Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 240
Авторов: 0
Гостей: 240
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД Где находятся Святые горы? Гл.1 ч.1 (Очерк)

  ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
      Где находятся Святые горы?
      30 июля 2008р.
      Икона Божией Матери Святогорской

     30 июля 2008г. Русская православная церковь  почитает  Икону Божией Матери  Святогорской, а вместе с ней и к этому почитанию присоединяется и УПЦ МП. Тем более что 2008г. принес в церковную жизнь  русской православной  церкви, можно сказать ряд революционных  изменений. И в этом году, чествование Иконы Божий Матери Святогорской,  будет проходить на фоне  торжеств, посвященный 1020-летия Крещения Руси и с личным участием Патриарха Алексия II, что для Украины  уже само по себе является  экстраординарным  событием.
     Но, в силу  исторических  реалий, с почитанием этой  иконы  у православной  церкви  возникла  определенная  историческая, и я  бы  даже сказал церковная  коллизия, которую в РПЦ,  где все увлечены новым церковным  строительством, упорно не хотят  заметить.      Ибо в Российской Федерации  собственно, на канонической территории РПЦ, есть СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СВЯТОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Псковская область) где имеется икона Божией Матери Святогорской и в Украине (Донецкой области) имеется   восстановленный в 1992г. Свято-Успенский  Святогорский  монастырь.
    А с 2004 г. он уже стал  Святогорской  Свято-Успенской Лаврой, где так же имеется чудотворная  Святогорская  икона Божией Матери.
    И празднование этих икон происходит в один день, хотя история их появления и начала культа  почитания, во временном промежутке, разнесена лет так на 300-400лет, в пользу  Свято-Успенского Святогорского   мужского монастыря (Псковская  область).
    Да и  ни у верующих, нет прежней уверенности, где же находятся Святые горы  на  Псковщине  или  на  Украине? Как то не логично, иметь два места религиозного почитания одной и той же иконы, в монастырях с одним  ем же названием и в местностях со сходными  названиями?
    Но если следовать логике последних  событий, то решение Патриарх  РПЦ Алексий II посетить 29 и 30 июля Донецк и Святогорскую  Лавру, где в последний день своего пребывания в Украине он возглавит литургию  в  день  празднования  «Святогорской  иконы  Божией  Матери"  наверно говорит, о том, что «истинные» Святые горы»  находятся  в Украине….
    Жаль, однако, что Александра Сергеевича Пушкина,    в такой ситуации, как обидели, поскольку именно в этом СВЯТО-УСПЕНСКОМ СВЯТОГОРСКОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ, что на Псковщине  и находится родовая  усыпальница Пушкиных. Видно современная  политика,  важнее  исторической  памяти  всенародного   русского  любимца.
    С учетом такого приоритета и внимание руководством  РПЦ  к Святогорской  Свято-Успенской Лавре  и ее главной святыни, мы и начнем  наш очерк о  двух монашеских обителях, с этой монашеской обители, чтобы, наконец,  выяснить, где находятся Святые горы и чью иконно Божией Матери  почитают 30 июля 2008г.

Глава 1 ч.1
Свято-Успенская Святогорская пустынь - Свято-Успенский Святогорский  монастырь -  CВЯТОГОРСКАЯ  Свято-Успенская ЛАВРА  (Украина)
                                                                       Историческая часть
    На правом берегу реки Северского Донца  стоит возрожденная с 1992г. иноческая обитель - Успенский Святогорский мужской монастырь.
    Эта обитель находится в том крае, который еще задолго до крещения Руси был по церковному  преданию христианским.
    Мы отбросим рассказы церковного  предания о том, что монастырь первоначально основали беглые с Византии монахи и перейдем к документальным свидетельствам.
   Так в «Истории Русской Церкви» митр. Макария  указывается, что жившие здесь хазары, уже в середине VIII в. имели своего епископа, некоего затворника Сосфенского, сосланного в Херсон за иконопочитание.
   Через столетие, греческий император Михаил по просьбе хазар послал  свв. Кирилла и Мефодия в Хазарию, потому что “бяху тамо жидове крестьянскую веру вельми хуляще”.
   Были ли  Кирилл и Мефодий  именно в Святогорском монастыре, история умалчивает.  Но митрополит Макарий  утверждает, что после неоднократных жарких прений с хазарами, сарацинами и особенно евреями братья с Божьей помощью достигли цели своего посольства - по свидетельству жития равноапостольных братьев, сам князь, бояре его и множество народа уверовали во Христа и приняли святое крещение.
   Другой церковный  авторитет архиеп. Филарет (Гумилевский). Объясняя  название Святогоской пустыни писал так: “Почему же Донецкия горы названы святыми? –
-  Это название объясняется лишь тем, что с 1540 года уже слишком известна была святыня Донецких скал - образ свт. Николая, обретенный иноками (в пещерах), и святость подвизавшихся  здесь  иноков...
   С всею вероятностью можем предположить, что в XIV в. уже существовала Святогорская обитель...”
   Обратите внимание, уважаемый читатель, что первой и главной иконой Святогорской  пустыни уже с 1540г. стала икона святого Николая!
   В XI-XIV вв. на территории края, в непосредственной близости от Святых Гор, существовала, по мнению некоторых современных археологов,  как серия мелких поселений, так и крупный центр – «Царино городище», часть жителей, которых исповедовали христианство по греческому обряду.
   Неоднократно Святые Горы упоминаются в исторических документах XVI в., таких как Московские и Львовские летописи, а в 1624 г. царь Михаил Федорович дарует игумену Симеону с братией жалованную грамоту.
   В российской историографии дарование такой  царского грамоты, это как бы официальное принятие монастыря под крыло Русской православной церкви и обычно считается  как  год  основания.
   А все, что было до этого, как бы, не в счет, мало ли тут  хазар « жидовствующих» к тому же  бродило?
   Братья Кирилл и Мефодий,  пришли и ушли, а хазары, но не славяне и вышедшие  с них  затем русские, украинцы и  белорусы,  остались на территории нынешней  в Донецкой области.
   В это время Святогорская   пустынь, была самым передовым, южным, русским поселением в Дикой степи и стояла на пути  крымско-татарских орд, неоднократно ходивших  за данью в Московию, и так же разорялася татарами, хотя как мы знаем, они  монахов  в плен не брали и налогами церковь не облагали.
. В том, что монастырь был  передовой крепостью и свидетельствует его  расположение на почти неприступных скалах.

  Но вот прошли лихие времена,  настало царствование Екатерины II.  Украина  была завоевана, Запорожская  Сечь ликвидирована.
     В 1782 году Екатерина II заключила с крымским ханом Сахиб-Гиреем мирный договор и надобность для Российской империи и естественно и для  Русской православной церкви,  в пустыне отпала.
     В связи с этим  в 1787 г. обитель была «упразднена». Согласно «Духовным штатам», изданным Екатериной II 26 февраля 1764 г., все монастыри, владевшие вотчинами и не упразднённые, за исключением лавр (Троице-Сергиевская и Киево-Печерская) и тех из них, которые сделаны были кафедральными, то есть, предназначены для архиереев (Александро-Невской, Чудов, Рождественский-Владимирский, Ипатиевский, Спасо-Преображенский, Новгород-Северский), были разделены на три класса и в них была установлена норма штатных монахов и монахинь.
     В мужских монастырях I класса полагалось 33 монаха, во второклассных — по 17, а в третьеклассных — по 12 монахов; в первоклассных женских монастырях было, по штату, от 52 до 101 монахини, а во второ- и третьеклассных монастырях монахинь положено по 17.
   Всех монастырей, пустыней и скитов в одних только великороссийских губерниях в 1762 г. состояло 881
   Только  штатные монастыри теперь получали от государства  определенное денежное содержание.
   Но, не все тут было чисто,  без коррупции, как теперь говорят, не обошлось, и чудотворные иконы святогорские,   не помогли.
   Неожиданным поворотом в истории Святогорья, стало решение Екатерины II подарить этот «рай на земле», как выражалась сама императрица, своему фавориту — князю Григорию Потемкину. После чего территория  пустыни стала его  обыкновенной светской дачей.
   Да чуть не забыл отметить, что  к моменту закрытия пустыни ей  принадлежало 27000 десятин земли и 2000 крестьян.  Очень уж зажиточная  была монастырская  община! И не даром видно  Потемкину « приглянулась».
   С 1790 года Святыми горами владел  князь Г. Потемкин, а после его смерти  — его родственники  Энгельгардты. Те самые, у которых Т.Г. Шевченко в казачках служил, кто не помнит.  Церкви монастыря частично были разобраны, а частично стали   просто церковным приходом.
  Всех монастырей, пустыней, скитов и женских общин (не считая немногочисленных приписных монастырей, в которых живёт только несколько монахов для отправления богослужения) в России к 1 июля 1896 г. существовало 789 [
   Но вернемся  к теме повествования.
Почти через 54 года, Святогорская  пустынь отрылась вновь. Это случилось в   1844 г. в связи с приходом на  поселение первых 12-ти монахов во главе с игуменом Арсением (Митрофановым).
   История этого « чуда» если выражаться  церковным языком  такова.   В 1842 году племянник Энгельгардта Александр Потемкин (однофамилец графа Потемкин) и его жена Татьяна (урожденная Голицына), побывав здесь,  решили  возродить обитель,  для чего  обратились в Синод с прошением о восстановлении монастыря.
   И по "всеподданнейшему докладу св. Синода" Николай I указом от 15 января 1844 года "повелеть соизволил восстановить Святогорскую Успенскую пустынь на началах общежития и принять за основание внутреннему благосостоянию онаго устав  Глинской  пустыни  Курской епархии". (Постынь эта и сейчас существует -Глинская пустынь в с. Сосновка Глуховского  района Сумской области Украины)
   Снова обращаю внимание читателя  на тот факт, что царь разрешил  основание не монастыря, а «пустыни».
   И еще, обращаю на обычно по непониманию, а может по злому умыслу важную деталь «"повелеть соизволил восстановить Святогорскую Успенскую пустынь на началах общежития…».
   Т. и в первом своем  юридическом статусе  это был не монастырь, а пустынь.
   Это принципиально важно, потому что «Пустынь» это термин, обозначающий монашеское поселение, в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря скит.
   А в православии,  отшельничество — форма монашеского, «скитского» или «пустынного» жития, уединения, связанного с добровольным принятием помимо общих уставных дополнительных аскетических обетов (например, усиленной  молитвы, строгого постничества, молчальничества).
   Теперь поговорим еще об одной важной детали восстановления  Святогорской пустыни. Об Уставе  Глинской пустыни. Это особый  документ в  русском монашестве и он заслуживает  подробного описания так как, поняв его суть, можно понять, чем должны были заниматься монахи  Сятогорской пустыни.
  Устав состоит из трех отделов, включающих 36 глав.
  В первом определен порядок богослужения и трапезы.
  С 24 часов в Глинской пустыни читались утренние молитвы и полунощница, совершалась утреня, лития, с 6 часов - акафист Богородице, с 8 часов - литургия, с 16 часов - вечерня, лития.
С 18 часов - повечерие с тремя канонами, читались также молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) пять часов, а в прочие праздники – четыре часа.
В воскресенье, в 5 часов утра совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему. В монастыре был введен особый Глинский распев, Партесного пения прп. Филарет не допускал.  
  После литургии братия попарно шли в трапезную, служился чин Панагии. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В первую неделю каждого месяца совершалось освящение воды.
  Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками).  
  Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели никакой собственности, никого не принимали в калиях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Женщинам вход везде, кроме храма, был воспрещен.
  Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея, прп. Филарет ввел в Глинской пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др.
  Согласно 25 главе, братия, не исполнявшая устав, удалялась из пустыни.
  Преподобный Серафим Саровский так ныне чтимый в  России, эпохи Путина, называл Глинскую пустынь «великой школой иноческой жизни».
  Глинский устав, заимствованный многими монастырями (около 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания».

Иеромонах Глинской пустыни Иннокентий стал первым настоятелем Святогорской пустыни.
В конце 1844 года начались работы по восстановлению церквей, расчистке пещер и подземных ходов.
С этого времени в течение второй половины XIX века старые  строения у реки заменяются новыми каменными.
Подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских была восстановлена в 1846 году, а в 1859  перестроили главный собор пустыни – Успенский. Собор Успения имел высоту от основания до креста 53,5 м.
В 1850–1867 годах в одной из келий внутри отвесной скалы совершал подвиг затворничества преподобный Иоанн (Крюков).
Именно Святогорская обитель соорудила знаменитый на всю Российскую империю Спасов скит на железнодорожной станции Борки, где в катастрофе 17 октября 1888 года чудесно спаслась императорская семья. Это когда народовольцы,  бомбу подложили под пути, если кто запамятовал  школьную историю.
В 1874 году к вершине горы Фавор была устроена лестница, названная Кирилло-Мефодиевской.
  Лестница насчитывала 511 ступеней и была выполнена в виде крытой галереи с 16-ю площадками, двумя башнями и 22 переходами.
  В общем можно сказать, что за 70 лет в обители было проведено большое  строительство: 8 храмов в обители, 5 храмов на хуторах, 2 скита, корпуса гостиницы, больница, школы, огромное образцовое хозяйство, возрождено старчество
  Это хорошо видно на сохранившейся дореволюционной картине Святогорского монастыря и его окрестностей.
  В «Полном географическом описании России, за  1903 год.» можно прочесть:
  "Святогорская Успенская общежительная пустынь» находится в Изюмском уезде Харьковской губернии, в 155 верстах по грунтовому тракту от г. Харькова, в 35 верстах от г. Изюма и в 18 верстах от известного своими минеральными водами г. Славянска…
  От города Славянска до вокзала того же имени на Азовской железной дороге три версты, и оттуда по чугунке до Харькова 237 верст"
Тем не менее,  обитель принимала ежегодно тысячи богомольцев.  Общее число  монахов, послушников и  просто жильцов (бельцев) и обслуживающего персонала составляла, имелось около 600 человек. Большое хозяйство требовало много рабочих рук.  
  Вот  такой  встретила обитель роковой для всей русской православной церкви  1917 год.  В 1922 году после  периода  репрессий и разграблений монастыря он был закрыт.
  В сегодняшней церковной  литературе можно встретить такие утверждения: «Предсказанное святогорскими  старцами открытие обители состоялось в 1992 г.»
  Автор считает, это предсказание, сделанное задним числом. И в доказательство  своей точки зрения  ссылается на  исторический документ.
  Он красноречивее любых слов, свидетельствует о том, как монахам жилось в пустыне  при большевиках.
     "Акт расследования злодеяний большевиков, совершенных в Светогорском монастыре Изюмского уезда". Датирован он 1919 годом.    "Нормальная жизнь в Святогорском Свято-Успенском монастыре, известном не только в Харьковской губернии, но и по всей России, была нарушена в 1918 году.
В начале января Великокамышевахский земельный комитет Изюмского уезда, так же как и Богородичанский и Славянский комитеты, взяли на учет имущество монастыря, имеющего в различных местах свои отделения (скиты) с хозяйством и различными мастерскими.
Взяв на учет монастырское имущество, комитеты начали немедленно ликвидировать его в свою пользу, а Великокамышевахский беспощадно рубил лес.
Таким образом, вывезен был весь запас хлеба, а скот распродан. От пользования землей монастырская братия была устранена. Монахи, составляющие рабочую силу, подверглись принудительному выселению, и из 600 человек осталось от 200 до 300 священнослужителей-стариков и часть монахов, укрывшихся в самом монастыре. Убытки обители, по самому скромному расчету, насчитывают около 250 тысяч. Такое положение не спасло монастырь от дальнейших нападок. С февраля начинаются многочисленные обыски, всякий раз сопровождаемые грабежом.
Уже 15 февраля в монастырь врывается вооруженная шайка человек в 15, как говорили местные крестьяне, преимущественно из изюмских милиционеров, требует контрибуцию в 15 тысяч рублей и, обходя кельи, отбирает все, что им нравится. Контрибуции получить на этот раз грабителям не удалось. 26 марта вновь появилась группа большевиков.
Под предлогом отыскания оружия непрошеные гости отправились в пещерные храмы, где вели себя кощунственно, входя сюда в шапках, куря папиросы, переворачивая престолы и сквернословя. К этому же времени относится конфискация церковной утвари, эвакуированной в монастырь из церквей Волынской и Виленской епархий. Отобрание этих предметов, по показаниям свидетелей, производилось необыкновенно грубо. Священные предметы с ругательством втискивались в ящики, из дароносицы были выброшены Св. Дары и растоптаны тут же.
После обыска большевики направились к настоятелю, потребовали церковное вино и тут же его выпили. Уходя, они захватили с собой монастырскую лошадь.
   К началу апреля относится зверское убийство монаха Ипатия, вышедшего за монастырские стены. По-видимому, он был ограблен и зарублен шашками бродячими большевистскими отрядами. В июне в скит при деревне Горожовке явились вооруженные грабители (от 5 до 8 человек) и потребовали от эконома скита монаха Онуфрия выдачи денег, вырученных от продажи монастырского имущества. Эконом заявил, что денег у него нет. Его вывели за ограду и тут же у ворот расстреляли. Другой монах, по имени Израиль, убит при попытке к бегству.
         Крестный ход в святой обители
     Несколько ослабевший во времена гетманства бандитизм поддерживался, однако, все время бродившими в окрестностях отрядами большевиков, носившими в народе прозвище "лесовиков". К этому времени относится убийство нескольких лиц из духовенства Святогорской обители.
    В октябре 1918 г. из села в село переносилась особо чтимая в местности икона Святогорской Божией Матери. Крестный ход остановился на ночлег в селе Байрачек. Здесь на помещение, занимавшееся духовенством, напала разбойничья шайка, взломала двери и выстрелами убила иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота, проживавшего в том же доме псаломщика местной церкви, хозяина дома и его дочь.
      Пять трупов лежало у подножия иконы, стоявшей в луже крови. Денег у монахов не оказалось. Но не один мотив грабежа руководил разбойниками, судя по словам одного из них во время убийства: "Вы молитесь, чтобы Бог наказал большевиков".
При уходе немцев деятельность большевиков немедленно оживилась. Уже 1 декабря явилась группа вооруженных людей с требованием выдачи оружия, имевшегося для самосохранения монастыря. Оружие было выдано. Тогда ожидавшая результатов переговоров банда человек около 100 ворвалась в монастырь и приступила к грабежу монастырского и братского имущества.  
       Из монастырской кассы похитили 7 тысяч рублей, у монахов отнимали одежду, обувь, белье, часы и проч., и все награбленное увезли на монастырских же шести лошадях, захватив при этом еще два экипажа.
Дни 2 и 3 января 1919 года были самыми тяжкими для Святогорского монастыря и вместе с тем днями самого напряженного кощунства и издевательства над православной обителью и насилия над ее священнослужителями и монахами. 2 января, около трех с половиной часов дня, на 16 подводах приехали к монастырю красноармейцы числом до 60 человек.
    На груди и на винтовках у них были красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота гостиницы и, обругав площадной бранью заведующего гостиницей монаха, избили его прикладом и рассеялись по корпусам монастыря.
     Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами. В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ. Было предъявлено требование о выдаче 4 миллионов контрибуции и отнято 4 тысячи денег, бывших в монастырской кассе. Красноармейцы разбились на мелкие партии с целью повального обыска и грабежа монастырских помещений. У настоятеля монастыря архимандрита Трифона разбросали всю обстановку и вещи, с бранью и угрозами оружием требуя денег.
     Обыски, грабежи и издевательства шли одновременно во всех кельях. У монахов отнималось их имущество до последней рубашки и сапог включительно. Разламывались и бросались на пол иконы, монахов принуждали курить и танцевать в коридорах.
     От одного из них (монах Иосиф) под угрозой расстрела требовали, чтобы он ругал Господа и Божию Матерь, а после отказа заставили курить, побоями принуждая затягиваться глубже. Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с архимандритом в храме для богослужения. Но и туда все время врывались красноармейские бандиты, в шапках и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги.
  Около 2 часов ночи, когда, казалось, наступило некоторое затишье, приступили было к совершению литургии.
      Праздник в возрожденном монастыре
  Литургию в соборе служил архимандрит с другим духовенством. Во время ектений в храм ворвалась группа красноармейцев. Один из них вбежал в амвон и с криком: "Довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви!" — повернул назад за плечи провозгласившего ектению иеродиакона. По усиленным просьбам архимандрита и братии дано было позволение окончить литургию. Но красноармейцы не покинули храма.
    Во время пения херувимской песни они входили к престолу и продолжали осмотр сапог молящихся. Братия, ожидая дальнейших страданий и даже смерти, причастилась Св. Тайн. К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: "Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех", — и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать.
     Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл Царские врата и, стоя в них, закричал: "Не выходи, стрелять буду". Одновременно красноармейцы производили грабежи, кощунства и издевательства во всех помещениях монастыря.
     В квартире архимандрита изуверы спали, укрываясь епитрахилью, в помещении казначея искололи портреты иерархов Русской Церкви. Издевательства и насилия продолжались повсюду. Нескольким монахам остригли волосы и бороды, побоями заставляли плясать, курить и даже пить чернила. Утром, когда вновь началась обедня, красноармейцы не допустили богослужения. Ворвавшаяся шайка набросилась на священнослужителей и стала вытаскивать их в ризах из храма, но, уступая просьбам священников, позволила им разоблачиться.
      Затем все во главе с архимандритом были выведены из храма. С архимандрита сняли сапоги, дав ему какие-то опорки, и, несмотря на мороз, выстроили всех в ряды перед храмом. Началось сопровождаемое побоями и непристойной бранью издевательское обучение монахов маршировке и военным приемам.
        В это время в соседнем храме кощунствовала другая группа красных. Один из них, надев ризу и митру, сел на престол и перелистывал Евангелие, а другие, тоже в ризах, кощунственно представляли богослужение, то открывая, то закрывая царские двери на потеху своим единомышленникам. Храм был осквернен испражнениями у свечного ящика.
        Камни и образки с митр и икон — все было похищено. Все награбленное было вывезено из монастыря на 38 подводах. В это же время были ограблены поголовно все монахи "больничного хутора", расположенного рядом с монастырем.
        Во время управления большевиков по распоряжению Изюмского исполкома на Богородичанскую волость была наложена контрибуция в размере 80 или 85 тысяч рублей. Богородичанский исполком потребовал в счет контрибуции 50 тысяч с монастыря. Братия собрала 10 тысяч рублей, а 5 тысяч было уплачено из монастырских сумм.
        В монастырь весной 1919 года была прислана из Петрограда колония детей разного возраста, до 18-летнего включительно, и расположена в двух монастырских корпусах. Колонией численностью до 350 человек заведовал коммунист Полторацкий, ведя воспитание в соответствующем коммунизму духе. Все иконы из занятых корпусов были удалены, посещение церкви запрещено.
         Во время своего отступления в конце мая настоящего года большевики еще раз посетили Святогорский монастырь.
         Сначала явился какой-то военный и, называя себя генералом Шкура, требовал указать ему настоятеля, а затем ворвалась шайка "бойцов", потребовав 50 тысяч контрибуции. При этом заставляли иеромонаха Иоанна класть голову под удары шашки. Иеромонах отделался тем, что отдал насильникам бывшие при нем 40 рублей и получил два удара нагайкой.
         При отступлении большевики обрезали волосы на головах и бороды иеромонахов Нестора и Вонифатия, в поле убили монаха Тимолая и изрубили оставшегося в живых с отрубленными пальцами послушника Моисея.
    Настоящий акт расследования основан на фактах, добытых Особой комиссией с соблюдением правил, изложенных в Уставе уголовного судопроизводства. Составлен 17 июля 1919 года в г. Екатеринодаре".
             И это все  вчерашние ревностные  прихожане, о которых так тепло писал А.П. Чехов в воем рассказе о посещении Святогорской пустыни, поистине Бог подверг  своих лучших слуг,  строгому испытанию….
             А 8-12 июня 1922 года в городе Бахмуте, состоялось судебное заседание Донецкого Губернского Ревтрибунала.
             Судили 9 человек святогорской братии во главе с архимандритом Трифоном. Главное обвинение - сокрытие церковных ценностей от изъятия в помощь голодающим.  
             Приговор был вынесен после 6-дневного суда, который приговорил архимандрита Трифона (Скрипченко) к 2 годам принудительных работ с лишением свободы.
            Так, что к 1922г. если кто из монахов и сумел   уцелеть, то им   явно было не до прогнозов о возрождении монастыря.
              Ибо большевики пришли всерьез и надолго.  Времена  для всех как верующих та и неверующих настали жуткие, даже  жутчайшее…
                Но после 1922 году советская  власть сумела найти иное применение церковным  строениям – в пустыне создана  одной из известных в Украине здравниц.
                В 1948 году оставшиеся здания монастыря были объявлены памятником культуры, а в 1980 году Святогорье провозглашено государственным историко-архитектурным заповедником, сотрудники которого сделали немало для фундаментального изучения истории Святых гор, восстановления изувеченных войной святынь
       Но вот настал 1991г. СССР распался, и в свободной Украине, начали потихоньку возвращать  присвоенное  государством,  церковное имущество.
       Усилиями  местной Горловской  епархии в 1992 году Свято-Успенский Святогорская пустынь,   возобновила  свою деятельность как монастырь.
        Цепь времен, как говорится,  соединилась…. Но есть одно но. Чтобы понять его надо сделать отступление и пояснит неподготовленному читатели, что сегодня  в РПЦ представляют собой  монастыри.
           В настоящее время все монастыри в России разделяются на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные.
         В общежительных монастырях монахи все необходимое получают от монастыря, а свой труд по священнослужению в монастыре и разным монастырским «послушаниям» по назначению настоятелей предоставляют в пользу монастыря;
         Ни монахи, ни должностные лица с настоятелем во главе не могут здесь ничем располагать на правах собственности; настоятели избираются самими монашествующими (имеющими полное монашеское посвящение).
          В монастырях необщежительных монахи, имея общую трапезу от монастыря, одежду и все прочее, необходимое для инока, приобретают сами на даваемое им жалованье или на доходы от богослужений и от разного вида монастырского «трудоделания», произведения которого могут идти в продажу (например, выделка крестиков, икон и т. д.).
         Настоятели в эти монастырей назначаются епархиальным архиереем с утверждения Св. синода.
          Штатными монастырями называются те, которые получают содержание в известных определённых размерах и имеют в своём составе число монашествующих, определённое по штату.
        Они разделяются на три класса по размерам выдаваемого им содержания и по степени прав.
         В первом классе некоторыми особенными привилегиями и правами выделяются четыре лавры, и семь монастырей ставропигиальных (Соловецкий, Симонов, Донской, Новоспасский, Воскресенский — именуемый Новый Иерусалим, Заиконоспасский и Спасо-Яковлевский).
          Название ставропигиальных производят от слов — крест и — водружаю, и объясняют его в том смысле, что при учреждении их крест в них водружён был самими патриархами, в непосредственном управлении  которых некоторые из них сначала находились.
         Их преимущества ныне состоят в некоторых архиерейских особенностях богослужения их архимандритов (например, вправе осенять народ во время литургии трикирием и дикирием) и в том, что они изъяты из подсудности епархиальных архиереев, находясь в непосредственном заведовании Св. синода или московской синодальной конторы (московские ставропигиальные монастыри).
           В управлении хозяйственными делами лавр принимает участие так наз. «духовный собор» из старейших монашествующих, а во всех прочих монастырях в управлении хозяйством настоятелю содействует «старейшая братия».
             Внутренний строй монашеской жизни всех монастырей регламентирован общими монашескими правилами, особыми уставами и «инструкцией благочинному монастырей».
           При некоторых из первокл. монастырей имеются, в некотором отдалении от них, в местах уединённых, по нескольку келий для более строгой подвижнической жизни, совокупность которых носит название скита (таковы, например, Анзерский скит Соловецкого м-ря, Гефсиманский — Троице-Сергиевой лавры и др.).
           Заштатными монастырями называются монастыри, не получающие жалованья и существующие на доходы, добываемые священнослужением и трудами самих монахов.
        И Святогорская Успенская пустынь до 1918 года, это заштатная, общежительная, монастырская община  Харьковской епархии.
       Но вернемся  в наше  время!
       По состоянию на 2007г.   в ведении обители было три наземных и три пещерных храма, две колокольни, на главной из них 17 колоколов, вес главного колокола “игуменского” более 6 т.
       Среди  прихожан УПЦ МП считается, что  нет монастырских обителей,  подобных Святогорской,  по красоте и необычности постройки.
       Пещерные хода, протяженностью около одного километра, с часовнями, усыпальницами, кельями  почитаются  как святыня.
        Кроме них в монастыре хранится  чудотворный образ Божией Матери Святогорской, мощи прп. Иоанна затворника, мощевики с частицами мощей многих святых, из которых есть мощи св. Иоанна Предтечи, евангелистов, а также часть Животворящего Креста Господня.
       Наиболее почитаемые праздники в Святых Горах:        22 мая - свт. Николая. Крестный ход поднимается в этот день на Святую Скалу к храму чудотворца.
       30 июля - Святогорской иконы Божией Матери. Совершается многолюдный крестный ход с чудотворной иконой вокруг обители.
    24 августа - прп. Иоанна затворника, совершается крестный ход вокруг монастыря с иконой и мощами святого при стечении нескольких сот духовенства и до 10 тысяч паломников.
    28 августа - Успение Пресвятой Богородицы - престольный день обители. Главные торжества проходят в Успенском соборе.
     Богослужения совершаются ежедневно. Все послушания в обители в основном исполняют братия, из числа которой образован прекрасный хор.
      Кроме того, братия трудится в столярной, пошивочной мастерских, кузне, пекарне, пасеке, огородах, просфорне, братской и паломнической трапезах, в гаражах, экскурсоводами и на других послушаниях, недостатка в которых у возрождающейся обители нет.
       И все бы  в монастыре было  бы  согласно уставу, была бы тишь, гладь и Божия  благодать,  если бы не  политика…        (конец 1 части)

© Бровко Владимир, 24.07.2008 в 01:16
Свидетельство о публикации № 24072008011613-00073415
Читателей произведения за все время — 420, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют