Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 451
Авторов: 0
Гостей: 451
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Автор: Люда Башко

Ненаучный по двум причинам:
Во-первых, научный метод исключает нравственную оценку,
Во-вторых, спорить, что Хармс не был скоморохом, каковым его представляют на родине я не хочу...
Есть правда далёкий (и по ментальности) Жаккар, который создал о Хармсе фундаментальный труд и им я воспользуюсь, чтобы выглядеть солидней....

Идея, которую я хочу выразить и доказать проста и очевидна:
Человек не должен преступать "табу", запреты.
В противном случае он бывает наказан.

Но? Ведь любое новое-это и есть нарушение, без него невозможно развитие.

Возможен ли компромисс или все поэты обречены на дурной конец?

Хармсу, конечно, более чем не повезло-он умер от голода и жажды в тюрьме НКВД во время блокады. Неделю дверь его камеры не открывалась, о нём "забыли"...
Но...
Разрушение-в эпицентр, которого попал поэт, он и вызывал.
Не один, вызов нормам и догмам бросили почти все...
А он ещё и имел талант.

Хочу остановиться на одной теме его творчества -
ТЕМЕ ПОЛЁТА....
Хармс - аналитик и философ. Его шутки-пенки с продуманной системы.
Поэт заявляет: «Я хочу писать так, чтобы было чисто".
И создаёт цикл, называя его весьма веско "Стихи малодоступные".
Он стремиться к полёту в небеса.
Табу на эти полёты положены ещё в древности. Достаточно вспомнить греческого Беллерофонта, которого послушный Пегас понёс на Олимп. Не долетел. Зевс послал овода, конь дёрнулся-Беллерофонт при падении ударился и повредился в уме...
Но куда там!
Этот "Полёт в небеса» - начался не как единоволие Хармса, а как процесс, охвативший целое поколение.

Алексей Крученых в 1913 году станет популяризатором идеи "сдвига".
Футурист Маяковский воскликнет: «Я - бесценных слов транжир и мот".
Свободу всему: слову, знаку, синтаксису.
Дух свободы наполнит пространство.
Хлебников выпалит:
-Мы желаем звёздам тыкать,
-Мы устали звёздам выкать......

Это тоже выражение целого мировозрения. Хлебников пишет:
"Словотворчество учит, что всё разнообразие слова исходит от основных звуков азбуки, заменяющих семена слова. И из этих исходных точек строится слово, и новый сеятель языков может просто наполнить ладонь 28 звуками азбуки, зернами языка".

Зёрна-буквы. Поэт-сеятель. Поэт-это, тот, кто управляет... Словом? (Тихое шипение: «будете, как боги")
Но сила пьянит. Реакция сродни ядерной пошла. Энергия высвобождается.

Хармс воспевает:
-Сила, заложенная в словах должна быть освобождена...

Поэты претендуют на право управления языком, а язык - это мир, воплощенный в словах. Следовательно, научившись владеть языком можно и менять законы мироздания...

Хармс начинает стихотворение "Звонить-лететь", изображая мир, свободный от законов тяготения:
-Вот и дом полетел,
Вот и собака полетела,
Вот и сон полетел,
Вот и мать полетела...

Возникает ощущение невесомости, текучести мира:
-Лоб летит,
Грудь летит,
Живот летит...

Теряются связи. Все растворяется, превращаясь в отдельные частички. И в итоге возвращается к своей первооснове, звуку, букве:
-А.звенит.
Б.звенит.

В новом мире не реальность, станет основой для поэзии, а поэзия рождает реальность.
Об этом писал и Крученых: «Мы научились видеть мир с конца".

Зачем???????????????

Поиск истины стал поиском слова, «самовитого слова вне быта и жизненных польз".
Это уже больше, чем игра с языком, это некая сверхзадача.
Но если поэзия Хлебникова полна надежд и уверенности, то для Хармса-это уже защита, его полёт вынужденный, в окружающей реальности ему не выжить.

Беззаботность Хармса, его весёлость-маска под которой обескураженный, запутавшийся человек.
В шутливой песенке "Человек устроен из трёх частей» поэт обратился к высказыванию из "Апокалипсиса» Иоанна: «Человек устроен из трёх частей: тела, души и духа".
Хармс, в период торжества материализма, пишет от имени того, для кого понятие часть только конкретна, вещественна...
Тогда высказывание Ионна становиться нелепым.
Почему из трех? Хармс доводит логику своего героя до абсурда:
-Борода и глаз и пятнадцать рук...
А впрочем, не рук пятнадцать штук...
Пятнадцать штук да не рук...

Ирония Хармса безысходна, трагична.
Он пишет: «всё земное свидетельствует о смерти. Есть одна прямая линия, на которой лежит всё земное. И то, что не лежит на этой линии, может свидельствовать о бессмертии. И поэтому человек ищет отклонения от этой земной линии"

Земные же правила не важны. Поэт смещает их, он над ними.
-Как-то бабушка махнула,
И тот час же паровоз
детям подал и сказал:
пейте кашу и сундук...

Мир неинтересен, тускл, сер:
-Вынул деньги из кармана
Деньги серые в лице
Ну, так вот ,а дальше трели-
Всё супа-сказала тётя
Все чижи -сказал покойник...
Мелькают лишенные смысла: мышка, грузинка, грязь, забор....

Полёт продолжается...
"Тесно жить. Покинем клеть.
Будем в небо в небо улететь".

Но Хармсу не по себе.
"Летание без крыл - жестокая забава» - осознает он. Но ничего уже не остановить.
Мало оказывается желания овладеть некоей силой, эта сила может овладеть и не отпустить того, кто не готов к ней.
Как, например, человек.
Хармс прозревает:
-Я долго думал об орлах...
Но спутал, кажется их с мухами...

Стихотворение датировано 15 мая 1939года. Жить поэту оставалось несколько лет...


© Люда Башко, 23.11.2007 в 16:21
Свидетельство о публикации № 23112007162142-00047969
Читателей произведения за все время — 225, полученных рецензий — 2.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Незнанов
Незнанов, 27.11.2007 в 10:27
Знаете, Люда.
Такое же ощущение как от вашей фотографии;
Почему босиком, зачем и куда.
Мне показалось, что ваше отношение
к Хармсу через призму его творчества
несколько сумбурно, а
"Человек не должен преступать "табу", запреты.
В противном случае он бывает наказан." -спорно.

Вот и попил чайку.
Если что, приглашайте.
Кофе я тоже уважаю.

Люда Башко
Люда Башко, 27.11.2007 в 14:19
а зачем же тогда "табу"? Или они для "тварей дрожащих" исключительно?
Статья-то возможно и сумбурна, но причём тут ходьба босиком. Где вы видели фотки, где сразу видно откуда, зачем и куда человек идёт?
Юрий Радов
Юрий Радов, 27.11.2007 в 14:58
Ну, вот обиделись.
Фотка чудесная, оригинальная, слов нет.
Да и вы на ней просто красавица
И ходьба босиком тут ни причем.
Если бы я летом одел шубу и валенки, и пошел по улице.
Ну, пошел и пошел.
Но внутри, у того кто это видит непроизвольно
возникает вопрос, а зачем, куда и почему.
Только и всего. Даже ответа не надо.
А вот табу исключительно, как вы правильно заметили для "тварей дрожащих", ибо для них, других, табу не существует, впрочем как и для многих  творческих личностей,
к коим безусловно относится Хармс, табу можно рассматривать
как некие законы в рамках которых развивается ходожник.
Вспомним передвижников, которые отошли от канонов Академии
художеств. Серебряный век, да вы все это знаете.

Вас здесь ценят уважаемые люди, вы востребованы,
умны и желанны.
Я же только заглянул на чашечку чая.
Ну, не сложилось, извини.

Люда Башко
Люда Башко, 27.11.2007 в 15:51
Ну, ещё чего обижаться. Свои люди. Заходите ещё. я на самом деле добрая, только скрываю по скромности)))
А по поводу "табу" и творческих людей... Тут каждый решает сам. Право выбора ведь дано Свыше.
Сам решает- сам за свои решения и отвечает, не так ли?
Юрий Радов
Юрий Радов, 27.11.2007 в 15:57
С этим нельзя не согласиться.
Значит чашечка кофе за вами?
Виолетта Баша
Виолетта Баша, 10.12.2007 в 23:29
Не буду комментировать точку зрения, потому что любая имеет право на существование. Мне было интересно. Хармс , безусловно, талантлив. И мне близки, как МГУВшному математику, нарушители реальности, сюрреалисты табу. Нестандартность мышления, ирреальность функциональных пространств, которые не имеют "пользы" и которые трудно представиь и зрительно, и в ощущениях ( их нельзя пощупать) - вес это сродни реалиям Хармса, полету его "живота". У каждого поэта свое пространство, методы, не говоря о стиле и кредо. Есенин и Рубцов мне ближе других в пространстве литературы. Прежде и до схи пор - еще и Пастернак. Моя поэзия - это и есенинская лирика, и - в большей степени - поэзия-публицистика. Но воспоминания юности о мехматовских функциональных пространствах, мышление в абстракциях дифференциальной геометрии заставляют меня как рецидив былых увлечений любить и Хармса.
Люда Башко
Люда Башко, 11.12.2007 в 11:30
Для меня Даниил Ювачёв стал просто родным. Чтобы заниматься его творчеством, нужно было с ним едва ли не воссоединиться.
Поэтому, я очень удивлена, что Вы, прочитав мою статью о нём, решили...Впрочем не знаю, что вы увидели в ней негативного...к сожалению, Вы отказались её комментировать.
Право- это, вероятно, пример того, когда текст, соединившись с восприятием читателя, дал неожиданный для автора результат.
Виолетта Баша
Виолетта Баша, 11.12.2007 в 12:53
Люда, нет, не негативная. Нестандартная скорее. Просто мне Хармс был ближе в молодости. Потом... приоритеты изменились. Но сочувствуие к судьбе осталось. Поэтому  ине комментирую. Что приоритеты...

Это произведение рекомендуют