Умеете рисовать? Ну, хоть чуточку? Я доволен.
Наверняка, в шкатулочке есть трогательные картинки, нарисованные вами к дню рождения родителей, дивный портрет бабушки и просто пейзаж за окном времен младшей группы детсада.
А в какой технике вы изволили творить? Где-то смычка примитивизма с неким другим течением. Каким?
Давайте обратимся к названию сегодняшней экскурсии.
Точка, точка, запятая – вот и вышла, ну, дальше просто грубо.
Ручки, ножки, огуречик – но мы за здоровый образ жизни вкупе с человечком.
Ибо.
Мы, медам и ситуайены, будем ставить точки, кои требуют зрения отменного и не менее твердой руки.
Совершенно справедливо вы вспоминаете строки Заболоцкого:
Скачет по полю жук-менестрель,
Реет бабочка, став на пуанты.
Развалившись по книгам, апрель
Нацепил васильков аксельбанты.
Начинаем реять и мы. Встать – не знаю, но [strike]понтами[/strike] пуантами владеть сможем.
Pointillism, он же divisionism, он же stippling, ну и он же - пуантилизм.
Не многовато ли "измов"?
Так он и тяготеет к множеству. Множеству точек (они же пойнты и пуанты).
Пуантилизм (от фр. pointiller - писать точками) - художественный прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками (в виде точек или мелких прямоугольников), наносимые на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от механического смешения красок на палитре. Изобрел пуантилизм французский живописец Ж.Сера (Georges Seurat) на основе научной теории дополнительных цветов. Оптическое смешение трех чистых основных цветов (красный, синий, желтый) - (телевидение, ау!) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.
Ну, а теперь от официальной части - к культурной программе.
Прильнем к пуантологам.
Один из основоположников пуантилизма - Поль Синьяк (Paul Signac), несмотря на неправильные ассоциации с фамилией, имел твердую руку и меткий глаз.
Aiguillage de lignes de chemin-de-fer prиs de Bois-Colombes
Портрет Феликса Финеона
Дворец в Авиньоне
В пригороде Парижа
Знаменитая картина Жоржа Сёра (Georges Seurat) «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» может с натяжкой отнестись к его периоду «мерцающего» пуантилизма. Но точки и человечки имеют место быть и прекрасно отдыхают на свежем воздухе. Эта картина знаменита еще тем, что отражает моду того времени - шляпки с перьями и зонтики от солнца, ну и другие выступающие части туалета.
Вспоминаете, как в «Жажде жизни» Ирвинг Стоун описывает ее:
- Тогда, пожалуйста, влезьте на этот табурет, господин Ван Гог.
Винсент взобрался на табурет и глянул на лежавшее перед ним полотно.
Ничего подобного он не видел до этих пор ни в искусстве, ни в жизни.
Картина изображала остров Гранд-Жатт. Здесь, подобно пилонам готического собора, высились какие-то странные, похожие скорее на архитектурные сооружения, человеческие существа, написанные бесконечно разнообразными по цвету пятнышками. Трава, река, лодки, деревья, - все было словно в тумане, все казалось абстрактным скоплением цветных пятнышек.
Картина была написана в самых светлых тонах - даже Мане и Дега, даже сам Гоген не отважились бы на такой свет и такие яркие краски. Она уводила зрителя в царство почти немыслимой, отвлеченной гармонии. Если это и была жизнь, то жизнь особая, неземная. Воздух мерцал и светился, но в нем не ощущалось ни единого дуновения. Это был как бы натюрморт живой, трепетной природы, из которой начисто изгнано всякое движение.
Господа словофилы – я снимаю несуществующую шляпу перед художником слова Стоуном – "натюрморт живой, трепетной природы" – это нечто, это замечательно.
Извините, отвлекся. [strike]Понтуемся[/strike] Пойнтируем дальше.
Еще картины Сёра
Модели (большая версия). 1887-88
Слева замечаем уже упомянутую мистером Стоуном, прошу не очень отвлекаться на моделей, про отдых на острове Гранд-Жатт.
Воскресенье в Порт-Бессен. 1888
"Цирк", 1891
"Этюд для "Канкана". 1889-1890 гг.
"Пудрящаяся женщина". 1890 г.
Вы, конечно, знаете художника, написавшего 30 картин с изображением одной и той же улицы, рассматриваемой из одного и того же окна. Нет, не Красная площадь, увы, не Дерибасовская.
Бульвар Монмартр в Париже в солнечный полдень, 1897 г.
Являясь персонажем старой шутки: «Опять хочу в Париж! Давно там не был? Да нет, просто уже один раз туда хотел», всякий раз вижу себя на Монмартре. А месье Камиль Писсарро смотрел на него целых тридцать лет! Вот вам и машина времени - взгляните на Париж, вернувшись на 110 лет.
А теперь просто посмотрим на пуантилистические картины, имена художников даны в оригинале, дабы избежать мук выговаривания.
Le Pont De Pierre, Rouen by Charles Angrand
The Three Graces by Hippolyte Petitjean
The Beach at Heist, 1891-92 by Georges Lemmen
Товарищи, граждане, дамы и господа…
Сгрудимся ближче и шибче для большого секрета.
Сейчас вы увидите очень пуантиличную, такую дивизионную, вполне точечную картину одного достаточно широко известного в узких кругах любителей знаков препинания творца.
Как всегда – уговор – никому, ни слова, ни звука, ни точки с запятой.
Готовы?
Вот она!
Жак Франк, искусствовед из Центра по изучению наследия Да Винчи в Калифорнии, сделал любопытное открытие, исследовав живописную технику великого художника. О результатах своего исследования он рассказал на открытии выставки "Ум Леонардо. Универсальный гений за работой", которая открылась в галерее Уффици во Флоренции. Ученый обнаружил, что знаменитая "Джоконда", предположительно изображающая флорентийку Мону Лизу дель Джокондо, сделана в технике, чем-то напоминающей пуантилизм - направление во французском постимпрессионизме XIX столетия. Остальные подробности – здесь.
Вот вам и точка, точка, запятая, не говоря уже об огуречике - пуантилизм - это сильно, это трудно - все точками, дамы и господа, буквально все.
Я пока эту галерею сделал - утомился, а они такие картины пуантилировали.
Так что - виват точкизму и респект пуантилизму!
Точка, точка, запятая -
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик,-
Получился человечек!
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки
Уведут его,
Как он будет жить на свете -
Мы за это не в ответе:
Мы его нарисовали,
Только и всего!
(с) Юлий Ким