Из романа ОДНА — ЭТО ТОЛПА НАРОДА или
ЖЕНЩИНА — ЭТО МНОГО ЛЮДЕЙ
(РОМАН В ОТРЫВКАХ)
ЖЕНЩИНА ПИШЕТ
***
Слова – по цвету,
По размеру - строки
Я собираю,
Как в букет - цветы.
У солнца – свету
Я учусь. Уроки
Беру у стаи,
Что всегда в пути.
***
Не хочу я этой грязи,
Утомилась я от лжи,
Политься б чистой фразе,
Как косец молится ржи.
1986
СОН
Лев Толстой
смотрел
недобро.
Лев Толстой
смотрел
так мудро...
Лев Толстой
смотрел
недобро,
И совсем ушёл наутро...
Что хотел сказать ты,
Старец?
Что
хотел сказать,
великий?
Наша жизнь – как дикий танец,
Крутимся – мелькают лики...
Крутимся – мелькают лики
Мудрых старцев и пророков.
Из души лишь – стон и крики
От сует и от пороков.
Нету веры. Нет и смыcла,
Ничего коль нет святого...
Дайте, дайте коромысло!
Я – за чистою водою!..
ИЗ МОЕГО ПИСЬМА ПОДРУГЕ- ОДНОКЛАССНИЦЕ
….Ну и заставила ты меня улыбнуться фразой о том, что не записываешь. Уточняю из собственных на этот счет наблюдений.
Вообще-то на момент начала заболевания моего ребенка - психиатры, почти в абсолютной своей массе, это – бывшие педиатры, логопеды, и вообще «кто ни попадя», не готовили их тогда мединституты. Первым профессором психиатром, к кому я привела сына, оказалась престарелая баба, вся в золотых украшениях с огромными камнями (это – не Москва, на Украине так ходили только продавщицы овощных и рыбных магазинов). Так вот она мне заявила:
– «Вот Вы пишите стихи? Видите, Вы – больной человек, это же не мешает другим с Вами общаться. Да!!! Нормальные люди стихов не пишут. Только шизофреники, в разной форме».
. Виктория Токарева рассказывала в каком-то интервью, как ее подруга заявила, что и она сможет так писать. «Не сможешь!!! Чтобы писать, надо писать, это как болезнь».
Да и все почти пишущие признаются, что пишут, потому что не писать не могут, иначе просто свихнутся от переполнения. Надо выкинуть из себя.
Потому, впрочем, я и пишу кусками, не оканчивая из-за того, что меня отвлекают, а потом – не надо, жар прошел, а для истории и человечества – я-таки не совсем идиотка заманьяченая, понимаю с 12-тилетнего возраста, едва начала писать что попало (более того, еще лет в десять начала роман, узнав от бабушки и от всех, кого теребила, историю нашего рода и нашего села с окрестностями — утерян при одном из переездов), что Гоголя и Пушкина мне не переписать, а иначе – не стоит, все равно все пропадет вместе со мной, не будет любопытных потомков.
Торможусь. Но зато у тебя – на редкость прекрасная речь, просто редко встречается столь не загаженная и не окуцевшаяся фраза. По моей же сразу видно, что мне пришлось поработать в бабьем школьном коллективе, мычащее-матерящемся до кретинизма, ездить с учениками в трудовые лагеря; работать в пионерских лагерях воспитателем и, особенно, старшим воспитателем. Это – круглосуточное трехмесячное напряжение, только вечерний обход, например, ежедневно я, уложив Севу спать, начинала с самого младшего отряда, по возрастающей – все десять отрядов.
Вожатыми были, в основном, мои бывшие ученики, на тот момент - студенты, воспитателями – учителя нашей и других школ. Плюс завхоз, зав. производством и его повара… Каждого выслушать, утешить, воодушевить, поддержать, отобрать собранный в отчаянии чемодан.
А 15 лет проведения свадеб, юбилеев, вечеринок для трудовых коллективов всех мастей, напивающихся, впрочем, одинаково - ?!
Не то, что говорить красиво... Одно утешение – на брань, слава богу, не скатилась после всех пинков жизни.
Так что, коль уж нет тебе нужды писать, так радуйся благодарно.
Много лет кроме подробных дневников пишу еще прямо в отрывной календарь: коротко об основных событиях в конкретные дни. Оставляю целенький исписанный календарь. Приходится что-то уточнить – беру с книжной полки нужный. И сами календари с годами любопытно полистать, кстати. И места они занимают немного.
ПОИСК РИФМЫ
И весь день рифмы открывают какие-то логические закономерности. Наверное, после проснувшегося и реализованному вчера желания открыть, наконец, после начала каникул, что-то по математике, да порешать – дать труд мозгам. Видимо, уже отдохнула после очень тяжелого учебного года, благо не работаю в школе, очень устала от репетиторства. Впрочем, бывшие коллеги, тоже впервые жалуются так сильно…
– восток – ток, исток, росток. То есть место, где начинается день…
- запад – водопад (то есть, падающий идущий вниз, уплывающий); украинское занепад (рус. – упадок (о нравственных и духовных силах), падение, оскудение).
… Россия - ?..
Арсений Тарковский и прочие традиционно рифмуют с осиной. Тоже символ: дерево с дрожащими листьями, на нем повесился Иуда, то есть дерево оскверненное. Осип Колычев (у него тоже символичность забавненькая):
Это и есть – Россия!
Светлейшее из имен.
На взгорьях - березки косые,
Осин металлический звон.
Про Россию и рифму к этому слову едва подумала, как пошли ужасы необъяснимые: обычным отработанным годами жестом, старой же прихваткой, хочу снять с плиты горячую сковороду.
Дикий ожог среднего и безымянного пальцев, причем, сверху. Через несколько минут снимаю чайник, обычным же образом из соображений безопасности повернут носик к стене.
На тех же фалангах тех же пальцев на другой, уже левой, руке.
Опять – знаки?! 24 лунный день. Пока не расшифровала.
ИЗ ДНЕВНИКА ЗАПИСЬ от 30.01.2007 г.
Третий день пребываю в выброшенном состоянии…
В эпоху пустых книжных магазинов через общество книголюбов на меня свалилось счастье: однажды туда дают всего 1 экземпляр «Доктора Живаго», он достается мне.
В тот же вечер меня приглашает на день рождения, 65 лет, чудесная женщина – Лидия Ивановна, учитель русского языка и литературы, тогда еще работающая, более того, мы вместе работали и в пионерском лагере.
Любила она меня очень благородно, как и все, что она делала. (Штрих к ее портрету: муж - грязный бабник оставляет ее с двумя крошками, Она, как все мы гордые идиотки, Лидии, растит их одна, безо всяких там алиментов и проч. Но когда он стал разбитым стариком, то та, к которой он тогда ушел, выбросила его на улицу, сообщив об этом Л.И. Что делает наша железная женщина? Конечно, посылает дочерей за ним, поясняя, что их дети должны видеть, как надо относиться к родному отцу… И в двухкомнатной крошечной хрущевке с проходными комнатами, где жила Л.И. с дочерью, зятем и внуком, появился беспомощный лежачий негодяй, не видевший детей с того дня разлуки…)
Итак, я, едва кусками побегав по описываемой книге, дарю ее Л.И.!
Больше эта книга мне не попадала, но я всегда чувствовала, что непременно должна ее иметь - ?!
Только у нас появился Интернет, перетаскиваем книгу в комп. Комп, как все уже поняли, зависает. После его перезагрузки книга пропадает.
На днях перекачала ее снова.
И вот!!!!!!!!! Я обнаруживаю у Пастернака те четыре строчки, что записаны эпиграфом в моей книге…
Мне-то стихи диктуют все годы, чего я никогда не скрывала, потому и относилась и отношусь к ним никак. Народ переписывал, теперь перечитывает, когда им тошно жить – помогает, говорят. Ну, и спасибо им...
И те 4 строчки мне тоже продиктовали. Я не встречала раньше их у Пастернака, хотя то, что есть в моем доме, частенько беру в руки, и выхватываю кусочки глазами, много не беру – емко. Люблю праздник кусочком.
Это кто же так резвится?! Надиктовано мне уже записанное. Или просто все записано на небесах, и многие Бойли и Мариотты бегают по одним информационным полям? Так предупреждать же надо, а?!
Вот, уж, поистине, ученье – свет, а неученых – тьма.
Так я, сама не догадываясь о том, обманувшись сама, ввожу в заблуждение других. Нехорошо получается…
И поправить ситуацию уже нельзя, одно утешает, что не останусь я в веках. Увы, слабенькое утешение.
Кстати, случайно сохранилась в 16 лет мною написанная рифма: «Нет у одиночества имени и отчества», сейчас поют песню с такой же фразой – но это не сложно сбредить. Так же у Риммы Казаковой несколько раз встречала такие же строчки, слово в слово, как у меня, в общем, ерунды подобной много. Но записать автоматически то же, что Пастернак – не скромно. И, главное, никому не докажешь случайность такого совпадения – не хорошо!
КИТАЙСКИЙ СТИХ
***
Стихи приходили ко мне
И снова ушли безвозвратно.
Другие, быть может, придут...
Так счастье обходится с нами.
***
Вот и пишется снова.
Неужели для рифмы
Разрушенье – основа?..
ЧАСОВЩИК — ПОЭТ
Знакомый часовой мастер, очень хороший часовой мастер, следует заметить, прислал на наш почтовый ящик подборку своих стихов. Готовил ее тщательно…
Почитала я немного, естественно, подумала: если ты такой хороший часовой мастер, так и занимайся своим делом, а не уподобляйся сапожнику, решившему сочинить «новую песню вместо штиблет».
Но ведь это же и мне открытым текстом свыше намекают: хватит, мол, изгаляться над словом!!!
Да, я и сама знаю, только вот через мои воспаленные мозги кто-то пропускает это подобие стихов, а я выплескиваю этот суррогат на бумагу, чтобы освободиться.
Едва собралась взять себя на поруки и исправиться, пришла к нам знакомая, и начала мне давать практичные советы, как мой бред перевести на английский и куда в Интернете направить для публикации, чтобы получать за это деньги. Предложила познакомить с зав. чего-то, обеспечивающим сношения с украинскими диаспорами, дабы мне напечататься там.
Ну, ни змеи ли, искусители, сидят в кустах и тут же появляются, чтобы разрушить благие намерения?! Вот и реши вечную загадку о добре и зле, а, главное, о их носителях.
Утешает, что не купилась на выдвинутые мне знакомой предложения...
***
Иные поэты, в минувшие сроки,
Порастащили приличные строки.
Мне же осталась горсточка хлама,
И гениальности - нету ни грамма...
ЗНАКОМОЕ НЕЗНАКОМОЕ СЛОВО
Написано слово. Короткое, собственно слово. Не какое-то мало знакомое, а как раз наоборот – самое, что ни на есть, расхожее. А вот и не узнаю его!? Слово всего из пяти букв. И буквы до боли знакомы: маленькие, черненькие. Читаю уже в который раз. Раза три-четыре подряд, словно расшифровать пытаюсь! «П-л-а-ч-у». Ну, что бы, кажется, проще?!
А не узнаю слово-то. Не узнаю. «Плачу» - это в смысле «плАчу» или же, сдвигаем ударение, «плачУ»??? Одни буквы. Смысл и значение – разные.
А вот и нет. Вовсе даже, не разные, если разобраться… Как часто и сколь за многое плачУ тем, что плАчу.
А с виду – словно и разные слова-объекты. Ан, нет!..
Зато придумала для себя забаву: ищу подобные слова. То есть составлено из одних букв, а — два или три, разных слова:
пОшло - пошлО;
прИстав — пристАв;
дорогА — дорОга,
стОит — стоИт, попУ - …,
валЮ — ВАлю,
КОлю — колЮ,
дОлги — долгИ,
вАлки — валкИ;
смЕло — смелО;
Удила — удИла — удилА;
Орган — оргАн;
зАмок — замОк;
сАмой — самОй;
СОЧИНЕНИЕ НА ВОЛЬНУЮ ТЕМУ
Если бы по радио или по телевизору в литературной передаче голосом актера была произнесена первая фраза: «В большой комнате горела одна свеча…», а кто-то нетерпеливый тут же переключил на другой канал. Тогда те, кто услыхали такое начало, начали бы мысленно рисовать себе продолжение…
Или, если бы совершенно разным людям было предложено дописать историю, им не известную, додумать и домечтать…
Какое бы множество вариантов повести, рвущейся перерасти в роман!
Вот где поле для писателя! Причем, в любом жанре!!!
Забавных мыслей рой
Врывается порой,
Как вящая награда.
А! Никому не надо...
ИСЧЕРНЯЮТ МИМОХОДОМ БЕЛЫЙ СТИХ…
Муза вскричала: «Дайте, я выйду
Из тесных чертогов вашей поэмы!
Чистой поэзии нет здесь и виду,
Поэты! Ответьте: кто мы и где мы?»
Рифмы мечутся по монитору-полю,
Прорастая корявыми знаками;
Словесам вашим дай только волю –
Скоктейлят в пену плевла со злаками.
Поискорежен русский богатый!
В каждой фразе - двусмыслие.
То хвостатый черный рогатый
Сотворяет гнилое и скислое!
Началась рывком эпоха Водолея,
Всклочились безграмотности рифы,
Злословят поэты, слова не жалея,
Кроковячат в ритме рваной рифмы.
Разухабилась словес чехарда,
В эпиприступе корчится фраза…
Новых нано- и микро-поэтов орда
Насмерть сразила какая зараза?!
***
Исключая ненужные ноты,
Регулируя такты и ритм,
Подменив свирели и фаготы,
Свету гимн пропевает пиит.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОЭТ
Общеизвестно, сколь нелестно отозвалась Анна Андреевна на ранние стихи Беллы Ахмадулиной. Любопытно, что в их фамилиях после «Ахма» у первой - «т», у второй - «д».
Ну, во-первых, А.А, была столь терзаема адскими болями и изнуряющими болезнями, во-вторых, опять же, не сохранилось подробного описания, в каком контексте прозвучал обрывок донесенной через Л. Чуковскую нам фразы...
Но какой леденящий холод должен был пронзить молодую Беллу...
«лишь однажды взглянула с усмешкой,
как метелью лицо обмела».
Ну, не признали мои зарифмовки, коих масса, как и у большинства, так и ладно — а зато я мехмат университета окончила, имея двухлетнего ребенка, которого никто не помогал поднимать, без академотпуска, с лучшим распределением на себя и мужа!
И вообще я много чего неплохо делала и делаю... Стихи же (неловко как так «это» именовать) для меня — это такой невинный дар небес, а дареному коню, как известно, особенно, если конь — Пегас, а не сивый мерин какой, не смотрят...
А профессиональному поэту каково?!
Поистине, впервые осознала это словосочетание: профессия такая!
Государство тебя учило. Бесплатно, между прочим. Отработай положенные три года молодым специалистом! Ну, последнее - это мне, попавшей в почетное КБ работать на космос. Или какому инженеру, врачу и прочему обладателю земного диплома. Но молодой специалист — поэт...
Любопытно... А соцобязательства? А значок ударника коммунистического труда? А «не позорь трудовой коллектив»?! С профсоюзом, следящим, чтобы не допускалось переработок, чтобы нормированный рабочий день?..
О, нет!!! Я человек настолько вольный и свободный, что пусть для меня поэзия будет хобби, а не производственной необходимостью.
А как здорово, что бороться не надо ни за какие звания, конкурсы... И ни с кем не надо соревноваться!!! И ждать, чтобы тебя заметили великие и отозвались гуманно...
До паник жутко быть бранимой
Поэтом-классиком при жизни.
Ославит мимоходом имя,
Талант твой придавая тризне...
***
В иной момент захочется стихов,
Рифмовок чистых, хоть по грамму,
Иль звуков из растянутых мехов,
А не кривляния под фонограмму.
***
вернуть словам начальный смысл
все порываюсь вновь
***
Я уеду на несколько дней
И меня позабудет читатель,
Но вернусь из забытых теней
Постояльцев гостиных полатей.
Пропою чистый рой новых тем,
Мир увидев в новейшем сиянии.
Убегаю от быта затем,
Чтоб очиститься в с Богом слиянии.
***
Училась постигнуть и ямб, и хорей,
Анапест пархатый взнуздать,
Но из-под пера — лопух и порей.
...Учусь вдохновения ждать...
***
Всяк звук имеет цвет.
Грохочет отблеск краски.
Картины без мелодий нет.
Блеснуть бы без опаски!
Одна возможность опыта
Не повторится впредь.
Постигнув все, без ропота
Блаженно б умереть.
19.05.2013 г.
***
Мудрая восточная пословица:
Выпустил стрелу - лук не прячь.
Знать, начинай готовиться.
Ответят! Соперник — горяч!!!
То речь идет - о слове:
Взвесь, пуская на волю его.
Мысль, вроде, не нова -
Как много мы знаем всего...
Слов рождает слово,
Речь обращая в поток:
Нежно бывает, жестоко;
Болото, родник, исток...
Сказавший слово уйдет,
Но слово его останется.
Оно: и стрела, и стена, и дот.
Услышавший, да не обманется!
19.05.2013 г.
ОПТИМИЗМ
***
Телефонный разговор с внучатой племянницей (6 лет, первоклассница, несколько дней простужена, все пребывают в панике - не могут ей сбросить температуру):
- Яночка, как дела?
- У меня? У меня все хорошо!
- А температура?
- А температура – плохо…
То есть она сама по себе, а ее температура – сама по себе.
Радует, что у нее характер на этот счет, не как у ее мамы и ее бабушки!!! Мой человек растет.
***
Когда судьбою мне была дана опала,
И траурные ленты-змеи душу оплели,
С ног сбитая, я не лежала - встала.
Омывшись, отряхнула прах земли.
Я научилась праздник вам дарить,
Нарядов я для вас, каких, нашила!
Я научилась ВСЁ благодарить,
Не проживать, а жить решила.
На обычно завистливые восторги в отношении моего оптимизма даю, смеясь, рекомендацию правильно выбирать жизненные девизы.
Мои родители были так увлеченно заняты своей работой и получением очередных образований, что мне в качестве воспитателя папа положил на стол, куда меня посадили делать мои первые школьные уроки, претолстую книгу «Крылатые слова».
И, подобно большинству советских детей, за … я благодарна книгам.
Изначально восхитилась мудрым «Хочешь быть счастливым — будь им!», и диалогами Марка Аврелия:
– Обладаешь ли ты разумом?
– Обладаю!
– Так отчего же ты не пользуешься им?!
А в том, что я по наследству обязана обладать разумом, сомнений быть не могло. Вот так всю жизнь и училась с радостью.
А с годами вооружилась изречением: «Жизнь, конечно, не удалась, но в остальном-то — все хорошо...».
И как важно научиться здороваться с рассветом!
***
Отгоняется ночь, начинается день,
И – взорвался будильник звоном!
Ночь прошедшая – просто тень,
День, воистину, будет новым.
Этот день знаменует встречу
Двух рабочих дней – двух эпох.
Скажут: вновь не везёт. Отвечу:
Новый день не бывает плох!
Даже если рушатся планы,
Если вновь обошла удача,
Испытанья в большом и малом
Я приветствую! И – не иначе!
А иначе – не быть победе,
Не подняться над суетою.
Цвет удач однотонно бледен,
Не окрашен борьбой святою.
Не прозрев, унывают земляне,
В счастье битвы видна им беда.
Устремимся в другие планы,
Научившись себя побеждать!
Как взрывается радостью дух,
И вздымается ростом сознание,
Коль гордыню ты смог – в прах и пух,
Ощутив: ты – Творца создание!
***
Я спасла всё же нынешний день,
Хоть хотел он впустую пройти,
Но оставил, пусть малую, тень.
Не застыла. Жива я. В пути.
Меж рожденьем и смертью трудна
Мне дорога, но цель – хороша.
Средь любимых, в толпе, я – одна.
Я – не плоть. Я – сплошная душа.
Ровно свечи горят на столе.
Вновь устала. Шесть пламень зажгла.
Белым днём бреду, как во мгле.
При свечах лишь увидеть смогла!
Но главный источник оптимизма моего - полное отсутствие зависти: если уважаешь себя и осознаешь собственную индивидуальность, то с какой радостью всегда восхищаешься проявлением всего яркого и особенного в других людях.
С увлечением учишься лучшему и старательно избавляешься от ненужного и вредного в себе!!! Этому способствует не привязанность к праху мира, в котором пребываешь, то есть умение верно расставить приоритеты.
***
Как боль свою вам изложить,
Не чтобы вызвать состраданье,
А чтоб вы полюбили жить,
О, совершенные созданья!
Чтобы слова: “Да, всё нормально”
Друг другу в спешке говоря,
Вы ликовали: всё! нормально!
Живите, жизнь благодаря!
***
Меня к терпенью приучали.
“Будь терпеливой” – поучали.
Но странно их слова звучали
Среди моих удач.
“Учись терпеть,” – мне говорили.
Грусть и печаль глаза их лили.
“Ты будешь жить, как на могиле.
Но при других не плач!”
Вторя пророчествам и страхам,
Свалила жизнь единым взмахом
Меня. Былое счастье – прахом. –
Жизнь без любви – палач.
***
Мне нет покоя, нет прощенья.
Тащу прокльятье рода из всех сил.
И не скулю, как бедный щен я.
Бог не наказывает — учит
Того, кого Он возлюбил.
Так хулиган котенка мучит.
Уж лучше б он меня убил...
Но нет. Мне умереть — не время.
Далек расплавы сладкий час.
Тащу дотошно кары бремя.
Бог учит — потому, не спас...
***
Словно в омут - в Новый год.
Ничего загадывать отныне
Я не стану. Все равно идет
Все, как надо.
Лишь бы — не уныло.
***
Кто может знать, за что нас Бог карает,
А, может быть, он просто предлагает
Задачку с звездочкой отличнику-ученику,
Очередную на простом земном его веку?
***
В моей судьбе – на Бога уповать
И чуда ждать, хоть не свершиться чуду.
Им на мои молитвы – наплевать,
В кого не верь - в Иисуса или в Будду...
Мне б слёзы лить, да не течёт слеза.
Мне б горе петь, да пробивает радость
Сквозь тучи горя, как гроза.
И светится надежда – жизнь осталась!
КИТАЙСКИЙ СТИХ
Грустные тучи стекают на Землю
Печальным холодным дождём.
Оптимистично тоски не приемлю.
Только чего же мы ждём?..
***
Чтобы смело встретить жизнь,
Полюбить святую битву,
Где, быть может, быть те биту,
Надо очень честно жить.
Надо чистым быть настолько,
Надо так уметь любить,
Чтобы про себя забыть,
Если из того быть толку.
***
Из письма подруге-ровеснице
Ну, какие могут быть депрессии у матери двух неженатых еще сыновей, у будущей бабушки кучи внуков; у незаменимого профессионала, от которого ждут надежной работы и новых идей?!
Потом, у тебя еще и муж есть, а у скольких женщин есть только нереализованная мечта?! (Ты знаешь эту мою злую шутку, с добавлением «утешения», что нас, зато, не бросили...).
То есть, не гневи Бога, честное слово. Ты полноценно живешь, у тебя куча друзей… Короче, сама продолжи список плюсов, лучше письменно. Очень спасает.
***
Преврати в улыбку гримасу,
Достигая в этом искусства.
Маскируя несчастий массу,
Разрисовывай то, что тускло.
Все порою не клеится вовсе,
Разбиваются планы в прах,
И мечты ураганом уносит,
Только воля, что Феникс-птах.
Каждое утро в себя воззри,
Где-то точно - живая душа!
Удивись возрожденью зари,
Что встает, темноту круша.
Из дневниковых записей
- Люди, для кого дни похожи один на другой, перестают замечать все хорошее, что происходит в их жизни.
Это, пожалуй, было записано в подавленном состоянии. Вернее всего, наоборот: люди, которые перестали замечать все хорошее, что происходит в их жизни, перестали благодарить Того, кто подарил нам сегодняшний день, руки, ноги, глаза, встречи, дожди и осенние листья.
Обрекают себя, таким образом, на дни, похожие друг на друга!
Нет, господа, не дождётесь!
Я себя не растрачу!
Да, господа, обойдётесь!
Не попрошу, не заплачу!
И ОПЯТЬ ОБ ОПТИМИЗМЕ....
До чего же изобретателен человек, когда приходит время спасать себя или губить себя.
В центре города, на проспекте, в пяти метрах от дороги, в жилом доме захватили полуподвал для оборудования кафе. Ну, и пойдут ли люди в полуподвал, когда рядом столько кафе?! Выход найден: повесили вывеску с названием кафе «На крыше».
Прочтут, засмеются, и… заинтересуются.
Порою же прогресс – дело рук оптимистов.
Изощренность же пессимистов по силе не меньшая. Хотя и с противоположным знаком.
«Скерцо» изначально переводилось, как шутка. Бетховен первым включает скерцо в симфонию, и совсем даже не в качестве шутки. А уж Шопен вообще, оставив лишь темп и силу эмоций скерцо, вместил в него такую силу страдания и отчаяния!
То есть, совершенно размывается грань между оптимизмом и пессимизмом, когда катализатором в нем явится гениальность!
***
Веселуха сплошная – жизнь…
Ты не верь, услыхав иное.
Чтоб взлететь, за мечту держись.
Будь
единственно избранным
Ноем.
***
Из окна увидев небо,
Улыбнись от счастья,
Даже, вдруг, оно на землю
Принесет ненастье.
***
Растили дочечку красавицей.
Душевной, умницей, послушницей.
Но не учили, как ей справиться,
Когда с удачею разлучится,
Когда лишь горе ей достанется
И быть счастливой не получится...
Вот дочка и красивой выросла,
И умной выросла, и доброю;
И горе (как, не знаю) вынесла,
Весёлой ходит, милой, бодрою.
Как вышла из беды, как выползла –
Другим не знать! Осталась гордою.
***
Забавнейшая штука – жизнь!
Я на нее опять нарвалась.
Ну, так не воплощайся, откажись.
Пришла. А что мне оставалось?
Как много во вселенной звезд,
Планет обжитых! Нет, на Землю
В который раз меня завез
Злой рок. Возничие не дремлют!..
Я снова воплотилась здесь.
На место преступленья тянет?!
Так вечно рвется в отпуск весь
На материк - островитянин…
***
Вы не понедельники в солнечном зените,
К жизни отношение, люди, измените!!!
***
- И изгнал Бог Адама и Еву из Рая…
- Куда изгнал?
- Естественно, в Ад.
- И где они оказались?
- На Земле.
- Так, если Земля – Ад какой-то планеты, то мы здесь еще здорово устроились.
***
Полсотни раз жизнь вгоняя в года,
«Нет проблем!», - заклинаю всегда,
В этом видя премного мудрости:
«Всё есть - временные трудности!»
И от горя буквально сходя с ума,
(Жизнь ведь временна и сама),
Спешу заметить цветы, облака…
Водит мною, играясь, рука.
Описал это точно и верно Хаям.
Жизнь - смешенье пригорков и ям.
…Нет покоя - взметнулись крыла,
Полетела, была-не-была!!!
2008 г.
*** (...ПЕРЕДЕЛАВ СЛОВА...)
Должно быть я, умря,
Как человек приличный,
Призначусь в Ад. А зря!
Разворочу уклад привычный:
Метлу в найпервый час
Возьму и влажные тряпицы,
И мигом (кто б их спас…)
От врат отмою до границы.
Все заблестит вокруг.
И вековые пыль и сажа
Исчезнут напрочь вдруг.
Надраит обувь и кокарды стража.
…То я пришла от жизни отдыхать.
5.09.2011 г.
***
За решетку дома скорби
я себя сажать не стану.
Скапливать обиды в торбе
мне совсем не по карману.
ВЕРЮ
Семь раз включаю телевизор -
Ждала хороших новостей.
А он, исполненный капризов,
Давал нам ворох злых вестей.
И вновь ждала — и вновь не те!
Землетрясенья, штормы, войны,
Маньяки, голод и террор.
Не вести, а из ада волны...
Свет жизни даст добром отпор!
Мир процветает до сих пор:
Поэт сложил светлейший гимн,
И красоту из камня скульптор
Извлек. Не чтобы - на торги,
Но для любви, её взяв культом.
Смеясь, ТВ грожу я пультом!
Умелицы вновь вяжут узелки,
Стекляшки связывая леской.
При этом мысли так легки
Про реки, звезды, перелески.
Повсюду ярки счастья всплески!
5.06.2012 г.
***
Я люблю эту жизнь
На разрыве ветров,
Чтоб грома рассекались
Блистанием молний!
Сани с горок - держись…
Но рыдание вдов,
Что навек отреклись
О радости молвить...
Жизнь имеет конец,
Заверяют нас вновь.
Сбрось терновый венец!
Много есть чистых слов.
21.08.2012 г.
МЕЧТА, ОТПРАВЛЕННАЯ В КОСМОС
Утро, проснувшееся после прошедших вчера по стране выпускных вечеров, традиционно растянувшихся до рассвета, тем, кто задрал головы или просто поднял глаза к небу, приветствуя восходящее солнце, принесло новые загадки.
В многочисленных проводах между двумя двенадцатиэтажными свечками запуталась гирлянда из воздушных шариков.
Вчера, по традиции, каждый выпускник, загадав мечту всей своей грядущей жизни, надул яркий шар своего любимого цвета, опытный дизайнер сформировал из яркой просвечивающейся красоты огромный разноцветный букет, вставленный в контур, соединенный в виде вазы из одинаковых темно красных шаров.
И поздним темным вечером, с торжественной линейки, под радостные выкрики и аплодисменты молодых людей и их родителей вся эта воздушная красота начала подниматься вверх!!!
Медленно-медленно уходил этот продукт коллективной деятельности в горячее безветренное пространство над школьной площадкой, освещенной софитами. Все дружно, затаив дыхание и проговаривая бесконечное число раз свои мечты, которые они отправляли в космос, следили за медленным подъемом хрупкого сооружения...
И только утром редкие граждане обнаружили гирлянду висящей на проводах между домами, плотно прилегающими к школьному двору.
То есть, с места проведения выпускного вечера букет из шаров, в каждый из которых благоговейно, перехватывающим горло дыханием, была помещена мечта.
– О, это мне небо подарило шикарный разноцветный переливающийся в лучах утреннего солнца букет!!! - воскликнули оптимисты.
– Какой ужас, - сокрушался пессимист, мечты, отправленные в небо, в него не поднялись, зависли...
– Ой, как высоко завис мой шарик, - наивно порадовался человек невысокой мечты, - аж на высоте двенадцатого с половиной этажа!
– Мечта выпускников,
отправленная в Космос,
повесилась
на телеграфных проводах..., - выдохнул седеющий поэт.
ТАКОЕ ЯПОНСКОЕ СЛОВО...
Есть в японском языке такое чудесное слово «кики», означает кризис. Буквально переводится, как «опасный случай». Но существует и еще один перевод этого же короткого слова, переданное нами с помощью всего двух букв, повторенных, а произнесение его вслух исполнит песенку птицы. Фантазия рисует птичку маленькую и яркую. И юркую. Второй перевод: «возможность в опасности».
Экая прелесть!!! Слово годно к употреблению всеми: для пессимиста - «опасный случай», для оптимиста: «возможность в опасности» ...
В один период моей жизни на самом видном месте я повесила листочек с цитатой: «Используй препятствия, как стимулы прогресса», увы, не припомню автора.
Теперь я смогу при необходимости длинную цитату заменить одним «кики». Еще первое прочтение его пробудило во мне дошкольницу, прыгающую в классики на одной ножке.
Самая загадочная страна — Япония, я самые творческие и образно мыслящие люди — японцы. Они не только пропагандируют гармонию, это - их образ жизни и мысли.
В семидесятые годы в магазинах электротоваров были только японские светильники и бра. Но люди нашей необъятного тогда страны, счастливым образом став обладателями таких бра, включая и выключая их при надобности, не использовали главного, с точки зрения японцев, приспособления: реле. Крутишь в одну сторону — свет становиться ярче, ярче... В другую — бледнее, бледнее... Нам, славянам, такой регулятор не нужен по определению: мы не знаем полутонов. У нас: есть свет или нет его; включен, так включен, а уж коли выключен, так — выключен!!! И никаких экивоков. Как эту черту проиллюстрировал А.К. Толстой: «Коль любить, так без рассудку... Коль рубить, так уж сплеча...».
А японцы всё, и не только бра, создают для комфорта и удобства, для умиротворения, с учетом состояния души в этом месте и в этот миг...
Вот какая прелесть их… Не поворачивается язык сказать привычное нам «сервиз». Там семья или компания гостей содрогнется, обнаружив на обеденном столе красиво расставленные наши: по шесть или двенадцать абсолютно одинаковых чашек, блюдец, тарелок... Их набор посуды предполагает единый стиль и великолепное гармоничное разнообразие форм и рисунков в этом едином стиле.
Но, при такой жизни красок, именно они изобрели харакири. Ставшая впоследствии школьной учительницей истории, во время второй мировой войны, на Сахалине, юная девушка в один миг поседела, когда на ее глазах пойманный группой наших разведчиков «язык», японский воин, изящным движением руки вспорол себе живот, с счастливой улыбкой на лице.
...Извечная тема соседства добра и зла, красоты и уродства, любви и зверства...
Аналогия из мира животных. Голубь... Как продолжение фразы само выплывает: «птица Мира». Но это — единственная птица, которая ударами клювом по голове своего же родича, голубя, забивает того до смерти...
Как всё близко и далеко в одно и то же время.
***
Есть японское слово «кики»,
Уж как хочешь его изреки,
Означают им кризис.
Но буквальных два перевода,
То характерно для их народа:
«Опасный случай»
И «возможность в опасности».
Выбирай себе лучший.
В настроении духа - разности!
ПОИСК СЕБЯ
***
Забудь чужое мнение.
Ты душу береги.
И, повстречав сомнение,
Беги, беги, беги…
Во всей мирской истории
Такой ты – лишь один.
И в радости, и в горе,
Во время всех годин.
* * *
Идти как надо по судьбе? –
Ищу, да путь не видится…
Совет: «Ищи себя – в себе», -
Вчера дала провидица.
И ей когда-то подсказал
То самое монах в миру:
«Направь в себя свои глаза,
Взаправду, не в игру».
Секрет как будто не большой, -
Найти бы только ключ к нему:
Сбрось оболочку, стань душой;
Дать помолчать уму!
***
Как мне все надоели,
Да от всех не уйти!
Непогоды-метели
Вновь встают на пути.
Видно, путь мой не правый.
Знать, мой путь – не в туда.
То толкает лукавый,
Лёгонько, без труда.
Я его раскусила,
Пересытившись им.
Для меня он не сила,
Мной он будет гоним!
Не его я попутчик,
Слажу с воза его.
Разыщу себе лучик,
Тот, что к жизни любовь!
* * *
Начну с того, что затворю все двери.
Окна напрочь зашторить спешу.
Ночь. Заснули все люди, звери.
Я одна только - рифмой грешу.
Нет покоя ни мыслям, ни духу.
Что-то ищет в потёмках душа,
Снова звуки, знакомые слуху,
Тишину разбивают, круша.
И мешают услышать себя,
И найти не дают в себе духа.
Разгребаю в себе хлам, скребя.
Убегает дух. В чём же проруха?
Где та щель, что забилась в себе
Я сама, настоящая, без маскарада?
Где взять смелость отдаться судьбе?
Только в этой отдаче – отрада.
* * *
Рисовать я умею лишь боль,
Только судорог нервных след.
Жизнь – спектакль. Мне назначена роль
Собирателя горя и бед.
* * *
Мне тоже хочется дойти…
Дошла, пожалуй!
До этой сути как пройти
Отрезок малый?
Бегу, бегом бегу, ползком,
Нет шанса вдруг остановиться.
Где ж ты, покой? О, не знаком…
Мне с этим темпом не проститься.
Приду в отчаянье в тот миг,
Когда замру, покой призвав.
Лишь тот счастливец, кто постиг
Гармонию, её познав.
* * *
Я живу – и никто не знает.
Я умру – и никто не вспомнит.
Я молчу – и никто не спросит.
Говорю – никому не надо…
Тихо жизнь моя в гроб сползает,
Мои дни сбиваются в комья
Всё характер тления носит,
Не цвести моей жизни садом.
Для чего тогда эта затея?
Что - я? Злая насмешка неба?
Иль фантазия–бред злодея?
Иль пустая прогулка в небыль?
***
Как всегда, взяв на Индию курс,
Попадаю в чужую Америку!..
Вновь в себе подавляю искус
Изобресть колесико к велику.
***
Может, в чью-то живую душу
Удалось мне подбросить тепла,
Насорить, натоптать по ней трушу,
Мне б их горечь спалить дотла!
Мне б пробиться водой родника
Тьму прожечь лучами фонарными.
Жить, быть может, тогда лишь легка,
Когда сердце изъедено ранами.
Когда совесть – чистилище дел,
А душа – вместилище песен.
Окруженье – не скопище тел.
Только смех – и чист, и прелестен.
ЧЕЛОВЕК ПРЕДПОЛАГАЕТ...
Впервые обнаружила, что пианист бы не сумел исполнить ничего, не листай ему партитуры сидящая рядом дама – эдакий «синий чулок». Всю свою жизнь она сидит рядом с гениями и переворачивает им страницы!..
Интересно, что у нее записано в трудовой книжке: «Переворачиватель нотных тетрадей»?
Ведь когда-то ребенок многие и многие годы обучался нотной грамоте и игре на каком-то музыкальном инструменте. Подавал надежды...
И такой финал...
Жутко вообразить состояние этой «переворачивательницы нот». Мы все задумываемся о своей значимости в жизни, мучаясь оттого, что проживаем впустую. А что ощущает эта тетка? Тем более что и без нее-то никак…
По крайней мере, мне это, внезапно сделанное мною открытие, очень помогло прекратить «есть себя».
Нам не дано понять, что из сделанного нами важно, что – нет.
Опять же: как часто и сколько раз мы в своей жизни и работе чего-то долго и трудно достигали, а потом обнаруживали, что это оказалось пустым и никчемным.
Потому важно повторять за мудрецами, что не так уж и важно, добились ли мы чего-то в жизни или нет, важно лишь то, живем мы или проживаем свои годы, дни и часы!
На этот счет есть замечательная притча о хане. Выйдя в свой огромный сад, он с ужасом обнаружил, что все его великолепно ухоженные и любовно взращенные растения начали погибать.
Он подбегал то к одному, то другому растению, и на вопрос о причине их угасания, каждое ему отвечало:
- куст, ранее красивый и шикарный: я такой круглый и низкий, посмотри на ель - она стройная и высокая;
– ель: зато на винограде великолепные грозди уродились, не то, что мои мелкие шишки;
– виноград: вон как ярко и шикарно цветет роза, а я…
Так жаловались на свою не ту судьбу все.
Но тут хозяин сада обнаружил в траве анютины глазки; цветок рос, радостный и свежий, объясняя это так:
- Хозяин, сажая меня, хотел видеть именно анютины глазки. Он меня посадил в своем саду, чтобы именно я цвел именно здесь и именно в это время. Если бы здесь нужно было другое растение, он посадил бы его. И поскольку я могу быть только собой, только тем, что я есть, я буду изо всех сил тем, что я есть. Здесь и сейчас.
Всевышний – хозяин сада Земля, поместил каждого из нас в нем именно там и тогда, где хотел видеть именно нас.
Безусловно, и «мамы всякие нужны», и «всякий труд у нас почетен», но грустно все это.
Когда играет гениальный пианист,
С ним рядом тетка – серое пятно.
Порядком выждав, убирает лист.
Не отвлекаясь, смотрит в полотно.
Переворачивает нотные листы.
Без этого не может музыкант.
Будь много помыслы его чисты,
Исполнить волю автора кантат!
У тетки в сером помыслы чисты…
Профессия: перелистатель нот -?
Итог мечтаний девочки флейтистки,
Не состоявшейся артистки…
Есть давнее желание познакомиться с такой женщиной и написать о ней чуть ли не роман о смысле жизни.
Как много нас, не реализовавшихся в великом...
И, в то же время:
Одни прожили до ста лет.
Другие – так не много…
Но кто оставил яркий след?
Чья жизнь была убога?
Одних успели возвести
На трон, на пьедесталы.
Иные - не были в чести,
Великими не стали…
Но: чем измерен жизни срок,
Что истинно, что ценно?
Чем взвесить силу слов и строк?
Что – долго, что – мгновенно?
***
На хочется взрастить колосья,
Переливая мысли и идеи в зерна.
Описывая все то, что сбылось, я
Выкладываю, как квадраты, зерна,
И ожидаю гладкого газона,
Прикрывшего потухшие вулканы
То будет заповедной, зона,
Где каждому себя откроет тайна.
В ЧЁМ ВОПРОС?
Только и слышен вопрос: "Как - дела?”. Кстати сказать, в большинстве своём - пустейший вопрос, вовсе не предполагающий ответа. Изображение подобия внимания. Я - тебе: «Как дела?». Ты - мне: «Нормально». Почти улыбнулись, почти кивнули – почти пообщались. Эдакий вежливый обмен собственным равнодушием.
Но ведь бывает, к счастью, этот вопрос заданным и не формально, а действительно заинтересованно. Хочется поговорить об этом случае.
В корне не верная постановка вопроса, ибо подразумевает два вида ответа: хорошо или плохо. А это уже – от лукавого, ибо от него пошёл анализ между добром и злом, породивший извечное сомнение – томление духа.
Господь, создав Адама и Еву, дал им в пользование Эдем. В пользование, как он полагал, но не в разрушение, как оказалось. Это с тех пор и повелось: хотелось, как лучше, а получилось – как всегда.…
Так вот же: да он им Эдем со всеми плодами его, запретив вкушать с одного лишь насаждения – с Древа Познания.
Так и подмывает спросить, да не сочтётся мне это за сомнение в праведности дел Его: а зачем он древо-то им, неразумным, подсадил тогда? Это с тех пор, пожалуй, повелось обыкновение делать двери и вешать на них табличку с надписью: “Вход воспрещён”.
И вот тут Змий-искуситель, противник, что означает само имя его, и воспользовался главной слабостью женской – её любопытством.
И вкусила она, наивная, плода запретного и Адаму, ленивому и не очень умному, но уже достаточно мудрому, чтобы жене не возражать, яблоко то навязала. И поселилось в них сомнение.
А вот теперь отметём иронию и сарказм, как раз сомнением, заметим, и порождённые. Итак, зародилось в душах человеческих сомнение – главная вибрация разрушения.
Следовательно, меня интересует вовсе не то, “как я живу”, а то, живу ли я? То бишь, живу или прозябаю, словно пришла в этот мир “киселя хлебать”.
Так вот, отвечаю: живу!
Живу, то есть радуюсь, общаюсь, люблю, изучаю, постигаю, преодолеваю, творю…
Живу.
***
Забавнейшая штука – жизнь!
Я на нее опять нарвалась.
Ну, так не воплощайся, откажись.
Пришла. А что мне оставалось?
Как много во вселенной звезд,
Планет обжитых! Нет, на Землю
В который раз меня завез
Злой рок. Возничие не дремлют!..
Я снова воплотилась здесь.
На место преступленья тянет?!
Так вечно рвется в отпуск весь
На материк - островитянин…
11.08.07 г.
***
Ступить вперед мешает страх -
Там все неведомо и ново.
Но страхи разбиваю в прах,
Коня обую в новые подковы.
Копье, кинжал и арбалет
Оставлю нынче я в кладовой.
Есть птах мечты, а не билет.
Забуду чемодан пудовый!
В себя, что нужно для пути:
Надежду, оптимизм и радость
Сложу. И, жизнь, меня верти,
Швыряй. Уж бита, и не малость!
Ложь то, что недосяжен горизонт,
Что это только линия, мираж.
Пускай от града не спасает зонт,
От бурь во мне не дремлет страж.
***
Согласившись стать частью мира,
Что б полнее его ощутить,
Отреклась быть центром, кумиром,
Прекратила с вселенной шутить!
Я ищу тебя долгие годы,
А точнее, сто первую жизнь,
Не ропщу, колебаньям в угоду,
Где ж ты, Истина?! Отзовись...
Все смыкаю душу и личность.
Это главный всей жизни урок...
Несомненная духа первичность
Даст одолеть
в бесконечность порог.
16-17.07.2013 г.
УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК
В раздумье: «Что есть Истина?» -
Спросил Пилат, и сам идущий
К Ней. Но взрастет стена
Пред всяким, кто - не Сущий.
А что есть Истина, спросил Пилат.
И не Пилаты спрашивают тоже...
Извечно мудреца душа пила
Из моря Веры. Только заморожен
Для большинства познания родник,
Коль в праздности к нему приник.
Лишь кто един: Учитель-Ученик,
В гармонии с собой достигнет Ник.
Ум - искатель Истины единой,
А Дух - тот, кто раньше прошел:
Учитель-Ученик в работе мирной
В каждом узнать след себя хорошо!..
Об Истине спрашает всяк идущий,
Не важно, в рубище он или в фраке...
Искатель — дух, текущий и парящий,
Осуществляет поиски во мраке.
12.06.2013 г.