А за окном ещё одна махновская осень – такая анархическая, как дыхание осеннего ветра, уносящего жёлтые листья в прошлое. Настоящая летопись – это летопись анархии. Гай Светоний не мог писать летописи – он видел вокруг себя только деспотию, поэтому его жизнеописания – свидетельства морального падения, а не хроники. Он даже даты не ставил (наверное, принципиально). Иное дело Нестор Летописец – для него вопрос моральности власти не стоял вообще – власть (любая) аморальна по сути своей. Моральным есть только учение Христа, которое он понимает на удивление оригинально – христианство он видит как религию свободы и внутреннего бегства от тирании государственной власти – бегства в духовную анархию, в это «царство небесное» без кесерей, царей и фарисеев. У Нестора Махно летопись не от лета до лета, а по днях. Целые эпохи втиснуты самим Временем в дни. День существования крестьянской вольницы Гуляй-Поля более важен чем столетия прозябания в неволе. Махно превратился в легенду, символ, в идею. И можно вечно дискутировать на тему сотворил он это сознательно, или так суждено было быть, ибо все славяне в душе анархисты. Особенно степные славяне. Нестор летописец мыслил себя легендой изначально. Для него не существовало вопроса сотворить из себя легенду. Он легендой (не мифом!) стал уже тогда, когда впервые взял в руки перо. Он проступает сквозь и между своих строк как фон, как привидение осмысляющие бытие. Прошлое прежде всего. И современное проростающее из прошлого как камыш весной из чёрной земли болота-пожарища. Нестор Махно мыслил не прошлым, а будущим. С его точки зрения анархия неизбежна, ибо она возникает из природы человеческой, а не только из души крестьянина и славянина видящего чёрный флаг свободы и в свежевспаханной земле и саже изб, которые топят по чёрному. О прошлом – об этой вспышке вольницы нескольких годов-вихрей он писал как о будущем – о его эпизоде или времени-прорицателе. Во все времена врагом и препятствием анархии было и есть азиатское духовное рабство, слепое подчинение хану или императору болотной «Поднебесной». И можно вечно спорить о том, что толкает степных земледельцев к вечной жажде свободы, а степных кочевников к слепому повиновению. Степь одна и та же. И вода имеет один и тот же сладкий вкус. И соль одинаково солёная на солончаках. Неужели способ существования? Но не все номады признавали над собой деспотию! Все индоевропейцы происходят из степных номадов причерноморских степей. Ирландцы аж до ХХ века оставались полуномадами-пастухами. Но напрасно искать более свободолюбивый народ. И более анархичный народ. И если для русов анархия была мечтой, то для ирландцев очень длительное время, аж до англо-ирландского завоевания – реальностью. Тогда что это? Этническая особенность? Этнопсихология? Я всегда думал, что культуру и психологию народов формирует окружающая природа и пейзаж. Оказывается, не совсем так.
Об анархии – крестьянской вольнице мечтали не только Бакунин, Кропоткин и Махно. Мечтал и Сергей Есенин («…А крестьяне так любят Махно…») Да и Макс Волошин был прежде всего анархичным космополитом, а потом уже всё остальное. Так беспощадно раскритиковать государство как таковое не сумел никто. Только Максимилиан Волошин писал о государстве как о «производстве крови», исполнителя «каиновых функций», он первым назвал государство Левиафаном и то, что «государство возникло из жадности». И белый, и красный террор были ему одинаково отвратительны. Как отвратительны и оба типа государства. Велемир Хлебников видел будущее в свободе от любых цепей и пут, в том числе и от государства: «…участок – место свидания меня и государства…» И не только они, но и многие другие поэты, писатели, мыслители видели будущее в анархии и вектор прогресса видели в освобождении личности от угнетения государством, а в деспотическом государстве видели только регресс, деградацию, вырождение. Я люблю петь в своих верлибрах о метафизическом, метафорическом и немного мистическом. Но я ещё никогда не воспевал чёрный флаг анархии. Только слегка шутил на эту тему. Почему? Не знаю.