Взять хотя бы нашу поездку в Рим: прошло лишь пару лет, а многое – «вне кадра»). Зато при самом упоминании Вечного города моментально возникает своего рода подсознательная идентификация - «невыносимая жара». Да, в августе здесь плюс 34 в тени, это обычное явление. А в тот год так зашкаливало, что возникало ощущение: зелёных насаждений в городе просто нет, есть камни, камни, камни - здания, руины, мостовые, памятники… И полупьяные от солнца потные туристы. Вот уж точно – «простаки за границей»©)). Спрашивается: чего вас принесло сюда в дикую жарень? Такая погода хороша для побережья океана, но экскурсия в раскалённом городе - это жесть жестчайшая. Не спасают ни бутылка холодной воды, ни слабый ветерок, ни лёгкая одежда, а римские фонтаны вызывают интерес только в одном плане – хочется нырнуть в их чаши с манящей влагой, остыть и хоть немного забыться.
Чтобы реанимировать память в отношении достопримечательностей, пришлось пересмотреть фотографии. Их не слишком много (что не удивительно для тогдашней «мартеновской печи»), и фиксируют они, как будто нарочно, почти тотальное отсутствие растительности. А говорят, что в Риме полно парков, аллей, тенистых дорожек и даже старинные виллы поросли роскошной зеленью. Эх, наверное, я бывала не в тех местах)).
Итак,
Рим
Покинув Тоскану, некоторое время мы стояли на распутье – ехать сразу домой или чуток «начистить голенище сапога». Конечно, быть рядом и не посетить Ватикан – это уже ни на что не похоже. А где Ватикан, там и Рим. Или наоборот)). О посещении места, священного для всех католиков, я уже писала. Не буду повторяться, как меня потряс размах собора святого Петра и чудотворность человеческого мастерства. А вот с чего начать «смотрины» Рима даже не догадывалась – у нас не было гида и каких-либо предпочтений. Память вылавливала из своих недр только обрывки чужих фраз о брошенных в фонтан Треви монетках и о толпах туристов в Колизее. Короче, камень, ножницы, бумага и путём жеребьёвки выбор пал на амфитеатр Флавиев.
Колизей
С него и начали экскурсию. Ну, не знаю как кому, а мне, при взгляде на амфитеатр, сразу поплохело. Прежде со мной ничего подобного не происходило. Зашкальная чувствительность)). Вот что делает реальное соприкосновение с историей. Конечно, здорово, что итальянцы сохранили это полуразрушенное строение, не пожертвовали духом античности в угоду какой-то банальной застройке. Более того, они продолжают заботиться о нём, периодически очищают паром от воздействия смога и копоти, покрывают каким-то специальным составом. Удивительно, как трогательно европейцы относятся к тому, что их окружает.
Однако я не могла избавиться от мысли, сколько здесь погибло людей на потеху властей предержащих. Десятки или сотни тысяч? Построенное на месте дворца Нерона, новое сооружение как будто изначально переняло склонность к насилию и жестокость бывшего владельца земли. Даже сейчас, глядя на застывший в бездействии амфитеатр, понимаешь, что это арена убийства, храм смерти. Кажется, что слышишь и звон мечей, и хрипы умирающих, и беснование толпы, и рычание зверья. Зло въелось в камни, оно не забылось и хранится в «генетическом коде» самого здания. Напрасно я пыталась отвлечься от таких мыслей, направить их на красоту и совершенство творения. Интересно, а что другие видят? Только архитектуру израненного временем, пропитанного кровью и потом исполина? Да, с этой точки зрения Колизей великолепен и основателен.
Можно им восхищаться и днём, и ночью, он всегда эффектен.
Внутри строение мы не осматривали, во-первых, потому что на этом солнцепёке надо стоять приблизительно полтора часа в очереди, чтобы туда попасть, а во-вторых, потому что кто-то из туристов разочаровано произнёс, дескать, лучше бы он внутрь не заглядывал: смазался весь восторг, полученный от внешнего вида – арки развалены, арена в плохом состоянии, кучи бесформенных камней. Может, дело не в этом? Может, не только я такая впечатлительная? Кто знает. Но пойдём дальше.
Форум
К счастью, нам не пришлось наматывать «парсеки» в такой зной – форум оказался практически рядом с Колизеем. Правда, меня не покидало нехорошее чувство - боялась усилить моральную подавленность, испытанную при посещении предыдущего сооружения. Но нет – здешняя атмосфера оказалась приемлемой. И о чудо! - даже появились деревья)). Не утверждаю, что это были рощи, но какие-то пучки зелени всё же виднелись. Значительно позже, когда мы прошлись улицами Вечного города, нам попадались дома, увитые плющом. А ещё – римляне гордятся парком Боргезе. Ну, это место мы посетим в другой раз.
Вернёмся к Форуму.
Скажу прямо: чего не ожидала увидеть в центре Рима, так это развалин. Обычно главную (центральную) часть города украшают больше всех остальных – тут и выбритая трава, и клумбы с яркими цветами, и аккуратные пешеходные дорожки, и уложенные плиткой площади. Про здания вообще молчу – они должны быть, как минимум, приведены в порядок, покрашены и отштукатурены. В этом плане форум удивил - место всё же для руин непривычное, чай, не захолустье какое-то. Хотя… Ну что я со своими стереотипами!
Правда в том, что эти осколки империи вполне органично смотрелись на фоне окружающих их современных строений. Может быть, это из-за непокидающего чувства: здесь когда-то тоже жили люди, учёные мужи проводили дебаты и выборы, решались важные государственные вопросы – тем самым выстраивая своеобразную преемственность времён, бесконечную линию жизни.
Площадь Навона
Конечно, подобные философские размышления совершенно излишни, когда ты еле плетёшься по горячим улицам и вот-вот превратишься из каши размазни в яичницу глазунью, приготовленную на камнях. Пристроившись в хвосте греческой группки (наверное, им интересно было узнать, насколько империя сплагиатила их культуру), мы приползли на какую-то оживлённую площадь, окруженную зданиями, дворцами и храмами.
Там оказалось несколько фонтанов, среди них фонтан Четырёх Рек - главное украшение площади. И вот тут начался квест: мы попробовали найти всех зверей и понять, какие стихии они символизируют. Потом увидеть, где из грота вытекают четыре реки - Ганг, Дунай, Нил и Рио-де-ла-Плата – про последнюю вообще впервые слышу. И почему именно они? Видимо, для создания композиции была взята какая-то историческая или художественная основа. Но я тогда о ней ничего не знала, а рыться в гугле не хотелось. Принадлежность фигур «старцев» к конкретным четырём рекам, не отгадала, хотя на обелиске, кажется, есть поясняющие таблички на латыни)). Ну, вряд ли мне это помогло бы)).
Замок святого Ангела
Впервые о замке прочла у Дэна Брауна в «Ангелах и демонах» - про тайные переходы и кельи, про подземелья. И мне захотелось его увидеть. Полное название трудно запомнить, пришлось прибегнуть к помощи Википедии - базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. Это действующий католический храм. И он, на мой взгляд, красив неимоверно.
Как почти все строения Римской империи, это сооружение, бывшее Термами Диоклетиана, «переобулось» из языческого в христианское. Последнее его основательное преображение, насколько мне не изменяет память, произошло при папе Александре VI (Родриго Борджиа). То есть давно. Реконструкционные и косметические ремонты в счёт не берутся.
Пантеон
Эта мощь, неимоверная, величественная, называлась раньше «Храм всех богов».
Потом Пантеон служил усыпальницей королей Италии. Построенный ещё до заката Римской империи, он не приютил у себя никаких императоров, так как они даже мёртвыми предпочитали отдельные «апартаменты». Наверняка, как у всех патрициев, это были мавзолеи, однако монументальней и роскошней оформленные. И хде они? Мне, по крайней мере, ни один по пути не попадался. Да и не припомню, чтобы хоть кто-то из императоров удостоился доброго слова историков - это я сужу по открытым источникам. Может быть, потому что они были не слишком щепетильны в плане заговоров и убийств? А вот для Рафаэля в Пантеоне нашлось и место, и славословие - что не удивительно. Ещё утверждают, что купол храма виден с любой точки Рима. Ну не знаю – куда бы не обратился мой взор, он натыкался всюду на купол собора святого Петра. Честно говоря, после Ватикана меня в Риме ничего не ошеломило до мозга костей. Думаю, надо было сначала осмотреть Рим. Но продолжим о Пантеоне.
Может, купол и стал прообразом купола Флорентийского собора, но меня лично поразил своеобразный «недочёт» в его центре – отверстие диаметром 9 метров. Для чего оно? По одной версии, в прежние времена через него во время праздников посетителей осыпали лепестками цветов. Наверное, это красиво и добавляет торжественности. Но вот не знаю, что в Риме чаще - праздники или дожди)). Куда деваться, когда разверзлись хляби небесные? Мокро же)). И пусть за счёт покатого пола вода уходит в ливневые каналы, всё равно она сначала попадает на головы. Непорядок, однако)). А вот по другой версии - окулюс (это самое отверстие, так называемое око Пантеона) служил для попадания воздуха и света внутрь храма, так как окон в здании нет. Выбирайте, какой из вариантов вам ближе)).
Площадь Венеции
Белоснежный Дворец Венеции. После Пантеона и Колизея он особо радует глаз своей нарядностью. Перед ним – Алтарь Отечества с вечным огнём, почётным караулом и бронзовым памятником Виктору Эммануилу II – первому королю объединённого королевства.
Дворец украшен барельефами и множеством колонн, из-за чего итальянцы назвали это здание вставной челюстью. А по мне, очень красиво, изящно и необычно. Кроме того, оно прекрасно вписывается в ансамбль площади.
Фонтан Треви
Вот мы и добрались до конечной цели экскурсии. Теперь осталось только бросить монетки и можно возвращаться в отель. Но тут появилась небольшая проблемка: сколько монет бросать? Согласно приметам считается, что если человек бросит монетку в фонтан, то обязательно ещё раз посетит Рим. Если две, то может надеяться на любовную встречу, если три – впереди свадьба, а четыре – богатство. Ну, мы же не жмоты, потому каждый бросил в фонтан пригоршню монет. К чему бы это?))
Коммунальные службы города собирают со дна фонтана в год приблизительно 1,5млн.евро. Думаете, деньги идут мэрии на развитие города? Неа – она обязана отдавать монетки Ватикану, который распределяет их на нужды голодающих, бездомных и семей, оказавшихся в трудном положении.
И о самом фонтане: он просто великолепен. Огромную скульптурную композицию возглавляет бог Нептун. Кстати, в скульптурную композицию входит и само здание. Фонтан очень большой, а расположен на крохотной площади Плаза ди Треви. Треви означает на латыни «пересечение трёх дорог».
Почти все скульптуры фонтана (как впрочем и многие другие памятники Рима) изготовлены из золотистого травертина, добытого в предместье Тиволи, расположенного примерно в 20-30 минутах езды от столицы. А потому (и не только, и вовсе не потому) мы направились в Тиволи.