Из романа ОДНА — ЭТО ТОЛПА НАРОДА или
ЖЕНЩИНА — ЭТО МНОГО ЛЮДЕЙ
(РОМАН В ОТРЫВКАХ)
ВСТУПЛЕНИЕ
Надо быть очень умным,
Чтобы не замечать чужую глупость.
Надо быть очень добрым,
Чтобы прощать чужое зло.
Надо быть очень мудрым,
Чтобы не раздражаться
чужою ограниченностью.
Надо быть очень честным,
Чтобы верить в чужую ложь.
Надо быть очень устремлённым,
Чтобы идущие рядом не отставали.
Надо быть очень светлым,
Чтобы не видеть в другом пятен.
Надо быть очень нужным,
Чтобы тебя не замечали...
Так нам нужен воздух,
Которым дышим, не думая о нём.
(моё...)
«Был человек не воин. Был человек расстроен, расчетверен, распят. Был человек не воин — был человек расстроен...», изрекла Новелла Матвеева, вообще обладающая дивным талантом не только смотреть, но и видеть. В том смысле, выразилась женщина-поэт, что для проявления себя как воин, надо непременно собраться, сконцентрироваться.
И, в тот же раз, человек и может жить, то есть, именно жить, а не выживать, в этом многоликом мире, только имея массу частей в себе. Частей разных, но соединенных гармонично в единое.
Вот и Она являла Собой вместилище Людей разного люда.
Сама о себе Она еще в молодые годы написала:
Ты видишь,
как Лика
Твоя
многолика:
Снежинкой кажусь,
когда ты – снегопад;
Волною качусь,
когда встрече ты рад!
Ты стал листопадом?
Я – шелест листвы.
Будь раем, будь адом, -
я – жизни разлив,
И молнии блеск,
и грохот развала.
Я – шум, грохот, треск...
И этого мало!
Я – звон тишины!
Я – ключик от тайны!
И кротость жены,
И распутство путаны...
О! Как бесконечна,
Как неутомима!
Порою беспечна,
Порою – ранима...
Одна жилица Её была постоянно дрессируема для выживания в бренном мире. Остальные делегировали Её в быт, потому что сами Остальные были не от мира сего и были апологетами завета мудрых древних: «Живя в мире, не привязывайся к праху его».
Эта Одна, как рабочий муравей была специально приспособлена для походов на рынок, обеспечивала существование телесной оболочки не столько даже себя самоё, а больше тех, за кого она в ответе.
Сама Она угодила родиться в двадцать шестой лунный день. Люди этого дня, как известно, «призваны всю жизнь... брать на себя любую аскезу».
Другая Она в Ней на сам уже вопрос, есть ли у Неё мечта, честно отвечает, что последние тридцать с немногим лет имеет одну-единственную, но большую, мечту — стать старой девой.
Слово-то какое верное придумали: «домочадцы», то есть те, что дом и жизнь Женщины наполняют чадом, хотя та всем своим духом ведет себя так, словно они, мужья и дети, и есть Смысл и Свет жизни Женщины!
А как же без них, без мужей, то есть, а, уж тем паче, без детей?! «Не по-людски это»...
Ну. это оттого, что (кто такое придумал-то), нормальный человек не должен быть один! Но, без сомнения, настоящее одиночество Женщина может познать, только побывав в замужестве. «За» «му» «ж» «ество». И вот рядом с этим заменителем вожделенного заместителя принца на белом коне, то есть «му», все «естество» Женщины страдает: одинокое, непонятое, неразгаданное, а потому и недооцененное. Каждый «му», не желая или не умея вникнуть в Её суть, как щитом прикрывается глупейшим для себя алиби: Женщина, дескать, загадка... И постичь Её нет никакой возможности.
– А знаешь, женская логика... - начинает «му».
– Просто логика! Просто логика. Ибо мужская логика отсутствует априори. Продолжай. Итак, логика... - резковато, но справедливо обрывает его Женщина.
Забавно, что еще одна Она в Ней имеет хобби, порою яростно раздражающее основную часть Народа в Ней. Не хобби даже, а патологическую страсть: кормить людей.
О, нет! Это вовсе не связано с бытом и обыденностью жизни Рабочего муравья в Ней. Рудимент, прямо скажем. Осталось на века от Евы, скормившей Адаму райское яблоко. Не удержалась...
Нося в себе осколки памяти целых поколений далекого предка, включающей в себя этапы или моменты голодания, Она совершенно не могла видеть голодных людей.
То есть, только о Ней одной можно составить отдельную «Санта-Барбару», персонажей, составляющих Её более, чем достаточно. И персонажей ярких, оригинальных, исключительных!
По Её настырному требованию купить сестренку Ларису, Ей, четырех лет и трех месяцев от роду, эту самую сестренку купили.
Странно, но только сейчас, на пятьдесят первом году жизни, Она осознала путаницу в узелках памяти: всегда в воспоминаниях того дня очень четко видела утро.
Пришли с папой под окно больницы, где маме и продали сестренку. Весна! Здание в памяти не отпечаталось, только часть стены с окном, в котором стояла мама с белым свертком. Помнится, что рядом пасется коза. То есть, это она раньше паслась. А теперь она стоит, задрав голову, и пристально смотрит на девочку - старшую сестру (неразрывное понятие в сознании, а потом и словаре) и ее папу, эмоционально расплескивающих взволнованную радость.
Весна — в памяти того утра, утра конца второй декады октября?! Наверное, рождение человека и начало новой жизни — это и есть весна?!
Второе воспоминание в связи с появлением сестренки Ларисы. Устойчивая конструкция из двух слов. Сестренка в Её сознании с первой минуты требовательной необходимости младшей сестры воспринималась именно только сразу двойным именем: сестренка Лариса.
И это завихрение судьбы оказалось уроком: изучи значение и смысловую нагрузку на каждом его имени, ибо имя — это диагноз!
Итак, папа привез жену и младшую дочь из роддома домой и побежал на службу. Маленький ребенок заснул. Мама, отправляясь по длинному общему коридору на общую для двух семей кухню, поручает старшей дочери звать ее сразу же, с пробуждением сестренки Ларисы. Что Ею и было в точности исполнено.
Как выяснится через пару минут, именно воспитанные в ней с самого рождения папой и бабушкой точность и ответственность и спасли сестренку Ларису.
- Я ее уже угостила! Конфетой! - с придыханием от быстрого бега, отрапортовала Она, вбегая в кухню.
Мама, вскрикнув, кинулась опрометью в комнату, вмиг преодолев длинный коридор. Недельного возраста ребенок уже почти не дышал: подаренная заботливой старшей сестрой карамель, вставленная в махонький ротик, закрыла собою и «входы» в носик..
С тех пор младшая сестра на всю жизнь, вместе с появляющимся потом детьми и внуками, попала под опеку, воспитание, обучение старшей сестры.
А Она пришла к мудрости: никогда ничего не проси!!! Она требовала сестру младшую, чтобы опекать ее, а потом ее детей и внуков. Более привязанного к Ней человека в Её жизни не случилось, даже когда Ей пришло время ходить на свидания, сестра неотлучно была рядом. Но, уже став бабушкой, та стала Её врагом.
Ну, странно же, когда человек, особенно человек сильный и с убеждениями, прожил, оставаясь со всеми в добрых отношениях, так и не нажив врагов. Ни одного. Кроме сестры Ларисы, так и продолжающей есть с Её руки, не преминув упрекать Её, что сама выросла слабой, потому что была с детства подавляема инициативой старшей сестры и разбалована Её помощью.
Она же осталось благодарной судьбе, за то, что количество в Ней, точнее в Её заботе, не только не уменьшается, но и растет! Ибо и счастье, и смысл жизни в отдавании, в дарении Себя и Своего!!!
Больше всего от жажды одиночества, как возможности побыть Сама с Собой терзается и изнывает Женщина, страдающая потребностью писать! Едва Она начинает записывать пришедшую к Ней рифму, тут же появляются «Двое из ларца», удивительно похожих, при отсутствии кровного родства, муж и сын. Муж так хочет кофе, а сын — хоть чего-то вкусненького!!!
А если она, ночью, спрятавшись от спящих, хватается за авторучку, то тут же слышит голос мгновенно проснувшегося мужа: «Она не хочет спать около мужа...».
Кофе же нужен для того, чтобы, пока Она его заваривает, рассказать Ей о новой идее, внезапно пришедшей мужу, и пришедшей именно в тот момент, когда в Нее льется зарифмованный текст. И это как раз та идея, что не может тихонько сидеть в одной только мужненой голове, а категорически и настоятельно требует срочной, без задержки, огласки и обсуждения.
***
Решено! Я сыграю с Судьбою!
Сколько лет меня учит азам...
В рюшах платье куплю голубое,
Что вразрез моим карим глазам.
Стоны доли я слышу везде,
Все дороги мои — буераки.
Но в полете и в быстрой езде,
Избегаю и брани, и драки.
Мне выпрыгивать на ходу
Попривычнее полного тормоза.
Уж не знаю, в каком году,
Но достигну чистейшего голоса.
19.05.2013 г.