ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. Современный взгляд.
Святая Иулиания и святая Бернадета.
Правда и вымысел об одном и том же «чуде»-нетленных мощах»
19 июля 2008г. православная церковь отмечает память Праведной девы Иулиания, княжна Ольшанская(1550г.)
Для своих прихожан РПЦ и УПЦ МП доводит до сведения следующую информацию.
Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская, жила в первой половине ХVІ века. Она была дочерью князя Георгия (Юрия) Дубровицкого-Ольшанского, одного из благотворителей Киево-Печерской лавры.
Праведная Иулиания скончалась на шестнадцатом году жизни и была погребена в Киево-Печерской Лавре.
В начале ХVII-го века, при архимандрите Елисее Плетенецком (1599-1624), святые мощи праведной Иулиании были обретены нетленными.
При копании могилы близ Успенской церкви, у придела во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, обнаружили гробницу, на которой была прибита дощечка с гербом князей Ольшанских и надписью: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставльшаяся девою на шестнадцатом году от рождения».
Когда открыли гроб, увидели святую Иулианию как бы спящей; она была одета в шелковые, шитые золотом одежды, шея и руки были украшены драгоценностями, а голова увенчана золотым венцом с жемчугом.
Однако при прикосновении одежды рассыпались в прах. Святые мощи были облечены в новые одежды и положены в Успенском храме.
И тут с телом Иулиании начали происходить не совсем понятные «истории» которые монахами Киево-Печерской Лавры были восприняты как проявление чуда.
Так, в 1617 году некий еретик - арианин, по имени Василий пришел в Успенскую церковь и просил екклесиарха Ливерия открыть ему гробницу праведной Иулиании.
Прикладываясь к святым мощам, он похитил драгоценный перстень с руки святой.
Но когда святотатец вышел с похищенным из храма, он упал у церковных дверей и умер.
При осмотре тела умершего нашли перстень святой девы и поняли причину его внезапной смерти.
Далее, «чудеса» продолжились. Святая Иулиания в чудесном видении явилась архимандриту Петру Могиле (впоследствии митрополиту Киевскому) и укоряла его за небрежение к ее мощам.
После этого была устроена новая гробница для святых мощей праведной Иулиании.
На гробнице святой тогда была сделана надпись: «По воле Творца неба и земли живет по всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости - врачевство против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный».
Дальше больше. Праведная Иулиания являлась также в числе многих святых дев игумену Златоверхого Киевского монастыря Феодосию.
При этом она сказала игумену: «...Господь затем явил тебе это видение, чтобы ты узнал, что и я причтена Господом к святым девам, угодившим Ему».
Но в 1718г. в успенской церкви возник пожар и святые мощи праведной Иулиании сгорели.
Их останки были перенесены в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры.
В 1889 году, по ходатайству архиепископа Волынского Модеста, часть святых мощей была перенесена в кафедральный собор в Житомире.»
Вот и вся казалось бы история, благодаря котьорой РПЦ уже поболее 500 лет почитает святую Иулианию.
Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен православной Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах.
На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых Отцев Киево-Печерской лавры.
Теперь она – первая помощница женщинам в исцелении болезней души.
Она предстательствует за них вместе с другими святыми нашими пред Пречистой Матерью Господа и вместе с Нею – пред Престолом Святой Троицы. Она же – заступница невинных дев.
Красивая история, но я думаю, что у вдумчивого читателя возникла мысль:
« А если вдуматься, то становится даже как-то странно: жила на свете девочка, жила в хорошей семье. Любила наверно Бога, молилась, поверяла ему свои самые сокровенные тайны. При жизни ее никто и не думал, что девочка – святая. И если бы не богатые родители из числа покровителей Киевско - Печерской лавры, то девушку бы похоронили на одном из давно исчезнувших киевских кладбищах.
Ибо при жизни она ни в каких чудесах и подвигах души не была замечена. Умерла. Похоронили.
Нашли через несколько десятков лет в гробу спящего ребенка. А еще через десяток лет духовным отцам открылось: святая эта девочка. Святая Иулиания».
А если все же попробовать провести историческую реконструкцию и отделить правду от вымысла?
Для этого наверно нужно обратится к первоисточникам.
Таким официальным первоисточником есть составленное в Китево-Печерской Лавре ученными монахами
«СКАЗАНИЕ ОБ ОБРЕТЕНИИ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ СВЯТОЙ ИУЛИАНИИ ДЕВСТВЕННИЦЫ».
Давайте вместе с Вами под критическим углом прочтем этот официально утвержденный церковью документ.
« В дни блаженной памяти архимандрита Печерской Лавры Елисея Плетенецкого в Киеве скончалась девственница некая, которую хотели похоронить в Печерском монастыре».
Вот первый достоверный исторический след. Кто же этот архимандрит Елисей Плетенецкий?
Для сведения: (материал об этом историческом лице из книги "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004. )
«Елисей Плетенецкий (1554-1624), архимандрит Киево-Печерского монастыря, активный противник православ.-католич. унии, организатор книгопечатания и просвещения на Украине. Род. в 1554.
В миру был священником, пострижен в Киево-Печерской лавре, с 1595 служил архим. Лещинского монастыря в Пинске, а после смерти архим. Никифора избран в архимандриты лавры (сент. 1599).
Он был заботливым строителем Печерского монастыря и всемерно защищал его имущество от посягательств прежде всего униатов и католиков.
В его эпитафии говорится, что Е. П. «великую церковь, обветшавшую, от развалин предохранил, монастырские волости древние возвратил, а новые устроил, снабдил оные всем и определил везде священников и сам избрал преемником себе наместника своего иеромонаха Захарию Копыстенского», к-рый и говорил ему «надгробное слово», а через год, в день памяти усопшего, и «другое»; оба они были напечатаны в лавре (1625).
В описании киево-печерских чудес сказано, что Е. П. постановил давать из монастырских припасов каждому просящему «хлеб и варево », а для старых нищих построил особую кухню, где их кормили постоянно.
В «извете » старца Варлаама (спутника Г. Отрепьева во время его бегства в Литву), поданного после убийства самозванцарасстриги (май 1606) царю Василию Шуйскому, приводится следующий отрывок, связанный с Е. П.:
«…В Киеве в Печерском монастыре нас принял архимандрит Елисей, и в Киеве всего жили три недели, и Гришка захотел ехать к киевскому воеводе князю Василию Острожскому, и отпросился у братии и у архимандрита Елисея Плетенецкого.
И я архимандриту Елисею и братии говорил о нем и бил челом, что он собирался жить в Киеве в Печерском монастыре ради душевного спасения, а потом идти к святому граду Иерусалиму к Господнему Гробу, а ныне идет в мир к князю Василию Острожскому и хочет иноческое платье сбросить, и он будет воровать, и Богу и пречистой Божьей матери солгал.
И мне архимандрит Елисей и братия говорили:
“Здесь-де земля в Литве вольная: кто в какой вере хочет, в той и пребывает”.
И я бил челом архимандриту и братии, чтобы позволили жить мне у себя в Печерском монастыре, но архимандрит и братия мне не дали».
Умер 29 окт. 1624 схимонахом под именем Евфимия и погребён 17 февр. 1625. Захария Копыстенский в надгробном слове ему напоминал, что он вернул и утвердил лавре ставропигию, завёл типографию и в церк. волости Радомысль специально для неё основал бумажную фабрику, печатал церк. книги и учебники, собрал учёное Братство, из к-рого выбрал достойных церк. проповедников и возобновил в лавре общежительное правило». И Все. А где же чудо обретение мощей «Праведной девы Иулиании»? Да и еще вопрос когда же это случилось, хотя бы точный год?
Но продолжаем читать текст «Сказания дальше. «Стали копать гроб близ Печерской церкви Успения Пресвятой Богородицы, ( для небывавших в К-Печеоской Лавре, это главный солаврский собор-автор) перед приделом святого Иоанна Предтечи.
И вот, копающие неожиданно нашли честные мощи святой богоугодной княжны Иулиании, почивающие в нетлении.
Умершая лежала как будто живая - уснувшая; тело ее было благообразно и бело. Почившая была одета в многоценную, украшенную шелковыми и золототкаными обложениями одежду; на шее были надеты золотые гривни со многими бисерами, на руках - золотые драгоценные кольца, на голове ее - девический золотой венец с бисерами; в ушах были золотые серьги, украшенные золотыми бисерами и драгоценными камнями.
Лежала она при церковной стене, головой на юг и ногами на север. Над ракой ее был положен камень, на котором было начертано знамя, или герб, благочестивых князей Ольшанских.
На самой же раке прибита серебряная, позолоченная дощечка, на ней изображен герб, а под ним надпись: "Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Григория Ольшанского, преставившаяся девой, в лето от рождения своего 16-ое". Все ее одеяние казалось совершенно новым, словно никто не прикасался к нему. Святые эти мощи были положены в церкви Печерской.»
Но стоп. А как же официальная информация о святой Иулиании, подаваемая современной РПЦ, что была приведена выше. Вот краткая цитата:
«Когда открыли гроб, увидели святую Иулианию как бы спящей; она была одета в шелковые, шитые золотом одежды, шея и руки были украшены драгоценностями, а голова увенчана золотым венцом с жемчугом.
Однако при прикосновении одежды рассыпались в прах. Святые мощи были облечены в новые одежды и положены в Успенском храме».
«Прошло немного времени, когда митрополитом Киевским и архимандритом Печерским был преосвященный отец Петр Могила, явилась ему в чудесном видении эта святая богоугодная княжна Иулиания, обличая за небрежение ее святых мощей и за маловерие к ним (после обретении мощи были оставлены без достойного украшения, им не воздавали почитания)»
А вот и второй исторический след. Что же нам расскажет история о Петре Могиле?. В энциклопедии можно узнакть, что «Важное место в истории монастыря занимает архимандрит, а впоследствии Киевский митрополит Петр Могила.
Это был активный церковный деятель, дальнозоркий и мудрый правитель. Одной из главных сфер деятельности Петра Могилы, направленной на укрепление позиций православной церкви, была забота об образовании.
В 1631 г. митрополит Петр Могила основал в Киево-Печерской лавре гимназион, в котором наряду с богословием изучались и светские предметы: грамматика, риторика, геометрия, арифметика и др.
В 1632 г. для подготовки православного духовенства и светской элиты в Украине, гимназион был объединен с Братской школой на Подоле.
Было создано первое высшее учебное заведение в Украине - Киево-Могилянский коллегиум. Митрополит Петр Могила уделял также большое внимание деятельности печерской типографии.
В XVII в., по мере возрождения и укрепления позиций Православной церкви на Украине, становится очевидной необходимость официальной канонизации Печерских святых.
В 1619 году архимандрит Киево-Печерского монастыря Захария Копистенський, редактируя к изданию в лаврской типографии Праздничную Минею (Анфологион) поместил наряду со вселенскими и общерусскими святыми имена 24 преподобных Печерских, ранее местночтимых.
Святитель Петр Могила, лаврский архимандрит, а затем митрополит Киевский, начал ходатайствовать о получении официального разрешения Константинополя на канонизацию Печерских святых.
В 1643 г. в Киеве был составлен "Канон Печерским Святым", который постепенно приобрел статус официального церковного манифеста, провозглашавший чествование украинских угодников и, прежде всего, Печерских черноризцев. Он насчитывает 74 имени, из них 41 принадлежало лаврским святым (39 c Ближних пещер и 2 - c Дальних).
Но только в 1762 г. русская церковь провозгласила Печерских святых общерусскими».
Так, что и наша святая праведница Иулиания, собственно «святой» стала почитаться с 1762г.
Само же формирование современного лаврского пантеона окончательно завершилось во второй половине XVIII в. Пантеон святыз составляет 73 преподобных в Ближних пещерах и 45 - в Дальних.
Продолжаем читать « Сказание» и теперь нам становится понятны мотивы поступка Петра Могилы. «Тогда тот ревностный пастырь повелел немедленно искусным и благочестивым девственницам иноческого чина приготовить для святых мощей достойные одеяния и благолепную утварь.
По его повелению также была сделана новая рака, в которую и были положены благочинно святые мощи; они были торжественно перенесены в иное место. Облекшись в святительские одежды и созвав весь освященный собор, Петр Могила совершил праздничное моление и пение с благодарением Богу и Богородице и преподобным отцам Печерским за явление честных мощей святой девственницы.
С тех пор эти мощи оказывают помощь всякому, кто с благоговением и верой притекает к ни.
Сохранился следующий рассказ о чуде, бывшем от святых мощей.
Однажды прибыл в монастырь некий человек.
Архимандритом монастыря был в то время Елисей Плетенецкий. Кто был прибывший- не знали. Как оказалось потом, он был еретик, последователь Ария, по имени Василий.
Притворившись верующим и приняв внешний вид благоговения, он явился в монастырь, будто бы с целью посетить святые места и поклониться чудотворным мощам святых Печерских угодников. Он вошел дерзновенно в великую Печерскую церковь.
Скрывая свое лукавство, он обратился к диакону Ливерию, в то время экклесиарху,( ЭККЛЕСИАРХ - монах, который ухаживает за храмом, зажигает лампады и смотрит за порядком во время богослужения –автор) . с просьбой открыть ему раку блаженной княжны Иулиании. Лицемерный пришелец выражал при этом желание поклониться тем мощам.
Просьба его была исполнена; он начал лицемерно кланяться.
Но вот экклесиарх на время отлучился. Богомерзкий льстец тогда и решился привести в исполнение задуманное им. Приступив к честным мощам святой Иулиании и как бы усердно лобызая их, он ухитрился снять драгоценный перстень с перста правой руки святой княжны.
Совершив кражу и радуясь приобретению, похититель стал выходить из церкви. Едва только он ступил за церковную дверь, как внезапно взбесился; с ним произошел страшный припадок беснования; он упал на камень и стал кричать, как неистовый вол, и болезненно метался во все стороны.
В таких мучениях святотатец вскоре и испустил дух. Экклесиарх, ужаснувшись, известил об этом архимандрита.
Тотчас тот явился с братией; все дивились внезапной и страшной кончине пришельца. Желая узнать причину такового события, игумен приказал внимательно осмотреть умершего: нет ли при нем какой-либо похищенной церковной вещи. Его осмотрели и в пазухе нашли перстень.
Архимандрит спросил экклесиарха: откуда мог быть этот перстень?
Тот посмотрел, посчитал и нашел на всех иконах все в целости. Тогда ему пришло на мысль открыть раку святой Иулиании.
Он припомнил, что внезапно умерший особенно прилежно молился и прикладывался к честным мощам девственницы.
И вот, когда он открыл раку и осмотрел ее, то тотчас же убедился, что перстень снят с перста правой руки святой Иулиании. Об этом возвещено было настоятелю. Когда это происходило, пришел случайно к церкви благоверный муж Варфоломей. Взглянув на бездушно лежащего, он тотчас узнал его, назвал по имени и рассказал о его роде и происхождении.
Архимандрит после этого приказал похищенный перстень для большей похвалы того чуда приложить к иконе Пресвятой Богородицы между прочими священными утварями.
А святотатца и грешника повелел предать погребению вне монастыря. Благодаря такому чуду все убедились и уверились в святости и богоугождении девственницы Иулиании»
А до этого как видим с этой оговорки как мягко говоря немного сумнеквались монахи –святая или не святая?
Но продолжаем читать « Сказание: «О святости княжны Иулиании свидетельствует еще и следующее обстоятельство.
Однажды Феодосий Сафонович, игумен монастыря святого Архистратига Михаила, Киевского Златоверхого, нарочито пришел в обитель Печерскую. Он обратился к экклесиарху с просьбой - открыть ему мощи святой Иулиании.
Игумен объяснил, что он ниразу не удостоился поклониться им, а имел видение.
- После утреннего пения и выхода из церкви он немного уснул, и вот, во сне явился в лучезарном свете лик многих святых дев.
Одна из них, обратившись, сказала: "Я Иулиания, мощи которой лежат в святой Печерской церкви. Ты же почему вменяешь меня и мощи мои ни во что? Ради этого Господь и явил тебе знамение, дабы ты понял, что и я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему".
С тех пор тот всечестной игумен, приходя в святую обитель Печерскую, никогда не забывал поклониться благочестиво, со всяким усердием, со смиренным и умиленным лобзанием нетленным мощам святой угодницы Божией Иулиании, ее святыми молитвами да и мы сподобимся быть причтены к лику угодивших Господу, хвалимому во святых Своих. Аминь.»
На этом «собственно «Сказание» заканчивается. Но, тем не менее, мы успели получить в своем исследовании еще одну историческую подсказку.
Кто же был этот Феодосий Сафонович?. Для справки: Феодосий Симонович - игумен киевского Михайловского Златоверхого монастыря, первый систематико - историк русский и известный южно - русский духовный писатель XVII века.
О нем известно, что для усовершенствования в науках он, по обычаю того времени, ездил на Запад, в заграничные школы и университеты.
По возвращении из-за границы в 1649 г. был наставником юношества в Киево-Братском коллегиуме, в 1653— 1655 гг. состоял наместником Киево-Братского монастыря и с 1655 г. — игуменом Михайловского монастыря, где и скончался в 1676 году.
Ф. был первым наместником Киево-Братского монастыря (раньше этой должности не было), и на его долю выпало в 1654 г. дважды ходатайствовать пред царем Алексеем Михайловичем о даровании монастырю разных имущественных прав; такие же хлопоты пришлось ему принять на себя и в Михайловском монастыре: в 1671 г. он получил от короля Михаила Вишневецкого грамоту, подтверждавшую все земельные владения монастыря.
Ученая деятельность Ф. Сафоновича была поистине удивительна. "Нет ни одного рода словесности, — говорит Аскоченский, — в котором бы Ф. не испытал своих сил".
Самый главный его ученый труд это — "Хроника з летописцев стародавных, з святого Нестора Печерского и инших, также з хроник Польских о Русии, отколь Русь почалася и о первых князех Русских и по них дальших наступаючих князех и о их делах, собранная працою иеромонаха Феодосия Сафоновича, игумена монастыря Михайловского Золотоверхого Киевского, року от сотворения света 7180, а от Рождества Христова 1672".
Из плана хотя и видно, что Ф. хотел написать полную хронику земли Русской, но за недостатком рукописей, относящихся к северной полосе России, ограничился только сказаниями о западной, и преимущественно о княжестве Галицком.
Хроника доведена им до 1292 года; она послужила источником для всех последующих исторических сочинений.
В некоторых списках "Хроники" присоединено к ней до 50-ти статей самого разнообразного содержания: «Сказанная им царю Алексею Михайловичу речь в 1654 г.» напечатана у Бантыш-Каменского в "Истории Малороссии".
Затем, сочинение Ф. — "Мучение св. великомученицы Варвары и повесть о преславных чудесах ее" — напечатано в "Труд. Киев. Дух. Акад.", декабрь 1894 г.
Им же составлена и напечатана в Киеве в 1666 и 1668 гг. и в Уневском монастыре в 1674 г. книга, наполненная латинскими заблуждениями — "Выклад", или учение "О Церкви и ее тайнах".
С этой книгой киевские выходцы явились в Москву и там стали распространять и защищать высказанные в ней мнения, но русские и греческие ревнители православия ополчились против таких учений (главным образом — об евхаристии), и один ученый инок, Евфимий, по поручению патриарха Иоакима написал против книги "Выклад" сочинение под названием "Остен" (рожон, бодец), — заблуждения же латинствующих были осуждены в 1690 году на Московском соборе.»
Но вот о святой Иулаинии Феодосий Сафонович ничего не написал.
Но история мощей продолжается, вернее она приблизилась к своему можно сказать трагическорму финалу.
В ночь с 21 на 22 апреля 1718 г. в келье наместника Лавры Варлаама Голенковского возник пожар, который уничтожил все деревянные здания и повредил каменные сооружения.
Погибло немало церковных ценностей, пострадали изделия из драгоценных металлов и тканей, лаврская библиотека. Сгорели так же святые мощи праведной Иулиании.
Их останки были перенесены в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры.
В 1889 году, по ходатайству архиепископа Волынского Модеста, часть святых мощей была перенесена в кафедральный собор в Житомире.»
В заключение можно сказать, что если бы православная церковь занималась глубокими историческими изысканиями, она бы, наверное, признала, что княжна Ольшанская, Иулиания – одна из самых загадочных персон канонизированных православной церковью.
Кстати, обращаю внимание читателя, что святая Иулиания - белоруска.
А в Беларуси русской православной церковью только четыре женщины причислены к сонму украшающих райские селенья святых.
Обо всех хоть что-то да известно. Об Иулиании – практически ничего, кроме того что она являлась двум пусть и очень авторитетным святым отцам во сне.
Да, тут автор чуть не погрешил, простив истины. Дело в том, что современный читатель, не имеющий исторического университетского образования, мог знать о жизни и роде деятельности князей Ольшанских из популярного романа «Черный замок Ольшанского», автором которого является писатель В. Короткевич
Да и нет собственно самих мощей, могущих подтвердить незыблемый для церкви критерий оценки – чуда святости - « нетленность мощей».
Поэтому наверно бы надо православной церкви на день сегодняшний, признать, что жизнь и деяния святой Иулианы, княжны Ольшанской это церковный миф, если хотите легенда, созданный (ая) Петром Могилой. Видно ну очень нужна была достойная кандидатура святой - заступницы невинных дев. В тоже время надо добавить, чтобы избежать возможной путаницы.
В христианстве есть еще 3 святых Иулиании. Это Святая мученица Иулиания, дочь знатного язычника Африкана, с г. Никомидии.( 304 год от Р.Х.) почитаемая католической церковью, а православная церковь, так же почитает: Святую благоверная княгиню (мученицу) Иулианию Вяземскуя и Новоторжскую и Святую праведную Иулианию Лазаревскую (,Муромскую). Но это уже совсем другие истории….
(конец 1 части)