Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 325
Авторов: 0
Гостей: 325
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Коллективное сочинение как школьный жанр (Статьи)


       В овладении культурой устной и письменной речи в процессе обучения учащихся хороши все жанры, кроме скучного. Каждый из них по-своему способствует будущей активной производственной и научной деятельности человека, пробуждает интерес к сокровищам русской и мировой культуры. Но особое значение на уроках русского языка я придаю коллективному сочинению в стихах. Этот жанр помогает сплотить класс, добиться от него слаженной и целенаправленной работы. Коллектив учащихся становится в творческом процессе единым организмом, решающим общие задачи. Поистине получается: один за всех, и все - за одного. При этом зримо присутствует элемент индивидуального соперничества, так как при подведении итога урока я непременно отмечаю тех учеников, которые внесли наибольший вклад в общее дело. Немаловажно и то обстоятельство, что учащиеся на практике чувствуют, на сколько выразительной, эмоциональной должна быть их речь и на сколько зависит это от лексического разнообразия, богатства грамматического строя, пестроты интонационных оттенков. Класс погружается в живую творческую атмосферу. И, конечно же, это происходит не вдруг. Необходимы предварительная кропотливая работа по систематизации школьной терминологии в области стихосложения, глубокое осознание того, что стоит за каждым термином. Потом можно уверенно ставить творческую задачу: слушатели поймут.
       В восьмом классе в первой учебной четверти я предложил написать на одном из уроков коллективное сочинение на тему "Осень". Предложил использовать для этой цели хорей, т.е. двусложную стопу с ударением на первом слоге, и парную рифму, напомнил учащимся, что слово "хорей" в буквальном переводе с греческого означает "плясовой". В силлаботонике этот размер нередко передает легкий, бездумный характер героя, хотя прямой связи между чередованием ударных и безударных слогов и содержанием стихотворения нет. Каждый ученик предлагает свой вариант строки, а мое дело - выбрать наиболее подходящий, отвечающий семантике произведения и в максимальной степени соответствующий его ритму. В итоге получилось:
Осень
Золотая осень к нам пришла сейчас,
Листья облетают каждый хмурый час.
Дождик каплет споро: тучи в небесах;
Потемнели воды в реках и прудах.
Травы неживые, сонные торчат,
На цветок последний пчелы не летят.
А в лесу холодный, мрачный неуют,
Здесь грибы от сырости больше не растут.

       Хвалю ребят за активную работу, обращаю их внимание на то, что в итоге получилась пейзажная миниатюра со всеми приметами этого жанра: лаконизмом, законченностью и гармонией. К недостаткам можно отнести слишком примелькавшийся эпитет "золотая", которым чаще всего определяют начало осени (в стихотворении речь идет о второй половине ее), и выпадение последней строки из ритмического рисунка. Попутно повторяется правило о правописании "не" с глаголами (не летят, не растут).
       Надо сказать, что на следующем уроке развития речи, посвященном коллективному творчеству, восьмиклассники учли указанные недостатки. Урок состоялся в начале декабря, и тема стихотворения была обусловлена сезоном. Учащиеся продемонстрировали свое умение пользоваться амфибрахием, означающим трехсложную стопу с ударением на втором слоге. Напомнил ребятам, что амфибрахий в переводе с греческого означает "кругом краткий", иначе говоря: вокруг долгого среднего слога в стопе находятся краткие. Амфибрахий как стихотворный размер по-настоящему расцвел лишь в творчестве русских поэтов XX в., начиная с К. Бальмонта и А. Блока. Но и восьмиклассники дружными совместными усилиями смогли сочинить неплохую миниатюру:
Зима наступила,
Бело все кругом.
Поля опустели,
Леса побелели
Под светлым ковром.
И речку сковало
Прозрачным ледком,
И тихая ива
Заснула красиво,
Укрывшись снежком.

      Обращаю внимание ребят на то, что у них получилось стихотворение из двух строф, каждая из которых состоит из пяти строк - это пятистишие называется квинтетом, а в испанской лирической поэзии такую строфу называли квинтиллой. Можно повторить заодно деепричастный оборот и его синтаксическую роль в тексте. При подведении итога урока непременно учитываю творческий вклад каждого восьмиклассника.
       Интересное стихотворение на ту же тему написали учащиеся VII класса. Я их попросил использовать хорей как один из наиболее популярных размеров в нашей поэзии и мужские рифмы чередовать с женскими. Как обычно, один ученик записывал строки на доске - если они по общему мнению класса хороши и одобрены мной. Плохие строки совместными усилиями учащиеся доводили до нужной кондиции. Преимущество такого метода работы в том, что неудачный стих, написанный мелом, легко стереть с доски и заменить другим. В результате кропотливого труда семиклассников получилось следующее:
Зимушка-зима
С неба сыплется снежок,
Закадычный мой дружок,
Потому что он хрустящий,
Белый-белый и блестящий,
Самый лучший сын зимы,
Заметает все холмы.
Ветер выпущен из клетки,
Он пригонит к нам метель,
Обломает иве ветки
И накроет шубой ель.
Я качусь на санках с горки,
Не боюсь я ничего.
Я - внимательный и зоркий -
Возле дома своего.

       Стихотворение хорошо передает прелесть зимнего пейзажа, тяжесть и одновременно воздушную легкость снега, когда мчишься на салазках и вовсе не чувствуешь его. Недостатком является слияние звуков "м" в строке "Он пригонит к нам метель". И все-таки класс заслуживает похвалы за точно сделанный характер лирического героя, за безукоризненное соблюдение стихотворного размера. Ученики переписывают "Зимушку-зиму" в тетрадь и дома заучивают наизусть. Стихи, сочиненные коллективно, они учат с удовольствием, рассказывают выразительно, с искренним энтузиазмом.
       В итоге семиклассники могут быть довольны своим творчеством. Оно развивает ритмическое чутье, музыкальность, расширяет лексический запас, помогает выработать подлинный эстетический вкус, учит чувствовать поэтический текст.
       В каждом классе коллективное сочинение способствует разнообразию уроков развития речи, мобилизации творческих способностей учащихся. Не зря школьники с таким интересом относятся к коллективному творчеству. Оно позволяет даже слабому ученику поверить в свои силы. Ведь неизбежно в стихотворении оказывается и частица его труда. Интеллектуальные способности каждого выше в коллективе, чем вне его. В стихотворении "Наш класс", написанном семиклассниками, есть далеко не случайные строки:
Ученик один за всех
Борется отважно,
Друга выручить не грех -
Это очень важно.

       Воспитание чуткости, доброты и взаимовыручки - еще одна положительная сторона совместного творчества учеников. Стремление помогать друг другу не может появиться у школьника как с куста: оно формируется исподволь повседневными усилиями педагогов и семьи.  Коллективное творчество на уроках русского языка активизирует этот процесс, конкретно показывает, как взаимопомощь может пригодиться в нынешней нелегкой жизни. Оно максимально способствует также приобщению учащихся к русской поэзии, имеющей многовековую традицию, остающейся вопреки всему подлинной школой мысли и чувства.
ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ГАВРИЛЕНКО
г. Москва

(Первая публикация: журнал "Русская словесность", М. 2004, №2, стр. 38-40).

Свидетельство о публикации № 13102020134031-00438047
Читателей произведения за все время — 16, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют