Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 273
Авторов: 0
Гостей: 273
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Присоединение Крымского ханства к Российской империи и современная геополитика Глава 13 ч.1 (Очерк)

                       Глава 13 ч.1
          Как Б.Хмельницкий стал великим украинцем?

         В предыдущей  главе мы оставили Б.Хмельницкого с его « личной гвардией» Переяславским полком  на марше  по маршруту  г.Замостья - г. Киев.
Но  прибыл Б.Хмельницкий  в Киев  через 6 недель! Это очень долго,  даже по меркам того  времени.
      Вот что по этому поводу писал М.Грушевский:
   «По разбитых казацкой артиллерией  дорогах шли бесконечные, многотысячные казацкие полки и ватаги разного военного люда, что слишком тесно связали  свою судьбу с казачеством, чтобы оставаться  сия на арене своих подвигов без нее, вне границ „удельного царства” казацкого.
    Двигали  они  свои   валки телег с добичею, в том числе со  стадами скота и коней.
    И среди тех бесконечных караванов, что шли целыми днями, неделями, месяцами с запада к востоку, шел гетман со своим штабом, под пристальным присмотром и надзором  королевских и всяких иных агентов, что из случайных разговоров, в воздухе перехваченных слов,  старались узнать что-то из таинственного будущего.
Преднамеренно тратил  Б.Хмельницкий  попусту время и растягивал этот  антракт между законченной страницей истории, — и новой, загадочной, полной неясных, нерешенных вопросов, которую нужно было начать  с концом сего марша.»
    А что же в Киеве и почему Б.Хмельницкий  отправился в Киев?
    А в Киеве ожидал гетманского приезда иерусалимский патриарх Паисий, (это тот патриарх без патриархии, чье избрание на патриарший престол и последующие деяния  на территории Молдавии, Украины и Московского царства,  как у современников, так и последующие историков  вызывали сомнения в  чистоте как говорится мотивов и  замыслов.
    И это тот самый  Паисий, за которым позднейших русские историки  закрепили титул «политического авантюриста».  
    С Паисием читатель  уже встречался,  читая  описанное об венчании Б.Хмельницкого  с Е.Чаплинской католичкой и при живом ее муже).
    А привез патриарха Паисия  в Киев  один из козацких полковников С.Мужиловский,  входивший  в так называемый « штаб «Б.Хмельницкого.
    Сам же  Паисий  в принципе ехал своей дорогой в Москву  за  «милостью царской» - сбором денежного пособия  у царя Алексея Михайловича.
    М.Грушевский поясняет, что мол «В гетманских сферах, очевидно, возникла мысль использовать  это путешествие  в Москву такого важного лица в интересах казацкой политики.» Как это  было реализовано и какую свою личную роль в этом сыграл сам Паисий, волей судьбы занесенный с Иерусалима в тогдашнюю Украину и как  его идеи  были реализованы  Хмельницким и его наследниками мы увидим далее.
     А пока вернемся  к  Б.Хмельницкому, который, наконец,  со стороны  нынешнего с. Белгородки  приблизился  к Киеву.
     Это событие  многократно описано разными историками. Но лучше М.Грушевского  это сделать никому не удалось и это при том важном обстоятельстве, что Грушевскому как никакому другому  историку удалось  уловить и описать  начало изменение Б.Хмельницкого как рядового казацкого  полковника поднявшего удачный  бунт против Речи  Посполитой  в вождя всех украинцев.  Можно сказать  до Национального героя №1!
    (Автор  с учетом публикации  этой работы  на русскоязычных литературных  интернет сайтах приводит текст из книги   М.Грушевского в своем переводе)
«Киев и Кияне — казаки, мещане, духовенство, вся людность ожидала Хмельницкого, чтобы приветствовать его как триумфатора.
   „Перед самим праздником русского рождества”, вечерним часом, сближал сия гетманский поезд к Киева волынским путем, от Билгородки. Огромные массы людей „весь Киев” вышел на встречу перед город, чтобы его приветствовть.
     Патриарх выехал вместе с митрополитом, во главе тысячного конного отряда, и приветствовал  его пышной речью, величая титулом „пресветлого хозяина”, illustrissimus princeps.
    Академия ( Киевско-Могиляннская духовная академия на то время  единственное  высшее учебное  заведение в Украине, равных которому небыло и в Московском государстве –автор) принимала гетмана „орациями и аклямацияма”, приветливыми языками и кантами, называя „Мойсеєм, спасителем, избавителем и освободителем народу русского из неволи лядской, Богом данным — потому то и Богданом названным”.
    Патриарх Паисий  посадил гетмана в свои сани, по правую руку от себя, и так  и ездили к городу.»
    А вот все последующие  историки описали проезд  Б.Хмельницкого по Киеву на коне, а не в санях с патриархом Паисием и памятник  поставили  на Софиевской  площади соответственном виде.  Таки и маячит Богдан  на Софиевской  площади.
К стати сама история  памятника интересна и поучительна.
       «Памятник гетьману Богдану Хмельницкому – была установлена в центре города 120 лет назад.
        11 июля 1888 года, в дни празднования 900-летия крещения Руси, в центре Софиевской площади, был открыт и освящен памятник Б.Хмельницкому.
        В январе 1654 года на этой площади жители города встречали российских послов, которые прибыли в Киев после Переяславской рады, декларировавшей объединение Украины с Россией.
        По данным историков, замысел соорудить монумент в честь гетмана возник еще в 1859 году, когда отмечалось 200-летие кончины Б.Хмельницкого.
        В 1870 году киевская община обратилась к известному петербургскому скульптору Михаилу Микешину.
         Зодчий создал проектный эскиз, где Б.Хмельницкий был изображен на степном коне, поднявшемся на неправильной формы монолит; одной рукой он поднял высоко над головой булаву, в другой указывает на северо-восток - на Москву.
        На фасаде памятника, ниже конной статуи гетмана, предполагалось расположить группу из пяти фигур: посредине - кобзарь поет и играет на бандуре, а вокруг него стоят великоросс, белорус, малоросс и червоноросс (галичанин), - таким образом, М.Микешин планировал реализовывать в памятнике идею единой неделимой России.
        Под копытами коня гетмана должны были быть изображены поверженные враги: ксендз-иезуит и польский пан.
        Модель памятника одобрил император Александр II. Подготовительные работы завершились к весне 1878-го, а в следующем году на петербургском заводе была отлита фигура всадника высотой почти 11 метров.
        Из-за финансовых проблем пришлось отказаться от некоторых деталей памятника и в частности от фигур вокруг памятника.
        Окончательно они был завершен благодаря киевскому архитектору Владимиру Николаеву.»
        Но  продолжим  перечитывать М.Грушевского:      «Когда сближали сия к замку, бито из всех пушек на виват, а из долишнего города отвечала сим стрелам городская артиллерия.
     „Били ему Кияне вдва разы, или и десять раз больше , нижели  какому своему воеводе, и честь ему большую показывали”.
На каждом  месте остановки  гетмана окружали высокими почестями, как нового властителя  Украины.
      На банкете, данном архимандритом печерским — наибольшим магнатом среди местного духовенства, Богдану дали первое место среди духовных лиц.
      В день его именин, которые приходились третьего дня праздников, ему сделали овацию в церкви: „стоя на первом месте и все его адорували, а некоторые и ноги цилували”.
     Патриарх служил в тот день и призывал гетмана к причастию — Хмельницкий отказывал сия, что он не готовился к исповедованию, но патриарх провозгласил ему публично общее оотпущение грехов  и причастил, и в тот момент дан был  салют из всех пушек — на знак что „избавитель наш, хозяин большой гетман причащается”.
     Хмельницкий был очень польщен сими знаками особенной почести со стороны Патриарха и потом хвалил сия ими потом перед польскими комиссарами, что ему Патриарх дал причастие без исповеди, из всего розгришив и благословил жить из Чаплинской (при живом мужчине).
     Но на таких внешних знаках уважения и обоюдных подарках отношения не заканчивались.  Рассказывают о длинных, секретных „сердечных” разговорах патриарха с гетманом — „по несколько дней с ним запирался”).
     Говорено, что патриарх приравнивал Богдана к Константина Большого — протектора православного благочестия, величал его „князем Руси”.
     Хмельницкий скромно уклонялся от таких блестящих титулов, что к себе лично.
     Но идея украинской государственности в той или иной форме, а даже и определенные династические перспективы, вероятно, без всякой власти над ним и его близким окружением не оставались у Хмельницкого без отклика, как и проповедь решительного освобождения от Польши для обеспечения православного, национальной жизни, поднятая патриархом.
     По словам Хмельницкого, он достал от патриарха благословенное на новую решительную войну с Польшей — приказ „кінчати Ляхов”, ( для неукраинскоязычного читателя  это  то же самое, что недавно обещал В.Путин чеченским  террористам  в смысле «мочить  Поляков  в сортире»- автор)  и считал сие законом для себя.
    «Новый мир раскрывался перед гетманом, в новый круг идей вводили его речи патриарха, си дитирамби киевских литератив, что хотили видеть у ним Моисея, Макавея, освободителя украинского народа, нового Константина — основателя нового церковно национального житя.
    До этого, насколько знаем, у Хмельницкого не было близших связей с киевскими сферами.
Сам Б.Хмельницкий вырос и вращался в кругах иезуитско-благородных, польских или спольщених, в сфере их идей.  
    Но видино, национальный порыв уносил сих людей  (из киевских церковных сфер - автор) и вызывал у них горячее желание: решительной, непременной расправы с Ляхами, и полного освобождения Украины, — с  которым публично и святочно выступал перед гетманом Патриарх.
    По этому повожу,  современный  русский  историк Г.Вернадский пишет более кратко и с учетом  опыта прошедших веков:
    «Киев, со своей богословской академией был, в то время, интеллектуальным центром Западной Руси. Академия была единственной школой высшего образования во всей России, Поскольку религиозный мотив – защита православия – играл важную роль в украинском восстании, Богдан Хмельницкий должен был проконсультироваться с митрополитом Сильвестром перед тем, как предать своей будущей политике религиозные очертания.
     Греко православная церковь в Западной Руси являлась епархией константинопольского патриаршества. В связи с этим греческие прелаты во всей Оттоманской империи наблюдали за развитием событий на Украине. Действительно, все восточные патриархи были заинтересованы в распространении православия по России в целом.
     В своих беседах с Хмельницким патриарх Иерусалимский Паисий убеждал гетмана воспользоваться его победой над поляками для укрепления православия.
     Он составил проект союза всех греко православных держав – Московии, Украины, Молдавии и Валахии – для поддержания прав их церкви против римского католичества и ислама.»
      В воспоминаниях польские комиссаров прибывших в 1649 году на переговоры с Б.Хмельницким так же единодушно отмечено большое изменение в поведении гетьмана. „Велику склонение застали мы в Хмельницком и в усих казаках”. „Не тот он зовсим, которым ставил сия Смяровскому и Олдаковскому”.
      «Толкували сие тем большим самолюбием, которое деланно ему. „Запишавсия тем, бестия!”.
      И сам Хмельницкий не отрицал  эти изменения в своих взглядах и настроениях — в своей звисний речи к предводителю  польских коммисаров А. Кисилю:
(     Текст  передается, дословно  с работы  М. Грушевского – автор)
«Вредно говорить много! Было время трактовать со мной, когда меня Потоцкий искал, гнали за Днепром и на Днепре. Было время по жовтоводский и корсунский играшци!
      Был под Паплинцями и под Константиновим!
      Был нарешти под Замостем, и когда я от Замостя шесть тяжнив шел к Киева. Теперь уже времени нет!
      Я уже досказал, чего не думал сразу, и доскажу, дали, что задумал. Выбью из лядской неволи народ русский весь!
Первое я за свой вред и несправедливость воевал — теперь буду воевать за нашу православную веру!”
      В обхождении был очень неравным — то очень экспансивный и ласковый, то суровый и замкнутый в себе. В сим напряжению и неравенствах очевидно отбивала сия большая криза политичной мысли, какая шла в сих кругах. - пишет М.Грушевский.
       Воевать за православную  веру надо, но для  этого в начале надо было определится  с кругом друзей, врагов и союзников.
На 1649 год, когда вся мировая политика  имела примеры  союзы  двух типов.
      Католического и антикатолического, а идея, сформованная третьего союза — православных сил, все время висела в воздухе.
      Теперь когда  было уже настоящее украинское правительство в лице   Б.Хмельницкого и можно сказать родилось первое  украинскоекозацкое  государство, которое заполнило пробел между северным православным миром и православными элементами Оттоманской государства  Б.Хмельницкий  должен был  направляемый Патриархом Паисий  стать в центре новых комбинаций.
      Но перед ним вирисовывалось теперь несколько вариантов системы союзов, между которыми нужно было выбрать, и весь вес лежал в том, чтобы выбрать хорошо.
    Вот имевшиеся  варианты  такого союза:
1. Союз с Османской империей и ее Вассалами.
Он означал новую войну с Речью Посполитой  на которую его склоняли турки и Крымский  хан.
2. Под влиянием патриарха Паисия  заключить новый договор с Московским царством, направленный как против Речи Посполитой, так и Османской империи.
3. Принять план  Речи Посполитой и ее канцлера Осолинскогоо создании Христианской лиги, т.е. антиитурецкой коалиции вместе с Москвой.
В  борьбе  планов и  их сторонников на первое место вышел  план создания  союза с Московским царством.
       Был еще один  вариант  это возведение Б.Хмельницкого как верного вассала на трон валашского князя.  Об этом свидетельстствует сохранившееся письмо  Б.Хмельницкого к турецкому  султану:
        В ним Хмельницкий, извещая о своих успехах — захвате „большой половины Польского королевства”, в том усеи Руси „аж по Вислу”, подает к ведомости, что „вся греческая вера” задумывает поддать сия султанови, просит его прислать своих башив, чтобы отобрать от них присягу, и заодно „повторює” свое прошение — наградить его самого за службу „господарством валашским”, видобравши от изменника — теперешнего хозяина.»
      Надо сказать, что этот план начал было реализовыватся когда Б.Хмельницкий захотел посадить на валашкий трон  мвоего сына , но об этом рассказ впереди.
      И еще по  поводу  союза с  Московским царством. Из Киева Патриарху Паисию дано поручение к московскому правительства;
- Украина апеллирует к Москве в интересах православной веры и заявляет желание иметь царя своим защитником,
- целью союза с Московским царством есть желание об объединении  всех православных в борьбе „з еретиками неприятелями православной веры” и ради осуществления сих заданий  ожидает  московской помощи в своей будущей войне с Польшей.
Второй ресурс, которого царь по ради казацких политиков мог употребить в помощь Украине без розрыва трактата с Польшей,  было донское казачество.  
   В 1648 году  донцы отказали помочи Запорожцам, прикрываясь,  по-видимому, волей московского правительства — как заслоняли сия потом и в 1649 г., который говаривал „без царского указа помочи даты не смеют”.
Но было  у Б.Хмельницкого, «в обозе», припасено для  Московского государства и его несговорчивых политиков тайное и не однократно уже испытанное, эффективное   оружие.
      Для пояснения  этого вопроса   возвращаемся к труду Г.Вернадского. «Московское царство»
       «Для извилистых путей дипломатии Хмельницкого было характерно то, что, ища поддержки у Москвы, он одновременно готовился к действиям против неё в том случае, если никакой поддержки не будет оказано.
       В соответствии с этой политикой Хмельницкий предоставил убежище претенденту на московский трон, – возможно, с мыслью об использовании его в качестве завуалированной угрозы в переговорах с царем.
       В 1643 г. мелкий чиновник одного из приказов московского правительства Тимофей Анкундинов, будучи заподозрен в преступлении, бежал из Москвы в Польшу, а оттуда в Константинополь, где он объявил, что является царевичем Иваном Васильевичем, якобы сыном царя Василия Шуйского.
       Из Константинополя он бежал в Венецию и Рим, где был обращен в католицизм. В конце 1649 г. он появился на Украине.
       В определенном смысле, этот случай являл собой продолжение традиций Смутного времени – использование самозванцев с целью внутренней войны в для зарубежных интриг против Москвы.
       В течение той эпохи, как украинцы, так и донские казаки поддерживали целый ряд претендентов на московский трон.
   Сам выбор момента, когда Анкундинов появился на Украине, отражает тот факт, что-либо он, либо те, кто его поддерживал), приехал на Украину из Рима), были в курсе беспорядков в Московии, которые начались в 1648 г. и продолжались на протяжения двух лет.
       Поддержка Москвы была еще более важна для казаков, чем поддержка Турции и Москва это понимала, но тянула время.
       Для проверки сообщений Паисия, в конце марта царь направил к Хмельницкому своего посланника Григория Унковского.
       Москва, хотя и не предоставила военной помощи против Польши, позволила украинцам ввозить хлеб, соль и другие продукты из Московии без уплаты торговых пошлин.
       Хмельницкий обменялся посланниками с донскими казаками независимо от Москвы, хотя туда и сообщили о запорожско донских отношениях. Во время переговоров с Хмельницким Унковский рассказал гетману, что донские казаки намеревались прийти на помощь Украине против поляков в случае возможной войны.
       Среди таких вот планов и настроений  Хмельницкого у нему,  наконец,  прибыли с  Варшавы  польские коммисары  для подписания  мирного договора или, в крайнем случае, перемирия и освобождения  пленных поляков.
        На этом моменте  мы остановимся подробно. Поскольку  Б.Хмельницкий  у нас  уже  новый  «Князь Руський» равный  самому « Мойсею» и являвшийся -, «спасителем, збавителем и свободителем народу руского из неволи лядской, Богом данным — потому то и Богданом названным”.
        Как  же  Б.Хмельницкий провел  эти важнейшие  дипломатические переговоры, от исхода которых  зависела  судьба  нового украинского казацкого  государства?
         Можно ли было предотвратить новую  войну с поляками и тем самым укрепить молодое государство в его новых границах? Заодно сформировать,  обучить и  снабдить боеприпасами и оружием новую  украинскую армию, а  затем уже  бросаться  в пламя новой  братоубийственной  и направленной на самоуничтожение  войну с поляками?
        Вот как описал  ход переговоров и их результаты  М.Грушевский.
        «Обходя Киев, комиссары из Фастова поехали на Трипиле и Воронков и приехали в Переяслав 9 (19) февраля. Гетман был уже там и принял их с самолюбием: выехал им навстречу за город с полковниками и старшиной „под знаком, бунчуком и красной хоругвью”. Хмельницкий поприветствовал и сел  в сани к А. Кисилю и, выехав с ним к городу, — при том из двадцати пушек дан выстрелил.
        По сим прийнятю  комиссары договорились  между собой, что, главное — или заранее начать переговоры и венчать их передачей гетманских знаков, которым они предоставляли ужасно большое  значинне,  или наоборот,  сразу венчать.
       Решили передать в первую очередь клейноти, — „щоб той лаской королевской его приклонить”.
Место этой церемонии Хмельницкий назначил перед своим двором, на Сапожной улицы (Подол), чтобы более широкие круги казацкие могли быть свидетелями сего триумфа, и послы московский и семигородский, что жили в соседних  дворах, могли тоже ему присматриваться.  Второго дня сию церемонию отбыто.
        В процессии несутся клейноти: заранее шли музыки с гетманскими бубенами и трубами, приграваючи на них, за ними несли новую королевску хоругвь, красную с белым орлом и надписью: Ioannes Casimirus rех, потом булаву гетманскую, сажаемую туркуса(бирюзой), за тем шли комиссары.  ( К стати эта хоругвь в  польском музее сохранилась. И в 2007 г. наряду с другими экспонатами (вещами) принадлежавшими Б.Хмельницкому  экспонировалась в Киеве автор)
«Хмельницкий ожидал их в кругу полковников и другой старшины.  Имел на себе красный алтембасовий кобеняк подбитый соболями.
       Над ним держали бунчук. Воевода Кисиль, приступив к нему, начал свою речь, пересказывая гетьманови и всему войску ласку королевскую.
Хмельницкий принял, королевские дары, обнаруживая только „некоторую” радость, на оценку комиссаров; поблагодарил „по козацки” и пригласил комиссаров ы свой дом  на обед.
Здесь в начале обеда Кисель произнес т красноречивую речь к гетману прославляючи великодушие короля, что ему простил все  вины, одарил такими большими дарами, власть над войском, подтвержденнем прав военных и вольностей религии греческой.
     Кисель при этом поощрял Б. Хмельницкого  к верности королю, к искренним мероприятиям  по  усмирению восстания, приведения крестьян к послушности господам, — а перед  всем  к подписанию договора  с комиссарами.
     На это Б.Хмельницкий,  заявил, что успешно закончить переговоры  трудно: „Войска вместе нет, полковники и старшина далеко, без них не могу и не смею того делать: рискую жизнью своей”.
Далее Б.Хмельницкий стал говорить  и о невозможности договориться,  о чем не будь.
      И при этом Б.Хмельницкий снова повторил те идеи, которые распространилась   в киевских политических кругах, в духе его  посланий в Москву:
    „Выбью из лядской неволи  весь русский народ.
Первое я за свой вред и несправедливость воевал — теперь буду воевать за нашу православную веру!
Поможет мини в том чернь вся — по Люблин, по Краков, которая не отступает, ее  — и я ее  не отступлю, потому что-то правая рука наша: чтобы вы, подавив холопов, и на казаков не ударили!”
„Буду иметь двести, триста тысяч своих, орду всю при том, Ногайцев.
Тугай-бей недалеко меня, на Саврани — мой брат, моя душа, единственный сокол в мире!
    Готовь все поступить в настоящий момент, что я захочу; вечна наша казацкая приязнь, и мир ее не разорвет!” „За границу  на войну не пойду!
Сабли на Турков и Татар не подниму!
Достаточно имею на Украине, Разделю и Волынь теперь – достаточно времени, достатку и пожитку теперь в земли и княжестве  моем — по Львов, по Холм и Галич.
   А, став над Вислой, скажу дальнейшим Ляхам: сидеть и молчать, Ляхи!
   И дукив и князей туда загоню, а как будут и за Вислой брыкать, найду я их там вероятно.
    Не останется у меня в той стране и ноги ни одного князя и шляхтича; а за хочет который с нами хлеб есть — пусть войску Запорозькому будут послушны, а на короля не брыкают!”
     Вот и ответ на поставленные  перед этим  автором  вопросы о Б. Хмельницком как дипломате и главе казацкого государства Украина. В понимании, правда, Б.Хмельницкого он был «Князем Русским»?
     Польские комиссары всю свою энергию перед выездом обратили на эти  два пункта: освободить пленных  и — заверить у Хмельницкого  хотя бы какое-то перемирие, чтобы не взыскать на Речь Посполитую новой  наглой и грозной войны.
    Но на сильную просьбу А. Киселя, 16 (26) февраля.  Б.Хмельницкий  согласился  подписать пункты перемирья:
    1.скасувати унию в Киевском воеводстве, признать православного митрополита  польском  в сенате, обеспечить назначение  воеводы и кастеляна в Киевском воеводстве из числа православных.
2. Запретить иезуитам жить (в Киевском же воеводстве, очевидно) — могут быть там костелы и кляштори только иных монашеских чинов;
3.Кн. Вишневецкому, как автору второй войны, не быть коронным гетманом;
4..Под сими условиями быть  готовым  к зеленым праздникам русских и тогда должен быть новая комиссия для окончания переговоров и снаряжения реестров: ей будут выданы пленные, а она должна приставить Хмельницкому Чаплинского;
5.За время того перемирия войскам коронным и литовским не входить в границы Киевского воеводства — не переходить от Вклини за Горынь, от Литвы за Припять, от Подиля за Камень — и Запорожское войско за те реки тоже не будет переходить.
     Главной же  проблемой для Хмельницкого, касающиеся внутренней организации казацкого государства, были отношения между казаками и крестьянами.
     Мы видели, что большое количество украинских крестьян присоединилось к казацкому движению в 1648 г. и организовало военные полки, следуя казацкому образцу.
      Первая казацкая победа (под Желтыми Водами)  послужила сигналом к началу общего крестьянского восстания против поляков. Это восстание предопределило последующие успехи казаков.
       Крестьяне, присоединились ли они к казацкой армии или действовали независимыми малыми отрядами, стали фактическими хозяевами страны.
       Польские вельможи были изгнаны; крестьяне захватили землю и стали свободными. Их идеалом было демократическое казацкое государство, подобное тому, что было у донских казаков в период Смутного времени в Московии. Этот идеал разделяли многие рядовые казаки, особенно те, что вышли из Сечи.
       У старшин, однако, было совсем иное настроение. С их точки зрения казацкая армия должна была состоять из ограниченного числа реестровых казаков, во главе которых стояли старшины, имеющие более высокий ранг. В самом начале восстания такая идея не могла быть воплощена в жизнь.
       Без поддержки крестьян успехи 1648 г. не могли быть достигнуты. Но после победного 1648 года  над поляками, у лидеров и  старшин появилось благоприятная возможность подумать о будущем казацкого государства.
        Первый пункт, на котором они настаивали, заключался в четком разделении казаков и крестьян.
        «Пусть казак будет казаком, а крестьянин крестьянином». Среди ближайших последователей Хмельницкого Выговский был рьяным приверженцем этого принципа государственных взаимоотношений.
         Главным сторонником этой идеи был Киевский Митрополит Сильвестр. Для того чтобы воплотить эту доктрину в жизнь, необходимо было попробовать добиться самостоятельности Украины путем переговоров с Польшей, а не путем войны, поскольку в этом случае неизбежной была бы опять общая мобилизация крестьян.
         Однако исхода переговоров с поляками нельзя было предсказать, и Хмельницкий вынужден был готовиться к возможной войне.
     Но и переговоры  с поляками  Б.Хмельницкий продолжились  раньше намеченного времени. В Речи Посполитой после  получения отчета  А.Киселя о результатах переговоров с Б.Хмельницким сочли их неудачными и  король Ян Казимир лично направил в Переяславль особого посланника Якоба Смяровского с личным письмом короля Хмельницкому.
      Король своем послании  убеждал казацких старшин расформировать отряды и предлагал послать польских солдат в помощь старшинам для подавления народного восстания.
      В случае отказа Богдана Хмельницкого Смяровскому были даны секретные указания организовать среди старшин заговор против гетмана и убить его.
      Смяровский добрался до ставки Хмельницкого 1 апреля, но когда он попытался выполнить задание своей секретной миссии, его схватили и казнили.
      Когда известие о казни Смяровского достигли Варшавы, Польша решила предпринять военную акцию.
      Король выпустил указ о всеобщей мобилизации. Вишневецкий призвал шляхту из соседних районов собраться в его имении Вишня (в районе Винницы), чтобы быть готовыми к действиям под его командованием. Радзивилл вербовал литовскую армию для похода против Киева.
       В виду угрозы войны у Хмельницкого не было другого выхода, как мобилизовать не только казаков, но и крестьян и  вопреки воли своих старшин он  выпустил новый Универсал к украинскому народу, где убеждал его подняться на борьбу против Польши.
       «Пусть каждый, будь он крестьянином или казаком, вступает в казацкое войско». Согласно «Самовидцу», народный отклик был  мощным. Сработал  принцип «Каждый становился казаком».
        Эта идея была воспринята и последующими поколениями украинского  народа, отсюда и такая  вера среди украинского народа,  что каждый  украинец-казак с деда прадеда! А Универсал Б.Хмельницкого  1649 года тому  достоверное доказательство.

               ( конец 1 части 13 главы)

© Бровко Владимир, 21.04.2008 в 00:07
Свидетельство о публикации № 21042008000746-00064866
Читателей произведения за все время — 248, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют