«Поэт, стишата!..»* - Это мало!
Ладно б молитвенником был,
И для страны своей святым!
А говорить, - мы все горазды!
И много сказано неправды
В века последние Земли.
- К тому ль духовности сыны
Бывали к языкам призваны?
И ведь недаром на Руси
В венцах все Несторы мои?**
25.09.2020
*Реакция доброго знакомого моего на литературное творчество.
**На это обращает внимание А.Н. Ужанков в своей работе «Слово о полку Игореве» и его эпоха»: «Итак, писательское творчество в XI в. — первой половине XIV в. воспринималось писателями и, что существенно, — читателями как Божественный акт:
творения создаются по Благодати Святого Духа (при авторском смирении), а человеческая воля проявляется в устроении (творении) жизни по заповедям Божиим. Чем праведнее жизнь, тем больше свобода духа, тем истеннее сочинение.
Таким же было ощущение творения и у древнерусского иконописца, который «не мог помыслить себя собственником» иконы, «ибо не считал себя и создателем, творцом в полном смысле слова. В собственном сознании (и в сознании окружающих) он ощущал себя лишь исполнителем Высшей воли, смиренно исполняющим предначертанное Богом Духом Святым. Именно Бог был Автором «Троицы», но не преподобный Андрей — эта идея жила и в художнике как сама собою разумеющаяся. Художник растворялся в воле Всевышнего. Молитвенный подвиг… оказывался необходимым именно ради полноты приятия Духа. Дух Святой действует и творит через художника, и тем полнее, чем полнее может принять Его в себя иконописец. Произведение религиозного искусства,
таким образом, тем совершеннее, чем менее присутствует в нем САМОСТЬ художника» (Цит.: Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки русской культуры XII–XX вв.).
Отнюдь не случайно, что подавляющее большинство древнерусских писателей этого периода за свою праведную жизнь удостоены святости: митрополит Иларион Киевский, игумен Феодосий Печерский, епископ Кирилл Туровский, епископ Серапион Владимирский, князь Владимир Мономах и многие другие. А преподобный Нестор канонизирован за свои писательские труды! Писатель — святой, это вообще удивительно! Но, если внимательно разобраться, то получится, что в большей части древнерусская словесность XI — XIII вв. является по своей сути святоотеческой, и ее нельзя изучать, используя приемы, применяемые для литературы Нового времени».