира с Русью Константин выдал свою дочь от первого брака (или, как предполагают некоторые авторы, иную близкую родственницу оставшуюся в древнерусской  истории как «Мономахиня»,) замуж за другого сына Ярослава, Всеволода.
            Всеволод -четвёртый сын Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской.  
            Любимый сын отца; при его жизни не имел удела и жил в Киеве при родителях. С 1054 по 1073 — князь переяславский (Переяславля-Русского), член так называемого «триумвирата Ярославичей» (вместе со старшими братьями Изяславом Киевским и Святославом Черниговским), принимал равное с ними участие в управлении государством (новая редакция «Русской правды», походы на кочевников, борьба со Всеславом Полоцким).
            Переяславская епархия (как и черниговская) была повышена в этот период до митрополии.
            Родившийся в 1053 году от этого брака сын Владимир получил от родителей прозвище по деду — Владимир Мономах.
            В позднем русском Средневековье возникла легенда (Сказание о князьях Владимирских), связывающая с личностью Константина IX шапку Мономаха, якобы подаренную им внуку как знак царских прав.
            В действительности Константин умер, когда Владимиру было 2 года, и он не был прямым наследником, не говоря уже об общепринятой сейчас датировке, так называемой шапки Мономаха временами Ивана Калиты — первой половиной XIV века.
        Но византийские  источники ничего, не говоря нам  об  дарении  Константином IX своей дочери чудотворной иконы «Одигитри».
         Поэтому и все утверждения  типа: « что эта икона, сопровождала царевну Анну, при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница») не соответствуют историческим фактам.
          После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху.
        Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы.
        С этого времени икона Пресвятой Богородицы  «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту проставления.
         Но тут опять историческая неувязка, историки РПЦ утверждают, что Икона с 1111 г. хранилась в Смоленском соборном храме. А кто был тогда  великим князем смоленским?
         Вот Вам читатель список всех великих князей смоленских от момента  зарождения княжества до интересующей нас даты.
Великие князья Смоленские
• 1010 — до 1015 Станислав Владимирович Смоленский
• 1054—1057 Вячеслав Ярославич Смоленский
• 1057—1060 Игорь Ярославич Владимиро-Волынский
• 1073—1078 Владимир II Всеволодович Мономах, вел. кн. Киевский
• 1093—1094 Изяслав Владимирович Курский
• 1094—1094 Давыд Святославич Черниговский
• 1094—1095 Мстислав I Владимирович Великий Киевский
• 1095—1097 Давыд Святославич Черниговский
• 1097—1113 Святослав Владимирович Переяславский
  Между  княжением Владимира II Всеволодовича Мономаха и уже получается его сыном Святослав Владимирович Переяславский прошло не менее 38 лет! Где все время была эта икона?
     Другие источники предполагают, что Смоленскую  икону Пресвятой Богородицы дал в 1398 г. в качестве родительского благословения князь Витовт  дочери Софье, при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем (1398-1425 гг.).Из  Хроники Быховца.
    «В то же лето, когда князь Витовт был в Немецкой земле в замке Мальборке, пришли послы из Москвы от великого князя Василия Дмитриевича, прося у великого князя дочь замуж за великого князя Василия Дмитриевича. Князь же великий Витовт отдал дочь свою княжну Софию и отпустил ее из замка Мальборка, а с нею послал князя Ивана Ольгимонтовича, и [они] из города Гданска пошли на кораблях морем, и пришли к Пернову и к городу Пскову.
     Псковичи же великую честь оказали им и проводили их честно до Великого Новгорода, новгородцы также оказали им большой почет и проводили их с честью до Москвы, к великому князю Василию Дмитриевичу. Князь великий Василий выслал для встречи ее свою братию, князя Владимира Андреевича, князя Андрея Дмитриевича и много иных князей и бояр, и встретили великую княжну Софию с великою честью».
     Тогда был  преосвященный митрополит Киприан с архиепископами и епископами, с архимандритами, игуменами и со всем священным чином,  и встретили ее с почетом, с крестами перед городом Москвою, и сотворили брак, и повенчали великого князя Василия Дмитриевича с великою княжною Софиею, и была свадьба великая и знаменитая, чести достойная, и происходила она немалое время.»
     Но упоминания о «чудотворной» иконе переданной отцом княжне Софии  летопись современника этих событий не содержит!

      История Софии заслуживает отдельного рассказа, поскольку эта женщина оказала большое влияние на ход русской истории (в период становления  Московского княжества). «Экспресс  новости» ВЛАСТЬ СУДЬБЫ | 25/06/2004 | Константин Матусевич         «  Великий князь Витовт прожил 80 лет. Из них 60 он был женат. Жен у князя сменилось трое. Но от трех жен более чем за полвека семейной жизни оказался у него один ребенок — дочь Софья, которую родила его вторая жена Анна Смоленская.
         Софья родилась в 1371 году. Замуж вышла двадцати лет. По обычаям того времени поздно: тогда 15-летняя девушка считалась переспелой невестой. Да уж так для нее сложилось, что между обручением и свадьбой минуло пять лет. Ее раннее детство было счастливым. В Литве мирно княжествовали брат Ольгерд и ее дед Кейстут. Витовт и его двоюродный брат Ягайло являли образец вечной дружбы.
         Она жила то в дедовых Старых Троках, то в отцовском гродненском замке. Бабка Бирута, жена Кейстута, души не чаяла в первой внучке.
        Все изменилось со смертью Ольгерда. Борьба Ягайлы за самодержавную власть открыла трагическую страницу и в жизни Великого княжества, и в судьбе Софьи. Десяти лет ей пришлось пережить горькие потери — смерть деда в темнице Кревского замка, где он был задушен по приказу Ягайлы, и смерть бабки, которую челядники  Ягайлы утопили в Муховце возле Брестской крепости.
          Ее отец оказался в той же замковой тюремной каморе, где был убит Кейстут. Она с матерью приезжала к нему в Крево и ходила навещать в каменное подземелье.
          И знала рискованный план побега отца из темницы. Служанка матери Елена была для нее вроде родной тети. Софья оплакивала ее, когда Ягайловы душегубы убили ее за самоотверженную помощь в побеге князя Витовта.
           Когда отцу удалось сбежать из замка, начались скитания семьи. Конно, с малым отрядом верных отцу бояр, они умчались под крыло к крыжакам. Софье пришлось наблюдать, как отец просил у крыжаков помощи, и жить с матерью по немецким замкам в роли заложников.
       Тут Витовт вынужден был креститься в “немецкую веру”, чтобы водить отряды рыцарей–«одноверцев» жечь и рушить поселения на землях Ягайлы.
         И Софья в двенадцать лет - свидетель тайных разговоров отца с матерью, их планов, их терпения, необходимого, чтобы вернуть власть и себе, и тем людям, которые доверили свои судьбы. В 1384 году Ягайло перед Кревской унией с Польшей тайно предложил Витовту замириться и вернул ему Гродненский, Бресткий и Луцкий уделы.
           И они бежали от крыжаков, помечая свой путь пожарами сожженных рыцарских замков. Не думалось тогда, что вновь придется просить тут приют.
           На родине их тоже ожидала трагедия. В 1386 году в Мстиславской битве смолян с войском Ягайлы был убит смоленский князь Святослав Иванович, отец княгини Анны и дед Софьи. Драматическая судьба ждала ее родных дядек Глеба и Юрия.
           В Луцке судьба свела ее со своим суженым - княжичем Василием, сыном Дмитрия Донского. Княжич после погрома Москвы Тохтамышем в 1382 году был послан отцом в Орду для спора за великокняжеский стол с тверским князем Михаилом Александровичем.
          Два года ордынцы удерживали Василия заложником за отцовский долг в 8.000 рублей серебром. С помощью бояр княжичу удалось бежать в Молдавию, а оттуда на Волынь, где наместничал Витовт.
           Встреча эта для Василия и Софьи окончилась помолвкой. Важно отметить, что Василий и Софья были одногодки, по 15 лет, юные, красивые, из лучших семей - словом, прекрасная пара. Так что при всех политических расчетах вокруг этого брака, Витовт не кривил душой и отдавал свою дочь по любви, что в тот век представляло крайнюю редкость. Заняв польский трон, Ягайло счел лишним выполнять свои обещания Витовту, и это обусловило новую внутреннюю войну.
           Витовт опять ушел к крыжакам, и вместе с немецкими рыцарями провел ряд походов на Литву, стремясь захватить Вильно. Во время этих походов отца Софья с матерью пребывали в столице Ордена Мариенбурге (Мальборке).
           Длительная жизнь среди немцев способствовала знанию языков. Мать и дочь научились играть на клавикордах. Так что Софья была по-европейски образована, получила обширный политический опыт и убедилась, что жизнь великого князя и княгини полна опасностей.
          
             В междоусобной войне, кроме деда и бабки, многие из ее родных были убиты в боях или стали жертвами заговоров. Когда настал день ее отъезда в Москву, она знала, что родичи в своих битвах за власть жалости не имеют: чужеземного врага ценят выше, потому что его могут выкупить, а из помилованных свояков вырастают самые жестокие мстители.
Муж и дети
          В 1389 году скончался князь Дмитрий Донской. Он завещал княжение своему сыну Василию, и законный хан «Русского улуса»  Тохтамыш  подтвердил права Василия Дмитриевича на великокняжеский стол.
         Тогда за невестой в орденскую столицу поехало от великого князя посольство. Из Мальборка Софья морем поплыла в Псков, из него обозом добралась в Новгород, где ее встречали от лица жениха его дядя Владимир Андреевич Серпуховский и младший брат Василия князь Андрей.
        Был на этой встрече и будущий главный враг Софьи - второй сын Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич. 1 декабря 1390 года санный поезд доставил литовскую княжну в Москву, а после коляд было венчание и свадьба. Софья стала великой княгиней Московской. Ей предстояло прожить тут более 60 лет. Они оказались драматическими, бед и горя довелось пережить немерено.
         От отца с матерью попала она в многодетную семью. У Дмитрия Донского и жены его Евдокии было 12 детей. Двое умерли до приезда Софьи, но оставалось еще девять, причем младший сын Константин родился за четыре дня до смерти отца. Евдокии надо было ставить их на ноги. То есть каждому сыну обеспечить хоть какой-то удел, и четырех дочек выдать замуж.
       У самой Софьи Витовтовны с Василием Дмитриевичем родилось пять сыновей и четыре дочери. Первой появилась на свет в 1393 году Анна, отданная в 1407 году за византийского цесаревича Иоанна Палеолога (будущего византийского императора Иоанна VIII).
       Но ей не суждено было стать императрицей, она умерла в 1415 году.
       Анастасия в этот год вышла замуж за Александра Владимировича Олелько (владевшего в то время Слуцким княжеством), она скончалась в 1470.
       Василиса и Мария были отданы за русских князей.
       Но на сыновьях словно лежала печать злого рока. Юрий, рожденный в 1395 году, прожил шесть лет, Иван умер в 1417 на 20-м году жизни, Симеон и Данила не прожили и года. И только Василий, которого Софья родила в 44 года, оказался долгожданным наследником. Смерть каждого ребенка надо было пережить, а о таких потерях всегда скорбит материнское сердце.
       По настоянию жены Василий Дмитриевич завещал великокняжеский стол двухлетнему Василию, что нарушало вековые представления о праве наследования. Смерть первого и второго сыновей, позднее появление следующего наследника создали ситуацию, когда борьбу за московское княжение начали другие сыновья Дмитрия Донского, держась старого обычая, который позволял всходить на престол и младшим братьям.
            Возможно, так и случилось бы, и Софью с ее мужем вытеснили бы из московского кремля на задворки, не будь отцом Софьи великий князь Витовт.
            Придя к власти в ВКЛ в 1392 году, он продержал ее до 1430 года. Встречи Софьи с отцом были нечастыми.
           В 1399 году они встречались в Смоленске. При расставании Витовт благословил Софью иконой Смоленской Богоматери. По преданию, эта икона была написана святым евангелистом Лукой и привезена на Русь в Киев греческой царевной Анной, супругой Владимира Святого, а при Владимире Мономахе была перенесена в Смоленск, где хранилась в городском соборе.
            Вернувшись в Москву,  Софья поставила икону в Благовещенском соборе в Кремле.
            В Смоленске же дочь и отец встречались еще в 1408 году, когда возникла угроза войны между Витовтом и Москвой. Не без стараний Софьи тесть и зять договорились о вечном мире.
          Еще они виделись в 1422 году, отцу уже было 72 года, Софье - за 50. На эти встречи Софья брала своих детей. Грустно, надо полагать, было Витовту расставаться с внуками, которые росли без него и в другой державе. Великое княжество тогда простерлось от моря до моря, и с ним все считались. Понимая силу своего тестя, Василий Дмитриевич на смертном одре в 1425 году "поручил" свою жену и десятилетнего наследника Василия опеке князя Витовта.
            Трагедия межусобицы
            Василий Васильевич Темный, начав княжить по смерти отца в 1425 году, сам, естественно, править не мог. Реальной управительницей, великой княгиней московской была Софья Витовтовна. Выпало ей с первого же дня начать борьбу с родней мужа. Брат покойного, Юрий Дмитриевич, отказался присягнуть племяннику Василию и отправился в свой город Галич собирать войска для войны за московский престол. Начнись война, едва ли обошлось бы без вмешательства Витовта.
            Чтобы избегнуть войны, в Галич по совету с княгиней Софьей выправился митрополит Фотий. Князь Юрий собрал к его приезду в город множество вооруженных крестьян. Владыка эту уловку Юрия Дмитриевича оценил так: "Сын князь Юрий! Никогда я не видел столько людей в овечьей шерсти!" Юрий понял, что его крестьянское ополчение не сможет победить московскую конницу, признал себя младшим братом 10-летнего племянника и обязывался не искать великого княжения.
           Но в октябре 1430 года умер князь Витовт. Великое княжество Литовское немедленно вступило в полосу межусобных войн. Великим князем шляхта прокричала младшего брата Ягайлы князя Свидригайлу. Он не любил троюродную сестру Софью уж за то одно, что ее отец 10 лет продержал его под замком в Кременецкой крепости. А Юрий Дмитриевич был с ним в каком-то родстве. Такая перемена обстоятельств послужила пробуждению воинственных планов в семействе Юрия Дмитриевича. Повод тоже нашелся.
         На свадьбе сына в 1433 году Софья Витовтовна сорвала золотой пояс с Василия Юрьевича Косого, двоюродного брата жениха. Старые бояре рассказали Софье, что этот пояс от Дмитрия Суздальского, в приданое за дочерью, перешел к Дмитрию Донскому. На свадьбе тысяцкий Вельяминов подменил этот пояс и отдал сыну своему, Николаю. От Вельяминовых пояс перешел, тоже в приданое, в род князя Владимира Андреевича, а потом к Василию Косому, в приданое за его женою. Княгиня Софья, узнав какой был на Косом пояс, публично вернула его в свою семью. Опозоренные Василий Косой и его брат Дмитрий Шемяка сразу же покинули свадьбу. Их оскорбленный отец, князь Юрий Дмитриевич, решился захватить Москву. Он насильственно лишил племянника великого княжения и «великодушно» дал в удел Коломну.
       Пришлось Софье Витовтовне покинуть Кремль и выехать из Москвы. Смириться с такою потерею и с положением удельной княгини Софья Витовтовна, конечно же, не могла и организовала через церковь всеобщее возмущение самоуправством младшего сына Дмитрия Донского. Юрий Дмитриевич, недолго посидев великим князем московским, счел за лучшее вернуться в свой Звенигород. Там он внезапно скончался, что вызвало толки в умышленном отравлении.
      Тогда великокняжеский стол своей волей занял Василий Косой. Даже его братья были против такой лихости и сами предложили Василию вернуться в Кремль. Война продолжалась до 1436 года, когда князь Василий Косой направился в Кострому собирать войска против великого князя Василия. Войска противников встретились при селе Скоретине. В битве Василий Косой был захвачен в плен, отвезен в Москву и по решению бояр и с согласия Василия Васильевича ослеплен.
      Разумеется, братья несчастного стали ждать случая для отмщения.
      Меж тем на Литве случилось событие, которое не могло не затронуть Софью Витовтовну лично и как великую княгиню московскую. В 1440 году в Трокском замке князь Александр Чарторыйский по боярскому заговору убил ее родного дядю великого князя литовского Жигимонта Кейстутовича. Поскольку дядя был самый близкий из живых ее свояк и в детстве держал ее на коленях, и вместе с ним Софья скиталась по немецким замкам в отроческие годы, то она горько переживала его убийство.
    На вызволенное место паны и шляхта прокричали великим князем 14-летнего Казимира, младшего сына Ягайлы. Все, что отец ее десятилетиями сбивал в державное тело ВКЛ, что могла наследовать династия Кейстутовичей, досталось ее троюродному брату Казимиру Ягайловичу вскоре ставшему и королем в Польше.
         Этот далекий братец годился ей во внуки, он появился на свет, когда ей было 55 лет, а его отцу королю Ягайло 76 лет, то есть когда многие и в Литве, и в Польше были убеждены, что в рождении сына королю помогли молодые рыцари.
       На многое из территориального наследства по своим родителям Софья Витовтовна имела права, в частности на Смоленское княжество, которым управлял теперь королевский наместник и которое стало воеводством. Как любящая своих внуков бабка княгиня Софья распорядилась дедовской вотчиной, конечно, бы в их пользу.
      И, помимо Смоленска, она, единственный ребенок Витовта, считала за собой права на иные отцовские уделы. Часто она об этом думала и часто об этом говорила. Ее любимые внуки, сидевшие у нее на коленях и завороженно слушавшие бабкины рассказы о прошлых днях, дедах и прадедах, обидах и потерях, войдя в возраст и во власть начнут их возвращать. Так что московские войны с Великим княжеством, начавшиеся в 1492 году, имели основанием не только однозначную агрессию.
Око за око
       В 1445 году Василий Васильевич выступил против татар, занявших Нижний Новгород, и попал в плен. В битве на Нерли он потерял от сабельного удара несколько пальцев на руке, а на голове его потом насчитали тридцать ран. Татары отослали в Москву княгине Софье нательный крест сына, чтобы она не усомнилась в беде сына. Софья Витовтовна выкупила Василия за огромную по тем временам сумму в 25.000 рублей.
       Сбор таких средств вызвал среди московского боярства смуту и несогласие. Князь Дмитрий Юрьевич Шемяка этим воспользовался.
       Во время отъезда Василия Васильевича на богомолье в Троицкий монастырь Шемяка со своими сторонниками неожиданно захватил Москву и пленил жену князя и княгиню-мать Софью Витовтовну, а затем в Троице пленил самого великого князя Василия.
       На простых санях Василий был отвезен в Москву, во двор Дмитрия Шемяки, где 20 февраля 1446 года его ослепили.
       Было ему тридцать лет, а следующие шестнадцать он прожил в слепоте, и потому стали его называть Василий Темный. Легко ль было матери встретить своего любимого сына без очей? Слепой Василий был сослан в Углич вместе с женой, а великую княгиню Софью Витовтовну сослали в Чухлому. Малолетние дети Иван и Юрий были вывезены в Муром, а потом их перевезли к отцу.
       Софья Витовтовна в этой трагедии проявила высокую стойкость, сумев организовать всех своих приверженцев и приверженцев сына. Их дружины стали стягиваться к Угличу. Предчувствуя беду, Шемяка взял с Василия проклятые грамоты не искать великого княжения (“проклятые” - означали, что Василий Васильевич заранее признавал себя проклятым, если поднимет руки на Шемяку) и дал ему в удел Вологду.  
       Но игумен Кириллова Белозерского монастыря снял с Василия Темного эту клятву. Тогда князь Василий прибыл в Тверь. Тверской князь Борис Александрович просил Василия Темного женить его семилетнего сына Ивана на своей дочери Марии.
       Состоялось обручение детей, и Василий Темный с тверскими отрядами двинулся к Москве. В 1450 году Шемяка был разбит под Галичем и бежал в Новгород. Но избегнуть отмщения ему не удалось.
       В 1453 году в Новгород прибыл московский дьяк Степан Бородатый, который сумел сбить заговор против Шемяки. Дмитрий Шемяка умер, поев курицы, которую его личный повар пропитал ядом.
       Последние годы
       Это был последний год жизни великой княгини Софьи Витовтовны. Перед тем летописи засвидетельствовали ее участие в обороне Кремля. В 1451 году на Москву двинулись татары. Василий Темный отправился собирать войско для отпора врагу.
        В Москве осталась управлять княгиня-мать. Хроники отмечают, что именно 80-летняя великая княгиня своей сильной волей наладила отпор татарам. 1 июня она послала москвичей на битву под стенами города. Стояла сухая и ветреная погода. Неприятель сжег посады, густые облака дыма застилали Кремль. Люди задыхались от гари и копоти. Вечером, когда пожар стих, вновь была битва, и москвичи отбили у татар награбленное добро.
        Скончалась Софья Витовтовна 13 июля 1453 года в инокинях под именем Ефросинии и погребена в    
        Вознесенском девичьем монастыре. После себя княгиня Софья оставила: икону, окованную на мусии, икону пречистыя богородицы с пеленою, большую икону богородицы степную с пеленою и с убрусцами, икону св.Козьмы и Дамиана, икону св.Федора Стратилата, выбитую на серебре. Кроме того, оставила два дубовых ларчика, большой и малый, большой ящик и короб с крестами, иконами и мощами.
  
         Все это, как видно, невеликое богатство, мало похожи эти вещи на экспонаты для Оружейной палаты. Но не в моде тогда было в Москве собирать движимость. Великие князья тратились на скупку недвижимости, увеличивая свой удел. Софья Витовтовна тоже купила несколько сел, которые завещала внукам.
          Ей принадлежало и подмосковное село Воробьевы Горы (теперешние Ленинские Горы), купленное у попа по прозвищу Воробей.  Это село перешло от нее любимому внуку, будущему Ивану III Васильевичу.
          Внук Ванюша
          Любимый ее внук стал великим князем после смерти отца в 1462 г. По завещанию Иван получил самый большой по территории и значимости удел, в который помимо части Москвы входили Коломна, Владимир, Переяславль, Кострома, Устюг, Суздаль, Нижний Новгород и другие города.
          В 1469 г. папа Павел II предложил вдовому Ивану руку Зои, или, как она стала называться в России, Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. 12 ноября 1472 г. Софья въехала в Москву и обвенчалась с Иваном.  
          Брак с принцессой сильно изменил и обычаи московского двора: Софья привезла с собой византийские представления о царской власти и византийский герб (двуглавый орел).
         При Иване в 1480 году после стояния на разных берегах реки Угра рухнула власть Золотой Орды над Русью».
   Но это  уже совсем другая  история. О Софии Витовне  можно добавить только одно
Прожила она долгую жизнь и, когда в 1453 году, перешагнув восьмидесятилетний рубеж, отошла в иной мир, то не оставила после себя никаких украшений, которые обычно бывают у всех женщин.
        Все ее богатство, помимо земельных владений, составляли святыни и среди них, как значилось в описи: "икона Пречистыя Богородицы с пеленою, большая стенная икона Богородицы с пеленою и с убрусами…"
         Так может одна из этих икон  есть тот свадебный подарок Князя Витовта, и икона все время находилась  рядом с великой московской  княгиней Совьей Витовой и ни в какие смоленские  храмы  не передавалась?
        Но опять историки не могут проследить судьбу  оставшихся после смерти Софьи Витовны  ее икон Пречистой Богородицы.

    А что наша «чудотворная» икона Смоленской Пресвятой Богородицы якобы находящаяся то в Смоленске, то в Москве?
    О ней нет никаких исторически  достоверных   данных.

   Московские периоды  Смоленской иконы  Пресвятой Богородицы.    Когда и по какому случаю, эта икона  принесена в Москву?

    Есть исторические источники   утверждающие, что последний великий смоленский князь, изгнанный  из  города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Богоматери.
      Так или нет, об  этом  судить трудно.  Но в  Смоленске  тогда  с 1401—1405года  княжил  Юрий Святославич Смоленский
       Краткая  справка: ЮРИЙ СВЯТОСЛАВИЧ (кол. 17)
       Из роди Смоленских кн. Сын Святослава Ивановича. Кн. Смоленский в 1386 - 1392, 1401 - 1405 гг. Ж.: дочь вел. кн. Рязанского Олега Ивановича.
      В 1386 году, после несчастной для смолян битвы под Мстиславлем, Витовт, князь литовский, посадил в Смоленске Юрия как своего данника и подручника. Вскоре в Смоленске началась сильнейшая усобица между братьями Святославичами, потому что ни один брат не хотел покориться другому.
      Юрий принужден был в 1392 году уехать из  Смоленска к своему тестю Олегу Ивановичу в Рязань. Витовт поспешил воспользоваться этим и сначала посадил в Смоленске Глеба Святославича, а потом и вовсе, захватив в плен всех князей, сделал Смоленск своим наместничеством.
      В 1399 году татары нанесли Витовту тяжелое поражение на Ворскле, после чего могущество литовцев несколько поколебалось.
       Юрий по-прежнему жил в Рязани.  Смоляне, которым тяжело было под литовским господством, вступили в переговоры с ним. Юрий пришел к тестю Олегу и стал говорить ему со слезами:
      "Пришли ко мне послы из Смоленска от доброхотов моих, говорят, что многие хотят меня -видеть на отчине и дедине моей, сотвори, господин, христову любовь, помоги, посади меня на отчине и дедине моей, на великом княжении Смоленском".
       В 1401 году Олег вместе с Юрием и подручными князьями отправился к Смоленску. Время он улучил удобное, говорит летописец, потому что Витовт оскудел тогда людьми, а в Смоленске была крамола: одни хотели здесь Витовта, а другие (и таких было большинство) - своего отчича, старинного князя Юрия. Придя под Смоленск, Олег велел объявить жителям:
       "Если не отворите города и не примете господина вашего, князя Юрия, то буду стоять здесь долго и предам вас мечу и огню; выбирайте между животом и смертью".
       Смоляне сдались, и многие из них были рады своему князю Юрию, но другие ненавидели его. Войдя в город, Юрий начал с того, что убил Витовтова наместника, князя Романа Михайловича Брянского, и его бояр, а затем перебил и смоленских бояр, преданных Витовту.
        Осенью того же года Витовт с полками подошел к Смоленску. Его сторонники в городе выступили с оружием в руках, но противники Литвы осилили, перебили много приверженцев Витовта, и литовский князь, заключив перемирие, вынужден был отступить от Смоленска. В следующие годы литовцы одержали несколько побед.
        В 1403 году пала Вязьма, а в 1404-м сам Витовт опять осадил Смоленск. Три месяца литовцы стояли под городом, били по городу из пушек, но взять Смоленск не смогли, а только опустошили окрестности.
        Юрий видел, однако, что один он не в состоянии противостоять Витовту и, взяв охранную грамоту, поехал в Москву к Василию 1 Дмитриевичу умолять его о помощи. Тем временем в Смоленске и Литве не теряли времени: бояре смоленские, доброжелательствующие Витовту, послали сказать ему, чтоб шел как можно скорее к их городу, прежде чем придет Юрий с московскою помощью.
        Витовт явился, и бояре отдали ему город вместе с женою Юрьевой. Витовт отослал княгиню в Литву вместе с некоторыми боярами, других бояр, своих главных противников, казнил смертью, посадил в городе своих наместников, а жителям дал большие льготы, надеясь отвратить их тем о князя Юрия.
        Юрий уехал в Новгород, где жители приняли его и дали 13 городов. Юрий и новгородцы целовали друг другу крест - не разлучаться и стоять друг за друга против литовцев. Лишившись своей волости, Юрий жил в Торжке. Здесь же нашел приют изгнанный вместе с ним князь Семен Михайлович Вяземский. Юрий влюбился в жену Вяземского, Ульяну, и, не находя в ней взаимности, убил ее мужа, чтобы воспользоваться беззащитностью жены. Он пытался силой овладеть Ульяной.
        Но та схватила нож, начала защищаться, не попав в горло насильнику, ранила его в руку и бросилась бежать. Юрий догнал ее на дворе, изрубил мечом и приказал бросить в реку.
        Несмотря на грубость тогдашних нравов, преступление Юрия привело современников в ужас.
        Летописец пишет: "И  бысть  ему в грех и в студ  велик и с того побеже  к Орде, не терпя горького своего безвременья, срама и бесчестья".
        Юрий умер в Рязанской земле, где жил у пустынника Петра, каясь в своих грехах.
        Но вот в 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного  отпустить святую икону Богоматери в Смоленск.
        По благословению митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону.
        18 января после торжественной службы в Благовещенском соборе икону «Смоленской» Богоматери провожали с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле.  
        Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многоими слезами» в Смоленск.
        С чудотворного образа был выполнен список «мера в меру» и поставлен на том месте где стояла чудотворная икона.
        В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед «Смоленской» иконой Богородицы.
        В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля.
        В 1666 году икона «Смоленской» Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для поновления потемневшей живописи.
        По возвращении  в Смоленск,  икона мирно и почти в полном забвении  простояла до начала 1812г., в Смоленском  кафедральном соборе. И только   когда французы осадили  Смоленск,  она опять  была поднята на защиту  Царя и Отечества.

© Бровко Владимир, 11.08.2008 в 21:25
Свидетельство о публикации № 11082008212524-00074830
Читателей произведения за все время — 224, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют