12 июля 2008 (7517) г.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ТРОЕРУЧИЦА" Ч.3
Материалы этой части основаны на исследовании иконы Бгоматери «Троеручица» проведенном болгарским ученым Иваном Бенчевым.»Икона Богоматери «Троеручицы» в Хиландарском монастыре на Афоне» (http://bentchev.tripod.com/) Иван Бенчев живет в Германии. Пишет на немецком языке.
В связи тем, что сама работа перегружена научными терминами и обширна по объему, автор предлагает читателю только краткий ее пересказ.
Для начала напомню, что среди многочисленных православных икон на горе Афон где сосредоточены ряд православных монастырей, особым почитанием пользуется чудотворная Богоматерь Троеручица по (греч. Трихейроуса — Tριχερούσα), оргина так сказать которой хранится в сербском монастыре Хиландаре.
Читатель с первой части помнит, что там икона стала своего рода настоятельницей для монастыря.
«Троеручицей» икону Божией Матери стали называть в связи с наличием на ней третьей, так называемой « вотивной» руки, добавленной на икону в неизвестное время. Но по церковному преданию, это был сделано при жизни святого Иоанна Дамаскина между 717-720 годами.
Далее И.Бенчев , со ссылкой на авторитет сербских историков искусств, С. Радойчича и В. Джурича, дает нам первое сенсационное открытие – икона изготовлена греческим мастером около 1350 г., т.е. почти на более чем 600 лет позже времени, когда жил и работал святой Иоанн Дамаскин.
При снятии серебряного оклада так же было установлено следующее.
Икона имеет размером 94 x 67 см, написана темперой на деревянной доске и имеет ковчег как на лицевой, так и на оборотной стороне.
Тонкий слой грунта нанесен на паволоку, наклеенную на деревянную основу.
Тут была выявлена вторая сенсация!
Икона на момент изготовления была двусторонней и выносной, о чем свидетельствуют остатки ручки в центре нижнего поля.
На одной стороне представлена Богоматерь с Младенцем, на другой — поясное изображение св. Николая.Св. Николай жил за 400 лет до Иоанна Дамаскина.
Живопись обоих изображений находится в хорошем состоянии.
Серебряный оклад иконы изготовлен приблизительно в конце XIX в. После этого икона во всех публикациях воспроизводится в окладе.
«Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке.
Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повернута к Младенцу, который сидит как в безвоздушном пространстве.
Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности.
Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать.
Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом; в левой руке маленький свиток, на который он как бы опирается.
Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии.
Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов.
Расшифровка этих разноплановых поз и жестов становится для эмоционально захваченного реципиента процессом осмысления внутреннего смысла иконы.
В этом контексте криптограмма на оборотной стороне иконы может быть прочитана как эсхатологическое пророчество-предостережение.
Она расположена на концах четырехконечных крестов, украшающих широкий омофор св. Николая.
Криптограмма Φ.Χ.Φ.Π. ("Φῶς Χριστοῦ φαίνει πᾶσιν") расшифровывается: «Свет Христов просвещает всех».
Это раскрывает сложную семантику иконы, и мы понимаем замысел художника, который рассматривал титул Одигитрии как духовную аллегорию.
Поскольку нас особенно интересует проблема исторического бытования и развития культа Троеручицы, обратимся к некоторым аспектам стилистического и формального анализа.»
Под окладом, сербскими учеными на поверхности иконы найдены были отпечатки не менее тринадцати «вотивных» предметов.
Все они, расположены на изображении Марии. Первоначальная «вотивная» рука, судя по отпечатку, была прикреплена гвоздями на живописную поверхность под левой рукой Богоматери.
Она имела другую форму, чем та, которую можно увидеть сегодня на окладе: запястье было более узкое, а большой палец отставлен в сторону.
На окладе все пальцы «вотивной» руки прижаты друг к другу. Большинство же копий «Троеручицы» отражают состояние иконы, когда предыдущий оклад не прикрывал фигур Богоматери и Младенца, как сейчас, а древняя «вотивная» рука находилась на совсем другом месте — под левой рукой Богоматери.
Была ли первичная « вотивная» рука Богородицы сделана из серебра или другого материала не установлено. Но И. Бенчев пишет, что « Странно, что при изготовлении оклада XIX в. не сохранили такой важный элемент, а сделали новую «вотивную» руку и поместили ее на другом месте — в левом нижнем углу, около ножки Младенца».
Тоже отдельно и тоже только на живописи мафория прикреплены были гвоздями и металлические привески, назначение которых неизвестно.
« На фотографиях запечатлены и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ.
Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как «Хиландар Богородицом Наставником», Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной.
По нашему мнению, Наставница и Одигитрия не являются синонимами.
Этому положению противоречит также датировка иконы и, как нам кажется, довольно поздно возникший культ прославления Троеручицы.
В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы5, а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342).
Оба примера указывают на локальный культ иконы Троеручицы в Скопие до 1340 г., где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре.
На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с 1661 г. или около этого времени.
Интересующая нас икона находится на восточной стороне ближайшего к алтарю юго-западного столба Хиландарского собора, посвященного празднику «Введения Богоматери во храм». Она помещена на месте игуменского трона под богато украшенным резным балдахином XIV в.
Рядом находится трон игумена монастыря, поскольку раньше Хиландар был общежитийным монастырем.
Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появляется на игуменском месте.
Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание, как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря.
И сегодня, когда монастырь стал штатным, чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела.
В этой легенде важно, что двусторонняя выносная икона хранилась в алтаре и довольно поздно становится одной из главных святынь монастыря.
По-видимому, с изменением функций было связано уничтожение ручки, остатки которой хорошо видны на фотографии.
Когда чудотворная икона получила металлическую руку и другие вотивные предметы, утраченные при изготовлении оклада XIX в. — неизвестно.
Можно допустить, что это произошло уже в новое время. Но совершенно исключается одновременность живописи иконы и «вотивной» третьей руки.
Это, конечно, не дает ответа на вопрос, когда икона Одигитрии стала «Троеручицею» и легитимируют ли вставные предметы ее или только свидетельствуют о начале культа.
Было ли появление «вотивной» руки отражением локального культа чудотворной Троеручицы в Скопие? Ответов на эти вопросы нет».
Мы же, можем сделать следующие выводы. Икона старинная, написанная греческим мастерам по всем каноническим правилам почти 600лет назад.
Но со временем первоначальное назначение иконы кардинально изменилось и она заняла необычное место как в самом монастыре, так и получила публичное почитание во всех православных церквах.
Утвердившаяся в Хиардарском монастыре на горе Афон легенда о «иконе «Троеручица», в обоснование ее прямой связи с святым Иоанном Дамаскиным, увы не подтверждена научными данными.
Автор не вправе указывать церкви, что ей почитать, а что нет, но игнорирование церковью установленных наукой фактов, никогда для нее не заканчивалось безнаказанно.
Вспомним хотя бы долгое и упорное отрицание церковью гелиоцентрической системы строения мира и преследование ученных доказывающих ее истинность.
Ведь если православный образ (икона)- это свидетельство об Истине, скажем о «чуде» как с иконной «Троеручицей», о котором вспоминают в церкви с времен жизни Иоанна Дамаскина, то мы на основании вышеизложенного вынуждены сказать, что она имеет значительные следы лжесвидетельств «чуда» которые неоднократно вносились в икону на потребу духа времени.
И возникает резонный вопрос, а нет ли для верующих опасности ее почитания?
Ведь об исследованиях иконы «Троеручицы» проведенных сербскими учеными в научном мире известно давно, но православная церковь упорно их игнорирует.
Ведь если возникают сомнения в подлинности того или иного «чуда», пусть и «освященных» своей давностью, то их надо либо обоснованно опровергать проведя научное обследование, как скажем было сделано со знаменитой «Туринской плащаницей» либо соглашаться и срочно исправлять православный календарь.