Можно, конечно, прожить всю жизнь со стихийно сложившимся мировоззрением, без философских раздумий над его содержанием. Но люди с такой жизненной позицией часто не способны ориентироваться в сложностях современной общественной жизни и культуры. У таких людей теряются жизненные ориентиры, отсюда следуют неудачи в жизни, и неудовлетворённость своей судьбой.
Можно (схематически и условно) поделить всех людей на две категории: одни придерживаются научного, а вторые - религиозного мировоззрения.
Религия дает людям объяснение происхождения и развития мира, она обеспечивает им защиту и, в конечном счете, счастье среди всех превратностей жизни, и она направляет их убеждения и действия предписаниями, которые представляет всем своим авторитетом. Таким образом, религия выполняет три функции. Во-первых, она удовлетворяет человеческую любознательность, делает то же самое, что пытается делать наука своими средствами, и соперничает здесь с ней. Второй своей функции она, пожалуй, обязана большей частью своего влияния. Она умаляет страх людей перед опасностями и превратностями жизни, вселяет уверенность в добром исходе, утешает их в несчастье, и тут наука не может с ней соперничать. Правда, наука учит, как можно избежать определенных опасностей, успешно побороть некоторые страдания; было бы несправедливо оспаривать, что религия сильная помощница людям, но во многих случаях она вынуждена предоставлять человека его страданию, и может посоветовать ему лишь покорность. В своей третьей функции, давая предписания, провозглашая запреты и ограничения, религия в наибольшей степени отдаляется от науки, поскольку наука довольствуется исследованиями и констатациями. Правда, из приложений науки выводятся правила и советы для поведения в жизни. Иногда они те же, что предлагает и религия, но только с другими обоснованиями.
Наука уже давно признала, что область исследованного есть почти ничто в сравнении с областью неисследованного. Более того, чем больше наука охватывает область исследованного, тем больше соответственно увеличивается и область, подлежащая исследованию. Всякое новое открытие способствует расширению в геометрической прогрессии царства неизвестного. Наука никогда не закончит своего дела, пока стоит мир.
Известный учёный Макс Планк, говорил: «Религия и наука нисколько не исключают друг друга, наоборот, они согласуются и дополняют друг друга».
Мало кто знает, но теория относительности А. Эйнштейна привела её создателя к формулированию «космической религии». Эта религия, как и всякая другая, признаёт существование высшего духа, творящего мировую гармонию.
Религия и естественная наука идут рука об руку. Для религии сверхъестественное стоит в начале, для естествознания – в конце всего мышления. Для религии сверхъестественное представляет фундамент, для науки – венец разработки миросозерцания. Человек нуждается в естественных науках для познания, а в религии – для действования (поведения).
Настоящий учёный прекрасно понимает, что научная картина мироздания постоянно меняется, всё усложняясь, углубляясь, уходя в детали и никогда не давая ни полной ясности, ни единства… Настоящий учёный знает, что наука никогда не будет в состоянии объяснить свои последние предпосылки или определить свои последние понятия; он знает, что все его «определения», «объяснения» и теории – суть только несовершённые попытки приблизиться к живой тайне материального и душевного мира. О продуктивности науки не стоит спорить: за неё свидетельствуют вся современная техника и медицина. Но, что касается её теоретических истин и их доказуемости, то наука плавает по морям проблематического (предположительного) и таинственного.
Если бы даже случилось науке и религии впасть в противоречие, гармония в их взаимоотношениях вскоре восстановилась бы через взаимопроникновение на основе более точных данных.
Светлый Сатанизм то же, в своём роде, является религией. Правда, кроме веры, у Светлого Сатанизма отсутствуют прочие атрибуты религиозного культа (ритуалы, молитвы). В Светлом Сатанизме отсутствует так же элемент поклонения, свойственный прочим религиозным культам. Светлые Сатанисты не молятся Сатане, и не поклоняются Ему. Они следуют Путём Сатаны. Путь Сатаны – это Путь знания, просвещения, интеллектуального и физического развития.
Светлый Сатанизм (впрочем, как и большинство других видов Сатанизма) заботится не о духовной, а о плотской стороне жизни человека. То есть, Светлый Сатанизм не призывает своих адептов умерщвлять свою плоть постами и воздержаниями. Светлый Сатанизм не заставляет своих последователей читать длинные и нудные молитвы, и стоять в многочасовых мучительных службах. Светлый Сатанизм не сковывает людей множеством запретов и правил.
Светлый Сатанизм даёт людям полную свободу действий (в рамках закона страны проживания данного конкретного Сатаниста). Светлый Сатанист волен поступать в жизни сообразно своей собственной воле, а не какому – нибудь церковному канону. Сатанизм даёт людям радость жизни, а не вытягивает жизненные соки из человека.