Когда б не стал на путь дурной,
А защищал бы справедливость
И льстивость бы карал и лживость.
Брант С., Корабль дураков
В преддверии Великого поста, я неизменно вспоминаю рассказ знакомой бабушки (1910 г. р.) о том, как они в деревне готовились к нему: «Покупаем бочку рыбы, бочку капусты…». Да-а, можно было поститься. Мой отец (ее одногодка) рассказывал, как он, мальцом, со своим родителем, бросившим работу на шахте, возвращался на родину (с. Вороново, Брянская губерния) в начале наступившей заварушки гражданской войны, и когда на постоялом дворе, у них, сонных, казаки (защитники Отечества!) украли шапку с зашитыми золотыми червонцами.
А что же останется в памяти наших детей: тупоголовые Том и Джерри, начавшие свой бег по славянским просторам наперегонки с Горби12, и продолжающие приучать очередное поколение к насилию, или картинки от наступившего дня, когда их родители, стоя лицом на восток, делают перед работой свои ритуальные чётные количества глотков «Парижского утра», расфасованного в Польше и попавшего в Украину через Белгородскую область? Может быть, это будут, бросающиеся в глаза, презервативы из анекдотов (со страниц центральных газет) от журналистов, питающих самые нежные чувств к подобному творчеству, и что даёт повод усомниться в адекватности пишущей братии? Или всё-таки наиболее яркие воспоминания останутся от увиденного зрелища на вещательном телевидении; к сожалению, правда, нудного, но нужного сериала, который не только по количеству актеров, но и по темпераменту, эмоциям, выплескиваемым на нас с экранов телевизоров, может затмить любой сериал. Гражданам приходится следить за летящим замедленным плевком в лицо нации, в лицо своих избирателей, в лицо своих кормильцев, длиною в четыре года, порою растягивающимся до восьми лет и более… Одно маленькое обстоятельство утешает – нас экран защищает, иначе никогда мы не отмылись бы.
Взяв на вооружение народную мудрость: «капля камень долбит», наш авангард сознания нации ежедневно идет на штурм трибуны, пытаясь навязать миллионам простым смертным свой странный склад мышления, неизвестно откуда взявшийся на просторах бывшего СССР. Если не сначала смотришь трансляцию заседания Верховной Рады, то сразу и не поймешь, что же нужно обиженным избранникам: подержаться за микрофон, или утолить уже выработавшийся инстинкт народного депутата – хоть пять минут посидеть в недосягаемом кресле государственной важности? Если удастся – ура! Следовательно, недаром жизнь прожита.
Столичные баталии законодателей смотрятся впечатляюще даже на отечественных телевизорах: просто вылитый штурм Рима викингами, которым для убедительности не хватает доспехов и бревна для тарана. Однако почему викингами? Не слишком ли… грубо? Но никто же не имеет морального права государственных мужей называть варварами, ведь они недавно (кажется, вчера) считались отменными интеллигентами среди небольших групп людей с высоким интеллектом. А сегодня – на них стыдно смотреть… Хотя и с викингами их тоже сравнивать грешно. Единственное, в чём можно им отдать должное – каждый очередной созыв выглядит гораздо упитаннее своих предшественников.
Получается, что налицо явный факт – не постятся.
Если не постятся, значит, давно «гром гремит» – они живут без веры.
Если существуют без веры, тогда огромная беда нависла над головами соотечественников: они безнравственны.
Если они безнравственны, выходит, – народу придётся долго и упорно бедствовать душой и бодрствовать телом.
Ну, а, если и сохранились остатки веры, то такой же заблудшей и двуличной, подобной призывам на рекламных щитах табачных компаний: «Будь отважным – попробуй, решайся – побудь мужчиной пять минут, но помни, что именно ты можешь погибнуть от рака лёгких».
Обычный человек (не реликтовый обыватель) почему-то представляет вышесказанное несколько странным словообразованием: сельком в населенном пункте д. Глупово Глупышевского района. Нет, если коробит слух, то можно написать иначе для более яркого выражения мысли – сель-ком де-рев-ни Глу-по-во Глу-пы-шев-ско-го района. В этом ли варианте, либо в первом, всё равно итоговое значение словосочетания вряд ли изменится, да и положительной энергетики не добавится…
После того, как глупые мысли автора исчерпали себя, освободившееся место начали заполнять более спокойные, и более здравые...
Рождается человек, и что он делает с первым вздохом в начале своего пути? Правильно, кричит; и орёт он, возмущаясь (с годами всё больше и больше), и не успокаивается до самой смерти. Ненормально кричат и возмущаются одинокие люди, в особенности женщины, часть которых, из-за неустроенной жизни, совсем необычно кричит. Но из всех лиц, подверженных подобному отклонению от психической нормы, надлежит отметить персон с особым статусом – преимущественно депутатов. Имеются в виду экранные «штурмовики», могущие в любой момент обмануть и предать ожидания избирателей.
Чем больше наблюдаешь (при просмотре ежедневного узаконенного ничегонеделания) за стараниями народных избранников принести пользу отечеству, тем всё настойчивее странные мысли начинают оттеснять более рассудительные.
Иной человек, вволю повозмущавшись, и накричавшись за отпущенный ему срок, всё равно умирает беспокойно. Интересно, а как умирают народные депутаты? С тем же буйством древних викингов? О чём они думают в последние минуты? Не о тех ли законах, которым они не смогли жизнь дать?..
Судя по возрасту, многие депутаты, получая высшее образование, кроме «основ научного коммунизма», изучали хоть какие-то элементы духовно-нравственного развития. При выступлении с предвыборных трибун, время от времени будущих избранников озаряли светлые мысли, подчеркивающие, что электорат должен доверять им – людям чести. Однако вскоре избиратель видит нечто другое: - Раз-два! Взяли! Ещё разок нажали! И ещё!..
Смотришь на кучу малу, и удивляешься той детской непосредственности, написанной на их лицах.
Во время визита В. Щербицкого в г. Горловку, член обкома партии спрашивает у местного секретаря райкома, про одного человека, сидящего в президиуме:
- Вон тот, слева, похожий на какого-то артиста, не могу только вспомнить – на кого.
- Там артистов нет. Там одни «клоуны», - вот ответ достойный мужа.
Сколько же нужно было иметь смелости, чтобы так ответить? Пусть не так уж и громко, но ведь за спиной сидит второй секретарь и третий… Тем более от желания быть первым, сзади сидящих никто ещё не освобождал. Очень смелый ответ. Или точный? Возможно, первому виднее, ведь эти же клоуны доверили под его начало десятки тысяч людских душ.
В добавление к теме о наших избранниках, хотелось бы вспомнить реплику Касьяна (знаменитый лекарь) на первом съезде народных депутатов СССР, и применить её к отечественным «викингам»:
- Я смотрю – здесь не спины, а головы большинству нужно лечить.
Согласится ли читатель с подобным суждением, или посчитает его несправедливым?
26.03.2004 в вечерних новостях показали интервью с народным депутатом, который неожиданно начал жаловаться и причитать:
- Мы так загружены работой, что даже вокруг Мариинского дворца некогда прогуляться...
Ну да, конечно… Выбор у депутата всегда есть: или гулять, или бюджет «пилить»…
И тут же на заднем плане, его коллега облобызывает ручку девице, по возрасту явно не из депутатского корпуса. А в это время главный микрофон страны продолжают брать штурмом. Истину народ гласит: «Кому война, кому мать родная».
Периодически (от трёх месяцев перед выборами) десятки партий и блоков вдруг вспоминают, что они – выходцы из народа и рвутся изо всех сил служить этому самому народу. Ради рекламы, кое-кто из них сел за руль комбайна, или – самосвала, иной уселся перед коровой, и начал мычащую беднягу, усердно за дойки дергать, подчеркивая, таким образом, свою близость к селу, и крича изо всех сил: «Украине нужен Я!».
С портретов, размещённых на рекламных бигбордах, пятиметровой высоты, их глаза буравят нас, горя особой страстью.
Они пылают жаждой власти и не боятся в этом признаться.
Они одержимы этим высшим благом.
Они фанатичны в своём стремлении к власти – смыслу их жизни.
Они живут только ради этой цели.
Они, стоя у руля истории, сегодня не очень-то беспокоятся об общественном мнении. Главной и единственной целью их действий (по мнению политиков, не страдающих от избытка наглости) должно быть сохранение уже вновь обретенной власти. И ничего кроме власти – остальное всё приложится.
Но если часть тех людей (кем большинство избирателей недовольны) не исполняют свои функции парламентария, тогда кто мы, выбравшие их для того, чтобы они привели наш корабль в спокойную гавань? Где же нам, сиротам, найти своего Касьяна, попытавшегося вылечить бы не только наши, но и депутатские головы?
Домашние животные своим владельцам (вожакам) доверяют во всём. Мы же, в отличие от них, всё меньше верим тем, от кого зависит будущее государства.
Мы не можем изменить прошлое, но должны смотреть в завтрашний день; и если страна в очередной раз заблудится и проголосует за идеи утопистов, тогда мы будем вновь мучительно переживать крушение своих иллюзий, и шагать придётся нам всем до своего светлого будущего долго и нудно. И у всех нас появится ещё одна дополнительная профессия – профессиональный оптимист в наступившем времени вечного поста.
12 Прозвище Михаила Сергеевича Горбачёва на Западе. Род. 02.03.1931, Привольное, Северо-Кавказский край; последний генсек ЦК КПСС, единственный Президент СССР; человек, изменивший мир. В народе бытует мнение: его Нобелевская премия – цена развала СССР и Варшавского блока.
Июнь 2004 г.