Но почувствовать на каком-то инстинктивном уровне связь свою с лесом, горой, рекой или озером, ощутить причастность к окружающему миру, созданному миллионы лет назад, могучему и прекрасному дано не каждому.
Это захватывающее дух чувство не может возникнуть в городском парке, на обжитой турбазе или натоптанной тропинке природного заповедника.
Только в самой глуши, в дальнем далеке от суетливых людей и цивилизации. Чувство это, как наркотик, проникает в кровь, оставляя воспоминание на всю жизнь и непреодолимую тягу испытать подобное вновь. Потому и лезут: скалолазы - всё выше в горы, охотники - всё глубже в тайгу, рыбаки - всё дальше на неизведанные водоёмы.
Многие из них говорят, что ощущали природу как единый живой организм. С которым даже можно общаться на каком-то подсознательном уровне. Прося хорошую добычу и улов. Или благодаря за уже полученные дары. Недаром в старину на Руси было множество говорков и заговоров с обращением к лесу, озеру, реке как к живым существам. Которые произносили перед сбором грибов-ягод, перед охотой-рыбалкой, да и просто прежде чем ступить на лесную тропку...
Но так ли безобидно тесное сближение человека с тайными и непонятными природными силами? Не потребуют ли они платы за свои подарки? И где та граница, через которую в восторженном единении с природой перешагивать всё же не стоит?..
Мой старый знакомый Станислав - как раз из таких вот фанатов-натуралистов. Особенно по рыболовной части. Хотя охоты или сбора грибов тоже никогда не чурался. Но основная страсть, конечно, рыбалка.
Я знал его давно. И помню, что раньше, как у всех, дела Славки шли с переменным успехом. То густо, то пусто. Рыбацкая удача ведь штука своенравная. Поди пойми, что этой рыбе надо! Припрёшься в радостном предвкушении на водоём, а она, зараза не клюёт ни в какую! То ли ей слишком холодно, то ли дюже жарко. То ли атмосферное давление клёв отбило, то ли ветер не оттуда...
А иной раз наоборот. И погода штормовая, и бури магнитные, но рыбий жор такой, что только успевай вытаскивать.
В общем, удил поначалу Слава рыбку с удачей через раз, а потом вдруг стал возвращаться с богатым уловом постоянно. Причём, приносил домой трофейные экземпляры. То судака кило на четыре-пять, то окуней по килограмму, как на подбор. Про щук и говорить нечего. Меньше "двушек" вовсе не брал. Отпускал догуливать.
Все Славкины товарищи только диву давались - экого мастерства парень добился. И везения, само собой. На одном мастерстве тоже ведь далеко не уедешь.
Интересовались, конечно, как да что. Поделись, мол, своим секретом. А Слава, не то в шутку, не то всерьёз рассказывал, что на водоёме входит в такое состояние (порой не без помощи водочки), когда начинает разговаривать с ним, как с живым. Обо всём. Даже на самые сокровенные темы. При этом прямо нутром чувствуя контакт. То бишь, единение с природой.
А между делом, в этом странном диалоге просит у реки или озера подарить ему хорошую рыбку. И водоём никогда не отказывает, щедро награждая отборной добычей "приятного собеседника".
Правда, почти всегда эти богатые уловом походы перемежались у удачливого рыбака маленькими неприятностями. То руку ножом невзначай порежет, то об острый плавник окуня сильно уколется. А то и вовсе крючок в ногу вопьётся. Но на такие обычные для захватывающей рыбалки, когда зашкаливает адреналин, мелочи Славка старался не обращать внимания.
Однажды, после очередного выуженного на спиннинг трофея - щуки под десять килограмм, в узком кружке друзей-рыбаков у ночного костерка под ущицу и водочку, Славка проговорился ещё об одном секрете. Очень старом артефакте, который он считал своим талисманом. О допотопной блесне с огромным чёрным кованым тройником. Блесна была отлита из красноватой меди с поперечными чёрными полосами, под окрас окуня. На вогнутой стороне хорошо читался вытесненный штамп «УССР» и «Цена 5 руб.». По форме приманка напоминала большую ложку. Весила, наверное, граммов сто, а то все сто пятьдесят. С таким монстром только за тунцом по морю гоняться, но не в уральских озёрах рыбёшку пугать.
Да Славка и не цеплял старинную блесну на спиннинг. Так, возил с собой в качестве, как он говорил, "счастливого талисмана", приносящего рыбацкую удачу.
На расспросы - каким образом к нему попал этот антиквариат, отвечал уклончиво. Мол, одно дальнее лесное озеро подарило.
Действительно, раз-два в году он отправлялся на пару недель куда-то очень далеко. А возвращался нагруженный такими исполинскими щучищами, что друзья и родственники диву давались. Но рыбачил там всегда в одиночку, не желая никому показывать дорогу к заветному месту. Приятели-рыболовы понимали причину, а потому не особо обижались Славкиными отказами на предложения составить компанию. Многие на его месте поступали бы подобным образом. Ведь таких нетронутых человеком мест по пальцам пересчитать.
Про это небольшое, но глубокое, лесное озеро Слава рассказывал, что наткнулся на него совершенно случайно. Когда однажды заблудился в одном из своих дальних лесных походов. На берегу озера стояла маленькая бревенчатая избушка, сложенная каким-то рыбаком или охотником ещё, похоже, до войны. Об этом можно было судить почти наверняка, так как в углу Славка нашёл несколько газет начала сороковых годов. И, скорее всего, с тех самых пор озеро с избушкой на берегу никто не посещал.
Может, того, кто знал про это рыбное место и построил бревенчатый домик, призвали на фронт. А оттуда далеко не всем посчастливилось вернуться. Может, ещё по какой причине люди потеряли дорогу к поистине сказочному лесному озеру...
И хоть Славка не вдавался в подробности, друзья подозревали, что именно в старой рыбацкой избушке он и отыскал медную тяжёлую блесну...
А однажды два самых близких друга несговорчивого Славу таки убедили взять их с собой. Клятвенно заверив, что координаты труднодоступного озера никому не откроют ни под какими пытками.
И втроём отправились на заветное место.
Но, к великому разочарованию Славкиных друзей и искреннему удивлению самого Славки, в этот раз водоём словно вымер. Сколько ни забрасывали рыбаки снасти, сколько не меняли приманки - результат нулевой...
- Да на то ли озеро ты, Славик, привёл?.. Может, пошутить решил над нами? Тут рыбой-то и не пахнет...
Славка сам ничего не мог понять. Здесь всегда, в любую погоду и практически на любые приманки щуки с окунями кидались, как оглашенные. А сейчас на водной глади такая тишина, словно действительно всё живое вымерло. Перепробованы уже поголовно все блёсны с воблерами и силиконом, но ни одной мало-мальской поклёвочки...
Раздосадованные усталые Славкины друзья, проделавшие долгий, тяжёлый путь и ожидавшие незабываемой рыбалки, а получившие вместо этого нуль без палочки, поплелись разводить костёр. С ароматным чайком на лесных травках, но, увы, без ухи.
Ничего же не понимающий Славка продолжал топтать берег, раз за разом закидывая спиннинг.
В конце концов и он смирился с участью. Но перед тем, как сделать последний заброс, вдруг вспомнил про старую медную блесну - свой талисман.
Достал её из рыбацкой сумки, повертел в руках. Потом, больше из любопытства, прицепил к шнуру спиннинга. Кончик удилища сразу согнулся от такой тяжести, будто уже подцепил рыбину.
"М-да, для этой приманки палка нужна покрепче..." - мысленно отметил Славка. Но всё же осторожно опустил блесну в воду и поводил туда-сюда у берега, наблюдая за её игрой. Медная пластина медленно ворочалась при движении, тускло поблескивая красноватыми боками, очень мало напоминая рыбку. Не то что нынешние воблеры и резиновые виброхвосты.
Неужто на это чудище кто-то когда-то кого-то ловил?..
Не размахиваясь, чтобы не попортить таким громилой снасть, вполсилы сделал заброс. Потом второй. Уже подальше. А следом третий, чувствуя, что шнур спиннинга достаточно крепок и вполне выдерживает тяжесть медного груза.
Подтягивая из глубины блесну, уже собирался заканчивать бесполезную рыбалку и идти к разведённому приятелями костру, как вдруг шнур застыл, перестав наматываться на катушку. Проклятье! Этого ещё не хватало! Зацеп!..
Рыбак с силой дёрнул спиннингом. Фрикцион затрещал. Но шнур не сдвинулся ни на йоту.
И вдруг с неожиданной мощью стал разматываться в другую сторону, чуть не вырвав палку из рук опешившего Славки.
Правда, благодаря приличному опыту вываживания крупных речных хищников, мужик быстро пришёл в себя. И началась борьба. В буквальном смысле, не на жизнь, а на смерть. Для рыбы, конечно...
Щука оказалась поистине гигантских размеров. Под двадцать кг и длиной не меньше человеческого роста. Славка тащил из глубины озера рыбину молча. Кричать на помощь друзей не стал. "Справлюсь сам... А шнур крепкий, должен выдержать мощное щучье сопротивление".
Мысленно рыбак уже представлял, как появится из темноты у костра и сбросит с плеча на землю перед изумлёнными спутниками свой рекордный трофей. Вот и почувствуют ребята - на то или не на то он их озеро привёл!..
Упорная схватка человека с щукой продолжалась долго. Могучая рыбина не хотела сдаваться. Казалось, силы её нескончаемы.
Но наконец, она стала уставать. Славка всё ближе подводил озёрную хищницу к берегу. Вот уже из воды показалась устрашающая раскрытая пасть с рядами острых зубов, загнутых внутрь. Из такого зубастого капкана возврата нет ни одной рыбёшке, попавшей туда. Да что там рыбёшке! В этакую пещеру человеческая голова свободно пролезет. Не дай бог, конечно!..
В углу щучьей пасти болталась медная блесна. На фоне огромной рыбины она уже не казалась такой массивной.
С некоторым беспокойством Славка увидел, что тройник держит щуку лишь одним жалом. Опасаясь схода и не дожидаясь полного бессилия рыбы, мужик подтянул озёрного монстра к самой кромке берега, намереваясь подцепить зубастую хищницу специальным крюком…
И тут произошло непредвиденное. Уже на мелководье щука сделала "свечку", выскочив почти вертикально в сторону не ожидавшего такого финта рыболова. Извиваясь в воздухе, как гигантская толстая змея, рыбина мотнула головой перед самым Славкиным лицом. Вмиг два свободных жала тройника старой блесны глубоко вонзились под его нижнюю скулу...
03.06.2021
Продолжение истории - в книге Пети Камушкина «Старая блесна»: https://www.litres.ru/petya-kamushkin/staraya-blesna/