загорелся в ночных небесах.
Разомкни, сладострастье, объятья,
ибо - время платить на часах:
по счетам, по фальшивым бумажкам,
по желтушным ничьим векселям,
по своим медовухам и бражкам,
по мечтам, обратившимся в хлам.
Не расплатишься - и не надейся.
Что ни день, то всё больше долгов.
Серебрятся премудрые пейсы
и чуприны друзей и врагов.
Задыхается певчее время
в тесном горле, в чужой пятерне.
И грехи первородства в Эдеме
ни тебе не простятся, ни мне...
Тает жизнь, и душа обмирает
обречённым предзимним листом.
И болид в окоёме сгорает
ослепительным судным крестом.
(Сергей Шелковый, По счетам)
ОГОНЬ ПРИШЕЛ Я НИЗВЕСТИ НА ЗЕМЛЮ, И КАК ЖЕЛАЛ БЫ, ЧТОБЫ ОН УЖЕ ВОЗГОРЕЛСЯ! КРЕЩЕНИЕМ ДОЛЖЕН Я КРЕСТИТЬСЯ; И КАК Я ТОМЛЮСЬ, ПОКА СИЕ СОВЕРШИТСЯ! ДУМАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО Я ПРИШЕЛ ДАТЬ МИР ЗЕМЛЕ? НЕТ, ГОВОРЮ ВАМ, НО РАЗДЕЛЕНИЕ(Лука 12:49-51). НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО Я ПРИШЕЛ ПРИНЕСТИ МИР НА ЗЕМЛЮ; НЕ МИР ПРИШЕЛ Я ПРИНЕСТИ, НО МЕЧ(Матфей 10:34). Эти слова Иисуса Христа пафосны, патетичны и эмоциональны, поэтому я остерегусь приводить многочисленные стихи поэтов, в которых они проклинают войну, ведь поэты — соловьи, а не орлы. ГДЕ ТРУП, ТАМ СОБЕРУТСЯ ОРЛЫ(Лука 17:37). Именно орлы поразили слабый живой организм в безответный для пирушки труп.
В Евангелии есть строка: НЕ ПРОТИВЬСЯ ЗЛОМУ(Матфей 5:39). Лев Толстой из неё сделал теорему непротивления злу насилием. Я-то полагаю, что Христос эти слова сказал для культивирования сдержанности и терпения, так умножается вера и вообще всякий капитал. Даже затравленный и обворованный богатыми бомж становится в следующем рождении чуть ли не олигархом, ведь еда обязательно будет едаком, жертва — пожирателем, и скудость — полнотой. «Дичью быть для возвышенных — значит, возвышенным быть»(Низами, Сокровищница тайн). Зачем же предъявлять претензии к врагу, если месть уже заложена природой! Да и какая месть — просто эволюция! Так и Толстой, видимо, размышлял, но его последователи-толстовцы фанатично восприняли пацифизм, и Сталин, воспитанный на классовой, пролетарской ненависти, всерьёз к ним не относился, но когда существованию Советского Союза приспела военная угроза, все мужчины-толстовцы были репрессированы.
Пацифизм не приемлет и Бхагавад-гита. Когда предваряется сражение между фамилиями пандавов и кауравов, родственниками одного рода, один из сыновей пандавов, Арджуна, тоже нащупывает эти благородные душещипательные пацифистские клавиши. Но Кришна убеждает его сражаться. Это не грех. Ты всегда был и всегда будешь, дорогой читатель, и убить тебя невозможно. Благодаря сражению, убьёшь ты или погибнешь, возложатся на тебя новые славные одежды(Бхагавад-гита, главы 1-2). НЕ БОЙТЕСЬ УБИВАЮЩИХ ТЕЛО, ДУШИ ЖЕ НЕ МОГУЩИХ УБИТЬ; А БОЙТЕСЬ БОЛЕЕ ТОГО, КТО МОЖЕТ И ДУШУ И ТЕЛО ПОГУБИТЬ В ГЕЕННЕ(Матфей 10:28). То есть война сама по себе хоть и страдательное действо, но вполне законное, легитимное, как и страда, жатва. Ведь серп тот же меч. ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ - ДОМАШНИЕ ЕГО(Матфей 10:36). В этой цитате ещё раз оправдывается закон единства и борьбы противоположностей, где последние жнут первых. Да если бы война была противозаконна, Христос не стал бы благословлять воинов(Лука 3:14).
Особенно воинственно священное слово Корана, данное на арабском языке. Оно прямо предписывает сражение против неверных. Но кто неверные? Кто правоверные? Кто еретики, зиндики, гяуры, кафиры, мунафики? Сунниты, шииты, ибадиты, салафиты, алавиты, суфисты или, к примеру, другие религии, выросшие из ислама — сикхи, бахаи? И к предшественникам ислама — иудеям и христианам — в Коране тоже есть обоснованные претензии.
Скажешь с досадой: пошёл ты на…
Разве не видишь – идёт война.
Идёт война, разрази меня гром,
света со светом, добра с добром.
Война всех со всеми и против всех
всех поровну делит на этих и тех.
Чуешь под кожей воинственный зуд?
Око за око, зуб за зуб.
Эти считают что правы, а те
уверены также в своей правоте.
Ни этих, ни тех не упрятать в рукав.
Каждый из них по-своему прав.
В каждом есть свет, и на каждом вина.
Вот потому и идёт война,
в которой не так уж и важен успех.
Война всех со всеми и против всех.
(Андрей Ивонин, Война)
Я подозреваю, что сума, тюрьма и война — всеобщая поочерёдная участь. Христос себя ассоциирует то с узником в темнице, то с больным, то с бездомным(Матфей 25:35-36), а в конечном итоге его даже распяли. Но за что такая судьба праведнику?! Апостол Павел хотел бы вытащить еврейский народ на арену славы, но как видим из древней и новейшей истории он периодически страдает, тогда как другой народ предстаёт жнецом. Такой сценарий у Бога: один сеет, другой жнёт, и Бог сам в этом раскладе ролей участвует, и не только в блаженном Единстве, но и в нашем неравном коммуникативном множестве. И только Он решает, кому дать ожесточённую роль, а кому положительную. И когда непрезентабельная кукла обижается на свою роль: за что? за что сума, тюрьма и война? - апостол Павел отвечает, что Бог справедлив и милость даёт по очереди: не возлюбленную назову возлюбленной(Римлянам 9:1-25). Русская православная церковь отвергает астрологию, но как можно отвергать спираль эклиптики, где все кружала попадают то в зенит, то в надир, то в апогей, то в перигей, о чём и повествует пророк Исайя: ПРЕЖНЕЕ ВРЕМЯ УМАЛИЛО ЗЕМЛЮ ЗАВУЛОНОВУ И ЗЕМЛЮ НЕФФАЛИМОВУ; НО ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВОЗВЕЛИЧИТ ПРИМОРСКИЙ ПУТЬ, ЗАИОРДАНСКУЮ СТРАНУ, ГАЛИЛЕЮ ЯЗЫЧЕСКУЮ. НАРОД, ХОДЯЩИЙ ВО ТЬМЕ, УВИДИТ СВЕТ ВЕЛИКИЙ; НА ЖИВУЩИХ В СТРАНЕ ТЕНИ СМЕРТНОЙ СВЕТ ВОССИЯЕТ(Исайя 9:1-2).
Однако пришла пора привести воинственные стихи из Корана, только несколько, ибо их очень многовато для моей статьи.
О ВЫ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! СРАЖАЙТЕСЬ С ТЕМИ ИЗ НЕВЕРНЫХ, КОТОРЫЕ БЛИЗКИ К ВАМ. И ПУСТЬ ОНИ НАЙДУТ В ВАС СУРОВОСТЬ. И ЗНАЙТЕ, ЧТО АЛЛАХ - С БОГОБОЯЗНЕННЫМИ!(9:124, перевод и нумерация стихов Крачковского).
ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ КУПИЛ У ВЕРУЮЩИХ ИХ ДУШИ И ИХ ДОСТОЯНИЕ ЗА ТО, ЧТО ИМ - РАЙ! ОНИ СРАЖАЮТСЯ НА ПУТИ АЛЛАХА, УБИВАЮТ И БЫВАЮТ УБИТЫ, СОГЛАСНО ОБЕЩАНИЮ ОТ НЕГО ИСТИННОМУ В ТОРЕ, ЕВАНГЕЛИИ И КОРАНЕ. КТО ЖЕ БОЛЕЕ ВЕРЕН В СВОЕМ ЗАВЕТЕ, ЧЕМ АЛЛАХ? РАДУЙТЕСЬ ЖЕ СВОЕЙ ТОРГОВЛЕ, КОТОРУЮ ВЫ ЗАКЛЮЧИЛИ С НИМ! ЭТО ВЕДЬ - ВЕЛИКИЙ УСПЕХ!(9:112)
О ВЫ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ПОЧЕМУ, КОГДА ГОВОРЯТ ВАМ: "ВЫСТУПАЙТЕ ПО ПУТИ АЛЛАХА", ВЫ ТЯЖЕЛО ПРИПАДАЕТЕ К ЗЕМЛЕ? РАЗВЕ ВЫ ДОВОЛЬНЫ БЛИЖНЕЙ ЖИЗНЬЮ БОЛЬШЕ ПОСЛЕДНЕЙ? ВЕДЬ ДОСТОЯНИЕ БЛИЖНЕЙ ЖИЗНИ В СРАВНЕНИИ С БУДУЩЕЙ — НИЧТОЖНО(9:38).
ПРЕДПИСАНО ВАМ СРАЖЕНИЕ, А ОНО НЕНАВИСТНО ДЛЯ ВАС.
И МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ НЕНАВИДИТЕ ЧТО-НИБУДЬ, А ОНО ДЛЯ ВАС БЛАГО, И МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ ЛЮБИТЕ ЧТО-НИБУДЬ, А ОНО ДЛЯ ВАС ЗЛО, - ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ ЗНАЕТ, А ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ!(2:212-213).
О ПРОРОК! ПОБУЖДАЙ ВЕРУЮЩИХ К СРАЖЕНИЮ. ЕСЛИ БУДЕТ СРЕДИ ВАС ДВАДЦАТЬ ТЕРПЕЛИВЫХ, ТО ОНИ ПОБЕДЯТ ДВЕ СОТНИ; А ЕСЛИ БУДЕТ СРЕДИ ВАС СОТНЯ, ТО ОНИ ПОБЕДЯТ ТЫСЯЧУ ТЕХ, КОТОРЫЕ НЕ ВЕРУЮТ, ЗА ТО, ЧТО ОНИ НАРОД НЕ ПОНИМАЮЩИЙ(8:66).
ПУСТЬ ЖЕ СРАЖАЮТСЯ НА ПУТИ АЛЛАХА ТЕ, КОТОРЫЕ ПОКУПАЮТ ЗА БЛИЖАЙШУЮ ЖИЗНЬ БУДУЩУЮ! И ЕСЛИ КТО СРАЖАЕТСЯ НА ПУТИ АЛЛАХА И БУДЕТ УБИТ ИЛИ ПОБЕДИТ, МЫ ДАДИМ ЕМУ ВЕЛИКУЮ НАГРАДУ(4:76).
И СРАЖАЙТЕСЬ НА ПУТИ АЛЛАХА С ТЕМИ, КТО СРАЖАЕТСЯ С ВАМИ, НО НЕ ПРЕСТУПАЙТЕ, - ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ НЕ ЛЮБИТ ПРЕСТУПАЮЩИХ! И УБИВАЙТЕ ИХ, ГДЕ ВСТРЕТИТЕ, И ИЗГОНЯЙТЕ ИХ ОТТУДА, ОТКУДА ОНИ ИЗГНАЛИ ВАС: ВЕДЬ СОБЛАЗН - ХУЖЕ, ЧЕМ УБИЕНИЕ! И НЕ СРАЖАЙТЕСЬ С НИМИ У ЗАПРЕТНОЙ МЕЧЕТИ, ПОКА ОНИ НЕ СТАНУТ СРАЖАТЬСЯ ТАМ С ВАМИ. ЕСЛИ ЖЕ ОНИ БУДУТ СРАЖАТЬСЯ С ВАМИ, ТО УБИВАЙТЕ ИХ: ТАКОВО ВОЗДАЯНИЕ НЕВЕРНЫХ! (Сура 2: 186-187)
Во-первых, если уж война идёт всех со всеми, я неверных назову проще — несправедливыми, то есть инями всех противоположностей, тёмными женскими началами, или янями, застрявшими в потолке. Наши власти понимают, что терроризм развивается на почве несправедливости, но противопоставляют ему только железные двери с глазком, камерами, домофонами и решётки, тогда как здесь нужна гармоничная идеология. Я был весьма удивлён, когда какой-то депутат Государственной Думы предложил принять закон, заменяющий обращение «товарищ» в силовых структурах на масляное «господин». Коран утверждает, что Господин и Господь только в единственном числе — Аллах. Да и Евангелие почтительность ко всяким отцам, наставникам, учителям подвергает сомнению, ведь если эти функции принадлежат не Богу, то они обманные. ПОИСТИНЕ ВЫ ПОКЛОНЯЕТЕСЬ, ПОМИМО АЛЛАХА, ИДОЛАМ ИЗ ЛЮБВИ К МИРСКОЙ ЖИЗНИ, НО В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ГЛАВАРИ ВАШИ ОТРЕКУТСЯ ОТ ВАС, А ВЫ ПРОКЛЯНЕТЕ ВАШИХ ГЛАВАРЕЙ, И НИКТО НЕ ПОМОЖЕТ ВАМ, И ОКАЖЕТЕСЬ ВЫ В АДСКОМ ПЛАМЕНИ(Сура 29:25, перевод и нумерация стихов Шидфара). Но это и в Евангелии написано: ПРЕДАНЫ ТАКЖЕ БУДЕТЕ И РОДИТЕЛЯМИ, И БРАТЬЯМИ, И РОДСТВЕННИКАМИ, И ДРУЗЬЯМИ, И НЕКОТОРЫХ ИЗ ВАС УМЕРТВЯТ; И БУДЕТЕ НЕНАВИДИМЫ ВСЕМИ ЗА ИМЯ МОЕ, НО И ВОЛОС С ГОЛОВЫ ВАШЕЙ НЕ ПРОПАДЕТ, - ТЕРПЕНИЕМ ВАШИМ СПАСАЙТЕ ДУШИ ВАШИ(Лука 21:16-19).
Во-вторых, я, хоть и буквальное прочтение Корана признаю, не буду оправдывать и пропагандировать террор. Сама Священная эта книга в одном месте настаивает на соблюдении буквы(3:5, нумерация стихов по Крачковскому), в другом месте предлагает отдаться образному мышлению: ЕСТЬ НЕГРАМОТНЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ ЗНАЮТ ПИСАНИЯ. А ЛИШЬ ВЕРЯТ ПУСТЫМ МЕЧТАМ И ДЕЛАЮТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ. ГОРЕ ТЕМ, КОТОРЫЕ ПИШУТ ПИСАНИЕ СОБСТВЕННЫМИ РУКАМИ, А ЗАТЕМ ГОВОРЯТ: «ЭТО — ОТ АЛЛАХА, - ЧТОБЫ КУПИТЬ ЗА ЭТО НИЧТОЖНУЮ ЦЕНУ. ГОРЕ ИМ ЗА ТО, ЧТО НАПИСАЛИ ИХ РУКИ! ГОРЕ ИМ ЗА ТО, ЧТО ОНИ ПРИОБРЕТАЮТ(2:78, перевод и нумерация стихов Кулиева). О ничтожной и малой цене маловерия и легковерия предостаточно напоминается в Коране(2:138; 2:169; 3:71; 3:184; 5:48; 9:9; 16:97-98; 22:71-73, нумерация стихов Крачковского). Получается, что буквописание и буквочтение прискорбно мало ведёт к преуспеянию в вере. Поэтому с сего момента географическое сражение с неверностью и несправедливостью я переношу на свою душу: я сам себе враг.
В линялом ситцевом платке,
С лицом, очищенным от плоти,
Лишь губы в жадном шепотке,
Молитвой чтоб врагов моих бороти.
Но мир нещадный, несогласный
Вдруг осеняет с грустной лаской:
Аю, мамочка, мама, мам,
Я ведь враг себе сам.
(Виктор Долгалев, Матери)
Я рад, что на моё поколение не выпало разрушительных войн, кроме разве что локальных, впрочем, мгновенный и тихий распад моей Родины, Советского Союза, вызывает до сих пор ошеломление. Честно признаюсь, что я не воинственный, не агрессивный, может, даже сочувствую пацифистам. Я и сейчас вспоминаю свою срочную службу в пехотном полку в качестве радиомастера, где на учениях мне пришлось выдержать от начальника штаба приступ гнева и презрения за то, что я пытался засунуть магазин в автомат обратной стороной. Ведь облечённому званием полководцу вполне цензурно отозваться на такую ситуацию: расстреляю! Да и ненависть ко врагу испепеляет прежде всего самого себя, поэтому я сомневаюсь, как и все, в серьёзности классовой ненависти благополучного во всех отношениях руководителя КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова.
Кричит петух. Уходят привиденья.
Мы поседели в эту ночь.
Что наши жертвы, глубина паденья?
Мы ад сумели превозмочь.
Упырь убит. Но срок наш тоже прожит.
Не с нами утренняя тишь.
Мы тоже призраки. Молчи, прохожий:
Ведь ты на кладбище стоишь.
(Овадий Савич, 9.05.45.)
А что такое кладбище? Почему Соломон отдаёт предпочтение концу перед началом(Екклезиаст 7:8) и кладбище превозносит перед харчевней и трактиром?(Екклезиаст 7:2) Я хожу на кладбище, потому что во мне нуждаются мои усопшие родственники, ведь я, как последний из могикан, завершаю для них благословенный круг спирали, и они тоже нужны мне, чтобы чувствовать полноту круга. То есть достижениям своим в вере я обязан их наработкам, и они жаждут пополнить свой капитал от меня чем-то новеньким, сногсшибательным. Об этой зависимости первых и последних, пращуров и потомков апостол Павел рассказал в 11 главе послания к евреям.
Зима — тоже кладбище. Вся растительность зимой являет печальное зрелище, но я у дерева учусь, проецируя его на Священное Писание. Да и Христос неоднократно приглядывается то к лозе, то к смоковнице и даже к колючим растениям, волчцам. У дерева учащённый жизненный цикл, и глядя на него, проще понять смысл жизни, тогда как после смерти жизнь человека — загадка. Весной дерево воскресает, активизируется, превращаясь в брачный чертог, и его участниками становятся даже насекомые и птицы, да и млекопитающие заодно с человеком норовят полакомиться сладкими плодами растительного организма. Апостол Павел любовь называет пользой, ведь это созидательная функция(1 коринфянам 13:3). Но вовсе не значит, что он вступает в противоречие с Соломоном или с Моисеем, который говорит , что лучшее время — труд и болезнь(Псалтирь 89:10). Пророк Исайя тоже иронизирует над влюблёнными, лепечущими, пьяными устами, называя их чужим, непонятным языком, которому никогда не осилить мудрость(Исайя 28:1-13). Я обеими руками за мир и любовь, но сегодня я пишу про меч, про мудрость, в которой много печали, а ведь мудрость шипящая, как змея, она предостерегает и настораживает. Обратите внимание, что в начале русского алфавита буквы звонкие и яркие, а в конце глухие и шипящие, и без них, без шипящих, нет знания. И в юности девы красивые и наивные, но кого обрадует то, что в старости они становятся шипящими тёщами и свекровями, - увы или ах, это жизнь!
В Евангелии кладбищенский конец предстаёт во всей красе в апокалиптической 24-ой главе от Матфея. Но пусть читатель не пугается: он такой же, как у дерева, периодический: где конец, следует надеяться на начало, у смоковницы опять набухают почки. Войны являются преддверием конца, как повествует Евангелие, это начало букета смертельных болезней(Матфей 24:6-8). Бело-розовые цветы очарования опадают первыми, потом дерево освобождается от накопленной листвы познания и, наконец, гниение плодов, то есть болезнью поражается самая вершина любви. Злаки-то косят серпом, косой, но если их не сожнёт человек, покосит сама природа. А дерево тем более косит природа, и эта коса — меч. Давайте прочтём стихотворение Киплинга о разрушительном железе, властном мече, в котором поэт увидел образ Христа:
Золото — хозяйке, серебро — слуге,
Медяки — ремесленной всякой мелюзге.
«Верно, — отрубил барон, нахлобучив шлем, —
Но хладное железо властвует над всем».
Что государь-владыка такому, как барон?
Королевский замок бароном осажден.
«Черта с два! — сказал пушкарь. — Будете ни с чем —
Хладное железо властвует над всем!»
Не повезло барону — рыцари его
Полегли под ядрами все до одного;
Взяли в плен барона, он угрюм и нем,
И хладное железо властвует над всем.
Но тут Владыка добрый молвил (ну и ну!):
«Что, как отпущу тебя, меч тебе верну?»
«Не шути, — сказал барон, — грешил я не затем;
И хладное железо властвует над всем.
Слезы — малодушному, шутнику — псалом,
Петля — владыке-дураку, чтоб не был дураком.
Есть одно отчаянье, я пропал совсем,
И хладное железо властвует над всем!»
Но отвечал Владыка (побольше бы таких!):
«Вот Хлеб, а вот Вино, вкуси со мною их
Во славу Приснодевы, а я скажу, зачем
Хладное железо властвует над всем!»
Он взял Вино. И Хлеб он взял. И знаменье творил.
И за столом Он сам служил и вот что говорил:
«Я гвозди дал в себя забить, позора нес ярем,
Чтоб хладное железо благовестило всем.
Раны — исстрадавшимся, сильным — тумаки,
Елей — сердцам, уставшим от горя и тоски.
Я простил тебя и грех твой искупил затем,
Чтоб хладное железо благовестило всем!»
Корона — дерзновенному, скипетр — смельчакам!
Трон — тому, кто говорит: Возьму и не отдам.
«Черта с два! — вскричал барон, прочь отбросив шлем, —
Хладное железо властвует над всем!
Железный гвоздь Распятья властвует над всем!»
(Редьярд Киплинг, перевод Э. Шустер)
У апостола Павла тоже было что-то наподобие войны, ангел сатаны его ужаливал, покалывал, так хищник прощупывал Павла на возрастную слабость, чтобы пожрать. Апостол трижды взывал к Богу, чтобы освободиться от жала, но ему пришёл чёткий ответ: сила Божья совершается в немощи, в болезни(2 коринфянам 12:9). Вот теперь становится ясно, что созидательная сила любви наращивает плоть, а разрушительные силы наращивают мудрость. Подъедаем мы своего безответного брачного партнёра для созидания, а расходуем энергию в делах. Делатель, жнец, воин куда как важней иждивенца и нахлебника. ОТ МАЛОГО ПРОИЗОЙДЕТ ТЫСЯЧА, И ОТ САМОГО СЛАБОГО - СИЛЬНЫЙ НАРОД. Я, ГОСПОДЬ, УСКОРЮ СОВЕРШИТЬ ЭТО В СВОЕ ВРЕМЯ(Исайя 60:22). Малое и слабое по весне начинает виток спирали, а осенний конец его завершает. Только в конце даются пророческие уста и премудрость, которой не возмогут противоречить(Лука 21:15). Лепечущие уста и пророческие — разница как между младенцем и учёным. И Соломон эту разницу во временах улавливает: время обнимать и время уклоняться от объятий, время мира и время войне, время насаждать и время вырывать насаженное, время плясать и время сетовать...(Екклезиаст 3:1-11)
Как уже сказано, война — не конец. Пока поле боя существует, а это текущее соками дерево, сражение продолжается. Если подвести под общий знаменатель, любовь и война — одна и та же монета, одна медалька с разными сторонами — орёл и решка или аверс и реверс. Так что сражение длится долго и с переменным успехом, пока не увенчается победой. То же самое происходит и в семейных коллизиях. Как ни крути, жребий падает в конце только неприятной стороной. В Японии под старость обычно разводятся. До пенсии женщина ещё терпит мужа, поскольку он больше зарабатывает, а на пенсии выдюживать на общей жилплощади отработанный материал не хочется. А в России разве не так? Живут зачастую вместе вынужденно, потому что жилплощадь разменять не предоставляется возможным. У каждого охолодевшего супруга свой пенсионный бюджет, свой телек, своя кастрюля.
Итак, если резьба у голоса жениха и невесты испорчена, и пластинку заедает на одной раздражительной ноте, что делать?.. Что делать, если соль испортилась(Лука 14:34-35). Увы, срок действия и хранения есть и у фармацевтических препаратов, и у идеологических подпорок, и у всех привязанностей. Ответ в Евангелии: МОЖЕТЕ ЛИ ЗАСТАВИТЬ СЫНОВ ЧЕРТОГА БРАЧНОГО ПОСТИТЬСЯ, КОГДА С НИМИ ЖЕНИХ? НО ПРИДУТ ДНИ, КОГДА ОТНИМЕТСЯ У НИХ ЖЕНИХ, И ТОГДА БУДУТ ПОСТИТЬСЯ В ТЕ ДНИ(Лука 5:34-35) Пост — это небесная манна, которая не может исправить испорченную пластинку, но работает на новую песнь любви. Дерево зимой собирает эту небесную крупу, оберегая её нижними ветвями, чтобы ветры не выдули драгоценный капитал из-под штамба. Весной, когда оттает земля, небесная манна окажется живой водой жизни(Иоанн 4:10-14). Вот почему Христос на требование самаритянки дать ей такую живую воду, предлагает прийти за ней снова женихатой, с брачным партнёром, и это не смотря на то, что у неё было уже пять мужей, которых и Христос, и сама самаритянка вычёркивают, как испорченную соль(Иоанн 4:15-18).
Симбиоз евреев с коренным населением в Египте тоже схож с испорченным брачным чертогом. Евреи в Египте были рабами, но апостол Павел не считает рабство проблемой, поскольку и над якобы свободными есть узы начальства, но при чрезвычайных обстоятельствах освободиться не грех(1 коринфянам 7:21-22). Тем более, что был приказ фараона топить в Ниле детей мужского пола у неимоверно размножившихся евреев и нагружать и нагружать их работами. То есть итог и здесь «деревянный», природный, вынуждающий евреев к сбрасыванию любовных причандалов, к разводу, к бегству, и вслед за ними торопится войнушка, конница фараона. И конечно же, для нового брачного чертога, для земли текущей молоком и мёдом надо было впрок насобирать живой воды, то есть небесной манны. Апостол Павел своим подопечным предлагает считывать с Торы не бабьи басни, а образы(1 коринфянам 10:11; 1 Тимофею 4:7; 2 Тимофею 4:4). И именно, как пример притчевого собирания небесной манны в Синайской пустыне, апостол вменяет коринфянам пост для грядущей любви(1 коринфянам 12:31; 2 коринфянам 8:7-16). Многие пилигримы пустыни не вошли в заповедную землю не только по причине ропота и идолопоклонства, - это лишь следствие, а не причина, - они не собрали нужное количество манны. Не собрали её на момент чтения Первого послания Павла и коринфяне, так как среди даров Святого Духа любви не оказалось(1 коринфянам, главы 12-13). А насобирать нужно как минимум семьдесят седмин, и семидесятая седмина будет заветом(Даниил 9:24-27) и распустившейся почкой любви, которая не перестанет(Матфей 24:32; 1 коринфянам 13:8). Христос тоже поощряет такое усердие в седмижды семьдесят прощений(Матфей 18:22). Коран, как последующая религия, демонстрирует новое качество — сто седмин и даже их удвоение: ТЕ, КОТОРЫЕ РАСХОДУЮТ СВОИ ИМУЩЕСТВА НА ПУТИ АЛЛАХА, ПОДОБНЫ ЗЕРНУ, КОТОРОЕ ВЫРАСТИЛО СЕМЬ КОЛОСЬЕВ, В КАЖДОМ КОЛОСЕ — СТО ЗЁРЕН. И АЛЛАХ УДВАИВАЕТ, КОМУ ПОЖЕЛАЕТ(Коран 2:263, перевод и нумерация стихов Крачковского). Коран прагматичней Торы, его называют даже судебником, чуть ли не уголовным кодексом, поэтому здесь победнее с фантастическими образами и бабьими баснями, и пост здесь привязывается к воинскому усердию: НЕ СЛЕДУЕТ ВЕРУЮЩИМ ВЫСТУПАТЬ ВСЕМ. ОТЧЕГО БЫ ИЗ КАЖДОЙ ЧАСТИ ИХ НЕ ВЫСТУПАЛ КАКОЙ-НИБУДЬ ОТРЯД, ЧТОБЫ ОНИ ИЗУЧАЛИ РЕЛИГИЮ И ЧТОБЫ УВЕЩЕВАЛИ СВОЙ НАРОД, КОГДА ВЕРНУТСЯ К НИМ?(Коран 9:123, перевод и нумерация стихов Крачковского) То есть рост в благодати мусульманской общины тоже уподобляется христианской церкви апостольских времён. А вот ещё похожий стих: А КОГДА ВЫ ПЕРЕДВИГАЕТЕСЬ ПО ЗЕМЛЕ, ТО НЕТ НА ВАС ГРЕХА, ЧТОБЫ ВЫ СОКРАЩАЛИ МОЛИТВУ, ЕСЛИ БОИТЕСЬ, ЧТО ВАС ПОДВЕРГНУТ ИСПЫТАНИЮ ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ ВЕРОВАЛИ. ПОИСТИНЕ, НЕВЕРУЮЩИЕ - ДЛЯ ВАС ЯВНЫЙ ВРАГ! И КОГДА ТЫ НАХОДИШЬСЯ СРЕДИ НИХ И СОВЕРШАЕШЬ ДЛЯ НИХ МОЛИТВУ, ТО ПУСТЬ СТОИТ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ ОДИН РЯД ИЗ НИХ, И ПУСТЬ ОНИ ВОЗЬМУТ СВОЕ ОРУЖИЕ. А КОГДА СОВЕРШАТ ПОКЛОНЕНИЕ, ТО ПУСТЬ БУДУТ ПОЗАДИ ВАС, И ПУСТЬ ПРИДЕТ ДРУГОЙ ОТРЯД, КОТОРЫЙ НЕ МОЛИЛСЯ, И ПУСТЬ ОНИ МОЛЯТСЯ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ, НО ПУСТЬ ВОЗЬМУТ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ И ОРУЖИЕ. ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ ВЕРУЮТ, ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ ВЫ НЕБРЕГЛИ СВОИМ ОРУЖИЕМ И ДОСТОЯНИЕМ, И ОНИ НАПАЛИ БЫ НА ВАС ЕДИНЫМ УСТРЕМЛЕНИЕМ. И НЕТ ГРЕХА НА ВАС, ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ НЕПРИЯТНОСТЬ ОТ ДОЖДЯ ИЛИ ВЫ БОЛЬНЫ, ЧТО ВЫ СЛОЖИТЕ СВОЕ ОРУЖИЕ, - НО ДЕРЖИТЕСЬ ОСТОРОЖНО! ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ УГОТОВАЛ НЕВЕРНЫМ УНИЗИТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ!(Коран 4:102-103, перевод и нумерация стихов Крачковского)
Но в Коране есть стихи и на откладывание войны и поста, ну то есть когда мир ещё не заржавел, и голос жениха и невесты не сошёл с резьбы. О ВЫ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! КОГДА ОТПРАВЛЯЕТЕСЬ ПО ПУТИ АЛЛАХА, ТО РАЗЛИЧАЙТЕ И НЕ ГОВОРИТЕ ТОМУ, КТО ПРЕДЛОЖИТ ВАМ МИР: "ТЫ НЕ ВЕРУЮЩИЙ", - ДОМОГАЯСЬ СЛУЧАЙНОСТЕЙ ЖИЗНИ БЛИЖНЕЙ. ВЕДЬ У АЛЛАХА - ОБИЛЬНАЯ ДОБЫЧА. ТАКОВЫ БЫЛИ ВЫ РАНЬШЕ, НО АЛЛАХ ОКАЗАЛ ВАМ МИЛОСТЬ. РАЗЛИЧАЙТЕ ЖЕ: ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ СВЕДУЩ В ТОМ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ!(Коран 4:96, перевод и нумерация стихов Крачковского) Или вот ещё стих за мир и не требует поста: ЕСЛИ БЫ ДВА ОТРЯДА ИЗ ВЕРУЮЩИХ СРАЖАЛИСЬ, ТО ПРИМИРИТЕ ИХ. ЕСЛИ ЖЕ ОДИН БУДЕТ НЕСПРАВЕДЛИВ ПРОТИВ ДРУГОГО, ТО СРАЖАЙТЕСЬ С ТЕМ, КОТОРЫЙ НЕСПРАВЕДЛИВ, ПОКА ОН НЕ ОБРАТИТСЯ К ВЕЛЕНИЮ АЛЛАХА. А ЕСЛИ ОН ОБРАТИТСЯ, ТО ПРИМИРИТЕ ИХ ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ И БУДЬТЕ БЕСПРИСТРАСТНЫ, ВЕДЬ АЛЛАХ ЛЮБИТ БЕСПРИСТРАСТНЫХ!(Коран 49:9, перевод Крачковского) Да и в Евангелии есть подобный стих, отодвигающий меч и пост на неопределённый срок: МИРИСЬ С СОПЕРНИКОМ ТВОИМ СКОРЕЕ, ПОКА ТЫ ЕЩЕ НА ПУТИ С НИМ, ЧТОБЫ СОПЕРНИК НЕ ОТДАЛ ТЕБЯ СУДЬЕ, А СУДЬЯ НЕ ОТДАЛ БЫ ТЕБЯ СЛУГЕ, И НЕ ВВЕРГЛИ БЫ ТЕБЯ В ТЕМНИЦУ; ИСТИННО ГОВОРЮ ТЕБЕ: ТЫ НЕ ВЫЙДЕШЬ ОТТУДА, ПОКА НЕ ОТДАШЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО КОДРАНТА(Матфей 5:25-26).
Мои интерпретации могут счесть за сумасбродство, да я и сам признаюсь, что меня не всегда понимают. Но зачем тогда и Павел вставляет в свои письма аксессуары всеоружия: броню праведности, щит веры, шлем спасения, меч духовный?(Ефесянам 6:11-20; 1 фессалоникийцам 5:1-11) Он-то лучше меня понимает, что мир и война рядышком, на одной монетке(1 фессалоникийцам 5:3). Разве этим воинским арсеналом он стремится напутствовать крестоносцев, как автор Корана напутствует игиловцев? Впрочем, так думают игиловцы, а мысли Мухаммеда нам недоступны. Апостол же Павел мечом и постом намерен усмирить нашу плоть, хотя как он говорит, НАША БРАНЬ НЕ ПРОТИВ КРОВИ И ПЛОТИ, НО ПРОТИВ НАЧАЛЬСТВ, ПРОТИВ ВЛАСТЕЙ, ПРОТИВ МИРОПРАВИТЕЛЕЙ ТЬМЫ ВЕКА СЕГО, ПРОТИВ ДУХОВ ЗЛОБЫ ПОДНЕБЕСНОЙ(Ефесянам 6:12). То есть арена борьбы проходит через меня и через тебя, дорогой читатель. Или зачем Коран напоминает про кольчугу, которая должна защищать нас от собственной ярости? И НАУЧИЛИ МЫ ЕГО(Давида) ДЕЛАТЬ КОЛЬЧУГУ ДЛЯ ВАС, ЧТОБЫ ОНА ЗАЩИЩАЛА ВАС ОТ ВАШЕЙ ЯРОСТИ(Коран 21:80). Не от вражеской ярости, а от собственной! Да это же система поста, вязка колец, седмин голодания, воздержания от пищи, которые защитят душу от оружия лукавого. Или вот ещё стих о кольчуге: МЫ СМЯГЧИЛИ ЕМУ(Давиду) ЖЕЛЕЗО: «ДЕЛАЙ СПУСКАЮЩИЕСЯ ВНИЗ И РАЗМЕРЯЙ ПАНЦИРЬ. ДЕЛАЙТЕ БЛАГОЕ, Я ВЕДЬ ВИЖУ ТО, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ(Коран 34:10, перевод Крачковского). Вот какой подчёркнутый экивок в сторону поста, который размягчает раскалённые стрелы лукавого!
Но пост необязательно воздержание от еды и брачных марьяжных удовольствий. Это не только расходование плоти для новых облачений, но и расходование имущества. Христос же сказал: ПРОДАВАЙТЕ ИМЕНИЯ ВАШИ И ДАВАЙТЕ МИЛОСТЫНЮ. ПРИГОТОВЛЯЙТЕ СЕБЕ ВЛАГАЛИЩА НЕ
ВЕТШАЮЩИЕ, СОКРОВИЩЕ НЕОСКУДЕВАЮЩЕЕ НА НЕБЕСАХ, КУДА ВОР НЕ ПРИБЛИЖАЕТСЯ И ГДЕ МОЛЬ НЕ СЪЕДАЕТ(Лука 12:33). Жаль, что не прижилось в современных не слишком нравственных условиях это Его указание. Фольклор гласит, что медведь — умное животное. Возможно, его ум коренится, как и у дерева, в зимних постах, в залеганиях в берлоге без пищи. Карпатский мольфар и знахарь Михайло Нечай тоже ежегодно в облюбованной пещере при 8-10 градусах тепла в подземелье впадал в анабиоз на 12-40 дней, что укрепляло его в мудрости, исповедовавшего синкретическое христианство с элементами язычества. Православные в страхе обходили его дом, а один из них, патологический фанатик, в 2011 году даже убил его. Пост — это терпение. Порфирий Корнеевич Иванов, знаменитый автор «Детки», свои длительные голодания называл терпениями, а ещё он терпел холод, по нескольку часов пребывая ежедневно на морозе, и единственная одежда у него была — шорты. От инфекционных болезней заражаются, а он считал, что можно заражать здоровьем, и с удовольствием это делал для своих последователей. Пост — это вообще всякое страдание, печаль. Я назову ещё одно кладбище — кладбище умов, дурдом, где стоят на учёте его клиенты, шизофреники и олигофрены с фобиями, тоской и депрессиями. Гитлер целенаправленно уничтожал их, то-то я смотрю оголилась нордическая раса от присущих ей философов и вообще великанов ума. А ДЦПэшники! - подозреваю, что именно эти медлительные в передвижении люди в следующем рождении становятся чемпионами по лёгкой атлетике. Или давайте вспомним Ариеля Шарона, премьера Израиля, который 8 лет пролежал в коме. Может уже сегодня, в каком-нибудь уголке земли люди удивляются растущему мальчишке с завидным умом, и никто не знает, что этот мальчишка - бывший премьер-министр и безнадёжный инвалид.