Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 86
Авторов: 0
Гостей: 86
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

О культе предков в авраамических религиях (Статьи)

ВОЗЗРИ, ГОСПОДИ, И ПОСМОТРИ: КОМУ ТЫ СДЕЛАЛ ТАК, ЧТОБЫ ЖЕНЩИНЫ ЕЛИ ПЛОД СВОЙ, МЛАДЕНЦЕВ, ВСКОРМЛЕННЫХ ИМИ?(Плач Иеремии 2:20) Здесь античный израильский пророк Иеремия взывает к Богу о будто бы исключительной специфике еврейской жизни. Но так в древние времена слабость, которая прежде всего ассоциируется с младенчеством и старостью,  вздымалась на алтарь жертвенности. В Спарте слабых и больных младенцев сбрасывали вместе с пленными и преступниками в пропасть, а доживших до старости хоронили в постыдной безымянной могиле, ведь спартанец должен был погибнуть в бою, только таким оказывались посмертные почести. В Египте было повеление фараона бросать в реку младенцев мужского пола из-за неимоверного размножения чужаков-евреев, но судьба была благосклонна к брошенному в водах Нила младенцу Моисею.  А скифы поедали своих стариков, ведь тем и славится каннибализм, что восполняет недостаток в жизненной энергии. Известен обычай у исландцев, германцев, славян, якутов, чукчей, бурятов, вайнахов, адыгов, черкесов, колхов помогать в смерти дожившим до старости родственникам. Их увозили на санях в безлюдные места, в лес, в овраг, в родовые склепы, где они умирали от голода или холода, их удушали, сбрасывали с горы, отправляли  в корзине скитаться по морю, причём это делалось по просьбе потерявших интерес к жизни самих же ветхих домочадцев. Ты уже побывал всем — сыном, отцом, возлюбленным, воином, трудягой, начальником, дачником, и теперь черёд бултыхаться на нуле в ожидании смерти с букетом неизлечимых болезней да к тому же парализованным, - кому это понравится, люди взывают о смерти, но законы да и православная церковь против эвтаназии. Написано: НИ СЫНУ, НИ ЖЕНЕ, НИ БРАТУ, НИ ДРУГУ НЕ ДАВАЙ ВЛАСТИ НАД ТОБОЮ ПРИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ... ДОКОЛЕ ТЫ ЖИВ И ДЫХАНИЕ В ТЕБЕ, НЕ ЗАМЕНЯЙ СЕБЯ НИКЕМ(Сирах 34:19,21), но что сделаешь, если жизнь превращает тебя в половую тряпку! Я почитал в интернете, как мучаются с безнадёгами родственники, да и казённые хосписы — это дома скорби. Одновременно со снижением уровня рождаемости снижается по всему миру показатель смертности. Япония — мировой лидер по темпам старения населения. И хотя здесь на высоте культ предков, нередки случаи, когда возобновляется древний обычай предавать старость санитарам жизни — хищникам, стервятникам, шакалам. Стариков вывозят на инвалидной коляске и бросают прямо на околице без документов, хорошо ещё если возле хосписов или психоневрологических интернатов. Я по себе знаю, что стоит распластаться от усталости на природе, вокруг тебя слетается вороньё в надежде на лёгкую поживу. То есть при нашей, казалось бы, цивилизованности и почитании культа предков, отношение к старости жертвенное, впрочем, как и убийство младенцев в утробе.

Слабеет свет, стихает улиц звук,
глаза слипаются и падает из рук
ослабших недочитанная книга.
Блуждает тень улыбки по лицу.
Смеркается, день подошёл к концу,
раскрашивая небо в цвет индиго.

В его палитре не осталось, нет,
других оттенков, только этот цвет,
густеющий, таинственный, глубокий.
И целой россыпью неутомимых глаз
далёкая Вселенная на нас
взирает, словно зверь тысячеокий.
(Андрей Ивонин)

А что остаётся древним, если они беспомощны перед таинственной смертью, и медицинских познаний у них кот наплакал! Я, не будучи агрономом, пытался выращивать на окошке лимон, но плоды получил только однажды, а потом к деревцу привязалась тля, и мне пришлось его выбросить. Или любимый кот, у которого вдруг потёк гной из головы... Я в ужасе  выбросил его на балкон подыхать, но утром всё же решил представить ветеринару, и оказалось, что жадный на еду котяра наткнулся на рыбью кость, и антибиотики помогли ему выздороветь. Да, спасибо накопленному человечеством познанию, но всё же оно бессильно перед  грозным финалом. Ветхое старьё можно до какой-то поры сохранить в музеях, архивах, оно может даже стать блистательным антиквариатом, а в центре города — горделивым кремлём и исторической ценностью, но новинки более синхронны с современностью.  ГОРЕ БЕРЕМЕННЫМ И ПИТАЮЩИМ СОСЦАМИ В ТЕ ДНИ(Марк 13:17), а те дни как раз принадлежат старости и младенчеству, но они не от мира сего. Старость — это беременное семечко, готовое проклюнуться, разродиться(1 коринфянам 15:37), но проклюнувшийся росток, побег, живителен только весной, то есть в другом измерении, другом мире, а в этом он обречён.
   Умерший и обожествлённый предок, конечно же, интересуется своей семьёй, покровительствует ей, принимает от неё молитвы и жертвоприношения, продолжает быть владыкой в семье, помогать её друзьям, вредить врагам.

В моей душе нет места расстояниям,
И те, кто дорог рядом навсегда!
Любимые, я вас своим сиянием
Коснусь сквозь все разлуки и года
И пронесу ваш Дух в себе. С почтением
Рассказывая дочкам и сынам
О вас с любовью и благоговением,
И воздавая благодарность вам
За жизнь и свет, за ангелов-хранителей,
За мир вокруг, за счастье и покой,
Я преклонюсь пред вами, прародители,
Моей семьи любимой и родной!
(Береста Захватова)

В силу особенности своего состояния, дух предка может это делать с большей силой, чем человек, хотя власть его не безгранична. Первая заповедь в авраамических религиях — любовь к Богу, но вторая — любовь к ближнему — предполагает привязанность и к предком, восходящим по спиральным кольцам к Богу. Если современную куцую семью апостол Павел считает малой церковью(Ефесянам 5:28-33), то тем более разветвлённую родословным древом.  Православные священники научают молодых отгонять от своего брака анекдотических и хитромудрых тёщ и свекровей, но ведь жизненный баланс как раз и состоит из смеси наивности и зрелости. А у древних предков тем более зрак острый, но и они взаимно нуждаются в нашей наивности и простодушности, ибо мы, последние  -  трудяги,  делатели, жнецы, на которых нацеливает всё живущее Христос(Лука 10:2). И апостол Павел в 11 главе послания к евреям перечисляет родословное древо святых подвижников, которые якобы без нас, последних, не получили обещанную награду, - нет, получили! - но в совокупности с последними, потомками, у первых, пращуров, награда ещё больше возрастает. Ведь родословное дерево становится ещё мощнее, когда к нему добавляются кольца посюсторонней летошности, нынешности. У Луки написано о лоне, насыпанным утрясённой, нагнетённой и переполненной мерой(Лука 6:38), а она как раз сообща созидается — первыми и последними. И доказательств таких в Библии предостаточно. Праведный и благочестивый Симеон рад передать палочку жизненной эстафеты народившемуся Христу, ибо в последнем видит спасение, свет язычников и славу Израиля(Лука 2:25-32). Праведный Давид  потомка своего Христа называет Господом(Псалтирь 109:1; Матфей 22:42-45), то есть господином, хотя кровный ребёнок в русском языке ассоциируется с однокоренными словами «рабёнок», «раб», «робкий» то есть бесправный, безвольный, или безмолвная «рыба», которая создана для поедания, или пёстрая и цветастая «рябь», которая лишь преломленное отражение света, или «рубль», обрубок гривны, гривы, главы. Евангельский Иоанн Креститель тоже из последних, БУДЕТ ВЕЛИК ПРЕД ГОСПОДОМ; НЕ БУДЕТ ПИТЬ ВИНА И СИКЕРА, И ДУХА СВЯТАГО ИСПОЛНИТСЯ ЕЩЕ ОТ ЧРЕВА МАТЕРИ СВОЕЙ;  И МНОГИХ ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЕВЫХ ОБРАТИТ К ГОСПОДУ БОГУ ИХ;  И ПРЕДЪИДЕТ ПРЕД НИМ В ДУХЕ И СИЛЕ ИЛИИ, ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ СЕРДЦА ОТЦОВ ДЕТЯМ, И НЕПОКОРИВЫМ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ ПРАВЕДНИКОВ, ДАБЫ ПРЕДСТАВИТЬ ГОСПОДУ НАРОД ПРИГОТОВЛЕННЫЙ(Лука 1:15-17). Соединить сердца отцов и детей, пращуров и потомков в культ предков — это важнейшая функция представить Богу противоположности едиными.

Они — за мной, они глядят в затылок,
я чувствую их пальцы на плече,
дыханье их в копеечной свече,
как будто время выдохлось, застыло.
Мне жалко их, беспомощно немых,
пришедших в гости на правах родных
с пожитками, баулами, дарами
к рожденью моему и Рождеству,
чтоб знала я, какой ценой живу,
с какими непрощёнными долгами.
(Морозова Юлия)

Между Исавом и Иаковом, как первым и последним - пропасть, но благодаря тому что  первенец в порабощении, в повиновении у последнего, сила их возрастает. Жена тоже последыш мужа, выемка его ребра, но апостолом Павлом названа славой мужчины(1 коринфянам 11:17), а тем более дети, как привилегированный класс,  и Христос  таковых даже возводит в апогеи веры и эволюции, но опять же при условии зеленеющего родословного древа(Матфей 18:1-4). Благословения Иакова на своих детей возрастают от первенца Рувима до поскребышей Иосифа и Вениамина, но давайте признаем, что это единая солнечная эклиптика, циклический виток спирали, который гонится в ядро, к Богу. Или почитаем в 37 главе у Иезекииля, как формируется единый организм: кости прирастают сухожилиями, одеваются плотью, запечатляются кожей и одухотворяются. По отдельности нас даже живыми не называют(Лука 9:60), а вкупе, воедино, первые и последние, когда всё это достигнет Бога, получается вечное пульсирующее живое тело. Я даже про своё личную плоть предполагаю, что она скроена в черепной и рёберной части из древнего антиквариата, а конечности присоединились в порядке эволюции. Русский философ-космист Николай Фёдоров воскрешение предков посредством науки считает философией общего дела. Фёдоров — великий аскет, и нам, гедонистам, чудно и непонятно направление его мысли, но почему же не воскрешать, когда материал для этого есть -  мы сами, как проекция параллельных миров, необходима только адекватная наука! Написано: КНИЖНИК, НАУЧЕННЫЙ ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ, ПОДОБЕН ХОЗЯИНУ, КОТОРЫЙ ВЫНОСИТ ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ СВОЕЙ НОВОЕ И СТАРОЕ(Матфей 13:52), и это правильно, а когда несут ахинею про «апостольскую» веру, ироническая улыбка неизбежна. КОГДА СКАЖУТ ИМ: «СЛЕДУЙТЕ ЗА ТЕМ, ЧТО НИСПОСЛАЛ АЛЛАХ!» - ОНИ ГОВОРЯТ: «НЕТ, МЫ ПОСЛЕДУЕМ ЗА ТЕМ, НА ЧЁМ ЗАСТАЛИ НАШИХ ОТЦОВ». А ЕСЛИ БЫ ОТЦЫ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЛИ И НЕ ШЛИ БЫ ПРЯМЫМ ПУТЁМ?(Коран 2:165, перевод Крачковского) То есть первые без последних — недокомплект. ТЕ, КОМУ БЫЛО ДАНО НЕСТИ ТОРУ, А ОНИ ЕЁ НЕ ПОНЕСЛИ, ПОДОБНЫ ОСЛУ, КОТОРЫЙ НЕСЁТ КНИГИ(Коран 62:5, перевод Крачковского).

Охотник на мамонта, предок мой всласть
На стенах пещеры малюет.
Мечтанья о странном – заразная страсть,
Опасна в эпоху любую.
Другой предок мой
Средь Синайских песков
Бредет в Моисеевой свите.
Златого тельца, и Пророческих снов,
И манны небесной любитель.
В комфортной тени Пиренейской гряды
Приходится третьему туго,
С востока теснят крестоносцев ряды,
Полки мусульманские - с юга.
Уже Ренессанс правит яркий свой бал,
Прапра-моему снова муки,
Давно бы в ряды эти славные стал,
Да Торой повязаны руки.
Двух тысячелетий отеческий дым,
Два берега. Две панорамы,
И виться мне мостиком перекидным,
Соху обручив с Инстаграмом.
И видеть как, Знанья крупицы коря,
Расцвел Homo Sapiens бренный,
И вровень с Богами поставил себя,
Дав смысл заблудшей Вселенной.
Потомок надменный мой, сверхчеловек,
Не знаю уж Бог или киборг,
Каким ты увидишь жестокий сей век,
Что нас в современники выбрал?
Воздашь ли по чести делам и словам?
Спиральны Истории спицы :
Отцов с пьедестала смещать - сыновьям,
Отцам - сыновьями гордиться.
Поймешь ли, меня пожалев и простив,
Как, веры не зная и меры,
Прошел стороной свой отрезок пути,
Малюя на стенах пещеры?
(Сергей Хазанов)

Да, первые без последних  - буквалисты, у которых духовное наполнение буквы в игноре. ГОСПОДЬ МОЙ, ДАЙ МНЕ МУДРОСТЬ, И ПРИСОЕДИНИ МЕНЯ К ПРАВЕДНИКАМ, И СОДЕЛАЙ МЕНЯ ЯЗЫКОМ ПРАВДЫ СРЕДИ ПОСЛЕДНИХ(Коран 26:83-84, перевод Крачковского).
   Но довольно батружить культ предков, не сказав ни слова и о его бесполезности. Во-первых, БЛАЖЕННЫ НЕПЛОДНЫЕ, - такой девиз значится там, где не женятся, ни замуж не выходят, и не воздыхают о культе предков, и об этом пароле напоминают Исайя(54:1), Христос(Лука 23:29), апостол Павел(Галатам 4:27). Да для того и пришёл Христос, чтобы жаждали входа в это вечное царство, а не жили, чтобы рожать и хоронить, таковых Христос называет мёртвыми(Матфей 8:22). Во-вторых, в Библии есть правило, дающее суверенитет и независимость от предков: В ТЕ ДНИ УЖЕ НЕ БУДУТ ГОВОРИТЬ: "ОТЦЫ ЕЛИ КИСЛЫЙ ВИНОГРАД, А У ДЕТЕЙ НА ЗУБАХ
ОСКОМИНА", НО КАЖДЫЙ БУДЕТ УМИРАТЬ ЗА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ БЕЗЗАКОНИЕ; КТО БУДЕТ ЕСТЬ КИСЛЫЙ ВИНОГРАД, У ТОГО НА ЗУБАХ И ОСКОМИНА БУДЕТ(Иеремия 31:29-30). В-третьих, не на всяких предков можно надеяться: НИКОГДА НЕ МОЛИСЬ НИ ОБ ОДНОМ ИЗ НИХ, КОГДА КТО ИЗ НИХ УМИРАЕТ, И НЕ СТАНОВИСЬ НА МОЛИТВУ ПРИ ЕГО МОГИЛЕ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ НЕ ВЕРОВАЛИ В БОГА И ЕГО ПОСЛАННИКА, И УМЕРЛИ НЕЧЕСТИВЫМИ(Коран 9:85, перевод Саблукова). В-четвёртых, духовных предков православная церковь устанавливает формально в качестве покровителя, при крещении давая имя святого, если крещаемый родился в день его прославления. Я живу в Камышине, бывшем Дмитриевске, в котором при Путине возвели высоченный памятник покровителю города греку Дмитрию Солунскому — и что? - слава Камышина, как и всех российских малых городов при воровском капитализме скукоживается, хотя при советской власти ему прочили соединение даже с другим малым городом в 18-ти километрах, Петров-Валом. С кондачка приписывается многим странам покровительство «богородицы». Человечество признательно Марии, матери Мессии, за  рождение Иисуса, но она не богородица, и Иисус не бог в череде пророков. Всевышний и Единый сам себя сделал Путём самосовершенствования, почему Путь, Дао — синоним Бога, и лоно еврейской женщины здесь не при чём.  Некоторые возводят  видения её как аргумент за «богородицу»,  но мне одна социально безответственная женщина тоже рассказывала, что видела «богородицу», но стало ей от этого хуже или лучше?.. Даже сама церковь не рекомендует обращать внимание на картинки, галюники, глюки. В-пятых, мы, бывшие язычники, привиты к семитским монотеистическим  религиям, и апостол Павел уверяет, что такая прививка своеобразна(Римлянам 11:1-36). И не только потому что на родословном древе конкуренция между природными и привитыми ветвями вплоть до засыхания и отпадения, конкуренция существует между всеми противоположностями. Дерево — это спираль. То мужское начало в этом кружении набирает апогей, а женское остаётся в перигее, то наоборот. «Полное число язычников»(Римлянам 11:25) - это апогей женского начала, то есть привитых ветвей и ожесточение и скудость природных, мужского начала. Но когда скудость мужского начала набирает полноту, полнота женского умаляется и наоборот. Так и Иоанн Предтеча про последующего Христа говорит: ЕМУ ДОЛЖНО РАСТИ, А МНЕ УМАЛЯТЬСЯ(Иоанн 3:30). Таковы шаги и циклы восхождения к Богу. И культ предков — колеблемая маятниковая система, заставить которую не колебаться не может даже сам апостол Павел, еврей и патриот своего рода. Православная церковь да и все протестанты небрежно относятся к неверующим и много усилий прилагают, чтобы переделать их, но вера и неверие — поступательное восхождение винтовой лестницы. У Бога бывает и так, что верующие в презрении(Исайя 65:2-7).

Подвиги были. Но больше не хочется
тешить потомков занятием муторным.
Пиром на ложе богини окончится
битва героев на поле компьютерном.

Блажь неземная с земною соседствует.
У Пенелопы – машинка вязальная.
Вяжет носки на продажу. Не бедствует.
Кинула в Лету колечко сусальное.

У Менелая синдром алкоголика.
Мужу Медея грозит алиментами
и репутацией – смех да и только!..
Фарс завершается аплодисментами.
(Анна Ежова)

А неверующие получают милость: Я ОТКРЫЛСЯ НЕ ВОПРОШАВШИМ ОБО МНЕ; МЕНЯ НАШЛИ НЕ ИСКАВШИЕ МЕНЯ. «ВОТ Я! ВОТ Я!» ГОВОРИЛ Я НАРОДУ, НЕ ИМЕНОВАВШЕМУСЯ ИМЕНЕМ МОИМ(Исайя 65:1). Да давайте вспомним благословенный советский народ! Ведь это блистательный потенциал в поисках новой истины.

Свидетельство о публикации № 05022019121159-00425206
Читателей произведения за все время — 14, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют