Но в тех же главах Исайи 42 и 52 Мессия называется и как раб. Интересно описывает эти волеизъявляющие словесные «трафареты» Низами Гянджави, который тоже «господство познал и служенье»! В «Сокровищнице тайн» в главе «Повесть о Харун ар-Рашиде и цирюльнике» «вписавшегося» в священный «трафарет» незадачливого брадобрея преследует “образ царственной власти”, он требует у халифа в жёны дочь и право называться зятем, то есть сыном.
Срок настал для Харуна халифом назваться.
В тот миг
Стяг потомков Аббаса небесного свода достиг.
Как-то в полночь, оставив жену и обитель ночлега,
Вышел в баню Харун насладиться покоем и негой.
В бане начал цирюльник властителю голову брить
И, к досаде его, много лишнего стал говорить.
«О, ты знаешь меня! Без наград мы уменья не тратим:
Отличи же меня, назови меня нынче же зятем!
Обрученье устрой, за меня, за раба своего,
Ты отдай свою дочь, что дороже мне мира всего».
От природы горячий, халиф раздражился сначала, —
Но уж чувство стыда его первую вспышку смягчало.
Он сказал: «От жары перегрелась, знать, печень его:
Он рехнулся с испуга при виде лица моего.
Если б был он в уме, так и вздору нести не пришлось бы, —
Может только безумный такие высказывать просьбы».
Утром вновь испытал он слугу, но остался ни с чем:
Был все тем же чеканом чеканен фальшивый дирхем.
И не раз и не два подвергал он его испытаньям,
А цирюльник все тот же, все с тем же безумным желаньем!
Так умом помраченный все дело вконец помрачил,
И то дело распутать дастуру халиф поручил.
Он дастуру сказал: «На меня с языка брадобрея
Вдруг свалилась печаль, — так узнай мою тайну скорее.
Он считает достойным, чтоб я его зятем назвал!
Кто же так и учтивость и место свое забывал?
И язык его — бритва, и в правой руке его бритва!
Два клинка на меня: согласись, что неравная битва!
Каждый день, подвизаясь над высшей из царских голов,
Мне кидает он в душу каменья заносчивых слов!»
И ответил дастур: «Не смущайся, но истины ради
Испытай, может статься, стоит он ногами на кладе?
Как появится с бритвой, цирюльника ты упреди:
«Здесь обычно стоишь, но сегодня туда перейди!»
Если будет спесив, так рубить ему голову надо,
Если ж нет — поищи, где стоял он, зарытого клада».
И, смиренной послушен природе, недавний «эмир»
Стал на новое место, как дал указанье визир.
И едва отошел он и стал в расстоянии неком,
Показался халифу он вовсе другим человеком.
И совсем не болтает — как будто с завязанным ртом, -
И глаза и язык безупречно учтивы притом.
До тех пор, как цирюльник обычного места держался,
Образ царственной власти в простецкой душе отражался.
Но едва с того места сойти поспешил поскорей,
Стал цирюльником вновь — открывай себе лавку да брей.
И халиф приказал, и вскопала то место лопата, —
И явились сокровища, скрытые в землю когда-то.
На сокровища став, что до срока таиться должны,
Всякий станет речист, отмыкает он двери казны.
Но казна Низами всем открыта, кто ищет совета,
Грудь свободна от праха, и сердце исполнено света.
Но стоило только выйти из царственного “трафарета”, переменить место, которое Низами называет сокровенным кладом, и амбициозный брадобрей - снова обыкновенный цирюльник. Небезосновательно некоторые невежественные верующие предостерегают зачитываться Библией, - мол, можно сойти с ума. Уйма лжепророков и лжехристов, невзначай вошедших в сакральный образ, тоже свидетельствуют об этом. Тем не менее и святых, вошедших в «трафарет» священной семёрки, которая есть полнота времени, предостаточно:
Там, в крутящейся выси, с тобой однородных немало,
И тебя превзошедших и звёздам угодных – немало.
(Низами, Сокровищница тайн)
КОГДА ПРИШЛА ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ, БОГ ПОСЛАЛ СЫНА СВОЕГО (ЕДИНОРОДНОГО), КОТОРЫЙ РОДИЛСЯ ОТ ЖЕНЫ, ПОДЧИНИЛСЯ ЗАКОНУ, ЧТОБЫ ИСКУПИТЬ ПОДЗАКОННЫХ, ДАБЫ НАМ ПОЛУЧИТЬ УСЫНОВЛЕНИЕ. А КАК ВЫ – СЫНЫ, ТО БОГ ПОСЛАЛ В СЕРДЦА ВАШИ ДУХА СЫНА СВОЕГО, ВОПИЮЩЕГО «АВВА, ОТЧЕ!» ПОСЕМУ ТЫ УЖЕ НЕ РАБ, НО СЫН, А ЕСЛИ СЫН, ТО И НАСЛЕДНИК БОЖИЙ ЧЕРЕЗ ИИСУСА ХРИСТА(Галатам 4:4-7). Что такое полнота времени, что такое «клад», в ценность которого предлагает вдуматься мудрейший Низами? «Клад» в русском языке одного корня с «кладбищем» и ассоциируется с концом, то есть с завершением и полнотой времени. Но где конец, там и начало! Такова аттестация Библии самого Бога, первоисточника жизни(Откровение 1:8; 21:6; 22:13).
О все, кто рожден! Когда смерть постучит в вашу дверь,
Не пугайтесь!
Смерть — второе рождение для тех, кто влюблен.
Так рождайтесь, рождайтесь!
(Джалаладдин Руми)
Да это и седмина творения подтверждает, в которой под «первым» днём подразумевается погребённый водами «седьмой». Творение Божье называют по разному — сенью, тенью Божьей, материализацией, эманацией, излучением, истечением, проявлением… Творение было и продолжается, поскольку Бог безначален и бесконечен(Исайя 40:28).
Русский пророк Лев Толстой, будучи на «ты» и с Христом, и с апостолом Павлом, и содержа в уме Коран, в своем четвероевангелии слово ЕДИНОРОДНЫЙ с древнегреческого переводит как ОДНОРОДНЫЙ, то есть как и у Низами – однородный к Богу. Хотя и в православии есть похожее слово – ПРЕПОДОБНЫЙ. Хотелось бы реабилитировать Толстого от анафемы православного синода, но у меня не хватит ни ума, ни полномочий. Могу только религиозный универсализм Толстого подтвердить универсализмом Низами:
Долго ль будешь, скажи, своеволье своё ты являть,
Гордо, в шапке и в поясе, к небу чело поднимать?
Встань, о прахе забудь: ты пред ним не склоняйся с любовью.
Препоясался прах, чтоб твоею пожертвовать кровью.
Этот пояс и шапка – они ведь беда для любви.
Их отдай за любовь, и любовь ты к себе призови.
То ты в шапке порою над прахом встаёшь господином,
То к любви, препоясан, стремишься рабом или сыном.
Господин или раб! Выбор сделай. Решенье прими.
Подражай Низами: он прогнал от себя Низами.
(Низами, Сокровищница тайн)
Я прокомментирую эти стихи Низами, ибо его Пятерица поэм всё равно что Пятикнижие Моисея, то есть Священное Слово. Шапка и пояс здесь как начало и конец, а пояс ещё говорит, что это завершённый круг жизненной спирали-пути. Так почему шапка с поясом и начало с концом — беда для любви? Потому что полюбить должно всей жизненною мерою, всей крепостью. Выходит, итог и результат любви — пшик, если он не приходится на жизненную меру? Да, и Евангелие говорит, что Бог Духа Святого, а значит и любовь к Богу, как апогей всех жизненных наград, даёт поверх меры(Иоанн 3:34), когда конец соединяется с новым началом. Вот почему Низами прогоняет себя, отвергается от себя, как бы закончившегося, чернового, чтобы увенчаться блистающим чистым листом. Конец, начало да ещё середина — это священные, кладезные места, краеугольные камни. Полнолуние — середина лунного месяца, и как раз на неё приходится Пасха. В мусульманском лунном календаре начальные, срединные и конечные месяцы тоже священные, запретные для греха. У всякого государства священны границы (начала и концы) и срединный стольный град. Да и всякое живое существо это прежде всего голова, сердце и конечности или корень, ствол и крона. Но хотя Библия и называет безначального и бесконечного Бога Началом и Концом, а Бхагавад-гита — и Сердцевиной, привязать Его к конкретному месту невозможно. Но вот Отрасль Божью, предел Беспредельности, который будучи полнотой, кругом спирали, подобием и образом Божьим, приторочить к месту и времени можно, да если ещё рассуждать по-человечески, допустимо назвать Сыном Божьим.
В Евангелиях тоже актуальна антитеза СЫН-РАБ. Сын наследует царство, ведь трон находится в седьмом дне творения, который одновременно единица. Вспомним Духа, парящего над водами потопа: ОН ТОТ, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ В ШЕСТЬ ДНЕЙ, И БЫЛ ЕГО ТРОН НА ВОДЕ, ЧТОБЫ ИСПЫТАТЬ ВАС, КТО ИЗ ВАС ЛУЧШЕ(Коран 11:9, перевод Крачковского). ПОБЕЖДАЮЩИЙ НАСЛЕДУЕТ ВСЁ, И БУДУ ЕМУ БОГОМ, И ОН БУДЕТ МНЕ СЫНОМ(Откр. 2:17). Чуткое ухо услышит в слове СЫН число СЕМЬ, которое одновременно ЕДИНИЦА. А что слышится в слове РАБ? Раб – это работа, это будни, то есть остальные невзрачные дни седмицы. ВЫ ДРУЗЬЯ МОИ, ЕСЛИ ИСПОЛНЯЕТЕ ТО, ЧТО Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ, Я УЖЕ НЕ НАЗЫВАЮ ВАС РАБАМИ, ИБО РАБ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ ГОСПОДИН ЕГО(Иоанн 14:14,15). Раб и друг, тьма и свет(Иоанн 12:35,36), нищий, которого ВСЕГДА ИМЕЕТЕ С СОБОЮ, А МЕНЯ НЕ ВСЕГДА(Иоанн 12:8) – этими противопоставлениями и этой евангельской фразой удостоверяется, что Иисус – есть полнота, радость совершенная, статическая и динамическая седмина, путь, истина, жизнь.
А не слышится ли нам и в ОСЕНИ семёрка, а в ВЕСНЕ – восьмёрка? Семёрка вообще-то обитает в зиме(согласно евангелия от Матфея 24:20 суббота, седьмой день, и зима – идентичны), но дело в том, что в регионе зарождения цивилизации, в субтропиках, зимы нет и осень плавно переходит в весну.
А какие числа заключены в противопоставлении НОЧЬ-ДЕНЬ? Подставим вместо НОЧИ синоним ТЬМУ, то есть множество( по-древнерусски тьма и есть множество), тогда ДЕНЬ будет окончанием, ДНОМ множества, остатком, ОДНИМ, ЕДИНИЦЕЙ, ЕДИНСТВОМ, неиссякаемой ЕДОЙ множества. Благое Единство даёт, благотворит, несовершенное множество получает, ест, вечеряет.
Но куда мне, куда? К человечьей готической лжи,
По пределам страны, где я сам себе друг и попутчик?
Но куда же еще? Если знаешь, тогда укажи,
Может, снова туда, где восток, словно знамя, приспущен.
Может, к северу, там, где гремят и гремят кандалы,
Может к западу, где неподвижное солнце заходит,
Или к югу, где кровью и кистью Дарлы
Покупается право мечтать о любви и свободе.
(Сергей Пахомов, Элегия).
Ступени, ведущие с юга на север, находятся под воздействием солнечного света. Обилие солнца привязывает чернокожих к любви, нордическая же раса более склонна к мудрости. На севере люди законопослушны, пешеход здесь пережидает красный свет светофора, даже если дорога свободна. На юге всячески обходят законы, но стараются угодить друг другу в любви. Нетрудно догадаться, что где-то на абстрактном севере живут евангельские “рабы” и те, кто постится, печалится, а на абстрактном юге – евангельские “друзья”, “женихи” и “cыны” – те, кому должно радоваться.
Есть строенья, что ставятся сразу
Окнами прямо на юг.
В них теплей, в них приятнее глазу
И вроде бы меньше мук.
Бодр и весел, шучу я со всеми.
И не знают ни мать, ни друзья,
Что рожден я с глазами на север,
Ничего с этим сделать нельзя.
(Вадим Сикорский).
Впрочем, сюда надо внести некоторый нюанс. Юг – это единица, как бы воскресение из покойного кокона северной семёрки. Но «сынам» должна соответствовать не только голубиная простота единицы, но и змеиная мудрость субботы, семёрки. Вот почему Бог поселяет своих избранных, сынов, на холмах и горах Палестины. Холмы и нагорности – тоже ведь семёрки. Семёрка и единица одновременно – вот обиталище сынов и их репродуктивная юдоль. Но почему «сын» не только исполнитель субботы, но и её господин? Потому что в «сыне» простирается начало дню восьмому, то есть продолжению творения, обновлению. Вот почему по одному из апокрифов, Христос - красильщик не семидесяти красок, а семидесяти двух(Евангелие от Филиппа, логия 54). На круглых таких священных числах, которые венчают головы и хвосты кругов спирали, пророк Исайя и обосновывает посты, угодные Богу(Исайя, глава 58). Священная суббота знаменует не только конец, но и начало, и Христос доказывает святошам, что стяжательством, которое является ущербом для менее расторопных, заниматься в такие дни недопустимо, а гуманизм, напротив, поощряется.
А почему Низами препоясание считает жертвенным: «Препоясался прах, чтоб твоею пожертвовать кровью»? Так и Христос себя в темнице, на больничном одре, а то и вообще
в бомжатной бездомности считает жертвой за благополучных и выхоленных. Поэта Евгения Евтушенко содрогают радикальные крайности, и он вымаливает у Бога золотую середину:
Дай, Бог, быть тёртым калачом,
Не сожранным ничьею шайкой,
Ни жертвой быть, ни палачом,
Ни барином, ни попрошайкой.
(Евгений Евтушенко, Дай, Бог!)
Но ведь у всех на виду эти невообразимые противоположности: богатство и нищета, сила и слабость, красота и уродство, состоятельность и бесприютство, мудрость и безумие, мужчина и женщина… Дети сосут родителей; богатый тянет на себя одеяло, обнажая соседа; да и опытная старость бесстыдно никчёмна в отличие от наряда, обёртки и камуфляжа юности. То есть Бог творит все дела парами, чтобы одно поддерживало другое, и у каждого двойника свои недостатки и свои достоинства. Как раз для пар, для симбионтов предназначена евангельская заповедь КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК И ВЫ ПОСТУПАЙТЕ С НИМИ(Лука 6:31). Потому что переполюсовка конца в начало и начала в конец, переход в свою противоположность при реинкарнации неизбежны. Об этом и апостол Павел вслед за Христом напоминает, что недостойно обращаясь со своим двойником и симбионтом, МНОГИЕ ИЗ ВАС НЕМОЩНЫ И БОЛЬНЫ И НЕМАЛО УМИРАЕТ. ИБО ЕСЛИ БЫ МЫ СУДИЛИ САМИ СЕБЯ, ТО НЕ БЫЛИ БЫ СУДИМЫ(1 коринфянам 11:30-31). Почему брачующиеся в пары называются сужеными? Потому что друг другу мы назначены судьями, поскольку непривычна нам эта миссия — судить себя. Так что срединный, «евнушеский» зрак Евгения Евтушенко вполне оспаривается нафлиртованной корыстью поэтессы Новеллой Матвеевой:
Только тот, кто любви своей силой
За возлюбленной тенью в Аид
Мог спуститься, тот песню для милой
В неподкупных веках сохранит.
Жизнь — цветок. Ей закон — аромат.
Не ищи же теряясь по сортам,
Божью искру в Калачестве тёртом,
Друг мечты и романтики брат!
И апостол Павел вполне поддерживает такой образ мышления: ПОЧЕМУ ТЫ ЗНАЕШЬ, ЖЕНА, НЕ СПАСЕШЬ ЛИ МУЖА? ИЛИ ТЫ, МУЖ, ПОЧЕМУ ЗНАЕШЬ, НЕ СПАСЕШЬ ЛИ ЖЕНЫ?(1 коринфянам 7:16) И всё же за лучшее Павел даёт рекомендацию не касаться женщины(1 коринфянам 7:1) и невесту не выдавать на растерзание мужу(1 коринфянам 7:37). Потому что пожирать мясцо своего двойника всё же, мягко говоря, неэтично. Да и Библия причисляет мясо к травной зелени, несовершенной пищи скота и хищников(Бытие 9:3), тогда как для совершенного человека предназначены плоды и семя(Бытие 1:29). Сам Павел даёт прилюдно зарок не есть никогда идоложертвенное мясо, чтобы ему в этом хотя бы подражали(1 коринфянам 8:13; Римлянам 14:21). Да и Соломон целую тираду выдаёт об «эффекте» поручительства-обручательства: СЫН МОЙ! ЕСЛИ ТЫ ПОРУЧИЛСЯ ЗА БЛИЖНЕГО ТВОЕГО И ДАЛ РУКУ ТВОЮ ЗА ДРУГОГО, - ТЫ ОПУТАЛ СЕБЯ СЛОВАМИ УСТ ТВОИХ, ПОЙМАН СЛОВАМИ УСТ ТВОИХ. СДЕЛАЙ ЖЕ, СЫН МОЙ, ВОТ ЧТО, И ИЗБАВЬ СЕБЯ, ТАК КАК ТЫ ПОПАЛСЯ В РУКИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО: ПОЙДИ, ПАДИ К НОГАМ И УМОЛЯЙ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО; НЕ ДАВАЙ СНА ГЛАЗАМ ТВОИМ И ДРЕМАНИЯ ВЕЖДАМ ТВОИМ; СПАСАЙСЯ, КАК СЕРНА ИЗ РУКИ И КАК ПТИЦА ИЗ РУКИ ПТИЦЕЛОВА. ПОЙДИ К МУРАВЬЮ, ЛЕНИВЕЦ, ПОСМОТРИ НА ДЕЙСТВИЯ ЕГО, И БУДЬ МУДРЫМ. НЕТ У НЕГО НИ НАЧАЛЬНИКА, НИ ПРИСТАВНИКА, НИ ПОВЕЛИТЕЛЯ; НО ОН ЗАГОТОВЛЯЕТ ЛЕТОМ ХЛЕБ СВОЙ, СОБИРАЕТ ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ ПИЩУ СВОЮ. ДОКОЛЕ ТЫ, ЛЕНИВЕЦ, БУДЕШЬ СПАТЬ? КОГДА ТЫ ВСТАНЕШЬ ОТ СНА ТВОЕГО? НЕМНОГО ПОСПИШЬ, НЕМНОГО ПОДРЕМЛЕШЬ, НЕМНОГО, СЛОЖИВ РУКИ, ПОЛЕЖИШЬ: И ПРИДЕТ, КАК ПРОХОЖИЙ, БЕДНОСТЬ ТВОЯ, И НУЖДА ТВОЯ, КАК РАЗБОЙНИК(Притчи 6:1-11). Увы, если ты серна, вина твоя в том, что волку хочется есть, и если ты сладкая птичка, попадёшь в силки и на ужин охотнику. Почему Христос научает молиться «не введи нас во искушение, но избави от лукавого»? Ответ: чтобы не кусали и не кушали тебя, и соответственно ты взаимно. ЕСЛИ ЖЕ ДРУГ ДРУГА УГРЫЗАЕТЕ И СЪЕДАЕТЕ, БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ ВЫ НЕ БЫЛИ
ИСТРЕБЛЕНЫ ДРУГ ДРУГОМ(Галатам 5:15). Искушение — испытание. Бог УДЛИНЯЕТ ДЕНЬ ЗА СЧЁТ НОЧИ И УДЛИНЯЕТ НОЧЬ ЗА СЧЁТ ДНЯ(Коран 35:13, перевод Кулиева) На срединном экваторе день равен ночи, но к полюсам это равенство нарушается даже до того, что зимой восходящее солнце почти не появляется, а на другом полюсе почти не заходит. В одном случае это недостаток, лишённость, скудость, в другом случае — преимущество, приоритет, превосходство. Но таково же преимущество отцов над детьми и мужей над жёнами, да и во всех противоположностях оно наблюдается: АЛЛАХ ДАЛ ВАМ ПРЕИМУЩЕСТВО ОДНИМ ПРЕД ДРУГИМИ В ЖИЗНЕННОМ УДЕЛЕ. НО ТЕ, КОТОРЫМ ДАНО ПРЕИМУЩЕСТВО, НЕ ВЕРНУТ СВОЕЙ ДОЛИ ТЕМ, КЕМ ОВЛАДЕЛА ИХ ДЕСНИЦА, ЧТОБЫ ОНИ ОКАЗАЛИСЬ В ЭТОМ РАВНЫМИ. НЕУЖЕЛИ ОНИ ОТРИЦАЮТ МИЛОСТЬ АЛЛАХА?(Коран 16:73, перевод Крачковского) Действительно, как можно отрицать милость и любовь Божью, которая не во множественном мире сём, но в Единстве, в сердцевине космической спирали, где долы наполняются, а холмы понижаются! (Лука 3:4-6) Может ли бомж полюбить обокравшего его олигарха? Способен олигофрен оценить достоинство обкорнавшего его мудреца? Не позавидует лютой ненавистью отчаявшаяся в счастье дурнушка попирающую её королеву красоты? Если олигарх отдаст бомжу половину своих активов, тогда да, любовь между ними возможна. Так и Христос предложил богатому юноше, считающему себя праведным, раздать своё имущество бедным, но тот в недоумении отошёл от Него(Матфей 19:16-22). А вот настригший от налогоплательщиков маржи мытарь Закхей пообещал раздать половину своего состояния и обиженным воздать вчетверо, и Христос гарантировал ему спасение и причисление к благословенным детям Авраама(Лука 19:2-10). Но разве соблюдается среди христиан этот несокрушимый принцип любви? ПОЙДИТЕ, НАУЧИТЕСЬ, ЧТО ЗНАЧИТ: МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ? ИБО Я ПРИШЕЛ ПРИЗВАТЬ НЕ ПРАВЕДНИКОВ, НО ГРЕШНИКОВ К ПОКАЯНИЮ(Матфей 9:13). Считается, что жертвы приносят язычники в ритуале и обряде заклания животных. А вопиющее неравенство среди людей по всем параметрам — это разве не жертвы во имя благополучных? Те и другие — грешники. А праведники давно уже пользуются золотой серединой — сами себе сеют и жнут, не пожирая чужое(Амос 9:13), не строят, чтобы наглец жил, не насаждают, чтобы паразит ел(Исайя 65:22). Милость в Библии прописана многозначным еврейским словом «хесед», которое переводится как милосердие, преданность, верность. Но и любовь тоже! Да так и переведено у Лютера и в современном немецком переводе: Denn ich habe Lust an der Liebe und nicht am Opfer(Осия 6:6, перевод Лютера); Liebe will ich, nicht Schlachtopfer, Gotteserkenntnis statt Brandopfer(современный перевод). Именно превосходнейший путь любви апостол Павел вменяет коринфянам вместо гадательных даров Духа языческой идоложертвенной религии. Но ведь в современной церкви и этих даров нет, разве что краснобайство. То есть языческие шаманы превзошли современное христианство, почему племена и народы настаивают сегодня на своих религиях.
НЕ ЖЕЛАЙТЕ ТОГО, ЧЕМ АЛЛАХ ДАЛ ВАМ ОДНИМ ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРЕД ДРУГИМИ(Коран 4:36, перевод и нумерация стихов Крачковского). Потому что преимущество реинкарнируется в скудость, и бездомный малороссийский мудрец Григорий Саввич Сковорода о полюсах, о крайностях вот как высказался: «Глупость в изобилии гордится и бранится, а в скудости оседает и отчаивается. Она в обеих долях несчастна. Там бесится, как в сумасбродной горячке, а тут с ног валится, как стерво. Такая язва случается от того, что не научились царствию Божию и правде его, а думают, что в мире все делается наудачу, как в беззаконном владении. Но распростри, о бедная тварь, очи твои и увидишь, что все делается по самой точной правде и равенству, и этим успокоишься. Если в богатстве есть, что в нищете нет, справься — и сыщешь в нищете, чего в богатстве нет. В которой земле менее родится плодов, там в награду здоровость воздуха. Где менее клюквы и черницы, там менее скорбутной болезни(цинги); менее врачей — менее больных; менее золота—менее забот; менее ремесел— менее мотов; менее наук—менее дураков; менее прав — менее беззаконников; менее оружия — менее войны; менее поваров — менее испорченного вкуса; менее чести — менее страха; менее сластей — менее грусти; менее славы — менее бесславия; менее друзей — менее врагов; менее здоровья — менее страстей. Век и век, страна и страна, народ и народ, город и село, юность и старость, болезнь и здоровье, смерть и жизнь, ночь и день, зима и лето,— каждая стать, пол и возраст и всякая тварь имеет собственные свои выгоды. Но слепая глупость и глупое неверие этого не разумеет, одно только худое во всём видит, и подобна пиявкам, высасывающим негодную кровь. Потому век над веком превозносит, народ над народом, недовольна ни статью своей, ни страною, ни возрастом, ни сродностью, ни участью, ни болезнью, ни здоровьем, ни смертью, ни жизнью, ни старостью, ни юностью, ни летом, ни зимою, ни ночью, ни днём и при удаче то возносится до небес, то нисходит отчаянием до бездн, лишенная как света и духа веры, так и сладчайшего мира без пристрастия и жжется пламенем собственных надуманных печалей, дабы исполнилось для неё: «А не верующий уже осужден». Всё благое, кроме не видеть царствия Божия и правды его, кроме болеть душою и мучиться из роптания неудовольствием; вот что злое»(Харьковские басни. Басня 24 Крот и Линкс).
И хотя здесь Сковорода пишет о неверных, но ведь и христиане могут быть неверными. Вот как переводится строка молитвы «не введи нас во искушение» в современном немецком переводе: Lass uns nicht in die Gefahr kommen, Dir untreu zu werden (Не оставь нас в опасности быть Тебе неверными). Совсем ещё недавно русская православная церковь имела в монастырях крепостных, да и сегодня монастыри хоть на Афоне, хоть в Троице-Сергиевой лавре в основном живут паразитически за счёт туристов и паломников. Могут быть христиане овцами в волчьих одеждах? Евангелие отвечает на этот вопрос утвердительно: БЕРЕГИТЕСЬ ЛЖЕПРОРОКОВ, КОТОРЫЕ ПРИХОДЯТ К ВАМ В ОВЕЧЬЕЙ ОДЕЖДЕ, А ВНУТРИ СУТЬ ВОЛКИ ХИЩНЫЕ(Матфей 7:15); ИБО Я ЗНАЮ, ЧТО, ПО ОТШЕСТВИИ МОЕМ, ВОЙДУТ К ВАМ ЛЮТЫЕ ВОЛКИ, НЕ ЩАДЯЩИЕ СТАДА(Деяния 20:29). И пророк Исайя предугадывает жертвенное свиное мясцо и окрашенные гробы, в которых нет ни жизни, ни любви: ВСЯКИЙ ДЕНЬ ПРОСТИРАЛ Я РУКИ МОИ К НАРОДУ НЕПОКОРНОМУ, ХОДИВШЕМУ ПУТЕМ НЕДОБРЫМ, ПО СВОИМ ПОМЫШЛЕНИЯМ, - К НАРОДУ, КОТОРЫЙ ПОСТОЯННО ОСКОРБЛЯЕТ МЕНЯ В ЛИЦЕ, ПРИНОСИТ ЖЕРТВЫ В РОЩАХ И СОЖИГАЕТ ФИМИАМ НА ЧЕРЕПКАХ, СИДИТ В ГРОБАХ И НОЧУЕТ В ПЕЩЕРАХ; ЕСТ СВИНОЕ МЯСО, И МЕРЗКОЕ ВАРЕВО В СОСУДАХ У НЕГО; КОТОРЫЙ ГОВОРИТ: "ОСТАНОВИСЬ, НЕ ПОДХОДИ КО МНЕ, ПОТОМУ ЧТО Я СВЯТ ДЛЯ ТЕБЯ"(и даже святейший!). ОНИ - ДЫМ ДЛЯ ОБОНЯНИЯ МОЕГО, ОГОНЬ, ГОРЯЩИЙ ВСЯКИЙ ДЕНЬ(Исайя 65:2-5; Матфей 23:27).
Как и при апостолах Христа, современные христиане называют друг друга возлюбленными, братьями и сестрами, причём сестры упоминаются без буквы ё, которая вошла в русский язык в 1783 году при Екатерине Второй. То есть Русская православная церковь как бы заявляет: никакие реформы нам не нужны, мы консервативны вечными апостольскими идеями. Ленинские нововведения в русский язык церковь тоже проигнорировала, так, например, отрицающие прилагательные церковники пишут только с приставкой «без», а с «бес» якобы вкрадывается в язык бесовщина. Было время, я бомжевал по Советскому Союзу в поисках как раз апостольской церкви с пророчествами и другими Божьими дарами, и «катакомбная», «истинно православная» старушенция не хотела принимать меня всерьёз, пока я не показал ей, что требовалось — изданное ещё до революции Евангелие с буквой «ять». Четверть страниц из него была вырвана кем-то для нужд туалета, а принесли мне его потому, что я был восторженным глашатаем этой книги, таким образом она спаслась, а в Москве приладили на неё новый переплёт. То есть я хочу сказать, что из христианства получился лубок, театр, ну какой дурак сегодня добровольно отдаст своё имущество двойнику!.. А ведь при апостолах это было обычным явлением(Деяния 4:32).
Благими намерениями вымощена дорога в ад. Когда мирные и игручие ягнёнок и волчонок подрастут, и барану от волка тогда не поздоровится. И Христос тоже предупреждает, что крах симбиоза неизбежен: ДОМ МОЙ ДОМОМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ; А ВЫ СДЕЛАЛИ ЕГО ВЕРТЕПОМ РАЗБОЙНИКОВ(Матфей 21:13). То же самое происходит при коммунизме, весне человечества: ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ ОНИ ВОЗЗОВУТ, Я ОТВЕЧУ; ОНИ ЕЩЁ БУДУТ ГОВОРИТЬ, И Я УЖЕ УСЛЫШУ. ВОЛК И ЯГНЁНОК БУДУТ ПАСТИСЬ ВМЕСТЕ, И ЛЕВ, КАК ВОЛ, БУДЕТ ЕСТЬ СОЛОМУ(Исайя 65:24-25). Волк и лев - это всякое коммунистическое начальство, а ягнёнок и вол - пролетариат, и все они при младенческом коммунизме товарищи, а солома - вегетарианская зарплата, на которую можно мирно жить. Но стоило приспеть другим формам общественного-политического устройства, и эксплуататорское начальство стало пожирать пролетариат, потому что хищники любят мясцо.
А почему Христос, называя Бога Авраама, Исаака и Иакова Богом живых, а не мёртвых(Матфей 22:32), учеников своих призывает к благовестию, а не заморачиваться похоронами, - ПРЕДОСТАВЬ МЕРТВЫМ ПОГРЕБАТЬ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ?(Матфей 8:22). Парадокс? Нет, мёртвые — это здешние, от мира сего, разделённые, рассечённые, даже будучи в сонном симбиозе, мы прежде всего эгоисты, заботящиеся о себе, чтобы жениться и выходить замуж, жать, чего не сеяли, присваивая чужое(Лука 17:26-29). А как же заповедь - возлюбить ближнего, как самого себя?.. Живые же — это нездешние, не от мира сего, сподобившиеся достигнуть Единства и воскресения, которые умереть уже не могут, поскольку водворились в Едином(Лука 20:35). Встань! воспрянь! восстань — это евангельские императивы пробуждения от спячки. ВСТАНЬТЕ, ПОЙДЁМ ОТСЮДА(Иоанн 14:31) — так Бог повелевает Христу творить, и это исполнение наиважнейшего действия в лукавом мире.
Плоды гниют, железо ржавеет, тряпьё попирает моль, деньги девальвируются, да и не только деньги, идеи тоже, и тогда идеал превращается в идол, а истина в истукан. Как достичь любви в этом мире, если предмет любви в конце концов становится безразличным, постылым, мерзостью запустения?(Матфей 24:12) Да, надо раздавать себя, расходовать, раздаривать, чтобы застопорить на себе интерес симбионта. А если ты уже растратил, нивелировал свою потенцию, ведь выше своего роста не прыгнешь? Чтобы любовь не прекращалась, апостол Павел интригует наше внимание на собирании небесной манны, так притчево называются библейские посты: шесть дней собирай, а в седьмой день отдых(2 коринфянам 8:7-16). Да и Христос поругивал своих учеников за то, что они не постятся: без поста потенциал человека духовно беспомощен(Лука 9:38-41). В православии тоже вроде бы соблюдаются посты, но неверующие вегетарианцы намного интересней в духовном отношении, ведь они никогда не едят идоложертвенного мяса. Пост — это когда вообще ничего не едят: КОГДА МЫ БЫЛИ У ВАС, ТО ЗАВЕЩЕВАЛИ ВАМ СИЕ: ЕСЛИ КТО НЕ ХОЧЕТ ТРУДИТЬСЯ, ТОТ И НЕ ЕШЬ(2 фессалоникийцам 3:10; Деяния 27:33). Церковь построена по Божьему подобию, как и все симбиозы, сообщества: они зиждутся на взаимодействии мужского и женского начал, головы и хвоста, потому здесь и благодать, милость Божья, то есть любовь. Чтобы потенциал между полюсами всё время искрил, зажигал, делал погоду, апостол Павел предлагает в церкви силой поста осуществлять переполюсовку(2 коринфянам 8:12-15). На земном шарике ведь тоже такая переполюсовка: когда зима на северном полюсе, там тьма, а на южном почти что незаходящий свет. Но в летние месяцы солнце надолго обволакивает северный полюс, и он становится главой, а южный — тёмным хвостиком. Даже в дереве, как мы привычно считаем, что минеральные соки идут от корней к ветвям, - не только! - посредством фотосинтеза ветви с листьями тоже могут быть донорами и питать сочной органикой всё дерево. Или реки питают море, но море-океан, испаряясь, снова подпитывает реки озоновой благодатью дождя. Так и в апостольской церкви хвост набирает силу за счёт поста и становится головой, а голова без поста вынуждена сквитаться до хвостика. Но когда приходит черёд поститься вынужденному хвосту, он опять становится головой, и церковь сверхъестественно искрит от любви, поскольку голова и хвост священны(1 Петра 2:5,9). А вот в современной православной церкви переполюсовки нет, здесь завсегдатаи — невежественные миряне и знатный клир, почерпнувший своё знание о Боге из книг в «духовной» семинарии. В средневековье и античные времена образование было уделом избранных, но ныне при всеобщем среднем и высшем образовании интерес к попам может возникнуть только у юродивых, которые ответственность за свою жизнь перекладывают на батюшек, на наставников, на «духовников», что Христос запретил, как тупик(Матфей 23:1-11). Потому что религия превращается в театр, в лубок. Собирание же духовной манны и хлеба, сходящего с небес, как самого Христа, более способствует Богопознанию.
Теперь несколько слов о самом Христе. Моисей о Нём сказал: ГОСПОДЬ БОГ
ВАШ ВОЗДВИГНЕТ ВАМ ИЗ БРАТЬЕВ ВАШИХ ПРОРОКА, КАК МЕНЯ, СЛУШАЙТЕСЬ ЕГО ВО ВСЕМ, ЧТО ОН НИ БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАМ(Второзаконие 8:15; Деяния 3:22; 7:37). Моисей — Бог? Если Моисей не Бог, то и божественность Иисуса Христа можно подвергнуть сомнению. Где Он высказался, что Он — Бог? Напротив, когда Его назвали Благим, то есть синонимом и аналогом Бога, Иисус отказался от такого обращения: ЧТО ТЫ НАЗЫВАЕШЬ МЕНЯ БЛАГИМ? НИКТО НЕ БЛАГ, КАК ТОЛЬКО ОДИН БОГ(Матфей 19:17). Правда, есть и противоположная ссылка Христа на псалмы: ВЫ - БОГИ, И СЫНЫ
ВСЕВЫШНЕГО - ВСЕ ВЫ(Псалтирь 81:6; Иоанн 10:34), когда Его обвиняют в богохульстве и делании Богом в облике человека. Да, это материализация, проявление Бога во множестве, как если бы камень рассыпать на песчинки. Такие песчинки, как ближних, тоже ведь надо любить вслед за заповедью о любви к Богу. Мы-то разве не называем богами любимых писателей, певцов, композиторов и вообще любимых, обожаемых!.. Да и в Деяниях есть пример, когда восторженный народ называет древнегреческими богами Варнаву и Павла за их сверхъестественные исцеления, но те от негодования раздирают на себе одежды: только Бога Живого, сотворившего небо и землю, надлежит называть Богом! Да и Христос, помня, что он образ Божий, пророческое Слово Его, требует к Себе любви более, чем к обожаемым идолам, иначе благовестие бесполезно(Матфей 10:37). И пророк Мухаммед возлагает на верующих полное исполнение его пророческого слова. А Моисей разве не выделяется среди людей, если от него исходит сияние! Любимый и любящий ученик считает Христа воплотившимся Сыном Божьим(1 Иоанна 4:2), и это верно, как и верны его слова, что БОГА НИКТО НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ(1 Иоанна 4:12). Сын и раб — это такая реинкарнируемая динамика, что сомнительно на какой-нибудь из них поставить точку. Соломон даже теряется здесь в терминах: РАЗУМНЫЙ РАБ ГОСПОДСТВУЕТ НАД БЕСПУТНЫМ СЫНОМ И МЕЖДУ БРАТЬЯМИ РАЗДЕЛИТ НАСЛЕДСТВО(Притчи 7:12); ЕСЛИ С ДЕТСТВА ВОСПИТЫВАТЬ РАБА В НЕГЕ, ТО ВПОСЛЕДСТВИИ ОН ЗАХОЧЕТ БЫТЬ СЫНОМ(Притчи 29:21). И Сирах отдаёт должное рабу: РАЗУМНОГО РАБА ДА ЛЮБИТ ДУША ТВОЯ, И НЕ ОТКАЖИ ЕМУ В СВОБОДЕ(Сирах 8:23); ЕСЛИ ЕСТЬ У ТЕБЯ РАБ, ТО ДА БУДЕТ ОН КАК ТЫ, ИБО ТЫ ПРИОБРЕЛ ЕГО КРОВЬЮ(Сирах 34:31). И апостол Павел выбирать в терминах «сын» или «раб» предоставляет самому Христу: ОН, ПО ПРИРОДЕ БОГ, НЕ ДЕРЖАЛСЯ ЗА РАВЕНСТВО С БОГОМ, НО ДОБРОВОЛЬНО ЛИШИЛСЯ ВСЕГО, ПРИНЯВ ПРИРОДУ РАБА И ЧЕЛОВЕКОМ РОДИВШИСЬ(Филиппийцам 2:6, перевод Кузнецовой). Христос божественною силой исцелял, творил сверхъестественные дела, но восторженными и продвинутыми учениками Ему приписаны и мифологемы. И главная мифологема, что Иисус принёс себя в жертву ради спасения человечества. Это вовсе не значит, что мифы — неправда. Но суть их притчевая, недоступная глазу и слуху обывателя. Это Бога прерогатива — спасать и жертвовать свою противоположность за счёт другой противоположности. И Павел подтверждает, что жертвенный Христос всегда был(1 коринфянам 10:4), но не как один Иисус, а как совокупность пророков. И в Коране написано, что перед Богом все — рабы, и эту совокупность пророков Коран неизменно перечисляет( 3:78), нумерация стихов по Крачковскому). Перечисляет совокупность жертвенных пророков и апостол Павел в 11 главе послания к евреям. Но я хочу для равновесия привести высказывание индийского гуру и йога Парамахансы Йогананды(1893-1952): «Я давным-давно убил в себе Йогананду, теперь в этом храме обитает только Бог». Эти слова более подходили бы Иисусу Христу. Так что если кто хочет называть Иисуса Христа Богом, мне нечего возразить. Ведь у всякого верующего резонное желание, чтобы его храминой распоряжался Бог.
...Мне нечего возразить, но всё же кой-какие раздумья я выскажу. Каждый первоклассник знает что за священной семёркой и семьюдесятью следуют семьсот, семь тысяч и так далее. В силу этого инструменты коммуникации устаревают и появляются новые и новые. Истина проявляется и скрывается, уходит в историю.
Соломоново царство ты ищешь напрасно: пропало,
Царство есть, но ведь знаешь: царя Соломона не стало.
(Низами, Сокровищница тайн)
Да и по освящённой ступнями Христа Палестине то же самое можно сказать: здесь сегодня ненавистный раздрай между евреями и арабами. Среди них много христиан, однако новозаветное предписание « нет ни еллина, ни иудея» похерено. Даже развалины храмов первых веков, построенных в честь Христа ушли на полтора метра в землю.
Вспомни брачный покой, что украсила пышно Азра,
Где влюбленный Вамик пировать с ней хотел до утра.
Только брачный покой, только кубки остались златые.
И Азру и Вамика — укрыли их страны иные.
Хоть немало столетий над миром проплыло, мы зрим, —
Он такой же, как был; ни на волос не стал он другим.
Как и древле, земля нам враждебна. И все год из года
Нас карает палач — многозвездный простор небосвода.
С миром злобным дружить разве следует смертным сынам?
Он всегда изменял. Разве он не изменит и нам?
Прахом станет живущий на этом безрадостном прахе.
Прах не помнит о всех, на его распростершихся плахе.
Облик живших скрывается в зелени каждой листвы.
Пядь любая земли — некий след венценосной главы.
(Низами, Сокровищница тайн)
Да, миллионы лет мы живём на кладбище, на костях, и оно всё умножается и умножается, минерализуясь. Но то же самое происходит и со священными предначертаниями, если уж само священное число мигрирует, диссипируясь. Писание закостеневает, мертвеет из-за неспособности до него достучаться. Не зря же Христос высказался о пещере разбойников, которая служила ранее храмом молитвы. Да и на ослике едущий Христос сегодня немыслим(Матфей 21:5), если священники разъезжают на мерсах. Увы, геохристианская Европа стала содомом, и этот грех основательно затронул даже архиереев. А посмотрите на протестантских пресвитеров: они требуют, чтобы паства несла им деньги: больше посеешь — больше пожнёшь. Такова теология финансового преуспевания. И как результат — духовное оскудение. Нужно новое писание, чтобы ободрить и спасти горестное человечество. ДЛЯ ВСЯКОГО ПРЕДЕЛА - СВОЁ ПИСАНИЕ(Коран 13:38). В Коране даже методика избавления от греха меняется. О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! НЕ ГОВОРИТЕ: «УПАСИ НАС!», А ГОВОРИТЕ: «ПОСМОТРИ НА НАС!» - И СЛУШАЙТЕ. А ДЛЯ НЕВЕРНЫХ — НАКАЗАНИЕ МУЧИТЕЛЬНОЕ!(Коран 2:98(104), перевод Крачковского). У разных переводчиков и комментаторов к этому стиху разные толкования, но я думаю, что здесь намёк на ханифа Авраама(Ибрахима), который намеревался принести в жертву своего сына Исаака(Исхака). Так была испытана вера Авраама, но это опять же притча. Готовность положить себя на жертвенник, на алтарь, а поздний сын даже более значил для Авраама — это фактически в необходимом количестве собранная небесная манна, чтобы можно было слушать и слышать Бога. Место жертвенника названо Авраамом Иегова-ире, что значит на горе Иеговы усмотрится(Бытие 22:14). Вот почему «не упаси, а посмотри»! ИБРАХИМ НЕ БЫЛ НИ ИУДЕЕМ, НИ ХРИСТИАНИНОМ, А БЫЛ ОН ХАНИФОМ ПРЕДАВШИМСЯ И НЕ БЫЛ ИЗ МНОГОБОЖНИКОВ. САМЫЕ БЛИЗКИЕ К ИБРАХИМУ ЛЮДИ, КОНЕЧНО, ТЕ, КОТОРЫЕ ЗА НИМ ПОСЛЕДОВАЛИ(Коран 3:60(67), перевод Крачковского). Я заглянул в Википедию, где расшифровывается термин «ханиф». Доисламские ханифы исповедовали единобожие, проповедовавали аскетизм и соблюдали ритуальную чистоту. Они не принимали целиком ни христианства, ни иудаизма, призывали к упразднению племенных идолов и стремились создать относительно простую и доступную для Аравии религиозную систему. Не знаю, можно ли назвать ханифами нынешних мусульман, но пророки, как носители Писания, всегда были и будут, и Коран не различает между ними(2:130(136). Умоляю, кто любит Пятикнижие Моисея и Евангелие, полюбите и Коран!