Фарисей и книжник Савл, ревнивый противник христианства, никогда не видел Иисуса Христа в человеческой личине, но обличительный зов с неба превратил его в рачительного апостола Христа, причём человека, как Бога, он убеждал подопечных христиан не именовать(2 коринфянам 5:16), но только как Духа Святого: ЗНАЕТЕ, ЧТО КОГДА ВЫ БЫЛИ ЯЗЫЧНИКАМИ, ТО ХОДИЛИ К БЕЗГЛАСНЫМ ИДОЛАМ, ТАК, КАК БЫ ВЕЛИ ВАС. ПОТОМУ СКАЗЫВАЮ ВАМ, ЧТО НИКТО, ГОВОРЯЩИЙ ДУХОМ БОЖИИМ, НЕ ПРОИЗНЕСЕТ АНАФЕМЫ НА ИИСУСА, И НИКТО НЕ МОЖЕТ НАЗВАТЬ ИИСУСА ГОСПОДОМ, КАК ТОЛЬКО ДУХОМ СВЯТЫМ(1 коринфянам 12:2-3). То есть книжников апостол приравнивает к язычникам и в первом послании к римлянам у таких горе-деятелей веры, славу нетленного Бога превративших в образ тленного человека, крылатых птиц, четвероногих и пресмыкающихся, демонстрирует злейшие пороки, в том числе набивший оскомину монашеский гомосексуализм(Римлянам 1:18-32).
По Писанию получается, что Дух Святой приходит на грани мер, когда конец становится началом, то есть на завершении круга, витка спирали, - и могильные даты рождения и смерти на обратной стороне тире об этом знаменуют. Весна тоже является такой реперной точкой, - распускающиеся листья смоковницы помечены в Евангелии символом обновления и восстановления(Матфей 24:32). Евнуху, который уже не женщина, не тьма, но ещё не мужчина, не свет, Христос и пророк Исайя называют не сухим деревом, а живоносной тканью. Ведь евнух, единый, как раз находится на пересечении конца и начала. Но и сухое энтропированное древо Ян можно оживить, если вывернуть его наизнанку рожающей свет Инь, и пророк Иеремия провозглашает: женщина спасёт мужа(Иеремия 31:22), так показывают фазы луны. Если посмотреть на начало седмины творения, на первый день, здесь тоже над водами парит Святой Дух, тогда как под водами похоронена изжитая седмина, изжитая жизненная мера, вовремя передавшая эстафету жизни. То же самое можно говорить о конце египтян, нашедших его в Красном море, и начале еврейских пилигримов, перешедших водяную преграду. Другая водная преграда расступается перед входящим в землю молока и мёда еврейским народом в русле Иордана. Негодная горькая вода в Мерре сделалась сладкой, питьевой, и это тоже обновление и восстановление жизни. Солнце и луна остановились над Гаваоном и долиною Аиалонскою для того, чтобы народ водимый Иисусом Навиным успел отомстить врагам. Сирах уточняет, что солнце стояло два дня: ОДИН ДЕНЬ БЫЛ КАК БЫ ДВА(Сирах 46:5). Но чуда здесь никакого нет: конец и начало, семёрка и единица, смерть и возрождение — эти два на самом деле одно.
И опять я подвожу к вопросу, почему Духа Святого, Утешителя, надо ожидать только после вознесения плотского Иисуса Христа, тогда как примеры помазания Духом Святым уже были? И даже к семидесяти седминам поста не надо прилагать усилий — возложением рук передаётся помазание Святого Духа, и неофит чувствует такое умиление, что хочется прыгать и танцевать, а некоторые даже получают дар иноговорения.
На этот вопрос просто ответить, если развернуть картину образов Божиих. Образ Божий и подобие Его — человек в качестве андрогина или мужчина и женщина в совокупности(Бытие 1:26-28). Подобие заключается в спирали с янскими и иньскими охвостьями: Ян благодетельствует, упитывает, созидает, Инь улавливает отработанную энергию в чёрную дыру, возвращая её в первоначало для восстановления. Человек признан образом Божиим потому, что сотворён в полноте. Хотя Коран уверяет, что планеты и звёзды выше, чем творение человека. Но я полагаю, что Бог творит всё по своему подобию. Дерсу Узала, наивное дитя природы, все природные явления называл людьми. Дерево разве не человек, у которого ствол — сердцевина спирали с иньскими корнями-охвостьями и янскими ветвями-охвостьями. Благодаря работе охвостий — начал и концов, сердцевина кольцуется и умощняется. Ветер разве не человек, одаривающий посредством антициклона солнечной янской погодой, а женский циклон — ненастной. Круговорт воды в природе — точно такая спираль. Море-океан — сердцевина её, испарения в виде янских охвостий питает землю дождём, а больные иньские речные потоки возвращаются в сердцевину для новой дистилляции. Кровеносная система человека и животных подобна круговороту воды: артериальная, насыщенная кислородом кровь питает тело, а отработанная венозная(иньская) возвращается к сердцу и лёгким для восстановления. Даже телефон всего лишь спиралька с входящими и исходящими звонками, копия и репродукция макрокосмоса. Потому что Космос — оригинал, идеал, истина, и это тоже спираль, где сердцевина находится в неприступном для человека свете и огне, тогда как мириады звёзд — это охвостья искр, исходящих и входящих в поядающий огонь. Конечно, я упрощаю небесную картину, потому что в Коране сказано, что небес семь, и как это всё интегрируется, трудно представить. А меры, они ведь тоже разные: век, год, месяц, неделя, день, и все подобны друг другу. Так что молоко может быть женёным, разбавленным водой, а можно из него сделать сливки, сыр и масло. Казалось бы, в притче о нанятых работниках в виноградник мзда даётся одинаковая независимо от отработанного времени(Матфей 20:1-16). Но это только кажущееся равенство, ведь в конце притчи подчеркивается в чём суть роста: последние будут первыми, а первые — последними. Поэтому апостол Павел, забывая заднее, ориентируется на собирание последок как в посте, так и во всех прочих тяготах. Здесь формула успеха, назначенная Христом, однозначна: Я ПОСЛАЛ ВАС ЖАТЬ ТО, НАД ЧЕМ ВЫ НЕ ТРУДИЛИСЬ: ДРУГИЕ ТРУДИЛИСЬ, А ВЫ ВОШЛИ В ТРУД ИХ(Иоанн 4:38). И апостол Павел в одиннадцатой главе послания к Евреям подтверждает эту формулу, упоминая за века сонмы праведников, отшельников, мучеников, И ВСЕ СИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВОВАННЫЕ В ВЕРЕ, НЕ ПОЛУЧИЛИ ОБЕЩАННОГО, ПОТОМУ ЧТО БОГ ПРЕДУСМОТРЕЛ О НАС НЕЧТО ЛУЧШЕЕ, ДАБЫ ОНИ НЕ БЕЗ НАС ДОСТИГЛИ СОВЕРШЕНСТВА(Евреям 11:39-40).
Вот так по-детски просто, методом подобий, Бог решает задачу управления своим творением. Всевышнему только стоит чему-нибудь одному сказать «Будь!», и оно бывает во всех образах и подобиях. Когда Христос говорит, что они с Отцом небесным одно(Иоанн 10:16, 30, 38), это вовсе не означает, что Христос напрашивается в комплект языческой Троицы, нет, Он напоминает о подобиях, в единство которых и своих последователей вносит(Иоанн 17:11, 21, 22).
Изучай природу неудач,
И прозреешь, если ты незряч,
И озлеешь, если ты не зол,
Обрастёшь шерстями, если гол.
Постигай архитектуру зла,
И зубастым станешь, как пила,
Изучай фармакопею бед,
Атлас поражений и побед.
Не решай задачи про купца,
А решай задачу про глупца,
Про того, кто хочет в дважды два
Втиснуть все законы естества.
(Давид Самойлов, Наука)
Я посмотрел в словаре синонимов, кому уподобляется книжник - книгоед, книгочёт, читака, читарь, книгожора, книгоман. А ещё можно его сравнить с хунвейбином, с тетеревом, токующим чужие авторитетные цитаты. Кто сегодня помнит о Конфуции, если только не на родине, в Китае? Я привожу его вопрос как раз на тему моей статьи о книжниках как ничтожному противовесу духовным в нескольких переводах:
Философ сказал: «Сы, ты считаешь, что я много учился и потому знаю её(истину)?» Цзы-гун ответил: «Да. Разве нет?» Конфуций сказал: «Нет. Я един и тем самым пронизываю её» (перевод А.М.Карапетьянца).
Учитель говорил: «Сы, ведь ты считаешь меня многоученым и многознающим?» «Да, - ответил тот, - Разве это не так?» «Нет, - сказал Учитель. - Я всё нанизываю на одну-единственную мысль». (перевод В.Т. Сухорукова)
Учитель спросил: «Сы, ты думаешь я из тех, кто многое изучил и всё держит в памяти?» - «Да, а разве не так?» - «Нет! Просто я знаю то, с помощью можно постичь всё». (перевод Л.С. Васильева)
Философ сказал: «Сы (Цзы-Гун)! Ты из меня делаешь многоучившегося и знающего (запоминающего)? Тот в ответ сказал: «Да, разве нет»? Конфуций сказал: «Нет! Я одним проник до всего». (перевод В.П. Васильева)
Философ сказал: «Цы(Цзы-Гун), ты считаешь меня многоучёным и знающим». Тот ответил: «Конечно. А разве нет?» «Нет, - сказал Философ — Я одним всё связываю». (перевод П.С. Попова)
Учитель спросил: «Сы! Вы думаете, что я изучил многое и всё храню в памяти?» (Цзы-Гун) ответил: «Да, а разве не так?» (Учитель) сказал: «Нет. Я познаю всё с помощью одной (истины)». (перевод В.А. Кривцова).
Учитель спросил:
«Цы, ты думаешь, что я из тех, кто изучает многое и запоминает?» «Да, а разве нет?» «Нет! У меня всё пронзено одним» (перевод И.И. Семененко)
Учитель сказал: «Сы, ты считаешь, что я ради многознания изучаю всё?» И услышал в ответ: «Конечно. А разве не так?» «Нет. Я одно-единым пронизываю всё». (перевод А.Е.Лукьянова)
Вот как, человек жил задолго до Христа и апостола Павла, но подстать им был духовным и мир воспринимал в единстве, ну, допустим, как пантеизм! Но чтобы так воспринимать, нужно самому быть единым, не тыкаться в противоречия. Действительно ли женитьба или замужество мешают познанию Бога, как это предрекает Павел: НЕЖЕНАТЫЙ ЗАБОТИТСЯ О ГОСПОДНЕМ, КАК УГОДИТЬ ГОСПОДУ; А ЖЕНАТЫЙ ЗАБОТИТСЯ О МИРСКОМ, КАК УГОДИТЬ ЖЕНЕ?(1 коринфянам 7:33). Тут и спорить нечего, факт. Но зачастую бывает так, что каждый больше заботится о себе, о своём превосходстве. Разногласия Павел считает эгоистичными(1 коринфянам 3:3). КОГДА ОДИН СТРОИТ, А ДРУГОЙ РАЗРУШАЕТ, ТО ЧТО ОНИ ПОЛУЧАТ ДЛЯ СЕБЯ КРОМЕ УТОМЛЕНИЯ?(Сирах 34:23).
Писун для Читаря старался.
В мученьях самовыражался.
Не спал ночами, слог точил.
А Читарь на горшок ходил,
И этим слогом подтирался.
Ворча притом "ядрёна мать",
Помягче следует писать.(Владимир Качанов, Писун и Читарь)
Правда, есть ещё разномыслия, чтобы выявиться искусным(1 коринфянам 11:19), но апостол Павел ради золотой середины старается примирить противоположности: отцам детей не раздражать(Ефесянам 6:4; Колосянам 3:21); жёнам — повиноваться мужьям(Ефесянам 5:22); рабы должны почитать господ и во всём угождать им(Ефесянам 6:5; Колосянам 3:22; 1 Тимофею 6:1), господа - поумерять строгость своим работникам; всякому отдавать достойное и должное — подать, оброк, страх, честь(Римлянам 13:17); если возможно, быть со всеми в мире(Римлянам 12 :18). На самом деле богатые закрываются даже от своих единокровных(Исайя 58:7). Но лучше всё-таки быть независимым, и Лев Толстой написал об этом целую повесть — Крейцарову сонату. У Сократа двоякое отношение к союзу: «Попадется хорошая жена — станешь счастливым, попадется плохая — станешь философом». Конфуций после рождения сына решил вернуть жену родителям. Ведь брак — обоюдная еда и едьба, мы и стремимся к нему, чтобы получить в эксплуатацию то, чего не имеем. Видимо, у Конфуция превалировал аппетит к еде небесной — более высокого качества. Знаменитый Никола Тесла, один из величайших изобретателей в области электротехники и радиотехники всех времен, "гений, который осветил мир", ученый, инженер и физик, хоть и не был анахоретом, но никогда не вступал в связь с женщинами. Единство и самодостаточность в себе он переносил и на космос: «Я порезал палец, и он кровоточит: этот палец — часть меня. Я вижу боль друга, и эта боль ранит меня тоже: мы с другом едины. И наблюдая поверженного врага, даже такого, о ком я сожалел бы меньше всего во всей Вселенной, я все равно испытываю скорбь. Разве это не доказывает, что мы все лишь частица единого целого?» Хоть Тесла и любил книги, но информацию он извлекал не с макулатуры: «Мой мозг только приемное устройство. В космическом пространстве существует некое ядро откуда мы черпаем знания, силы, вдохновение. Я не проник в тайны этого ядра, но знаю, что оно существует». И, конечно же, он понимал, что к одиночеству его, вернее, к единству, Бог благоволил, что отразилось в его безапелляционном высказывании: «Не думаю, что можно назвать много великих изобретений, сделанных женатыми мужчинами».