Эдуард Бернгард
ДУРМАНОМАНИЯ
Неувядающую увлечённость широких масс творчеством Агаты Кристи можно объяснить их, широких масс, невзыскательностью, естественным образом взаимообусловленной с несамостоятельным-некритичным мышлением, изъянной логикой, плохим вкусом и, уж простите конечно же, глупостью.
Собственно, людям в основной их широкой массе свойственны простодушие, доверчивость, приверженность зелью (в широком же значении) - этим отчасти объясняется неудержимая их тяга к поверьям, сказкам, мифам, мистике и, как печально-закономерное следствие, к религиозности. Потребность ("духовные запросы") в экшн-галиматье типа сриллер-голливудской - того же рода-ряда явление.
Надо заметить, Агата Кристи умела создать некую завлекательную, притягивающую, интригующую, занимающую читателя искусственную (очень искусственную!), фальшиво-бытийную среду, охмуряющую атмосферу - и это, пожалуй, единственное, что она действительно умела, но какая может быть ценность и польза в этом утопийном ареале с его исключающим биосферу микроклиматом, где обитают бредовые порождения дремлющего разума.
Сюжетные коллизии, ситуации, стечения обстоятельств и в особенности планы и расчёты персонажей в дефективных... пардон, детективных опусах сей Агаты настолько нелепы и притянуты за жутко отвисшие уши, что выдержать эту агатскую опупею хотя бы пять страниц или пять экранных минут человеку разумному не представляется возможным, если только не набраться цинизма (по долгу "службы" или в служении Музе)) - интрига и занимательность улетучиваются в темпе presto. Но, поскольку гомо сапиенсы в большинстве своём гомо недосапиенсы, то вся означенная чушь проходит в планетарном масштабе на ура.
Способен ли даже наиизощрённейший злодей предвидеть/рассчитать ход событий и действия других людей таким образом, чтобы уложить осуществление хитро-сложного и оттого зыбкого многоходового плана в короткий отрезок времени, более того, быть абсолютно и безмятежно уверенным в том, что всё именно так и состоится... Способен-то он, быть может, и способен, уверен-то он, быть может, и уверен, да только вот поведение/поступки людей, стечения обстоятельств и всякие события произойдут наяву весьма иначе, нежели в мире заводных манекенов и причудливо трансформированных законов природы госпожи Кристи.
Ещё потешнее в данном контЭксте наичудесная сверхлогика-сверхдедукция-сверхъинтуиция некоего Пуаро (этакого модифицированного, доведённого до абсурда шерлок-холмса), невозможным образом распутывающего всю эту гротескиаду и в итоге непременно торжествующего над логикой... ой, то ись над осуществившимися в сюрреальной реальности чрезвычайно хитрожопыми замыслами гнусных злодеев.
Разумные, судите сами: злодей в строго определённые минуты (у него лимит, цейтнот - иначе чётко расписанный план рухнет!) ожидает на берегу появления некоей дамы, с которой вчера только познакомился (группа туристов прибыла на остров где-то в Средиземном море), с целью совершить с ней небольшую (из одной бухточки в другую) морскую прогулку на катере, будучи заведомо уверенным в том, что эта вот едва ли знакомая дама, неотвратимо подпавшая под неотразимое (ну, ещё бы) обаяние смазливого злодея и движимая-снедаемая неодолимо возникшим у неё именно в данный момент любопытством, обязательно здесь появится аккурат в эти минуты и пожелает, непременно пожелает прям сейчас вот поплавать с коварным злоумышленником, коему она нужна лишь в качестве свидетеля (обеспечив ему алиби), потому что - и сие просто супер-изумительно - как раз в эти минуты (злодею точно это известно!) его возлюбленная супруга-сообщница в другом месте острова (куда они и направляются) наносит удар камнем по голове известной актрисы, которую злодей соблазнил (притворился воздыхателем) с намерением ограбить (присвоить огромный такой бриллиант) и которая ожидает злодея на пляжном песочке бухточки, одержимая пламенным желанием предаться с ним акту любви, однако вместо любовника возникает злодейка-жена злодея, мгновенно находящая (а как иначе?) под ногами подходяще-увесистый камень и запрограммированно успешно реализующая свою поганую миссию, после чего оттаскивает оглушённую камнем и лишившуюся чувств актрису в весьма кстати расположенную неподалёку пещерку... так это ещё не апогей: сообщница переодевается в платье жертвы и устраивается на пляже, прикрывши лицо шляпкой жертвы же. Дык и это ещё не кульминация злющего замысла: в следующий момент в бухточку вплывает катерок, несущий героя-негодяя и любопытную незнакомку... Подлый герой спрыгивает на берегу с катера, подбегает к неподвижно лежащей возлюбленной, что-то верещит ей, теребит её и... ах! испуганно оборачивается к катеру и кричит неслучайно случайной спутнице о том, что актриса (спутница-то думает, что на берегу лежит другая!) мертва... - убита! Тут он взволнованно просит спутницу (не проявившую почему-то интереса самой удостовериться в смерти актрисы) немедля отплыть обратно с необходимостью известить полицию, персонал гостиницы и туристов об ужасной трагедии, а когда женщина отчаливает (она, состоятельная изнеженная туристка, представьте себе, без проблем управляет катером!), его возлюбленная "оживает", вскакивает, сбрасывает с себя чужую одежду, одевает свою и убегает в направлении той части острова, где находится hotel, а сам злой герой отправляется в пещерку и - душит насмерть послушно беспамятную всё это время актрису, затем одевает её снова в её платье и выволакивает на берег, где увенчивает свою вдохновенную работу прикрыванием той самой шляпкой лица умерщвлённой им актрисы...
Да-с.
А куда ж делась сообщница-жена злогероя? Она ретиво добежала до гостиницы, смыла под душем искусственный загар (нанесённый с целью не отличаться издали от загорелой убиенной актрисы - ох!), резво облачилась в спортивное платье и вовремя, согласно чудовищно рафинированному плану (ну, разве что самую чуточку запоздавши), достигла теннисного корта, где её ожидали партнёры... А что она делала непосредственно перед своим соучастием в преступлении, а? Ведь не только её сообщнику, но и ей самой требовалось алиби. Правильно. И она его добилась, пригласив девочку-подростка (приёмную дочь несчастной актрисы) прогуляться к морю, прежде обманув её тем, что, пробравшись тайком в гостиничный номер девочки, когда та отсутствовала, перевела её часы на двадцать необходимых ей для алиби минут, а уже на берегу несколько раз спрашивала её, сколько сейчас времени, и девочка Линда смотрела на свои сманипулированные часы и докладывала негодяйке о расположении стрелок, а затем, когда Линда купалась в море (заплыв изрядно далеко, причём преступница убедила её надеть резиновую шапочку, чтобы девочка не услышала традиционного выстрела пушки ровно в полдень!))), злодейка крутанула минутную стрелку её часов обратно на соответствующее место и унеслась совершать злодеяние - ну а Линда потом рассказывала следователю Пуаро, что в такое-то время госпожа такая-то была с ней там-то и поэтому не могла быть в другом месте... Уф! Ничосе узелочек, а?
Такой вот хитроумный хи-хи план, реалистичный до ужаса. Там, кстати, ещё множество занятно-вздорных и восхитительно-неправдоподобных деталей-нюансов, но ни к чему перегружать читателя, и без того - не сомневаюсь - запутавшегося в дебрях детективного бреда :)
Типичное такое для Агаты Кристи сюжетное заплетение-завихрение. Нет, фантазия у неё была буйная, конечно же... Если б ещё и интеллект был подстать...
Да, и почему-то преступления у тёти Агаты непременно совершаются именно там, где как раз находится знаменитый сыщик Пуаро - злодеев прямо-таки тянет туда, как мух на... или же сыщик каким-то шестым-седьмым чувством предугадывает, предвосхищает грядущий криминал, потому и появляется там, где надо, но - убийства не предотвращает! :) Ну конечно, зачем предотвращать - расследовать надо, читателя увлекать, публику зрительскую ублажать...
Или вот другое бэссмэртное творение неуёмной (можно и без ё) Агаты, "Десять негритят": злодей-судья в отставке (в отставке судья, но не злодей в нём) приглашает-заманивает в мрачного облика отель, тоже находящийся на каком-то острове, девять персон, совершивших когда-то (он точно это знает!) те или иные преступления и ушедших от правосудия. И вот, стало быть, он каждый день или - чаще - каждую ночь деловито-методично и опять же чрезвычайно "хитроумно" ликвидирует одну из этих персон - очень такими оригинальными и невозможными способами (в этом вся Агата Кристи), после каждого убийства символически (к чему это?) удаляет и прячет очередную из изображающих негритят фигурок, размещённых на видном месте в столовой, а в конце опупеи убивает себя - десятого "негритёнка". Ну, замысел его был таков - и всё так и состоялось :)
Один из приговорённых, упомянем отдельно (и ради этого весь "негритянский" фрагмент), казнён был следующим образом: открывает обречённый субъект массивную и высокую дверь, а сверху ему на голову падает внушительного размера статуэтка - это, значит, "хитроумный" судья так придумал: знал он, твёрдо знал, что статуэтка ну непременно упадёт жертве на голову, а не на плечо там или мимо пролетит - нееет уж! прям на голову - и обязательно с летальным исходом, фатально-предопределённо! ))
Такая вот поЧитаемая всюду Агата Кристи мля.
Хотя что там Агата! Возьмите вы чуть ли не любую голливудскую и прочую крими-стряпотню: нонсенс несусветный. Экстра же выделяющимся - и пусть это будет финальной виньеткой - предстаёт широко известный и чудесный персонаж, инспектор Коламбо. На фоне которого, знаете, даже агатские гомункулы выглядят настоящими живыми людьми, ибо по части дичайших натяжек и абсолютно идеальных несуразностей сериал про инспектора Коламбо непревзойдён, недосягаем. В начале статьи я назвал вылепленного Агатой Кристи сыщика Пуаро доведённым до абсурда шерлок-холмсом, но его голливудский коллега Коламбо в таком случае - шерлок-холмс уже запредельно абсурдный.
Я что-то сказал про заводных манекенов Агаты Кристи? Забудьте! Гоблинско-голливудский мирок инспектора Коламбо: вот где заводных манекенов парадиз, вот где пошлейше-бездарнейший театр марионеток, в сравнении с коими любой игрушечный робот - невероятно одухотворённая личность.
Наслаждайтесь!