Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 285
Авторов: 0
Гостей: 285
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

О дереве познания добра и зла и древе жизни (Лирика / религиозная)

Посредине рая росли эти дерева — познания добра и зла и древо жизни, но надо ли воспринимать их только буквально, как зелень экзотического сада? Дерево — прежде всего желание, устремлённость, рвение, которое можно сравнить с тягой  насекомого к свету, пола к своей противоположности, а в общем - эволюционирование всякой реалии к совершенству, к Богу. Даже синоним младенческого деревца — поБЕГ — свидетельствует, что им  нечто маниакально движет, - вера, мечта, страсть?..  В слове ДРЕВность тоже укоренилось это животворное дерево, и в слове ДЕРЕВня, как общежитие живых ветвей — дедов, отцов, внуков. Даже ДРУжбой и ДРАкой живёт его неистребимая сила. И слово зДРАВие содержит его живительные соки. Чтобы надо мной не потешались филологи, про дружбу и драку я упомяну ниже, а пока вот слова явно однокоренные: ДРОВа, ДРЫн, ДРЮЧОК, ДРАнка, ДЁРн.  Не раз в Библии поминается терминология древа: отрасль, отпрыск, росток, ветвь. А Соломон и Ноев ковчег назвал благословенным деревом, оставившим миру семя рода(Премудрость Соломона 14:6-7).  Действительно, дерево только с прорастающим семенем на земле полноценно(Бытие 1:11), как эстафета жизни. И вера таковой должна быть, с прибылью, неоскудевающей, не такой, как сатана просил сеять пшеницу — для одноразового результата(Лука 22:31).

Пылающую голову рассвет
Приподымает с ложа своего,
И все земное шлет ему привет,
Лучистое встречая божество.
Когда в расцвете сил, в полдневный час,
Светило смотрит с высоты крутой, -
С каким восторгом миллионы глаз
Следят за колесницей золотой!

Когда же солнце завершает круг
И катится устало на закат,
Глаза его поклонников и слуг
Уже в другую сторону глядят.

Оставь же сына, юность хороня.
Он встретит солнце завтрашнего дня!
(Шекспир, сонет №7, перевод Маршака)

   К сожалению, христианскую  одноразовую добычу мы и на Бога переносим: вот же она, библейская седмина творения, в которой Господь в седьмой день успокоился от всяких дел, почил!(Бытие 2:1-3). А между тем у Исайи написано обратное: РАЗВЕ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ? РАЗВЕ ТЫ НЕ СЛЫШАЛ, ЧТО ВЕЧНЫЙ
ГОСПОДЬ БОГ, СОТВОРИВШИЙ КОНЦЫ ЗЕМЛИ, НЕ УТОМЛЯЕТСЯ И НЕ
ИЗНЕМОГАЕТ?(Исайя 40:28). И Коран также подтверждает, что совершенствование сотворённого продолжается: ОН(АЛЛАХ) — ТОТ, КТО ВПЕРВЫЕ ПРОИЗВОДИТ ТВОРЕНИЕ, А ПОТОМ ПОВТОРЯЕТ ЕГО. ЭТО ЕЩЁ ЛЕГЧЕ ДЛЯ НЕГО(Коран 30:26, перевод Крачковского). То есть библейская седмина — только срез творения, лишь один из витков безначальной и бесконечной спирали, притча, которая, как вечный двигатель, запрограммирована работать и работать.
   Именно эта программа заставляет дерево ветвиться или, если можно так сказать, седмиться. Сколько на дереве веточек, седмичек, вряд ли возможно подсчитать, но для человека потенциальные возможности определены в семьдесят-восемьдесят лет(Псалтирь 89:10).  Христианская заповедь любить Бога и ближнего всем сердцем, всем умом,  всею душою, всею крепостью и рассчитана на такую поступательную меру(Марк 12:33). В античности так и меряли человеческую жизнь — веточками-седминами.

Маленький мальчик, еще неразумный и слабый, теряет
Чуть ему минет семь лет, первые зубы свои;  если же
Бог доведет до конца седмицу вторую,
Отрок являет уже признаки зрелости нам.
В третью у юноши быстро завьется, при росте всех членов,        
Нежный пушок бороды, кожи меняется цвет.                                    
Всякий в седмице четвертой уже достигает расцвета
Силы телесной, и в ней доблести явствует знак.
В пятую время подумать о браке желанном мужчине,
Чтобы свой род продолжать в ряде цветущих детей.
Ум человека в шестую седмицу вполне созревает
И не стремится уже к неисполнимым делам.
Разум и речь в семь седмиц уже в полном бывает расцвете,    
Также и в восемь – расцвет длится четырнадцать лет.
Мощен еще человек и в девятой, однако слабеют
Для веледоблестных дел слово и разум его.
Если ж десятое Бог до конца доведет семилетье,
Ранним не будет тогда конец для людей.
(Солон, Седмицы человеческой жизни).

   Но это худое, неразвитое деревце с десятью-то седминами, - годится ли оно для полноценной любви? Впрочем, апостол Пётр вопрошает Христа о ещё более худосочной мере — одной седмине:  ГОСПОДИ! СКОЛЬКО РАЗ ПРОЩАТЬ БРАТУ МОЕМУ, СОГРЕШАЮЩЕМУ ПРОТИВ МЕНЯ? ДО СЕМИ ЛИ РАЗ?(Матфей 18:21) Ведь прощать значит не давать засыхать деревцу, стимулировать,  благословлять его дальнейшее кущение. Причём, кущение и ветвление — прежде всего разделение, то есть смерть недавно ещё общей бытности. Корни, когда соединяются, хоронят свою индивидуальность, ветви же, когда болезненно разделяются, умирают во второй раз как общность. Ну и что? Когда дети отделяются от родителей ради замужества или женитьбы — уж такая здесь необратимая смерть? Или когда сон разделяет влюблённых, что, конец? Или зима, тем более  покушающаяся на жизнь и любовь? Или дурдом, кладбище умов, - хоть умы и чадят, но это ещё не смерть. Или когда жаждущий знания ученик, достигнув учителя, уходит к другому, как не благословить такой смертельный раздрай! Или возьмём, как пример, текст, где буквы соединяются в слова, но меж словами для удобства чтения обозначены пробелы, разделения, а также знаки препинания, а если сказать ещё серьёзней, по-библейски, знаки преткновения.  «Предательских» таких ситуаций бесчисленное множество, и гневно на них реагировать — это более подходит под испепеляющую смерть. Поэтому Христос вопрошающие очи Петра  обращает на древо жизни: НЕ ГОВОРЮ ТЕБЕ: ДО СЕМИ РАЗ, НО ДО СЕДМИЖДЫ СЕМИДЕСЯТИ РАЗ(Матфей 18:22). Это мы, нынешние христиане, можем руководствоваться  благовестием, но при Христе Евангелия ещё не были написаны, и Учителю надо было ссылаться на пророка Даниила: СЕМЬДЕСЯТ СЕДМИН ОПРЕДЕЛЕНЫ ДЛЯ НАРОДА ТВОЕГО И СВЯТОГО ГОРОДА ТВОЕГО, ЧТОБЫ ПОКРЫТО БЫЛО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЗАПЕЧАТАНЫ БЫЛИ ГРЕХИ И ЗАГЛАЖЕНЫ БЕЗЗАКОНИЯ, ЧТОБЫ ПРИВЕДЕНА БЫЛА ПРАВДА ВЕЧНАЯ, И ЗАПЕЧАТАНЫ БЫЛИ ВИДЕНИЕ И ПРОРОК, И ПОМАЗАН БЫЛ СВЯТОЙ СВЯТЫХ(Даниил 9:24). И псалмопевец Давид на эти же седмины указывает, но лаконичней: БЛАЖЕН, КОМУ ОТПУЩЕНЫ БЕЗЗАКОНИЯ, И ЧЬИ ГРЕХИ ПОКРЫТЫ! БЛАЖЕН ЧЕЛОВЕК, КОТОРОМУ ГОСПОДЬ НЕ ВМЕНИТ ГРЕХА, И В ЧЬЕМ ДУХЕ НЕТ ЛУКАВСТВА!(Псалтирь 31:1-2)  Вот так Христос и отбирал своих учеников: соответствуют ли они древу жизни? Например, Его мнение о Нафанаиле: ВОТ ПОДЛИННО ИЗРАИЛЬТЯНИН, В КОТОРОМ НЕТ ЛУКАВСТВА(Иоанн 1:47). А почему нет лукавства? А потому что Христос его увидел под смоковницей, раскидистым деревом в семьдесят седмин. А почему именно смоковница обладает благословенным зонтом прощения и охраной от лукавства? За ответом следует обратиться к пророку Захарии:  ВОТ ТОТ КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ Я ПОЛАГАЮ ПЕРЕД ИИСУСОМ; НА ЭТОМ ОДНОМ КАМНЕ СЕМЬ ОЧЕЙ; ВОТ, Я ВЫРЕЖУ НА НЕМ НАЧЕРТАНИЯ ЕГО, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ САВАОФ, И ИЗГЛАЖУ ГРЕХ ЗЕМЛИ СЕЙ В ОДИН ДЕНЬ. В ТОТ ДЕНЬ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ САВАОФ, БУДЕТЕ ДРУГ ДРУГА ПРИГЛАШАТЬ ПОД ВИНОГРАД И ПОД СМОКОВНИЦУ(Захария 3:9-10). Та же распускающая листья смоковница, как символ бегства в горнее, обозначена и в «апокалиптических» главах трёх синоптических Евангелий(Матфей 24:32-35; Марк 13:28-31; Лука 21:29-33). Апокалипсис, конец, я беру в кавычки по той простой причине, что он тоже не является необратимым: где конец, там и начало, да ещё  к тому же эти связующие нити спирали приходятся на каждый человеческий род. Опять же это видно по библейскому определению дерева, семя которого на земле: дерево — конец, а семя — начало(Бытие 1:11). Так и у Даниила: мерзость запустения ложится на древо, как на всех предков и пращуров Ноя, но сам Ной в благословенном семени: И УТВЕРДИТ ЗАВЕТ ДЛЯ МНОГИХ ОДНА СЕДМИНА, А В ПОЛОВИНЕ СЕДМИНЫ ПРЕКРАТИТСЯ ЖЕРТВА И ПРИНОШЕНИЕ(Даниил 9:27). Надо и параллельные слова апостола Павла увязать с Даниилом, Давидом и Христом:  БЛАЖЕННЫ, ЧЬИ БЕЗЗАКОНИЯ ПРОЩЕНЫ И ЧЬИ ГРЕХИ ПОКРЫТЫ. БЛАЖЕН ЧЕЛОВЕК, КОТОРОМУ ГОСПОДЬ НЕ ВМЕНИТ ГРЕХА(Римлянам 4:7-8).
   Итак, Даниил, Давид, Христос и апостол Павел фактически хвалят здесь не всё поступательное в своём развитии дерево, а только его плод, который при гниении (увы, бывают ли негниющие плоды?) оставит пребывающее семя. Как тут не вспомнить проклятую Христом смоковницу(Марк 11:21), на которой ещё не пристало время плодов! Нельзя же хвалить смоковницу за обильную листву: уж если плоды гниют, то знание тем более преходяще. Мало того, что оно надмевает человека(1 коринфянам 8:1), так ещё и кончается, упраздняется, превращается в пшик(1 коринфянам 13:8), как и ниспадающая листва. Ну кому сегодня    важно знать, как запрягать лошадь в телегу, или как заточить гусиное перо, чтобы оно писало! А вот сохранить семя сомнительного для жизни мужа возможно для потомства. В древности предоставить жене гены умершего мужа обязан был деверь, как бы дублёр мужа, а теперь любящая вдова может всегда воспользоваться семенем убитого на войне супруга, если позаботилась о его  глубокой заморозке.
   Посмотрите, как апостолы выстраивают рост дерева!.. ВСЯКИЙ ДУХ, КОТОРЫЙ ИСПОВЕДУЕТ ИИСУСА ХРИСТА, ПРИШЕДШЕГО ВО ПЛОТИ, ЕСТЬ ОТ БОГА; А ВСЯКИЙ ДУХ, КОТОРЫЙ НЕ ИСПОВЕДУЕТ ИИСУСА ХРИСТА, ПРИШЕДШЕГО ВО ПЛОТИ, НЕ ЕСТЬ ОТ БОГА(1 Иоанна 4:2-3).
То есть апостол Иоанн, как и пророк Исайя свидетельствует о ростке дерева из сухой земли(Исайя 53:2), а апостол Павел фразой ЕСЛИ ЖЕ И ЗНАЛИ ХРИСТА ПО ПЛОТИ, ТО НЫНЕ УЖЕ НЕ ЗНАЕМ(2 коринфянам 5:16) — что, Павел противоречит Иоанну? Но ведь и самому Господу угодно поразить Христа по плоти!(Исайя 53:10). Так что полную и понятную картину роста дерева и искоренения его ради семени, Духа Святого, даёт апостол Фома: ТОТ, КТО ВЫСКАЗАЛ ХУЛУ НА ОТЦА, - ЕМУ ПРОСТИТСЯ, И ТОТ, КТО ВЫСКАЗАЛ ХУЛУ НА СЫНА, - ЕМУ ПРОСТИТСЯ. НО ТОТ, КТО ВЫСКАЗАЛ ХУЛУ НА ДУХА СВЯТОГО, - ЕМУ НЕ ПРОСТИТСЯ НИ НА ЗЕМЛЕ, НИ НА НЕБЕ(Евангелие от Фомы, логия 49). Да, именно так появляются поклонники в духе и истине, - когда буквальное, плотское понимание ветхозаветного и новозаветного логосов упраздняется! Упраздняется мера, потому что не мерою Бог даёт Святого Духа!(Иоанн 3:34) А мера -
это СЕ МЕРА, то есть семёрка, в семь седмин она или в семьдесят, но только в первом дне будущего предела, «на земле», семя или Дух Святой при сотворении неба и земли, - посмотрите на седмину творения! Конечно, всегда найдутся люди, которые не захотят верить отречённому, апокрифическому Евангелию от Фомы. Для них я привожу слова из канонических Евангелий:  МОЖЕТ ЛИ СЛЕПОЙ ВОДИТЬ СЛЕПОГО? НЕ ОБА ЛИ УПАДУТ В ЯМУ? УЧЕНИК НЕ БЫВАЕТ ВЫШЕ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ; НО, И УСОВЕРШЕНСТВОВАВШИСЬ, БУДЕТ ВСЯКИЙ, КАК УЧИТЕЛЬ ЕГО. ЧТО ТЫ СМОТРИШЬ НА СУЧОК В ГЛАЗЕ БРАТА ТВОЕГО, А БРЕВНА В ТВОЕМ ГЛАЗЕ НЕ ЧУВСТВУЕШЬ?ИЛИ, КАК МОЖЕШЬ СКАЗАТЬ БРАТУ ТВОЕМУ: БРАТ! ДАЙ, Я ВЫНУ СУЧОК ИЗ ГЛАЗА ТВОЕГО, КОГДА САМ НЕ ВИДИШЬ БРЕВНА В ТВОЕМ ГЛАЗЕ? ЛИЦЕМЕР! ВЫНЬ ПРЕЖДЕ БРЕВНО ИЗ ТВОЕГО ГЛАЗА, И ТОГДА УВИДИШЬ, КАК ВЫНУТЬ СУЧОК ИЗ ГЛАЗА БРАТА ТВОЕГО(Лука 6:39-42; Матфей 7:4-5). Итак, если требуется вырвать доброе дерево из себя, что говорить о худом, вместо смокв плодоносящего репьями! Да, в Евангелии вместо дерева познания добра и зла и древа жизни упоминаются только их синонимы — худое и доброе дерево. Семя доброго дерева сеется на добрую почву, а семя злого — при утоптанной дороге, на каменистые места и в сорняки(Матфей 13:3-23). С доброго дерева плоды убирают в житницу, а худые плевелы сжигают( Матфей 13:24-30; Матфей 13:36-43). Доброе дерево с малого  семени превращается в библейское произрастание, над и под которым умещается вся библейская живность(Матфей 13:31-32). Доброе дерево — это три меры последовательно вскисшего теста — седмина, семь и семьдесят седмин(Матфей 13:33). Семя от доброго дерева, как скрытое сокровище, как жемчужина: продавая дерево и покупая жемчужину, купец расстаётся с миром, со временем, но выигрывает вечность(Матфей 13: 44-45). Худое и доброе дерево схоже с неводом, захватившем худых и справных рыб, - от шуйного избавляются, а правое закладывают впрок(Матфей 17:47-48).  Доброе и, напротив, прискучившееся дерево — это Библия, с которой книжник считывает богодухновенные слова, вчера — так, а сегодня иначе, и это радует, как открывшаяся тайна(Матфей 13:52). Доброе дерево — прощённые, выстриженные, забытые  долги, а злое — запечатавшиеся в памяти(Матфей 18:23-35). Худое дерево — первое, первоклашка, доброе — последнее, утучнившееся(Матфей 20:1-16). Ну и так далее и так далее: неразумные девы и мудрые, званные и избранные,  закопанные в землю таланты и умноженные, равнодушный священник с  левитом и добрый самарянин... Необязательно даже примеры из Священного Писания приводить, ибо язык сам за себя говорит: скудость и полнота, ночь и день, ложь и правда. В украинском языке, например, скот называется худобой за недостаточное проявление эволюции  сравнительно с  человеком, образом и подобием Божиим. А в Коране так написано: КОГО ПОЖЕЛАЕТ АЛЛАХ ВЕСТИ ПРЯМО, УШИРЯЕТ ТОМУ ГРУДЬ ДЛЯ ИСЛАМА, А КОГО ПОЖЕЛАЕТ СБИТЬ С ПУТИ, ДЕЛАЕТ ГРУДЬ ЕГО УЗКОЙ, ТЕСНОЙ(Коран 6:125, перевод Крачковского). Впрочем, чтобы не поняли меня буквально, приведу рядом ещё стих: РАЗВЕ ОНИ НЕ ЗНАЮТ, ЧТО АЛЛАХ УШИРЯЕТ УДЕЛ ТОМУ, КОМУ ЖЕЛАЕТ, И РАЗМЕРЯЕТ. ПОИСТИНЕ, В ЭТОМ ЗНАМЕНИЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ВЕРУЮЩИХ(Коран 39:53).
   Но какое бы ни было растение, худое или доброе, с обманчивой мерой или утрясённой, нагнетённой, переполненной,  всё же семя, остаток Божий, Дух Божий - драгоценнее. Поэтому о растении, как ненужном идоле, приведу строки  из «языческого» Писания — Дхаммапады: ЖЕЛАНИЕ БЕСПЕЧНО ЖИВУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА РАСТЁТ КАК МАЛУВА. ОН МЕЧЕТСЯ ИЗ СУЩЕСТВОВАНИЯ В СУЩЕСТВОВАНИЕ, КАК ОБЕЗЬЯНА В ЛЕСУ, ИЩУЩАЯ ПЛОД(334). КАК ПЛОДОВИТАЯ ТРАВА БИРАНА, РАСТУТ ПЕЧАЛИ У ТОГО, КОГО ПОБЕЖДАЕТ ЭТО НЕСЧАСТНОЕ ЖЕЛАНИЕ — ПРИВЯЗАННОСТЬ К МИРУ(335).  КАК ДЕРЕВО, ХОТЯ И ВЫРВАННОЕ, ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ, ЕСЛИ КОРЕНЬ ЕГО НЕ ПОВРЕЖДЁН И КРЕПОК, ТАК И СТРАДАНИЕ РОЖДАЕТСЯ СНОВА И СНОВА, ЕСЛИ НЕ ИСКОРЕНЕНА СКЛОННОСТЬ К ЖЕЛАНИЮ(338). ВЫРУБИТЕ ЛЕС, А НЕ ОДНО ДЕРЕВО. ИЗ ЛЕСА РОЖДАЕТСЯ СТРАХ. ВЫРУБИВ И ЛЕС, И ЧАЩУ, ВЫ, О БХИКШУ, СТАНЕТЕ СВОБОДНЫМИ(283). МУДРЫЕ НЕ ГОВОРЯТ: КРЕПКИ ЭТИ ПУТЫ, СДЕЛАННЫЕ ИЗ ЖЕЛЕЗА, ДЕРЕВА ИЛИ ТРАВЫ БАББА. ВЕДЬ СТРАСТНАЯ-СТРАСТНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К ЖЕНЩИНАМ ДЕТЯМ ИЛИ СЕРЬГАМ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ — КРЕПЧЕ(345).
   Впрочем и в Евангелии отмечается неприязнь к родословному дереву: отцам, матерям, жёнам, детям, сестрам, братьям, даже себе, как ветви древа, даже к среде обитания, в которой дерево состоялось, - всё это надо возненавидеть, оставить, отрешиться(Лука 14:26,33; Матфей 19:29; 12:48-49). Отчего же такая парадоксальность — то возлюбить ближнего требуется, то возненавидеть? И здесь пришла пора вернуться к составным частям ДРЕва — к ДРУжбе и ДРАке. Дело в том, что дерево составляют два вида энергий — центростремительная и центробежная. Корни посредством центростремительной потенции — в Библии она называется  брачным зовом или инстинктом жениха и невесты — собирают ствол, а благодаря центробежной - ствол разбазаривается на ветви, и это называется разводом, разделением. В Евангелии эти энергии или времена красочно представляются игрой на свирели, когда надо плясать, веселиться, торжествовать, и печальными песнями, когда приличествует постится, скорбеть, терпеть, молчать(Матфей 11:17). Значит, итогом, жатвой центростремителной энергии будет ствол или полседмины, но поскольку Моисей к седмине присовокупил и восьмёрку, как остаток, проросток семени(Псалтирь 89:10), то полседмину принято называть числом четыре или сорок. Итогом или жатвой центробежной энергии является число семь или семя, которое опять собирает разбазаренное дерево в единое, но не как в полседмине, в плотское соединение, а в генетическое. Генетическое соединение — нетленное. Оно может произрастать как в физическую, тленную плоть, так и в тонкие, нетленные тела -  эфирное, астральное, ментальное,  кармическое, будхическое,  атмическое.
   Сорок — это пик плоти, после сорока плоть сходит под уклон. Вот как мудрейший Низами связывает все соки, все силы, которые ещё не достигли совершенного возраста, в единый поток:

              Знай, природа, что миру твой сватает разум, -
           Должна сорок лет ожидать. Денег раньше не сыщет она.
           Все же за сорок лет, чтобы стать пред желанным порогом
           Много денег она разбросает по многим дорогам.
           Ныне друга зови. Заклинанья иные забудь.
           Сорок лет подойдет, и тогда лишь всезнающим будь.
           Руки сердца простри и гляди с ожиданием в дали,
           Пусть разделит печаль, тот кто будет опорой в печали.
           Не грусти! Вот и друг; он твою разделяет печаль,
           Грусти шею сверни. Вместе с другом к отрадам причаль.  
           Распростертый в печали, подобный томленью недуга,
           Помощь добрую сыщешь ты в помощи друга.
           Если дружат друзья так, что будто бы дышат одним,
           Сто печалей умчась, никогда не воротятся к ним.
           Только первое утро забрезжит мерцающим светом,
           Крикнет утро второе и звезды погасит при этом.
           Знаем, первое утро не будет предшествовать дню,
           Если дружба второго его не поможет огню.
           Коль один ты не справишься с трудностью трудного дела,
           Тотчас друга зови, чтобы дружба о нем порадела.
           Хоть не каждый наш город богат, как блистательный Хар, -
           Каждый найденный друг - небесами ниспосланный дар.
           (Низами Гянджави, Сокровищница тайн).

   Но на дереве да и на человеке уже написано: как только исполнится число сорок, приходит время центробежных энергий. НЕ ЕСТЬ ЛИ ЭТО СКОРБЬ ДО СМЕРТИ, КОГДА ПРИЯТЕЛЬ И ДРУГ ОБРАЩАЕТСЯ ВО ВРАГА? О, ЗЛАЯ МЫСЛЬ! ОТКУДА ВТОРГЛАСЬ ТЫ, ЧТОБЫ ПОКРЫТЬ ЗЕМЛЮ КОВАРСТВОМ? ПРИЯТЕЛЬ РАДУЕТСЯ ПРИ ВЕСЕЛИИ ДРУГА, А ВО ВРЕМЯ СКОРБИ ЕГО БУДЕТ ПРОТИВ НЕГО. ПРИЯТЕЛЬ ПОМОГАЕТ ДРУГУ В ТРУДАХ ЕГО РАДИ ЧРЕВА, А В СЛУЧАЕ ВОЙНЫ ВОЗЬМЁТСЯ ЗА ЩИТ(Сирах 37:2-5). Я рыдаю вместе с Сирахом. Да, ДРУГ — это не только ДОРОГОЙ спутник по ДОРОГЕ. ДРУГ — это ДРУГОЙ, чужой, оппозиция, потенциальный враг. Увы, вот так любовь и ДРУжба превращается в ДРАку. Давайте вспомним сорокадневный пост Иисуса Христа! В течении всего этого числа Он был искушаем дьяволом(Лука 4:2). Давайте вспомним сорокалетний исход евреев из Египта! Все они ели небесный хлеб, но не выдержали испытания, роптали и были погублены, кроме Иисуса Навина, Халева Иефонниина и нового поколения, народившегося при кочевье по Синайской пустыне. Давайте вспомним сорокадневное бальзамирование тела Иакова — число которое предохраняет от тления!(Бытие 50:3) Давайте вспомним сорок ударов, как достойное наказание за вину!(Второзаконие 25:3)  Давайте вспомним сорокадневный пост Моисея, которым израильский народ был прощён за идолопоклонство!(Второзаконие 9:18)  Давайте вспомним находившегося тридцать восемь лет в болезни расслабленного, лежавшего на подмостках овечьей купальни Вифезда, - к сорока годам на нём случилось чудо, Христос его исцелил(Иоанн 5:5). На итальянском языке число сорок созвучно со словом карантин — quarantotto  и quarantena. А как на русском языке расшифровывается это число? Некий СРОК? СОР, то есть прах? СОРОКа или нательная СОРОЧка, как оболочка плоти и праха? А СРАМ - какое некрасивое слово! Тогда надо признать, что сорок — число древа познания добра и зла.

Я с одним старикашкой гутарил,
и поведал мне тот старина:
на четвёртой струне у гитары
есть заветная нота одна.
Как нажмёшь её пальчиком третьим
самой левой из скрюченных рук –
все диезы запляшут, как черти,
все бемоли закружатся вдруг.
Я нажал, и они закрутились.
Я ещё – заплясали они...
И вся жизнь моя катится в минус
из-за этой весёлой фигни.
(Воловик Александр)

     *  *  *
Вот сорок лет и зим,
и весен прошумело
Осмыслить сделанное дело
настал черед.
Чтоб сбросив груз
не сбывшихся забот,
Идти вперед.

Сейчас я в тупике,
Я верить перестал
в горящий дух
И окружен со всех сторон
Делячеством и ханжеством
хапуг.

Все мелким, тусклым
и ползучим стало
Шуршит листами старый факс
Для всех молитва -звон металла,
И божество -зеленый  бакс.

Продажи и перепродажи
Красоток из папье-маше
Планктон раскрашенный плюмажем,
И манекены на "Порше"
(Николай Казаков-Сирокко, Вот сорок лет и нет...)

   Но вообще-то не стоит поднимать глаза на эти разновеликие деревья, примеряться, прицеливаться. КТО НАБЛЮДАЕТ ВЕТЕР,  ТОМУ НЕ СЕЯТЬ; И КТО СМОТРИТ НА  ОБЛАКА, ТОМУ НЕ ЖАТЬ. КАК ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ ПУТЕЙ ВЕТРА И ТОГО, КАК [ОБРАЗУЮТСЯ] КОСТИ ВО ЧРЕВЕ БЕРЕМЕННОЙ, ТАК НЕ МОЖЕШЬ ЗНАТЬ ДЕЛО БОГА, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ ВСЕ. УТРОМ СЕЙ СЕМЯ ТВОЕ, И ВЕЧЕРОМ НЕ ДАВАЙ ОТДЫХА РУКЕ ТВОЕЙ, ПОТОМУ ЧТО ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ТО ИЛИ ДРУГОЕ БУДЕТ УДАЧНЕЕ, ИЛИ ТО И ДРУГОЕ РАВНО ХОРОШО БУДЕТ(Екклесиаст 11:4-6)  Коран, например, вместо раскидистой смоковницы в семьдесят седмин  предлагает в жатву верующим злаковое растение в семьсот или дважды по семьсот зёрен: ТЕ, КОТОРЫЕ РАСХОДУЮТ СВОИ ИМУЩЕСТВА НА ПУТИ АЛЛАХА, ПОДОБНЫ ЗЕРНУ, КОТОРОЕ ВЫРАСТИЛО СЕМЬ КОЛОСЬЕВ, В КАЖДОМ КОЛОСЕ — СТО ЗЁРЕН. И АЛЛАХ УДВАИВАЕТ, КОМУ ПОЖЕЛАЕТ(Коран 2:263, перевод Крачковского). Вот как обыгрывает награду, обещаемую Кораном, Низами в поэме Сокровищница тайн:

                                        Минутой досуга от дел откреплен,
                               Спешит из дворца на простор Соломон.
                               Он в степь государство свое перенес
                               И трон в лучезарное небо вознес.
                               Глядит, - состраданьем душа стеснена –                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
                               Старик земледелец, чья нива скудна,
                               Последние зерна в дому соберя,
                               Бросает их скудной земле пустыря.
                               Сажает их в каждый земли уголок,
                               Надеясь, что вырастет колос высок.
                               Но птичий открыт Соломону язык,
                               Он в путь созреванья тех зерен проник.
                               И молвил: «О, старец, напрасен твой труд -
                               Ты бросил свое пропитание тут.
                               Мы сеяли в тучную землю  зерно,
                               И много ль, скажи нам, взрастило оно?
                               А с этой, иссохшей, напрасны труды.
                               Что, жаждущий, снимешь с нее без воды?»
                               Ответил старик: «О, прости мой ответ,
                               Не думаю, есть ли вода или нет;
                               Водою мне, видишь, мой пот на спине,
                               Концы моих пальцев лопатою мне,
                               Великим мне счастьем бывает зерно,
                               Когда получаю семьсот на одно.
                               Не сей никогда с сатаной на устах -
                               И ты с одного будешь при семистах!»  
                     (Низами, Сокровищница тайн, перевод Мариэтты Шагинян).

   Поскольку на просторах интернета мне не надо заботиться об экономии бумаги, я привожу перевод из любимой книги также К. Ликсперова и С. Шервинского:


Как-то царь Соломон не имел государственных дел.
И случилось, что ветер светильник задуть захотел.

Царь свой двор перенес в ширь степного просторного дола,
Там вознес он к лазури венец золотого престола.

Скорбен стал Соломон: он увидел, теряя покой,
Старика земледельца, который в равнине скупой,

Зерна в доме собрав — хоть добыча была и убога,—
Поручил закрома одному милосердию бога.

И повсюду в степи разбросал эти зерна старик,
Чтоб из каждого зернышка радостный колос возник.

Но все тайны зерна и все тайны творящего лона
Говор птиц сделал внятными слуху царя Соломона.

Царь промолвил: «Старик! Будь разумным! Коль зерен не счесть,
Можно зерна бросать. Но твои! Их ты должен был съесть.

Для чего ж ты надумал напрасно разбрасывать зерна?
Предо мной быть неумным ужели тебе не зазорно?

Нет мотыги с тобой, что ж царапаешь глину весь день?
Тут ведь нет и воды, для чего же ты сеешь ячмень?

Мы бросали зерно в землю, полную влаги, и что же?
То, что мы обрели, с изобилием было несхоже.

Что же будет тебе под пылающим солнцем дано
На безводной земле, где мгновенно сгорает зерно?»

Был ответ: «Не сердись, мне не нужно обычного блага!
Что; мне сила земли, что; посевам желанная влага!

Что; мне зной, что; дожди, хоть бы длились они без конца!
Эти зерна — мои, а питает их воля творца.

Есть вода у меня: на спине моей мало ли пота?
И мотыга со мной. Это — пальцы. О чем же забота?

Не пекусь я о царствах, мне область ничья не нужна,
И пока я дышу, моего мне довольно зерна.

Небеса мне мирволят, добычу мою умножая.
Сам-семьсот я беру. Я бедней не снимал урожая.

Надо сеять зерно без мольбы у дверей сатаны,
Чтоб такие всегда урожаи нам были даны.

Только с должным зерном, только с небом нам следует знаться,
Чтобы колоса завязь, как должно, могла завязаться.

Тот, кто с разумом ясным был призван творцом к бытию,
Тот по мерке своей ткет разумно одежду свою.

Ткань одежды Исы не на каждого ослика ляжет,
Не на каждого царь, как на помощь престола, укажет.

Лишь одни носороги вгрызаются в шею слону.
Что пожрет муравей? Саранчовую ножку одну,

От нашествия рек море станет ли злым и угрюмым?
А ручей от потоков наполнится яростным шумом.

Человеку, о царь, все дает голубой небосвод.
Все, чего он достоин, себе он под небом найдет.

Государственный муж быть не крепким, не стойким не может;
Иль под бременем тягостным до смерти он изнеможет.

Нет, не каждый живущий родился для сладостных нег,
И великие тайны не каждый таит человек».

Пусть несдержан юнец. Я же прожил немалое время,
Низами молчаливо несет свое тайное бремя.
(Сокровищница тайн, Повесть о Соломоне и поселянине)


   О каком же севе и жатве  говорится в библейских, коранических и не менее богодухновенных стихах Низами? Только ли о  пропитании с нивы или снятии маржи с торга или социальном  перераспределении имущества в пользу бедных? В этой статье говорится о посте. Без поста, без отказа от плотской пищи невозможно вторгаться в духовные выси.  Для верующих привычно говорить: Бог есть любовь. Но любовь, она разная. Притянувшиеся магнитики — это ведь тоже любовь. И земная гравитация — любовь, которая эгоистически притягивает людей к родной планете, чтобы не переманили нас другие небесные тела. Любовь волка к овце или паука к мухе тоже ведь неоспорима. А растения и вовсе раздваиваются от любви к земле и солнцу. Бай и батрак тоже зависимы от этой горькой любви. Женская поэзия тоже пьяна от неё, но вытащи постель из-под неё хотя бы по причине неизбежной мужской импотенции, и поэзия протрезвеет, поскучнеет, начнёт некрасиво зевать. Народы притягиваются взаимными интересами — торговлей, культурными или географическими особенностями, и это тоже разновидность любви. Но по большому счёту всё это называется язычеством или идолопоклонством. Не надо разменивать любовь к Богу на мелкие купюры или мельхиоровую мелочь.
   Жизнь в русском языке означает жатву. А жнец, жених, жена, жен(серп), ужин, жито, пожитки, пожива, жратва, жертва, жрец, жертвенник — это уже аксессуары.  В украинском языке жена называется ещё друЖИНОЙ. К этому слову как нельзя лучше прилагается евангельское крылатое выражение ОДИН СЕЕТ, ДРУГОЙ ЖНЁТ(Иоанн 4:37).  Давайте вспомним строки из стихотворения Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда»:

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

   Увы, сеятель не на ту землю сеет. Сеять надо в седмины или, по-украински, тиЖНИ, в которых и сев и жатва. Посмотрите на первый день библейской седмины, - именно здесь сотворена Богом земля для посева! Но для посева духовного, которому будет способствовать Дух Божий, парящий в сей день. Тогда будет сыпаться небесная манна на сеятеля: шесть дней собирай, в седьмой — отдых. С кем ты? КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Матфей 12:30). Правда, почти все собирающие манну сорок лет в Синайской пустыне погибли. Так это только потому что они ели с дерева познания добра и зла, -  СОБИРАЮТ ЛИ С ТЕРНОВНИКА ВИНОГРАД, ИЛИ С РЕПЕЙНИКА СМОКВЫ?(Матфей 7:16) Но как только израильтяне перешли через Иордан, они стали есть хлеб вечности(Иисус Навин 5:11-12):  Я ЕСМЬ ХЛЕБ ЖИЗНИ; ПРИХОДЯЩИЙ КО МНЕ НЕ БУДЕТ АЛКАТЬ, И ВЕРУЮЩИЙ В МЕНЯ НЕ БУДЕТ ЖАЖДАТЬ НИКОГДА(Иоанн 6:35). Как уже сказано, хлеб жизни и любви разнообразен, но апостол Павел, христианину, свободному от суеты и идолопоклонства настоятельно советует собирать духовный хлеб:  ЕСЛИ КТО НЕ ХОЧЕТ ТРУДИТЬСЯ, ТОТ И НЕ ЕШЬ(2 Фессалоникийцам 3:10). И это не только коммунистический лозунг против тунеядства, но и призыв к посту.

Скажи "довольно" - и тебя настигнет
Сейчас же самолюбованья бес,
И запах тлена, ветоши и гнили
Твой дух начнет распространять окрест.

Бег прекратить не значит встать на месте,
Конвейер плоти движется назад.
Кто не растет, тот заодно и вместе
С тенями, уходящими во мрак.

Не почитай себя высот достигшим,
А заднее забыв, смотри вперед,
Там звание, земных регалий выше,
И цель неповторимая зовет.
(Рыжов Александр Геннадьевич)

Свидетельство о публикации № 14042018213600-00419178
Читателей произведения за все время — 18, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют