Предисловие
Глава 1. В поисках «исторического Иисуса»
1. Существовал ли Иисус?
2. Авторитет свидетелей
3. Был ли Иисус Богом?
4. Поиск «исторического Иисуса»и Его керигмы
Глава 2. Источники
1. Евангелия и их изучение
Феномен четырех Евангелий
Происхождение Евангелий
Синоптическая проблема
Роль устной традиции
Демифологизация новозаветной науки
Время написания Евангелий
2. Евангелие от Матфея
3. Евангелие от Марка
4. Евангелие от Луки
5. Евангелие от Иоанна
6. Послания Павла
7. Канон Нового Завета и апокрифические евангелия
8. Текст Евангелий в рукописной традиции
9. Интерпретация источников
Глава 3. Сын Человеческий
1. Народ, страна, язык
Народ и страна
Язык
2. Годы жизни
3. Проблема двух родословных
4. События, предшествовавшие рождению Иисуса
5. Рождение от Девы
6. Обстоятельства рождения
7. Место рождения
8. «Родители», «братья и сестры»
9. Детство и отрочество. Воспитание и образование
10. Два предания — два свидетеля?
Глава 4. Сын Божий
1. «В начале было Слово»
2. «Явился Иоанн, крестя в пустыне»
3. Крещение Иисуса
4. Искушение от диавола
5. Иисус и Иоанн Креститель
6. «Галилея языческая»
7. Иисус и Его родственники
8. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
Глава 5. Пророк из Назарета Галилейского
1. Ветхозаветные пророки
2. «Пророк, сильный в деле и слове»
Глава 6. Иисус и ученики
1. Призвание первых учеников
2. Избрание двенадцати
3. Непонимание
4. Иисус и Петр
5. Другие ученики из числа двенадцати
Иаков и Иоанн
Фома и Филипп
6. Наставление двенадцати
«На путь к язычникам не ходите»
«Даром получили, даром давайте»
«Мир дому сему»
«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»
«Ученик не выше учителя»
«Не бойтесь»
Публичное исповедание веры
«Не мир пришел я принести, но меч»
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня…»
«И кто не берет креста своего...»
Награда
7. Ученики не из числа двенадцати
Семьдесят
Тайные ученики
Закхей
Женщины
Неудавшиеся ученики
Глава 7. Иисус и его противники: начало конфликта
1. Кто состоял в оппозиции Иисусу?
2. Начало полемики с книжниками и фарисеями
Можно ли есть с мытарями и грешниками?
Можно ли есть неумытыми руками?
«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его»
Можно ли срывать колосья в субботу?
Глава 8. Иисус: образ жизни, черты характера
1. Внешность
2. Дистанции
3. Рацион
4. Безбрачие
5. Черты характера
Эмоциональность
Удивление
Жалость и сострадание
Радость
Чувство юмора
Наблюдательность
Гнев
Кротость и смирение
Слезы, смущение, скорбь, тоска
Любовь и дружба
6. Особенности речи
Заключение
Библиография
Список сокращений
Именной указатель
Указатель цитат из Священного Писания
Указатель иллюстраций, вошедших в книгу
Естественно и мне хочется оформить взгляд со своей толоконной колокольни на верификацию Христа, но у меня и мысли нет, чтобы на этом зарабатывать деньги. Апостол Павел считал проповедовать Христа своим долгом, а не делать из этого кормушку. И Лев Толстой не брал гонорары за свои религиозные сочинения, и у меня нет охоты читать корыстного митрополита, который к тому же считает бескорыстного Толстого еретиком и всех инославных - недостойными жизни. Тут мне на днях книжный интернет-магазин предложил толкования Писания средневекового протестантского реформатора Жана Кальвина, но и его я не хочу читать, ведь по его приказу сожгли Мигеля Сервета, мыслителя, теолога-антитринитария, естествоиспытателя и врача, имеющего свой взгляд на Христа. Впрочем, такая ситуация прописана в Евангелии как законная, ведь всегда есть время, когда убивающий верующих будет думать, что он тем служит Богу(Иоанн 16:2), но об этом разговор попозже. Однако довольно предисловия!
Итак, почему иудейский фарисей Иосиф Флавий не заметил миссию Иисуса Христа, а если заметил и отреагировал, то вяло, так и оставшись в своей закоренелой религии-фикции? Ведь христианская эра открылась знамениями, чудесами, различными силами и раздаянием Духа Святого по Божьей воле(Евреям 2:3) через явление Спасителя Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие(2 Тимофею 1:10), премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением(1 коринфянам 1:30), потому что Бог, повелел из тьмы воссиять свету, озарить сердца и просветить познанием славы Божией в лице Иисуса Христа(2 коринфянам 4:6). Да и сам Христос на делегированный через своих учеников вопрос Иоанна Крестителя, точно ли Он ожидаемый Машиах, подтвердил: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют(Матфей 11:3-5). Я выделяю здесь ключевые слова «слышите и видите», так как без духовных ушей и глаз учение является лишь буквой. Конвейером мёртвые, конечно, не воскресают и от лепры, страшной болезни античности и средневековья, массово не излечиваются. Да, теперь лепра, диагностированная на ранней стадии, излечима, но евангельское понимание этого недуга я бы назвал проклятием, и раскаяние, как освобождение от проклятия. Сегодня тоже буквально нередки случаи исцеления в церквях, освобождение от страстей, которые по старинке называются бесами, в том числе, от курения, пьянства и даже наркозависимости. Но это всё, что доступно лукавому роду, содействующему выкопаться Христу из земли, из персти(Матфей 12:40). Знамения, которые сопутствуют пребывающим в учении Христа более зрелыми поступательно должны достигать мудрости Соломона и любви царицы Савской.
Возможно ли хождение по морю?(Матфей 14:25-31) Да, но в духовном смысле. Море — это юдоль смерти(море, мера, семёрка, смерть, мрак, сумерки — один корень) и тонуть знающим в этой юдоли необязательно. Зима — такая же смерть в природе, но безопасна. Сон — тоже не жизнь, но ведь просыпаются. Яйцо не кудахчет и не кукарекает, но и там бьётся сердце. Семечко тоже как бы бездыханно, но оно готово прорасти при благоприятных условиях.
Возможно ли накормить тысячи алчущих пятью хлебами и двумя рыбками да набрать остатков двенадцать корзин?(Матфей 14:15-21) Буквально нет, но такая пропорция соблюдается при переваривании небесного хлеба: сколько бы ты ни умудрялся, в остатке у Бога несравнимо больше.
Возможно ли шесть водоносов, наполненных по две-три меры водою претворить в вино?(Иоанн2:1-10) Да, из пресного набора будней это получится суббота, седьмой день, который одновременно первый, где парит над водами Святой Дух. Не мерою-семерою даёт Бог духа, а поверх, то есть в воскресный первый день. А если мерить библейскими масштабами, то седмьдесят седмин воды претворяется в седмину вечного завета с Богом. Это как бы семечко от разветвлённого дерева жизни. Кто обрёл это семечко, тот обрёл эстафетную палочку вечной жизни. Вот почему суфий Омар Хайям упивается с восторгом вином в стихах, не будучи алконавтом!
Или на каком облаке свершается второе, а лучше сказать многажды повторяющееся пришествие Христа, чтобы дособрать из сансары рождений и смертей в вечность тех, которых Ему даёт Бог? Ведь что такое облако по-древнерусски? Да это круг времени на рубеже эпох и седмин, когда конец соединяется с началом. Такой же круг составляет обруч, облик, облачение, облатка, яблоко… Круг — это совершенство, единство, собирающее птицу с птенцами под единые крылья(Матфей 23:27), потому и благословен грядый во имя Господне, чтобы Его видеть тем, которые едины и хотят быть таковыми(Матфей 23:39).
Короче, туманным и непрезентабельным показалось учение Христа иудеям из-за их проблем с ушами и глазами, так что они от него отмахнулись. Христос за то, что они не могут слышать Благовестие, назвал их дьявольскими отродьями(Иоанн 8:43-44), а Иоанн Креститель — порождениями ехидны(Матфей 3:7; 12:34; 23:33). То есть только земные, буквальные знамения они могут понимать, а не духовные, иносказательные. Даже многие ученики отошли от Христа: какие странные слова! кто может это слушать!(Иоанн 6: 60-66). Но и оставшихся, которых с натяжкою можно назвать верными, Христос порой называл развращёнными(Матфей 17:17) и лохушками(Матфей 16:5-12): буквализм, то есть учение, читаемое через человеческие глаза и уши — тщетное(Матфей 15:8-9). Впрочем, эта беда поправляется, но постепенно, крещением через Отца, Сына и Святого Духа, что не является боготроицей, а только степенями и ступенями восхождения к Богу посредством Ветхого, Нового, и Вечного завета, поклонников которого и ищет Бог в духе и истине. Духовное прозрение на примере исцеления слепого — это не одноразовый акт (Марк 8:22-26). Но о «троице» я пишу почти в каждой статье, сегодня же мне хочется акцентировать своё мнение на Христе.
Что бы я ни говорил о букве, она тоже имеет право на существование. Человеку, не родившемуся от воды и Духа, Христос будет видеться только обманчивыми человеческими глазами: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи(Матфей 12:40). Такой Христос - младенческий, плотской, а если сюда привнести взгляд восточных религий — даже иллюзорный. Вот что пророк Исайя пишет о таком ростке: Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе(Исайя 7:15). Имеется в виду - отвергать буквальное и избирать духовное, иносказательное, ведь поначалу букварь надо осилить, а потому уж выбросить его на мусорку. Так и моральные заповеди по букве подлежат исполнению, а уж потом в них увидишь бездну знания. Апостол Иоанн тоже за букву, за росток, ибо никакое дерево без ростка не бывает: дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога(1 Иоанна 4:2-3). И апостол Павел удостоверяет, что земное устроено словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое(Евреям 11:13). Даже можно сказать, что из невидимого не только вочеловечиваются, как вочеловечился Бог, но из невидимого вообще проявляются, как проявилась и материализовалась природа. Философы этот процесс называют эманацией, истечением, излучением, исхождением из Бога. Но есть и противоположный процесс — восхождение к Богу, возвращение к Нему. Восхождение принято называть прямым путём, а исхождение из Бога, материализацию — кривым, поскольку он подвержен диссипации, то есть затуханию, искажению, деформации, деградации, а если сказать ещё образней, по-библейски, процесс удаления от Бога съедается молью и ржавчиной, как и дом молитвы становится вертепом разбойников. Эти центростремительные и центробежные энергии можно представить в виде космической спирали огнедышащего неприступного света с сильнейшей гравитацией в центре, а на краях, охвостьях спирали, которые уже не как неприступный огонь, а только искры, звёзды или холодные ещё космические тела с разжигаемым огоньком внутри. Этот Божий огонёк присутствует даже в совсем уж несовершенных телах, как насекомые, животные и человек, и эту робкую зорьку обобщённо можно назвать энергетикой. Но апостол Павел, единственный въявь увидевший богоносного Христа на небесах, который и ослепил его, о плотском Христе просит забыть: если и знали Христа по плоти, то теперь не будет мерить Его человеческими мерками(2 коринфянам 5:16). Апостол Пётр тоже, думаю, засвидетельствовал истинное величие Христа в противовес букве, хитросплетённым басням о сакральном, которые называют ещё мифами и притчами(2 Петра 1:16). Есть христиане, которые верят исключительно буквальному повествованию Священного Писания, но в интернете можно нередко встретиться с асами, которые толкуют Писание исключительно иносказательно. Я же присоединяюсь к апостолам, что прочтение сразу не может быть духовным, а приобретается посредством опыта. Что такое три дня и три ночи Сына Человеческого, земного? Это три дня библейского поста, посредством которого в тебе изображаются духовные начатки, а чревоугодные привычки исчезают. Когда я имел примерно такой опыт поста и более, мне было показано при чтении Библии, что буковки Писания превратились в копошащихся червячков, и с тех пор в моей голове навязчиво транслировалось образное мышление.
Что же сказано о букве и иносказании в Коране? АЛЛАХ ВСЕВЕДУЩ. ОТ НЕГО НЕ СКРЫТО НИЧТО НА ЗЕМЛЕ И НА НЕБЕ, МАЛОЕ ИЛИ ВЕЛИКОЕ, ТАЙНОЕ ИЛИ ЯВНОЕ. АЛЛАХ - ТОТ, КТО ПРИДАЁТ ВАМ ФОРМУ В УТРОБАХ МАТЕРЕЙ, КАК ПОЖЕЛАЕТ. НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ НЕГО, ВСЕМОГУЩЕГО, МУДРОГО! ОН - ТОТ, КТО НИСПОСЛАЛ ТЕБЕ (О МУХАММАД!) КОРАН; И В НЁМ ЕСТЬ ТОЧНЫЕ АЙАТЫ С ОПРЕДЕЛЁННЫМ И ЯСНЫМ СМЫСЛОМ - ЭТО СУТЬ КНИГИ; И ДРУГИЕ АЙАТЫ, НЕ ТАКИЕ ЯСНЫЕ, ТРЕБУЮЩИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ. ЭТИ АЙАТЫ ПОБУЖДАЮТ УЧЁНЫХ И ЗНАТОКОВ КОРАНА К ИХ ИССЛЕДОВАНИЮ И ТОЧНОМУ ТОЛКОВАНИЮ. ТЕ ЖЕ, СЕРДЦА КОТОРЫХ УКЛОНЯЮТСЯ ОТ НАСТОЯЩЕЙ ВЕРЫ, ОБЪЯСНЯЮТ АЙАТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ТОЛКОВАНИЯ, ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ, СТРЕМЯСЬ ОТКЛОНИТЬ ЛЮДЕЙ ОТ ИСТИНЫ И ВЫЗВАТЬ СМУТУ И РАСКОЛ. НИКТО НЕ ЗНАЕТ СОВЕРШЕННО ТОЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ ДАННЫХ АЙАТОВ, КРОМЕ АЛЛАХА. ЗНАТОКИ ЖЕ, ТВЁРДЫЕ В ЗНАНИЯХ, ГОВОРЯТ: "МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ЭТИ АЙАТЫ НИСПОСЛАНЫ АЛЛАХОМ, И ЗНАЕМ, ЧТО АЙАТЫ С ОПРЕДЕЛЁННЫМ СМЫСЛОМ И АЙАТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ТОЛКОВАНИЯ, ОДИНАКОВЫ ДЛЯ РУКОВОДСТВА". ПОМИНАЮТ И ВСПОМИНАЮТ ЭТО ТОЛЬКО ОБЛАДАТЕЛИ РАЗУМА, НЕ ПОДВЕРЖЕННЫЕ СТРАСТЯМ. ТЕ ЖЕ, СЕРДЦА КОТОРЫХ УКЛОНЯЮТСЯ ОТ НАСТОЯЩЕЙ ВЕРЫ, ОБЪЯСНЯЮТ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫЕ АЙАТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ТОЛКОВАНИЯ, ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ. ИСТИННЫЕ ТОЛКОВАТЕЛИ КОРАНА ГОВОРЯТ: "ВЛАДЫКА НАШ! НЕ УКЛОНЯЙ НАШИ СЕРДЦА ОТ ИСТИНЫ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ТЫ ВЫВЕЛ НАС НА ПРЯМОЙ ПУТЬ! ОДАРИ НАС СВОЕЙ МИЛОСТЬЮ, ВЕДУЩЕЙ К УСПЕХАМ, И УПРОЧЬ НАШУ УВЕРЕННОСТЬ! ВЕДЬ, ПОИСТИНЕ, ТОЛЬКО ТЫ - ЗАПРЕЩАЮЩИЙ И ДАЮЩИЙ!(Коран 3:5-8, перевод Министерства Вакуфов Египта, Каир 2000 г.) Почему к разъяснению прямого, буквального и аллегорического, иносказательного в Коране я пристегнул аят о формировании зародыша в матке? Зародыш в матке и его дальнейшее развитие как раз уподобляется фазам толкования Священного Писания, фазам изображающегося Христа в тебе, в твоём сознании. В 22 суре Корана они, фазы, прописаны подробно: О ЛЮДИ! ЕСЛИ ВЫ В СОМНЕНИИ О ВОСКРЕШЕНИИ, ТО ВЕДЬ МЫ СОЗДАЛИ ВАС ИЗ ПРАХА, ПОТОМ ИЗ КАПЛИ, ПОТОМ ИЗ СГУСТКА КРОВИ, ПОТОМ ИЗ КУСКА МЯСА, СФОРМОВАННОГО ИЛИ БЕСФОРМЕННОГО, ЧТОБЫ РАЗЪЯСНИТЬ ВАМ (ЭТО ). И ПОМЕЩАЕМ ИХ В УТРОБАХ, НАСКОЛЬКО ЗАХОТИМ, ДО ОПРЕДЕЛЕННОГО СРОКА. ПОТОМ ВЫВОДИМ ВАС МЛАДЕНЦЕМ, ПОТОМ - ЧТОБЫ ВЫ ДОСТИГЛИ ВАШЕЙ ЗРЕЛОСТИ. СРЕДИ ВАС ЕСТЬ ТОТ, КТО УПОКОЯЕТСЯ, И СРЕДИ ВАС ЕСТЬ ТОТ, КТО ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ЖАЛЧАЙШЕЙ ЖИЗНИ, ЧТОБЫ НЕ ЗНАТЬ ПОСЛЕ ЗНАНИЯ НИЧЕГО(Коран 22:5, перевод Крачковского). Как многоразличны фазы развития человека, так и не идентичны толкования. Вглядываясь в Писание, верующий всё равно что в зеркало смотрит и видит себя, каков он есть, в какой фазе.
Но апостол Павел такое наше тщеславие и любование перед зеркалом упреждает: кто отличает тебя? что ты имеешь, чего бы не получил? а если получил, что хвалишься, как будто не получил?(1 коринфянам 4:7) Каждого дело обнаружится, потому что в огне открывается: сгорит или не сгорит?.. Конечно, если сгорит, всё равно спасёшься, но как бы из огня(1 коринфянам 3:8-15) Да чьё дело, скажите не сгорело? Разве что египетские пирамиды и московский кремль? Паровозы и пароходы устояли? Телеграф? Керосиновая лампа? Лампочка «Ильича», теперь заменённая на энергосберегаемую, да и сам Ильич с идеей диктатуры рабов? Плёночный фотоаппарат? Патефон? Магнитофон? Я всю жизнь строил хрущобы, и строителей в их ежегодный праздник, День строителя, превозносили, но, увы, мои хрущобы доживают последние дни. Значит, итог человеческой жизни — нуль? Даже мудрейший Соломон убивается: возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё — суета и томление духа(Екклезиаст 2:17). Не менее мудрейший апостол Павел предупреждает своих питомцев, что живут они на зыбком, колеблемом основании, так что имеющие должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего(1 коринфянам 7:29-31). Апостол Иоанн ещё более лаконичен: не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей(1 Иоанна 2:15) И действительно, за счёт чего здравствуют? За счёт страждущего, болезного Христа. За чей счёт свобода? За счёт тюремного узника Христа. За чей счёт олигархствуют? За счёт бездомного, голодного бомжика Христа. Я же не выдумываю, это сам Христос заявил в Евангелии, рекомендуя отдавать долги(Матфей 25:31-46) А если и далее называть пары и противоположности, которыми Бог творит все дела, то зависимость и здесь проявляется — между интеллектуалами и дебилами, между блещущими красотой и уродцами, между шустрыми и нерасторопными. Эти полноты и скудости, а если ещё проще сказать — концы и начала надо закруглять в круг, собирать, единить любовью, уравнивать крайности(Лука 3:5), выправлять, обобщать или обобществлять. Почему на сородичей Лота, Ноя, Иисуса Христа опрокинулся огонь, потоп и разрушение? Евангелие отвечает на это иронически благостными словами: только за то, что ели, пили, женились, выходили замуж, садили, строили(Лука 17:24-30). Но я скажу, чтобы было понятней, с экспрессией: тех пророков, кто хотел собрать и объединить противоположности, напитать их любовью, сжирали, объезжали, били, пихали, трахали. ДА БУДЕТ ТРАПЕЗА ИХ СЕТЬЮ ИМ, И МИРНОЕ ПИРШЕСТВО ИХ - ЗАПАДНЕЮ; ДА ПОМРАЧАТСЯ ГЛАЗА ИХ, ЧТОБ ИМ НЕ ВИДЕТЬ, И ЧРЕСЛА ИХ РАССЛАБЬ НАВСЕГДА; ИЗЛЕЙ НА НИХ ЯРОСТЬ ТВОЮ, И ПЛАМЕНЬ ГНЕВА ТВОЕГО ДА ОБЫМЕТ ИХ; ЖИЛИЩЕ ИХ ДА БУДЕТ ПУСТО, И В ШАТРАХ ИХ ДА НЕ БУДЕТ ЖИВУЩИХ, ИБО, КОГО ТЫ ПОРАЗИЛ, ОНИ [ЕЩЕ] ПРЕСЛЕДУЮТ, И СТРАДАНИЯ УЯЗВЛЕННЫХ ТОБОЮ УМНОЖАЮТ. ПРИЛОЖИ БЕЗЗАКОНИЕ К БЕЗЗАКОНИЮ ИХ, И ДА НЕ ВОЙДУТ ОНИ В ПРАВДУ ТВОЮ; ДА ИЗГЛАДЯТСЯ ОНИ ИЗ КНИГИ ЖИВЫХ И С ПРАВЕДНИКАМИ ДА НЕ НАПИШУТСЯ(Псалтирь 68:23-29). Это сказал Давид, прозирая страдания Христа. Сам Христос отрезал от Себя хищнический эгоизм раз и навсегда: КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Матфей 12:30). Я во всех своих прежних статьях замысловатое собирание Христа связал с собиранием небесной манны, библейским постом, какой он был у ессеев. http://www.proza.ru/2017/11/19/950 Еда вообще-то навсегда связана с любовью, но земная любовь, она - хищническая, меркантильная, разрушительная, ну как у волка к овце или у паука к мухе, одним словом — едьба, жёсткая порнушка, тогда как с небесной манной связано благословенное познание Бога. Но толкование Писания не может быть однозначным, и я сегодня зегзицей буду кычеть инако.
Почему вроде бы ясные и понятные слова Второзакония 30:11-14 (прочитайте!) всевидящий апостол Павел повернул как откровение: ПРАВЕДНОСТЬ ОТ ВЕРЫ ТАК ГОВОРИТ: НЕ ГОВОРИ В СЕРДЦЕ ТВОЁМ: КТО ВЗОЙДЁТ НА НЕБО? ТО ЕСТЬ ХРИСТА СВЕСТИ. ИЛИ КТО СОЙДЁТ В БЕЗДНУ? ТО ЕСТЬ ХРИСТА ИЗ МЁРТВЫХ ВОЗВЕСТИ. БЛИЗКО К ТЕБЕ СЛОВО В УСТАХ ТВОИХ И В СЕРДЦЕ ТВОЁМ, ТО ЕСТЬ СЛОВО ВЕРЫ, КОТОРОЕ ПРОПОВЕДУЕМ(Римлянам 10:6-8). Оказывается, вера отменяет жертву, которая должна оправдывать полноту. Не надо Христа загонять в тюрьму, на больничную койку, в скаженность(украинизм), чтобы тебе быть благополучным. И не надо тебе мучиться в преисподней, бедствовать, не сводить концы с концами, чтобы был благополучен кто-то другой, а это тоже Христос. ПОЙДИТЕ, НАУЧИТЕСЬ, ЧТО ЗНАЧИТ: МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ?(Матфей 9:13). Чему же я научился? В этой статье я и резюмирую, подытоживаю свои уроки.
В Евангелии написано: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей(Иоанн 15:13). Но я спрошу у читателя не то, почему не возвели Александра Матросова церковники в святые, а какой результат получился от его подвига? Спасло это Советский Союз от фашистов? Нет, смерть Матросова на амбразуре дзота укрыла от картечи только горстку людей, что уже великая героическая жертва. Советский же народ спас от гитлеровцев массовый героизм. А как же Иисус мог спасти человечество, будучи распят в единственном числе? А в Коране написано даже, что он не был распят, что это только показалось евреям, у которых естественная проблема с глазами и необрезанным сердцем. ПОСЫЛАЛИ МЫ НАШИХ ПОСЛАННИКОВ ОДНОГО ЗА ДРУГИМ И СДЕЛАЛИ ИХ ПОВЕСТЯМИ, СКАЗАНИЯМИ, НАЗИДАНИЯМИ, ПРИТЧАМИ(Коран 23:46), так что буква может надуть, обмануть. Буквально да, скорее всего распяли. Но что такое дерево креста? "Проклят висящий на древе" - это написано и во Второзаконии(21:23) и у апостола Павла(Галатам 3:13). Но и Христос проклинает смоковницу, которая без плодов, а значит и без семени. А ведь по Библии благословенное дерево должно быть с семенем на земле, прорастающим в вечную жизнь(Бытие 1:11). А смертное дерево, плоды которого непременно сгнивают, все сучья и ствол такого дерева по Евангелию из себя надо исторгнуть(Матфей 7:3-5). И семьдесят седмин собранной небесной манны, которые олицетворяют смертный земной Иерусалим тоже надо исторгнуть, как дерево. А вот седмина, которая заключает Вечный завет с Богом, и которая поверх меры, она и есть семя, прорастающее в вечный небесный Иерусалим. Умерщвление в себе креста древа(ствола с перпендикулярными ветками) и воскресение в семени - об этом и говорит повествование Евангелия, чтобы найти нам вечную жизнь. Может, буквально Христа и распяли. Но нам надо понимать это как руководство к действию. Если ты прорастаешь из мёртвого семени или вылупляешься из яйца, - это же жизнь, а не смерть. Вот почему Коран говорит, что евреям показалось, что они распяли Иисуса. И ещё говорится, что такая же проблема буквализма у тех, кто и ныне судит о Иисусе, то есть имеет сложившееся традиционное легковерное мнение(Коран 4:154-158).
Давайте взглянем на образ недоступного нам Бога, который Он явил через сотворённого человека посредством андрогина, а впоследствии разделённого на Адама и Еву. Фактически это две силы, находящиеся в равновесии: мужская — центробежная, расходующая сила, женская — центростремительная, накопительная. Посредством женской силы человек ест, упитывает себя, посредством мужской центробежной силы растрачивает себя в трудах. Но таким образом функции распределены не только в человеке, а в явлениях всей природы: сев и жатва, выдох и вдох, расширение и сжатие, внешность и внутренность, рыдание и радость, соль и солод, антициклон и циклон… Да что перечислять, когда сам Соломон не мог перечислить разнообразие этих мужских и женских энергий!(Екклезиаст 3:1-11) Благодаря равновесию этих сил осуществляется круговорот воды, растёт дерево, траектории и орбиты космических тел и сообществ соблюдаются в постоянстве. В человеке уже понятно, где находится Бог — в сердце. Ведь сказано в Писании: Бог — начало, середина и конец всего сущего(Откровение 22:13; Бхагавадгита 10:20). Когда человек склоняет голову(начало) к ногам(концам), образуя единство, круг, это способствует размышлению, уподоблению с Разумом. В круговороте воды середина - море-океан, а восходящие к нему реки — центростремительные женские энергии; испарения же с него, проливающиеся дождями — центробежные мужские энергии. То есть море-океан — седой андрогин, объединяющий мужские и женские энергии. Но родники - это тоже юные андрогины, находящиеся на перекрёстке впитавших осадки подземных жил и речных начал, как бы пульсирующая свадьба капилляров и венул. Дерево — это тоже круг, спираль, вспомним, как оно аттестовывается в Библии — с семенем на земле(Бытие 1:11), но из земли же центростремительные корни восходят к штамбу, к стволу, как к голове человека восходят женственные волосы. Так что Бог знаменует ствол, а семена, семёрки, концы, которые находятся на границе с началами, корнями дерева, тоже являются Божьими знамениями обновления. Что я не вру, не обманываю читателя, которого фарисеи приучили, что образ Божий — икона, неживая деревяшка, так и Христос - человек, (и не только человек!) признанный образ Божий(Филиппийцам 2:6; Колосянам 1:15; 2 Коринфянам 4:4; Галатам 4:19; 1 Коринфянам 15:49), уподобляет себя дереву, благословенной виноградной лозе, виноградарь которой — Бог, энергия, заключённая в этой лозе. Да и всеми пророками Христос предрекается как зелёная ветвь, Отрасль(Исайя 11:1; Иеремия 23:5; Захария 3:8), я даже соглашусь с термином Сын, если по человечески рассуждать, хотя Коран уверяет, что не пристало Богу брать ребёнка(Коран 10:69; 18:3-4; 25:2; 39:6; 72:3). Ну хотя бы потому, что Бог — не человек, и все Его объединяющие компоненты и аксессуары лучше называть ветвями, отраслями. Например, у дыма и облака это клубы, у огня — языки, у человека — конечности, у гор — отроги, у долин — убежища, по которым текут реки, и так далее.
Но какой вывод я делаю о Христе, если уж Евангелие называет его Единородным Сыном?(Иоанн 1:14,18; 3:16,18) Лев Толстой специально изучал древнегреческий язык, чтобы самому перевести Евангелие, и единородность он перевёл как однородность с Богом, подобность Ему. Я здесь не спорю с Толстым, но внесу существенный нюанс, хотя и не знаю древнегреческого языка: Христос — это не только Иисус, не только еврей, не только человек — это собирательный образ, единообразный, совокупный, чтобы быть Единым, как и Бог. То есть это та же собирающая центростремительная энергия. Теперь понятны слова безгрешного Христа, искупившего Собою всю грязь мира: КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ. Смотрите, как всё просто: Себя Он здесь противопоставляет центробежной энергии, которая по причине диссипации превращается в пшик, в тупик, в конец. И причина этой центробежной энергии Его перстный предшественник Адам, Его прообраз, может, даже давнишняя инкарнация, и хотя Коран Адама считает чередой пророков, но это не избавляет «первочеловека» от краха. Я уже упоминал и про телеграф, про патефон, магнитофон… Увы, соль обессоливается, теряет силу. Надо ли думать, что нынешние цифровые технологии будут окончательными?.. КТО ХОЧЕТ ДУШУ СВОЮ СБЕРЕЧЬ, ТОТ ПОТЕРЯЕТ ЕЕ, А КТО ПОТЕРЯЕТ ДУШУ СВОЮ РАДИ МЕНЯ, ТОТ ОБРЕТЕТ ЕЕ(Матфей 16:25). МНОГИЕ ЖЕ БУДУТ ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДНИМИ, И ПОСЛЕДНИЕ ПЕРВЫМИ(Матфей 19:30). Обе эти фразы говорят о чередовании центробежной и центростремительной энергий и их перерастании в свою противоположность. Судить и виноватить Адама за аппетитное яблоко? Но ведь Евангелие судить не рекомендует. Апостол Павел в 11 главе послания к евреям перечисляет даже целую когорту и армаду первых иудейских праведников которые НЕ ПОЛУЧИЛИ ОБЕЩАННОГО, ПОТОМУ ЧТО БОГ ПРЕДУСМОТРЕЛ О НАС НЕЧТО ЛУЧШЕЕ, ДАБЫ ОНИ НЕ БЕЗ НАС ДОСТИГЛИ СОВЕРШЕНСТВА(Евреям 11:40). Да, последние, Христос и апостолы, стали первыми, но благодаря преемственности и отрицанию(отречению, отрешению, отбрасыванию), что опять же две противоположные энергии. Ведь Христос учит не только центростремительности и любви(Матфей 22:39), но и центробежности, способности к отречению(Лука 14:26; Матфей 19:29). Трижды отрекающегося от Него Петра, Христос трижды утверждает в преданности, и это усиливает веру апостола.
Апостол Павел в 5 главе послания к римлянам Адама называет одним человеком, разделённым(Римлянам 5:12), посредством которого грех и смерть вошли в человечество, но спасительного Христа считает единым(Римлянам 5:17), как единым был гомо советикус, отстоявший свою родину от фашизма. Даже буддисты, индуисты, синтоисты входят в эту космическую фигуру Христа: ЕСТЬ У МЕНЯ И ДРУГИЕ ОВЦЫ, КОТОРЫЕ НЕ СЕГО ДВОРА, И ТЕХ НАДЛЕЖИТ МНЕ ПРИВЕСТИ: И ОНИ УСЛЫШАТ ГОЛОС МОЙ, И БУДЕТ ОДНО СТАДО И ОДИН ПАСТЫРЬ(Иоанн 10:16). Когда Бог через пророка Исайю говорит: СЕ, ОТРОК МОЙ, КОТОРОГО Я ИЗБРАЛ, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ, КОТОРОМУ БЛАГОВОЛИТ ДУША МОЯ(Исайя 42:1), читай ИЗБРАЛ, как собрал. Отрок то же, что собранная отрасль, целая плеяда. И когда на Фаворе показывается явление Моисея, Илии и Христа, а потом остаётся только Христос в сопровождении Божиих слов СЕЙ ЕСТЬ СЫН МОЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ, В КОТОРОМ МОЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ(Матфей 3:17), это опять же собирание первых в последнего. Потому и Сын, что последний, то есть в череде служебных будней Он заключительная священная суббота, и именно священством определяется сыновство, уподобление Богу. Прежде сынами очерёдно назывались все предшественники и составляющие Христа, но благодаря возрастанию семёрки в семь седмин, в семьдесят и так далее, последнее как бы съедает значение первых, - съедает и объединяет. Об этом говорит и притча о призвании работников в виноградник(Матфей 20:1-16): все званые, но избранные, победители — последние, в которых и вливаются званые. И когда учеников своих избирает Иисус(Иоанн 15:16-19), опять же надо понимать, как собирает, чтобы они пребывали в Нём, а Он с ними присоединился бы к Отцу(Иоанн 14:12).
Когда в Евангелии написано: ПОЙДИТЕ И НАУЧИТЕСЬ милости, а не жертве, я привираю, конечно, что я научился, - нет, учит Бог через своих пророков. Я из тех, кто отрицает личную волю, да, над всем господствует Бог, только Он хозяин круговорота жизни. ПОЙДИТЕ И НАУЧИТЕСЬ, - Христос отсылает нас к 6 главе пророка Осии, в которой и сказано о спасительной и восстановительной центростремительной энергии. С РАННЕГО УТРА БУДУТ ИСКАТЬ МЕНЯ(Осия 6:1). Petere – и есть ИСКАТЬ или ПРОСИТЬ по-латыни, а zentrumpeta – центростремительная энергия. Помните: ПРОСИТЕ, И ДАНО БУДЕТ ВАМ; ИЩИТЕ, И НАЙДЁТЕ?(Матфей 7:7). ПОЙДЁМ И ВОЗВРАТИМСЯ К ГОСПОДУ! ИБО ОН УЯЗВИЛ — И ОН ИСЦЕЛИТ НАС, ПОРАЗИЛ И ПЕРЕВЯЖЕТ НАШИ РАНЫ; ОЖИВИТ НАС ЧЕРЕЗ ДВА ДНЯ, В ТРЕТИЙ ДЕНЬ ВОССТАВИТ НАС, И МЫ БУДЕМ ЖИТЬ ПРЕД ЛИЦОМ ЕГО(Осия 6:1-2). Fugere – по-латыни означает бежать, а zentrifuga – центробежная сила, которая ужасала, когда Господь уязвлял и поражал нас. Но этот процесс возвращения к Богу, чтобы выйти из горестной сансары рождений и смертей, весьма длительный, здесь сказано о трёх днях, но это длиннющие Божии дни Ветхого, Нового и Вечного заветов. Помните, иудейские праведники ещё не получили награду, но их греет надежда на наши дни? (Евреям 11:39-40) Да и самому апостолу Павлу только ещё мечтается субботство, обещанный покой(Евреям 4:9). Христос совместно с Адамом — несомненный образ Бога при центробежных и центростремительных раскрутках в космической спирали. Но я, чтобы было понятней, верну читателя к более конкретному образу — солёному морю-океану и пресноводным виткам, завихрениям к нему вовнутрь и вне: И ТОЛЬКО ОН, АЛЛАХ, КОТОРЫЙ СВЁЛ ДВА МОРЯ: ЭТО ПРИЯТНОЕ, ПРЕСНОЕ(ДЛЯ ПИТЬЯ), А ТО СОЛЬ, ГОРЬКОЕ(ДЛЯ ПИТЬЯ) И УСТРОИЛ МЕЖДУ НИМИ ПРЕГРАДУ И НЕПРЕОДОЛИМОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ(ЧТОБЫ РАЗНЫЕ ВОДЫ НЕ ПЕРЕМЕШИВАЛИСЬ)(Коран 25:53, перевод Абу Аделя) Похоже это на притчу Христа о виноградной лозе и виноградаре? В другой суре о пресном и солёном море-водоёме говорится уже как о пище и вообще как ареале добычи: И (ТОЛЬКО) ОН (АЛЛАХ) — ТОТ, КОТОРЫЙ ПОДЧИНИЛ МОРЕ, ЧТОБЫ ВЫ ПИТАЛИСЬ ИЗ НЕГО СВЕЖИМ МЯСОМ (РЫБАМИ,…) И ИЗВЛЕКАЛИ ОТТУДА УКРАШЕНИЯ (ЖЕМЧУГ, КОРАЛЛ,…), КОТОРЫЕ ВЫ НАДЕВАЕТЕ(Коран 16:14, перевод Абу Аделя). Но зачем оно, питие и пища, если Христос говорил: КТО БУДЕТ ПИТЬ ВОДУ, КОТОРУЮ Я ДАМ ЕМУ, ТОТ НЕ БУДЕТ ЖАЖДАТЬ ВОВЕК; НО ВОДА, КОТОРУЮ Я ДАМ ЕМУ, СДЕЛАЕТСЯ В НЕМ ИСТОЧНИКОМ ВОДЫ, ТЕКУЩЕЙ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ(Иоанн 4:14), Я ЕСМЬ ХЛЕБ ЖИЗНИ; ПРИХОДЯЩИЙ КО МНЕ НЕ
БУДЕТ АЛКАТЬ, И ВЕРУЮЩИЙ В МЕНЯ НЕ БУДЕТ ЖАЖДАТЬ НИКОГДА!(Иоанн 6:35). Бог не ест, а только всех кормит, и мы, когда окажемся с Богом не будем нуждаться в воде и хлебе. ВЫ - СОЛЬ ЗЕМЛИ(Матфей 5:13) — что значат эти слова, обращённые к ученикам Христа? Пока мы едим и пьём из пресного или солёного моря, мы подвержены инкарнациям, как были подвержены евреи смерти при исходе за ропот, хотя и питались даже небесной манной. Рождаться и умирать снова и снова — горестно. Что мы едим — то мы и есть, - так говорит древняя восточная формула. И если мы едим рыбу, водоплавающую птицу, нерпу, тюленей, акул-китов, мы участвуем в едьбе, в порнушке, за которую Бог наказывает. Я помню, одна безмужняя мать-одиночка пожаловалась мне: любовь к детям — пресная, лелея мечту о вкусном, солонцеватом мужчине. Но поверьте Христу: когда мы соединимся с Богом, мы насытимся и насолонцуемся наверняка!
Я не сказал, что будучи в паломничестве в Палестине, мне не удалось увидеть Мёртвого моря. С горы Искушения, что возвышается над Иерихоном, оно, кажется, видимо, - здесь, на горе сатана требовал, чтобы Иисус не одухотворялся. Паломничал я с группой православных, может, даже православнутых, - они яростно отвергли вояж к морю по причине бытования там некогда городов Содома и Гоморры. Но зато уже на родине, на нижневолжской земле я, почему-то со страхом, оглядывал подходы к озеру Эльтон. Минерализация его даже солонее в полтора раза, чем в Мёртвом море. Семь речек текут в этот овальный круг диаметром в 15-18 километров. Ранней весной его глубина достигает полутора метров, но летом это огромное, подверженное испарению зеркало глубиной только 5-7 сантиметров, и вместо воды здесь солонейшая рапа. Конечно, как и положено, Божья соль должна исЦЕЛять, и недалеко расположен санаторий. Но я смотрю на это озеро, как на достижение некой цели и смысла. Нет, не нуль, не пшик наша жизнь, а благословение! Мёртвое море и озёра типа Эльтон — образец смысла жизни, но он показан и во всяком море: инкарнационная вода втекает в море и обессоливаясь, испаряется, а соль остаётся в нём неколебимой, СОЛЬ ЗЕМЛИ(Матфей 5:13). Также и солнце, хотя у него и один корень с солью, нужды в нём, временном светиле, не будет, когда предстанет Божий Свет.
Теперь надо сказать о Мухаммеде, которого христиане считают исчадием дьявола. Коран называет его печатью пророков(Коран 33:40). Комментаторы и переводчики благодаря таким словам убеждены, что пророков больше не будет, ну разве что учителя и реформаторы. Но это чушь на постном масле. Печать говорит лишь о том, что Мухаммед последний из первых, последний из предшественников, и если бы он вдруг оказался рядом с Иисусом на Фаворе, пальма первенства была отдана Мухаммеду. Один сеет, другой жнёт, но жнущий получает награду пахарей и сеятелей, входя в их труд(Иоанн 4:37-38) — это ведь слова пророка, слова Христа, а они незыблемы. Тем не менее и после Мухаммеда были и будут пророки: ко всякому народу есть посланник(Коран 10:48), для всякого предела своё Писание(Коран 13:38). Ведь были потом основатели бахаизма, одного из которых казнили, а другого гноили в тюрьме и ссылке; показал себя достойным учителем Лев Толстой, которого предали анафеме, а в 20 веке проповедовал «Детку» совсем уж безграмотный Порфирий Корнеевич Иванов, - над ним куражилась советская психиатрия. Но написанное в Бхагавадгите сказано и о нём, ведь это Порфирий Корнеевич расширил температурные изотермы человека. Комфортная температура для слабых, страстных, нетерпеливых всего лишь 21 градус, и что ниже — неприятно холодно, а что выше — неприятно жарко. КТО НИКОМУ НЕ ЧИНИТ ЗЛА И ДРУЖЕЛЮБЕН СО ВСЕМИ, КТО СОСТРАДАТЕЛЕН К БЕДСТВУЮЩИМ, НЕ СЧИТАЕТ СЕМЬЮ, ДЕТЕЙ, ЖЕНУ, ИМУЩЕСТВО И ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, КТО НЕ ГОРДИТСЯ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ, НЕВОЗМУТИМ В РАДОСТИ И ГОРЕ, ТЕРПЕЛИВ, УДОВЛЕТВОРЕН ТЕМ, ЧТО ИМЕЕТ, КТО НЕ СТРЕМИТСЯ ЗАПОЛУЧИТЬ БОЛЬШЕ НЕОБХОДИМОГО, КТО СЛУЖИТ МНЕ С ВЕРОЙ И РЕШИТЕЛЬНОСТЬЮ, КТО ВСЕГДА ПОМНИТ ОБО МНЕ ― К ТАКОЙ ДУШЕ Я ОТНОШУСЬ С ЛЮБОВЬЮ. КТО НИКОМУ НЕ ПРИЧИНЯЕТ ТРЕВОГ И САМ ВСЕГДА СОХРАНЯЕТ СПОКОЙСТВИЕ, КОГО НЕ ПРИВЛЕКАЮТ РАДОСТИ ЗРИМОГО МИРА, КТО НЕ ПИТАЕТ НЕНАВИСТИ, СТРАХА, ВОЗБУЖДЕНИЯ, ТОТ, БЕЗУСЛОВНО, ДОРОГ МНЕ. КТО НЕ СВЯЗЫВАЕТ СВОЮ СУДЬБУ С ВИДИМЫМ МИРОМ, КТО ВСЕГДА БЕЗМЯТЕЖЕН, ЧИСТ ТЕЛОМ И ДУХОМ, УМЕЛ В ДЕЛАХ И НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ДРУГИХ РАДИ СОБСТВЕННОЙ ВЫГОДЫ, ТОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДОРОГ МНЕ. КТО НЕ ЛИКУЕТ, СТЯЖАВ МИРСКИЕ БЛАГА, И НЕ ВПАДАЕТ В УНЫНИЕ, ПОТЕРЯВ ИХ, КТО НЕ ПЕЧАЛИТСЯ, НЕ ДОСТИГНУВ ЖЕЛАЕМОГО, НЕ СКОРБИТ, ЛИШИВШИСЬ ИМУЩЕСТВА, КОМУ НЕТ ДЕЛА ДО ГРЕХА И ПРАВЕДНОСТИ, ТОТ ОЧЕНЬ БЛИЗОК И ДОРОГ МНЕ. КТО ОДИНАКОВО ОТНОСИТСЯ К ДРУЗЬЯМ И ВРАГАМ, ПОЧЕТУ И БЕСЧЕСТИЮ, ЖАРЕ И ХОЛОДУ, УСПЕХАМ И НЕУДАЧАМ, КТО НЕ ПРЕЛЬЩАЕТСЯ МИРСКИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ, НЕМНОГОСЛОВЕН, ДОВОЛЕН ТЕМ, ЧТО ИМЕЕТ, НЕ ПРИВЯЗАН К ДОМАШНЕМУ ОЧАГУ И НЕ ДОПУСКАЕТ НИЗМЕННЫХ МЫСЛЕЙ, КТО БЕСКОНЕЧНО ПРЕДАН МНЕ, ТОГО Я ПОЧИТАЮ СВОИМ ВОЗЛЮБЛЕННЫМ. И Я ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПРЕД ТЕМИ, КТО ИЗБРАЛ ДЛЯ СЕБЯ ПУТЬ БЕЗУСЛОВНОЙ ПРЕДАННОСТИ МНЕ, КТО ВО ВСЕМ УПОВАЕТ НА МЕНЯ И ДЛЯ КОГО Я ― ЕДИНСТВЕННОЕ УБЕЖИЩЕ(Бхагавадгита 12:13-20). А сколько гуру вышло из восточных стран и распространяло Божье напоминание по всему миру только в последнее время, разве за всем этим углядишь!
В окончании статьи мне хотелось бы закруглить обещанную мысль, почему убивающие и трахающие считают, что тем служат Богу. Ну вспомним даже банальный конфликт отцов и детей. А всему виной жатва, страда, страдание. КОГДА СОЗРЕЕТ УРОЖАЙ, ЧЕЛОВЕК СРАЗУ БЕРЁТСЯ ЗА СЕРП — НАСТАЛО ВРЕМЯ ЖАТВЫ(Марк 4:29, перевод Кузнецовой). Дети, увы, судьи и жнецы старшего поколения: новое всегда побеждает старьё. По-древнерусски серп — жен, потому и жена — жница, а жениху уготована судьба выжатого жмыха. Впрочем, лучше сказать, что мужчина и женщина жнут друг друга, здесь обмен энергиями. Богатые жнут бедных, хотя и бедным, что-то перепадает от богатых. Но что перепадает тем, кого сжигают как еретиков, убивают, распинают, сажают на кол, предают анафеме, - чаще всего это участь пророков. Убивающие твердят, что виновники препятствуют вере отцов, а пророки вопрошают, памятуя, что мерседес имеет преимущество перед ослом: а если ваши отцы верили скудно? Кто ищет страды, страдания, тот понимает, что этим убеляются(Иоанн 4:35). Потому и Лев Толстой был рад и искал пострадать за Христа. Но когда в православной церкви в свою очередь приспела страда, она обиделась на жнецов - на Ленина и на весь советский народ до сих пор стоит ропот, как будто не Бог, а Ленин управляет жизнью. Революции и всякие перевороты русская церковь считает бедствием, а революционеров — террористами. Ей бы хотелось, чтобы вечно народ был чернью, быдлом, а священноначалие — знатью, духовенством, вашим святейшеством, вашим высокопреосвященством, вашим высокопреподобием… Даже Иисус Христос не предполагал в своей вотчине таких регалий, обличая жадных и тщеславных фарисеев, ведь в религии важнее услужение нежели владычество и господство. Почему надобно еженедельно и ежемесячно приходить пред лицо священника и каяться? Да это просто стрижка маржи с паствы, своего рода индульгенция, чтобы священноначалие на что-то могло жить, ведь без копейки в церковь не пойдёшь, это тот же магазин. И портал ПРАВОСЛАВИЕ.РУ тоже подобен церкви: «мы убеждены, что проповедовать Христа за деньги нельзя, но вы, пожалуйста, присылайте нам деньги». Слово раскаяние происходит не от виновного Каина, а от слово «кайма» или «кант» то есть конец и граница какого-то организма, какого-то содержимого. ЕСЛИ БУДУТ ГРЕХИ ВАШИ, КАК БАГРЯНОЕ, - КАК СНЕГ УБЕЛЮ; ЕСЛИ БУДУТ КРАСНЫ, КАК ПУРПУР, - КАК ВОЛНУ УБЕЛЮ(Исайя 1:18). То есть когда диссипированная жизнь дойдёт до вечерних красок спектра, тогда приспел конец, черновик, который надо стереть и обратить в начало, в чистый лист бумаги. Именно сокрушённых сердцем велено исцелять и раскаивать, то есть конец восстанавливать в начало, реанимировать(Исайя 57:15; 61:1: 66:2). Ну а если подросток придёт каяться перед священником в том, что у него была поллюция или даже он занимался онанизмом, убелит его Бог посредством священника? Да посмотрите, куда сеет семена тополь или одуванчик, - куда не надо: и на асфальт, и на другие растения, и в ноздри аллергиков. В евангельской притче семена сеятеля вместо доброй почвы попадают тоже на дорогу, на камень, в сорняки. Может, раз или два подросток покается, но потом сбежит из церкви до самой старости, до вечерних красок спектра. Или артисту, у которого всякий день новые поклонницы, будет польза от покаяния? ДВА КАЧЕСТВА УМНОЖАЮТ ГРЕХИ, А ТРЕТЬЕ НАВЛЕКАЕТ ГНЕВ: ДУША ГОРЯЧАЯ, КАК ПЫЛАЮЩИЙ ОГОНЬ, НЕ УГАСНЕТ, ПОКА НЕ ИСТОЩИТСЯ; ЧЕЛОВЕК, БЛУДОДЕЙСТВУЮЩИЙ В ТЕЛЕ ПЛОТИ СВОЕЙ, НЕ ПЕРЕСТАНЕТ, ПОКА НЕ ПРОГОРИТ ОГОНЬ. БЛУДНИКУ СЛАДОК ВСЯКИЙ ХЛЕБ: ОН НЕ ПЕРЕСТАНЕТ, ДОКОЛЕ НЕ УМРЕТ(Сирах 24:20-23). Даже вор, имея уверенность в своей нужности, до поры, до времени не унывает, ибо эту уверенность ему даёт Бог, творящий дела попарно: где богатство, там и тать. Вот как поэзия прозирает вину и раскаяние:
Над храмом менялись закаты,
И слышалось ночью и днем:
«О Господи! Мы виноваты!
Мы все виноваты во всем!»
Неслышно душа погибала.
Вина молотила людей:
Сначала к земле пригибала,
Потом превращала в червей.
«Покайтесь!» - лукавый мессия
Крестил механический лоб.
Мы падали ниц. И Россия
Ложилась живою во гроб.
Я проклял и храм, и Отчизну,
И понял в дырявой избе:
Вина – есть предательство жизни,
Еще непонятной тебе.
Я вижу иную дорогу,
Где помнит мое естество:
Вина – есть пощечина Богу,
За все, что пришло от Него.
В стране и учениях – ложно.
Темно за поповским плечом.
Божественно все, что безбожно,
Никто не виновен ни в чем!
(Михаил Анищенко Шелехметский, Вина)
Ещё стихотворение с похожей декларацией.
Мы все однажды будем прощены.
Пей, сквернословь, воруй, прелюбодействуй –
мы все однажды будем прощены
за каждое безумье и злодейство.
Покайся, брат, и спуститься тебе –
с уставших рук стечет томатным соком
кровь навсегда расстрелянных детей
под неусыпным все приявшим оком.
Покайся – и забудутся навек
плач женщины, тобою обреченной,
в утробе нерожденный человек,
состава лязг вдоль мертвого перрона.
Простится все – покайся и пройдет
воспоминанье о никчемной бабке,
которая в пожаре не найдет
ни ключ дверной, ни кошелек… ни тапки.
Кто обворован – тот уже в раю,
кто был убит – того уже пригрели,
чтобы за душу грешную твою
они прощенье вымолить успели.
А ты греши – и кайся – и греши,
лишь об одном не забывай, отступник,
прощенье будет только для души,
когда ты, лично, сдохнешь как преступник.
(Игорь Гуревич)
Когда я имею веру и уверенность, я знаю, что со мной Бог, и дело, которое я задумал, совершится. Но когда мои планы не выстроились, не подкрепились уверенностью, и меня гложут сомнения, предприятие лучше не начинать, потому что мной владеют не созидательные, а центробежные тенденции. Сомневающийся осуждается, потому что не по вере, а всё, что не по вере, грех(Римлянам 14:23). Даже выпрашивать что-то у Бога, сомневаясь, не годится, ПОТОМУ ЧТО СОМНЕВАЮЩИЙСЯ ПОДОБЕН МОРСКОЙ
ВОЛНЕ, ВЕТРОМ ПОДНИМАЕМОЙ И РАЗВЕВАЕМОЙ(Иакова 1:6). И ЛУЧШЕ ТЕБЕ НЕ ОБЕЩАТЬ, НЕЖЕЛИ ОБЕЩАТЬ И НЕ ИСПОЛНИТЬ. НЕ ДОЗВОЛЯЙ УСТАМ ТВОИМ ВВОДИТЬ В ГРЕХ ПЛОТЬ ТВОЮ, И НЕ ГОВОРИ ПРЕД АНГЕЛОМ [БОЖИИМ]: "ЭТО - ОШИБКА!" ДЛЯ ЧЕГО ТЕБЕ [ДЕЛАТЬ], ЧТОБЫ БОГ ПРОГНЕВАЛСЯ НА СЛОВО ТВОЕ И РАЗРУШИЛ ДЕЛО РУК ТВОИХ?(Екклезиаст 5:4-5) То есть веру и уверенность, (новую) центростремительную энергию не годится обращать в ошибку, погрешность и грех пятками назад: БЛАЖЕН, КТО НЕ СОБЛАЗНИТСЯ О МНЕ!(не ошибётся)(Лука 7:23) А вот (старая, ущербная) центробежная энергия удаления от Бога должна затухнуть, ослепнуть, оглохнуть, завечереть, закатиться.
Выходя из города, уже поверженного, уже лежащего в пепле,
Где даже оплакать некому своего мертвеца,
О не оглядывайся, душа моя, забудь, оглохни, ослепни,
Когда Творец выводит тебя из города твоего отца.
(Олеся Николаева, Семь начал)
Ведь Христос для того и пришёл, чтобы центростремительную энергию проявить, а центробежную ослепить(Иоанн 9:39). Но фарисеи сказали: мы видящие, и потому центробежность, удалённость от Бога на них остаётся(Иоанн 9:41). Своей пастве российские фарисеи внушают копаться в жизни и выискивать вшей, принося их пред лицо священника. НЕВОЗМОЖНО - ОДНАЖДЫ ПРОСВЕЩЕННЫХ, И ВКУСИВШИХ ДАРА НЕБЕСНОГО, И СОДЕЛАВШИХСЯ ПРИЧАСТНИКАМИ ДУХА СВЯТАГО, И ВКУСИВШИХ БЛАГОГО ГЛАГОЛА БОЖИЯ И СИЛ БУДУЩЕГО ВЕКА, И ОТПАДШИХ, ОПЯТЬ ОБНОВЛЯТЬ ПОКАЯНИЕМ, КОГДА ОНИ СНОВА РАСПИНАЮТ В СЕБЕ СЫНА БОЖИЯ И РУГАЮТСЯ [ЕМУ](Евреям 6:4-6). Потому окормляемые в тюрьмах зэки, когда выходят на свободу, снова совершают рецидивы. Да и обычные верующие не могут освободится от исповедуемых грехов, так что вши одни и те же.
Надо ещё сказать о презрительном отношении церкви к науке — авангарду развития общества, в частности, к цифровой экономике, способствующей якобы закабалению и чипизации человека. Тем не менее теологию церковь намерена легализовать через государственные институты как науку. Так что шесть томов митрополита Илариона могут вывести его и на степени членства академии наук — профессора, члена-корреспондента, академика.
Увы, многажды расколотая русская православная церковь стала консервативной, центробежной силой, тормозом общества, как и предсказывали апостолы(2 Петра 2:1). Но Христос, обличая фарисеев, не отверг уж совсем этот институт козлов, а только поставил его по левую сторону(Матфей 25:32-33). Тормоз необходим, хотя бы в автомобиле. И человека если всё время возбуждать, не растормаживая, он не заснёт. Короче, кривая инерционная центробежная сила необходима.
Что же мне сказать читателю, не посягая на роль пророка, учителя, наставника? Если тебе Бог не дал веру, живи как живёшь, подчиняясь уголовному и гражданскому кодексу, то бишь закону. ВЕСЕЛИСЬ, ЮНОША, В ЮНОСТИ ТВОЕЙ, И ДА ВКУШАЕТ СЕРДЦЕ ТВОЕ РАДОСТИ ВО ДНИ ЮНОСТИ ТВОЕЙ, И ХОДИ ПО ПУТЯМ СЕРДЦА ТВОЕГО И ПО ВИДЕНИЮ ОЧЕЙ ТВОИХ; ТОЛЬКО ЗНАЙ, ЧТО ЗА ВСЕ ЭТО БОГ ПРИВЕДЕТ ТЕБЯ НА СУД(Екклезиаст 11:9).
Не надо забегать вперёд,
Пусть всё идёт. Как есть,
За ночью — день, за годом — год,
За ожиданьем — весть.
Пусть всё случится в свой черёд,
Но чтоб жилось легко.
Не надо забегать вперёд
И видеть далеко.
Не надо трогать переплёт,
Как бабушкин ларец,
Не надо забегать вперёд -
Заглядывать в конец.
Если же Бог дал тебе этот дар — веру, значит, у тебя есть надежда, возложи её на Бога и доверься Ему, пребывая в священном Писании и ожидая откровений: твоё восхождение к Нему началось. Только Он — твой Господь и Господин, Отец и Учитель.