Анатолий Маньский в своем городе считался известным человеком: музыкант, певец, писатель… Но искусством деньги не заработаешь: пришлось окончить несколько курсов, после окончания которых он стал работать в электротехническом отделе крупной фирмы. Так что жизнь в Израиле у него сложилась, устоялась, а любимым искусством занимался на досуге, издал несколько поэтических книг, книгу рассказов. Семья у Анатолия была большая, дружная: он, супруга, да женатые дети, живущие своими семьями. Все хорошо, только внучат привозили нечасто: далеко везти по израильским меркам. Но Анатолий был занят, скучать не было времени. Сегодня был необычный день: сегодня ему исполнилось 60. Вечером должны были приехать дети и друзья, чтобы отметить это событие. С утра у Анатолия настроение было прекрасное, он пел для себя и для жены любимые песни, готовил костюм к вечернему событию. Жена ушла в магазин, а Анатолий решил побаловать себя кофе. Только сел за стол, услышал телефонный звонок.
- Поздравляют, наверное, сегодня почти не отхожу от телефона, - подумал Анатолий, улыбаясь. Ему нравилось принимать поздравления и быть в центре внимания.
- Алло, - проговорил Анатолий.
- Позовите, пожалуйста, Анатолия Натановича, - сказал приятный женский голос, показавшийся ему знакомым.
- Я слушаю.
- Толя, держись за стул, а то упадешь, это Оля Круглова, я поздравляю тебя с юбилеем и желаю тебе любви и счастья!
- Оленька, откуда ты? – спросил он, - Как ты нашла меня?
Сердце Анатолия забилось учащенно. Прошло 30 лет, с тех пор они не виделись ни разу. Какая любовь была! Во сне не приснится!
Он перезвонил ей, и они проговорили более получаса. Анатолий узнал, что Ольга живет теперь в Братске, у нее трое детей, семеро внучат, а мужа давно нет: умер от рака.
Жены все еще не было, и Анатолий вспомнил весь свой роман с этой девочкой, чистый и чувственный.
Оля родилась от смешанного брака: матери – грузинки и русского моряка. Они познакомились в Сухуми, куда родители Анатолия переехали из Азербайджана. Случилось это в седьмом классе. После этого Маньский и Круглова стали неразлучными. Родители Толи, и родители Оли считали, что судьба их предрешена, каждый из них стал своим в доме друга, да никто их и не представлял по отдельности. Какие разные они были: худенькая рыженькая Ольга и чернявый, крупный в кости Толя. Характеры тоже разные: Оля – стеснительная, робкая, а Толя – веселый, душа компании.
Ольга и Толя окончили школу: Оля с серебряной медалью, а Анатолий чуть похуже. Затем поступали вместе в Университет. Ольга любила математику, а Толя считался гуманитарием. Оля сдала экзамены на пятерки и вскоре стала студенткой, Анатолию повезло меньше. Ему, еврею по национальности, поступить не удалось, за сочинение парень получил двойку. Это было удивительно, Толя давно сотрудничал с местными газетами, прекрасно знал русский язык. Он пошел в деканат, просил дать ему его сочинение, но…оно было безвозвратно потеряно. Пришлось устраиваться на завод, который выпускал бытовую электротехнику. Работа нравилась, но надо было получить образование. К этому времени отец Толи ушел из семьи, поэтому, Толя поступил на вечернее отделение по той специальности, по которой работал. Он был настолько занят, что виделся с Олей редко, а вскоре его призвали в армию. Оля жила своей жизнью, у нее появился парень, но отношения с Толей остались дружескими. Анатолий горевал, но перед самой армией познакомился с девушкой, были они молоды и неопытны, и Рая (так звали девушку) забеременела. Первой об этом узнала Оля, она сказала:
- Толя, ты должен жениться на Рае, потому что ребенку нужен отец.
- Оля, почему так получилось? Я любил тебя, ты меня, а потом все как-то распалось… Это у нас с тобой должен был быть ребенок…
- Толя, ты никому не скажешь?
- Нет.
- Я беременна, Толя, уже два месяца, решила рожать.
- А выйти замуж ты не решила?
- Я ему не нужна.
- Я возьму тебя с малышом, Оленька.
- Нет, у тебя скоро будет свой ребенок.
В этот вечер они рассорились окончательно. Анатолий расписался с Раисой, а через неделю ушел в армию. Написал Оле, но она не ответила. Жора Маньский родился в августе. Крепенький, похожий на Анатолия. За три года службы на Дальнем Востоке Толе ни разу не удалось съездить в отпуск, но он, как человек, играющий и поющий, участвовал в гарнизонном ансамбле, так что его служба не была ни тяжелой, ни обременительной. Возвратившись домой, узнал, что его жена не была ему верной, да и ребенок ей был не нужен: малыш постоянно обитал у его матери. Рая не возражала , и по суду передала ребенка бывшему мужу. Больше она никогда им не интересовалась, а из города уехала. Оля проживала на Севере, там она работала и воспитывала Руслана, своего малыша.
- Зачем вы ее отпустили? – спросил Анатолий
- Сама захотела, сказала, что уехала с папой Руслана.
- Кто он?
- Не знаю, - сказала Олина мама, - не знакомила она нас с ним. Он – казах, ребенок тоже узкоглазенький… Эх, Ольга, почему она так?
- Я понял, - сказал Толя, - Она уехала, чтобы не причинять вам боль. Никакой казах с ней не поехал, она поехала одна и там нашла малышу нянечку.
- Откуда ты знаешь?
- Лену встретил, она мне сказала.
- Толик, помоги нам, пожалуйста.
- В чем? Я сам отец-одиночка, даже перед мамой стыдно. Зачем Ольга так сделала? Я любил ее со школы. А теперь жизнь испорчена и у меня, и у нее.
- Она считает, что у нее все в порядке. Толик, съезди к ней, поговори, может, она вернется, - умоляюще попросила Олина мама, - Мы тебе купим билет.
- Я сам куплю.
Анатолий вылетел по указанному адресу. Приехал утром, подошел к трехэтажному дому, поднялся на второй этаж и позвонил в дверь, прочитав Олину фамилию. Дверь открыла пожилая татарка, няня Руслана. Малыш возился с игрушками, смуглощекий мальчишка с азиатским разрезом глаз. Он вытащил привезенные подарки и отдал ребенку. Старушка предложила гостю выпить чаю, он с радостью согласился, замерз в дороге.
Оля пришла вечером, Анатолий успел выспаться и отдохнуть. Она сильно изменилась, очень похудела, вместо длинных, струящихся по плечам рыжих волос, короткая стрижка.
- Ты? – удивилась она, - что случилось?
- Решил проведать тебя, взял у родителей адрес. С кем ты живешь?
- С Русланом и тетей Розой, нянечкой моего сына. Живу у нее на квартире, она добрая и хорошая, но одинокая. Вот и позвала меня к себе жить.
- А его папа?
- Я уже забыла, как он выглядит. Решила, что Руслан- это только мой ребенок, и больше ничей. Как у тебя?
- Я тоже один воспитываю Жорку. Может, объединимся? Я люблю тебя, Оленька.
- Нет, Толя, что было, то прошло, мы уже другие люди. Я понимаю, что мы до конца жизни будем дружны и близки, но, как друзья, я тебя не люблю. Прости, Толик. Раньше надо было, а теперь…поздно…
Они еще долго говорили обо всем, и он понял, что она ищет неземную любовь, но он прекрасно понимал: что она ищет, к сожалению, редко, кто находит.
На прощание он сказал Оле:
- Если решишься, приезжай, у нас будет семья.
- Я все еще люблю своего казаха, вот переболею, тогда, может быть…
- Я – мужчина, а мы такие существа, что одиночество для нас пагубно. Подумай, Оля. Они расстались, и у каждого из них снова началась своя жизнь и свои заботы. Его любовь к ней отошла на второй план.
Олина мама сказала Толе при встрече:
- Толик, не жди ее, так ты прождешь всю жизнь. Твоему Жорке нужна мама. Вчера встретила Раину тетку, она сказала, что Райка живет теперь в Германии, за немца замуж выскочила. А ребенка бросила, кукушка. Толя, я бы очень хотела, чтобы у вас с Ольгой получилась семья, но я не в силах этому способствовать: где ты, а где Оля?
Вечером Толина мама сказала сыну:
- Толя, сходил бы ты куда-нибудь, погулял…
- Мама, мне некуда идти, Жорку сегодня выкупаю, поиграю с ним.
В этом году Анатолий окончил институт и устроился инженером на завод. Новогодний вечер праздновали в заводском кафе, Толя решил немного отвлечься, побыть с коллегами. Там он и увидел скромную черноволосую девушку. Чувствовалось, что ей одиноко даже в такой большой компании. Толя подошел к ней и пригласил танцевать, она улыбнулась ему и сказала:
- Я неважно танцую. Нет опыта в этом деле. Если вас это не смущает…
- Нисколько, я тоже не великий танцор. Анатолий.
- Соня.
- Я никогда вас раньше не видел, вы недавно здесь работаете?
- Уже неделю.
Анатолий проводил девушку домой, с этого дня они стали встречаться, а через три месяца подали заявление в ЗАГС, стали мужем и женой. На свадьбу пришли Олины родители. Через год молодая семья переехала в Россию, больше они ничего ни об Оле, ни об ее родителях не знали, потому что мама Толи вскоре переехала к ним. У Толи и Сони родились дочь Марина и сын Олег. Незаметно летели годы.Толя и Соня гордились своими детьми, все уже были женаты, подрастало трое внуков.
15 лет назад семья Маньских выехала в Израиль в полном составе. Об Оле Анатолий иногда вспоминал, но не с любовью, а так, как вспоминают о сестре, живущей вдалеке. И тут этот звонок, неожиданный, нежданный. Оленька, первая любовь и первые страдания!
Хлопнула входная дверь, вошла Соня.
- Сонечка, как хорошо, что ты пришла!
- Замучили звонками? Сегодня, милый мой, твой день, терпи.
- Нет, все нормально, был один звонок, который вывел меня из себя.
- Кто звонил, Толик?
- Оля, звонила Оля Круглова. Интересно, я узнал бы ее сейчас? Она в Братске, муж у нее скончался от рака, трое детей, внуки. А голос такой же молодой, она сказала мне, что стала толстая и некрасивая, врет, скорее всего, цену себе набивает.
Соня обняла мужа, прижалась к нему.
- Толик, а я немного ревную тебя к ней, к Ольге. Ей досталось твое первое чувство, самое искреннее и доброе. А мне…остатки твоей любви.
- Сонечка, ну и глупышка же ты. Оля – прошлое, а ты – настоящее… И учти: первая любовь никогда счастливой не бывает, в юности мы не блещем умом. Но звонок Ольги для меня, словно поездка в детство и юность. Интересно, живы ли ее родители?
- Позвонишь и спросишь. Ты записал номер телефона? – спросила Соня.
- Ой, забыл. Что теперь делать?
- Эх, мужчины, мужчины, почему вы такие, ведь Оле понравится, если бы ты сам позвонил. Кстати, у нее когда юбилей?
- Десятого апреля.
- Вот и надо до этого каким-нибудь образом выяснить ее телефон. Например, позвонить на телефонную станцию. Или кому -нибудь из ваших старых друзей.
- Молодец, Сонечка, я сделаю это.
Он посмотрел на часы, идти в ресторан было рано. Взял гитару и сочинил песню. Про первую и последнюю любовь, про то, как в этой жизни все взаимосвязано. Решил, что в ресторане непременно споет ее и посвятит Сонечке Маньской, своей дорогой жене. Которая понимает его с полуслова.
8.01.07 Зинаида Маркина